Перелом по фрейду

Симптом в психоанализе
Напомним, что Фрейд понимал под «симптомом». Прошлое, по Фрейду, всегда присутствует в актуальной жизни индивида и влияет на все его поступки и отношения, даже если это влияние активно и не осознается. Это прошлое, выявляемое в процессе психологического изучения по значимым случайностям, оговоркам, опискам, неожиданной игре слов и т. п., свидетельствующим о чем-то скрываемом даже от самого себя, Фрейд и называл «симптомами». В отдельную категорию им выделялись так называемые «симптоматические действия», под которыми подразумевались обычно кажущиеся незначимыми или несущественными нюансы поведения, типа перебирание складок платья или пуговиц, комканье платка, которые также имеют определенный скрытый смысл, особенно — при сопоставлении с темами рассказов, на фоне которых они проявляются или невербальный фон которых они создают.
Вопрос об отношении прошлого и настоящего в индивидуально-психическом «преломлении» является чрезвычайно интересным. Диапазон определяемого или ощущаемого как настоящее может варьироваться в самых широких пределах. Во многих работах отечественных и зарубежных авторов было убедительно показанЬ, что временная упорядоченность тех или иных действий или событий нередко возникает или воссоздается лишь на основе осознания (и не всегда верного) их причинной связи. При этом чем актуальнее или чем индивидуально значимее событие для личности, тем «ближе» оно оказывается в сознании к настоящему, несмотря на его действительную временную удаленность. Например, в течение одного и того же изложения событий мой пациент сообщает, что недавно он развелся с женой, а затем на вопрос: «Откуда шрам на руке?» — отвечает, что это уже давно был перелом. При восстановлении же истинной хронологии событий оказалось, что развод (который «недавно») более чем на год предшествовал перелому (который «давно»). «Симптом», по Фрейду, всегда выступает как болезненное переживание прошлого, которое не стало в полном смысле прошлым, так как было не забыто, а «вытеснено» (чтобы это стало чуть понятнее, попробую пояснить образно — это как бы защита от переживаний или сопротивление сознания по отношению к информации, о которой и помнить тяжело или даже невозможно, но и забыть нельзя). Поэтому симптомы, появляющиеся в рассказе пациента, а нередко и весь рассказ в известной мере не являются воспоминанием. Точнее всего этот феномен поясняет уже использованная мной игра слов: «Нельзя вспомнить то, что не было забыто». И именно на перевод этих симптомов в «давнюю» память, в прошлое, а также переоценку его и направлена работа психоаналитика. Его основная задача состоит в том, чтобы затаенное, но не забытое, скрываемое даже от самого себя вначале «всплыло» на уровень активного восприятия пациента, стало осознаваемым, чтобы затем, после переосмысления (как правило, при участии психоаналитика), действительно стать забытым, а не вытесненным, действительно — прошлым со всей совокупностью нормального отношения к прошлому как к тому, что уже прошло, рассеялось, забылось, что уже не волнует, не терзает, не беспокоит. Кстати, последнюю фразу многие психотерапевты включают в формулы гетеро— и аутов-нушений. Термин переосмысление не совсем верно отражает суть процесса, так как в него входит и отреагирование, и оплакивание (как в переносном, так и в прямом смысле), и еще масса других составляющих, которые постоянно требуют напряженного внимания аналитика.
Этот методический прием исходит из того, что в жизни каждого есть такие не осмысленные, не пережитые и даже никогда ранее не озвученные воспоминания, мысли, желания и влечения. И этот эмоциональный «багаж» нередко оказывается настолько тяжелой ношей, что «педнять» еще хоть что-нибудь — сил уже не остается. И так же как анализ биохимических составляющих тканей организма пока невозможно сделать бескровно, так и анализ психики без слова, как материального и структурированного ее носителя, невозможен. И хотя некоторые ученые считают, что со временем удастся анализировать содержание интрапси-хической сферы по показателям пространственно-временной организации биоэлектрических процессов мозга, для меня эта гипотеза пока представляется попыткой угадать, что идет на экране телевизора на основании замера сопротивления тока в цепи.
Но терапевтическая эффективность приведенного психоаналитического приема была бы невозможна, если бы в качестве основной задачи не ставилась интеграция Эго пациента. Но это уже слишком специальный вопрос, который вряд ли уместно излагать в книге по элементарному психоанализу, тем более что мы еще вообще практически не говорили о широко известных Оно, Я и Сверх-Я.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Глава 1 Психологическая помощь – в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной терапии и экзистенциально-гуманистической психологии
Глава 1 Психологическая помощь – в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной терапии и экзистенциально-гуманистической психологии
Общение людей друг с другом предполагает их взаимное психологическое воздействие. Это воздействие может быть как случайным, стихийным,
Болезнь и симптом
Болезнь и симптом
Поскольку моей основной задачей как врача, в том числе и в психотерапии, является работа с больными, у меня возник вопрос: «Как можно использовать метод семейной расстановки специально для лечения болезней и симптомов?» Оказалось, что «на роли» болезней
Симптом и тайна
Симптом и тайна
В каждой семье есть свои тайны. Многие из них могут и должны оставаться тайнами, например те, что касаются интимной жизни родителей. Но некоторые тайны ребенок имеет право знать. Он должен знать все, что связано с его происхождением: кто его родной отец; кто
Симптом и примирение
Симптом и примирение
Вся моя терапевтическая работа строится на признании и использовании симптома как помощника и друга. В болезнях я вижу помощников, позволяющих найти собственный путь, познать самого себя, узнать свое место в системе и согласиться с ним. Борьба с
Глава 1. Представление о психоанализе
Глава 1. Представление о психоанализе
Исторический экскурсПсихоанализ – от греческого «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу данное понятие было введено 3. Фрейдом в конце XIX века для обозначения нового метода изучения и лечения психических
Симптом или болезнь?
Симптом или болезнь?
