Перелом парфенова

5 августа 2002 | Футбол – ТИНЬКОФФ РПЛ
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 18-й тур |
БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ФУТБОЛ
В субботу на 85-й минуте матча “Спартак” – “Динамо” страшную травму получил защитник Дмитрий Парфенов
То, что Парфенов – боец, знает каждый, кто следит за российским чемпионатом. Он никогда не убирает ног в жестких стыках. Не убрал и на той треклятой 85-й минуте. Хруст костей был слышен даже на верхних рядах. И стадион замер.
В минувшую субботу нам всем напомнили, насколько жесток, безжалостен футбол. О том же самом, без сомнения, думали и футболисты. Егор Титов не мог разговаривать с журналистами. Владимир Бесчастных выглядел потрясенным и говорил о шоке, в котором пребывает вся команда.
Казалось бы, красива футбольная жизнь – популярность, поклонники, хорошие зарплаты, дорогие машины. А на самом деле – это жизнь на грани. На лезвии. И не знаешь, когда и где подстерегает беда.
Из-за травм пришлось раньше времени закончить с футболом талантливым нападающим, а ныне известным тренерам Анатолию Бышовцу и Виталию Шевченко. Почти три года безуспешно пытался вернуться в строй Мирослав Ромащенко. Не получилось… Второй год лечится Евгений Варламов – дай Бог ему все-таки восстановиться. До конца боролся Юрий Тишков, которого лишил трудоспособности футбольный костолом. И самый страшный пример – смерть Сергея Перхуна. Боль, которая не утихает до сих пор.
Впереди у Парфенова трудные дни, но хочется надеяться, что его бойцовский дух сломлен не будет. Весь 1996 год пропустил Дмитрий Хлестов – но удостоился золотой медали победителя чемпионата России, хотя не сыграл ни одного матча: спартаковцы единодушно постановили выделить ему награду. Вернулся в большой футбол и Омари Тетрадзе, получивший тяжелейшую травму в безобидном, казалось бы, матче с Люксембургом. Жерри-Кристиан Тчуйсе, пропустив год из-за двойного перелома голени со смещением (у Парфенова похожая травма), не просто заиграл вновь, а заиграл лучше. И, пожалуй, самый фантастический пример – возвращение Роналдо. Это уж и вовсе – сказка наяву с хеппи-эндом.
Судьба приготовила Дмитрию тяжелый удар. Но ведь он, как все знают, никогда не боялся жестких стыков.
***
Зураб ОРДЖОНИКИДЗЕ, главный специалист по спортивной медицине Комитета здравоохранения Москвы:
– Я снимков не видел, но врач “Спартака” Артем Катулин держит меня в курсе событий. Это очень сложная травма, за двадцать лет в медицине встречаю такую впервые. Слава Богу, у Парфенова не повреждена суставная поверхность. В противном случае о продолжении карьеры говорить было бы трудно. Но Дима обязательно будет играть.
Вообще-то в медицине прогнозов давать не принято, из суеверия в том числе. Но можно надеяться на следующее развитие событий: через несколько дней после операции с подобным диагнозом пациенты могут передвигаться без посторонней помощи – пусть на костылях. Через два месяца можно бегать трусцой, а через полгода (надеюсь, это максимальный срок, на который выбыл Парфенов) – полноценно тренироваться и играть.
ПАРФЕНОВ НЕ БУДЕТ ИГРАТЬ
ДО СЛЕДУЮЩЕГО СЕЗОНА
Вячеслав КОРОТКИН |
с Восточной улицы |
85-я минута матча “Спартак” – “Динамо”. На спартаковской половине поля в борьбе за мяч сходятся Дмитрий Парфенов и Виталий Гришин. Раздается пугающий треск, который я слышу даже на последнем ряду ложи прессы. Парфенов падает на газон словно подкошенный. “Может быть, щиток сломался?” – успокаиваю себя. Хрупкую надежду, однако, убивает красноречивый жест спартаковского врача Артема Катулина: требуется замена! А Парфенова, закрывшего лицо руками, уже уносят на носилках с поля.
– Я пошел на ворота между двумя игроками, и тут меня настиг Парфенов, – вспоминал роковой эпизод сразу после матча Гришин. – Он пошел в подкат в тот момент, когда я уже занес ногу для удара. Мяч и ноги переплелись – мы оба упали, а затем его унесли на носилках. Сейчас мне не по себе – что с ним стряслось?
– У Парфенова – перелом обеих костей голени со смещением, – сказал Катулин, которого я разыскал в городской клинической больнице №13 – именно туда защитник был доставлен на “скорой” со стадиона. – Прямо на поле ему был сделан обезболивающий укол и проведена иммобилизация (обездвиживание травмированных костей. – Прим. В.К.). В больницу Парфенов прибыл в сознании. Что и говорить, травма тяжелая, но мы надеемся, что к следующему сезону футболист вернется в строй.
– Вся команда в шоке от случившегося с Димой, – выразил общее настроение спартаковцев Владимир Бесчастных.
Катулин, который все воскресенье провел в больнице, рассказал, что Парфенова навестили президент клуба Андрей Червиченко, технический директор Александр Шикунов, тренер Владимир Федотов, капитан команды Егор Титов, Владимир Бесчастных.
– Дима держится молодцом, хотя боль испытывает адскую, – рассказал Федотов. – Мы все верим, что он обязательно восстановится.
На завтра запланирована операция – на травмированную ногу будет установлена специальная металлоконструкция, которая должна сопоставить сломанные кости.
Источник
АКТУАЛЬНО
Тяжелейшая травма спартаковского защитника стала продолжением целой череды потерь красно-белых. Ведь в лазарете чемпиона до недавнего времени томились Юрий Ковтун и Дмитрий Сычев, которые только-только подключились к работе в общей группе. И вот теперь новая напасть…
ОПЕРАЦИЯ НАЗНАЧЕНА НА ВТОРНИК
Диагноз, поставленный Парфенову сразу после рокового столкновения с Виталием Гришиным на стадионе «Динамо», а именно «закрытый перелом обеих костей правой голени со смещением», полностью подтвердился. Защитник был доставлен в 13-ю городскую больницу, где во вторник пройдет операция на травмированной голени.
Планируется, что в пораженный орган будет вставлена металлоконструкция, которая позволит ускорить процесс реабилитации. В самые короткие сроки Дмитрий Парфенов получит возможность передвигаться, правда, при помощи костылей. Пройдет 2-3 месяца, и ногу можно будет подвергать не только обычным бытовым, но и более серьезным нагрузкам.
По словам нового врача «Спартака» Артема Катулина, в рамках подготовки к операции была проведена медикаментозная терапия. Несмотря на всю серьезность травмы, пациент не унывает и держится молодцом. Правда, на время предоперационного периода попросил не беспокоить посещениями журналистов и прочих посторонних. А вот «своих» Дмитрий видеть всегда рад. Так, в больницу уже приезжали главный тренер «Спартака» Олег Романцев, технический директор Александр Шикунов, начальник Валерий Жиляев.
НОГА БУКВАЛЬНО ОТОРВАЛАСЬ
— Представьте себе, что вы, не дай бог, заболели и вас положили в больницу, — говорит Катулин. – Подобное случается в жизни практически у каждого человека. Вас навещают друзья и родственники, приносят гостинцы. Так и у Парфенова. О чем в таких случаях говорят посетители? Делятся последними новостями, приободряют…
— Когда болельщики смогут вновь увидеть Парфенова на поле?
