Перелом для балерины

Перелом для балерины thumbnail

Переломы плюсневых костей у танцоров. Переломы костей предплюсны у артистов балета

Переломы плюсневых костей встречаются значительно реже у исполнителей народного — сценического танца, так как их обувь имеет твердую подошву и боковую поддержку, чего нет у исполнителей классического танца. Чаще повреждается V плюсневая кость, поскольку ее компактное вещество тонкое и она почти не участвует в нагрузке при танцах на пуантах — приземление происходит на I, II и III плюсневые кости, т. е. на медиальный край стопы.

Механизм травмы — приземление после прыжка на латеральный край стопы, подворачивание стопы, реже встречается удар каблуком партнера или удар о выступающие части декораций и т. д.

Клинически выявляется припухлость по латеральному краю стопы, резкая болезненность при пальпации плюсневой кости, положительный симптом Якобсона (резкая боль при надавливании на подошвенную поверхность головки поврежденной плюсневой кости). Рентгенологически уточняется вид перелома и степень смещения отломков.

Первая помощь — хлорэтиловое орошение или ново-каиновая блокада, фиксация эластичным бинтом и направление в травматологическое учреждение.

Лечение зависит от вида перелома: при отсутствии смещения отломков кости накладывается гипсовая повязка типа «сапожок» на 5—6 нед. При наличии смещения отломков необходимо добиваться точного анатомического их сопоставления, особенно при переломах I, II и III плюсневых костей, поскольку нарушение оси нагрузки для балерины или танцовщика ведет к невозможности приступать к танцам.

травмы стопы у танцоров

У учащихся хореографического училища в период повышенных нагрузок могут наблюдаться изолированные отрывы наружного бугорка основания V плюсневой кости. Перелом происходит при быстром сокращении мышцы во время резкого исполнения какого-либо элемента танца или подворачивания стопы внутрь.

Лечение этих переломов заключается в наложении гипсовой лонгеты или повязки с нерезким пальгусным положением стопы на 2—3 нед. При снятии гипсовой повязки назначается массаж, лечебная гимнастика, электростимуляция мышц голени и стопы. Лечение считают законченным при полном восстановлении балетной формы, что необходимо для предупреждения новых повреждений.

Переломы костей предплюсны встречаются не часто, но протекают тяжело. Наблюдается перелом таранной, ладьевидной костей.

Механизм перелома таранной кости — это чаще всего приземление после высокого прыжка на расслабленные ноги и подворачивание стопы внутрь.

В момент травмы возникает резкая боль, хруст. В течение нескольких минут развивается отек голеностопного сустава. Движения в нем резко ограничиваются и болезненны. Рентгенологическое обследование уточняет характер и место перелома, чаще возникает перелом со смещением отломков.

Первая помощь — орошение хлорэтилом, холод, фиксация эластичным бинтом и направление в травматологическое учреждение. Под местной анестезией проводится сопоставление отломков при их смещении, накладывается гипсовая повязка до коленного сустава на 9 нед. После снятия повязки проводится весь комплекс восстановительного лечения. Трудоспособность обычно нарушается на 16—18 нед. Но и после начала трудовой деятельности артист балета должен находиться на диспансерном наблюдении в связи с тем, что в дальнейшем образуется деформирующий артроз голеностопного сустава.

Два раза в год профилактически проводится комплекс восстановительного лечения — массаж, теплые ванны, грязевые аппликации, введение кислорода в голеностопный сустав с артепороном, санаторно-курортное лечение в летний период.

