Перелом льва толстого
Детство, отрочество, юность
Военная карьера
Путешествие
Семейная жизнь
Перелом
“Война и мир” имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после “Анны Карениной” произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался.
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.
Он даже велел своим гостям самим выносить свои ночные горшки, хотя для этого в доме имелись слуги. Чем больше он старался жить по мирному учению Христа, тем менее мирной становилась его домашняя жизнь. В итоге вместо мира и гармонии в доме он получил хаос, разочарования и яростные споры с Софьей, отчаянно стремившейся защитить благосостояние детей. Она добилась этого, опубликовав многотомник его избранных сочинений.
Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называвшие себя «толстовцами». Ход переворота, совершившегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).
Последний роман Льва Толстого «Воскресение» (1889–99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность, следила вся Россия. На станции Астапово Лев Толстой и скончался 20 ноября 1910 года (7 ноября по старому стилю) в окружении прибывших родных. В ночь на 22 ноября (9 ноября по ст. стилю) гроб с телом Льва Николаевича Толстого был отправлен в Ясную поляну.
Похороны Льва Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Но, к сожалению многих его почитателей похороны прошли по гражданскому обряду, так как Толстой был отлучен от церкви.
Наверх
Источник
Â
ÐÐÐÐÐЫРÐÐÐ ÐÐÐРТÐÐСТÐÐÐ
РконÑÑ XIX в. ÑÑнополÑнÑÐºÐ°Ñ ÑÑадÑба пÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² ÑвоеобÑазнÑй кÑлÑÑÑÑнÑй ÑенÑÑ, кÑда из ÑазнÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ñов РоÑÑии и дÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑан ÑвеÑа пÑиезжаÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑÑÑнÑе и обÑеÑÑвеннÑе деÑÑели, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑÑÑ Ñ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑÑм.
Ð. ÐоÑÑкий Ñ Ð¸Ð·Ñмлением и гоÑдоÑÑÑÑ Ð¿Ð¸Ñал: «ÐеÑÑ Ð¼Ð¸Ñ, вÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ ÑмоÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° него, из ÐиÑаÑ, Ðндии, ÐмеÑики – оÑовÑÑÐ´Ñ Ðº Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑÑнÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ñе ÑÑепеÑнÑе ниÑи, его дÑÑа – Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¸ – навÑегда».
РЯÑной ÐолÑне ТолÑÑого поÑеÑаÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑели – Ð. С. ТÑÑгенев, Ð. Ð. ФеÑ, Ð. Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð², Ð. ÐоÑÑкий, Ð. С. ÐеÑков, Ð. Ð. ÐоÑоленко, Ð. Ð. ÐаÑÑин, Ð. Ð. ÐеÑеÑаев и дÑ.; Ñ Ñдожники – Ð. Ð. Репин, Ð. Ð. ÐÑамÑкой, Ð. Ð. Ðе,Ð. Ð. ÐеÑÑеÑов, Ð. Ð. ÐаÑÑеÑнак, Ð. Ð. СеÑов, Ð. Ð. ЯÑоÑенко и дÑ.; ÑкÑлÑпÑоÑÑ – Ð. Ð. ТÑÑбеÑкой, Ð. Я. ÐинзбÑÑг; композиÑоÑÑ Ð¸ мÑзÑканÑÑ – С. Ð. Танеев. Ð. Ð. ÐолÑденвейзеÑ, Ð. С. ÐÑенÑкий, Ð. Ð. ÐгÑмнов; ÑÑÑнÑе – Ð. Ð. ÐеÑников и дÑ.
Ð 80-Ñ Ð¸ 90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ (Ñ 1881 по 1901 г.) ТолÑÑой ÐоÑледние в инÑеÑеÑÐ°Ñ Ð´ÐµÑей, коÑоÑÑÑ Ð½Ñжно бÑло ÑÑиÑÑ, Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ жил ÐÑеиÐÑЩеÑÑвенно в ÐоÑкве. ÐдеÑÑ, в Хамоз-ниÑеÑком пеÑеÑлке (ÑепеÑÑ ÑлиÑа ÐÑва ТолÑÑого), он пÑиобÑÑл Ñебе дом.
ÐевÑÑнадÑаÑÑ Ð·Ð¸Ð¼ пÑожил ТолÑÑой в ÐоÑкве (леÑом он неизменно Ñезжал в ЯÑнÑÑ ÐолÑнÑ). ÐеболÑÑой двÑÑ ÑÑажнÑй оÑобнÑк в глÑбине Ñада пÑивлекал к Ñебе поÑеÑиÑелей Ñак же, как и ÑÑнополÑнÑÐºÐ°Ñ ÑÑадÑба.
