Перелом писателя толстого
Детство, отрочество, юность
Военная карьера
Путешествие
Семейная жизнь
Перелом
“Война и мир” имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после “Анны Карениной” произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался.
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.
Он даже велел своим гостям самим выносить свои ночные горшки, хотя для этого в доме имелись слуги. Чем больше он старался жить по мирному учению Христа, тем менее мирной становилась его домашняя жизнь. В итоге вместо мира и гармонии в доме он получил хаос, разочарования и яростные споры с Софьей, отчаянно стремившейся защитить благосостояние детей. Она добилась этого, опубликовав многотомник его избранных сочинений.
Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называвшие себя «толстовцами». Ход переворота, совершившегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).
Последний роман Льва Толстого «Воскресение» (1889–99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность, следила вся Россия. На станции Астапово Лев Толстой и скончался 20 ноября 1910 года (7 ноября по старому стилю) в окружении прибывших родных. В ночь на 22 ноября (9 ноября по ст. стилю) гроб с телом Льва Николаевича Толстого был отправлен в Ясную поляну.
Похороны Льва Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Но, к сожалению многих его почитателей похороны прошли по гражданскому обряду, так как Толстой был отлучен от церкви.
Наверх
Источник

Â
ÐÐÐÐÐЫРÐÐÐ ÐÐÐРТÐÐСТÐÐÐ
РконÑÑ XIX в. ÑÑнополÑнÑÐºÐ°Ñ ÑÑадÑба пÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² ÑвоеобÑазнÑй кÑлÑÑÑÑнÑй ÑенÑÑ, кÑда из ÑазнÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ñов РоÑÑии и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑан ÑвеÑа пÑиезжаÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑÑÑнÑе и обÑеÑÑвеннÑе деÑÑели, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑÑÑ Ñ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑÑм.
Ð. ÐоÑÑкий Ñ Ð¸Ð·Ñмлением и гоÑдоÑÑÑÑ Ð¿Ð¸Ñал: «ÐеÑÑ Ð¼Ð¸Ñ, вÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ ÑмоÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° него, из ÐиÑаÑ, Ðндии, ÐмеÑики – оÑовÑÑÐ´Ñ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑÑнÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ñе ÑÑепеÑнÑе ниÑи, его дÑÑа – Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¸ – навÑегда».
РЯÑной ÐолÑне ТолÑÑого поÑеÑаÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑели – Ð. С. ТÑÑгенев, Ð. Ð. ФеÑ, Ð. Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð², Ð. ÐоÑÑкий, Ð. С. ÐеÑков, Ð. Ð. ÐоÑоленко, Ð. Ð. ÐаÑÑин, Ð. Ð. ÐеÑеÑаев и дÑ.; Ñ Ñдожники – Ð. Ð. Репин, Ð. Ð. ÐÑамÑкой, Ð. Ð. Ðе,Ð. Ð. ÐеÑÑеÑов, Ð. Ð. ÐаÑÑеÑнак, Ð. Ð. СеÑов, Ð. Ð. ЯÑоÑенко и дÑ.; ÑкÑлÑпÑоÑÑ – Ð. Ð. ТÑÑбеÑкой, Ð. Я. ÐинзбÑÑг; композиÑоÑÑ Ð¸ мÑзÑканÑÑ – С. Ð. Танеев. Ð. Ð. ÐолÑденвейзеÑ, Ð. С. ÐÑенÑкий, Ð. Ð. ÐгÑмнов; ÑÑÑнÑе – Ð. Ð. ÐеÑников и дÑ.
Ð 80-Ñ Ð¸ 90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ (Ñ 1881 по 1901 г.) ТолÑÑой ÐоÑледние в инÑеÑеÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑей, коÑоÑÑÑ Ð½Ñжно бÑло ÑÑиÑÑ, Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ жил ÐÑеиÐÑЩеÑÑвенно в ÐоÑкве. ÐдеÑÑ, в Хамоз-ниÑеÑком пеÑеÑлке (ÑепеÑÑ ÑлиÑа ÐÑва ТолÑÑого), он пÑиобÑÑл Ñебе дом.
ÐевÑÑнадÑаÑÑ Ð·Ð¸Ð¼ пÑожил ТолÑÑой в ÐоÑкве (леÑом он неизменно Ñезжал в ЯÑнÑÑ ÐолÑнÑ). ÐеболÑÑой двÑÑ ÑÑажнÑй оÑобнÑк в глÑбине Ñада пÑивлекал к Ñебе поÑеÑиÑелей Ñак же, как и ÑÑнополÑнÑÐºÐ°Ñ ÑÑадÑба.