– Также рекомендуем “Переломы фаланг пальцев стопы у артистов балета. Тендовагиниты сухожилий, ганглии стопы, вросший ноготь”

Оглавление темы “Болезни и травмы стоп у танцоров”:

  1. Уход за собой артистами балета. Гигиена кожи и стопы танцорами
  2. Отбор детей в хореографическое училище по стопе. Питание детей обучающихся танцу
  3. Энергозатраты при обучении танцу. Белки, жиры, углеводы и витамины в рационе питания танцоров
  4. Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета
  5. Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров
  6. Переломы плюсневых костей у танцоров. Переломы костей предплюсны у артистов балета
  7. Переломы фаланг пальцев стопы у артистов балета. Тендовагиниты сухожилий, ганглии стопы, вросший ноготь
  8. Плоскостопие у артистов балета. Вальгусная деформация и артроз большого пальца стопы
  9. Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета
  10. Вывих сухожилий малоберцовых мышц у танцоров. Переломы лодыжек у артистов балета

Источник

ДРИС РЕЙНЕКЕ — В ПРОШЛОМ ТАНЦОВЩИК ТРУППЫ «БАЛЛЕ РАМБЕР», ЗАКОНЧИВ АКТИВНУЮ СЦЕНИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОН ПОСВЯТИЛ СЕБЯ ИССЛЕДОВАНИЯМ В ТОЙ ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ, КОТОРАЯ ЗАНИМАЕТСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ТАНЦОВЩИКОВ, ПОЛУЧИВШИХ ТРАВМЫ. ЕГО РАБОТЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ НЫНЕ ПРИОБРЕЛИ ХАРАКТЕР ЛЕГЕНДЫ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, РЕЙНЕКЕ ПРЕДЛОЖИЛ АРТИСТАМ БАЛЕТА СЕРИЮ УПРАЖНЕНИЙ, ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ СНИЖАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРАВМ, ТАК КАК HАЦЕЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОДЫЖКИ. ИХ МОЖНО ПРЕДЛАГАТЬ ТАКЖЕ УЧАЩЕМУСЯ, КОТОРЫЙ ГОТОВИТСЯ ВПЕРВЫЕ ВСТАТЬ НА ПУАНТЫ.

ФУНКЦИИ СТОПЫ И ЛОДЫЖКИ

При танцевании стопа артиста выполняет три важных функции — отталкивания, приземления, поддержки тела при балансировании, связанных с большими нагрузками (напомним, что вертикальная сила тяжести тела танцовщика, приземляющегося после прыжка, увеличивает вес его тела в семь раз). И неудивительно, что треть всех травм в балете связана именно со стопой и лодыжкой. И потому правильное развитие стопы очень важно для нормальной деятельности танцовщика, становления его мастерства. Важность работы стопы и лодыжки стала для меня очевидна сразу, как только я стал работать танцовщиком в труппе “Балле Рамбер” в 1960 году, В 1966 году мы перешли от исполнения классического танца к исполнению танца модерн, что потребовало нашего переключения на иную технику, ее тщательного освоения. Нас обучали целой серии упражнений для стопы. Многое дало нам простое хождение босиком маленькими параллельными шажками и медленное – “задом наперед”. Органичное ощущение стопы как опоры движения должно стать второй натурой танцовщика. Но чтобы ничто не мешало этому, необходимо добиваться того, чтобы лодыжка была гибкой и сильной: при отталкивании и при приземлении только стопа контролирует вес всего тела, что создает в суставе лодыжки большое напряжение. Для развития силы сустава и эластичности связок, лодыжки я предлагаю ряд упражнений.

1). Вращения:
а) медленное вращение ступней, при этом большие пальцы должны быть подняты вверх. Повторите по четыре раза упражнение в каждом, направлении, каждое упражнение должно длиться по шесть секунд;
б) медленное вращение ступней с пальцами, прижатыми к подошве, повторяется четыре раза.

2) Изгиб «аркой»:
а) поставить пятку на пол, ступню поднять вверх, затем медленно опустить ступню, сохраняя большие пальцы в поднятом положении, все пальцы на полу расправлены;
б) нажать большими пальцами на пол и затем сжать их вместе с остальными пальцами. Это положение — касания пола кончиком большого пальца надо сохранять во время всего упражнения. Выгибайте ступню ровно, спокойно, без скручивания, большие пальцы вытягиваются, пятки — на полу;
в) потяните ступню и поднимите пятку, вся ступня поднимается как в положение «на пуанты».

