Начало перелома во второй мировой войне

Осень 1942 года выдалась напряжённой для всех стран-участниц Второй Мировой войны. Пока на Восточном фронте продолжались бои за Стилинград, в Африке шла подготовка к генеральному сражению, победа в котором стала началом переломных событий, изменивших ход истории.

Боевые действия на Африканском ТВД значительно уступают по масштабам и потерям военным действиям на Западном и Восточном фронтах. Сплошной линии фронта в Африке не было, что давало воюющим сторонам широкое пространство для манёвра. Этим и воспользовался Эрвин Роммель, прозванный «лисом пустыни». Вмешательство Германии в войну на Африканском ТВД качнуло чашу весов в сторону «Оси». Роммель сумел быстро нивелировать успехи англичан и вскоре обратил британские войска в бегство. Череда неудач подтолкнула Черчилля к серьёзным кадровым решениям. За неудовлетворительный результат кампании 1941-42гг. Клод Окинлек был смещён с поста главнокомандующего африканской группы войск, как и командующий 8-й армией. 13 августа 1942 года в Египет прибыл генерал Бернард Лоу Монтгомери. С обеих сторон начинается активное приготовление к сражению.

Роммель в Африке

Предыстория

Нельзя сказать, что дела у британцев шли гладко. Боевой путь британской армии до 1942 года состоял из целого ряда позорных и бесславных поражений, вследствие которых стало ясно: старые методы ведения войны себя исчерпали. У немцев был мощный козырь в виде воздушного десанта и более совершенные методы наступления – «блицкриг».

Для Черчилля началась главная в его жизни битва – противостояние с консервативно настроенной британской военщиной, противившейся реформам в армии. Создание десантных подразделений и спецгрупп «коммандос» шло с огромным скрипом: прыжки с парашютом из самолёта были травмоопасны, нередки были и смертельные случаи. Доходило до того, что десантники отказывались прыгать.

Столь же трудно было утвердить новую тактику наступления и обороны стратегически важных участков. И всё же, Черчиллю удалось претворить в жизнь необходимые реформы, впоследствии позволившие британцам эффективно противостоять войскам «Оси».

Гораздо лучше обстояли дела с противостоянием Италии. Заведомо более слабый противник потерпел ряд поражений в Африке: в 1941 году британские войска освободили Эфиопию, ликвидировав в тылу крупный плацдарм, и только немецкое вмешательство позволило остановить наступление в Ливии. Стратегической целью итало-немецких войск было овладение Египтом и перекрытие Суэцкого канала. Генеральный штаб Великобритании всерьёз готовился к эвакуации Каира и Александрии, а также разрабатывал план обороны Палестины.

Одновременно на Средиземноморском ТВД продолжались ожесточённые бои за Мальту – небольшой остров, служивший плацдармом для переброски войск в Африку и несший угрозу Италии.

Улица Валетты после бомбёжек

28 июня 1942 года войска генерала Роммеля взяли Мерса-Матрух и вскоре вышли к британскому укрепрайону под Эль-Аламейном. Географическое положение и глубоко эшелонированная оборона не позволила немцам взять город: фронт протянулся на 64 км и упирался одним концом в море, другим – во впадину Каттара, вследствие чего обход с фланга был невозможен, поэтому приходилось идти в лобовую атаку, не имевшую должного успеха. Британцы успешно отразили немецкие атаки на город, и даже попытались перейти в контрнаступление, однако успеха не имели. 27 июля фронт окончательно стабилизировался.

Подготовка к сражению

В августе 1942 года англичане получают мощные подкрепления. Кроме того, войска «Оси» начинают ощущать нехватку горючего: немецкие танкеры время от времени подвергаются атакам Королевских ВВС Великобритании. Роммель, оценив положение, пришёл к выводу, что расклад меняется в пользу противника и для того, чтобы не допустить усиления англичан, следует как можно скорее предпринять решительное наступление для прорыва на Нил, затем – в Каир и Александрию.

Роммель планировал атаковать в конце августа слабо защищённый южный фланг, захватить Алам-эль-Хальфу и отрезать подход британских резервов. Монтгомери, догадываясь о планах Роммеля, дал приказ резервам на отход. Намеренно ослабив позиции, он приказал установить плотные минные поля и крупные артиллерийские резервы. Таким образом генерал рассчитывал выиграть время на переброску резервов и переход в контатаку.

