Наложение шин из подручного материала при переломе костей конечностей

1. Оказание первой помощи при переломахНорматив № 5 – Наложение шин из подручного материала при переломах костей верхних и нижних конечностей ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: при наложении шины на плечо (голень) «раненый» сидит (лежит) на земле, а обучаемый работает в удобном положении. Шина накладывается на обмундирование (время подгонки шины не входит в норматив). Предварительного наложения повязки не требуется. Перевязочный материал, шины находятся рядом с обучаемым. По команде: «К выполнению норматива – Приступить» обучаемый накладывает шину. Выполнение действий при переломе костей плеча заканчивается подвешиванием руки на косынку (бинт, ремень); при переломе костей голени – закреплением повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).
|
Источник
ТЕМА: Выполнение норматива № 5 Наложение шин из подручного материала при переломах костей верхних и нижних конечностей
Методические указания по отработке норматива
Признаками перелома плеча является выраженная боль и припухлость в области повреждения, резко усиливающаяся боль при движении, изменение формы плеча и суставов, ограничение движения в суставах или невозможность движения, ненормальная подвижность в области перелома плеча.
Наиболее эффективным и надежным способом транспортной иммобилизации при повреждениях плеча является использование лестничной шины длиной 120 сантиметров. Шина должна захватывать всю поврежденную конечность – от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2-3 см за кончики пальцев.
Основными признаками повреждений голени является боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени, деформация в месте повреждения голени и обширные кровоподтеки в области повреждения.
Показаниями к выполнению транспортной иммобилизации являются: открытые и закрытые переломы костей голени, огнестрельные ранения и обширные раны голени, глубокие ожоги и гнойно-воспалительные заболевания голени.
Лучше всего иммобилизация поврежденной голени достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120 сантиметров и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 сантиметров.
Оказывающий помощь измеряет длину от наружного края лопатки «пострадавшего» до плечевого сустава, и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом.
Измеряет по задней поверхности плеча «пострадавшего» расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибает шину на этом расстоянии под прямым углом.
На себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья. Часть шины, предназначенную для предплечья, выгибает в форме желоба.
Примеряет изогнутую шину к здоровой руке «пострадавшего» и делает необходимые исправления.
Если шина недостаточной длины и кисть свисает, он наращивает нижний конец шины куском фанеры или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна – ее нижний конец подгибает.
К верхнему концу шины прикрепляет два отрезка бинта длиной по 1,5 метра для фиксации верхнего конца шины к туловищу.
Порядок выполнения норматива
Действия руководителя | Действия обучаемого | Порядок выполнения приема |
1. Подает команду: «К выполнению норматива – ПРИСТУПИТЬ». Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. | 1. Для наложения шины при переломе костей плеча: | |
обездвиживает поврежденную верхнюю конечность | Для обездвиживания и небольшого переднего и бокового отведения поврежденного плеча «пострадавшего» оказывающий помощь вкладывают ком серой ваты в подмышечную область на стороне повреждения. Сгибает локтевой сустав поврежденной конечности под прямым углом. При этом предплечье располагает таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть поврежденной руки вкладывают валик серой ваты. | |
накладывает шину | Оказывающий помощь прикладывает к поврежденной рук подготовленную к применению шину, верхний и нижний концы шины связывает тесьмой и укрепляет шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивает на косынке или перевязе. Фиксирует верхний конец шины к туловищу двумя привязанными отрезками бинта длиной по 1,5 метра: проводит эти бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, делает перекрест, обводит вокруг груди и связывает их. | |
2. Для наложения шины при переломе костей голени: | ||
обездвиживает поврежденную нижнюю конечность | Оказывающий помощь незначительно сгибает поврежденную ногу в коленном суставе, а стопу устанавливает по отношению к голени под прямым углом. | |
накладывает шину | Отмоделированную заднюю Г-образно изогнутую лестничную шину длиной 120 сантиметров укладывает снизу поврежденной конечности так, чтобы подошва опиралась на Г-образный выступ. На шину и в области суставов подкладывает вату. Две боковых, более коротких шины (по 80 сантиметров), накладывает по внутренней и наружной поверхности голени так, чтобы их верхние концы доходили до середины бедра, а нижние, Г-образно изогнутые, выступал за подошву. Прибинтовывает шины к ноге марлевым бинтом. Закрепляет повязку (булавкой или концами надорванной ленты бинта). | |
2. После подвешивания руки на косынку (закрепления повязки при переломе костей голени) останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива. |
Временные показатели и оценка за выполнение норматива
Военнослужащие | Оценка по времени (минут, секунд) | ||
«отлично» | «хорошо» | «удовлетворительно» | |
Наложение шины при переломе костей плеча | 2.20 | 2.30 | 3.00 |
Наложение шины при переломе костей голени | 2.00 | 2.10 | 2.35 |
Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива
На один балл | До «неудовлетворительно» |
1. Шина зафиксирована недостаточно. 2. Нарушена последовательность работы при наложении шины. 3. При иммобилизации плеча допущены ошибки: а). отсутствуют тесемки на верхнем конце шины, что не позволяет надежно фиксировать плечо; б). иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь. 4. При иммобилизации голени допущены ошибки: а). недостаточно зафиксирована стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно); б). недостаточно зафиксированы коленный и голеностопный суставы. | 1. Шина не дает необходимой иммобилизации раненой конечности. 2. При иммобилизации плеча допущены ошибки: а). плохо смоделирована шина. 3. При иммобилизации голени допущены ошибки: а). плохо смоделирована шина (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области); б). иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин; в). при укреплении шины нога сдавлена тугим бинтованием. |
Источник
Фото 20. Транспортная шина иммобилизации Крамера
2.2.4. Первая медицинская помощь при травмах
Помощь при ушибах: холод – на место ушиба (в первые часы и сутки); иммобилизация конечности; тугое бинтование.