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЕС СВОЕГО ТЕЛА

Конечно, очень важно соблюдать правильное положение стопы, контролируя вес тела от колена и бедра, но это, хотя и бесспорно, но трудно достижимо. Реальнее, когда такой общий контроль осуществляется от передних и задних мышц таза и талии. Это помогает сохранить ощущение центра тяжести тела. Степень выворотности для каждого танцовщика индивидуальна. Самое важное здесь — это почувствовать, что вы уверенно контролируете деятельность этих мышц в их соотношении с дыханием. Как обрести такое чувство? Я предлагаю танцовщикам лечь на спину, колени согнуты в параллельном положении, ступни поставлены плоско на полу, тоже параллельно. Они делают небольшой легкий вдох и выдыхают медленно, контролируя себя, через шесть секунд. В конце вдоха мышцы нижнего раздела брюшной полости подтягиваются и прижимаются к задней части полости. Пока это происходит, танцовщики стараются растянуть мышцы спины на всем протяжении: от низа спины до макушки головы. Таким путем талия и нижний раздел брюшной полости как бы шнуруются в корсет. Чтобы усилить это состояние, я провожу упражнение при поднятых ногах. Одна нога в нижнем положении прижимается слегка к той, что находится в верхнем положении. Очень важен угол, образуемый ногами и торсом.

Источник

Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета

В оздоровительных целях физические упражнения применялись в глубокой древности. Они применялись для укрепления здоровья мужчин, создания красивых пропорций тела.

Кроме того, у лиц физического труда, особенно с однообразными производственными процессами, гимнастика способствует отвлечению организма от однообразных движений, которые вызывают утомление организма.

Гигиеническая гимнастика проводится утром после сна. Основное назначение гимнастики тонизирующее: улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и повышения обмена веществ и подготовка к последующим физическим нагрузкам. Длительность ее составляет 20 мин, лучше если она проводится с музыкальным сопровождением.

Для артистов балета в процессе их профессиональной деятельности, особенно при исполнении дуэтного танца, современного танца, важное значение имеет сила и выносливость мышц спины и живота.

Выносливость мышц живота определяется по секундомеру в положении лежа на спине и поднятии одновременно обеих ног под углом 30°. Время, в течение которого учащийся или артист балета удерживает ноги в этом положении, определяет выносливость мышц живота. В среднем это время у хорошо тренированных лиц равно 3 мин и более. Исследования показали, что у учащихся хореографических училищ выносливость мышц живота снижена и равна 15—45 с, а у артистов балета— 1 мин. Это явно недостаточно.

физическая культура танцоров

Повреждения стопы у артистов балета

Артисты балета должны знать основные повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата, которые могут встретиться в их повседневной деятельности, а также знать тактику поведения при возникновении заболевания или травмы, при оказании первой доврачебной помощи. Большие осложнения могут возникнуть, когда артист балета занимается самолечением или своевременно не обращается к врачу при возникновении болезненности в том или другом отделе опорно-двигательного аппарата. Даже мелкие травмы и перегрузки, накапливаясь, могут вызвать патологические изменения тканей, которые в дальнейшем являются препятствием для полного излечения.

Разрывы и ущемления капсульно-связочного аппарата межфаланговых и плюснефаланговых суставов стопы являются специфической травмой, обусловленной особенностями их трудовой деятельности. Наибольшее количество этих травм наблюдается у мужчин-танцовщиков в связи с наличием у них мягкой обуви и значительных силовых приемов во время танцев.

Механизм этих травм — подворачивание пальца в подошвенную сторону при неудачном приземлении после прыжка, приземление на концевую фалангу пальца, а не на головки плюсневых костей, резкое тыльное переразгибание пальца во время приземления на колено, удар пальцем стопы о рейку сцены, декорации или партнера. Причинами травмы следует считать усталость, грубое приземление, несогласованность действий партнеров и неудовлетворительное состояние планшета сцены.