Надо отметить, мы еще не устранили всех «юридических» казусов и коллизий, связанных с представленной здесь путаницей в терминах, понятиях, определениях и подходах. Причем путаница эта возникает как на ниве психиатрической науки, так и в области
3.20.МАНИПУЛЯЦИИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
3.20.МАНИПУЛЯЦИИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
Эффективно во время психоанализа применение элементов спиритического сеанса. Для этого пациента усаживают за стол, на котором лежит листок с таблицей ответов «да», «нет», “не знаю”. Берется обыкновенный стакан, переворачивается и кладется
1.12. Вытеснение и симптом
1.12. Вытеснение и симптом
Многие органические патологические аспекты через определенное время превращаются в автономные (то есть не связанные с сознательным процессом «Я») системы вследствие вытеснения, при помощи которого «Я» предохраняет себя от определенных
Дит в психоанализе, юнгианской теории и не только
Дит в психоанализе, юнгианской теории и не только
Трехголовый каннибал, Дит, хорошо известен в психоанализе, но у него спорная родословная. Похоже, что Фрейд интерпретировал его как персонификацию влечения к смерти (Freud, 1920: 35). Вероятно, Мелани Кляйн связала бы этот образ с
Таинственный симптом
Таинственный симптом
Невысокая, склонная к полноте брюнетка — не более тридцати, слегка приоткрыв дверь, протиснулась в мой кабинет и замерла у порога. Настороженно осмотрев мое рабочее пространство, она тихим голосом, который никак не соответствовал ее яркой внешности,
О психоанализе
О психоанализе
IО возникновении и развитии психоанализа. — Истерия. — Случай д — ра Брейера. — «Talking cure» — Происхождение симптомов от психических травм. — Симптомы как символы воспоминаний. — Фиксация на травмах. — Разрядка аффектов. — Истерическая конверсия. —
О психоанализе
О психоанализе
СИМПТОМ/СИНТОМ
СИМПТОМ/СИНТОМ
Вслед за Фрейдом Лакан говорит: невротический симптом – след бессознательного, компромиссное образование, возникающее в результате конфликта между желаниями. Вслед за Фрейдом Лакан осмысляет симптом как возврат вытесненного, только вот возвратом его
Источник
Современный психоанализ стал одним из явлений мировой культуры, его термины и понятия вошли в обыденную речь, а его «сюжеты» многократно растиражированы в литературных произведениях и кинематографе, в связи с чем сейчас многие обращаются к работам Зигмунда Фрейда и его последователей. Предназначение этой книги — помочь читателю составить самое общее представление о психоанализе, чтобы лучше понимать и себя, и многие явления общественной жизни, а также более адекватно воспринимать многочисленные новые разработки в этой сфере. Со времен Зигмунда Фрейда представления о психоанализе, конечно же, качественно изменились, но прежде чем переходить к его специальным разделам и более поздним Концепциям, целесообразно ознакомиться с тезисным изложением их истории и методологии, неотделимой от персональной истории создателя этого метода
…
Симптом в психоанализе
Напомним, что Фрейд понимал под «симптомом». Прошлое, по Фрейду, всегда присутствует в актуальной жизни индивида и влияет на все его поступки и отношения, даже если это влияние активно и не осознается. Это прошлое, выявляемое в процессе психологического изучения по значимым случайностям, оговоркам, опискам, неожиданной игре слов и т. п., свидетельствующим о чем-то скрываемом даже от самого себя, Фрейд и называл «симптомами». В отдельную категорию им выделялись так называемые «симптоматические действия», под которыми подразумевались обычно кажущиеся незначимыми или несущественными нюансы поведения, типа перебирание складок платья или пуговиц, комканье платка, которые также имеют определенный скрытый смысл, особенно — при сопоставлении с темами рассказов, на фоне которых они проявляются или невербальный фон которых они создают.
Вопрос об отношении прошлого и настоящего в индивидуально-психическом «преломлении» является чрезвычайно интересным. Диапазон определяемого или ощущаемого как настоящее может варьироваться в самых широких пределах. Во многих работах отечественных и зарубежных авторов было убедительно показанЬ, что временная упорядоченность тех или иных действий или событий нередко возникает или воссоздается лишь на основе осознания (и не всегда верного) их причинной связи. При этом чем актуальнее или чем индивидуально значимее событие для личности, тем «ближе» оно оказывается в сознании к настоящему, несмотря на его действительную временную удаленность. Например, в течение одного и того же изложения событий мой пациент сообщает, что недавно он развелся с женой, а затем на вопрос: «Откуда шрам на руке?» — отвечает, что это уже давно был перелом. При восстановлении же истинной хронологии событий оказалось, что развод (который «недавно») более чем на год предшествовал перелому (который «давно»). «Симптом», по Фрейду, всегда выступает как болезненное переживание прошлого, которое не стало в полном смысле прошлым, так как было не забыто, а «вытеснено» (чтобы это стало чуть понятнее, попробую пояснить образно — это как бы защита от переживаний или сопротивление сознания по отношению к информации, о которой и помнить тяжело или даже невозможно, но и забыть нельзя). Поэтому симптомы, появляющиеся в рассказе пациента, а нередко и весь рассказ в известной мере не являются воспоминанием. Точнее всего этот феномен поясняет уже использованная мной игра слов: «Нельзя вспомнить то, что не было забыто». И именно на перевод этих симптомов в «давнюю» память, в прошлое, а также переоценку его и направлена работа психоаналитика. Его основная задача состоит в том, чтобы затаенное, но не забытое, скрываемое даже от самого себя вначале «всплыло» на уровень активного восприятия пациента, стало осознаваемым, чтобы затем, после переосмысления (как правило, при участии психоаналитика), действительно стать забытым, а не вытесненным, действительно — прошлым со всей совокупностью нормального отношения к прошлому как к тому, что уже прошло, рассеялось, забылось, что уже не волнует, не терзает, не беспокоит. Кстати, последнюю фразу многие психотерапевты включают в формулы гетеро— и аутов-нушений. Термин переосмысление не совсем верно отражает суть процесса, так как в него входит и отреагирование, и оплакивание (как в переносном, так и в прямом смысле), и еще масса других составляющих, которые постоянно требуют напряженного внимания аналитика.
Этот методический прием исходит из того, что в жизни каждого есть такие не осмысленные, не пережитые и даже никогда ранее не озвученные воспоминания, мысли, желания и влечения. И этот эмоциональный «багаж» нередко оказывается настолько тяжелой ношей, что «педнять» еще хоть что-нибудь — сил уже не остается. И так же как анализ биохимических составляющих тканей организма пока невозможно сделать бескровно, так и анализ психики без слова, как материального и структурированного ее носителя, невозможен. И хотя некоторые ученые считают, что со временем удастся анализировать содержание интрапси-хической сферы по показателям пространственно-временной организации биоэлектрических процессов мозга, для меня эта гипотеза пока представляется попыткой угадать, что идет на экране телевизора на основании замера сопротивления тока в цепи.
Но терапевтическая эффективность приведенного психоаналитического приема была бы невозможна, если бы в качестве основной задачи не ставилась интеграция Эго пациента. Но это уже слишком специальный вопрос, который вряд ли уместно излагать в книге по элементарному психоанализу, тем более что мы еще вообще практически не говорили о широко известных Оно, Я и Сверх-Я.