— Как это ни прискорбно, но раньше следующего сезона он вряд ли будет играть. И это при условии, что все сложится удачно. Нога буквально оторвалась — что же говорить о скором возвращении? Я уже имею определенный опыт по подобным травмам. Так, еще в бытность врачом ЦСКА, пришлось столкнуться с не менее сложным переломом. Игрок армейской команды Станислав Лысенко, ныне выступающий за краснодарскую «Кубань», в похожей ситуации получил перелом ноги. Мы применили прогрессивный метод лечения с применением металлоконструкции. Это позволило Стасу быстро вернуться в футбол и выйти на былой уровень игры.
— Первое же обследование показало, что я остался без футбола как минимум на год – у меня не срасталась кость, — вспоминает Лысенко. — Узнав об этом, совсем сник. Но меня снова поддержали, сказали, что рассчитывают на меня и ждут восстановления. Мне быстро сделали операцию, вставили штырь в кость, и за счет этого я вернулся в строй гораздо быстрее — примерно через полгода.
КСТАТИ
Перед встречей с «Динамо» в беседе с корреспондентом «Советского спорта» главный тренер Олег Романцев уделил значительное внимание проблеме травм в команде. Причем наставник упомянул и фамилию Парфенова, выразив обеспокоенность его состоянием.
— Помимо Сычева и Ковтуна, которые пропустят игру с бело-голубыми, незначительную травму получил Парфенов, — заявил наставник. — Если к матчу он не восстановится, я просто тогда уже не знаю, что и делать.
К матчу с «Динамо» Дмитрий восстановился. Но эта встреча, по словам врачей, стала последней для Парфенова в нынешнем чемпионате России.
ДОСЛОВНО
— Ситуация с травмой Парфенова оказалась весьма неприятной для нас. Очень надеемся, что скоро окончательно поправится Юрий Ковтун. Но мы вынуждены также искать резервы на стороне. Сейчас мы ведем поиски центрального защитника. Через неделю в команде появится игрок этого амплуа. Могу сказать, что это будет легионер. В нашей стране реальных кандидатов на место в «Спартаке» среди защитников мы пока не видим. (Александр Шикунов, технический директор «Спартака»)
5 САМЫХ ТЯЖЕЛЫХ ТРАВМ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА
1993 | Юрий Тишков | разрыв связок голено- |
(«Динамо») | ‑стопного сустава и перелом малой берцовой кости с подвывихом | |
1995 | Андрей Пятницкий | ‑повреждение голено- |
(«Спартак») | стопа | |
1997 | Омари Тетрадзе | ‑разрыв крестообразных |
(«Рома», сборная | связок на коленном сус- | |
России) | таве | |
1997 | Мирослав Ромащенко | ‑разрыв мениска |
(«Спартак») | ||
1998 | Валерий Кечинов | ‑разрыв крестообразных |
(«Спартак») | ‑связок на коленном суставе |
СПАРТАКОВСКИЙ ЛАЗАРЕТ
ДМИТРИЙ ПАРФЕНОВ
Диагноз: закрытый перелом обеих костей правой голени со смещением.
Когда травмировался: 3 августа 2002 г. Матч «Спартак» — «Динамо».
Сроки подключения к работе в общей группе: начало 2003 г.
Сроки полного выздоровления: начало 2003 г.
ЮРИЙ КОВТУН
Диагноз: перелом локтевого сустава.
Когда травмировался: 7 июля 2002 г., тренировка.
Сроки подключения к работе в общей группе: 1 августа 2002 г.
Сроки полного выздоровления: возможно, к матчу с «Соколом» (11 августа).
ДМИТРИЙ СЫЧЕВ
Диагноз: повреждение связочного аппарата голеностопного сустава.
Когда травмировался: 10 июля 2002 г.
Сроки подключения к работе в общей группе: 5-6 августа.
Сроки полного выздоровления: возможно, к матчу с «Анжи» (7 августа).
Источник
Газета “Коммерсантъ” №137 от 06.08.2002, стр. 15
чемпионат России по футболу
Миновал тур, как его и не бывало: каждому лидеру по три очка для сохранения status quo, чемпионат продолжается. Завершился он только для одного человека — Дмитрия Парфенова. Стадион им. Эдуарда Стрельцова он покинул на носилках, потеряв сознание от боли. Тяжелый перелом ноги поставил под угрозу его спортивную карьеру.
Футбол один из самых травматичных видов спорта, и риск покинуть поле на носилках для футболиста — составная часть игры, как для пожарного риск обгореть — часть его работы. Страшных картин мировой футбол видел немало. Привыкнуть к ним нельзя. Боль лежащего на поле игрока передается очевидцам словно по невидимому каналу телепатической связи.
Боль всегда пронзает неожиданно. Чаще всего никто в ней не виноват. Катастрофа, произошедшая в Коломне в 1993 году c Юрием Тишковым, когда его сознательно рубил Сергей Бодак и перестарался,— редкое исключение. Говорят, в ЦИТО динамовца поначалу готовили к ампутации, но все-таки ногу спасли. Ногу, но не футбольную карьеру. Что чувствовал эти девять лет Сергей Бодак? Этой зимой они помирились. Тишков простил своего обидчика, возможно, сняв часть тяжести с его души.
Но обычно все бывает по-другому. Просто два человека очень хотят успеть к одному мячу. И если не повезет, оба остаются лежать на одном газоне. И одному достается после матча холодный компресс на ногу, а другому — больничная палата, костыли и навсегда врезавшийся в память, изменивший жизнь эпизод.
Что чувствует человек, которого с переломом везут с футбольного поля в госпиталь? Поначалу только боль. Она заполняет все тело, включая мозг, и мысль о возможности продолжить карьеру придет еще не скоро — так в своей книге (в главе “400 дней ради одного мяча”) описывает свое состояние в эти минуты Мишель Платини (Michel Platini). Он не воспринимал в тот момент слова о победе его команды. Платини не интересовало, придет ли к нему его жена Кристель. “Снимите боль”. “Снимите боль” — вот все, о чем просил тогда будущий трехкратный обладатель “Золотого мяча”. По пути со стадиона Дмитрий Парфенов от боли потерял сознание и пришел в себя, когда “скорая” везла его в 13-ю больницу, специализирующуюся на травматологии. Она как раз недалеко от стадиона “Торпедо”.
А что чувствует человек, невольно способствовавший боли другого? Жан Тигана (Jean Tigana), будущий партнер Платини по французской сборной, повторял в шоке: “Я до него не дотрагивался! Я до него не дотрагивался!” (И это, как пишет Платини, было правдой.) Судя по информации из динамовского лагеря, Виталий Гришин был после игры в подавленном состоянии и просил извинения за то, в чем был не виноват…
Как тяжелую травму партнера воспринимает команда? В спартаковской раздевалке стояла гробовая тишина. Кто-то сказал: “Не нужна нам такая победа, не нужны три очка, верните нам живого и здорового Диму”. Егор Титов, смотревший игру с трибуны, не дождавшись финального свистка, бросился к “скорой помощи”. За пять минут до этого Жерри-Кристиан Тчуйсе, сам несколько лет назад бывший в положении Парфенова, отвернулся от лежащего на газоне одноклубника, не в силах вспоминать собственную боль…
Диагноз уже поставлен — перелом со смещением обеих костей голени: большой берцовой и малой берцовой. Сухожилия и нервы вроде бы не задеты, и это увеличивает вероятность восстановления. Сделали иммобилизацию — обездвижили кости. Сейчас проводят вытяжку. Сегодня должны сделать операцию — в кости вставят скобы, и надо будет долго ждать, пока они примут правильное положение и срастутся. Сколько ждать? Платини ждал 400 дней. Дэвид Бекхэм, при, правда, более легком переломе, был готов к бою через два месяца — но лечили его по всем современным и крайне дорогостоящим технологиям. Если вспоминать получивших схожие травмы одноклубников Парфенова, то Мирославу Ромащенко не удалось вернуться в футбол, а Дмитрий Хлестов вернулся — через год.