Диагностика этих повреждений не представляет трудности. Во время травмы возникает резкая боль, нарушение функции пальца, рефлекторная контрактура, появляется отек и часто гемартроз сустава. Гемартроз определяется в виде тестоватой припухлости на тыльной поверхности плюснефалангового сустава, так как на этом месте капсула сустава тонкая и не укреплена связками, а также на тыльной поверхности межфалаигового сустава и с подошвенной стороны. Осевая нагрузка на палец безболезненная в отличие от перелома фаланг или плюсневой кости, когда осевая нагрузка вызывает резкую боль. На рентгенограмме костной патологии не обнаруживается.

Первую помощь оказывают на месте путем орошения хлорэтилом или новокаиновой блокады для снятия болей. После этого сустав пальца фиксируют лейкопластырной лентой продольно с укреплением ее круговыми полосками. В первые сутки рекомендуется холод в виде пузыря со льдом. Со 2—3-го дня можно применять теплые ванны (температура 35°С), полуспиртовые компрессы. Затем применяются физиотерапевтические процедуры— УВЧ, парафино-озокеритовые аппликации, легкая лечебная гимнастика. Среднее пребывание на больничном листе у танцовщиков 8—10, у балерин—11—14 дней.

– Также рекомендуем “Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров”

Оглавление темы “Болезни и травмы стоп у танцоров”:

  1. Уход за собой артистами балета. Гигиена кожи и стопы танцорами
  2. Отбор детей в хореографическое училище по стопе. Питание детей обучающихся танцу
  3. Энергозатраты при обучении танцу. Белки, жиры, углеводы и витамины в рационе питания танцоров
  4. Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета
  5. Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров
  6. Переломы плюсневых костей у танцоров. Переломы костей предплюсны у артистов балета
  7. Переломы фаланг пальцев стопы у артистов балета. Тендовагиниты сухожилий, ганглии стопы, вросший ноготь
  8. Плоскостопие у артистов балета. Вальгусная деформация и артроз большого пальца стопы
  9. Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета
  10. Вывих сухожилий малоберцовых мышц у танцоров. Переломы лодыжек у артистов балета

Источник

Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета

Повреждения голени у артистов балета составляют 8,7%. Танцовщики получают травмы чаще (9,6%), чем балерины (8%). Наиболее часты повреждения мышц голени и пяточного сухожилия.

Повреждения мышц голени. Повреждения мягких тканей голени встречаются преимущественно у артистов балета старше 30 лет в виде частичных надрывов волокон икроножных мышц. Полного разрыва мышц голени у них не встречается.

Причинами разрыва волокон икроножных мышц могут быть резкие форсированные движения, превышающие пределы эластичности тканей, переутомление, выход на репетицию или спектакль без разминки, т. е. без разогревания ног, охлаждение, недавно перенесенный инфекционный процесс (ангина, ОРЗ и др.) и длительный перерыв в работе.

При утомлении и хронической микротравматизации тканей возникает спазм мышечных волокон, который ведет к спазму сосудов и нарушению кровообращения в мелких сосудах. В результате нарушается нормальная сократительная способность мышцы. На фоне этих изменений может возникнуть частичный или полный разрыв некоторых мышечных волокон, наиболее часто в месте перехода их в сухожилие.

Клинически частичный разрыв мышечных волокон икроножных мышц проявляется резкой болью в момент прыжка, ощущением удара твердым предметом, появлением хромоты. Постепенно на месте повреждения появляется припухлость и кровоподтек. Мышцы голени при этом плотные, болезненные, а в месте разрыва волокон отмечается тестоватость, резкая местная болезненность, тургор мышцы снижен, иногда в месте травмы можно определить западение в мышце.