В ночь с 30 на 31 августа немцы начали наступление, но в скором времени напоролись на минные поля. Монтгомери срочно вызвал на подмогу авиацию, и немецким сапёрам пришлось работать в условиях непрерывных бомбёжек. Наступление закончилось полным провалом, и 3 сентября Роммель отдаёт приказ отойти на исходные позиции. Немецко-итальянские части потеряли огромное количество вооружений и техники, что позже сыграло негативную роль во время генерального сражения.

Поражение поставило немцев на грань катастрофы, и лишь осторожность генерала Монтгомери, не решившегося на преследование противника, спасло немцев от разгрома. Роммель вынужден был перейти к обороне на всех участках фронта.

Монтгомери на передовой

Читайте также:  Последствия перелома большого бугорка плечевой кости

Наступление

Прежде, чем идти в наступление, англичане предприняли кампанию по дезориентации противника, создав сеть ложных целей. Монгомери рассчитывал провести атаку на северном фланге, но чтобы окончательно запутать врага и заставить его распылить силы, приказал начать строить ложный нефтепровод. Роммелю пришлось распылить резервы по всему фронту.

23 сентября Роммель отправился на лечение в отпуск, и перед отъездом отправил Гитлеру докладную записку с подробным изложением обстановки, которая, по его мнению, складывалась в пользу противника, и для того, чтобы изменить расклад, необходимо активнее наступать на Кавказ для последующего выхода на Ближний Восток, что позволит Африканскому корпусу получить необходимую передышку и перейти в наступление.

Месяц спустя, англичане начинают атаку. После 20-минутной артподготовки, начинается атака на северном фланге. Чуть позже – на южном носившая, скорее, вспомогательный характер, и имевшая цель сковать резервы противника.

Несмотря на первоначальные успехи, прорвать оборону немцев удалось только 2 ноября. Роммель потерял в этом сражении практически всю технику и большое количество живой силы.

Немцы были отброшены на 180 километров к западу от Эль-Аламейна и в последующие дни только беспорядочно отступали к городу Эль-Агейла.

8 ноября 1942 года американцы высаживаются в Алжире и Марокко, взяв эти французские колонии под контроль. Немецко-итальянские войска оказались в безвыходном положении. В конце января 1943 года Ливия была ими окончательно потеряна.

Разгром немецко-итальянских войск в Африке стал лишь вопросом времени.

Пленные итальянцы

Последствия

Победа на Африканском ТВД положила начало перелому во всей Второй Мировой. Битва при Эль-Аламейне стала важным звеном в цепи побед стран Антигитлеровской коалиции. Оттеснённые в Тунис войска «Оси» не смогли надолго задержать союзников, и в мае 1943 года капитулировали.

Черчилль впоследствии скажет: «До Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения»[1]

Вскоре война перекинулась уже на территорию Италии. 9 июля 1943 года союзники высадились на Сицилии, а 3 сентября, форсировав Мессинский пролив, вторглись в континентальную Италию, впервые после 1940 года, вернувшись на европейский континент.

[1] У. Черчилль. Вторая мировая война

Военное кладбище в Эль-Аламейне

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Об истории Африки мы также писали здесь:

Также можете прочитать следующие наши недавние статьи:

Спасибо за ознакомление!

Источник

В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.

В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).

Когда начался коренной перелом в войне?

Как могли догадаться читатели заметки «Когда началась Вторая Мировая Война?», в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.

15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.

Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?

Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.

Читайте также:  Перелом истории болезни плечевого

У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.

Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.

Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний. Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).

На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.

Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).

Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант. У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.

Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?

«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»

[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]

(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)

Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.

Читайте также:  Чтобы кости быстрее срослись после перелома ребра

Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.

Лорд Бивенбрук – организатор британской авиационной промышленности в Битве за Англию (source: Wiki)

Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.

15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон. В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.

Британский военный плакат с цитатой из речи Черчилля по случаю победы в четырехмесячной воздушной битве (source: Wiki)

Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.

К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?

По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой. Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.

После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.

Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame

Источник