Пока же идут первые дни. Ничего еще не ясно — ни скорость восстановления, ни судьба карьеры.
АНДРЕЙ Ъ-СЕМЬЯНИНОВ
Комментарии
Самое важное в канале Коммерсантъ
в
Telegram
Источник
Ðàçãîâîð ñ îäíèì èç òåõ, ñ êåì ïîáåæäàë «Ñïàðòàê» â 90-å. Äëÿ íà÷àëà ïîñëóøàåì ÷åëîâåêà, êîòîðûé îò è äî çíàåò ñïàðòàêîâöà Ïàðôåíîâà. Ñëîâî ñàìîìó òèòóëîâàííîìó òðåíåðó Ðîññèè Îëåãó Ðîìàíöåâó:
Ñ Ïàðôåíîâûì ìíå è «Ñïàðòàêó» ïîâåçëî. Èãðîê îò Áîãà. Íå áóäó÷è Èëüåé Ìóðîìöåì, Äèìêà íå óñòóïàë ñîïåðíèêó íè âíèçó, íè ââåðõó. Ïëþñ çàáèâàë äëÿ çàùèòíèêà íåìàëî. Êàêîå-òî âðåìÿ ÿ äàæå íå ïîíèìàë, êóäà åãî ñòàâèòü â îáîðîíó èëè â ñðåäíþþ ëèíèþ, ïîñêîëüêó îí ëåãêî ìîã ñûãðàòü íà ëþáîì ìåñòå. Íå çðÿ Öûìáàëàðü ãîâîðèë ìíå: «Èâàíû÷, Ïàðôåøà, êàê è âñå îäåññèòû, ÷åëîâåê-çàãàäêà».  «Ñïàðòàêå» Äèìà ñðàçó æå ñòàë ñâîèì è ïî èãðå, è ïî ÷åëîâå÷åñêèì êà÷åñòâàì. Äà è õàðàêòåðîì âûäåëÿëñÿ íèêîãäà íå èñêàë ïðè÷èíû îøèáîê íà ñòîðîíå, âñåãäà áûë ïðåäåëüíî ñîáðàí, ñåáÿ íå ùàäèë. Âñå ýòî åìó è êàê òðåíåðó ïðèãîäèëîñü. Åãî ïîáåäà ñ «Òîñíî» â Êóáêå Ðîññèè íå ñëó÷àéíîñòü è íå ïîäàðîê ñóäüáû. Óñïåõîâ òåáå â «Àðñåíàëå», Äìèòðèé Âëàäèìèðîâè÷!
Çäðàâñòâóé, Òóëà!
Ìû ïîçíàêîìèëèñü â 1998-ì, êîãäà ýòîò êðåïêî ñáèòûé, åùå ñ ãóñòîé øåâåëþðîé ïàðåíåê èç Îäåññû ïîÿâèëñÿ â «Ñïàðòàêå». Ñ òîãî ìîìåíòà ÿ è ñäðóæèëñÿ ñ Ïàðôåøåé, êîòîðîãî ñòàëè òàê íàçûâàòü â êîìàíäå ñ ëåãêîé ðóêè áàëàãóðà Öûìáàëàðÿ.
Çà ýòè äâàäöàòü ñ ëèøíèì ëåò â æèçíè Ïàðôåíîâà ìíîãî ÷åãî ïðîèçîøëî: îí îêîí÷àòåëüíî ïåðåáðàëñÿ â Ìîñêâó, ÷åòûðåæäû ñòàíîâèëñÿ ÷åìïèîíîì Ðîññèè, òðåíèðîâàë èâàíîâñêèé «Òåêñòèëüùèê», ñî ñêðîìíûì «Òîñíî» âûèãðûâàë Êóáîê ñòðàíû, à ñ «Óðàëîì» åùå ðàç äîáèðàëñÿ äî ôèíàëà… Ïîïûòêà ïîâòîðèòü óñïåõ îáåðíóëàñü ïîëóôèíàëüíîé îñå÷êîé ñ «Õèìêàìè» è ðàññòàâàíèåì ñ Åêàòåðèíáóðãîì. È âîò íîâàÿ ñòðàíèöà â òâîð÷åñòâå òóëüñêèé «Àðñåíàë». Ðàä, ÷òî äðóã áûñòðî íàøåë ðàáîòó. ×åì íå ïîâîä äëÿ âîñïîìèíàíèé î ïîáåäíîì ìîëîäîì âðåìåíè?
Íî âíà÷àëå î ïîñëåäíèõ ñîáûòèÿõ.
Ïîðàæåíèÿ îò öñêà è «Ðóáèíà» ïîâëèÿëè íà íàñòðîåíèå ôóòáîëèñòîâ? èíòåðåñóþñü ó Äìèòðèÿ Âëàäèìèðîâè÷à ïîñëå òîãî, êàê îí ïðîâåë ïåðâóþ íà íîâîì ìåñòå òðåíèðîâêó.
ß ýòîãî íå ïî÷óâñòâîâàë. Âñå ðàáîòàëè â îõîòêó, ñ æåëàíèåì.
Ñ êåì èç ðóêîâîäñòâà îáñóæäàëè âàøå áóäóùåå ñîòðóäíè÷åñòâî?
Ñ Ãóðàìîì Àäæîåâûì, ïðåçèäåíòîì êëóáà. Ìû äàâíî çíàêîìû. Îò íåãî è ïîñòóïèëî ïðåäëîæåíèå âîçãëàâèòü «Àðñåíàë». ß ñðàçó îòâåòèë ñîãëàñèåì. Âåäü ìíå äîâåëîñü ñàìîìó íåìíîãî ïîèãðàòü â Òóëå ïîä ðóêîâîäñòâîì Äìèòðèÿ Àëåíè÷åâà.
Êàê îöåíèâàåòå òóðíèðíîå ïîëîæåíèå «Àðñåíàëà»?
Åñòü ïðîáëåìû, î êîòîðûõ, ê ïðèìåðó, ãîâîðÿò âîñåìü ïðîïóùåííûõ ìÿ÷åé â ïîñëåäíèõ ìàò÷àõ ñ öñêà è «Ðóáèíîì». Íî íåñìîòðÿ íà ýòî, ÿ óáåæäåí, ÷òî ó êîìàíäû åñòü âñå âîçìîæíîñòè óéòè íà çèìíþþ ïàóçó â õîðîøåì íàñòðîåíèè.
Êòî âîéäåò â âàø òðåíåðñêèé øòàá?
Òå, ñ êåì ðàáîòàë â «Óðàëå» Þðèé Êîâòóí è Àíäðåé Äàíèëîâ. Âîçìîæíî, ïðèãëàñèì åùå èç Áðàçèëèè òðåíåðà ïî ôèçïîäãîòîâêå.
Êàêèå-òî êîíêðåòíûå çàäà÷è â êîíöîâêå ýòîãî ýòàïà ÷åìïèîíàòà ïåðåä âàìè ïîñòàâëåíû?
Îíè è òàê ÿñíû áîðîòüñÿ çà ïîáåäó â êàæäîì ìàò÷å è ñòàðàòüñÿ íå îãîð÷àòü òóëüñêèõ áîëåëüùèêîâ, äëÿ êîòîðûõ ìû èãðàåì.
Ìàò÷ ñáîðíûõ ×åð÷åñîâà è Øåâ÷åíêî áûë áû îãíåííûì
 ñâîå âðåìÿ è Øèðîêîâ, è Ñàìåäîâ ãîâîðèëè, ÷òî íå ñîáèðàþòñÿ áûòü òðåíåðàìè, ïîñêîëüêó èì èíòåðåñíåå ðàáîòà ôóòáîëüíîãî ìåíåäæåðà. À ïî÷åìó âû ðåøèëè âçÿòüñÿ çà òàêóþ íåïðåäñêàçóåìóþ ïðîôåññèþ?
