Перелом настроений в пользу интеграционных процессов
Россия и её связи со странами СНГ ,Америки , Азии ,Европы.
СНГ: на пути к экономическому союзу.
К настоящему времени сформировались две концепции отношений России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей, выгодных как для России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической обстановки, необходимости согласованнной структурной перестройки экономики, сохранения кооперационного сотрудничества. Вторая концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление России из-за опасения экономического иждивенчества со стороны партнеров и притормаживания процессов рыночных реформ в России. Во многих странах ближнего зарубежья противники тесного взаимодействия с Росией, ее попыто
к навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.
Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества резко изменился после пессимистических оценок перспектив Содружества,характерных для конца 1992 — начала 1993 гг. Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или сообщества), скоординированной экономической политики. Причин, как представляется, здесь несколько.
Во-первых, быстро ухудшается экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования. Действия России по защите собственного рынка, главным образом, установление в торговле с этими государствами таможенных пошлин на энергоносители и важнейшие сырьевые товары, дополнительно создают для них немалые экономические осложнения — поднимают цены на эти ресурсы до уровня мировых.
Во-вторых, окончательно развеялись иллюзии о возможности будучи экономически самостоятельными быстро решить свои проблемы, наполнить рынок и успешно осуществить реформы с учетом национальной специфики.
В-третьих, более трезвым стало понимание роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок.
В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Результатом сало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение восемь государств.
Существенные сдвиги произошли и в политических взглядах. Если в начале 1993 г. об экономическом союзе или других формах интеграционных объеденений говорили, главеым образом, представители Беларуси и Казахстана (например, украинские представители возражали по тем или иным причинам против многосторонних форм сотрудничества), то сегодня заинтересованность в экономическом союзе выражают практически все государства Содружества.
Перелом настроений в пользе интеграционных процессов нашел выражение в том, что 14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств — участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствуещего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Такжикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ.
Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.
Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогооблажения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.
Чтобы запустить действительно работающий межгосударственный банковский механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких институтов, которые, как Европейский Инвестиционный Банк, обеспечивали бы сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях вы-равнивания уровней экономического развития стран-членов.
На деле,по мнению ряда специалистов, даже видимое выполнение определенных валютных соглашений, подписанных в постсоветском рублевом периоде, — это чистое совпадение: только те соглашения и только в той степени выполнялись, — в основном это касается введения плавающих обменных курсов и создания более или менее развитых рынков иностранной валюты, — которые позволяют пост советским странам (временно) поддерживать минимальную степень внешней конкурентноспособности и не требует продвинутых форм координации финансовой политики, в то время как ни одна понастоящему международная цель на уровне СНГ достигнута не была: с одной стороны, поскольку постсоветские государства поняли, что больше никогда не будут иметь возможности свободно и безответственно печатать деньги, и, с другой строны, в силу специфической природы переходной экономики. Последнее основание тем весомее, что в нынешних условиях совместно плавающие валюты (как бы ни было желательно совместное плавание) а priori не в состоянии устранить структурные, институциональные и другие фундаментальные причины нарушений в области финансов и снизить инфляцию до контролируемого уровня. Обновленная идея создания международного валютно-финансового комитета СНГ, довольно популярная в середине 1995 г., идет не настолько далеко, чтобы сломать тенденцию мнимого развития международных финансовых институтов, не связанных с международным экономическим и финансовым климатом в СНГ.
Одной из острейших проблем взаимоотношений стран ближнего зарубежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.
Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутри республиканском обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимно плавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходит из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ
В декабре 1991 г., как известно, практически одновременно прошли встречи глав государств Европейского сообщества в Маастрихте и руководителей России, Украины и Белорусии в Беловежской пуще. На первой из этих встреч было оформлено рождение валютно-экономического союза. В Беловежской пуще подобный вопрос даже не ставился. Видимо, предполагалось, что и с прекращением существования Советского Союза охватываемое им единое экономическое пространство сохранится как бы само по себе, без дополнительных усилий со стороны членов только что появившегося СНГ. Жизнь, однако, быстро показала, что на такой казавшийся естественным ход событий рассчитывать не приходится. Произошло другое: единая денежно-кредитная и финансовая система, приспособлена к условиям унитарного государства, каковым по сути был СССР, и плановой экономики, стала форсированно разваливаться. Первыми рублевую зону покинули страны Балтии, а затем и в ряде государств СНГ появились собственные квазиденьги. Как и предвидели многие экономисты, прежде всего европейские, итогом стал разрыв традиционно существовавших хозяйственных связей, который сыграл большую роль в нарастании спада производства и резком снижении жизненного уровня населения всех государств, ранее входивших СССР.