Источник
Ïîíÿòèå «ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà» âïåðâûå ïîÿâèëîñü â íàó÷íîé ëèòåðàòóðå â êîíöå 19 âåêà. Èñòîðèÿ ñîâðåìåííîé ïñèõèàòðèè îáû÷íî ñâÿçûâàåòñÿ ñ èìåíåì Ýìèëÿ Êðåïåëèíà è èçäàíèåì â 1900 ã. åãî ó÷åáíèêà «Ââåäåíèå â ïñèõèàòðè÷åñêóþ êëèíèêó». Ý. Êðåïåëèí áûë ó÷åíèêîì Â. Âóíäòà è ñîçäàë ñâîþ êîíöåïöèþ ïñèõèàòðèè íà îñíîâå ìåòîäîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïñèõîëîãèè, â êîòîðîé êëþ÷åâûì ïîíÿòèåì ïñèõèàòðèè ñòàíîâèòñÿ – «ñèìïòîì».
Ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà ñòàëè ðàññìàòðèâàòüñÿ íàðÿäó ñ ñîìàòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, è ïðè÷èíà èõ âèäåëàñü âî âíåøíèõ ôàêòîðàõ òàêèõ, êàê âèðóñû, òîêñèíû è òðàâìû.  ýòî æå âðåìÿ ðàçâèâàåòñÿ äðóãîå íàïðàâëåíèå ïñèõèàòðèè – ïñèõîàíàëèç, êîòîðûé îáîñíîâûâàë èäåþ, ñîãëàñíî êîòîðîé âñå ïðîÿâëåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ äåòåðìèíèðîâàíû ïðåäøåñòâóþùèìè ïåðåæèâàíèÿìè ïàöèåíòà (Æ. Øàðêî, Ç. Ôðåéä «Èññëåäîâàíèå èñòåðèè» 1893 ã., Ê. Þíã «Ïñèõîç è åãî ñîäåðæàíèå» 1907 ã., Ò.Òèëèíã).
Òàêèì îáðàçîì, ïñèõèàòðèÿ ðàçäåëèëàñü íà äâà íàïðàâëåíèÿ: ìåäèöèíñêîå (íîçîëîãè÷åñêîå), ïðîïîâåäîâàâøåå ýêçîãåííóþ ïðèðîäó ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ è êîíñòèòóöèîíàëüíîå – îòñòàèâàâøåå èäåþ ýíäîãåííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, à â ÷àñòíîñòè òî, ÷òî ïñèõè÷åñêàÿ êîíñòèòóöèÿ ëè÷íîñòè, èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè è íåïîâòîðèìàÿ èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ ëåæàò â îñíîâå ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Êîíñòèòóöèîíàëüíîå íàïðàâëåíèå ïñèõèàòðèè îñíîâûâàëîñü íà ôåíîìåíîëîãè÷åñêîì ïîäõîäå Êàðëà ßñïåðñà, ãëàâíîé èäååé êîòîðîãî áûëî òî, ÷òî îñíîâíîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü íå ñèìïòîìàì, à èññëåäîâàíèþ ëè÷íîñòè ïàöèåíòîâ, èõ ïåðåæèâàíèÿì è æèçíåííîé èñòîðèè ïóòåì «âæèâàíèÿ» è «â÷óâñòâîâàíèÿ» â èõ âíóòðåííèé ìèð. È òî, ñ ÷åì, ïðåæäå âñåãî, ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ïñèõèàòðó ïðè ðàáîòå ñ ïàöèåíòàìè ÿâëÿåòñÿ òðàâìàòè÷åñêèì æèçíåííûì îïûòîì.
Ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà – (òðàâìà â ïåð. ñ ãðå÷. – «ðàíà», «ïîâðåæäåíèå», «ðåçóëüòàò íàñèëèÿ») – ãëóáîêèå è ìó÷èòåëüíûå ïåðåæèâàíèÿ ÷åëîâåêà, ñâÿçàííûå ñ òðàâìàòè÷åñêèìè ñîáûòèÿìè åãî æèçíè, ïðåäåëüíûå íàêîïëåíèÿ âîçáóæäåíèÿ, ñ êîòîðûìè îí íå â ñîñòîÿíèè ñïðàâèòüñÿ èëè êîòîðûå ÷àñòè÷íî ïðåîäîëåâàþòñÿ ïîñðåäñòâîì áåññîçíàòåëüíûõ ìåõàíèçìîâ çàùèòû, âåäóùèõ ê îáðàçîâàíèþ íåâðîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Ç. Ôðåéä â ðàáîòå «Èññëåäîâàíèå èñòåðèè» ïèñàë: «Òðàâìàòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ìîæåò îêàçàòü ëþáîå ñîáûòèå, êîòîðîå âûçûâàåò ÷óâñòâî óæàñà, ñòðàõà, ñòûäà, äóøåâíîé áîëè; è, ðàçóìååòñÿ, îò âîñïðèèì÷èâîñòè ïîñòðàäàâøåãî çàâèñèò âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî ýòî ïðîèñøåñòâèå ïðèîáðåòåò õàðàêòåð òðàâìû».
Ñïåöèôè÷íî òî, ÷òî òðàâìà íå âñåãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â ÷èñòîì âèäå, êàê áîëåçíåííîå âîñïîìèíàíèå èëè ïåðåæèâàíèå, îíà ñòàíîâèòñÿ êàê áû «âîçáóäèòåëåì áîëåçíè» è âûçûâàåò ñèìïòîìû, êîòîðûå çàòåì, îáðåòÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, îñòàþòñÿ íåèçìåííûìè [12, ñ. 20].
Ïîíÿòèå «òðàâìà» â îáûäåííîì ïîíèìàíèè ñîîòíîñèòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ñ òåëåñíûìè ïîâðåæäåíèÿìè, íàðóøåíèåì öåëîñòíîñòè òåëà.
Òðàâìû áûâàþò ëåãêèìè, òÿæåëûìè è íåñîâìåñòèìûìè ñ æèçíüþ, âñå çàâèñèò îò ñèëû âîçäåéñòâèÿ èñòî÷íèêà òðàâìû è çàùèòíîãî áàðüåðà òåëà. Ïî çàêîíàì ãîìåîñòàçà âñå, ÷òî íàðóøàåò ðàâíîâåñèå è öåëîñòíîñòü îðãàíèçìà, âûçûâàåò ðåàêöèþ, íàïðàâëåííóþ íà âîññòàíîâëåíèå ñòàáèëüíîãî ñîñòîÿíèÿ. Ïðè ýòîì âñå ÷óæåðîäíûå òåëà îðãàíèçìîì îòòîðãàþòñÿ, ò. å. âûòåñíÿþòñÿ. Ïî àíàëîãèè ñ ôèçè÷åñêîé òðàâìîé è ðåàêöèåé íà íåå îðãàíèçìà ôóíêöèîíèðóåò è ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà.
