Пели надрываясь петухи возвещая перелом ночи

По ту сторону радуги
Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, как бы подчиняясь грому, начинал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался.
Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой.
Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч.
Как всегда при виде радуги, писатель Сергеев подумал, что радуга похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.
Уже несколько дней Сергеев жил на Псковщине, в деревушке Вороничах рядом с Пушкинским заповедником. Сергеев бежал сюда из Москвы, чтобы хоть немного поработать спокойно. Все время – и в поезде и здесь в деревне – он думал о сюжете своей новой повести. Но сюжет расползался, уплывал, и Сергеев за несколько дней так ничего и не придумал.
Он успокаивал себя тем, что это его состояние, конечно, от московской усталости. В Москве легче всего было писать по праздникам, когда молчали телефоны, не было заседаний и не работали редакции, издательства и учреждения.
Особенно, мучительны были постоянные заседания с ораторами, не умевшими вовремя остановиться, с кислым табачным дымом, со стенографистками, измученными бесконечным кружением фраз. Русский язык на этих заседаниях как бы выцветал на глазах и превращался в набор безжизненных звуков.
С особенной силой возникали эти мысли о языке именно здесь, в пушкинских местах. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал важный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам, подолгу просиживал на полу около горящей печки, шутил с няней, пел, смеялся. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли душу и, наконец, слагались под огрызком гусиного пера в звенящие строфы.
Сергеев, оставшись в Вороничах с глазу на глаз с колхозниками, с повседневным суровым трудом, со сжатыми полями и бледным застенчивым небом, понял, наконец, каким далеким от подлинной жизни было недавнее его комнатное существование.
«Надо проветрить сердце, – говорил он себе. – Иначе я никогда ничего не сделаю. Иначе я начисто разучусь писать».
Решение пришло в этот сырой и серый день. Приближалась осень. Никаких явных ее признаков еще не было видно, даже ни одного пожелтевшего листа на деревьях. Но в пасмурной и теплой тишине и запахе мокрой коры уже чувствовалось увядание.
Решение пришло, на первый взгляд, сумасбродное. В нем была повинна радуга. За ее многоцветной дугой лежала загадочная земля.
«Что же все-таки там?» – спрашивал себя Сергеев.
Он был уверен, что по ту сторону этих небесных ворот он увидит необыкновенные вещи. И он, не колеблясь, решил взять рюкзак и уйти на несколько дней в те земли, что лежали за радугой.
Вышел Сергеев из Вороничей ближе к сумеркам. Сначала он торопился, чтобы до темноты отойти подальше от деревни. Заночевать он решил в стогах. Хотя заросшая проселочная дорога шла лесом, но кое-где на полянах стояли поднятые над землей на подпорках маленькие стога.
Чем дальше шел Сергеев, тем лес делался глуше. В глубокой песчаной яме светилось маленькое озеро. Цепляясь за ветки лещины, Сергеев спустился к нему и напился воды. Она была такая холодная, что у него заныли зубы. В глубине озера неясным рогом отражался молодой месяц.
Сергеев удивился, что не заметил месяца раньше, поднял голову и увидел его на головокружительной высоте над собой. Месяц казался клочком дыма и поблескивал слабым розовым светом.
Этот тусклый свет был разлит вокруг и окрашивал воздух. Должно быть, за пеленой туч заходило солнце и создавало это угрюмое и странное освещение.
После недавнего дождя лес был полон осторожного шороха капель, стекавших с листвы. В чистых лужах стояла под водой трава, и среди травинок тоже отражался месяц.
Быстро темнело. Сергеев прошел несколько полян, но стогов на них не было. Вдалеке возник дрожащий свет.
Сергеев остановился. Впереди на просеке паслись стреноженные лошади, трещал костер. Около него сидели люди.
Сергеев поколебался, но все-таки подошел. Он не был готовок этой встрече. Он еще не придумал, что отвечать, если его спросят, кто он и куда идет ночью. Сергеев знал, что деревенские жители не любят ничего непонятного, особенно – непонятных людей.