Но это не значит,что договор об экономическом союзе стран СНГ нежизнеспособен и провозглашенная им цель — создание валютно-экономического союза -нереалистична. Причина названных кризисных явлений в экономической сфере СНГ вероятно, прежде всего ,в том, что сам по себе этот достаточно хороший договор, — во многом, кстати, имеющее общее с Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества, — оказался, -во-первых, оторванным от быстро меняющихся экономических и политических реалий Содружества,
во-вторых, не подкрепленным своевременно необходимой правовой базой. В таких условиях он, естественно, и не мог принести ожидаемых результатов. Иными словами, не были в полной мере соблюдены универсальные закономерности, присущие интеграционному процессу, игнорирование которых оборачивается кризисами, с чем мы сейчас сталкиваемся.
Источник
Ïåðåëîì íàñòðîåíèé â ïîëüçå èíòåãðàöèîííûõ ïðîöåññîâ íàøåë âûðàæåíèå â òîì, ÷òî 14 ìàÿ 1993 ã. â Ìîñêâå íà çàñåäàíèè ãëàâ ãîñóäàðñòâ – ó÷àñòíèêîâ ÑÍà áûëè ïðèíÿòû äåêëàðàöèÿ î ïîýòàïíîì äâèæåíèè ê ýêîíîìè÷åñêîìó ñîþçó è ðåøåíèå î ïîäãîòîâêå ñîîòâåòñòâóåùåãî äîãîâîðà è ñîïóòñòâóþùèõ åìó ñîãëàøåíèé. Äîêóìåíòû ïîäïèñàëè Àðìåíèÿ, Áåëàðóñü, Êàçàõñòàí, Êûðãûçñòàí, Ìîëäîâà, Ðîññèÿ, Òàêæèêèñòàí, Óçáåêèñòàí, Óêðàèíà, ò.å. âñå ó÷àñòíèêè çàñåäàíèÿ çà èñêëþ÷åíèåì Òóðêìåíèñòàíà, êîòîðûé, âïðî÷åì, ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ýòîé ðàáîòå â êà÷åñòâå íàáëþäàòåëÿ.  äîêóìåíòàõ îòðàæåíû ñòðåìëåíèå ê ãëóáîêîé èíòåãðàöèè, ñîçäàíèþ îáùåãî ðûíêà äëÿ ñâîáîäíîãî ïåðåìåùåíèÿ òîâàðîâ, óñëóã, êàïèòàëîâ, òðóäîâûõ ðåñóðñîâ ïðè îáåñïå÷åíèè âçàèìíûõ èíòåðåñîâ ãîñóäàðñòâ è íàìåðåíèå áîëåå òåñíî ñîãëàñîâûâàòü äåéñòâèÿ ïî ðàçëè÷íûì íàïðàâëåíèÿì ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè, îñîáåííî ïðîâåäåíèþ ýêîíîìè÷åñêèõ ðåôîðì.
Çàòåì áûëî ïîäãîòîâëåíî ñîãëàøåíèå î Ìåæãîñóäàðñòâåííîì áàíêå ÑÍÃ, à â ñåíòÿáðå 1993 ã. çàêëþ÷åí Äîãîâîð î ñîçäàíèè Ýêîíîìè÷åñêîãî ñîþçà ÑÍÃ.
Ïîçäíåå, 24 ñåíòÿáðÿ 1993 ã., â Ìîñêâå áûë ïîäïèñàí ðàìî÷íûé Äîãîâîð î ñîçäàíèè ýêîíîìè÷åñêîãî ñîþçà.
Äîãîâîð îòêðûò ëþáîé ñòðàíå ÑÍà äëÿ ïðèñîåäèíåíèÿ. Îí ïðåäóñìàòðèâàåò êîîðäèíàöèþ äåíåæíî-êðåäèòíîé, ôèíàíñîâîé è âàëþòíîé ïîëèòèêè è ãàðìîíèçàöèþ íàëîãîîáëàæåíèÿ. Îäíàêî ÷òî áûëî ñîâåðøåííî íîâûì â Äîãîâîðå – ýòî ïðèçíàíèå ñóùåñòâîâàíèÿ äâóõ âàëþòíûõ ñèñòåì â ðàìêàõ ýêîíîìè÷åñêîãî ïðî-ñòðàíñòâà ÑÍÃ: ìíîãîâàëþòíûé ñèñòåìû è ðóáëåâîé çîíû íîâîãî òèïà, ò.å. çîíû ðîññèéñêîãî ðóáëÿ.