Ïñèõèêà, òàê æå êàê è âíóòðåííÿÿ ñðåäà îðãàíèçìà ñòðåìèòñÿ ê ïîääåðæàíèþ ñòàáèëüíîãî ñîñòîÿíèÿ è âñå, ÷òî íàðóøàåò ýòó ñòàáèëüíîñòü, âûòåñíÿåòñÿ ïî òåðìèíîëîãèè Ç. Ôðåéäà.  îòëè÷èå îò ôèçè÷åñêîé òðàâìû, êîòîðàÿ âñåãäà ÿâëÿåòñÿ âíåøíåé, ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà ìîæåò èìåòü èíòðàïñèõè÷åñêóþ ïðèðîäó, ò. å. ïñèõèêà èìååò ñïîñîáíîñòü òðàâìàòèçèðîâàòü ñàìó ñåáÿ, ïðîäóöèðóÿ îïðåäåëåííûå ìûñëè, âîñïîìèíàíèÿ, ïåðåæèâàíèÿ è àôôåêòû.
Âòîðîå ñóùåñòâåííîå îòëè÷èå ïñèõè÷åñêîé òðàâìû îò ôèçè÷åñêîé â òîì, ÷òî îíà íåâèäèìà è îáúåêòèâèçèðóåòñÿ ïî êîñâåííûì ïðèçíàêàì, ãëàâíûì èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ äóøåâíàÿ áîëü. Ðåôëåêòîðíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ëþáóþ áîëü – îòñòðàíåíèå, èçáåãàíèå, èçáàâëåíèå.
Íî îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ áîëè – èíôîðìàöèîííàÿ, îíà ñîîáùàåò î íàëè÷èè ïîâðåæäåíèÿ è çàïóñêàåò ìåõàíèçì íà èñöåëåíèå è âûæèâàíèå îðãàíèçìà.
Ïñèõè÷åñêàÿ áîëü òàê æå èíôîðìèðóåò î ïñèõîëîãè÷åñêîì íåáëàãîïîëó÷èè è çàïóñêàåò ìåõàíèçì èñöåëåíèÿ ïñèõèêè – ðàáîòó çàùèòíûõ ìåõàíèçìîâ, â ÷àñòíîñòè ìåõàíèçìîâ âûòåñíåíèÿ è ïîäàâëåíèÿ èëè îòâåòíóþ ðåàêöèþ. Îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ íà òðàâìàòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ïðèñóòñòâóåò âñåãäà, è ÷åì èíòåíñèâíåå òðàâìà, òåì ñèëüíåå âíåøíåå äåéñòâèå èëè âíóòðåííåå ïåðåæèâàíèå. Îòâåòíîé ðåàêöèåé ìîæåò áûòü îòâåòíûé óäàð, ðóãàíü, åñëè ÷åëîâåêà óäàðèëè èëè óíèçèëè, à ìîæåò áûòü ÷óâñòâî áåññèëèÿ è ïëà÷. Îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ ïîçâîëÿåò îñóùåñòâèòü ðàçðÿäêó ÷ðåçìåðíîãî ïñèõè÷åñêîãî âîçáóæäåíèÿ, âîçíèêàþùåãî ïðè òðàâìàòèçàöèè.  òîì ñëó÷àå, êîãäà âîçðîñøåå ïñèõè÷åñêîå âîçáóæäåíèå â ñèëó îáñòîÿòåëüñòâ íå ìîæåò áûòü îòðåàãèðîâàíî (â ò. ÷. è âåðáàëüíî, êàê èçâåñòíî ñëîâà ìîãóò çàìåíÿòü íå òîëüêî äåéñòâèÿ, íî è ïåðåæèâàíèÿ), íà÷èíàþò ðàáîòàòü çàùèòíûå ìåõàíèçìû ïñèõèêè, ïåðåâîäÿ ýíåðãèþ òðàâìàòè÷åñêîãî âîçáóæäåíèÿ â òåëåñíûå ñèìïòîìû, è ðàçðÿäêà ïðîèñõîäèò â ñîìàòè÷åñêîé ñôåðå.
Ïðîèñõîäèò òî, ÷òî â ïñèõîàíàëèçå íàçûâàþò êîíâåðñèåé.
Ïñèõîñîìàòè÷åñêàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ðàññìàòðèâàåò ñèìâîëè÷åñêîå çíà÷åíèå êîíâåðñèîííûõ ñèìïòîìîâ, ëîêàëèçîâàííûõ â òåëå ñëåäóþùèì îáðàçîì:
– îáèäà, êîòîðóþ ÷åëîâåê íå ñìîã «ïðîãëîòèòü», ëîêàëèçóåòñÿ â îáëàñòè ãëîòàíèÿ â âèäå çàáîëåâàíèé ãîðëà, ùèòîâèäíîé æåëåçû, à îáèäà êîòîðóþ ÷åëîâåê íå ñìîã «ïåðåâàðèòü» – â îáëàñòè æåëóäî÷íî – êèøå÷íîãî òðàêòà;
– «òðàâìà ðàçáèòîãî ñåðäöà» èëè ñèòóàöèÿ, ïðèíÿòàÿ áëèçêî ê ñåðäöó èìååò ëîêàëèçàöèþ â ñåðäöå;
– ÷óâñòâî âèíû âûçûâàåò òîøíîòó, ðâîòó, ñïàçìû ñîñóäîâ, à ñåêñóàëüíàÿ âèíà – ÷àñòûå ìî÷åèñïóñêàíèÿ, ýíóðåç, öèñòèò;
– «íåâûïëàêàííûå» ñëåçû è ïîäàâëåííûé ïëà÷ âûçûâàþò ðàññòðîéñòâî êèøå÷íèêà è ðèíèò (ñëåçû íàõîäÿò äðóãîé ïóòü âûõîäà);
– áåññèëüíàÿ ÿðîñòü è ïàññèâíàÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü îò æèçíåííîé ñèòóàöèè, îòñóòñòâèå ïîääåðæêè è îïîðû – íàðóøåíèÿ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà;
– òðàâìû óíèæåíèÿ è óäàðû ïî ñàìîëþáèþ – ïðîáëåìû ñ ñîñóäàìè, ãîëîâíûå áîëè, ãèïåðòîíèþ;
– äîâåðáàëüíûå òðàâìû – íàðóøåíèÿ ðå÷è.