Òîëüêî áëàãîäàðÿ ñâîèì ó÷èòåëÿì. Ìíå ïîñ÷àñòëèâèëîñü ïîðàáîòàòü ñ òàêèìè ëè÷íîñòÿìè, êàê Ëîáàíîâñêèé, Ðîìàíöåâ, Ïðîêîïåíêî, Àëüòìàí, Áóðÿê. Îíè íå ïðîñòî îáúÿñíÿëè, êàê áèòü ïî ìÿ÷ó èëè îòäàâàòü ïàñ. À äåëàëè âñå, ÷òîáû çàñòàâèòü ïîíÿòü òû äîëæåí ëþáèòü ñàì ôóòáîë, à íå ñåáÿ â ôóòáîëå. Åùå ó÷èëè íàóêå ïîáåæäàòü.  ýòîì ãëàâíûé ñåêðåò èõ ïðîôåññèè. Ýòè ëþäè áûëè äëÿ ìåíÿ íàñòîÿùèìè áîãàìè, îòêðûâøèìè â ôóòáîëå ìèð ñîâåðøåííî íîâûõ âîçìîæíîñòåé.
Êîãäà âû âïåðâûå ïî÷óâñòâîâàëè, ÷òî ýòè óðîêè íå ïðîøëè äàðîì?
Êîãäà ñ «Òîñíî» âûèãðàë Êóáîê, è óâèäåë, êàêèì âîñòîðãîì íàïîëíåíû ãëàçà ðåáÿò. Âåäü íèêòî èç íèõ íå ìîã äàæå ïîäóìàòü, ÷òî íàñòóïèò ìîìåíò, êîãäà êàæäûé ñêàæåò ñåáå ÿ ýòî ñäåëàë! Íåò áîëüøåãî ñ÷àñòüÿ äëÿ òðåíåðà, ÷åì òàêèå ìèíóòû.
Íî çàòåì «Òîñíî» ðàñôîðìèðîâàëè. Ýòà ïå÷àëüíàÿ èñòîðèÿ íå çàñòàâèëà âàñ áûòü áîëåå îñòîðîæíûì ïðè âûáîðå ðàáîòû?
Äàæå õîðîøèé ðåçóëüòàò è êîíòðàêò òðåíåðó íè÷åãî íå ãàðàíòèðóþò. Âñïîìíèòå íå ñòîëü äàâíåå ðàññòàâàíèå ñ Ñåìèíûì â «Ëîêîìîòèâå» è Þðàíîì â «Õèìêàõ». Èëè óõîä èç «Äèíàìî» Êèðèëëà Íîâèêîâà, êîòîðûé ñõîäó âûâåë êîìàíäó â Ëèãó Åâðîïû. Íî îñå÷êà â Òáèëèñè îêàçàëàñü äëÿ íåãî ðîêîâîé.  íàøåì äåëå âñå ïðîñ÷èòàòü îò è äî íåâîçìîæíî. Ïîòîìó è íàä ïðåäëîæåíèåì «Àðñåíàëà» íåäîëãî ðàçäóìûâàë.
Íàñêîëüêî ðèñêóåò Àíäðåé Òèõîíîâ, âîçãëàâèâøèé â îêòÿáðå «Àñòàíó»? Âÿ÷åñëàâ Ãðîçíûé, ïîðàáîòàâøèé â êàçàõñòàíñêîì ôóòáîëå, êàê-òî ïðèçíàëñÿ, ÷òî ìíîãîå òàì ðåøàåòñÿ íå íà ïîëå, à çà ñïèíîé òðåíåðà.
Ðèñê ÷àñòü íàøåé ïðîôåññèè. Çíàþ õàðàêòåð Àíäðåÿ è óâåðåí åãî îí íå ðàñòåðÿë. Äà è â «Àñòàíå» â ñâîå âðåìÿ ïîèãðàë. À çíà÷èò, èìååò ïðåäñòàâëåíèå î âîçìîæíûõ òðóäíîñòÿõ. Òî, ÷òî íà íîâîì ìåñòå íà÷àë ñ ïîáåäû, îáíàäåæèâàåò.
Ñëåäèòå çà òåì, ÷òî ïðîèñõîäèò â óêðàèíñêîì ôóòáîëå?
 îñíîâíîì çà ñáîðíîé Óêðàèíû, çà êîòîðóþ èãðàë ñ åå íûíåøíèì ãëàâíûì òðåíåðîì Àíäðååì Øåâ÷åíêî.
È êàê âàì åãî ðàáîòà?
Ñåãîäíÿ ó Àíäðåÿ êîìàíäà, ñ êîòîðîé âûíóæäåí ñ÷èòàòüñÿ ëþáîé ïðîòèâíèê. Ãëàâíîå, îíà íå áîèòñÿ àòàêîâàòü è óìååò ýòî äåëàòü, â ÷åì ÷óâñòâóåòñÿ õàðàêòåð òðåíåðà. Íåäàâíÿÿ, ïåðâàÿ â èñòîðèè, ïîáåäà íàä Èñïàíèåé ëó÷øåå òîìó ïîäòâåðæäåíèå. Øåâ÷åíêî ñóìåë ñîáðàòü â êîìàíäå íå òîëüêî ñàìûõ òàëàíòëèâûõ ðåáÿò, íî è ñêîëîòèòü êðåïêèé òðåíåðñêèé øòàá, ïðèãëàñèâ èòàëüÿíñêèõ ñïåöèàëèñòîâ, ñ êîòîðûì çíàêîì åùå ïî âûñòóïëåíèÿì çà «Ìèëàí».
 ñáîðíîé Øåâ÷åíêî áîëüøå ÿðêèõ èìåí, ÷åì â òîé, çà êîòîðóþ âû ñ íèì âûñòóïàëè?
Ó êàæäîãî âðåìåíè ñâîè ãåðîè.  íàøè ñ Àíäðååì ãîäû â êîìàíäå èãðàëè òàêèå óìåëüöû, êàê Ðåáðîâ, Äìèòðóëèí, Âàùóê, Ìèõàéëåíêî. Ñåé÷àñ íà âèäó Çèí÷åíêî èç «Ìàí÷åñòåð Ñèòè», ßðìîëåíêî èç «Âåñò Õýìà», Ìàëèíîâñêèé èç «Àòàëàíòû». À åùå ïîëîâèíà ñîñòàâà èãðàåò â Áåëüãèè, Òóðöèè, Âåíãðèè. Ïîñëå òîãî, êàê çàðïëàòû â óêðàèíñêîì ôóòáîëå óïàëè, ìîëîäåæü ïîòÿíóëàñü â Åâðîïó, òàì íà íåå åñòü ñïðîñ.
Ïî ñåé äåíü âñïîìèíàåòñÿ ìàò÷ Ðîññèè è Óêðàèíû çà âûõîä íà Åâðî-2000. Âû íå ó÷àñòâîâàëè â íåì ïîòîìó, ÷òî ñàìè îòêàçàëèñü?
Ñòðàííàÿ èñòîðèÿ. Æóðíàëèñòû ìíå ðàññêàçûâàëè êîãäà Éîæåôà Ñàáî, ãëàâíîãî òðåíåðà, ñïðîñèëè, ïî÷åìó îí íå âûçâàë Ïàðôåíîâà íà èãðó â Ìîñêâó, òîò îòâåòèë: «Ïîòîìó ÷òî Ïàðôåíîâ âûñòóïàåò â «Ñïàðòàêå» è ìîæåò ðàññêàçàòü Ðîìàíöåâó èãðîâûå ñåêðåòû óêðàèíñêîé ñáîðíîé».  èòîãå ìàò÷ ÿ ñìîòðåë, ñèäÿ íà òðèáóíå Ëóæíèêîâ.
