Наложение лестничной шины при переломе бедра

Перелом бедра — тяжелая и опасная травма. Ее исход и последствия во многом зависят от правильности оказания первой помощи и своевременности доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Одним из мероприятий первой помощи является иммобилизация поврежденной конечности — в случае перелома бедра она может осуществляться с помощью шины Крамера.
В статье указаны правила иммобилизации сломанного бедра с помощью шины Крамера. Описаны основные симптомы травмы, обозначена необходимость шинирования.
Иммобилизация — обязательная манипуляция при травме бедра
Характеристика травмы
Перелом бедра — одна из сложнейших и опасных травм скелета. Бедренная кость относится к числу самых крупных костей. Вокруг нее расположены магистральные кровеносные сосуды, важные нервы.
Перелом бедра может сопровождаться массивным кровотечением, способным привести к летальному исходу. Повреждение нервов может сделать человека инвалидом.
Сломать бедренную кость не так просто — она прочная и толстая, окружена массивным слоем мышц.
Переломы бедра обычно случаются в не обыденных ситуациях:
- автомобильная авария;
- землетрясение;
- железнодорожная авария;
- падение с большой высоты;
- нападение крупного зверя.
Случается так, что у человека есть предрасположенность к патологическим переломам — остеопороз, гормональные нарушения, опухоли костей. Но и в этом случае бедренную кость сломать сложно.
Симптомы
Распознать перелом бедренной кости не сложно, травма имеет ярко выраженные симптомы. Переломы бывают открытыми и закрытыми — в первом случае происходит повреждение мышц и кожи, во втором кожа остается целой.
Главным признаком травмы является болевой синдром. Он настолько интенсивный, что человек даже может потерять сознание — такое состояние называется болевым шоком. Боль обусловлена повреждением огромного количества нервных волокон, находящихся в надкостнице и мышечном слое.
Если перелом закрытый, наружного кровотечения не будет. Определяется деформация конечности, ее патологическое удлинение по сравнению со здоровой ногой. На коже в месте перелома быстро появляется кровоподтек, который увеличивается в размерах (фото). Человек не может наступать на поврежденную ногу.
На поверхности бедра образуется кровоподтек
При открытом переломе видна рана на ноге, в дне которой определяются обрывки мышц и отломки кости. Неизбежно повреждаются крупные сосуды и открывается сильное кровотечение. Если повреждена бедренная артерия или подвздошный ствол, человек может погибнуть в течение нескольких минут.
Оказание первой помощи
Своевременно оказанная первая помощь значительно повышает шансы человека на выздоровление. Алгоритм оказания помощи зависит от вида перелома. Если травма открытая и имеется сильное кровотечение, прежде всего нужно его остановить. Делается это путем наложения жгута на конечность — при артериальном кровотечении выше места травмы, при венозном — ниже.
Когда кровотечение остановлено, человека переносят в более удобное для оказания помощи место. Нужно оценить состояние его сознания, по возможности дать обезболивающий препарат.
Следующим важным этапом оказания первой помощи является иммобилизация конечности. Делают это обычно врачи Скорой помощи, но знать, как наложить шину при переломе бедра, нужно любому.
Необходимость иммобилизации
При любом движении поврежденной ноги осколки кости смещаются и еще больше травмируют мышцы, сосуды и нервы. Также при движениях происходит усиление боли. Чтобы избежать этого, необходимо поврежденную конечность иммобилизировать, то есть обездвижить.
Для иммобилизации могут быть использованы любые подручные средства — доски, толстые ветки, куски картона. Но лучше всего осуществлять эту манипуляцию с помощью специальных транспортных шин.
Существуют общие правила по наложению шин при переломе бедренной кости:
- манипуляция проводится после обезболивания;
- человек должен лежать на ровной поверхности;
- открытые раны обрабатываются антисептиком, накладывается стерильная повязка;
- имеющееся кровотечение нужно остановить;
- если наложен жгут, его нельзя закрывать шиной;
- вправление костей не производится;
- шину при переломе бедренной кости накладывают от кончиков пальцев до поясницы, закрывая три сустава конечности.
Наиболее распространенными являются шины Крамера и Дитерихса. Ниже представлена инструкция по их применению и описание шин.
