На переломе куприн год написания

А. И. Куприн
Алекса́ндр Ива́нович Купри́н (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат, Пензенская губерния — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель. Фамилия Куприн происходит от названия речки в Тамбовской губернии — Купры.
Биография писателя
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губерни. Отца своего,Ивана Ивановича Куприна (1834—-1871), умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).
Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место «верховного существа». Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством». Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким «инстинктивным вкусом» и тонкой наблюдательностью. И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму — парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой”. Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.
Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: «Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике». Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.
Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу.
Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, по его мнению, педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 −1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале «Русский сатирический листок» рассказ «Последний дебют» (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен. 10 августа 1890 года, окончил «по первому разряду» Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, — он и сам не относился серьёзно к своему «писательству».
В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.
Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.
В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к осени 1894 года оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах («Киевском слове», «Киевлянине», «Волыни»), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).
Репортерская работа в киевских газетах — судебная и полицейская хроника, писание фельетонов — была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.
И когда в 1896 году, поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской (на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна), Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения-повести «Молох». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков едва ли не все самые значительные свои произведения. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешёвой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) и затем, уже в начале XX столетия, — «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903) и повесть «Поединок» (1905).
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Позади годы скитаний, калейдоскоп причудливых профессий, неустроенная жизнь. В Петербурге перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных тогдашних «толстых» журналов — «Русского богатства» и «Мира Божьего». В 1897 году Куприн познакомился с И. А. Буниным, несколько позднее — с А. П. Чеховым, а в ноябре 1902 года — с М. Горьким, давно уже пристально следившим за молодым писателем. Приезжая в Москву, Куприн посещает основанное Н. Д. Телешовым литературное объединение «Среда», сближается с широкими писательскими кругами. Руководимое М. Горьким демократическое издательство «Знание» выпускает в 1903 году первый том купринских рассказов, положительно встреченных критикой.
Среди петербургской интеллигенции особенно сближается Куприн с руководителями журнала «Мир Божий» — редактором его, историком литературы Ф. Д. Батюшковым, критиком и публицистом А. И. Богдановичем и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне. Некоторое время он деятельно сотрудничает в «Мире Божьем» и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: «В цирке», «Болото» Накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя — повесть «Поединок».
В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве А. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу «Нива».
После разгрома революции у него заметно падает интерес к политической жизни страны. Не было и прежней близости к М. Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках «Знания», а в «модных» альманахах Если говорить об известности Куприна — писателя, то она в эти годы все продолжает расти, достигая своей высшей точки.
Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в 1907 году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. Растёт семья, а вместе с ней — долги. Поневоле на вершине своей литературной славы писатель вынужден был возвращаться к молниеносным темпам чернорабочей журналистики времён своей неустроенной киевской жизни. В таких условиях работал он над созданием большой повести «Яма».
Только в 1927 году выходит сборник Куприна «Новые повести и рассказы». Вслед за этим сборником появляются книги «Купол св. Исаакия Далматского» (1928) и «Елань» (1929). Рассказы, публиковавшиеся в газете «Возрождение» в 1929 −1933 годах, входят в сборники «Колесо времени» (1930) и «Жанета» (1932—1933). С 1928 гола Куприн печатает главы из романа «Юнкера», вышедшие отдельным изданием в 1933 году.
Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.
Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. Тем не менее Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием.
Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 06. — 07.1893 года — доходный дом П. И. Лихачева — Невский проспект, 66;
- Вторая половина 11. — середина 12.1901 года — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
- Середина 12.1901 — начало 02.1902 года — дом А. С. Вагенгейма — Невский проспект, 67, кв. 5;
- Начало — конец 02.1902 года — доходный дом В. А. Березовского — Преображенская улица, 34;
- Конец 02. — конец 04.1902 года — дом И. Ф. Хренова — Бассейная улица, 35;
- Конец 04.1902 — начало 02.1907 года — доходный дом А. В. Глазовой — Разъезжая улица, 7, кв. 2;
- Конец 12.1910 — начало 02.1911 года — квартира Ф. Д. Батюшкова — набережная реки Фонтанки, 133;
- Середина 12.1937 года — квартира А. И. Катуна (улица Марата, 10, кв. 3);
- Конец 12.1937 — начало 06.1938 года — «Дом специалистов» — Лесной проспект, 61, кв. 212.
Его именем названа улица в Гатчи Тамбовской области, улица и библиотека в Пензе. В селе Наровчат открыт дом-музей Куприна и установлен памятник писателю.
Творчество
- Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека физически и нравственно,
- повесть «Поединок» (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и
- повесть «Яма» (1909-15) — о проституции.
Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах:
- «Олеся» (1898),
- «Гамбринус» (1907),
- «Гранатовый браслет» (1911).
- Циклы очерков («Листригоны», 1907-11).
- Автобиографический роман «Юнкера» (1928-32).