Первая помощь при повреждении трехглавой мышцы голени заключается в орошении поврежденного места хлорэтилом и фиксации мягкой бинтовой повязкой или эластичным бинтом голеностопного и коленного сустава для ограничения подвижности мышцы. Больного следует госпитализировать в травматологическое отделение и провести лечение в стационарных условиях. Накладывается гипсовая лонгета или гипсовая повязка на 3 нед в положении подошвенного сгибания стопы. После снятия повязки назначают теплые ванны, массаж, лечебную гимнастику. Хороший терапевтический эффект оказывают новокаиновые блокады выше места разрыва для улучшения местного кровообращения и ускорения срастания волокон. После блокады накладывается компресс с мазью Вишневского.

После выписки из стационара постепенно восстанавливают балетную форму и трудоспособность. Восстановление балетной формы включает раннее назначение изометрического напряжения мышц голени еще в гипсовой повязке, движение большой батман, лежа в постели. Через 4 нед после снятия повязки разрешают посещение класса и занятия у станка без подъема на пальцы и полупальцы, через 7 нед можно делать маленькие прыжки. Большие прыжки — после полного укрепления мышц и отсутствии болевого синдрома. Трудоспособность при повреждении мышц голени нарушается на срок 2,5— 3 мес.

Повреждения сухожилий. Сухожилия в месте прикрепления к костям несут большую нагрузку при выполнении балетных движений. Чаще всего происходит отрыв сухожилия или его разрыв при дегенеративном изменении волокон в результате хронических микротравм и перегрузок.

болезни ног артистов

У артистов балета наиболее часто происходит разрыв пяточного сухожилия, сухожилий малоберцовых или большеберцовых мышц. Повреждение приводит к резкому снижению натяжения мышцы и обменных процессов, а также к грубым функциональным сдвигам нервно-мышечного аппарата, выражающимся в снижении возбудимо’сти, тонуса и биоэлектрической активности.

Механизм повреждения пяточного сухожилия у артистов балета в основном непрямой — во время резкого толчка пли приземления, когда происходит внезапное резкое насильственное растяжение трехглавой мышцы голени и глубокое тыльное сгибание стопы. Как правило, разрывается не нормальное пяточное сухожилие, а уже дегенеративно измененное, уставшее сухожилие. Анализ большого количества клинических наблюдений по повреждениям пяточного сухожилия у артистов балета позволяет обнаружить множественные дегенеративные изменения, указывающие на предшествующие микротравмы его. Наблюдаются как частичные, так и полные повреждения пяточного сухожилия. При частичном повреждении клинически отмечается болезненность по внутренней или наружной поверхности пяточного сухожилия, в этом месте можно определить западение. Кровоизлияние определяется или с одной стороны, или его не бывает совсем. Походка больного не изменяется, он может встать на полупальцы, симптом Томпсона отрицательный.

Лечение частичного повреждения пяточного сухожилия консервативное, заключающееся в наложении гипсовой повязки типа «сапожок» до коленного сустава в положении максимального подошвенного сгибания стопы сроком на 3 нед. После снятия повязки начинается комплекс восстановительного лечения: массаж трехглавой мышцы голени, электростимуляция ее, лечебная гимнастика для разработки движений в голеностопном суставе и укреплении мышц голени, теплые ванны, обучение правильной походке. Полный разрыв пяточного сухожилия у артистов балета может наступать в средней его части, в месте перехода в мышечные волокна и редко отмечается отрыв его от пяточной кости.

В ранние сроки после травмы характерны боли в месте разрыва с последующим кровоизлиянием в подкожную клетчатку, которое распространяется на стопу, невозможность подошвенного сгибания стопы при подъеме на пальцы, положительный симптом Томпсона, когда отсутствует передача возбуждения с мышц голени на стопу при сжатии рукой икроножных мышц. Характерным для полного разрыва пяточного сухожилия в первый момент травмы является ощущение «удара» по задней поверхности голени. Появляется хромота, отвисание стопы из-за невозможности включить трехглавую мышцу в ходьбе, в месте разрыва определяется заиадение участка сухожилия. При отрыве сухожилия от пяточного бугра прощупывается высоко отошедшее пяточное сухожилие и отсутствие его у пяточного бугра.