Ç. Ôðåéä óêàçûâàë, ÷òî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñîìàòèçàöèÿ ñïîñîáñòâóåò ðàçðÿäêå âîçíèêøåãî ïñèõè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ, â ïñèõèêå ôîðìèðóåòñÿ ñïåöèôè÷åñêîå «ìåíòàëüíîå ÿäðî» èëè «ïóíêò ïåðåêëþ÷åíèÿ», àññîöèàòèâíî ñâÿçàííûé ñî âñåé «àòðèáóòèêîé» ïîëó÷åííîé ïñèõè÷åñêîé òðàâìû. È ýòî «ìåíòàëüíîå ÿäðî» áóäåò àêòèâèçèðîâàòüñÿ âñÿêèé ðàç, êîãäà ñèòóàöèÿ áóäåò íàïîìèíàòü òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåæèâàíèÿ, îäíîâðåìåííî çàïóñêàÿ ïàòîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû ðåàãèðîâàíèÿ. Ç. Ôðåéä íàçûâàåò ýòîò ïðîöåññ ôåíîìåíîì «íàâÿç÷èâîãî ïîâòîðåíèÿ». Òàêèì îáðàçîì, ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà èìååò î÷åíü «õîðîøóþ ïàìÿòü», à åå æåðòâû ñòðàäàþò ïðåèìóùåñòâåííî îò âîñïîìèíàíèé è ïàòîëîãè÷åñêèõ ïàòòåðíîâ ðåàãèðîâàíèÿ, ðåàëèçóåìûõ áåññîçíàòåëüíî. Ç. Ôðåéä îòìå÷àë, ÷òî åãî ïàöèåíòû íå òîëüêî íàõîäÿòñÿ â ïëåíó áîëåçíåííûõ ïåðåæèâàíèé äàëåêîãî ïðîøëîãî, íî è îò÷àÿííî öåïëÿþòñÿ çà íèõ, ïîòîìó ÷òî îíè îáëàäàþò íåêîé îñîáîé öåííîñòüþ, ïðîèñõîäèò ôèêñàöèÿ íà òðàâìå, êîòîðàÿ ìîæåò äëèòüñÿ âñþ æèçíü[12].
Òåîðèÿ òðàâìû, èãðàâøàÿ çàìåòíóþ ðîëü íà ðàííåé ñòàäèè ïñèõîàíàëèçà, áûëà ñâÿçàíà ñ ïñèõè÷åñêîé òðàâìîé êàê ïðè÷èíîé ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Ýòî ïðåäñòàâëåíèå âîçíèêëî ó Ç.Ôðåéäà â ïåðèîä èñïîëüçîâàíèÿ êàòàðòè÷åñêîãî ìåòîäà ëå÷åíèÿ ïðè ëå÷åíèè èñòåðèè.
Ïåðâîíà÷àëüíî Ç. Ôðåéä ñ÷èòàë, ÷òî ñåêñóàëüíûå äîìîãàòåëüñòâà, î êîòîðûõ åìó ñîîáùàëè åãî ïàöèåíòû, äåéñòâèòåëüíî èìåëè ìåñòî è íàñòîëüêî òðàâìèðîâàëè äåòñêóþ ïñèõèêó, ÷òî â ïîñëåäñòâèè ïðèâîäèëè ê íåâðîòè÷åñêèì ðàññòðîéñòâàì.
Íåïðèÿòíûå áîëåçíåííûå ïåðåæèâàíèÿ âûòåñíÿþòñÿ, à ñâÿçàííûå ñ íèìè àôôåêòû íå íàõîäÿò ñåáå âûðàæåíèÿ, ïðîäîëæàþò áåññîçíàòåëüíî ðàçâèâàòüñÿ è íà÷èíàþò ïðîÿâëÿòüñÿ â âèäå ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ. Ç. Ôðåéä ñ÷èòàë, ÷òî, èñïîëüçóÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé ìåòîä, ñ ïîìîùüþ âîñïîìèíàíèé ìîæíî âûâåñòè âûòåñíåííûå òðàâìàòè÷åñêèå ïåðåæèâàíèÿ íà ñîçíàòåëüíûé óðîâåíü. À åñëè ïðîÿâèòü ïîäàâëåííûé àôôåêò è ñòîéêî åãî ïðåîäîëåòü, òî âîçìîæíî èçáàâèòüñÿ è îò òðàâìû è îò ñèìïòîìà. Òàê ñëó÷èëîñü ñ ïåðâîé ïàöèåíòêîé ïñèõîàíàëèçà Àííîé Î., êîòîðàÿ, óõàæèâàÿ çà ñìåðòåëüíî áîëüíûì îòöîì, íå ìîãëà ðåàëèçîâàòü ñâîè ñåêñóàëüíûå è àãðåññèâíûå èìïóëüñû, ïîñêîëüêó áîÿëàñü åãî îãîð÷èòü. Îíà âûòåñíÿëà ýòè èìïóëüñû, èç-çà ÷åãî ó íåå ðàçâèëñÿ öåëûé ðÿä ñèìïòîìîâ: ïàðàëè÷, ñóäîðîãè, òîðìîæåíèå, äóøåâíîå ðàññòðîéñòâî.
Ñòîèëî åé òîëüêî çàíîâî ïåðåæèòü è äîâåñòè äî ðàçðåøåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèå àôôåêòû, êàê ñèìïòîìû èñ÷åçàëè, ÷òî äîêàçûâàëî íàëè÷èå ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé ìåæäó ïîäàâëåííûìè èìïóëüñàìè è íåâðîçîì êàê èõ ïîñëåäñòâèåì. Òàêèì îáðàçîì, ñòàëî ïîíÿòíûì, ÷òî â ïîÿâëåíèè íåâðîçà â ðàâíîé ìåðå îòâåòñòâåííû âíåøíÿÿ ñèòóàöèÿ (òðàâìà, ñòðàõ ïîòåðÿòü îòöà) è âíóòðåííèå ìîòèâû (æåëàíèå ñòàòü åìó áëèçêîé, áûòü ìîæåò, äàæå ñåêñóàëüíî, è â òî æå âðåìÿ æåëàíèå åãî ñìåðòè).
Ïîçæå Ç.Ôðåéä çàìåòèë, ÷òî ðàññêàçû ïàöèåíòîâ î ñåêñóàëüíûõ äîìîãàòåëüñòâàõ ÷àñòî îêàçûâàþòñÿ âûìûñëîì è ôàíòàçèåé, ÷òî äàëî îñíîâàíèå ïåðåõîäà íà ïîçèöèþ òåîðèè èíñòèíêòîâ (âëå÷åíèé). Íîâàÿ ãèïîòåçà Ç. Ôðåéäà ñâîäèëàñü ê ñëåäóþùåìó: ñåêñóàëüíî îêðàøåííûå ðàññêàçû ïàöèåíòîâ ÿâëÿþòñÿ ïðîäóêòîì èõ áîëåçíåííûõ ôàíòàçèé, íî ýòè ôàíòàçèè, õîòÿ è â èñêàæåííîì âèäå, îòðàæàþò èõ äåéñòâèòåëüíûå æåëàíèÿ è âëå÷åíèÿ.
