На переломе веков конспект

Dinka Гений (62660) 12 лет назад
Общее название СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19-20 вв. или начала 20 в. ,
Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, – в основном, символизм и акмеизм (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама) . Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений) . Такое представление о «серебряном веке» распространено в последние десятилетия как в западной, так и в отечественной науке.
Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики (от 1913-1915 до середины 20 в.) . Однако постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т. к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, Метафора «золотого века» как счастливой поры человечества, когда царила вечная весна и земля сама приносила плоды, получила новое развитие в европейской культуре, начиная с Возрождения (прежде всего в пасторальной литературе) . Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.
В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.
Органично восприняв влияние европейского модернизма (прежде всего символизма) , русская культура создала собственные варианты «нового искусства» , обозначившие рождение иного культурного сознания.
Символисты и акмеисты в противовес идее «полезности искусства» , утверждали внутреннюю свободу художника, его избранность, даже мессианство, и преобразующую роль искусства по отношению к жизни.
Характерно ощущение кризиса как в жизни, так и в искусстве. Часть направлений фиксировали состояние хаоса, связанное с осознанием «конца» (экспрессионизм) , часть призывала к обновлению и уповала на будущее, которое уже приближается. В то же время даже внутри одного направления сосуществовали противоположные устремления: крайний индивидуализм, эстетизм (в декадентской части символизма) и проповедь Мировой Души. Поиски истины, конечного смысла бытия вылились в различные формы мистицизма, в моду снова вошел оккультизм, бывший популярным и в начале 19 в. Характерным выражением этих настроений стал роман В. Брюсова Огненный ангел. Возник интерес к русскому сектантству
НЕОРОМАНТИЗМ Обращенность внутрь себя, упоение глубинами человеческого «я» сочетались с переоткрытием мира в его чувственно постигаемой предметности. Особой тенденцией на рубеже веков стало новое мифотворчество, также связанное с ожиданием нарождающегося будущего, с необходимостью заново осмыслить человеческое существование. Слияние бытового и бытийного, повседневности и метафизики различимо в произведениях писателей разных направлений. (Бунин, Куприн, Андреев)
Модернизация стиха, начатая экспериментами символистов, привносивших в поэзию редкие слова и сочетания была доведена до поэтической «зауми» футуристами. (маяковский, Крученых)
Ясность поэтического образа, отказ от туманности и мистики символистов и футуристской звуковой игры, «здоровое» соотношени
DinkaГений (62660) 12 лет назад
слова и смысла – таковы были требования акмеистов, желавших вернуть поэзию из области чистого эксперимента к гармонии и жизни. Еще один вариант творческой программы представил имажинизм. Ориентацию на яркий, неожиданный образ и «ритмику образов» провозгласили имажинисты в своей Декларации (1919). Основой их метода стало создание метафоры путем соединения несочетаемых, удаленных по смыслу понятий и предметов, «образ как самоцель», «образ как тема и содержание». (Есенин) Поэтические достижения были развиты и продолжены в прозе. Техника «потока сознания», нелинейное повествование, использование лейтмотивов и монтажа как принципов организации текста, экспрессивность и даже алогичность образов характеризуют прозаические произведения символизма и экспрессионизма (Петербург Белого, Капли крови и Мелкий бес Ф.Сологуба, проза Е.Габриловича и Л.Андреева). По-своему отвечали требованиям обновления художественной формы писатели, продолжившие традицию реализма (А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн,
DinkaГений (62660) 12 лет назад
И.Шмелев, Б.Зайцев, А.Н.Толстой), и писатели-марксисты (М.Горький). Неореализм начала 20 в. воспринял творческие открытия модернистов. Постижение бытия через быт – основная черта этого направления. Не просто изображать действительность, но прислушиваться «к таинственному ритму, которым полна мировая жизнь», дать современникам необходимую жизненную философию призывал теоретик «новых реалистов» В.Вересаев. Поворот от позитивизма «старых реалистов» в сторону вопросов бытия сочетался с изменением поэтики, что сказалось прежде всего в «лиризации» прозы. Однако существовало и обратное влияние реалистической изобразительности, выразившееся в «объективации» поэзии. Так проявлялась одна из существенных черт этого периода – стремление к художественному синтезу. Синтетическим по своей природе было желание сблизить поэзию с музыкой, с философией (у символистов), с социальным жестом (у футуристов).Подобные процессы происходили и в других искусствах: в живописи, в театре, в архитектуре и в музыке.