ТолÑÑой в ÐоÑкве вÑл ÑакÑÑ Ð¶Ðµ пÑоÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, как и в ЯÑной ÐолÑне. Ðн Ñам возил Ñебе на ÑÐ°Ð»Ð°Ð·ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ, колол дÑова, занималÑÑ ÑапожнÑм ÑемеÑлом. Ðо ÑÑаÑоÑÑи он ÑÐ¾Ñ Ñанил замеÑаÑелÑнÑÑ ÑизиÑеÑкÑÑ ÑилÑ. ÐоÑÑаÑоÑно ÑказаÑÑ, ÑÑо в ÑемÑдеÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð¾Ð½ легко каÑалÑÑ Ð½Ð° конÑÐºÐ°Ñ , в ÑемÑдеÑÑÑ Ð¿ÑÑÑ Ð»ÐµÑ ÑвлекалÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¾ÑипеднÑм ÑпоÑÑом, в воÑемÑдеÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð±ÑÑÑÑо ездил веÑÑ Ð¾Ð¼ на лоÑади. Ðомимо лиÑеÑаÑÑÑной ÑабоÑÑ, он по-пÑÐµÐ¶Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑделÑл и обÑеÑÑвенной деÑÑелÑноÑÑи. Ð 1882 г. он пÑинÑл гоÑÑÑее ÑÑаÑÑие в моÑковÑкой пеÑепиÑи наÑелениÑ, вÑбÑав Ñебе ÑÑаÑÑок, наÑелÑннÑй бедноÑой. С 1891 по 1894 г.- в неÑÑожайнÑе Ð³Ð¾Ð´Ñ – он ÑÑаÑÑвовал в оÑганизаÑии помоÑи голодаÑÑим кÑеÑÑÑÑнам.
РконÑе 1901 г. ТолÑÑой опаÑно заболел воÑпалением лÑÐ³ÐºÐ¸Ñ . ÐеÑколÑко меÑÑÑев он леÑилÑÑ Ð² ÐÑÑмÑ, в ÐаÑпÑе. ÐдеÑÑ Ð¾Ð½ ÑаÑÑо вÑÑÑеÑалÑÑ Ñ Ð. ÐоÑÑким и Ð. Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ñм, коÑоÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбил и Ñенил. ÐÑекÑаÑнÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ð¢Ð¾Ð»ÑÑого на ÑÑом ÑÑапе его жизни Ð¼Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ в воÑпоминаниÑÑ Ð. ÐоÑÑкого.
ÐеÑнÑвÑиÑÑ Ð¸Ð· ÐÑÑма, ТолÑÑой Ñнова поÑелÑеÑÑÑ Ð² ЯÑной ÐолÑне, где пÑоÑла поÑÑи вÑÑ ÐµÐ³Ð¾ жизнÑ, и до конÑа дней Ñже не Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð´Ð°ÐµÑ ÐµÑ.
Â
РазвиÑие взглÑдов ТолÑÑого поÑледоваÑелÑно пÑивело его  к пеÑеÑмоÑÑÑ Ð²Ñей пÑедÑеÑÑвÑÑÑей лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи.
Ð ÑÑакÑаÑе «Так ÑÑо же нам делаÑÑ?» он пиÑеÑ: «ÐÑ Ð¿Ñоизвели пÑопаÑÑÑ Ð»Ñдей и Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелей, ÑазобÑали  ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелей по коÑÑоÑкам и напиÑали гоÑÑ ÐºÑиÑик, и кÑиÑик на кÑиÑики, и кÑиÑик на кÑиÑики кÑиÑик, и каÑÑиннÑе галеÑеи ÑобÑали, и ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑв ÑазнÑе изÑÑили до ÑонкоÑÑей, и ÑимÑонии, и опеÑÑ Ñ Ð½Ð°Ñ Ñакие, ÑÑо Ñже нам Ñамим ÑÑÑдно ÑÑановиÑÑÑ Ð¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ. Ð ÑÑо Ð¼Ñ Ð¿Ñибавили к наÑоднÑм бÑлинам, легендам, Ñказкам, пеÑнÑм, какие каÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÐµÑедали наÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ какÑÑ Ð¼ÑзÑкÑ?» ТолÑÑой ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо «лиÑеÑаÑÑÑа, Ñак же как и оÑкÑпÑ, еÑÑÑ ÑолÑко иÑкÑÑÐ½Ð°Ñ ÑкÑплÑаÑаÑиÑ, вÑÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÐµÑ ÑÑаÑÑников и невÑÐ³Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода».