×òî ïî÷óâñòâîâàëè ïîñëå íåâåðîÿòíîãî ãîëà Øåâ÷åíêî?
Ïîäóìàë òàê óæ ðàñïîðÿäèëàñü ñóäüáà… Âîîáùå âñå 90 ìèíóò ìåíÿ íå ïîêèäàëà ìûñëü ìîæåò, è õîðîøî, ÷òî ÿ â ýòîò âå÷åð íå èãðàþ?
Åñëè áû çàâòðà âñòðåòèëèñü ñáîðíûå Ðîññèè è Óêðàèíû, ýòî áûë áû óæå ìàò÷ ñ ïîëèòè÷åñêèì ïîäòåêñòîì?
Âñå, ÷òî êàñàåòñÿ ïîëèòèêè, ïîçâîëüòå îñòàâèòü çà êàäðîì. À âîò ñ òî÷êè çðåíèÿ ôóòáîëà ïîäîáíûé ìàò÷ ýòî î÷åíü èíòåðåñíî. Ñïîð òàêèõ àìáèöèîçíûõ òðåíåðîâ, êàê ×åð÷åñîâ è Øåâ÷åíêî, áûë áû îãíåííûì.
Ïî÷åìó Áàðàíîâ òðåáîâàë îò Ðîáñîíà íå ìûòü ãîëîâó õîëîäíûì ïèâîì
Åùå îäíà ïàìÿòíàÿ ñòðàíèöà âàøåé æèçíè «Ñïàðòàê». Íèêîãäà íå ìîã ïîíÿòü êàê ÷åëîâåê, âûðîñøèé â Îäåññå, ìîæåò áîëåòü çà êëóá, êîòîðûé ðåãóëÿðíî îáûãðûâàë åãî îáîæàåìûé «×åðíîìîðåö»?
À êàê âå÷íûé äèíàìîâåö Áåñêîâ òðåíèðîâàë «Ñïàðòàê», èëè ñïàðòàêîâåö Ñèìîíÿí «×åðíîìîðåö»? È êòî ìîã ïðåäïîëîæèòü, ÷òî â êîìàíäå Ðîìàíöåâà îêàæóòñÿ Íèêèôîðîâ ñ Öûìáàëàðåì? Äà, ìû âñå áûëè âëþáëåíû â ñâîé áåñøàáàøíûé «×åðíîìîðåö». Íî òàêèì æå îò÷àÿííûì õàðàêòåðîì íàì åùå ñî âðåìåí Áåñêîâà íðàâèëñÿ è «Ñïàðòàê». Ýòî áûëà êîìàíäà-ïðàçäíèê, êîòîðàÿ ïðèòÿãèâàëà ê ñåáå! Íî î òîì, ÷òîáû ïîïàñòü â íåå ÿ è íå äóìàë, õîòÿ óæå â 15 ëåò èãðàë çà äóáëü «×åðíîìîðöà». Òàêàÿ ìûñëü ïîÿâèëàñü, êîãäà, ïðèåçæàÿ èç Ìîñêâû â Îäåññó, Öûëÿ ñ Íèêèôîðîâûì ðàññêàçûâàëè î ñâîåì ñïàðòàêîâñêîì æèòüå-áûòüå. È ÿ çàãîðåëñÿ!
Âïåðâûå î Ðîìàíöåâå îò íèõ óñëûøàëè?
Åùå ðàíüøå, êîãäà ñ îòöîì ñìîòðåëè ìàò÷è ñáîðíîé ÑÑÑÐ íà ìîñêîâñêîé Îëèìïèàäå. À âîò êàê èãðàë Îëåã Èâàíîâè÷, â ïàìÿòè íå îòëîæèëîñü.
Ïðåäëîæåíèå ïåðåéòè â «Ñïàðòàê» ñäåëàë ëè÷íî Ðîìàíöåâûì?
Íåò. Âèöå-ïðåçèäåíò êëóáà Ãðèãîðèé Åñàóëåíêî. Îí äðóæèë ñ Ëåîíèäîì Áóðÿêîì, êîòîðûé òðåíèðîâàë òîãäà «×åðíîìîðåö». À äî ýòîãî ó ìåíÿ â Êèåâå ñîñòîÿëàñü âñòðå÷à ñ ïðåçèäåíòîì «Äèíàìî» Ãðèãîðèåì Ñóðêèñîì. ×àñà òðè îí óãîâàðèâàë ïîäïèñàòü êîíòðàêò, îáåùàÿ êâàðòèðó, ìàøèíó è ïðî÷èå áëàãà. Íî ó ìåíÿ óæå áûëà öåëü «Ñïàðòàê»! À âå÷åðîì çâîíîê Åñàóëåíêî ïðèåçæàé!
Ñ Ñóðêèñîì âû îáùàëèñü òðè ÷àñà. Ñêîëüêî æå äëèëàñü ïåðâàÿ âñòðå÷à ñ Ðîìàíöåâûì?
Ìèíóòû òðè, íå áîëüøå. «Õî÷åøü â «Ñïàðòàêå» èãðàòü?» ñïðîñèë Îëåã Èâàíîâè÷, åäâà ÿ ïåðåñòóïèë ïîðîã îôèñà â Êîïòåëüñêîì ïåðåóëêå. «Õî÷ó», îòâå÷àþ. «Òîãäà äàâàé!» È ïðîòÿíóë êîíòðàêò.
À êàê æå ðàçãîâîð î êâàðòèðå, ìàøèíå, çàðïëàòå?
Ñàì Ðîìàíöåâ òàêèõ òåì ñòàðàëñÿ íå êàñàòüñÿ ñ÷èòàë, íå òðåíåðñêîå ýòî äåëî. Êîíå÷íî, åãî ñëîâî âñåãäà áûëî ðåøàþùèì. Íî ôèíàíñîâûå è áûòîâûå âîïðîñû îáñóæäàëèñü îáû÷íî ñ Åñàóëåíêî. Ìíå æå íà òîò ìîìåíò áûëî íå äî íèõ ãëàâíîå, ÿ óæå â «Ñïàðòàêå»!
Î òîì, íàéäåòñÿ ëè ìåñòî â ñîñòàâå, çàäóìûâàëèñü? Âåäü â îáîðîíå «Ñïàðòàêà» áûëî êîìó èãðàòü Ãîðëóêîâè÷, Àíàíêî, Õëåñòîâ, Áóøìàíîâ, Åâñååâ, Ðîìàùåíêî.
Ñíà÷àëà íà ìîåé ïðèâû÷íîé ïîçèöèè ñïðàâà ÷àùå âûõîäèë Ãîðëóêîâè÷, ðåæå Õëåñòîâ.  1998-ì ÿ ÷àñòåíüêî ñîñòàâëÿë â öåíòðå êîìïàíèþ Ðîìàùåíêî. È òîëüêî ïîòîì îêîí÷àòåëüíî ïåðåáðàëñÿ íà ïðàâûé ôëàíã, ãäå ïåðåäî ìíîé ðàñïîëàãàëñÿ Êå÷èíîâ. Ïîçæå îí òðàâìèðîâàë êîëåíî, è Âàëåðó ñìåíèë Âàñÿ Áàðàíîâ, ñ êîòîðûì ìû ñðàçó íàøëè îáùèé ÿçûê.
Ñ Áàðàíîâûì âåñåëî èãðàëîñü?
