Перелом бобик

Вездеход Бобик
Краткие технические характеристики:
Тип рамы – шарнирно-сочленённая (“ломающаяся”).
Двигатель – Lifan 182FD, 11л.с., четырёхтактный, принудительного воздушного охлаждения.
Коробка передач – Ваз-2106, четырёхступенчатая.
Мосты – ВАЗ-2106, передаточное число 3,9.
Покрышки – ободранные ВИ-3 (КРАЗ-255Б), фактический размер 1250*520-21″.
Диски – закрытые, под забортовку, с фиксацией покрышки.
Габаритные размеры (Д*Ш*В) – 3300*1950*2300
Грузоподъёмность на суше/воде – 300/200 кг.
Снаряжённая масса вездехода – 780 кг.
Максимальная скорость – 25 км/ч.
Конструкция вездехода:
Полурамы сварены из профильной трубы 40*20*1,5, 40*25*2 и 40*40*2.
Размер передней полурамы (Д*Ш*В) – 1650*800*260. 750 мм занимает моторный отсек, остальное отведено под водительское место.
Задняя полурама трапециевидной формы. Вершина 200 мм шириной, основание 810 мм шириной, боковые грани длиной по 900 мм. Высота полурамы 260 мм.
К внутренним торцам полурам приварены плиты из листовой стали 10 мм толщиной, для крепления поворотного кулака.
Расстояние от внутренних торцов полурам до середины мостов составляет 790 мм. Таким образом база вездехода равна 1830 мм.
В основе узла перелома лежит поворотный кулак переднего моста УАЗ. Внутри, в двух подшипниках №180106, одном подшипнике №180208 и двух втулках вращается ШРУС типа “Бирфильд” от УАЗа.
В переднюю полураму выходит самодельный флянец, к которому пакетом крепиться ведомая звёздочка цепного редуктора, тормозной диск и карданный вал привода переднего моста. В заднюю полураму выходит заводской флянец от ГП моста УАЗ.
Цепочка привода колёс выглядит следующим образом:
На двигателе установлен ведущий шкив диаметром 95 мм. Шкив имеет 5 ручьёв профиля “А”: 4 для ремённого сцепления и 1 для привода генератора. Длина ремней 1250 мм (генераторный от дизеля Д-240 и почти всех его модификаций). Ремни натягиваются натяжным роликом при помощи двух пружин.
Ведомый шкив имеет диаметр 260 мм. Установлен он на опорном валу, который вращается в двухрядном подшипнике переднего колеса ВАЗ-2108. К концу опорного вала приварена шлицевая втулка от диска сцепления ВАЗа-Классики. В эту втулку входит первичный вал КПП ВАЗ-2106.
Выходной вал КПП обрезан по начало шлицов. На шлицы одевается флянец кардана Ваз-Классики, труба кардана при этом обрезается до требуемого размера.
Второй флянец кардана прикручивается к первичному валу цепного редуктора, к котором приварена звёздочка Z=13, шаг 19,05 мм.
Сам первичный вал вращается в конических подшипниках передней ступицы ВАЗ-Классика, которая в свою очередь прикручена к подвижной плите. Меняя положение плиты можно регулировать натяжение цепи.
Далее, на раздающем валу поворотного кулака установлена ведомая звёздочка Z=41. С раздающего вала осуществляется непосредственный привод мостов Ваз-2106 при помощи карданных валов (укороченные от Ваз-2121 “Нива”).
Водительское место:
Сиденье от пассажирской Газели. Под сиденьем находится аккумулятор на 60 А/ч. Рулевая колонка переделана из колонки Ваз-2106, оттуда же взята верхняя крестовина рулевого вала. Нижняя крестовина от М-2141, соединяются они при помощи профильной трубы 20*20*2. Как не трудно догадаться, рулевой механизм (“рейка”) также позаимствован от автомобиля М-2141.
