От гегеля к ницше революционный перелом в
Название: От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века
Автор Лёвит Карл
СПб: Владимир Даль, 2002 г.- 672 с.
Серия Мировая Ницшеана
ISBN 5-93615-015-1
Формат: DjVu
Размер: 16,2 Mb
Качество: хорошее
Язык: Русский
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Гегель и Ницше представляют собой два полюса, между которыми в подлинном смысле осуществлялась история немецкого духа в XIX столетии. Но поскольку в трудах Гегеля видели в основном блестящее завершение систем идеализма, а из сочинений Ницше произвольно вырывали фрагменты для конъюнктурного использования, возникла необходимость уделить должное внимание им обоим. Гегель кажется нам очень далеким, а Ницше очень близким, если учитывать только влияние второго и труды первого. Однако на самом деле сочинения Гегеля благодаря его ученикам оказали такое воздействие на духовную и политическую жизнь, которое едва ли можно переоценить, в то время как неограниченное влияние, которое начиная с 1890 года имел Ницше, лишь в наше время сконцентрировались в некую немецкую идеологию. Гегельянцам сороковых годов соответствуют вчерашние ницшеанцы.
В противовес академической поддержке, оказываемой системе Гегеля, и обычному искажению сочинений Ницше со стороны знатоков первого и почитателей второго, предлагаемые исследования ставят своей целью истинную реконструкцию эпохи от Гегеля до Ницше, а следовательно, «описание» истории философии XIX века в горизонте современности. Но описать историю означает не исказить безусловную значимость того, что произошло когда-то раз и навсегда, в угоду жизненной происшествия раскрываются как исполненные значения события, и то, что казалось богатым событиями, очень скоро становится совершенно неважным. Поэтому абсурдно, забегая вперед или оглядываясь назад, стремиться к тому, чтобы установить нечто общее, что характеризовало бы какую-либо эпоху со всех сторон. Процесс изменения смысла никогда не завершен, ибо в исторической жизни никогда не известно то, что обнаруживается в конце. Таким образом, эти исследования ставят своей задачей лишь показать тот пункт, где наметился решительный поворот между гегелевским завершением и ницшевским новым началом, чтобы в свете современности прояснить эпохальное значение этого покрытого забвением эпизода.
Хотя, казалось, XIX век в перспективе времени, которое полагает, что оно намного его превосходит, не только доступен пониманию, заключенному в одном единственном метком слове, но даже и «преодолен», еще Ницше осознавал себя и покорителем и наследником. Перед целостностью времени какая-то определенная эпоха не заслуживает ни похвалы, ни порицания, ибо каждая является как должником, так и кредитором. Так и в прошедшем столетии есть первопроходцы и попутчики, выдающееся и посредственное, ясное и мутное. XIX век это Гегель и Гете, Шеллинг и романтики, Шопенгауэр и Ницше, Маркс и Кьеркегор, но также Фейербах и Руге, Б. Бауэр и Штирнер, Э. Гартман и Дюринг. Это Гейне и Берне, Геббель и Бюхнер, Иммерманн и Келлер, Штифтер и Стриндберг, Достоевский и Толстой; это Стендаль и Бальзак, Диккенс и Теккерей, Флобер и Бодлер, Мелвилл и Гарди, Байрон и Рембо, Леопарди и д`Аннунцио, Георге и Рильке; это Бетховен и Вагнер, Ренуар и Делакруа, Мунк и Маре, ван Гог и Сезанн. Это время великих исторических трудов Ранке и Моммзена, Дройзена и Трейчке, Тэна и Буркхардта, время фантастического развития естествознания. Это не в последнюю очередь Наполеон и Меттерних, Мадзини и Кавур, Лассаль и Бисмарк, Людендорф и Клемансо. Он простирается от Великой французской революции до 1830 года, а затем вплоть до первой мировой войны. Час за часом он создавал на счастье или на беду людей всеобщую техническую цивилизацию и распространял по всему свету изобретения, без которых мы уже не можем представить себе нашу повседневную жизнь.