Источник
Щербакова Татьяна, 672 гр.
Урок по теме: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 – зима 1943г.»
Цели урока:
1) Образовательные:
Добиться усвоения причин разгрома немецко – фашистских захватчиков под Сталинградом и подвести к пониманию дальнейших военных действий;
Обеспечить усвоения учащимися основных событий на завершающем этапе коренного перелома (Орловско – Курская дуга, битва под Прохоровкой);
Раскрыть значение решений принятых на Тегеранской конференции и подвести учащихся к пониманию военно-стратегической ситуации того времени;
Раскрыть значение партизанского движения для понимания учащимися патриотического духа населения в годы ВОВ.
2) Воспитательные:
Продолжить формирование у учащихся чувство гордости и уважения к своей Родине, к ветеранам, сражавшихся на фронтах ВОВ;
Обеспечить усвоение мировоззренческих идей военного времени;
Прививать у учащихся интерес к изучению истории Отечества XX века;
Прививать уважение друг к другу в слушании на уроках во время устных ответов.
3) Развивающие:
Содействовать формированию приемов работы с учебником и кинофрагментами;
Способствовать формированию умений логически излагать собственное мнение, аргументировать свои мысли о происходящих событиях в годы войны;
Развивать память и внимание.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Н. В. Загладин, История Отечества XX- начало XXI века. Учебник для 11 класса/ Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. – М.: Русское слово, 2006.- 479 С.
Карта « Великая Отечественная война 1941 – 1941-1945 г.»
Документальный фильм « Курская битва», 2010г.
Компьютер с проектором.
Приемы работы
Организация деятельности
Примечания
I.
мотивация
II.
Целевая установка
Вводная беседа
Вывод
Характеристика
Организация работы с таблицей
Л/з
Вывод
Объяснение
Закрепительная беседа
Изобразительная наглядность
Эвристическая беседа
Вывод
Организация самостоятельной работы с текстом учебника
Вывод
Краткое повествование
Вывод по теме
III.
Закрепляющая беседа
IV.
Организационный момент
Сегодня мы продолжим изучать ВОВ. Эпиграфом к нашему уроку служит слова русского философа Ильина: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь» Это не случайно. Ибо тогда в далекие 40-е годы Гитлер хотел их исторической пылью, стереть с лица земли такую страну, как Советский Союз. Но этого не хотел народ. Советский народ ценой своей собственной жизни защищал каждый клочок советской земли. И сегодня, как никогда, это важно. Ведь вы – граждане России и вам ее защищать и развивать.
Изучение нового материала
План
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом;
Орловско-курская дуга. Завершение коренного перелома в войне;
Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.
Партизанское движение;
Тема урока «Коренной перелом в ходе ВОВ. Ноябрь 1942 – зима 1943г.»
Сегодня мы изучим второй этап войны, называемый коренным переломом. Сегодня мы часто слышим мнения о том, что пора прекратить постоянно напоминать о той войне, что уже уже и ветеранов почти не осталось, что есть дела поважнее. Можно ли забыть войну? Надо ли забывать свою истории? Ведь история страны- эта история людей ее населяющих. Действительно ли это так? На эти вопросы мы и будем с вами отвечать на уроке.
Ребят, а кто сможет охарактеризовать обстановку на советско-германском фронте, сложившуюся к осени 1942 г.?
Назовите основные события коренного перелома в ходе ВОВ.