Шина Крамера
Одной из разновидностей транспортных шин является шина Крамера, она же лестничная. Шина представляет собой проволочную конструкцию, выполненную в виде веревочной лестницы. Она отличается хорошей гибкостью, что позволяет смоделировать ее по форме тела.
Шина Крамера при переломе бедра применяется нечасто, поскольку она не обладает достаточно жесткой фиксацией. Но если под рукой есть только это средство, его вполне можно использовать. Лестничную шину при переломе бедра накладывают следующим образом.
- Для обездвиживания бедра нужно взять три лестничные шины. Первую моделируют по задней поверхности тела — от лопатки до стопы. Вторую моделируют по боковой поверхности — от подмышечной ямки до стопы. Последнюю шину моделируют по внутренней поверхности ноги — от паха до стопы.Проволочные шины необходимо обмотать слоем ваты и марли, чтобы избежать трения.
- Затем человека укладывают на первую шину, прикладывают оставшиеся. Все они должны загибаться на стопу и сходиться там. Под коленом и в паховую область нужно положить слой ваты.
- Шины прочно прибинтовывают к телу, чтобы они не смещались. Если на ногу наложен жгут, его нужно оставить доступным.
Затем человека на носилках несут в транспортное средство.
Существует несколько ошибок, допускаемых при наложении иммобилизации:
- неправильное моделирование;
- отсутствие обработки конечности;
- недостаточная фиксация шины;
- отсутствие изолирующего слоя.
Эти ошибки приводят к сползанию шины и отсутствию эффекта от иммобилизации.
Шина Дитерихса
Наложение шины Дитерихса при переломе бедра является более желательным, так как она обладает достаточной жесткостью. Конструкция выполнена из нескольких деревянных реек и закрепляющих ремней.
Техника наложения шины при переломе бедра выглядит следующим образом:
- регулируются по длине боковые рейки — от поясницы до стопы;
- восьмиобразной повязкой закрепляется подстопник;
- соединяют боковые рейки и подстопник;
- под колено, в паховую область, под поясницу кладут вату;
- дополнительно шину фиксируют бинтами.
Наложение шины Дитерихса
Такая конструкция более жесткая и риск смещения костных отломков минимален. Видео в этой статье наглядно представляет правила наложения шин при переломе бедра.
Помимо классических шин Крамера и Дитерихса существуют пневматические шины. Они представляют собой двустенный мешок. В него укладывают поврежденную ногу, затем с помощью насоса создают в мешке вакуум. Благодаря этому ткань прочно фиксирует конечность, не давая смещаться костям. Цена таких приспособлений достаточно большая, поэтому ими оснащены не все автомобили Скорой помощи.
Как накладывают шину при переломе бедра — полезная информация для каждого. В момент травмы чаще всего доступна только подручная иммобилизация, но знание этой манипуляции позволит человеку помочь врачу и ускорить транспортировку пострадавшего в больницу.
Вопросы врачу
Добрый день. Мы с друзьями собираемся в поход по горам. Понимаю, что во время этого могут случиться различные травмы. Поэтому хотелось бы знать, как наложить шину при переломе костей бедра, да и других участков тела.
Михаил, 25 лет, Тверь
Добрый день, Михаил. Действительно, во время похода по горам может случиться что угодно. При переломе бедра лучше всего подойдут шины Крамера или Дитерихса, но вы вряд ли сможете взять их с собой. Поэтому в случае такой ситуации можно воспользоваться подручными средствами.
Возьмите длинные доски или толстые ветки, приложите их к задней поверхности тела пострадавшего от лопатки до стопы. По бокам также приложите ветки, тщательно зафиксируйте все бинтами. Не забудьте, что обязательно нужно зафиксировать стопу. В таком положении пострадавшего нужно доставить к медикам.
Источник
Распространенными являются случаи осложнения при различных переломах, в частности бедра. И, как это бывает зачастую, причиной тому есть неправильная иммобилизация пострадавшего. Переломы разделяют на открытые и закрытые. В первом случае можно наблюдать повреждение тканей кожи, которые несут за собой некие осложнения. Одним из них является шанс попадания в рану микробов, что приведет к гнойным процессам мягких тканей, а так же костной ткани. Закрытый перелом не имеет подобных последствий. Одним из опасных повреждений является перелом бедра. Нередко наблюдается шоковое состояние у пострадавшего.
Перелом может быть в таких частях бедра:
- проксимальный бедренный отдел;
- диафиза;
- дистальный отдел бедра.
