Перелом костыль ребенок
Костыли бывают подмышечные и локтевые (иначе называются «канадки»). Основная разница между – ними точка опоры. В первом случае это подмышечная впадина, во втором – локоть, при этом канадки больше похожи на трость. Неправильный выбор этого средства реабилитации чреват повреждениями связок, кожи, мышц. Рассмотрим, какими должны быть костыли и какие из них лучше в том или ином случае.
Костыли – это медицинское средство реабилитации, которое назначает врач. Они необходимы при нарушении функции опорно-двигательного аппарата, а также в тех случаях, когда в периоде восстановления нужно максимально снизить нагрузку на ноги.
Если выбрать такое приспособление неправильно, то:
- появляется риск защемления нервов;
- можно натереть кожу;
- вероятно воспаление плечевого сустава;
- может быть поражена костная и мышечная ткань;
- нагрузка будет распределена неправильно.
Разновидности костылей
- Подмышечные. Требуются, когда необходимо полностью снять нагрузку с ног. Обычно это первый восстановительный этап после травмы, предполагающий также низкую нагрузку на руки. Не рекомендуется использовать более двух лет.
- С опорой под локоть. Прописываются врачом, когда больной уже может самостоятельно недолго ходить или стоять, у него достаточно выносливости, чтобы дать некоторую нагрузку на руки. Обеспечивают частичную разгрузку конечности, на которую на этом этапе реабилитации уже можно наступать. Подходят для постоянного использования, в отличие от подмышечных.
Какие костыли лучше и удобнее, подмышечные или локтевые?
Рассмотрим подробно каждую разновидность и правила подбора.
Подмышечные костыли
Предназначены для переноса веса тела с ног на руки и плечевой пояс. Полностью разгружают конечности, дают возможность ходить, не опираясь на ногу. Представляют собой две планки, которые книзу соединяются в одну. Оснащены устойчивым нескользящим наконечником. Для удобной опоры верхняя часть имеет специальную накладку, не травмирующую подмышечную впадину. Поперечная перекладина, находящаяся на уровне кисти, нужна для того, чтобы держаться за нее.
Как выбрать?
Эти ортопедические приспособления подбирают по росту. Учитывают расстояние от наконечника до упора для подмышек, уровень расположения поперечной перекладины.
- Пациенту необходимо надеть привычную обувь и встать.
- Костыль нужно поставить на расстоянии около 20 см (зависит от ширины бедер) от стопы.
- Проследить расстояние от подмышки до верхней опоры – оно должно быть около 5 см.
- Когда руки опущены, поперечная опорная перекладина для кисти должна находиться на уровне запястья. Для ее правильной регулировки руку нужно согнуть в локте на 30°, кисть – сжать в кулак.
Если больной не может стоять без опоры, то для него приспособления выбирают так: рост минус 40 см. При использовании костыли нужно будет еще подогнать.
Для оценки правильности подбора на костылях нужно немного походить:
- боль в плечах свидетельствует о том, что приспособления выше, чем нужно;
- если плечи расслаблены, но устают руки, высота недостаточна.
Локтевые костыли
Опора в таких моделях приходится на локоть и кисти рук. Они подходят тем, кто может удерживать вес тела руками и опираться на поврежденную ногу. Такие костыли расширяют возможности пациента: с ними можно легче подниматься по лестнице, перешагивать бордюры и т. д. Кроме того, они сочетаются с ортопедическими аппаратами. По статистике, мужчинам ходить на таких костылях проще, чем женщинам.
Как правильно выбрать?
- Пациенту необходимо встать, взяться за рукоять, предварительно оперевшись предплечьем на манжету. Костыль поставить на удалении около 15 см от мыска стопы.
- Рукоять для кисти должна быть на уровне запястья, когда рука свободно опущена.
- Манжета должна находиться в 5-10 см от локтя и плотно обхватывать предплечье, не сдавливая его. Локоть при этом должен быть согнут на 15-20°.
Расстояние до манжеты от края локтя с учетом роста пациента:
- до 150 см – 4 см;
- 170 см – 5-7 см;
- от 180 см – 10 см.