Кто из нас мог бы отрицать, что мы еще живем за счет этого века и именно поэтому понимаем вопрос Ренана — а это также и вопрос Буркхардта, Ницше и Толстого — «de quoi vivra-t-on apres nous?». Если бы ответ на этот вопрос исходил только из духа времени, то последним, честным словом нашего, рожденного еще до 1900 года и созревшего во время первой мировой войны поколения, было бы решительное отречение, в котором нет никакой заслуги, ибо отказ легок, когда отказывается большинство.
СОДЕРЖАНИЕ
Б. В. Марков. Ницше в России и на Западе
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Часть I. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ НЕМЕЦКОГО ДУХА В XIX ВЕКЕ
Введение. Гете и Гегель
I. Конечно-исторический смысл гегелевского завершения истории мира и духа
II. Старогегельянцы, младогегельянцы, неогегельянцы
III. Разрыв гегелевских опосредовании в однозначных решениях Маркса и Кьеркегора
Поворот в философии исторического времени к требованию вечности
IV. Ницше как философ нашего времени и как философ вечности
V. Дух времени и вопрос о вечности
Часть II. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ БУРЖУАЗНО-ХРИСТИАНСКОГО МИРА
I. Проблема гражданского общества
II. Проблема труда
III. Проблема образования
IV. Проблема гуманности
V. Проблема христианства
Указатель литературы
Хронологическая таблица
Примечания
Источник
Карл Левит. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. – СПб.: Владимир Даль, 2002, 672 с.
КАРЛ ЛЕВИТ (1897-1973) – один из крупнейших представителей немецкой философии в ХХ веке. Он учился во Фрайбурге у Эдмунда Гуссерля и после защиты кандидатской диссертации в Мюнхене последовал за своим идейным наставником Мартином Хайдеггером в Марбург. С 1934 по 1951 год находился в эмиграции: сначала жил в Италии, потом в Японии и США. В эмиграции он и написал свой основополагающий труд: первое издание “От Гегеля к Ницше” вышло в 1939-м, второе – в 1949-м. В 1952 году вернулся в Германию и стал профессором Гейдельбергского университета.
Какие задачи ставил перед собой Левит в своем знаменитом произведении? В противовес “академической поддержке” системы Гегеля и постоянному искажению сочинений Ницше Левит предлагает “истинную реконструкцию эпохи от Гегеля до Ницше, “описание” истории философии XIX века в горизонте современности”. При этом он исходил из новозаветной истины “По плодам узнаете их”: “Только ХХ век сделал ясным и понятным то, что на самом деле произошло в веке XIX”. Левит взялся продемонстрировать поворотный пункт от гегелевской программы завершения философии к ницшевскому новому началу, фактически – поворот от философской классики к постклассическим ходам мышления. Последние представлены, согласно автору, равным образом Марксом и Кьеркегором с современным им Ницше.
Левит поясняет, почему именно Гегель стал отправной точкой для последующего развития философии: это случилось вследствие учиненного им грандиозного умственного скандала. Таковым стал последовательно проведенный Гегелем тезис о конце истории. Что до философии, то таким завершением является система самого Гегеля. Но гегелевское завершение имеет двоякий смысл – это одновременно исполнение и окончание. Данная с виду консервативная концепция имела и свою взрывную сторону: “С “мужеством познания” закрыв одну эпоху, длившуюся две с половиной тысячи лет, Гегель именно благодаря этому открыл какую-то новую, действительно завершив историю христианского Логоса”. Сказанное относится и к “Философии права”, где мыслитель объявил прусскую монархию венцом политического прогресса; то же самое верно и относительно христианства. Именно поэтому с ними нужно примириться. Но он понимал, что в прежней своей колее мир обречен на безнадежное повторение пройденного, чего пожелать миру Гегель не мог. Поэтому систему Гегеля можно назвать философской эсхатологией, фиксирующей конец “старого эона”, прекращение времени прежней истории и наступление “нового эона” и нового времени. От них лично Гегель ничего хорошего не ждал.