Так и не придумав, что сказать о себе, Сергеев подошел к костру. У костра сидели женщина в ватнике и резиновых сапогах, вихрастый человек в замасленном комбинезоне и двое мальчиков в глубоко надвинутых на уши кепках. Все они давно заметили Сергеева и следили за ним, когда он подходил.
– Здравствуйте! – неуверенно сказал Сергеев.
– Здравствуй, прохожий, – протяжно ответила женщина. – Ты что ж, монтер, что ли? Телеграфные провода проверяешь?
Выход был подсказан, и Сергеев с облегчением сказал, что – да, он монтер.
– Новенький, – заметил один из мальчиков. – Прошлый год другой ходил. Тот был конопатый.
– Что же ты не заночевал в Вороничах? – спросила женщина. – Ночью тут и заплутаться недолго. Садись, грейся.
Сергеев подсел к костру, достал пачку папирос. Вихрастый человек зашевелился. Заволновались и мальчики. Сергеев протянул вихрастому – пачку, но мальчикам курить не дал.
– Правильно! – сказала женщина. – Нечего их баловать. Ты лучше мне дай покурить. Я с войны курить понемногу начала, никак теперь не отстану.
– Это верно! – сказал вихрастый. – На войне прямо кричит в тебе каждая жилка. За табак золотые горы отдашь.
– С войны я и закурила, – второй раз сказала женщина. – Со страха.
Мальчики засмеялись.
– Эй, вы! – прикрикнул на них вихрастый. – Иль давно вам уши не драли?
– Да мы так… – оправдываясь, пробормотал мальчик постарше.
– Ну то-то! «Так» да «не так». Глаше сам Михал Иваныч Калинин орден давал, а вы все берете в смешки. Носы сначала утрите.
Мальчики обиженно засопели, но промолчали.
– За что у вас орден? – спросил Сергеев женщину.
– За могилу Александра Сергеевича, – неожиданно ответила женщина и улыбнулась, глядя на растерявшегося Сергеева. От улыбки лицо ее стало совсем молодым и задорным.
– Да это она с могилой Пушкина вас путает по-нарочну, – предупредил вихрастый.
– А я так иногда мечтаю, что за могилу, – возразила женщина.
– Ну и мечтай, раз тебе нравится, – сердито ответил вихрастый. От него тянуло бензином. По всей видимости, это был тракторист. – А ежели говорить по-серьезному, как на собрании, – сказал он уже одному Сергееву, – то орден она получила за то, что больше ее никто льна не перетрепал по всей нашей области. У Глаши лен, как золотой шелк. Перебираешь его пальцами, а он поет.
– Слово знает, – сказал мальчишка постарше.
– Я те покажу слово! – прикрикнул тракторист. – Наслухался у бабок ихних предрассудков и вякаешь.
Женщина молчала и, улыбаясь, смотрела на огонь. Из-под платка выбилась прядь ее волнистых волос.
– А что же было с пушкинской могилой? – тихо спросил Сергеев.
Женщина очнулась и подняла на Сергеева темные глаза.
– Я в ту пору при немцах, – ответила она очень тихо, – в Святых Горах жила. Пряталась. У нас в деревне, в Зимарях, так уж с давних времен заведено, что все от самого малого до старика Александром Сергеевичем очень гордятся. Да и как не гордиться? Все-таки свой. Земляк.
– Земляк! – согласился тракторист.
– Я его много читала. Не все, правда, брала в понимание. Не все! Но как там хотите, – понимайте или не понимайте, а сердце все равно так забьется, так больно забьется, что прижмешь руки к груди, чтобы его унять. Да разве уймешь! Ты вот ходишь тут со своим телеграфным инструментом, а не ведаешь, где ходишь. Я многое у Александра Сергеевича обожаю, а больше всего про наши места, про глушь лесов сосновых. Как услышу или прочту, так просто плачу.