ТолÑÑой в ÐоÑкве вÑл ÑакÑÑ Ð¶Ðµ пÑоÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, как и в ЯÑной ÐолÑне. Ðн Ñам возил Ñебе на ÑÐ°Ð»Ð°Ð·ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ, колол дÑова, занималÑÑ ÑапожнÑм ÑемеÑлом. Ðо ÑÑаÑоÑÑи он ÑÐ¾Ñ Ñанил замеÑаÑелÑнÑÑ ÑизиÑеÑкÑÑ ÑилÑ. ÐоÑÑаÑоÑно ÑказаÑÑ, ÑÑо в ÑемÑдеÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð¾Ð½ легко каÑалÑÑ Ð½Ð° конÑÐºÐ°Ñ , в ÑемÑдеÑÑÑ Ð¿ÑÑÑ Ð»ÐµÑ ÑвлекалÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¾ÑипеднÑм ÑпоÑÑом, в воÑемÑдеÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð±ÑÑÑÑо ездил веÑÑ Ð¾Ð¼ на лоÑади. Ðомимо лиÑеÑаÑÑÑной ÑабоÑÑ, он по-пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑделÑл и обÑеÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи. Ð 1882 г. он пÑинÑл гоÑÑÑее ÑÑаÑÑие в моÑковÑкой пеÑепиÑи наÑелениÑ, вÑбÑав Ñебе ÑÑаÑÑок, наÑелÑннÑй бедноÑой. С 1891 по 1894 г.- в неÑÑожайнÑе Ð³Ð¾Ð´Ñ – он ÑÑаÑÑвовал в оÑганизаÑии помоÑи голодаÑÑим кÑеÑÑÑÑнам.
РконÑе 1901 г. ТолÑÑой опаÑно заболел воÑпалением лÑÐ³ÐºÐ¸Ñ . ÐеÑколÑко меÑÑÑев он леÑилÑÑ Ð² ÐÑÑмÑ, в ÐаÑпÑе. ÐдеÑÑ Ð¾Ð½ ÑаÑÑо вÑÑÑеÑалÑÑ Ñ Ð. ÐоÑÑким и Ð. Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ñм, коÑоÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбил и Ñенил. ÐÑекÑаÑнÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑого на ÑÑом ÑÑапе его жизни Ð¼Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ в воÑпоминаниÑÑ Ð. ÐоÑÑкого.
ÐеÑнÑвÑиÑÑ Ð¸Ð· ÐÑÑма, ТолÑÑой Ñнова поÑелÑеÑÑÑ Ð² ЯÑной ÐолÑне, где пÑоÑла поÑÑи вÑÑ ÐµÐ³Ð¾ жизнÑ, и до конÑа дней Ñже не Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÑ.
Â
РазвиÑие взглÑдов ТолÑÑого поÑледоваÑелÑно пÑивело его  к пеÑеÑмоÑÑÑ Ð²Ñей пÑедÑеÑÑвÑÑÑей лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи.
Ð ÑÑакÑаÑе «Так ÑÑо же нам делаÑÑ?» он пиÑеÑ: «ÐÑ Ð¿Ñоизвели пÑопаÑÑÑ Ð»Ñдей и Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелей, ÑазобÑали  ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелей по коÑÑоÑкам и напиÑали гоÑÑ ÐºÑиÑик, и кÑиÑик на кÑиÑики, и кÑиÑик на кÑиÑики кÑиÑик, и каÑÑиннÑе галеÑеи ÑобÑали, и ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑв ÑазнÑе изÑÑили до ÑонкоÑÑей, и ÑимÑонии, и опеÑÑ Ñ Ð½Ð°Ñ Ñакие, ÑÑо Ñже нам Ñамим ÑÑÑдно ÑÑановиÑÑÑ Ð¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ. Ð ÑÑо Ð¼Ñ Ð¿Ñибавили к наÑоднÑм бÑлинам, легендам, Ñказкам, пеÑнÑм, какие каÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÐµÑедали наÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ какÑÑ Ð¼ÑзÑкÑ?» ТолÑÑой ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо «лиÑеÑаÑÑÑа, Ñак же как и оÑкÑпÑ, еÑÑÑ ÑолÑко иÑкÑÑÐ½Ð°Ñ ÑкÑплÑаÑаÑиÑ, вÑÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÐµÑ ÑÑаÑÑников и невÑÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода».