Âîçâðàùàÿñü ê òåîðèè òðàâìû Ç. Ôðåéäà, ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî ñëó÷àè ñåêñóàëüíîãî çëîóïîòðåáëåíèÿ ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ íàñòîëüêî ðàíÿò äåòñêóþ ïñèõèêó, ÷òî îíè îêàçûâàþòñÿ íå â ñîñòîÿíèè ïåðåíåñòè ýòè óæàñíûå è ïóãàþùèå ïåðåæèâàíèÿ, êîòîðûå â ðåçóëüòàòå âûòåñíÿþòñÿ â áåññîçíàòåëüíîå, à çàòåì ïðåäúÿâëÿþòñÿ â âèäå ïñèõîïàòîëîãèè. Ïðè ýòîì äåëî îáñòîèò íå òîëüêî è íå ñòîëüêî â ñàìîé ïñèõè÷åñêîé òðàâìå, ïîëó÷åííîé â ðàííåì äåòñòâå, ñêîëüêî â ïàòîãåííûõ âîñïîìèíàíèÿõ î íåé, îñòàþùèõñÿ áåññîçíàòåëüíûìè, íî âûçûâàþùèõ ñåêñóàëüíîå âîçáóæäåíèå â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è â áîëåå ïîçäíåì âîçðàñòå. Îäíîâðåìåííî Ç. Ôðåéä ñ÷èòàë, ÷òî íå íàäî îæèäàòü íàëè÷èÿ îäíîãî òðàâìèðóþùåãî âîñïîìèíàíèÿ è, â êà÷åñòâå åãî ÿäðà – åäèíñòâåííîãî ïàòîãåííîãî ïðåäñòàâëåíèÿ, à íàäî áûòü ãîòîâûì ê íàëè÷èþ íåñêîëüêèõ ðÿäîâ ïàðöèàëüíûõ òðàâì è ñöåïëåíèé ïàòîãåííûõ õîäîâ ìûñëåé.
 «Ëåêöèÿõ ïî ââåäåíèþ â ïñèõîàíàëèç» Ç.Ôðåéä ïîêàçàë, ÷òî â áëèçêîé àíàëîãèè ê íåðâíîáîëüíûì íàõîäÿòñÿ òàê íàçûâàåìûå «òðàâìàòè÷åñêèå íåâðîçû», ÿâëÿþùèåñÿ ñëåäñòâèåì æåëåçíîäîðîæíûõ è äðóãèõ êàòàñòðîô, à òàêæå ðåçóëüòàòîì âîéíû.  ñíîâå ýòèõ íåâðîçîâ ëåæèò ôèêñàöèÿ íà ìîìåíòå òðàâìû. Òðàâìàòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ïîñòîÿííî ïîâòîðÿåòñÿ â ñíîâèäåíèÿõ áîëüíûõ è ñîçäàåòñÿ âïå÷àòëåíèå, ÷òî îíà îñòàåòñÿ äëÿ íèõ íåðàçðåøèìîé àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé.
Ñàìî ïîíÿòèå òðàâìû ïðèîáðåòàåò ýêîíîìè÷åñêèé ñìûñë, ò.å. îêàçûâàåòñÿ ñâÿçàííûì ñ êîëè÷åñòâîì ýíåðãèè. Ïîýòîìó Ç.Ôðåéä íàçûâàåò òðàâìàòè÷åñêèì ïåðåæèâàíèå, êîòîðîå â òå÷åíèå êîðîòêîãî âðåìåíè ïðèâîäèò ïñèõèêó ê òàêîìó ñèëüíîìó óâåëè÷åíèþ âîçáóæäåíèÿ, ÷òî åãî íîðìàëüíàÿ ïåðåðàáîòêà èëè èçáàâëåíèå îò íåãî ñòàíîâèòñÿ íåâîçìîæíûì, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ìîãóò íàñòóïèòü äëèòåëüíûå íàðóøåíèÿ â ðàñõîäîâàíèè ýíåðãèè. Ïñèõîäèíàìèêà ïñèõè÷åñêîé òðàâìû òàêîâà, ÷òî äàæå äàâíèå ïåðåæèâàíèÿ îêàçûâàþò îùóòèìîå âîçäåéñòâèå íà ïñèõèêó, à âîñïîìèíàíèå î íèõ ñ ãîäàìè íå ñòàíîâèòñÿ ìåíåå çíà÷èìûì è áîëåçíåííûì. Ç. Ôðåéä îòìå÷àë, ÷òî ñíèæåíèå îñòðîòû òðàâìàòè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèé ñóùåñòâåííî çàâèñòè îò òîãî, ïîñëåäîâàëà ëè ñðàçó ïîñëå òðàâìàòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ ýíåðãè÷íàÿ ðåàêöèÿ (ìîòîðíàÿ è ýìîöèîíàëüíàÿ) íà íåãî èëè äëÿ òàêîé ðåàêöèè íå áûëî âîçìîæíîñòè, è îíà áûëà ïîäàâëåíà.  ñâÿçè ñ ýòèì ðàííèå äåòñêèå òðàâìû èìåþò ñòîëü ñèëüíîå ïàòîëîãè÷åñêîå âëèÿíèå íà ïñèõèêó, òàê êàê ðåáåíîê íå â ñîñòîÿíèè ýíåðãè÷íî îòðåàãèðîâàòü íà òðàâìàòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå. Ðåàêöèÿ íà òðàâìó èìååò øèðîêèé äèàïàçîí îòðåàãèðîâàíèÿ: îò íåìåäëåííîãî äî îòñòàâëåííîãî íà ìíîãèå ãîäû è äàæå äåñÿòèëåòèÿ, îò îáû÷íîãî ïëà÷à äî æåñòîêîãî àêòà ìåñòè è îòâåòíîé àãðåññèè. È òîëüêî êîãäà ÷åëîâåê îòðåàãèðîâàë òðàâìàòè÷åñêîå ñîáûòèå â ïîëíîé ìåðå, àôôåêò ïîñòåïåííî óáûâàåò. Ç. Ôðåéä õàðàêòåðèçóåò ýòî âûðàæåíèÿìè «âûïëåñíóòü ÷óâñòâà» èëè «âûïëàêàòüñÿ» è ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî îñêîðáëåíèå, íà êîòîðîå óäàëîñü îòâåòèòü, ïðèïîìèíàåòñÿ èíà÷å, ÷åì òî, êîòîðîå ïðèøëîñü ñòåðïåòü [12].