– «Где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил», – неожиданно сказал тракторист.
– Не надо, Тиша, – тихо попросила женщина. – Мне этого слушать нельзя.
Она замолчала.
– Так что же было с могилой Пушкина? – снова спросил Сергеев.
– Были цветы, – ответила женщина. – И всякая трава. И ветки. Да не я одна их клала. Еще Клава со мной ходила. Нарвем в лесу цветов, проберемся тишком мимо немцев на его могилу и положим. Старались, чтобы никогда не увядали цветы. Я тогда так думала – вот все увядает на свете, даже любовь…
Она снова замолчала. Тракторист досадливо крякнул, а мальчики лежали совсем тихо, – не дышали, слушали.
– Даже любовь, – повторила Глаша. – А уж чему-чему, как не любви, жить на сердце весь человеческий век. Вот, думаю, все увядает. А цветы на его могиле никак не должны так увясть, пожухнуть, как сохнет, пропадает любовь…
Голос у Глаши дрогнул. Она отвернулась, долго смотрела в темноту, и Сергеев заметил, как на ее щеке блеснула слеза.
Мальчики вскоре уснули. Уснул и тракторист, укрывшись с головой ватником. Одна Глаша еще долго сидела, смотрела на огонь, подкладывала в костер ветки. Потом сказала Сергееву:
– Ты что ж не спишь? Небось умаялся. Сергеев лег, подложил под голову рюкзак.
Было холодно. Сон от этого все рвался, как тонкая пряжа. Глаша сняла с головы теплый платок и укрыла Сергеева.
Где-то, казалось, за краем земли, в немыслимой ночной дали пели, надрываясь, петухи, возвещали перелом ночи.
Сергеев проснулся на рассвете. Тракторист уже ушел. За лесом тарахтел его трактор. Мальчишки проснулись, потолкали друг друга в бока, похихикали и пошли сгонять лошадей. Глаша все так же сидела у догоравшего костра.
– Я ведь тоже запоздала, – сказала она Сергееву. – Шла со станции к себе в Зимари. И запоздала. А вам теперь куда?
Она почему-то сказала Сергееву «вы», и он понял, что чем-то себя выдал и Глаша догадывается, что он совсем не монтер.
– Да мне все равно, – ответил Сергеев и смутился.
– Я и вижу. Тогда пойдемте к нам в Зимари. Хоть чаю попьете, согреетесь. Видите, какая роса.
Сергеев согласился.
Они вышли из леса в широкую ложбину. Багряное солнце подымалось над туманом в утренней тишине. Только изредка несмело попискивали в кустах какие-то птицы.
На пригорке Глаша и Сергеев остановились. Внизу, у берега озера, пряталась под сенью черных ив маленькая деревушка. Это и были Зимари.
Небо поголубело. Утренний ветер прошел порывом и затих. Как будто он прошумел только для того, чтобы стряхнуть росу с деревьев и освежить воспаленное от костра лицо.
Глаша провела Сергеева в свою избу. Она стояла над самым озером. Отблески воды качались на потолке.
В избе было пусто и чисто. К стене была приколота кнопками карточка матроса с прищуренными веселыми глазами.
«Вот по ком она плакала ночью, – подумал Сергеев. – Кто он? Спросить или нет?»
Он поколебался, но все-таки спросил, чья это карточка. Глаша вышла из-за перегородки умытая, причесанная на две косы, посмотрела на Сергеева строгими темными глазами и спросила:
– Вы-то сами книги пишете? Или нет?
– Пишу, – сознался Сергеев. Он был захвачен врасплох.
– Я догадалась, – сказала Глаша. – В Михайловское, говорят, писатели приезжают.
Она помолчала, глядя за окно, сняла со стены карточку моряка и спрятала ее в ящик дощатого стола.
– Вот теперь, – сказала она, – никто и спрашивать про него не станет.