Педальный узел от Ваз-Классики. Педаль сцепления посредством тросика связана с натяжным роликом ремённого сцепления. Педаль тормоза через шток связана с главным цилиндром сцепления от УАЗа, который выступает в роли главного тормозного цилиндра и приводит в действие суппорт от Ваз-2108. Педаль газа самодельная. Связана с карбюратором через тросик.
Под рулём, по правую сторону, находится “приборная панель”, включающая в себя тумблер света фар, тросовую тягу воздушной заслонки карбюратора, кнопку сигнала и выключатель “массы”.
Источник
На досуге увлекаюсь строительством вездеходов. Первую такую машину построил еще летом 2011 года. А сейчас представляю, на мой взгляд, одну из самых удачных своих разработок – полноприводной вездеход с «ломающейся» рамой – «Бобик».
Рама – шарнирно-сочлененная («ломающаяся»), состоит из двух полурам коробчатого типа, сваренных из профильных труб сечениями 40x40x2 мм, 40x20x1,5 мм и 40x25x2 мм. Места крепления к ним мостов усилены накладками из трубы прямоугольного сечения 40×25*2 мм.
Каркасы кабины, капота, крыльев и кузова выполнены из труб квадратного сечения 20x20x1,5 мм и 15×15*1,5 мм.
Размеры передней полурамы (длина х ширина х высота) – 1650x800x260 мм. Моторный отсек занимает 750 мм (по длине), остальное пространство отведено под место водителя. Эта полурама задумывалась как универсальная – под несколько типов двигателей. Поэтому размеры моторного отсека делались под двигатель ВАЗ-1111 «Ока». Большинство остальных подходящих двигателей -меньше по размерам. Например, для двигателя, подобного Lifan 182FD, длину моторного отсека вполне можно уменьшить на 100-150 мм.
Задняя полурама – в плане трапециевидной формы (впереди уже, чем сзади), чтобы радиус поворота был меньше. Ширина «вершины» – 200 мм, основания -810 мм, боковины – длиной по 900 мм. Высота «короба» полурам – 260 мм. Для увеличения объема кузова делал заднюю полураму прямоугольной формы.
К внутренним поперечинам полурам, к сторонам, обращенным друг к другу, приварены стальные плиты 10-мм толщины для крепления сочленяющего шарнира (переломного узла). Расстояние от внутренних «торцов» полурам до середины мостов составляет 790 мм. Таким образом, база вездехода равна 1830 мм.
В основе конструкции переломного узла – поворотный кулак от переднего моста УАЗ-469. Внутри, в двух подшипниках 180106, одном подшипнике 180208 и двух втулках вращается ШРУС от УАЗа.
Безусловно, шарнирно-сочленяющий (переломный) узел – довольно сложный механизм, и он достоин подробного описания. Его я делал по методу омича Юрия Шашкина – из поворотного кулака от УАЗ-469, внеся лишь некоторые изменения. Юрий использует ШРУС от ВАЗ-2121 (или ВАЗ-2108). Есть и другие отличия: у Юрия под подшипники протачивается шаровая опора поворотного кулака, у меня же под них точится отдельный корпус.
Вообще, только по переделке кулака УАЗ в узел поворота можно написать многостраничную отдельную статью. Но своих чертежей я не делал, а давать чужие – неэтично.
В середине передней полурамы смонтирован самодельный фланец, в который вставляется вал с блоком из ведомой звездочки цепного редуктора, тормозного диска и вилки карданного вала привода переднего моста. Диск оснащен привернутым к раме суппортом от ВАЗ-2106 с цилиндрами и колодками.
К плите задней полурамы прикреплен фланец от главной передачи моста УАЗа, через который проходит вал, переломного узла с вилкой карданного вала заднего привода.
Трансмиссия
На выходном валу двигателя (Lifan 182FD или подобный) установлен ведущий шкив диаметром 95 мм. Шкив имеет пять ручьев профиля «А». Четыре из них предназначены для ремней привода сцепления и один (крайний) – для привода генератора или гидронасоса. Валы на разных двигателях не одинаковы по размерам и с разной шириной шпоночного паза, так что здесь надо быть внимательным.