Наблюдая статистику полученных травм бедра можно сказать, что в половине случаев перелом происходит по первому типу.
Транспортная иммобилизация и перелом бедра
Наложение шины и транспортная иммобилизация являются обязательными процедурами при оказании медицинской помощи такого рода травмы. Иммобилизацию необходимо провести так, что бы обездвижить суставы, которые подлежат фиксированию при переломе бедра, а именно:
- коленного;
- тазобедренного;
- голеностопного.
Так как подобная травма вызывает сильную боль, медработник обеспечивает пациента анестезирующими лекарственными средствами, в целях предотвращения болевого шока.
Рассмотрим, как же выполняется иммобилизация при переломе бедра на примере шины Дихтериса, так как она является одной из лучших.
Шина Дитерихса и ее использование
- Две шины подгоняют под пострадавшего: то есть, раздвигается внешняя бранша от подмышки до пятки, а внутреннюю – от пятки до промежности. Их необходимо выдвинуть так, что бы они были на одной высоте подвешенной плоскости на уровне 10-12 сантиметров.
- Фиксация браншей при помощи шпеньков. Это делается следующим образом: необходимо установить отверстия браншей так, что бы они совпадали друг с другом, и можно было вставить шпенек сквозь них. Производится фиксация двух браншей бинтом у шпеньков. Делается это с целью избегания дальнейшего смещения при транспортировке.
- В интимной зоне и под руками, фиксируется объемная ватная скрутка к внутренней стороне костылей шины.
- К плоскости стопы необходимо забинтовать подвешенную перегородку шины, предварительно расположив на голеностопе вату. Пяточную кость необходимо прочно фиксировать (обратите на это внимание), иначе повязка будет спадать, а вытягивание не даст нужного результата.
- Лодыжечная область лодыжки, а так же колено необходимо накрыть ватой. Плотно закрепить к корпусу шины с помощью прилагаемых лямок, которые продеваются через отверстия верхней бранши.
- Бранши должны упираться в подмышку и пах, на это стоит обратить особое внимание. С помощью закрутки необходимо произвести фиксацию ноги поперечной планке.
- С помощью повязки, иммобилизовать фиксированные шины к корпусу. Шина накладывается крепко, что бы голень, бедро и торс можно было крепко зафиксировать. При длительной иммобилизации формируют кольца, накладывая три из них на ногу и два – на корпус.
Так же рекомендуется наложить еще один фиксирующий слой вокруг таза в виде шины Крамера. Это делается затем, что бы повысить прочность фиксирования и облегчить дальнейшую смену положения и места травмированного.
Если шина Дитерихса отсутствует, то прибегают к методу обездвиживания при помощи лестничной шины.
Фиксирование при помощи лестничных шин
- Берем одинаковые по длине две шины и связываем их между собой. Нижний конец одно шины загибается на 20 сантиметров от конца. Получаем удлиненную шину, с помощью которой фиксируется боковая сторона поврежденной ноги, и корпуса на высоту уровня подмышки.
- Для правильной иммобилизации необходима вторая шина, крепящаяся к средней стороне бедра.
Шиннирование при помощи подручных материалов.
Бывает и так, что при происшествии отсутствуют специальные шины. Тогда обездвиживание для дальнейшей транспортировки при переломе бедра выполняется при помощи подручных средств, таких как: палки, рейки, твердая полоска картона, жести, сучья, дощечки и т.д. При переломе бедра необходимо фиксировать все участки травмированной нижней конечности, особенно тазобедренный сустав, а соответственно необходимо подбирать подходящие для этого материалы.
Иммобилизацию практикуют как лечебную методику обездвиживание конечности при травмах или переломах бедра. Этот способ используется в целях сохранения жизни человека, и его применяют при определенных обстоятельствах.
Основные показания к применению:
- Из-за общего состояния их нарушений психики.
- Если до получения травмы человек не мог передвигаться без посторонней помощи.
- При такой иммобилизации выполняются следующие действия:
- Применяется местное обезболивающее. Например, новокаин, лидокаин.
- На срок не более 10 дней применяется скелетное вытяжение.
- Снятие конструкции, которая применялась для иммобилизации.
После 20 дней постельного режима больному разрешается встать на ноги, но при помощи использования костылей.