Ðн пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑÑиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñвоей пÑедÑеÑÑвÑÑÑей лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи, Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð² ней лиÑÑ ÑÑедÑÑво возбÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÐµÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÑÑÑаÑÑей. “Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑÑим взглÑдом он пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ Ðº Ñ ÑдожеÑÑвеннÑм пÑоизведениÑм, в коÑоÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹ Ñвоей задаÑей ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ ÑÑиÑÑ Ð½Ð°Ñод нÑавÑÑвенноÑÑи. Так поÑвлÑеÑÑÑ ÑелÑй ÑÑд его маленÑÐºÐ¸Ñ Ð½ÑавоÑÑиÑелÑнÑÑ ÑаÑÑказов Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода: «Чем лÑди живÑ?», «СвеÑка», «Ðва ÑÑаÑика», «Ðог пÑÐ°Ð²Ð´Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ, да не ÑкоÑо ÑкажеÑ» и Ñ. п. ÐоÑÑиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑенденÑÐ¸Ñ Ð·Ð²ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ в более кÑÑпнÑÑ ÐµÐ³Ð¾ пÑоизведениÑÑ 80-90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð²: «СмеÑÑÑ Ðвана ÐлÑиÑа» ( 1886), «ÐлаÑÑÑ ÑÑмÑ» (1886), «ÐÑейпеÑова ÑонаÑа» (1890), «ÐÐ»Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑоÑвеÑениÑ» (1891), «ХозÑин и ÑабоÑник» (1895) и дÑ.
Ð 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ , Ñ ÑелÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ð´ÐµÑÑвÑÑ Ð¸ полезнÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода, ТолÑÑой оÑганизÑÐµÑ ÐºÐ½Ð¸Ð¶Ð½Ð¾Ðµ издаÑелÑÑÑво «ÐоÑÑедник». Ðнижки «ÐоÑÑедника» Ñеной в однÑ-полÑоÑÑ ÐºÐ¾Ð¿ÐµÐ¹ÐºÐ¸ в гÑомадном колиÑеÑÑве ÑаÑпÑоÑÑÑанÑлиÑÑ Ð² наÑодной маÑÑе.
РеÑение ТолÑÑого поконÑиÑÑ Ñ Ñ ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑой взволновало его дÑÑзей и поклонников. Ð. С. ТÑÑгенев, ÑмиÑаÑ, пиÑÐµÑ ÐµÐ¼Ñ Ð² пÑедÑмеÑÑном пиÑÑме: «ÐÑÑг мой. веÑниÑеÑÑ Ðº лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи!.. ÐÑÑг мой, великий пиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑÑÑÑкой земли, внемлиÑе моей пÑоÑÑбе!»
ÐпÑоÑем, и Ñама жизнÑ, и поÑÑебноÑÑÑ Ð² лиÑеÑаÑÑÑной деÑÑелÑноÑÑи, и желание оÑвеÑиÑÑ Ð² ÑиÑоком Ñ ÑдожеÑÑвенном полоÑне ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ðµ оÑноÑение к дейÑÑвиÑелÑноÑÑи Ñолкали ТолÑÑого к Ñ ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑвоÑÑеÑÑвÑ. Ðод влиÑнием вÑего ÑÑого оÑноÑение его к иÑкÑÑÑÑÐ²Ñ Ð² 90-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ Ñнова менÑеÑÑÑ. Ðн пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº мÑÑли, ÑÑо ÑабоÑа над Ñ ÑдожеÑÑвеннÑми пÑоизведениÑми даÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð²ÑÑазиÑÑ Ñе взглÑдÑ, коÑоÑÑе ÑложилиÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ в поÑледние деÑÑÑилеÑиÑ. Ð 1891 г. он запиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð² дневнике: «СÑал дÑмаÑÑ Ð¾ Ñом, как Ð±Ñ Ñ Ð¾ÑоÑо напиÑаÑÑ Ñоман, оÑвеÑÐ°Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑепеÑеÑним взглÑдом на веÑи».
Таким Ñоманом ÑвилоÑÑ Â«ÐоÑкÑеÑение».
ÐÑе по данной Ñеме::
Источник
Перелом.
«Война и мир» имела большой успех, и доход Толстого резко вырос. Однако после «Анны Карениной» произошел срыв. Толстой уперся в стену – он исписался.
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 — начале 1880 годов, завершился переломом в его мировоззрении. Тогда он обратился к Евангелию, в первую очередь к Нагорной проповеди, и решил, что нужно полностью следовать ее учению. Это означало жить по-крестьянски, отказываться от богатства (и от гонораров), отрицать любое насилие, исповедовать пацифизм и вегетарианство, самостоятельно косить траву (плохо) и тачать себе сапоги (с чудовищными результатами). Стремление к «чистой, простой жизни» и идея о непротивлении злу насилием стали ядром системы Толстого.