Она застенчиво улыбнулась, и Сергеев подумал, что никогда еще в жизни он не видел такой открытой улыбки, сияющей тихой и еще не совсем ему понятной красотой. Что было в ней, в этой улыбке? И что могло быть краше русской женщины, певучих ее слов, доверчивых глаз, трепещущей и милой ее души?..
Глаша собрала чай, но. Сергеев отказался от него и ушел. Он пошел не туда, куда звала его радуга, а обратно, в Вороничи.
Он шел быстро, спешил.
Сразу лавиной обрушилось на него всё – пока еще беспорядочные, но удивительные и радостные мысли, дым облаков, блеск мокрых листьев, лесная тишина, легкое сожаление, что он так внезапно ушел, и глубокая радость от сознания, что через час-два, как только дойдет до дому, он тотчас начнет писать. И никакая сила уже не сможет остановить тот душевный подъем, что сейчас невозвратимо несет его, как бурный поток несет сломанные ветки, листья и пену.
«Ничего как будто не случилось по ту сторону радуги», – думал Сергеев. Но вместе с тем случилось так много, что трудно было все это обнять сознанием. Но главное, что случилось, – это прикосновение к простой душе человеческой.
А Глаша сидела у стола, вытянув перед собой руки, задумавшись. Вот пришел чужой человек, незнакомый, и ушел, но осталось после него ожидание. А она знала, что ожидать – это тоже предчувствие счастья.
1954
Примечания
Впервые опубликован в «Литературной газете» 1 мая 1954 г.
Источник
I 1) Дождь размыл тропинку круто
поднимающуюся на курган. 2) Резкие звуки рожка
игравшего сбор заставили меня дрогнуть. 3) Сильно
взволнованный разговором я не сразу уснул. 4) Но
вот внезапно среди звуков полных тихой печали
прорвались первые ноты песни слепых. 5) Рядом с
домом отдыха начинается лес густой и зелёный.
II 1) Сверкая быстро в вышине
кружились искры. 2) Дробно стучал пулемёт нарушая
тишину. 3) Перейдя вброд горный поток я сразу
попал на тропинку. 4) Белоснежные чайки реяли в
воздухе и весело покрикивали гоняясь одна за
другой. 5) Пели надрываясь петухи возвещая
перелом ночи.
1) По льду, потемневшему от весеннего
солнца, вилась тропинка. 2) Отец, рассерженный
непослушанием сына, строго наказал его. 3) Мост,
снесённый бурным потоком, быстро восстановили. 4)
Желторотые птенцы, ещё не оперившиеся,
выглядывали из гнезда. 5) Возле шалаша, сложенного
из бурьяна и полыни, развели костёр.
1) Мы слушали, забыв обо всём,
рассказ о подвигах партизан. 2) Ты последнее время
работаешь небрежно. 3) Просители ушли, ничего
не добившись. 4) Я неохотно согласился
принять участие в этой поездке. 5) Всю ночь
разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на
миг.
Условия | Примеры |
1. Определение, относящееся к | 1. По степи, не успевшей |
2. Согласованные | 2. Мне нравится его |
3. Приложения с союзом как, | 3. Алёша, задумчивый, |
4. Два и больше | 4. Усталый, я сел отдохнуть |
5. Согласованные | 5. Всходит солнце, бодрое от |
6. Деепричастия, полностью | 6. Молоденькая девушка, |
7. Распространённые | 7. Как человек от природы |
8. Приложения с союзом как | 8. А. С. Грибоедов как |
9. Одиночное | 9. И ворон, птица умная, |
10. Деепричастные обороты, | 10. Кто, кроме охотника, |
11. Несогласованные | 11. И день и ночь по снеговой |
12. Дополнения со значением | 12. Катер, кренясь то вправо, |
13. Всегда обособляются | 13. Не спеша бегут лошади |
14. Одиночные деепричастия и | 14. Несмотря на все мои |
1) Вскоре пошёл дождь и загнал
нас домой. 2) На маленьком столе горели две
свечи. 3) Длинный стол тянулся вдоль стен.