Летом 1942 г. германские войска прорвали фронт севернее Курска и вышли к Воронежу. Попытки Красной Армии ликвидировать блокаду Ленинграда также обернулись неудачей. Вермахт приступил к выполнению плана по захвату Кавказа.
К концу лета немцы подошли к Сталинграду, упорная оборона Сталинграда вынудила их направить к линии фронта все резервы
В ноябре 1942г. советские войска начали операцию «Уран» по уничтожению группировок немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении.
Откройте учебник на странице 239. Все открыли? Находим таблицу «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942»
Сравните соотношение сил СССР и германии перед Сталинградской битвой.
Мы видим явное преимущество Красной Армии.
Юго-Запдный (командующий Н.Ф.Ватутин) и Донской (командующий К.К. Рокоссовский) фронты нанесли удар на левом фланге 6-й германской армии, а Сталинградский фронт (командующий А. И. Еременко) – на ее правом фланге. На западе советские войска окружили германскую группировку численность около 330ттысю человек. Немецкие войска пытались прорвать окружение, но попытки закончились неудачей.
Потеряв в результате боев, голода и наступивших морозов свыше 100 тыс. солдат и офицеров, 2 февраля группировка немецких войск во главе с фельдмаршалом Ф. Паульсом капитулировала. Впервые с начала второй мировой войны Германия потеряла серьезное поражение. Сталинградская битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе ВОВ.
17 июля 1942г.-2 февраля 1943г. – Сталинградская битва
«Уран» – кодовое название операции под Сталинградом
Какое значение имела победа в Сталинградской битве?
Еще одним событием коренного перелома являются военные действия на Орловско-Курской дуге, после которых военная инициатива окончательно перешла к Красной армии.
Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент документального фильма «Курская дуга». После просмотра фильма вы должны будете ответить на следующие вопросы:
Вопросы к фильму:
Почему сражение над Курской дугой считают одной из самых величайших битв в военной истории?
Почему этой победе придают большое значение?
Показ документального фильма «Курская битва»
Ребята, просмотрев данный фрагмент, давайте ответим на вопросы.
5 июля 1943г. – 23 августа 1943 г.- курская битва
«Цитадель» – кодовое название операции у Курской дуги.
Таким образом, коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии. После чего была проведена конференция великих держав в Тегеране, которая имела важное значение.
3. Отношение с союзниками. Конференция в Тегране
Открываем учебник на стр. 243. Находим пункт Отношение с союзниками. Конференция в Тегеране, читаем его и отвечаем на вопрос на стр.247 вопрос № 6 письменно.
Cогласовали сроки открытия второго фронта в Западной Европе – не позднее 1 мая 1944 г.;
Подтверждалась решимость союзников настаивать на безоговорочной капитуляции Германии;
Расширение границ Польского государства на западе;
Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР;
Договорились о предоставлении Советскому Союзу незамерзающих портов Балтийского моря – Кенигсберга, Мемеля.
Таким образом, на Тегеранской конференции был решен вопрос об открытии второго фронта и обсуждались вопросы о послевоенном устройстве мира.
Очень большую роль в победе над фашистскими захватчиками сыграли партизаны.
4.Партизанское движение
Еще в период битвы под Москвой на оккупированной территории нашей страны действовало около 2 тыс. партизанских отрядов.
В мае 1942 г. создан Центральный штаб партизанского движения, который координировал свои действия с командованием Красной Армии.
Знаменитым был рейд кавалерийских партизанских соединений (3 тыс. чел.) под командованием С. А. Ковпака и А. Н. Сабурова.
Погибли десятки тысяч партизан и тех, кого фашисты подозревали в связях с ними. Немцы безжалостно сжигали целые селения за связь с партизанами.
Таким образом, сегодня мы изучили второй этап ВОВ, называемый коренным переломом. Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Красной Армии.
Закрепление
– Что вы понимаете под коренным переломом в войне?
– Назовите дату Сталинградской битвы?
– Назовите дату Курской битвы?
Домашнее задание
§ 25
2-3 мин
1 мин
35 мин
Тема урока и план записаны на доске, и учитель озвучивает тему.