Äà è æèëîñü íåñêó÷íî. Ïîìíþ, êàê-òî Ðîáñîí ìåòðîâ ñ ïÿòè ãîëîâîé â ïóñòûå âîðîòà íå ïîïàë. Òàê Âàñüêà ïðÿìî âî âðåìÿ èãðû ïîäáåæàë ê íåìó è çàêðè÷àë íà âñå ïîëå: «Ðîáà, ÿ æå ãîâîðèë, ÷òîáû òû ïåðåñòàë ìûòü ãîëîâó õîëîäíûì ïèâîì!» Íàðîä â ïåðâûõ ðÿäàõ ñ ìåñò ïîïàäàë.
Äâå çàïîâåäè
Âñïîìèíàåò Ëåîíèä Áóðÿê, ãëàâíûé òðåíåð «×åðíîìîðöà”-1997:
Óæå ïåðåä ñàìûì îòúåçäîì â «Ñïàðòàê» Ïàðôåíîâ çàøåë ïîïðîùàòüñÿ. Ïîñèäåëè, ïîãîâîðèëè. Ïîáëàãîäàðèë ìåíÿ. ß ñêàçàë: «×òî æ, Äèìà, ðàç ðåøèë åçæàé. Âòîðîãî òàêîãî øàíñà, êàê «Ñïàðòàê», íå áóäåò. À â òðóäíóþ ìèíóòó Èëþøà Öûìáàëàðü âñåãäà ïîìîæåò. Îí æå íàø îäåññêèé!»
Äðóæáà ñ Öûìáàëàðåì íà ïåðâûõ ïîðàõ ïîìîãëà? âîïðîñ Ïàðôåíîâó.
Åùå áû! ß âåäü êàêîå-òî âðåìÿ äàæå æèë ó íåãî äîìà íà Êóòóçîâñêîì. À êîãäà óøåë Ìàìåäîâ, ïåðåáðàëñÿ â êîìíàòó Öûìáàëàðÿ è íà áàçå â Òàðàñîâêå. Èëþõà ñî ñìåõîì ëþáèë íàñòàâëÿòü: «Õî÷åøü â «Ñïàðòàêå» èãðîêîì ñòàòü, çàïîìíè äâå çàïîâåäè. Ïåðâàÿ äåëàé âñå, êàê ãîâîðèò Ðîìàíöåâ. Âòîðàÿ íèêîãäà ñ íèì íå ñïîðü». Âîîáùå ïîíÿòü, êîãäà Èëüÿ øóòèò, à êîãäà ãîâîðèò âñåðüåç, áûëî íåâîçìîæíî.
Êîãäà ïî÷óâñòâîâàëè ñåáÿ â «Ñïàðòàêå» ñâîèì?
Ñ ïåðâûõ æå äíåé. Â òîì «Ñïàðòàêå» áûëî ïðîñòî åñëè âèäÿò, ÷òî òû è ïî èãðå, è ïî æèçíè ñâîé, ñòàíîâèñü ðÿäîì. Êîíêóðåíöèÿ ðåáÿò íå ñòðàâëèâàëà.
 ÷åì æå áûë ñåêðåò?
Íå â ÷åì, à â êîì â Ðîìàíöåâå. Âñå çíàëè, ÷òî çàñëóæèòü åãî äîâåðèå ìîæíî òîëüêî èãðîé. Åñëè äîñòîèí áóäåøü â ñîñòàâå. Íåò ïðîäîëæàé ïàõàòü íà òðåíèðîâêàõ. Ýòî áûë îäèí èç åãî æåëåçíûõ ïðèíöèïîâ, îò êîòîðîãî Îëåã Èâàíîâè÷ íèêîãäà íå îòñòóïàë.
 ÷åì åùå óíèêàëüíîñòü Ðîìàíöåâà?
 åãî íåâåðîÿòíîì óìåíèè ÷óâñòâîâàòü êîìàíäó, êàæäîãî åå èãðîêà. Õîòÿ â îòëè÷èå îò Ëîáàíîâñêîãî èëè Ïðîêîïåíêî, îí íå âåë ñ ôóòáîëèñòàìè ÷àñòûõ áåñåä, îáùåíèå ïðîõîäèëî â îñíîâíîì íà òðåíèðîâêàõ. Êîãäà ìû ïðèåçæàëè â Òàðàñîâêó, ïåðâûì äåëîì ñìîòðåëè, îòêðûòû ëè íà áàëêîíå òðåòüåãî ýòàæà äâåðè íîìåðà Ðîìàíöåâà. Åñëè ðàñïàõíóòû çíà÷èò, Èâàíû÷ íà ìåñòå. È íóæíî íåìåäëåííî ïåðåõîäèòü â ñîñòîÿíèå ïîëíîé áîåâîé ãîòîâíîñòè.
Íàâåðíîå, êòî-òî óäèâèòñÿ, íî ïåðåä ìàò÷àìè Îëåã Èâàíîâè÷ íèêîãäà íå çàõîäèë â ðàçäåâàëêó, ñ÷èòàÿ, ÷òî äëÿ íàñòðîÿ äîñòàòî÷íî óñòàíîâêè íà áàçå. Ïîñëå ýòîãî èãðîâîé ãðàäóñ â ðàçäåâàëêå áûë òàêîé, ñëîâíî â íåé òðè Ðîìàíöåâà! È òîëüêî êîãäà âûõîäèëè íà ïîëå, îí ïðèäèð÷èâî ïîãëÿäûâàë íà íàøè áóòñû, ïðîâåðÿÿ âñå ëè øèïû íà ìåñòå. Âîò ýòî ñîñòîÿíèå åãî ïðåäåëüíîé ñîáðàííîñòè è îòäà÷è âî âñåì, ÷òî êàñàåòñÿ ôóòáîëà, êàêèì-òî íåâåðîÿòíûì îáðàçîì ïåðåäàâàëîñü íàì. Ïðè÷åì íå äàâèëî, íå ñêîâûâàëî, à ïîìîãàëî æèòü èãðîé è äàâàòü âìåñòå ñ íàìè ðàäîâàòüñÿ åé áîëåëüùèêàì.  ýòîì è áûë ãëàâíûé ñåêðåò ïîáåä «Ñïàðòàêà» âðåìåí Ðîìàíöåâà.
Æàëü, íå óäàëîñü ñûãðàòü â «Ñïàðòàêå» ñ Êóëüêîâûì
Âû êàê-òî ñêàçàëè, ÷òî âàì äî áîëè æàëü òîò «Ñïàðòàê», êîòîðûé óæå íèêîãäà íå âåðíåøü. Ýòî íåâîçìîæíî ïîòîìó, ÷òî â íåì íåò Ðîìàíöåâà? Èëè èñïîëíèòåëåé, ñ êîòîðûìè îí ìîã òâîðèòü òó èãðó?
Ñàìîå ãëàâíîå òà èãðà ïåðåäàâàëàñü èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå åùå ñî âðåìåí Áåñêîâà, à ïîòîì áûëà ïðîäîëæåíà Ðîìàíöåâûì. ×òî îòâå÷àëî äàâíèì ñïàðòàêîâñêèì òðàäèöèÿì, ïî êîòîðûì íå óìåëè æèòü òðåíåðû, ïðèõîäèâøèå â êîìàíäó ïîñëå íåãî.
Î ÷åì æàëååòå, âñïîìèíàÿ òîò ïåðèîä?