4) Ночь тихо опустилась над селом. 5) Мы шли полем.
6) На стене висела картина.
Источник
№ УЭ и время
Дидактический материал
Руководство по освоению учебного материала
Контроль
УЭ – 0
2минуты
Цель: изучить цели урока и определить самую трудную.
Полилог
УЭ – 1
10 минут
Цель: повторить орфографию. Упражнение 1. Словарный диктант.
(Не)прекр..ща..щийся дождь, (ни)кем (не)нарушаемая тишина, ра..се..вший тучи, (не)продума..ное решение,Стены (не)выкрашены,(не)терп..щий боли,(не)уча..ствуя в соревнованиях,(не)отыскав в бумагах,(в)течении.. отпуска,(н..)стихая (н..)на минуту,
Делит…ся (по)братски,Опоздать (на)встречу,Двигаться (на)встречу колонне.
Списать слова, обозначая условия выбора орфограммы.
Взаимопроверка по образцу.
Нет ошибок – 10 баллов, 1 – 2 ошибки – 8 баллов, 3 – 4 ошибки – 6 баллов, 5 и более – 0 баллов.
УЭ – 2
14 минут
Цель: проверить владение теоретическим материалом
Упражнение 1. Вспомни, что такое обособленные члены предложения, какие признаки они имеют. (4 минуты)
Упражнение 2. Составьте кластер «Обособленные члены предложения», работая в паре. (7 минут)
Упражнение 3. Тест (3 минуты)
Укажи неверные утверждения:
А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми, реже – тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
Д. всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием.
Е. обособляются обстоятельства уступки с любыми предлогами.
Кратко запишите свой ответ в рабочей тетради.
Отрази в кластере все виды обособленных членов предложения, укажи схемы обособления.
Используй материал §______
Выполни тест.
Полилог
Проверка учителя.
Верно составленный кластер – 5 баллов.
Самомпроверка.
Нет ошибок – 3балла, 1 ошибка – 2 балла.
УЭ – 3
5 минут
Цель: правильно произносить предложения, осложненные обособленными членами предложения.
Упражнение 1.
Укажите предложение, соответствующее интонационной схеме (знаки препинания опущены).
- Ветер дувший со всех сторон усиливался.
- Сгибаемая ветром трава ложилась на землю.
- В небе стояли лёгкие перистые облака предвещавшие хорошую погоду.
- Геолог он исколесил всю Россию.
Спиши это предложение в тетрадь, расставь знаки препинания, указывая условия выбора.
Остальные предложения прочтите, соблюдая правильную интонацию.
Самомпроверка по образцу.
Выполнено без ошибок – 1 балл.
УЭ – 4
15 минут
Цель: проверить умение расставлять знаки препинания в предложениях, осложненных обособленными членами предложения, и графически обозначать условия постановки знаков препинания.
1) Дождь размыл тропинку круто поднимающуюся на курган.
2) Резкие звуки рожка игравшего сбор заставили меня дрогнуть.
3) Сильно взволнованный разговором я не сразу уснул.
4) Но вот внезапно среди звуков полных тихой печали прорвались первые ноты песни слепых.
5) Рядом с домом отдыха начинается лес густой и зелёный.
6) Сверкая быстро в вышине кружились искры.
7) Дробно стучал пулемёт нарушая тишину.
8) Перейдя вброд горный поток я сразу попал на тропинку.
9) Белоснежные чайки реяли в воздухе и весело покрикивали гоняясь одна за другой.
10) Пели надрываясь петухи возвещая перелом ночи.
Спишите предложения, расставьте запятые, подчеркните обособленные определения и обстоятельства.
Взаимопроверка по образцу.
Максимум – 10 баллов.
УЭ – 5
10 минут
Цель: соотнести предложения и правила обособления членов предложения.