Длина ремней профиля «А» (генераторный от дизеля Д-240) – 1250 мм. Ремни натягиваются роликом с двумя пружинами. Ролик вращается в двух подшипниках 180203. Его ось, для удобства, входит в подшипники «по скользящей» посадке, то есть достаточно свободно (от руки). При затягивании гайки оси внутренние обоймы подшипников зажимаются между распорными втулками и не прокручиваются.
Ведомый шкив диаметром 260 мм смонтирован на опорном валу, который вращается в двухрядном подшипнике от переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108. К концу опорного вала приварена шлицевая втулка от диска сцепления «Жигулей». В эту втулку входит первичный вал коробки перемены передач (КПП) от ВАЗ-2106.
Отверстия в шкиве для его крепления к валу просверлены под фланец «жигулевского» карданного вала. Сделано это для универсальности применения данного шкива. Повторять вовсе не обязательно, можно расположить отверстия на шкиве и фланце вала под углом 90°.
Выходной вал КПП обрезан до начала шлицов. На шлицы насаживается фланец карданного вала «Жигулей». Труба вала при этом обрезается до требуемой длины. Второй фланец кардана прикручивается к первичному валу цепного редуктора, к которому приварена звездочка (z=13, шаг 19,05 мм). Сам первичный вал вращается в конических подшипниках от передней ступицы «Жигулей», которая, в свою очередь, прикручена к подвижной плите. Меняя положение плиты, можно регулировать натяжение цепи.
Рулевое управление:
1 – переломный узел; 2 – сошка; 3 – шарнир; 4 – тяга; (хорошо видны цепь на ведомой звездочке и за ними – суппорт трансмиссионного тормоза)
На раздаточном валу поворотного узла установлена ведомая звездочка с количеством зубьев z=41. С раздаточного вала осуществляется привод главных передач мостов (от ВАЗ-2106) посредством карданных валов (укороченные от ВАЗ-2121 «Нива»). Ведущие мосты (и передний, и задний) – от ВАЗ-2106. Покрышки на колеса ставил как самодельные («ободранные»), так и промышленного производства. Особой разницы в ходовых качествах не заметил.
Кабина водителя
Место водителя находится за моторным отсеком и отделено от него перегородкой из дюралюминиевого листа на рамке из труб сечением 20×20 мм. Кабина водителя – полузакрытая (без дверей и задней стенки). Сиденье – от пассажирской «Газели». Под сиденьем находится аккумулятор на 60 А ч. Рулевая колонка переделана из «жигулевской» (ВАЗ-2106), оттуда же взята верхняя часть рулевого карданного вала. Нижняя его часть изготовлена из профильной трубы 20x20x2 мм, крестовина рулевого карданчика 2141 «Москвич». Рулевой механизм («рейка») заимствован тоже от М-2141.
Педальные узлы – от «Жигулей». Их расположение такое же, как на автомобиле. Педаль сцепления соединена с натяжным роликом ременного сцепления посредством тросика. Тормоза – трансмиссионные, диск смонтирован на валу ведомой звездочки. Педаль связана штоком с главным тормозным цилиндром (от сцепления УАЗа), приводящим в действие тормозные цилиндры суппорта (от ВАЗ-2108). Педаль «газа» самодельная, соединена с карбюратором боуденовским тросиком.
Под рулем находится панель, на которой расположены тумблер включения света фар, ручка тросовой тяги к воздушной заслонке карбюратора, кнопка звукового сигнала и выключатель «массы».
Вездеход «Бобик» неоднократно подвергался модернизации, имеет даже несколько сходных копий, которые разошлись по разным хозяевам. Поэтому некоторые чертежи могут в чем-то не совпадать с изображениями на фотографиях.
Основные данные вездехода “Бобик”
Двигатель – Lifan 182FD, мощностью 11 л.с., четырехтактный, с принудительным воздушным охлаждением, китайского производства.