Выписка пациента при нормальном состоянии и самочувствии.
Источник
Шина Крамера — простое и гениальное изобретение середины прошлого века, принадлежащее советскому ученому, врачу-травматологу Гарри Крамеру, до настоящего времени широко применяется в травматологии. Шина Крамера является самым удобным средством фиксации при переломах конечностей, шейного отдела позвоночника в быту и на производстве, во время ДТП и занятий спортом, на время транспортировки пострадавшего в больницу.
Легкость, надежность, удобство и возможность моделирования на любом участке тела – качества, благодаря которым это приспособление имеет постоянную «прописку» на станциях скорой помощи, в медицинских и травматологических пунктах, отделениях больниц.
Автор статьи / Эксперты сайта
Шулепин Иван Владимирович, врач травматолог-ортопед, высшая квалификационная категория
Общий стаж работы более 25 лет. В 1994 г. окончил Московский институт медико-социальной реабилилитологии, в 1997 г. прошел ординатуру по специальности «Травматология и ортопедия» в Центральном научно-исследовательском институте травмотологии и ортопедии им. Н.Н. Прифова.
Устройство
Конструкция чрезвычайно проста, она представляет собой лестницу из металлической проволоки, которую можно согнуть в любом месте и под любым углом, повернуть вокруг оси – словом, придать ей форму, наиболее физиологичную для конкретной части тела. При этом пострадавшему причиняется гораздо меньше боли, чем при наложении деревянной шины или шины из подручного материала.
Наружный каркас (рама) изготавливается из алюминиевого сплава, это придает гибкость и возможность принимать нужную форму. Внутренние перемычки (сетка) изготовлены из негнущейся стальной проволоки, которая и обеспечивает жесткую фиксацию.
Благодаря сетчатому строению, шина имеет небольшой вес, что также уменьшает вероятность травмирования при перевозке пациента. Помимо этого, можно быстро смонтировать шину и фиксировать не только сам участок перелома, но и ближайшие к нему суставы, а при необходимости — и всю конечность. Это обеспечивается за счет надежного обездвиживания. Также предупреждается смещение отломков во время транспортировки пациента в лечебное учреждение.
Шины Крамера бывают самых различных размеров: от маленьких и узких для кисти до 2-метровых, накладываемых на бедро, плечо, есть и широкие конструкции на случай переломов позвоночника, костей таза.
Производители лестничных шин – различные российские компании, заводы и объединения по выпуску медицинских принадлежностей. Стоимость невысока – от 500 рублей, приобрести можно в магазинах медицинской техники, в интернете на сайтах компаний-поставщиков.
Показания к применению
Проволочная шина используется при оказании первой помощи для временной иммобилизации при таких травмах:
- переломах и вывихах верхней конечности;
- переломах и вывихах нижней конечности;
- переломах костей плечевого пояса;
- переломах костей таза;
- повреждениях шейного отдела позвоночника;
- разрывах связок, мышц и сухожилий, нервных волокон, сосудов;
- повреждениях суставов;
- обширных ожогах и отморожениях конечностей;
- тяжелых черепно-мозговых травмах.
Однако применение не ограничивается только лишь тяжелыми травмами, ее вполне можно наложить для временной фиксации при несложных переломах, ранах в области суставов, а также при воспалительном процессе, когда необходим покой конечности (воспалении сухожилий, суставов, гнойном процессе).
С другой стороны, это — лишь временная мера, чтобы доставить пациента в больницу, где ее заменят на гипсовую повязку после обследования, или направят больного на операцию, если это необходимо.
Наложение шины при переломах
В практике шина наиболее востребована для первичного обездвиживания при различных переломах – как со смещением, так и без него. При этом нужно соблюдать следующие правила ее наложения. Общий алгоритм действий таков:
- сначала надо выполнить моделирование (изогнуть), но примерять на здоровую, а не на травмированную конечность, чтобы не допустить дополнительного травмирования;
- моделирование должно соответствовать конфигурации поврежденной конечности в данный момент, чтобы не изменять ее форму, не усугублять травму;
- шину необходимо обернуть ватой и замотать бинтом, чтобы металлическая поверхность не давила на тело, а если она уже в чехле, то этого делать нет необходимости;
- между шиной и костными выступами (локтем, лодыжкой, пяткой) нужно подложить небольшие ватно-марлевые подушечки, чтобы не было сдавливания;
- одежда и обувь не снимаются, шина накладывается сверху, если перелом закрытый, если же имеется открытая рана, прежде нужно разрезать одежду, обработать кожу вокруг настойкой йода, рану закрыть стерильной марлевой повязкой;
- в морозную погоду поверх шины нужно укутать конечность одеялом, теплой одеждой, чтобы охладившийся металл не повредил кожу.