Î òîì, ÷òî íå óäàëîñü ñûãðàòü â òîé êîìàíäå ñ Âàñåé Êóëüêîâûì, êîòîðûì âîñõèùàëñÿ ñ ïÿòíàäöàòè ëåò. À óæ êîãäà ñ «Íàïîëè» îí çàêðûë Ìàðàäîíó, äà åùå çàáèë ïîñëåìàò÷åâûé ïåíàëüòè, ñòàë äëÿ ìåíÿ íàñòîÿùèì êóìèðîì. Ê ñîæàëåíèþ, Âàñèëèé óøåë â «Çåíèò» ïåðåä ñàìûì ìîèì ïðèõîäîì â «Ñïàðòàê». È âñòðåòèëèñü ìû íà ïîëå â Ïèòåðå âåñíîé 1998-ãî êàê ñîïåðíèêè. Îí óæå ñëåãêà ïîãðóçíåë, íî çà ñ÷åò îïûòà ïî-ïðåæíåìó óìåëî âûáèðàë ïîçèöèþ, âîâðåìÿ îêàçûâàëñÿ â íóæíîì ìåñòå. Ïîçæå, èãðàÿ çà âåòåðàíîâ, ìû ñ ãðóñòèíêîé âñïîìèíàëè òîò ìàò÷.
Êîãäà íåäàâíî Âàñèëèÿ õîðîíèëè, íå ïîäóìàëîñü, ÷òî ó íèõ ñ Öûìáàëàðåì â ÷åì-òî ñõîæèå ñóäüáû?
Åñòü òàêîå. Îáà áåçóìíî ëþáèëè ôóòáîë, «Ñïàðòàê», áóêâàëüíî ñæèãàÿ ñåáÿ. Ìîæåò, ïîòîìó òàê áûñòðî è óøëè. Ñâåòëàÿ èì ïàìÿòü.
Îñòàâüòå Ñåìàêà â ïîêîå
Íûíåøíåé êîìàíäå Òåäåñêî òàêîãî îãíÿ íå õâàòàåò?
Çàòî â ñåãîäíÿøíåì «Ñïàðòàêå» åñòü ñâîÿ ñòðàñòü è æàæäà áîðüáû. ×åãî íå ñêàæåøü îá èãðîâîé ñòàáèëüíîñòè.
Ìíîãèå êðèòèêóþò îáîðîíó «Ñïàðòàêà». À êòî èç íåå ìîã áû îêàçàòüñÿ â êîìàíäå Ðîìàíöåâà?
Ïîæàëóé, Îëåãó Èâàíîâè÷ó âïîëíå áû ïîäîøëè òàêèå áîéöû, êàê Äæèêèÿ ñ Æèãî. ×òî êàñàåòñÿ íîâè÷êà Ìîçåñà, òî çäåñü âñå ïîêàæåò òîëüêî âðåìÿ.
Íå íàõîäèòå, ÷òî ñðåäíåé ëèíèè «Ñïàðòàêà» ñåé÷àñ íå õâàòàåò õàâáåêà, ñïîñîáíîãî âåñòè èãðó è âëàäåþùåãî ïîñëåäíèì ïàñîì, êàê ýòî äåëàëè Öûìáàëàðü, Àëåíè÷åâ, Òèòîâ?
Ñîãëàñåí. Ó Òåäåñêî íåò ïîëóçàùèòíèêà, êîòîðûé ñâÿçàë áû îáîðîíó ñ àòàêîé. Çäåñü ìíîãîãî æäàëè îò òåõíè÷íîãî Áàêàåâà, íî îí ñëèøêîì óâëåêàåòñÿ èíäèâèäóàëüíîé èãðîé. Ê òîìó æå åãî âîññòàíîâëåíèå ïîñëå áîëåçíè çàòÿíóëîñü. À Çîáíèí òðóäÿãà ñ áîëüøèì îáúåìîì ðàáîòû, êàê, âïðî÷åì, è îñòàëüíûå ïîëóçàùèòíèêè. Îòñóòñòâèå õàâáåêà-îðãàíèçàòîðà ïîðîé ñêàçûâàåòñÿ íà êà÷åñòâå ñïàðòàêîâñêîé àòàêè.
Âñå æäàëè, ÷òî ñ ïðèõîäîì Êîêîðèíà îíà ñðàçó ñòàíåò ñèëüíåå.
Òî, ÷òî ñåé÷àñ Êîêîðèí òîëüêî íàùóïûâàåò ñâÿçè â àòàêå «Ñïàðòàêà», îáúÿñíèìî. Âî-ïåðâûõ, íà íîâîì ìåñòå åãî ñòàëè ïðåñëåäîâàòü òðàâìû. Âî-âòîðûõ, ïîøëà èãðà ó êîíêóðåíòîâ Ëàðññîíà, Ïîíñå, Ñîáîëåâà. Õîòÿ ïî òîìó, êàê âûãëÿäåë Àëåêñàíäð â «Ñî÷è», ÿñíî ñâîèõ ëó÷øèõ êà÷åñòâ îí íå ðàñòåðÿë.
Âåðèòå, ÷òî â ýòîì ñåçîíå «Ñïàðòàê» âñå-òàêè áðîñèò ïåð÷àòêó «Çåíèòó»?
Ñåé÷àñ êîìàíäà Òåäåñêî íà êóðàæå. Ñóìååò ñîõðàíèòü åãî äî êîíöà ÷åìïèîíàòà, êàê áûëî ïðè Êàððåðå, ÷åìïèîíñêèé ôèíèø ðåàëåí. Ïðàâäà, ó èòàëüÿíöà áûëè òàêèå êëàññíûå èñïîëíèòåëè, êàê Ïðîìåñ, Çå Ëóèø, Ëóèç Àäðèàíó. À ïîêà ãëàâíûé êîçûðü Òåäåñêî îãðîìíîå æåëàíèå «Ñïàðòàêà» áðîñèòü òó ñàìóþ ïåð÷àòêó «Çåíèòó». Îäíîãî ýòîãî äëÿ çîëîòà ìîæåò íå õâàòèòü.
Ñîãëàñíû ñ òåì, ÷òî «Çåíèò» ñåé÷àñ â êðèçèñå?
Ýòî îáû÷íîå íàãíåòàíèå ñòðàñòåé âîêðóã êîìàíäû, â êîòîðóþ âëîæåíû ñåðüåçíûå äåíüãè. Äà, ïîðàæåíèå îò «Ðóáèíà», à â Ëèãå ÷åìïèîíîâ è îò «Áðþããå» ñ «Áîðóññèåé» ãîâîðèò î íåáîëüøîì ñïàäå. Íî âåäü ëèäåðû __þ_à, Îçäîåâ, Æèðêîâ, Êàðàâàåâ, Êóçÿåâ, ñ ó÷åòîì âûñòóïëåíèÿ çà ñáîðíóþ, áüþòñÿ íà òðåõ ôðîíòàõ. À ýòî åùå è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ íàãðóçêà. Ïëþñ ïîëó÷èëè òðàâìû Àçìóí è Ìàëêîì. Ñåìàê îêàçàëñÿ â íåïðîñòîé ñèòóàöèè. Íî îïûò âûõîäà èç íåå óæå èìååò. Âñïîìíèòå ïðîøëûé ñåçîí.
Êàê îòíîñèòåñü ê ñëóõàì î âîçìîæíîé îòñòàâêå Ñåðãåÿ Áîãäàíîâè÷à?
Îíè õîäèëè è ðàíüøå. À âñå çàêîí÷èëîñü òîãäà ïîáåäîé «Çåíèòà» â ÷åìïèîíàòå. Òàê ÷òî îñòàâüòå Ñåìàêà â ïîêîå!
Âûñòóïëåíèå â Ëèãå ÷åìïèîíîâ ìîæåò ñòîèòü «Ëîêîìîòèâó» è «Êðàñíîäàðó» ïîòåðü â ÐÏË?