 òåîðèè òðàâìû îñîáóþ ðîëü èãðàåò âíåøíÿÿ òðàâìà è ñîïðîâîæäàþùèé åå âíóòðåííèé ïñèõîëîãè÷åñêèé øîê, à â òåîðèè èíñòèíêòîâ äîìèíèðóþò âíóòðåííèå ìîòèâû è êîíôëèêòû.  ïåðâîì ñëó÷àå ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ æåðòâîé âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ, âî âòîðîì – èõ âèíîâíèêîì.  ïåðâîì ñëó÷àå ïðè÷èíîé íåâðîòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ÿâëÿþòñÿ ðåàëüíûå ñîáûòèÿ, âî âòîðîì – âûìûøëåííûå (ôàíòàçèÿ). Âûäàþùååñÿ äîñòèæåíèå Ç. Ôðåéäà â òîì, ÷òî îí ïóòåì ïðîá è îøèáîê ïðèøåë ê ìûñëè, ÷òî íàðÿäó ñ òðàâìàìè ñóùåñòâóþò èíñòèíêòû è âíóòðåííèå ïñèõîëîãè÷åñêèå ìîòèâû, óïðàâëÿþùèå ïîâåäåíèåì ëþäåé. Ñîâðåìåííûé ïñèõîàíàëèç ïðèäåðæèâàåòñÿ è òåîðèè òðàâìû, è òåîðèè èíñòèíêòîâ â îáúÿñíåíèè ïðè÷èíû íåâðîçîâ, ñ÷èòàÿ, ÷òî îáå òåîðèè ïðàâû. Ìíîãèå ëþäè äåéñòâèòåëüíî ñòðàäàþò îò ñâîèõ èíñòèíêòèâíûõ ïîðûâîâ, èç-çà êîòîðûõ ÷óâñòâóþò ñåáÿ ïîäàâëåííûìè, íî òàêæå ìíîãî ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé íàáëþäàåòñÿ îò íåïîëíîöåííûõ ðîäèòåëüñêî – äåòñêèõ îòíîøåíèé, ïðè êîòîðûõ ðîäèòåëè ëèáî íå îòêëèêàëèñü íà ïîòðåáíîñòè äåòåé, ëèáî áåññîçíàòåëüíî èñïîëüçîâàëè èõ èëè ïðîñòî æåñòîêî îáðàùàëèñü.
Ç. Ôðåéä óêàçûâàë íà òî, ÷òî íå âñåãäà ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ íåâðîçîâ. Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ïîòðÿñàþùèå òðàâìàòè÷åñêèå ñîáûòèÿ âûáèâàþò ÷åëîâåêà íàñòîëüêî, ÷òî îí òåðÿåò èíòåðåñ ê æèçíè, îäíàêî òàêîé ÷åëîâåê íå îáÿçàòåëüíî ñòàíîâèòñÿ íåâðîòèêîì. Ïðè îáðàçîâàíèè íåâðîçà çíà÷èòåëüíóþ ðîëü èãðàþò ðàçíûå ôàêòîðû, âêëþ÷àÿ êîíñòèòóöèîííûå îñîáåííîñòè, èíôàíòèëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, ôèêñàöèþ íà âîñïîìèíàíèÿõ, ðåãðåññèþ, âíóòðåííèå êîíôëèêòû.
 ðàáîòå «Ïî òó ñòîðîíó óäîâîëüñòâèÿ» Ç.Ôðåéä ñîîòíåñ ïñèõè÷åñêóþ òðàâìó ñ ìåõàíèçìàìè çàùèòû îðãàíèçìà ÷åëîâåêà îò ãðîçÿùèõ åìó îïàñíîñòåé. Îí íàçâàë òðàâìàòè÷åñêèìè òàêèå ñèëüíûå âîçáóæäåíèÿ èçâíå, êîòîðûå ñïîñîáíû ïðîëîìèòü çàùèòó îò ðàçäðàæåíèé. Âíåøíÿÿ òðàâìà âûçûâàåò ðàññòðîéñòâî â ýíåðãåòèêå îðãàíèçìà è ïðèâîäèò â äâèæåíèå çàùèòíûå ìåõàíèçìû. Íî ðàçäðàæåíèÿ ìîãóò áûòü íàñòîëüêî ñèëüíûìè, ÷òî îðãàíèçì îêàçûâàåòñÿ íå â ñîñòîÿíèè ñäåðæàòü ïåðåïîëíåíèå ïñèõè÷åñêîãî àïïàðàòà áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ðàçäðàæåíèé. Ïîñëåäíåé ëèíèåé çàùèòû îðãàíèçìà îò ðàçäðàæèòåëåé ÿâëÿåòñÿ ñòðàõ. Ç. Ôðåéä âûäâèíóë ïîëîæåíèå î òåñíîé ñâÿçè ìåæäó òðàâìîé è ñòðàõîì. Îí ðàññìàòðèâàë ñòðàõ ïîä óãëîì çðåíèÿ âîñïðîèçâåäåíèÿ àôôåêòèâíûõ ñîñòîÿíèé, ñîîòâåòñòâóþùèõ èìåþùèìñÿ ó ÷åëîâåêà âîñïîìèíàíèÿì. Ýòè àôôåêòèâíûå ñîñòîÿíèÿ âîïëîùåíû â ïñèõè÷åñêîé æèçíè êàê îñàäêè òðàâìàòè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèé ïðîøëîãî è â ñîîòâåòñòâóþùèõ ýòèì ïåðåæèâàíèÿì ñèòóàöèÿõ âîñïðîèçâîäÿòñÿ êàê ñèìâîëû âîñïîìèíàíèé.