Наложение при переломе плеча
Моделируют шину на здоровой руке, накладывают от здорового плечевого сустава, далее вдоль плечевого пояса сзади и спускаются по наружной поверхности плеча, предплечья до кончиков пальцев, изогнув в области локтя под углом 90°, оборачивают ватой и бинтом, на концах привязывают тесемки. Прикладывают к поврежденной руке, предварительно подложив подмышку ватный или матерчатый валик и слегка подав плечо вперед примерно на 30°. Верхний конец должен заходить на здоровый плечевой сустав. Тесемки завязывают, сверху на всем протяжении прибинтовывают широким бинтом.
Наложение при переломе предплечья
Подготавливают шину, моделируя по здоровой руке, от кончиков пальцев до верхней трети плеча, согнув в локтевом суставе под прямым углом. Оборачивают, прикладывают по наружной поверхности конечности, предварительно положив в ладонь и под локтевой отросток ватно-марлевый валик. Прибинтовывают, снаружи оборачивают косынкой или шарфом, широким бинтом, подвешивают к шее, чтобы у руки был упор. Если имеется только перелом лучевой кости без смещения, шину кладут от кончиков пальцев до локтевого сустава, руку подвешивают на косынку.
Наложение при переломе бедра
Шина Крамера на бедре эффективна при переломах в нижней и средней трети. При более высоких повреждениях она не дает достаточно жесткой фиксации из-за сильного сокращения мощных мышц, в этих случаях применяются деревянные не гнущиеся шины. Обязательно наличие 3 шин разных размеров. Одна должна идти по задней поверхности, начиная от подошвенной стороны пальцев стопы, в области пятки ее сгибают под прямым углом, а под коленом слегка выгибают вперед. Верхний край шины должен доходить до уровня лопатки. Другая шина идет по наружной поверхности голени и бедра от края стопы до подмышечной области, третья – по внутренней стороне голени и бедра от края стопы до паховой складки. Все это осторожно укладывают поверх одежды и обуви, фиксируют тесемками на спине, бинтом на стопе, голени и бедре.
Важно все это делать пошагово, чтобы не увеличить смещение отломков кости.
Наложение при переломе голени
На голень также накладывают 3 шины: по задней и боковым поверхностям. Заднюю изгибают на уровне пятки в виде сапожка, ведут от пальцев до верхней трети бедра, в подколенную ямку кладут небольшой валик, чтобы не было движений в суставе. Наружная шина идет от края стопы до верхней трети бедра, внутренняя – до паха. Под лодыжки необходимо положить небольшие ватные валики. Все вместе бинтуют, слегка приподняв ногу.
Если перелом голени ограничивается областью голеностопного сустава, достаточно одной широкой шины, наложенной в виде сапожка по задней поверхности, чтобы обязательно край шины выступал над уровнем пальцев стопы. Под пятку и нижнюю часть ахиллова сухожилия подкладывают ватно-марлевый валик.
Шинирование шейного отдела позвоночника и головы
Для иммобилизации шеи и головы берут 2 длинных шины. Одна накладывается по задней поверхности вдоль средней линии, начиная от края роста волос на лбу, изгибается на затылке, под затылочные бугры подкладывают ватно-марлевый валик, на уровне углов лопаток прибинтовывают к грудной клетке. Второй этап наложение поперечной шины, она идет, огибая центр головы, над ушными раковинами к верхней трети обоих плеч, где фиксируется бинтами.
Шины фиксируют одна к другой в области лба тесьмой.
Важно предварительно отмоделировать их на здоровом человеке, приблизительно с такими же параметрами, как и пострадавший.
Заключение
Лестничная шина Крамера – оптимальное средство для оказания первой помощи при различных травмах. Важно правильно наложить ее, выполняя изложенные выше рекомендации. Отнюдь не лишним будет иметь такую вещь в доме, в багажнике автомобиля.
Как правильно наложить шину Крамера при переломе предплечья
Источник