Помощь при сдавлении: перед освобождением конечности от сдавления необходимо наложить жгут выше места сдавления.
При наличии костных повреждений производят иммобилизацию конечности шинами, а если есть ранения – накладывают на раны асептические повязки.
Основная задача оказания первой помощи при переломе кости – зафиксировать отломки кости, придать конечности неподвижное положение. Правильная и своевременная иммобилизация переломов предупреждает возникновение таких осложнений, как повреждение костными отломками кровеносных сосудов и нервов, превращение закрытого перелома в открытый вследствие повреждения кожи костными отломками, травматический шок.
Для иммобилизации переломов костей применяют стандартные шины различных образцов и шины из подручного материала. Табельные шины (фанерные, сетчатые, лестничные и транспортные), как правило, применяют только медицинские работники, так как они должны иметь специальные комплекты, предназначенные для оказания помощи пострадавшим. Из стандартных транспортных шин наиболее доступны и распространены шины Крамера (фото 20).
В боевой обстановке чаще всего будут применяться шины из подручных материалов; в качестве их можно использовать доски, палки, полосы фанеры, хворост, камыш и
др.
К подручным средствам прибегают в условиях, когда на месте происшествия нет медицинских работников со средствами оказания помощи. Поэтому умение приспособить различные материалы для иммобилизации переломов имеет большое практическое значение, особенно в полевых условиях.
Шина должна быть такой длины, чтобы можно было захватить два соседних сустава, между которыми находится
поврежденная кость, а при переломе бедра необходимо иммобилизовать все три сустава (голеностопный, коленный, тазобедренный).
Шину, как правило, нужно накладывать поверх одежды и обуви.
Рис. 21. Иммобилизация верхней конечности подручными средствами
Рис. 22. Иммобилизация верхней конечности с помощью косынки
Для предупреждения возникновения болей и омертвения тканей в местах костных выступов под шину подкладывают мягкий материал (вату, ветошь и т. д.).
Перед тем как наложить шину, ее необходимо отмоделировать по форме конечности. Моделирование лучше всего проводить на здоровой конечности.
При переломе плечевой кости пользуются табельными большими лестничными шинами. Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают комок ваты (можно свернуть валиком пилотку, полотенце), который укрепляют бинтом через предплечье здоровой руки. Шину моделируют по размерам и контурам поврежденной руки (моделируют по здоровой руке) так, чтобы она начиналась от плечевого сустава здоровой
руки, проходила через спину по подлопаточной области (больной стороны) и затем по задненаружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев, т. е. захватывала всю конечность. Шину прибинтовывают к руке и частично к туловищу. После этого руку подвешивают на косынке (ремне) или прибинтовывают к туловищу.
При отсутствии табельных средств берут две дощечки или другие удобные предметы. Одну из
дощечек накладывают с внутренней стороны плеча так, чтобы верхний конец ее доходил до подмышечной впадины, а другую – с наружной стороны. Верхний конец ее должен выступать за плечевой сустав. Нижние концы обеих дощечек должны выступать за локтевой сустав. Дощечки прибинтовывают к плечу выше и ниже места перелома. Между туловищем и плечом кладут сверток одежды. Предплечье подвешивают на косынке.
При отсутствии табельных или подручных средств согнутую
в локте руку берут на косынку (ремень), а затем прибинтовывают к туловищу.
При переломах костей предплечья используют подручные средства таким образом, чтобы длина их была несколько больше длины предплечья. При переломах обеих костей предплечья накладывают две дощечки (с ладонной и тыльной стороны) так, чтобы они начинались от концов пальцев и кончались, выступая за локтевой сустав. Дощечки укрепляют выше и ниже места перелома (рис. 21), руку подвешивают на косынку (ремень).
При отсутствии табельных и подручных средств при переломах костей предплечья можно:
повесить руку на косынку или ремень (рис. 22), а плечо прибинтовать к туловищу;
рукав в области предплечья пристегнуть к гимнастерке булавкой, предварительно согнув руку в локте.
При переломе костей кисти на кусок доски (фанеры) укладывают и прибинтовывают не только кисть, но и предплечье, подложив под ладонь комок ваты (пилотку), чтобы пальцы были полусогнуты. Руку подвешивают на косынку или ремень.