Îíè óæå âèäíû. Èõ ïîðàæåíèÿ îò «Ñî÷è» è «Àõìàòà» ñòàëè ñëåäñòâèåì êîëîññàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, êîòîðîãî ïîòðåáîâàëè âñòðå÷è ñ «Áàâàðèåé» è «×åëñè». Âûäåðæàòü åãî ìîãóò òîëüêî êëóáû, èìåþùèå òàêîå êîëè÷åñòâî êëàññíûõ ôóòáîëèñòîâ, êàêèì ðàñïîëàãàþò ñîïåðíèêè íàøèõ êîìàíä â Ëèãå ÷åìïèîíîâ. Ê òîìó æå «Ëîêîìîòèâ» ïîòåðÿë äâóõ êëþ÷åâûõ ïîëóçàùèòíèêîâ Àëåêñåÿ Ìèðàí÷óêà è òðàâìèðîâàííîãî Áàðèíîâà.
Ïðèõîä Çå Ëóèøà äîáàâèò «Ëîêîìîòèâó» îáîðîòîâ?
Äóìàþ, äà. Íî åñëè íå ïðèáàâÿò Ñìîëîâ ñ Ýäåðîì, îäèí Çå Ëóèø ïðîáëåì êîìàíäû â àòàêå, êîíå÷íî, íå ðåøèò.
À ÷òî ñêàæåòå î öñêà?
Êîìàíäà âçðîñëååò, íàáèðàåòñÿ îïûòà. Íî îáîðîíà ñëèøêîì ÷àñòî íàïîìèíàåò, ÷òî óõîä áðàòüåâ Áåðåçóöêèõ è Èãíàøåâè÷à ïîêà ÿâëÿåòñÿ íåâîñïîëíèìîé ïîòåðåé. Õîðîøî, â ñòðîþ Àêèíôååâ, Ìàðèó Ôåðíàíäåñ è Âëàøè÷, êîòîðûì óäàåòñÿ âåñòè çà ñîáîé îñòàëüíûõ. Ïîòèõîíüêó ïîäòÿãèâàåòñÿ ×àëîâ, îñâàèâàåòñÿ Ãàé÷, ïðèáàâëÿåò Êó÷àåâ. Íå èñêëþ÷àþ, ÷òî ñïàðòàêîâñêóþ ïåð÷àòêó ìîæåò ïîäíÿòü è êîìàíäà Ãîí÷àðåíêî, õàðàêòåð êîòîðîé êðåï÷àåò íà ãëàçàõ.
Ïåðåëîì ñî ñìåùåíèåì
À êàêîé ìàò÷ «Ñïàðòàêà» â Ëèãå ÷åìïèîíîâ âàì çàïîìíèëñÿ áîëüøå âñåãî?
Âñå! Êàæäûé ðàç ìîðîç ïî êîæå, êîãäà ïåðåä ñòàðòîâûì ñâèñòêîì ñëûøèøü ãèìí Ëèãè. Êîíå÷íî, íå âñåãäà ýòè ìàò÷è çàêàí÷èâàëèñü ïðàçäíèêîì. Íî äâà ñíÿòñÿ äî ñèõ ïîð.  ñâîé ïåðâûé æå ñåçîí ñûãðàë ïðîòèâ «Ðåàëà», òàêèõ çâåçä, êàê Èëëãíåð, Ðîáåðòî Êàðëîñ, Éåððî, Çååäîðô, Ðåäîíäî, Ðàóëü è ïîáåäèë! Ê ïåðåðûâó óñòóïàëè 0:1. Íî ó íàñ áûë Öûëÿ, ïðèãîâîðèâøèé Èëëãíåðà ñî øòðàôíîãî. À ïîòîì ñêàçàë ñâîå ñëîâî Òèò 2:1! Ïîìíþ ðàñòåðÿííîå ëèöî Ðàóëÿ, ïîìðà÷íåâøåãî Õèääèíêà è ñ÷àñòëèâîãî, îáíèìàþùåãî íàñ, Ðîìàíöåâà. Òàêîå íå çàáûâàåòñÿ!
Íó, è, êîíå÷íî, âðåçàëèñü â ïàìÿòü 4:1 ñ «Àðñåíàëîì». Ëóæíèêè, 10 ãðàäóñîâ ìîðîçà, 80 òûñÿ÷ çðèòåëåé. È äâà òàéìà áîðüáû íà ïðåäåëå. Óæå â ñàìîì íà÷àëå íàì çàáèë Ñèëüâèíüþ. Íî ïîñëå ïåðåðûâà ìû áóêâàëüíî ñìÿëè ñîïåðíèêà, îòãðóçèâ ÷åòûðå ìÿ÷à. Íå çðÿ ïîñëå ìàò÷à ñàì Êàïåëëî ñêàçàë, ÷òî òàêèõ êëóáîâ, êàê «Ñïàðòàê», â Åâðîïå íåìíîãî!
Ýòî âàøè ñàìûå ñ÷àñòëèâûå ìîìåíòû â «Ñïàðòàêå». À êàêîé áûë ñàìûì òðóäíûì?
Êîãäà â 2002-ì ïîëó÷èë ïåðåëîì îáåèõ êîñòåé ãîëåíè ñî ñìåùåíèåì, â ÷åì «ïîìîã» äèíàìîâåö Âèòàëèé Ãðèøèí. ß âûáèâàë ìÿ÷ â öåíòðå, à îí ïîäêàòèëñÿ ñáîêó. Äàæå ùèòêè íå ñïàñëè. Äà åùå ìûøöà ñîêðàòèëàñü, è ÿ òðîå ñóòîê íà âûòÿæêå ëåæàë. Äíåé ñòðàøíåå â ìîåé æèçíè íå áûëî. Áîëü àäñêàÿ, ïàëüöû íå øåâåëÿòñÿ, à ãîëîâå îäíà ìûñëü íåóæåëè âñ¸?! Ñïàñèáî âðà÷àì âûêàðàáêàëñÿ. Êëóá ïîääåðæàë, äðóçüÿ. Ïîìíþ, Ðîìàíöåâ íàâåùàë, ïîäáàäðèâàë. À Ïðîêîïåíêî, êîòîðûé òîãäà «Äèíàìî» òðåíèðîâàë, äàæå ïðèåçæàë èçâèíÿòüñÿ çà Ãðèøèíà. Òàêèå ñèòóàöèè çàñòàâëÿþò ìíîãîå â æèçíè ïåðåñìîòðåòü, ñåáÿ ïðîâåðèòü, ïîíÿòü, êòî ñ òîáîé ðÿäîì.
À óõîä èç «Ñïàðòàêà» ðàçâå íå áûë äëÿ âàñ òðóäíûì ìîìåíòîì?
Íåò.  2005-ì ó ìåíÿ çàêîí÷èëñÿ êîíòðàêò, ïðîäëåâàòü åãî íèêòî íå ñîáèðàëñÿ. Ñ êîìàíäîé ðàáîòàë Ñòàðêîâ, êîòîðûé ïî÷åìó-òî óæå íå íàõîäèë íàì ñ Þðîé Êîâòóíîì ìåñòà â ñîñòàâå. È òîãäà ãåíäèðåêòîð Øàâëî ïðåäëîæèë ìíå ïîåõàòü íà ñáîð, ãäå Ñòàðêîâ õîòåë áû ìåíÿ ïîñìîòðåòü â äåëå. ß ïîíÿë, ÷òî ýòî òîëüêî ïðåäëîã è ïîñîâåòîâàë èçó÷èòü çàïèñè èãð, êîòîðûå ïðîâåë â êëóáå çà âîñåìü ëåò. Íà òîì è ðàçîøëèñü. Òðàãåäèåé ýòî íå ñòàëî. Âåäü òîò «Ñïàðòàê», êîòîðûé ïðèíÿë ìåíÿ ñîâñåì ìîëîäûì â ñâîþ áîëüøóþ äðóæíóþ ñåìüþ, áûë ñîâåðøåííî äðóãèì. Ïîòîìó è îñòàíåòñÿ âî ìíå íàâñåãäà.
Источник