Дальше начинается самое интересное: Левит переходит к прямым ученикам и косвенным последователям Гегеля. Приблизительно в 1840 году, указывает автор, гегелевский проект примирения разума с верой и христианства с государством, осуществлявшийся ранее в стихии философии, пришел к концу. Для Маркса сведение счетов с гегелевской философией оказывается разрывом с философией государства, для Кьеркегора – с философией религии. “Ясно сознавая полное завершение христианской философии Гегеля, Фейербах и Руге, Штирнер и Бауэр, Кьеркегор и Маркс действительным наследием гегелевской философии объявляли “изменение”, которое отрицает существующее государство и существующее христианство”. Аналогичные интеллектуальные процедуры младогегельянцы применили и к другим основополагающим проблемам – гражданского общества, труда, образования, гуманизма: во всех этих областях они манифестировали свое истребительное “изменение”.
Необычным кажется для читателя то, что академический мыслитель, далекий от конкретной политической практики, неукоснительно подчеркивает вклад Карла Маркса в очерченные духовные трансформации. Причем в отличие от теоретиков, которые дедуцировали марксизм исходя из состояния философии в ХХ веке (Георг Лукач, Карл Корш, Макс Хоркхаймер), Левит его индуцировал, опираясь на выверенную философскую конкретику XIX-XX вв. Вот почему в его труде можно найти вообще-то немыслимые для университетского человека позитивные ссылки не только на Маркса и Лукача, но на Ленина и Луначарского. Была ли эта духовная оптика простым продуктом поздних грозовых 30-х? Или чем-то большим?
Напротив, освещение Левитом другой центральной для его исследования фигуры – Фридриха Ницше – на сегодняшний вкус представляется немного тусклым. Ницше интерпретируется Левитом как “философ нашего времени и как философ вечности”. Собственно, к главному для Левита сюжету “движения от” Ницше имеет косвенное отношение: у изголовья его философии стол не Гегель, а Шопенгауэр с Вагнером. Правда, через фейербахианца Вагнера кое-какое влияние Гегеля на Ницше можно все-таки предположить. Ницше также выступил в качестве критика книги Штрауса “Старая и новая вера”. Понятие “сверхчеловека” в философски определенном смысле впервые появляется в лексиконе, характерном для окружения Штирнера. Вот и все. И тем не менее именно Ницше был тем, кто эмфатически подхватил обозначенную самим Гегелем проблематику “смерти Бога”.
То, о чем шла речь выше, – это по определению сущности. Теперь – об околичностях. Они связаны с издательской презентацией “русского Левита”. Во-первых, чрезвычайно надуманным представляется появление книги с обрисованным содержанием в рамках серии “Мировая Ницшеана”. Во-вторых, сбивают с толку основные фигуранты, стоящие за изданием Левита: Санкт-Петербургский университет МВД России и Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности “Университет”. Дух дышит, где хочет? В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие в издании научного аппарата, за вычетом подготовленного Левитом: уж именной и предметный указатели ницшеанцы из МВД могли бы подготовить. Или нет?
Комментарии для элемента не найдены.
Источник
Карл Левит. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. – СПб.: Владимир Даль, 2002, 672 с.
КАРЛ ЛЕВИТ (1897-1973) – один из крупнейших представителей немецкой философии в ХХ веке. Он учился во Фрайбурге у Эдмунда Гуссерля и после защиты кандидатской диссертации в Мюнхене последовал за своим идейным наставником Мартином Хайдеггером в Марбург. С 1934 по 1951 год находился в эмиграции: сначала жил в Италии, потом в Японии и США. В эмиграции он и написал свой основополагающий труд: первое издание “От Гегеля к Ницше” вышло в 1939-м, второе – в 1949-м. В 1952 году вернулся в Германию и стал профессором Гейдельбергского университета.