Коробка передач – от ВАЗ-2106, четырехступенчатая.
Мосты – от ВАЗ-2106, передаточное число 3,9.
Покрышки – ВИ-3 (от КРАЗ-255Б), облегченные («ободранные»), фактический размер 1250×520-533 мм.
Диски – неразборные (под забортовку), с фиксацией покрышки болтами.
Габаритные размеры (длинахширина* высота) – 3300x1950x2300 мм.
Грузоподъемность на суше/воде -300/200 кг.
Масса снаряженного – 780 кг.
Максимальная скорость – 25 км/ч
Чертежи полноприводной вездеход с ломающейся рамой
Полноприводной вездеход с ломающейся рамой
Полноприводной вездеход с ломающейся рамой
Полноприводной вездеход с ломающейся рамой
Полноприводной вездеход с ломающейся рамой
П. Семенов
Источник
Предлагаю различные варианты кит-комплектов для самостоятельной сборки вездехода-переломки модели “Бобик”
1) Рама
Рама представляет собой пространственную сварную конструкцию из профильных труб 40*20*2, 40*40*2 и 25*25*2. На раме имеются все отверстия и крепления для последующей установки узлов и агрегатов.
В комплекте с рамой идут:
– вертикальные и горизонтальные стойки перегородки моторного отсека;
– вертикальные и горизонтальные стойки панели управления (к ней же прикручивается рулевая колонка (отверстия под три вида колонок));
– стойка натяжного ролика ремённого сцепления;
– крепления мостов с болтами (крепления двух видов под 4 варианта мостов);
– подвижная плита цепного редуктора с болтами (под ступицу Ваз);
– поперечина под суппорт Ваз-2108 для трансмиссионного тормоза;
– заготовка под педаль “газа”;
– крепления для кузова.
Из-за того, что к передней полураме не приварены вертикальные стойки моторной перегородки, стойки панели управления и подножки, объём рамы уменьшается более чем в два раза. В следствии чего, цена за доставку рамы при помощи транспортной компании уменьшается так же в более чем два раза.
Приварить же стойки по схеме, прилагаемой к кит-комплекту – дело одного часа.
После приваривания всех элементов, грунтования и покраски, рама приобретёт такой вид:
2) Токарка
Под “токаркой” подразумеваются детали, для изготовления которых требуются различные станки.
В комплект входят:
– корпус поворотного кулака УАЗ в сборе (на подшипниковых шкворнях);
– цапфа и ступица УАЗ в сборе;
– “потроха” поворотного кулака на основе ШРУСа УАЗ типа “Бирфильд” (с двумя вариантами фланцев: под кардан УАЗ (мосты УАЗ, Волга, Москвич) и под кардан ВАЗ);
– первичный вал цепного редуктора со ступицей в сборе (звезда Z13 или Z15 на выбор);
– ведомая звезда цепного редуктора (Z41 или Z43 на выбор);
– приводная цепь с замком (шаг 19,05 мм, плюс запасная цепь);
– тормозной диск Ваз-классика (диаметр уменьшен с 250 до 230 мм);
– ведущий и ведомый шкивы с двумя комплектами ремней;
– натяжной ролик ремённого сцепления с рычагами и осью качания рычагов;
– опора ведомого шкива в сборе;
– вилка карданного вала Ваз-классика (проточена под сальник вторичного вала КПП Ваз-классика);
– мелочёвка: крепёж, пружины натяжного ролика, переходные и регулировочные шайбы и т.п.