Äëÿ ìíîãîâàëþòíîé ñèñòåìû Äîãîâîð óñòàíîâèë öåëè, ñòàäèè è ìåõàíèçìû òðàíñôîðìàöèè â íàïðàâëåíèè âàëþòíîãî ñîþçà.
1) Íà ïåðâîé ñòàäèè òðàíñôîðìàöèè Äîãîâîð ïðåäóñìàòðèâàåò ñîçäàíèå ïëà-òåæíîãî ñîþçà íà áàçå: âçàèìíîãî ïðèçíàíèÿ è îôèöèàëüíûõ êîòèðîâîê âñåõ ðåñïóáëèêàíñêèõ âàëþò; ìíîãîñòîðîííåãî êëèðèíãà ÷åðåç Ìåæãîñóäàðñòâåííûé áàíê èëè äðóãèå ó÷ðåæäåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì íàöèîíàëüíûõ âàëþò; ñêîîðäèíèðîâàííûõ ìåõàíèçìîâ âçàèìíîãî êðåäèòîâàíèÿ äëÿ ïîêðûòèÿ äåôèöèòîâ ïëàòåæíûõ áàëàíñîâ; êîíâåðòèðóåìîñòè íàöèîíàëüíûõ (ðåñïóáëèêàíñêèõ) âàëþò ïî òåêóùèì ðàñ÷åòàì.
Ìåæãîñóäàðñòâåííûé áàíê áûë ñîçäàí â äåêàáðå 1993 ã.
Äîëÿ Ðîññèè â åãî îïëà÷åííîì êàïèòàëå – 50%. Áàíê äîëæåí ïðåäîñòàâëÿòü êðåäèòû ðåñïóáëèêàíñêèì öåíòðàëüíûì áàíêàì â ðàìêàõ ëèìèòîâ, ïðîïîðöèîíàëüíûõ èõ ñ÷åòàì â ýòîì áàíêå. Ñî âòîðîé ïîëîâèíû 19944 ã. áàíê äîëæåí áûë îáåñïå÷èòü ìíîãîñòîðîííèé êëèðèíã â ðîññèéñêèõ ðóáëÿõ, â òâåðäûõ âàëþòàõ èëè â òðåòüèõ âàëþòàõ ïî ðåøåíèþ Ñîâåòà áàíêà.
2) Íà ñëåäóþùåì ýòàïå ïðåäóñìàòðèâàëîñü òðàíñôîðìàöèÿ ïëàòåæíîãî ñîþçà â âà-ëþòíûé ñîþç íà áàçå: ïëàâàþùèõ îáìåííûõ êóðñîâ ðåñïóáëèêàíñêèõ âàëþò è óäåðæàíèé êîëåáàíèé êóðñîâ â ñîãëàñîâàííûõ ïðåäåëàõ; ïîëíîé êîíâåðòèðóåìî-ñòè ýòèõ âàëþò.
3) Ïîñëå äîñòèæåíèÿ âàëþòíîé ïðîçðà÷íîñòè ïðåäïîëàãàëîñü ïðåîáðàçîâàòü ìíî-ãîâàëþòíóþ ñèñòåìó â îäíîâàëþòíóþ. Ïðè ýòîì íàèáîëåå øèðîêî èñïîëüçóåìàÿ è ñòàáèëüíàÿ âàëþòà ñðåäè áûâøèõ ðåñïóáëèêàíñêèõ âàëþò (ôàêòè÷åñêè – ðîññèéñêèé ðóáëü) äîëæåí áûë èãðàòü ðîëü îáùåé âàëþòû.
Ìåæãîñóäàðñòâåííûé âàëþòíûé êîìèòåò, ïðåäóñìîòðåííûé Äîãîâîðîì îá ýêîíîìè-÷åñêîì ñîþçå â êà÷åñòâå íàäíàöèîíàëüíîãî âàëþòíîãî îðãàíà, áûë íàäåëåí òàêèìè ôóíêöèÿìè, êàê îñóùåñòâëåíèå ìåð, ñïîñîáñòâóþùèõ êîíâåðòèðóåìîñòè ìÿãêèõ âàëþò ïî òåêóùèì ðàñ÷åòàì; êîíòðîëü çà ïðîöåññîì ëèáåðàëèçàöèè ðûíêà èíîñòðàí-íîé âàëþòû â ñòðàíàõ-ó÷àñòíèöàõ Äîãîâîðà ñ òåì, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ôîðìèðîâàíèå îáìåííûõ êóðñîâ èõ âàëþò ðûíî÷íûìè ôàêòîðàìè; ñîçäàíèå ôîíäà ïîä êîíòðîëü êî-ìèòåòà â ñëó÷àå íàìåðåíèÿ ó÷àñòíèêîâ Äîãîâîðà ÷àñòè÷íî îáúåäèíèòü ðåçåðâû òâåðäîé âàëþòû, çîëîòà è äðàãîöåííûõ ìåòàëëîâ äëÿ ðåøåíèÿ ïðîáëåì ïëàòåæíûõ áàëàíñîâ. Îäíàêî íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî äåÿòåëüíîñòü êîìèòåòà ôîðìàëüíî íà÷àëàñü â 1994 ã., óêàçàííûå ñîãëàøåíèÿ îñòàëèñü íà áóìàãå.