Он даже велел своим гостям самим выносить свои ночные горшки, хотя для этого в доме имелись слуги. Чем больше он старался жить по мирному учению Христа, тем менее мирной становилась его домашняя жизнь. В итоге вместо мира и гармонии в доме он получил хаос, разочарования и яростные споры с Софьей, отчаянно стремившейся защитить благосостояние детей. Она добилась этого, опубликовав многотомник его избранных сочинений.
Идеи Толстого нашли отклик в сердцах многих людей по всему миру. Последователи Льва Николаевича, называвшие себя «толстовцами». Ход переворота, совершившегося в сознании Льва Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).
Последний роман Льва Толстого «Воскресение» (1889–99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность, следила вся Россия. На станции Астапово Лев Толстой и скончался 20 ноября 1910 года (7 ноября по старому стилю) в окружении прибывших родных. В ночь на 22 ноября (9 ноября по ст. стилю) гроб с телом Льва Николаевича Толстого был отправлен в Ясную поляну.
Похороны Льва Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба. Но, к сожалению многих его почитателей похороны прошли по гражданскому обряду, так как Толстой был отлучен от церкви.
Источник статьи: https://tolstoy-biography.narod.ru/tragic.htm
Духовный перелом Л.Н. Толстого 80-х годов. Творчество позднего Толстого. Изменение художественной манеры.
Духовный перелом в мировоззрении Льва Толстого происходил на протяжении 80-х годов ХIХ века. Он нашел свое отражение в его художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887–89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890–98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Между тем годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Источник статьи: https://studopedia.ru/15_68518_duhovniy-perelom-ln-tolstogo—h-godov-tvorchestvo-pozdnego-tolstogo-izmenenie-hudozhestvennoy-maneri.html
Перелом в жизни толстого
46. Перелом в мировоззрении Л. Толстого на рубеже 1870–1880-х годов: его содержание и последствия для общественной, духовно-нравственной и эстетической позиции писателя.
Во второй половине 1860-х — в 1870-х Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.
В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет «Азбуку» (1871–72) и позже «Новую азбуку» (1874–75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Т. возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Т. традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нём скептическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е гг., связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-филосфского мировоззрения Т..
В 80-е гг. Т. заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьёт себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни близких. В его публицистических работах «Так что же нам делать?» (1882–86) и «Рабство нашего времени» (1899–1900) дана резкая критика пороков современной цивилизации, но выход из противоречий Т. видит по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя пропитывается публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884–86) Т. рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символичный «свет», возникающий в последние минуты в его сознании, должны были, по мысли Т., воплощать идею религиозного «спасения». Но эти иллюзии были побеждены трезвым психологическим реализмом повести. Повесть «Крейцерова соната» (1887–1889, опубликована 1891) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889–90, опубликована 1911) Т. посвятил теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишённой всякого своекорыстия.
В 90-е гг. Т. пытается теоретически обосновать свои взгляды на искусство. Искусство содержательное, посвящённое высоким нравственно-религиозным целям, Т. противопоставляет искусству упадочному, декадентскому. В трактате «Что такое искусство?» (1897–98) он выдвигает теорию «заражения» искусством (то есть закрепления и передачи раз испытанного чувства посредством линий, красок, звуков, образов) и в этом видит основу эмоционального переживания читателя, зрителя, слушателя. «Главное значение искусства», — по Т., — «значение объединения» (Полн. собр. соч., т. 57, 1952, с. 132). По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства — дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом.
Главной художественной работой Т. 90-х гг. явился роман «Воскресение» (1889–99). Художественно исследуя судьбы людей из народной среды — ссыльных, крестьян, революционеров, Т. подчёркивал общее для всех них положение бесправия и угнетения, сковывающее духовные силы народа. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Т. святейшим Синодом от православной церкви (1901).
В последнее десятилетие жизни Т. — признанный глава русской литературы, защитник реалистического направления от модных декадентских влияний. Он поддерживает личные отношения и сочувственно относится к таким писателям, как В. Г. Короленко, А. П. Чехов, М. Горький. Продолжается и общественно-публицистическая деятельность Т. (воззвания, статьи, работа над книгой «Круг чтения»). Однако как раз в то время, когда толстовство получает широкую известность в качестве идейной доктрины, сам Т. испытывает колебания и сомнения в правоте своего учения. Ход событий в преддверии Революции 1905–07 ставит перед серьёзным испытанием его патриархальные идеалы. Всемирно известными выступлениями Т. стали его горячие протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).
Последние годы жизни Т. провёл в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С. А. Толстой — с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 Т. тайно ушёл из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово. Смерть Т. потрясла Россию.
Источник статьи: https://medium.com/@placeholdermax_60276/46-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BB-24feed49c34b
Источник