При наличии оборудования или связей, токарку вполне можно сделать самостоятельно. Комплект чертежей частично выложен у меня на сайте:
https://satras.ru/publ/v_pomosch_samodel … hertezhi/8
3) Добавка до полного комплекта
Для того, чтобы собрать шасси вездехода “Бобик”, нужно добавить (найти, купить, выменять) следующее:
– двигатель-станционарник на 11-15 л.с. – Хонду серии GX или любой другой из её многочисленных клонов;
– КПП Ваз-классика;
– карданный вал Ваз-классика;
– два задних моста Москвич, Ваз, Уаз или Волга (теоретически можно и другие);
– два карданных вала Уаз (для мостов Москвич, Волга и Уаз) или два карданных вала от Ваз-2121 “Нива” (для мостов Ваз);
– шины: ободрыши, заводские пневматики или камеры, диаметром от 900 до 1400 мм;
– колёсные диски под выбранные мосты;
– детали рулевого управления: рулевая колонка (Ваз-классика, Москвич 2141 или Ока), рулевой кардан (Ваз-классика и Ока с небольшими переделками или М-2141 без переделок), рулевая рейка М-2141, рулевая тяга УАЗ (поперечная или продольная от УАЗ-469) с рулевыми наконечниками;
– детали тормозной системы: суппорт Ваз-2108, магистраль Ваз, главный цилиндр сцепления Газель (либо главные цилиндры сцепления Уаз или Ваз с подключением к тормозной магистрали через штуцер-переходник);
– педальный узел Ваз-классика;
– мелочёвка: тросики газа УАЗ (можно и другие), тросик воздушной заслонки УАЗ, лист железа, алюминия или пластмассы толщиной 1,5-2 мм для перегородки моторного отсека (размер 790*460 мм), лист железа, алюминия, пластмассы или фанеры для пола (размер 880*840 мм), водительское сиденье (установить можно любое) и т.п.
Так же нужны будут набор автоинструмента, бытовой сварочный аппарат (варящий электродами на 2 или 2,5 мм), дрель, болгарка, компрессор и краскопульт.
В итоге должно получится что-то вроде этого:
или этого:
4) Цены
“Рама”:
– с неприваренной перегородкой моторного отсека – 70 т.р.;
– с приваренной перегородкой моторного отсека – 70 т.р. (но сумма за доставку такой рамы сильно возрастёт);
– подготовка, грунтовка и окраска рамы – по 5 т.р. за операцию.
“Токарка”:
– с частичным применением б/у деталей (корпус поворотного кулака, цапфа, ступица поворотного кулака и ступица первичного вала цепного редуктора, всё остальное новое) – 40 т.р.;
– полностью новые детали – 50 т.р.
“Добавка”:
– сумма будет зависеть от конкретного набора деталей. Это может быть пара болтов, а может быть полный комплект, плюс каркасы крыльев, капота, кузова и кабины с приложением материала для их обшивки. Пишите в личку или звоните – обсудим.
Тел. +7 (9IO) 8Ч6-23-29 (Павел)
Источник
ВЕЗДЕХОД «БОБИК»
На досуге увлекаюсь строительством вездеходов. Первую такую машину построил еще летом 2011 года. А сейчас представляю, на мой взгляд, одну из самых удачных своих разработок – полноприводной вездеход с «ломающейся» рамой – «Бобик».
Рама – шарнирно-сочлененная («ломающаяся»), состоит из двух полурам коробчатого типа, сваренных из профильных труб сечениями 40х40×2 мм, 40x20x1,5 мм и 40x25x2 мм. Места крепления к ним мостов усилены накладками из трубы прямоугольного сечения 40x25x2 мм.
Каркасы кабины, капота, крыльев и кузова выполнены из труб квадратного сечения 20x20x1,5 мм и 15x15x1,5 мм.
Основные размеры вездехода с ломающейся рамой «Бобик» Вид сбоку Вид спереди
Основные размеры полурам вездехода: А – вид сбоку; Б – вид сверху
Размеры передней полурамы (длинах ширинахвысота) – 1650x800x260 мм. Моторный отсек занимает 750 мм (по длине), остальное пространство отведено под место водителя. Эта полурама задумывалась как универсальная – под несколько типов двигателей. Поэтому размеры моторного отсека делались под двигатель ВАЗ-1111 «Ока». Большинство остальных подходящих двигателей -меньше по размерам. Например, для двигателя, подобного Lifan 182FD, длину моторного отсека вполне можно уменьшить на 100 – 150 мм.