Ðн пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑÑиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñвоей пÑедÑеÑÑвÑÑÑей лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи, Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð² ней лиÑÑ ÑÑедÑÑво возбÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÐµÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÑÑÑаÑÑей. “Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑÑим взглÑдом он пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ Ðº Ñ ÑдожеÑÑвеннÑм пÑоизведениÑм, в коÑоÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹ Ñвоей задаÑей ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ ÑÑиÑÑ Ð½Ð°Ñод нÑавÑÑвенноÑÑи. Так поÑвлÑеÑÑÑ ÑелÑй ÑÑд его маленÑÐºÐ¸Ñ Ð½ÑавоÑÑиÑелÑнÑÑ ÑаÑÑказов Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода: «Чем лÑди живÑ?», «СвеÑка», «Ðва ÑÑаÑика», «Ðог пÑÐ°Ð²Ð´Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ, да не ÑкоÑо ÑкажеÑ» и Ñ. п. ÐоÑÑиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑенденÑÐ¸Ñ Ð·Ð²ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ в более кÑÑпнÑÑ ÐµÐ³Ð¾ пÑоизведениÑÑ 80-90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð²: «СмеÑÑÑ Ðвана ÐлÑиÑа» ( 1886), «ÐлаÑÑÑ ÑÑмÑ» (1886), «ÐÑейпеÑова ÑонаÑа» (1890), «ÐÐ»Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑоÑвеÑениÑ» (1891), «ХозÑин и ÑабоÑник» (1895) и дÑ.
Ð 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ , Ñ ÑелÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ð´ÐµÑÑвÑÑ Ð¸ полезнÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода, ТолÑÑой оÑганизÑÐµÑ ÐºÐ½Ð¸Ð¶Ð½Ð¾Ðµ издаÑелÑÑÑво «ÐоÑÑедник». Ðнижки «ÐоÑÑедника» Ñеной в однÑ-полÑоÑÑ ÐºÐ¾Ð¿ÐµÐ¹ÐºÐ¸ в гÑомадном колиÑеÑÑве ÑаÑпÑоÑÑÑанÑлиÑÑ Ð² наÑодной маÑÑе.
РеÑение ТолÑÑого поконÑиÑÑ Ñ Ñ ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑой взволновало его дÑÑзей и поклонников. Ð. С. ТÑÑгенев, ÑмиÑаÑ, пиÑÐµÑ ÐµÐ¼Ñ Ð² пÑедÑмеÑÑном пиÑÑме: «ÐÑÑг мой. веÑниÑеÑÑ Ðº лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи!.. ÐÑÑг мой, великий пиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑÑкой земли, внемлиÑе моей пÑоÑÑбе!»
ÐпÑоÑем, и Ñама жизнÑ, и поÑÑебноÑÑÑ Ð² лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи, и желание оÑвеÑиÑÑ Ð² ÑиÑоком Ñ ÑдожеÑÑвенном полоÑне ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ оÑноÑение к дейÑÑвиÑелÑноÑÑи Ñолкали ТолÑÑого к Ñ ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑвоÑÑеÑÑвÑ. Ðод влиÑнием вÑего ÑÑого оÑноÑение его к иÑкÑÑÑÑÐ²Ñ Ð² 90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ Ñнова менÑеÑÑÑ. Ðн пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº мÑÑли, ÑÑо ÑабоÑа над Ñ ÑдожеÑÑвеннÑми пÑоизведениÑми даÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²ÑÑазиÑÑ Ñе взглÑдÑ, коÑоÑÑе ÑложилиÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ в поÑледние деÑÑÑилеÑиÑ. Ð 1891 г. он запиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð² дневнике: «СÑал дÑмаÑÑ Ð¾ Ñом, как Ð±Ñ Ñ Ð¾ÑоÑо напиÑаÑÑ Ñоман, оÑвеÑÐ°Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑепеÑеÑним взглÑдом на веÑи».
Таким Ñоманом ÑвилоÑÑ Â«ÐоÑкÑеÑение».
ÐÑе по данной Ñеме::
Источник
«Не надо морфия», – таковы были последние слова великого писателя Льва Николаевича Толстого. Он всю жизнь отвергал любые вещества, затуманивающие или тонизирующие мозг, и не желал встречать смерть во сне, хотел до самого конца все чувствовать и осознавать. Он никогда не пил кофе, крепкий чай, бросил курить в 60 лет. Но врачи не послушались – и 82-летнему Толстому сделали укол морфия внутривенно, он потерял сознание и вскоре умер. Произошло это 20 ноября 1910 года в 6:05 на железнодорожной станции Астапово, в квартире начальника станции Ивана Ивановича Озолина.
Жизнь – как сон
Тема смерти увлекала многих русских писателей, но для Толстого она стала краеугольной. И дело не в том, что ей было посвящено многое в творчестве — от раннего рассказа «Три смерти» до «Смерти Ивана Ильича» и метаний Левина в романе «Анна Каренина» с его неожиданным желанием покончить с собой.
В «Исповеди» писатель представлял жизнь человека как существование путника, который бежал от дикого зверя, упал в колодец, чудом ухватился за ветки кустарника, проросшего в стене. Внизу его поджидает огнедышащий дракон – смерть, вверху ждет зверь, а по ветвям кустарника стекают капли меда, которые путник слизывает, но корни кустарника уже точат две мыши, олицетворяющие время.