Какие задачи ставил перед собой Левит в своем знаменитом произведении? В противовес “академической поддержке” системы Гегеля и постоянному искажению сочинений Ницше Левит предлагает “истинную реконструкцию эпохи от Гегеля до Ницше, “описание” истории философии XIX века в горизонте современности”. При этом он исходил из новозаветной истины “По плодам узнаете их”: “Только ХХ век сделал ясным и понятным то, что на самом деле произошло в веке XIX”. Левит взялся продемонстрировать поворотный пункт от гегелевской программы завершения философии к ницшевскому новому началу, фактически – поворот от философской классики к постклассическим ходам мышления. Последние представлены, согласно автору, равным образом Марксом и Кьеркегором с современным им Ницше.
Левит поясняет, почему именно Гегель стал отправной точкой для последующего развития философии: это случилось вследствие учиненного им грандиозного умственного скандала. Таковым стал последовательно проведенный Гегелем тезис о конце истории. Что до философии, то таким завершением является система самого Гегеля. Но гегелевское завершение имеет двоякий смысл – это одновременно исполнение и окончание. Данная с виду консервативная концепция имела и свою взрывную сторону: “С “мужеством познания” закрыв одну эпоху, длившуюся две с половиной тысячи лет, Гегель именно благодаря этому открыл какую-то новую, действительно завершив историю христианского Логоса”. Сказанное относится и к “Философии права”, где мыслитель объявил прусскую монархию венцом политического прогресса; то же самое верно и относительно христианства. Именно поэтому с ними нужно примириться. Но он понимал, что в прежней своей колее мир обречен на безнадежное повторение пройденного, чего пожелать миру Гегель не мог. Поэтому систему Гегеля можно назвать философской эсхатологией, фиксирующей конец “старого эона”, прекращение времени прежней истории и наступление “нового эона” и нового времени. От них лично Гегель ничего хорошего не ждал.
Дальше начинается самое интересное: Левит переходит к прямым ученикам и косвенным последователям Гегеля. Приблизительно в 1840 году, указывает автор, гегелевский проект примирения разума с верой и христианства с государством, осуществлявшийся ранее в стихии философии, пришел к концу. Для Маркса сведение счетов с гегелевской философией оказывается разрывом с философией государства, для Кьеркегора – с философией религии. “Ясно сознавая полное завершение христианской философии Гегеля, Фейербах и Руге, Штирнер и Бауэр, Кьеркегор и Маркс действительным наследием гегелевской философии объявляли “изменение”, которое отрицает существующее государство и существующее христианство”. Аналогичные интеллектуальные процедуры младогегельянцы применили и к другим основополагающим проблемам – гражданского общества, труда, образования, гуманизма: во всех этих областях они манифестировали свое истребительное “изменение”.
Необычным кажется для читателя то, что академический мыслитель, далекий от конкретной политической практики, неукоснительно подчеркивает вклад Карла Маркса в очерченные духовные трансформации. Причем в отличие от теоретиков, которые дедуцировали марксизм исходя из состояния философии в ХХ веке (Георг Лукач, Карл Корш, Макс Хоркхаймер), Левит его индуцировал, опираясь на выверенную философскую конкретику XIX-XX вв. Вот почему в его труде можно найти вообще-то немыслимые для университетского человека позитивные ссылки не только на Маркса и Лукача, но на Ленина и Луначарского. Была ли эта духовная оптика простым продуктом поздних грозовых 30-х? Или чем-то большим?
Напротив, освещение Левитом другой центральной для его исследования фигуры – Фридриха Ницше – на сегодняшний вкус представляется немного тусклым. Ницше интерпретируется Левитом как “философ нашего времени и как философ вечности”. Собственно, к главному для Левита сюжету “движения от” Ницше имеет косвенное отношение: у изголовья его философии стол не Гегель, а Шопенгауэр с Вагнером. Правда, через фейербахианца Вагнера кое-какое влияние Гегеля на Ницше можно все-таки предположить. Ницше также выступил в качестве критика книги Штрауса “Старая и новая вера”. Понятие “сверхчеловека” в философски определенном смысле впервые появляется в лексиконе, характерном для окружения Штирнера. Вот и все. И тем не менее именно Ницше был тем, кто эмфатически подхватил обозначенную самим Гегелем проблематику “смерти Бога”.