Анатомически наблюдается сильное разволокнение сухожилия, пропитывание его кровью, часто кровоизлияние бывает небольшим из-за резкого нарушения кровообращения и дегенеративных изменений. Между концами разорванного сухожилия имеется диастаз, который увеличивается в поздние сроки в результате сокращения мышечных волокон.

Оперативное лечение полного разрыва пяточного сухожилия в ранние сроки дает хорошие результаты. Существует закрытый и открытый способы операции. Если после травмы прошло не более 10 дней, операцию проводят закрытым способом. При этом концы разорванного сухожилия сшиваются через кожу длинной иглой с лавсановой нитью. Нити накладываются на центральный и периферический конец отдельно, затем стягиваются до плотного соприкосновения и узлы погружаются под кожу, т. е. операция проводится без рассечения кожи. В более поздние сроки при наличии большого диастаза между отрезками и образовании регенерата (вновь образованная ткань на месте разошедшихся отрезков) между ними проводится операция открытым способом — рассечение кожи, сшивание концов разорванного сухожилия и пластика места разрыва местными тканями. Артистам балета никакого другого пластического материала не следует применять, ибо удлиняется срок срастания и лечения, что ведет к развитию явлений растренированности.

После операции накладывают глухую гипсовую повязку от пальцев до верхней трети бедра в положении подошвенного сгибания стопы и сгибания коленного сустава под углом 150°. Делают окно в области операционной раны для наблюдения за швами. Постельный режим 7—10 дней, затем разрешают ходьбу с помощью костылей без опоры на оперированную ногу. На 12-е сутки снимают швы и через окно в гипсовой повязке начинают электростимуляцию мышц бедра для предупреждения развития их атрофии. Через 3 нед высокую гипсовую повязку меняют на короткую типа «сапожок», стопу устанавливают под углом 100° но отношению к голени и накладывают каблук, чтобы после высыхания повязки можно было наступать. Разрешают ходьбу с палочкой. Еще через 3 нед снимают повязку и начинается восстановительный период. В этом периоде отмечается атрофия мышц голени, ограничение движений в голеностопном суставе. Назначают ношение обуви с каблуком, массаж мышц голени и стопы, теплые ванны, лечебную гимнастику на укрепление мышц голени и разработку движений в голеностопном суставе, движения в теплой воде. Этот этап длится от 2 до 5 нед.

Через 2,5—3 мес после операции проводится следующий этап восстановительного лечения, постепенно усложняется балетная тренировка. Тренировочный период начинается после полного восстановления движений в голеностопном суставе, тонуса и силы мышц голени. Через 5—6 мес после операции разрешают прыжки и полную профессиональную нагрузку.

– Также рекомендуем “Вывих сухожилий малоберцовых мышц у танцоров. Переломы лодыжек у артистов балета”

Оглавление темы “Болезни и травмы стоп у танцоров”:

  1. Уход за собой артистами балета. Гигиена кожи и стопы танцорами
  2. Отбор детей в хореографическое училище по стопе. Питание детей обучающихся танцу
  3. Энергозатраты при обучении танцу. Белки, жиры, углеводы и витамины в рационе питания танцоров
  4. Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета
  5. Ушибы стопы. Повреждения связок плюсны и предплюсны, вывих костей стопы у танцоров
  6. Переломы плюсневых костей у танцоров. Переломы костей предплюсны у артистов балета
  7. Переломы фаланг пальцев стопы у артистов балета. Тендовагиниты сухожилий, ганглии стопы, вросший ноготь
  8. Плоскостопие у артистов балета. Вальгусная деформация и артроз большого пальца стопы
  9. Повреждения мышц голени у танцоров. Повреждения сухожилий у артистов балета
  10. Вывих сухожилий малоберцовых мышц у танцоров. Переломы лодыжек у артистов балета

Источник

Читайте также:  При переломе может тошнить