Плюсы и минусы
Подмышечные | Локтевые | |
Преимущества | – Позволяют удерживать баланс. – Обеспечивают легкость передвижения. – Дают возможность отдохнуть во время ходьбы, «повиснув» на подмышках и расслабив руки. | – Компактные, их легко хранить, перевозить. – Подходят ослабленным и/или пожилым людям в качестве дополнительной опоры при возможности опираться на обе ноги. – Позволяют гулять на улице, спускаться и подниматься по лестнице. |
Недостатки | – Затрудняют подъем и спуск на лестнице, прогулки. – При неправильной регулировке пережимают нервно-сосудистый канал и лимфоузлы в подмышечной впадине, временно лишая руки чувствительности. | – Если возможна опора только на одну ногу (например, после перелома), подходят только тем, у кого сильный плечевой пояс. – Трудно балансировать. – Не подходят ослабленным и/или пожилым людям при возможности опираться только на одну ногу. – Неудобны для пациентов с избыточной массой тела. – Не применяются после ампутации конечности. |
Другие важные аспекты:
- если больному трудно удерживать равновесие, рекомендованы костыли с пирамидальным наконечником – они более устойчивы;
- подмышечные опоры должны быть анатомичными или мягкими;
- высота перекладин должна регулироваться;
- стандартный вес приспособления – около 1,5 кг, для пациентов с лишним весом подходят усиленные модели, выдерживающие до 220 кг, однако они весят до 4 кг, что приводит к быстрой утомляемости, поэтому слишком тучным людям рекомендованы ходунки;
- деревянные и легкосплавные конструкции предназначены для людей со средним телосложением (вес до 120 кг);
- при необходимости часто куда-то ездить лучше выбрать разборную модель.
Как научиться ходить на костылях?
Общие рекомендации
Костыли нужно тщательно отрегулировать и после этого понемногу начинать ходить. Вес тела стараться переносить на руки, а не на подмышечные впадины (иначе их можно повредить). Если вы пользуетесь канадками, следует следить, чтобы рукоять всегда была направлена вперед, а манжета держалась прочно, но без сдавливания предплечья.
Если повреждены обе ноги
При ходьбе сначала вперед ставится один костыль, затем нога, которая к нему ближе. Потом – второй и вторая конечность. Этот способ обеспечивает хорошую устойчивость, но низкую скорость. Можно научиться ходить с опорой на две точки – это повысит скорость: одновременно вперед ставится правый костыль и левая нога, затем – левый и правая нога.
Если повреждена одна нога
Спину и голову нужно держать прямо, не наклоняться вперед. Во время ходьбы костыли следует переставлять одновременно примерно на 30 см вперед (но не ближе 10 см от ног) и чуть в стороны. Затем вес переносится на руки, тело перемещается вперед.
Вставать нужно на пятку, костыли при этом находятся позади. После этого – опереться на здоровую конечность и поставить костыли вперед.
Как правильно садиться?
Подойти к сиденью как можно ближе, повернуться к нему спиной. Костыли поставить к больной ноге, опереться на них и на здоровую конечность и сесть.
Подъем по лестнице
Костыли взять в руку, второй – держаться за поручень. При подъеме: поставить костыли на ступеньку, на которой стоите, удерживаясь рукой за перила. Затем, распределив вес тела между костылями и опорной рукой равномерно, поставить здоровую конечность на ступень выше, выпрямить ее, передвинуть костыли.
Спуск по лестнице
Костыли поставить на ступеньку ниже, вслед за ними перенести поврежденную ногу, затем – здоровую.
Нельзя выставлять костыли излишне вперед, потому что при этом придется наклоняться, что чревато потерей равновесия. Нельзя также перепрыгивать по ступенькам – можно неудачно упасть. Если лестница с перилами, то оба костыля следует взять в одну руку, а второй – опереться о перила и именно с их помощью спуститься.
Полезные советы
- Для зимнего времени лучше приобрести насадки шипами или костыли со встроенным выдвижным шипом.
- Регулируемые модели – постоянно проверять на качество фиксации.
- Если удерживать равновесие трудно, то костыли (подмышечные модели) нужно прижимать ближе к груди.
- Нужно регулярно осматривать наконечники. Если они сотрутся, то можно поскользнуться и упасть.
- Чтобы не упасть на скользкой поверхности, идти нужно мелкими шагами.
- Модели с несколькими точками опоры позволяют лучше держать равновесие, оптимальны для пожилых людей.
Остались вопросы? Позвоните!
Санкт-Петербург, ул.Ольминского, 5
Единый номер телефона +7 (812) 407-27-73
E-mail: info@orto-s.ru
Заказать обратный звонок
Источник
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом[1]. К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические. Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые, когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения, когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением, когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника, которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома:
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь–десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным.
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения[2]. Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух–трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Источник