Задняя полурама – в плане трапециевидной формы (впереди уже, чем сзади), чтобы радиус поворота был меньше. Ширина «вершины» – 200 мм, основания -810 мм, боковины – длиной по 900 мм. Высота «короба» полурам – 260 мм. Для увеличения объема кузова делал заднюю полураму прямоугольной формы.
Силовая передача вездехода (схема трансмиссии):
1 – ось рычага натяжного ролика (самодельная); 2 – рычаг натяжного ролика (самодельный, внутри подшипники 180204, 2 шт.); 3 – ведущий шкив (5 ручьев профиля «А»); 4 – ось натяжного ролика (самодельная); 5 – натяжной ролик ременного сцепления (самодельный, внутри подшипники 180203,2 шт.); 6 – двигатель («Лифан» или аналог); 7 – ведомый шкив (Ø250, 4 ручья профиля «А»); 8 – вал ведомого шкива (самодельный); 9 – корпус опоры ведомого шкива (самодельный, внутри подшипники 180109, 2 шт.); 10 – КПП ВАЗ-2101 – 2107 (сцепление демонтировано, кожух отрезан); 11 – фланец вторичного вала КПП (фланец первичного вала заднего моста ВАЗ-2101-2107; 12 – карданный вал (от ВАЗ-2121, укорочен); 13 – первичный вал цепной передачи; 14 – ведущая звездочка цепной передачи (z=13, шаг 19,05); 15 – подшипниковый корпус первичного вала цепной передачи (задняя ступица ВАЗ-2108 в сборе с подшипниками); 16 – подвижная плита цепной передачи (s10); 17 — тормозной диск (от переднего колеса ВАЗ-2101-2107); 18 – ведомая звездочка цепной передачи (z=43, шаг 19,05); 19 – раздаточный вал (блок) поворотного узла (вал ШРУСа УАЗ-469, переделан); 20 – подшипниковый корпус раздаточного вала (самодельный, внутри подшипники 180106, 2 шт.); 21 – неподвижная плита шаровой опоры поворотного кулака (s10); 22 — шаровая опора поворотного кулака (от УАЗ, внутри проточена под подшипник 1000906-2118); 23 – ШРУС (от УАЗа); 24 – корпус поворотного кулака (от УАЗа); 25 – цапфа поворотного кулака (от УАЗа); 26 – ступица поворотного кулака (от УАЗа, внутри подшипники 127509, 2 шт.); 27 – подшипниковый корпус ШРУСа (от УАЗа, доработан, внутри подшипник 1000908-2RS); 28 – фланец привода заднего моста; 29 – карданный вал (от ВАЗ-2121, укороченный); 30 – задний мост (от ВАЗ-2101- 2107); 31 – передний мост (задний мост от ВАЗ-2101 — 2107); 32 – карданный вал ВАЗ-2121 (укороченный); 33 – шайба-переходник (самодельная) Компоновка:
1 – КПП; 2 – карданный вал; 3 – ведущая звездочка цепной передачи (цепного редуктора); 4 – опорный подшипниковый узел ведущей звездочки; 5 – цепь; 6 – опорный подшипниковый узел ведомой звездочки; 7 – ведомая звездочка; 8 – суппорт трансмиссионного тормозного диска; 9 – карданный вал переднего моста (под трубой рамы); 10 – передний мост; 11 – шарнирно-сочленяющий (переломный) узел полурам; 12 – карданный вал заднего моста; 13 – задний мост; 14 – задняя полурама; 15 – передняя полурама Силовой агрегат с ведущим 5-ручьевым шкивом клиноременной передачи на выходном валу (4 ремня – для силовой передачи и 1 ремень – для привода генератора или гидроусилителя руля) и 4-ручьевым ведомым шкивом. Стыковочный шлицевой узел вала ведомого шкива и первичный вал КПП находятся в корпусе (на переднем плане) Ведомый шкив с четырьмя ремнями и натяжным роликом: спереди опирается на подшипниковый узел, а сзади соединен с входным валом КПП Одноручьевой ведомый шкив привода генератора Карданный вал от КПП и ведущая звездочка цепной передачи
Рулевое управление:
1 – переломный узел; 2 – сошка; 3 – шарнир; 4 – тяга; (хорошо видны цепь на ведомой звездочке и за ними – суппорт трансмиссионного тормоза) Шарнирно-сочленяющий узел и карданный вал заднего моста Рабочее место водителя
К внутренним поперечинам полурам, к сторонам, обращенным друг к другу, приварены стальные плиты 10-мм толщины для крепления сочленяющего шарнира (переломного узла). Расстояние от внутренних «торцов» полурам до середины мостов составляет 790 мм. Таким образом, база вездехода равна 1830 мм.