Áåñïëàòíî ñêà÷àòü ðåôåðàò “ÑÍÃ: íà ïóòè ê ýêîíîìè÷åñêîìó ñîþçó” â ïîëíîì îáúåìå
Ïîèñê ðåôåðàòîâ ïî àëôàâèòó
1. Ðåôåðàò: Ñëóõ è ãîëîñ â æèçíè ÷åëîâåêà Äåÿòåëüíîñòüþ ÿâëÿåòñÿ ñïåöèôè÷åñêèé âèä àêòèâíîñòè ÷åëîâåêà, íàïðàâëåííûé íà ïîçíàíèå è òâîð÷åñêîå ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà, âêëþ÷àÿ ñàìîãî ñåáÿ è óñëîâèÿ ñâîåãî ñóùåñòâîâà… 2. Ðåôåðàò: Ñìåðòü êàê êàòåãîðèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî áûòèÿ 3. Ðåôåðàò: Ñìåð÷ 4. Ðåôåðàò: Ñìåð÷³ ³ òîðíàäî 5. Ðåôåðàò: Ñìèñë ³ ñïðÿìîâàí³ñòü ³ñòî𳿠6. Ðåôåðàò: Ñìîëåíñêîå ñðàæåíèå 7. Ðåôåðàò: Ñìóòíîå âðåìÿ 8. Ðåôåðàò: Ñìûñë æèçíè 9. Ðåôåðàò: Ñìûñë æèçíè è òàëàíò 10. Ðåôåðàò: Ñìûñë æèçíè è ÷åëîâå÷íîñòü 11. Ðåôåðàò: ÑÍÃ: íà ïóòè ê ýêîíîìè÷åñêîìó ñîþçó 12. Ðåôåðàò: ÑÍÄ òà Óêðà¿íà ÑÍÄ ÿê îá’ºäíàííÿ 12 äåðæàâ ïîñòðàäÿíñüêîãî ïðîñòîðó âèíèêëà ï³ñëÿ ðîçïàäó ÑÐÑÐ â³äïîâ³äíî äî ̳íñüêî¿ óãîäè, Àëìà-Àòèíñüêî¿ äåêëàðàö³¿ òà Ïðîòîêîëó … 13. Ðåôåðàò: Ñíåã 14. Ðåôåðàò: Ñíîâèäåíèÿ – êàê ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè 15. Ðåôåðàò: Ñíîä³éí³ çàñîáè ²ñòîð³ÿ çàñòîñóâàííÿ… 16. Ðåôåðàò: Ñîá³âàðò³ñòü, ¿¿ ñòðóêòóðà, âèäè òà øëÿõè çìåíøåííÿ âèòðàò 17. Ðåôåðàò: Ñîáîð ñâÿòî¿ Ñîô³¿ ó Êèºâ³ (³ñòîð³ÿ ñïîðóäæåííÿ òà àðõ³òåêòóðí³ îñîáëèâîñò³) 18. Ðåôåðàò: Ñîáîðí³ ôàñàäè 19. Ðåôåðàò: Ñîáñòâåííîñòü è ôîðìû åå ðåàëèçàöèè â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ 20. Ðåôåðàò: Ñîâåðøåíñòâîâàíèå ìàðêåòèíãîâîé äåÿòåëüíîñòè êîìïàíèè ïî èçãîòîâëåíèþ è ìîíòàæó ìåòàëëîêîíñòðóêöèé íà ïðèìåðå ÒÎÎ “Ñòàëüìîíòàæ” 21. Ðåôåðàò: Ñîâåñòü | Ðåôåðàòû ïî ðóáðèêàì: Àðõèòåêòóðà, ñòðîèòåëüñòâî |
Источник