1 мин
2-3 мин
Стр. 239
Запись в тетради
Отвечают на поставленные вопросы
Запись в тетради
Стр.243
Результаты задания записывают в тетр.
5мин + 3мин. На проверку
Запись в тетради
2- 3мин
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
мультимедийный урок
«Курская битва – коренной перелом в ходе
Великой Отечественной войны»
учитель истории и обществознания
МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Мысливец Галина Ивановна
Одна из целей современного образовательного процесса – овладение информационными технологиями и умение работать с информацией. Использование персонального компьютера на уроке, позволяет учащимся получить наглядные, справочные и документальные материалы.
Данный урок рассчитан на 1 час изучения материала в 9 классе общеобразовательной школы .
Цели урока.
Образовательная
: Охарактеризовать Курскую битву, как завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с успехами Красной Армии в осенней кампании 1943 года. Определить значение Курской битвы.
Развивающая: формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, работать с документами; формировать навыки самостоятельно добывать информацию используя интернет ресурсы;
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину.
Эпиграф: Орел и Белгород, плененные вчера,
Сегодня вырваны у немца – людоеда,
И дружных залпов гром, как русское «ура»,
Несет народу весть про новую победу!
Вводное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На предыдущем уроке мы изучили Сталинградскую битву, которая явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Предметом сегодняшнего разговора является – Курская битва.
Цель нашего урока – познакомиться с основными событиями Курской битвы, определить ее значение. Но прежде давайте вспомним события в 1942 года. (Слайд 1,2)
Ход урока
2. Проверка домашнего задания.
Вопрос: Назовите основные события 1942 года?
Ответ: Произошла Сталинградская битва, окончившаяся блестящей победой Советской Армии, и ставшая началом коренного перелома в войне.
Вопрос: Назовите дату Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941года – 9 мая 1945года.
Вопрос: Назовите основные этапы войны.
Ответ: 1) 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный этап;
2) 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома; 3) 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий этап.
Вопрос: Дайте характеристику начального этапа войны?
Ответ: Стратегическая инициатива у немцев, отступление советских войск, немцы заняли Белоруссию, Прибалтику, Украину. Битва за Москву. Начало обороны Сталинграда.
Вопрос: Что такое коренной перелом в ходе войны?
Ответ: Переход стратегической инициативы от немецкой армии к советской.
Вопрос: Какие битвы явились результатом коренного перелома?
Ответ: Сталинградская и Курская битвы.
3. Изучение нового материала
(При изучении нового материала, учитель может использовать электронные карты, где хорошо просматривается выступ в районе Курска, Орла и Белгорода, показать все этапы битвы)
Определите, где могли начать наступление немецкие войска летом 1943 года?
(Учащиеся называют цифры, которыми отмечена вся протяженность линии фронта, и определяют, что очень выгоден для немецкого наступления участок Советской Армии у Курска, который далеко вдается в расположение немецких войск).
Вопрос: На что рассчитывало немецкое командование?
Ответ: Взять реванш за проигрыш под Сталинградом.
Немцы операцию назвали “Цитадель”, что означает “крепость”. И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. Важность данной операции для Гитлера подтверждается и тем, что к 1943 году немецкая промышленность дала армии новую технику: самолеты, танки, пушки. Противник старался сохранить в тайне свои планы. Но советская разведка узнала о планах наступления заранее – сведения были полные. Но что делать? Начать наступление и сорвать удар или ждать пока враг соберет силы? Маршал Г.К.Жуков предложил организовать жесткую оборону, сосредоточив противотанковую самоходную артиллерию, авиацию против танковых клиньев фашистов, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление. (Слайд 3) Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы, траншеи. В подготовке к предстоящим сражениям принимало участие и население прифронтовых областей .(Проецируются кадры “Население роет траншеи”, слайд 4)
В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года Советская Армия открыла огонь.