Условия обособления (необособления) членов предложения | Примеры предложений |
1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда | 1. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет тёплый ветер. |
2. Согласованные определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами, обособляются, если они стоят после определяемого существительного | 2. Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная. |
3. Приложения с союзом как, имеющим значение “в качестве”, не обособляются | 3. Алёша, задумчивый, направился к отцу. |
4. Два и больше нераспространённых определения обособляются, когда они стоят после определяемого слова, особенно если перед этим словом уже есть определение | 4. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. |
5. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого существительного | 5. Всходит солнце, бодрое от холода. |
6. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются | 6. Молоденькая девушка, симпатичная, с карими глазами, подошла к остановке автобуса. |
7. Распространённые приложения обособляются, если они стоят после определяемого слова | 7. Как человек от природы осторожный, Дмитрий Сергеевич не стал сокращать путь и пошёл дальше по той дороге, которая была лучше освещена. |
8. Приложения с союзом как обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение причины | 8. А. С. Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам. |
9. Одиночное (нераспространённое) определение обособляется независимо от своего места в предложении, если имеет добавочное обстоятельственное значение | 9. И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра. |
10. Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому | 10. Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? |
11. Несогласованные определения обычно обособляются, если они стоят после определяемого слова и связаны сочинительной связью с согласованными определениями | 11. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. |
12. Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если автор намерен выделить их по смыслу и интонационно | 12. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах. |
13. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на …, невзирая на … | 13. Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей. |
14. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты не обособляются, если деепричастие включается в устойчивый оборот (фразеологизм) | 14. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. |
Соотнесите условия обособления (необособления) членов предложения с примерами. Ответ запишите следующим образом: например, 2 – 7 или 4 – 11 и т. Д.
Взаимопроверка по образцу. Максимум – 14 баллов.
УЭ – 6
15минут
Цель: находить в тексте предложения, осложненные различными конструкциями.
Текст.
В конце мая в громадном городе уже было жарко. В узком переулке жарко и душно еще душнее во дворе. Солнце яркое с утра накалило железные буро-красные крыши четырех обставших тесный двор пятиэтажных каменных флигелей их грязно-желтые стены и крупные булыжники сорной мостовой. Рядом с этим домом в переулке строили новый дом такую же безобразную громаду с претензиями на новый стиль в нелепом фасаде. Оттуда тянуло на двор горьким жестким запахом извести и сухой кирпичной пыли.
На дворе кричали бегали и ссорились ребятишки дети дворника прислуг и жильцов попроще. Двенадцатилетний Гришка сын кухарки Аннушки из семнадцатого номера смотрел на них из кухни из окна четвертого этажа на животе лежа на подоконнике и вытянув прямо свои тоненькие в коротких синих штанишках босые ноги.
(Ф.Сологуб, «Мечта на камнях».)
Внимательно прочитайте текст.
К какому стилю относится данный текст, к какому типу речи? Почему? Ответ запишите в рабочей тетради.
Выпишите предложения, осложненные однородными членами предложения, обособленными определениями, приложениями и обстоятельствами, с уточняющими членами предложения и сложное предложение. Графически объясните постановку знаков препинания.
Проверка учителя.
Если продемонстрированы все случаи, ученик получает 10 баллов.
УЭ – 7
15 минут
Цель: подведение итогов, определение роли обособленных членов предложения в речи.
Используя материалы урока, напиши сочинение о роли обособленных членов предложения в речи, устной и письменной.
Полилог.
УЭ – 8
4 минуты
Цель: Оцените свою работу на уроке, домашнее задание.
Домашнее задание:Упражнение 355, выписать слова с пропущенными орфограммами, указать условия выбора.
Выписать предложения, осложненные однородными членами, вводными конструкциями, обращениями, обособленными и уточняющими членами предложения, графически обозначить условия постановки знаков препинания и начертить схему.
Прочитайте ещё раз в технологической карте цели урока.
2 Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и
что помешало вашей работе на уроке.?
4.Оцените свою работу на уроке в баллах.
5. Спланируйте индивидуальное задание
Источник