При переломе бедра из подручных средств лучше всего использовать две доски шириной 8 – 10 см. Одну из досок укладывают снаружи так, чтобы она верхним концом упиралась в подмышечную впадину, а нижним – выступала за подошву. Вторую, более короткую доску располагают по внутренней поверхности ноги так, чтобы ее верхний конец упирался в про- межность, а нижний – выступал за подошву. Обе доски прибинтовывают к конечности, а верхнюю часть наружной доски – к туловищу с помощью бинтов и ремней (рис. 23).
Рис. 25. Транспортная иммобилизация при | ||||
переломе: 1 – ключицы; 2 – шейного отдела | ||||
позвоночника; 3 – позвоночника | ||||
При переломе костей стопы (рис. 24) | ||||
накладывают две шины. Одну размещают | ||||
от кончиков пальцев до подошвенной | ||||
поверхности стопы и затем, согнув под | ||||
прямым углом, вдоль задней поверхности | ||||
900 | голени почти до коленного сустава. Другую | |||
шину | накладывают вдоль наружной | |||
поверхности голени с таким расчетом, | ||||
чтобы | она | охватила | подошвенную | |
Рис. 24. Наложение шины при |
повреждении голени и стопы | поверхность стопы наподобие стремени. | |
Шины прибинтовывают к конечности. | ||
При всех переломах конечностей стопа фиксируется в положении | ||
тыльного сгибания под углом 90°. | ||
Рис. 23. Иммобилизация при переломе бедра (голени) подручными средствами
Перелом позвоночника возникает при падении с высоты, заваливании тяжестями, прямом и сильном ударе в спину; перелом шейного отдела позвоночника часто является следствием удара о дно при нырянии. Признаком перелома позвоночника является сильнейшая боль в спине при малейшем движении. Пострадавшего с помощью четырех человек укладывают на ровную твердую поверхность – деревянный щит, доски, бережно транспортируют в передвижной медицинский пункт (ПМП).
Приемы иммобилизации таких переломов показаны на рисунке 25.
Источник
Правила поведения
Травмы конечностей, оказание первой помощи
Травмы конечностей часто сопровождаются повреждением кровеносных сосудов, поэтому важно своевременно остановить обнаруженное кровотечение. Для этого применяются все способы: прямое давление на рану, наложение давящей повязки, пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности в суставе, наложение кровоостанавливающего жгута.
Выбор способа определяется следующими факторами:
– вид кровотечения (для остановки венозного кровотечения не следует использовать наложение жгута или пальцевое прижатие артерии);
– место ранения;
– предполагаемый срок прибытия медработников (в случае, если их прибытие ожидается в ближайшее время, можно использовать более простые способы остановки кровотечения, например, прямое давление на рану);
– наличие оснащения (при отсутствии табельных жгутов для остановки артериального кровотечения возможно применение подручных средств – галстуков, ремней);
– состояние кровотечения (остановилось или не остановилось).
Понятие «иммобилизация». Способы иммобилизации при травме конечностей
Иммобилизация – это создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела с помощью подручных средств, готовых транспортных шин (изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечек первой помощи) или используя здоровые части тела пострадавшего (аутоиммобилизация).
При наличии подозрения на травму костей, человеку, оказывающему первую помощь, следует определиться с тактикой действий в отношении пострадавшего.
В основной массе случаев следует вызвать и дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи, которая сможет выполнить качественное обезболивание и иммобилизацию травмированной конечности. В данном случае до приезда бригады скорой медицинской помощи следует придерживать травмированную конечность вручную и контролировать состояние пострадавшего.
Если же в результате особых обстоятельств предполагается транспортировка пострадавшего (или его переноска на дальнее расстояние), следует выполнить иммобилизацию поврежденной конечности. При этом следует фиксировать минимум два сустава (один ниже, другой выше перелома). При переломе плеча и бедра надо фиксировать три сустава – плечевой, локтевой, лучезапястный или тазобедренный, коленный, голеностопный соответственно. Наиболее доступным, безопасным и эффективным для большинства участников оказания первой помощи способом иммобилизации при травме конечностей является так называемая аутоиммобилизация. Для этого поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой ноге, проложив между ними мягкий материал.
Поврежденную руку можно зафиксировать, прибинтовав к туловищу. На область предполагаемой травмы можно положить холод.
Иммобилизация также может осуществляться с помощью импровизированных шин (доски, куски плотного картона или пластмассы, лыжи и т.п.). Накладывать их нужно поверх одежды и обуви пострадавшего, без исправления положения конечности, также фиксируя два или три сустава (в зависимости от места перелома). Перед наложением импровизированную шину необходимо обмотать бинтом или обернуть тканью или одеждой. Использовать импровизированные шины рекомендуется ограниченно, поскольку фиксация с их помощью может быть затруднена, неудобна и небезопасна.
Табельные шины входят в ограниченное количество аптечек и укладок, предназначенных для профессиональных контингентов. Они бывают различных конструкций, перед их использованием необходимо ознакомиться с инструкцией производителя.
Как оказать первую помощь пострадавшему
Источник