В основе конструкции переломного узла – поворотный кулак от переднего моста УАЗ-469. Внутри, в двух подшипниках 180106, одном подшипнике 180208 и двух втулках вращается ШРУС от УАЗа.
Безусловно, шарнирно-сочленяющий (переломный) узел – довольно сложный механизм, и он достоин подробного описания. Его я делал по методу омича Юрия Шашкина – из поворотного кулака от УАЗ-469, внеся лишь некоторые изменения. Юрий использует ШРУС от ВАЗ-2121 (или ВАЗ-2108). Есть и другие отличия: у Юрия под подшипники протачивается шаровая опора поворотного кулака, у меня же под них точится отдельный корпус.
Схема рулевого управления:
1 – стойка рамки рулевой колонки и панели приборов; 2 – панель приборов; 3 – рулевое колесо; 4 – рулевой вал в колонке; 5 – рулевая колонка; 6 – карданный рулевой вал; 7 – рулевая рейка; 8 – переднее крепление рулевой рейки; 9 – переходник с рулевой рейки на наконечник рулевой тяги; 10 – рулевой наконечник (2 шт.); 11 – контргайка М18х1,5 (2 шт.); 12 — рулевая тяга; 13 – заднее крепление рулевой рейки; 14 – шарнирный наконечник; 15 — сошка; 16 – «переломный» узел; 17 – контргайка Ведущий шкив Ведомый шкив Вал ведомого шкива Корпус вала ведомого шкива Натяжной ролик Ось и втулка натяжного ролика
Вообще, только по переделке кулака УАЗ в узел поворота можно написать многостраничную отдельную статью. Но своих чертежей я не делал, а давать чужие – неэтично.
В середине передней полурамы смонтирован самодельный фланец, в который вставляется вал с блоком из ведомой звездочки цепного редуктора, тормозного диска и вилки карданного вала привода переднего моста. Диск оснащен привернутым к раме суппортом от ВАЗ-2106 с цилиндрами и колодками.
К плите задней полурамы прикреплен фланец от главной передачи моста УАЗа, через который проходит вал. переломного узла с вилкой карданного вала заднего привода.
ТРАНСМИССИЯ
На выходном валу двигателя (Lifan 182FD или подобный) установлен ведущий шкив диаметром 95 мм. Шкив имеет пять ручьев профиля «А». Четыре из них предназначены для ремней привода сцепления и один (крайний) – для привода генератора или гидронасоса. Валы на разных двигателях не одинаковы по размерам и с разной шириной шпоночного паза, так что здесь надо быть внимательным.
Длина ремней профиля «А» (генераторный от дизеля Д-240) – 1250 мм. Ремни натягиваются роликом с двумя пружинами. Ролик вращается в двух подшипниках 180203. Его ось, для удобства, входит в подшипники «по скользящей» посадке, то есть достаточно свободно (от руки). При затягивании гайки оси внутренние обоймы подшипников зажимаются между распорными втулками и не прокручиваются.
Плита под КПП и опору от «Жигулей» Вал «натяжника» Корпус вала «натяжника»
Ведомый шкив диаметром 260 мм смонтирован на опорном валу, который вращается в двухрядном подшипнике от переднего колеса автомобиля ВАЗ-2108. К концу опорного вала приварена шлицевая втулка от диска сцепления «Жигулей». В эту втулку входит первичный вал коробки перемены передач (КПП) от ВАЗ-2106.