Это произошло внезапно для немецкого командования, поэтому в их частях царила растерянность, неспособность к быстрому реагированию. Немецкая армия сразу понесла большие потери в артиллерии. Через 2 часа немцы упорядочили войска. В 5 ч. 30 мин. немецкая пехота и танки двинулись на наши позиции.
Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории. Битва, развернувшаяся на громадной территории – Орел, Курск, Белгород. Здесь мы превзошли врага не только в героизме, но и в технике. Не помогли гитлеровцам ни “тигры”, ни “фердинанды”, ни “пантеры”. Героизм проявлял каждый советский солдат. (Слайд 5)
На Курской дуге, советские воины проявляли мужество и патриотизм.
Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне.
Надо мною круг замкнет,-
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед
Автор этих строк не профессиональный поэт, а воин, лейтенант Владимир Чугунов. В одном из боев Курского сражения 5 июля 1943 года, поднимая бойцов в атаку, он погиб смертью храбрых. (Слайд 6)
Лейтенант И. Кожедуб в небе над Прохоровкой – сбил 6 самолетов.
Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него, ни после него никто этого не делал. Александр Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным.
Теперь обратим свое внимание на карту военных действий. Наступление немцев на наши позиции с севера в районе Понырей вклинилось на глубину 10-12 км, с юга – в районе Прохоровки от 30 до 35 км. Советскими войсками командовали генерал Попов, маршалы Баграмян, Рокоссовский, Ватутин, Малиновский.
Немецкие войска возглавили: фм Клюге , Гудериан , Манштейн.
В битве под Прохоровкой сошлись с обеих сторон 1200 танков. (Слайд 7)
Вот как описывают битву очевидцы.
“Итак, утром 12 июля две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Сравнение с гребнями, однако, не дает представления о той страшной энергии, с которой встретились противники. Все вокруг, на многие километры – закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды и кипели ненавистью сердца. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою. Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко, умело, свирепо”.
Партизанское и подпольное движение.
В годы войны на территории страны действовало свыше 6 тысяч партизанских отрядов, в которых воевало более миллиона человек. В 1942 году был создан Центральный штаб партизанского движения.
Особенностью Курской битвы было участие партизан, хотя они и находились далеко в лесах под Брянском. Партизаны пускали эшелоны с немецкой техникой под откосы. Из-за этого немцы вынуждены были перебрасывать свою технику и живую силу только днем. “Рельсовой войной” – так называли в штабе действия партизан.
(На экране кадр “Первый салют в Москве”, слайды 9,10)
Из приказа Верховного Главнокомандующего (в чтении диктора Юрия Левитана в фонозаписи):
Сегодня, 5 августа, войска Брянского фронта при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов в результате ожесточенных боев овладели городом Орел. Войска Степного и Воронежского фронтов сломили сопротивление противника и овладели городом Белгород. Тем самым разоблачена легенда немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление. Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий… Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!
Смерть немецким оккупантам! Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И.Сталин. 5 августа 1943 года.
Среди участников в боях на Курской дуге был и уроженец нашего села, учитель- ветеран Николаевской средней школы – Кублик Тихон Иванович (слайд 8).
Родился в 1921 году. Участвовал в Великой Отечественной войне в 1942-1943 гг., в боях на Курской дуге. Работал учителем географии нашей школы. (слайд 9)
Таким образом, Курская битва выиграна. Каково же значение этого события?
Значение Курской битвы. (Последняя попытка Германии наступать – закончилась провалом. Вырос авторитет СССР среди стран-союзниц. Победа под Курском способствовала освобождению левобережной Украины в начале ноября) .
4. Закрепление материала ( ответы учащихся на вопросы учителя).
1.Что такое коренной перелом в ходе войны?
2. Почему считается, что коренной перелом в ходе войны окончательно произошел после Курской битвы?
3. В чем заключается значение и каковы последствия Курской битвы для обеих сторон?
5. Домашнее задание: п. 30, продолжить заполнение таблицы “Основные военные операции Великой Отечественной войны”, ответить на вопросы стр. 221
Источник