Душевное состояние писателя
Философский перелом в сознании писателя произошел в 1869 году и случился он по двум причинам. Первой стало неверие, и как следствие – отпадение от Православной церкви, погружение в бездны умствований, логики и возникновение особого учения – «толстовства». Вторая причина косвенно проистекала из первой – страх и уныние. Именно в 1869 году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом.
Страх напал на него на постоялом дворе в Арзамасе, где он был проездом – ехал смотреть имение. Обычно страх смерти нападает на писателей до и во время написания романов, в этом же случае это случилось после того, как он окончил «Войну и мир». Очевидно, что писатель, отдавший роману часть души, будучи в подавленном состоянии, с чрезвычайной силой ощутил конечность, а следовательно, абсолютную бессмысленность человеческой жизни, что более уже не был прежним, – так рассказывает в своих лекциях литературовед Павел Басинский.
Толстой искал утешение у священников и старцев, но не находил, потому что логически объяснить Таинства церкви невозможно, догматы разумом не постичь, а чувствам он не верил, и дошел до того, что на смертном одре продиктовал свое собственное определение Бога: «Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью».
В 1901 году появился акт РПЦ, который констатировал полное отпадение писателя от лона церкви. Отныне за него нельзя было даже молиться. Спустя три года сестра писателя Мария Николаевна видела сон, в котором её брат в безумии сидел за столом, сверху на него лился свет, исходящий от Христа, но он не замечал его, а самим писателем уже овладевали руки дьявола, стоявшего во тьме.
Побег
За 10 дней до смерти Толстой тайно, ночью, уехал из имения Ясная Поляна, взяв с собой только врача Душана Петровича Маковицкого. По официальной версии он бежал от скандалов, связанных с завещанием. Его литературное наследство стоило дорого, жена Софья Андреевна хотела распоряжаться им сама, но писатель тайно подписал завещание в пользу дочери Александры, которая находилась под влиянием толстовца Владимира Григорьевича Черткова – «духовного ученика» писателя.
Писатель искал уединения, покоя и не хотел помнить о смерти. Его последние дни напоминали бег умирающего зверя, хотя поначалу ничего не говорило о том, что кончина близко.
По железной дороге он добрался до Козельска, оттуда на лошадях – до Оптиной пустыни, где писатель остановился в гостинице для паломников. Некогда он часто посещал обитель и был знаком со старцами, и очевидно, желал бы остаться в монастыре, укрывшись в нем от родни и от учеников. Но, постояв у дверей монастыря, он так и не решился постучаться. А если б постучался – кто знает, как сложилась бы его судьба?
Далее его путь лежал в Шмординский монастырь, к сестре-монахине. Мария позже вспоминала, что они говорили об Оптиной, о том, что Толстой желал бы жить там, лишь бы его не принуждали молиться. Он хотел остаться у сестры подольше, но назавтра в Шамордине объявилась его дочь Александра с известием, что его ищут и вот-вот нагрянут сюда.
Писатель в панике бросился прочь. 13 ноября он в Козельске сел на поезд, шедший в южном направлении, хотел добраться до Новочеркасска, выправить загранпаспорт и уехать в Болгарию. Но буквально в этот же день Толстой почувствовал себя плохо. Возможно, сказалось напряжение, вредное в этом возрасте, а возможно, простыл.
С сопровождающими он вышел на первой крупной станции: ей и оказалось Астапово, начальник которой любезно предоставил знаменитости свою квартиру.
Без причастия
Дни писателя были сочтены: обычное недомогание быстро развилось в круппозное воспаление легких, возможности медицины были ограничены.
Толстого лечили шесть лучших врачей, но сам он, похоже, не очень хотел выздоравливать, говоря, что «Бог все устроит» и «Хочу, чтобы мне не надоедали».
Умирал он тяжело, мучился, сдавало сердце, не хватало воздуха. «Чтобы он так умирал — никогда я не мог себе такого представить», – говорил сын писателя Сергей Львович.
Узнав о состоянии писателя и о его желании встретиться со старцами Оптиной, в Астапово приехал старец Варсонофий – он хотел поговорить с Толстым и по возможности, причастить его. По одной из версий – писатель сам дал телеграмму в монастырь, вызывая старцев к смертному одру.
Однако монаха даже не пустили в дом. Вокруг Толстого была создана глухая стена из толстовцев-атеистов, которыми заправлял Чертков и дочь писателя Александра. Дверь дома была заперта изнутри.
Писатель так и не узнал, что старец до самого последнего мгновения ждал у его двери.
Сон его сестры Марии был пророческим: ученики позаботились о том, чтобы учитель умер без покаяния и без причастия.
Источник