Ñîãëàñíî Ç.Ôðåéäó, ðåàëüíûé ñòðàõ – ýòî ñòðàõ ïåðåä èçâåñòíîé îïàñíîñòüþ, â òî âðåìÿ êàê íåâðîòè÷åñêèé ñòðàõ – ýòî ñòðàõ ïåðåä îïàñíîñòüþ, êîòîðàÿ íåèçâåñòíà ÷åëîâåêó.  òîì ñëó÷àå, êîãäà ÷åëîâåê ïåðåæèâàåò ôèçè÷åñêóþ áåñïîìîùíîñòü ïåðåä ðåàëüíîé îïàñíîñòüþ èëè ïñèõè÷åñêóþ áåñïîìîùíîñòü ïåðåä îïàñíîñòüþ ñâîèõ âëå÷åíèé, âîçíèêàåò òðàâìà. Ñàìîñîõðàíåíèå ÷åëîâåêà ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî îí íå æäåò íàñòóïëåíèÿ òðàâìàòè÷åñêîé ñèòóàöèè îïàñíîñòè, à ïðåäâèäèò, ïðåäâîñõèùàåò åå. Ñèòóàöèÿ îæèäàíèÿ ñòàíîâèòñÿ ñèòóàöèåé îïàñíîñòè, ïðè íàñòóïëåíèè êîòîðîé âîçíèêàåò ñèãíàë ñòðàõà, êîòîðûé íàïîìèíàåò èñïûòàííîå ïðåæäå òðàâìàòè÷åñêîå ïåðåæèâàíèå. Ñòðàõ ïîýòîìó ÿâëÿåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, îæèäàíèåì òðàâìû, à ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñìÿã÷åííûì åå âîñïðîèçâåäåíèåì, êîòîðîå ïðè íàñòóïëåíèè îïàñíîñòè ïîäàåòñÿ êàê ñèãíàë î ïîìîùè.
 ïîíèìàíèè îñíîâàòåëÿ ïñèõîàíàëèçà ñóùåñòâóåò åùå îäíà òåñíàÿ ñâÿçü ìåæäó òðàâìîé è íåâðîçîì, êîòîðàÿ óõîäèò êîðíÿìè â ïðîøëîå âî âçàèìîîòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ ìàòåðüþ. Òàê, ñèòóàöèÿ, ïðè êîòîðîé ìàòü îòñóòñòâóåò, îêàçûâàåòñÿ äëÿ ðåáåíêà òðàâìàòè÷åñêîé, îñîáåííî â òîì ñëó÷àå, êîãäà ðåáåíîê èñïûòûâàåò ïîòðåáíîñòü, êîòîðóþ ìàòü äîëæíà óäîâëåòâîðèòü. Äàííàÿ ñèòóàöèÿ ïðåâðàùàåòñÿ ïðîñòî â îïàñíîñòü, åñëè ýòà ïîòðåáíîñòü àêòóàëüíà, òîãäà ðåàêöèåé íà îïàñíîñòü ñòàíîâèòñÿ ñòðàõ ðåáåíêà. Âïîñëåäñòâèè ïîòåðÿ ëþáâè ìàòåðè ñòàíîâèòñÿ äëÿ íåãî áîëåå ñèëüíîé îïàñíîñòüþ è óñëîâèåì ðàçâèòèÿ ñòðàõà.
Ñ òî÷êè çðåíèÿ Ç.Ôðåéäà, ðåøàþùèì ìîìåíòîì äëÿ èñõîäà è ïîñëåäñòâèé òðàâìû ÿâëÿåòñÿ íå åå ñèëà, à ïîäãîòîâëåííîñòü èëè íåïîäãîòîâëåííîñòü îðãàíèçìà, êîòîðàÿ âûðàæàåòñÿ â åãî ïîòåíöèàëå. Ñïåöèôè÷íî, ÷òî òðàâìà íå âñåãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â ÷èñòîì âèäå, êàê áîëåçíåííîå âîñïîìèíàíèå èëè ïåðåæèâàíèå. Îíà ñòàíîâèòñÿ êàê áû «âîçáóäèòåëåì áîëåçíè» è âûçûâàåò ðàçëè÷íûå ñèìïòîìû (ôîáèè, îáñåññèè, çàèêàíèå è ò. ï.). Ïî ñîáñòâåííûì íàáëþäåíèÿì Ç. Ôðåéä çàìåòèë, ÷òî ñèìïòîìû ìîãóò èñ÷åçàòü, êîãäà óäàåòñÿ ñî âñåé ýìîöèîíàëüíîñòüþ âîñêðåñèòü â ïàìÿòè, çàíîâî ïåðåæèòü è âûãîâîðèòü òðàâìàòè÷åñêîå ñîáûòèå. Ïîçäíåå ýòè íàáëþäåíèÿ ëåãëè â îñíîâó ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè è äåáðèôèíãà ðàáîòû ñ ïñèõè÷åñêèìè òðàâìàìè [11].
Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ òåîðèè òðàâìû Ç. Ôðåéäà:
– ïñèõè÷åñêèå òðàâìû èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ýòèîëîãèè íåâðîçîâ;
– ïåðåæèâàíèå ïðèîáðåòàåò òðàâìàòè÷åñêèé õàðàêòåð âñëåäñòâèå êîëè÷åñòâåííîãî ôàêòîðà;
– ïðè îïðåäåëåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé êîíñòèòóöèè òðàâìîé ñòàíîâèòñÿ òî, ÷òî ïðè äðóãîé íå âûçâàëî áû ïîäîáíûõ ïîñëåäñòâèé;
– âñå ïñèõè÷åñêèå òðàâìû ïðèíàäëåæàò ðàííåìó äåòñòâó;
– ïñèõè÷åñêèìè òðàâìàìè ÿâëÿþòñÿ ëèáî ïåðåæèâàíèÿ ñîáñòâåííîãî òåëà, ëèáî ÷óâñòâåííûå âîñïðèÿòèÿ è âïå÷àòëåíèÿ;
– ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû áûâàþò äâîÿêîãî ðîäà – ïîëîæèòåëüíûå è îòðèöàòåëüíûå;
– ïîëîæèòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû ñâÿçàíû ñ óñèëèåì âîçâðàòèòü åå âåñîìîñòü, ò.å. âñïîìíèòü çàáûòîå ïåðåæèâàíèå, ñäåëàòü åãî ðåàëüíûì, ñíîâà ïåðåæèòü åãî ïîâòîðåíèå, äàòü åìó âîçðîäèòüñÿ ê êàêîìó-òî äðóãîìó ëèöó (ôèêñàöèÿ íà òðàâìå è íàâÿç÷èâîå åå ïîâòîðåíèå);
– îòðèöàòåëüíûå ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû ñâÿçàíû ñ çàùèòíûìè ðåàêöèÿìè â ôîðìå èçáåãàíèÿ è ôîáèé;
– íåâðîç – ïîïûòêà èñöåëåíèÿ îò òðàâìû, ñòðåìëåíèå ïðèìèðèòü îòêîëîâøèåñÿ ïîä âëèÿíèåì òðàâìû ÷àñòè «ß» ñ îñòàëüíûìè ÷àñòÿìè.
Îòðûâîê èç êíèãè: “Ïñèõîëîãèÿ ïåðåæèâàíèé” À.Ñ. Êî÷àðÿí, À.Ì. Ëèñåíàÿ
Источник