Отверстия в шкиве для его крепления к валу просверлены под фланец «жигулевского» карданного вала. Сделано это для универсальности применения данного шкива. Повторять вовсе не обязательно, можно расположить отверстия на шкиве и фланце вала под углом 90°.
Выходной вал КПП обрезан до начала шлицов. На шлицы насаживается фланец карданного вала «Жигулей». Труба вала при этом обрезается до требуемой длины. Второй фланец кардана прикручивается к первичному валу цепного редуктора, к которому приварена звездочка (z=13, шаг 19,05 мм). Сам первичный вал вращается в конических подшипниках от передней ступицы «Жигулей», которая, в свою очередь, прикручена к подвижной плите. Меняя положение плиты, можно регулировать натяжение цепи.
На раздаточном валу поворотного узла установлена ведомая звездочка с количеством зубьев z=41. С раздаточного вала осуществляется привод главных передач мостов (от ВАЗ-2106) посредством карданных валов (укороченные от ВАЗ-2121 «Нива»), Ведущие мосты (и передний, и задний) – от ВАЗ-2106. Покрышки на колеса ставил как самодельные («ободранные»), так и промышленного производства. Особой разницы в ходовых качествах не заметил.
КАБИНА ВОДИТЕЛЯ
Место водителя находится за моторным отсеком и отделено от него перегородкой из дюралюминиевого листа на рамке из труб сечением 20×20 мм. Кабина водителя – полузакрытая (без дверей и задней стенки). Сиденье – от пассажирской «Газели». Под сиденьем находится аккумулятор на 60 А*ч. Рулевая колонка переделана из «жигулевской» (ВАЗ-2106), оттуда же взята верхняя часть рулевого карданного вала. Нижняя его часть изготовлена из профильной трубы 20x20x2 мм, крестовина – от автомобиля М-2141 «Москвич». Рулевой механизм («рейка») заимствован тоже от М-2141.
Педальные узлы – от «Жигулей». Их расположение такое же, как на автомобиле. Педаль сцепления соединена с натяжным роликом ременного сцепления посредством тросика. Тормоза – трансмиссионные, диск смонтирован на валу ведомой звездочки. Педаль связана штоком с главным тормозным цилиндром (от сцепления УАЗа), приводящим в действие тормозные цилиндры суппорта (от ВАЗ-2108). Педаль «газа» самодельная, соединена с карбюратором боуденовским тросиком.
Под рулем находится панель, на которой расположены тумблер включения света фар, ручка тросовой тяги к воздушной заслонке карбюратора, кнопка звукового сигнала и выключатель «массы».
Вид сзади-сбоку
Вездеход «Бобик» неоднократно подвергался модернизации, имеет даже несколько сходных копий, которые разошлись по разным хозяевам. Поэтому некоторые чертежи могут в чем-то не совпадать с изображениями на фотографиях.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВЕЗДЕХОДА «БОБИК»
Двигатель – Lifan 182FD, мощностью 11 л.с., четырехтактный, с принудительным воздушным охлаждением, китайского производства.
Коробка передач – от ВАЗ-2106, четырехступенчатая.
Мосты – от ВАЗ-2106, передаточное число 3,9.
Покрышки – ВИ-3 (от КРАЗ-255Б), облегченные («ободранные»), фактический размер 1250×520-533 мм.
Диски – неразборные (под забортовку), с фиксацией покрышки болтами.
Габаритные размеры (длинаХширинаХвысота) – 3300x1950x2300 мм.
Грузоподъемность на суше/воде -300/200 кг.
Масса снаряженного – 780 кг.
Максимальная скорость – 25 км/ч.
П. Семенов, п. Медведково, Тверская область
Источник статьи: https://modelist-konstruktor.com/razrabotki/vezdexod-bobik
Источник