То, о чем шла речь выше, – это по определению сущности. Теперь – об околичностях. Они связаны с издательской презентацией “русского Левита”. Во-первых, чрезвычайно надуманным представляется появление книги с обрисованным содержанием в рамках серии “Мировая Ницшеана”. Во-вторых, сбивают с толку основные фигуранты, стоящие за изданием Левита: Санкт-Петербургский университет МВД России и Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности “Университет”. Дух дышит, где хочет? В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие в издании научного аппарата, за вычетом подготовленного Левитом: уж именной и предметный указатели ницшеанцы из МВД могли бы подготовить. Или нет?
Комментарии для элемента не найдены.
Источник
- 2,426,840 книг
- без регистрации
- бесплатно
- Мобильная версия
- Книги
- Категории и жанры
- Лучшие книги
- Добавить книгу
- Библиотека
- Помощь
- Мобильная версия
- Плагин
- Контакты
- Как помочь?
- Спонсорам и инвесторам
- API
-
Booksee.org
Главная →
Лёвит К.
Скачать книгу бесплатно (djvu, 16.26 Mb) | Читать «От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века»
Популярные книги за неделю:
#1
Г.С.Гендин. Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты (МРБ-1235, 2000, djvu)
4.47 Mb
#2
И.Ю.Темпер, В.Е.Ошеров. Справочник радиолюбителя (1949, djvu)
4.95 Mb
#3
Твоё свободное время (занимательные задачи, опыты, игры)
Болховитинов В.Н., Колтова Б.И., Лаговский И.К.
Категория: Педагогика в помощь учителю
33.80 Mb
#4
Биохимия
Северин Е.С
Категория: Медицина, Химия, Биохимия
26.09 Mb
#5
Чаромутие, или священный язык магов, волхвов и жрецов
Лукашевич Платон Акимович
Категория: society, religion, other, raritet
12.16 Mb
#6
Атлас анатомии человека
Фрэнк Неттер
Категория: info, encyc, science, human, people, health
373.85 Mb
#7
Гармония
Е. Абызова
Категория: color, color, music
22.48 Mb
#8
Высококачественные ламповые усилители звуковой частоты
Г.С.Гендин
Категория: civil, civil, hardware
2.95 Mb
#9
От земли до неба. Атлас-определитель
А. А. Плешаков
Категория: ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАУКА и УЧЕБА
23.62 Mb
#10
Английский язык. Основы компьютерной грамотности
Радовель В.А.
Категория: НАУКА и УЧЕБА, РАЗНОЕ
2.39 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Добыча и транспорт нефти и газа
А.П. Силаш
Категория: hobby, hobby, oddjob
12.81 Mb
#2
Добыча и транспорт нефти и газа
А.П. Силаш
Категория: hobby, hobby, oddjob
11.87 Mb
#3
Методы математической физики
Очан Ю.С.
Категория: science, science, exact
3.75 Mb
#4
Фу Чжунвень. Тайцзи-Цюань стиля Ян
Фу Чжунвень
Категория: people, people, survival
5.42 Mb
#5
Delphi и 1C: Предприятие. Программирование информационного обмена
Попов С. А.
56.28 Mb
#6
Уроки садового дизайна. Садовые композиции
Александр Сапелин
12.70 Mb
#7
Справочник практического врача
Под ред. А. И Воробьева
Категория: info, guide, people, health
8.77 Mb
#8
Ядовитые и вредные растения лугов, сенокосов и пастбищ.
А.К. Дударь
Категория: Главная, РАЗНОЕ, ЗДОРОВЬЕ
5.39 Mb
#9
Лекции по математике Топология
Босс В.
Категория: Математика
4.01 Mb
#10
История русской литературы. В четырех томах. Древнерусская литература. Литература XVIII века
Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
7.41 Mb
Источник