Экранизации
- Первый день (1936), режиссер Александр Такайшвили
- Белый пудель (1955), режиссеры Марианна Рошаль, Владимир Шредель
- Колдунья — (La Sorciere, 1956), режиссер: Андре Мишель, в гл. роли Марина Влади
- Поединок (1957), режиссер Владимир Петров
- Анафема (1960), режиссер Сергей Гиппиус
- Гранатовый браслет (1964), режиссер Абрам Роом
- Девочка и слон (1969), режиссер Леонид Амальрик
- Олеся (1970), режиссер Борис Ивченко
- Шурочка (1982), режиссер Иосиф Хейфиц
- И вот пришёл Бумбо…(1984), режиссер Надежда Кошеверова
- Любимец публики (1985), режиссеры Александр Згуриди, Нана Клдиашвили
- Яма (1990), режиссер Светлана Ильинская
- Гамбринус (1990), режиссер Дмитрий Месхиев
- Брегет (1997), режиссер Виталий Ованесов
- Мелюзга (2005), режиссер Владимир Морозов
- Юнкера (2006), режиссер Игорь Черницкий
Ссылки
- Куприн, Александр Иванович в библиотеке Максима Мошкова
- Kuprin.org — Библиотека Йенса Ламе: Собрание сочинений, научные материалы, фотографии
- Электронное факсимильное воспроизведение прижизненного издания «Купол св. Исаакия Далматского»
- Электронное факсимильное воспроизведение прижизненного издания «Юнкера»
- Биография, а так же множество его произведений
- Jens R. Lahme’s Библиотека А. И. Куприна
- Биографические очерки о Куприне
- Голос Куприна. Аудио-запись 1909 года.
- Самый прелестный уголок около Петербурга (О жизни А. И. Куприна в Гатчине)
- Тема «Гранатового браслета» Соната № 2 Л. ван Бетховен — Александр Куприн «Гранатовый браслет»
- Вторая соната Бетховена и произведение “Гранатовый браслет” Соната № 2 Л. ван Бетховен и обложка книги “Гранатовый браслет” на франц. языке
Источник: А. И. Куприн
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2018;
проверки требуют 8 правок.
Александр Иванович Куприн — мастер литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным, обонятельным восприятием жизни и характером человека. Портрет, психология, речь — проработаны в произведениях Куприна до мельчайших нюансов.[1]
Повести и романы[править | править код]
- 1892 — «Впотьмах»
- 1896 — «Молох»
- 1897 — «Прапорщик армейский»
- 1898 — «Олеся»
- 1900 — «На переломе» (Кадеты)
- 1905 — «Поединок»
- 1908 — «Суламифь»[2]
- 1909—1915 — «Яма»
- 1910 — «Гранатовый браслет»
- 1913 — «Жидкое солнце»
- 1917 — «Звезда Соломона»
- 1928 — «Купол св. Исаакия Далматского»
- 1929 — «Колесо времени»
- 1928—1932 — «Юнкера»
- 1933 — «Жанета»
Рассказы[править | править код]
- 1889 — «Последний дебют»
- 1892 — «Психея»
- 1893 — «Лунной ночью»
- 1894 — «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие», «На разъезде», «Аль-Исса», «Забытый поцелуй», «О том, как профессор Леопарди ставил мне голос»
- 1895 — «Воробей», «Игрушка», «В зверинце», «Просительница», «Картина», «Страшная минута», «Мясо», «Без заглавия», «Ночлег», «Миллионер», «Пиратка», «Лолли», «Святая любовь», «Локон», «Столетник», «Жизнь»
- 1896 — «Странный случай», «Бонза», «Ужас», «Наталья Давыдовна», «Полубог», «Блаженный», «Кровать», «Сказка», «Кляча», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «На реке»
- 1897 — «Сильнее смерти», «Чары», «Каприз», «Первенец», «Нарцисс», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Детский сад», «Allez!»
- 1898 — «Одиночество», «Лесная глушь»
- 1899 — «Ночная смена», «Счастливая карта», «В недрах земли»
- 1900 — «Дух века», «Погибшая сила», «Тапёр», «Палач»
- 1901 — «Сентиментальный роман», «Осенние цветы», «По заказу», «Поход», «В цирке», «Серебряный волк»
- 1902 — «На покое», «Болото»
- 1903 — «Трус», «Конокрады», «Как я был актёром», «Белый пудель», «Корь»
- 1904 — «Вечерний гость», «Мирное житие», «Угар», «Жидовка», «Брильянты», «Пустые дачи», «Белые ночи», «С улицы»
- 1905 — «Чёрный туман», «Жрец», «Тост», «Штабс-капитан Рыбников», «Хорошее общество»
- 1906 — «Искусство», «Убийца», «Река жизни», «Счастье», «Легенда», «Демир-Кая», «Обида»
- 1907 — «Бред», «Изумруд», «Мелюзга», «Слон», «Сказочки», «Механическое правосудие», «Исполины», «Гамбринус»
- 1908 — «Морская болезнь», «Свадьба», «Последнее слово», «Ученик»
- 1909 — «Бедный принц»
- 1910 — «По-семейному», «Леночка», «В клетке зверя», «В трамвае»[3]
- 1911 — «Телеграфист», «Начальница тяги», «Королевский парк», «Белая акация»
- 1912 — «Травка», «Чёрная молния»
- 1913 — «Анафема», «Слоновья прогулка», «Капитан», «Светлый конец», «Черная молния»
- 1914 — «Святая ложь»
- 1915 — «Гоголь-моголь», «Запечатанные младенцы», «Фиалки»
- 1916 — «Сапсан», «Груня», «Канталупы»
- 1917 — «Сашка и Яшка», «Храбрые беглецы», «Скворцы»
- 1918 — «Пегие лошади», «Гусеница», «Царский писарь»
- 1919 — «Последний из буржуев»
- 1920 — «Лимонная корка», «Сказка»
- 1923 — «Однорукий комендант», «Судьба»
- 1924 — «Пощёчина»
- 1925 — «Ю-ю»
- 1926 — «Дочь великого Барнума»
- 1927 — «Синяя звезда», «Пуделинный язык»
- 1928 — «Инна»
- 1928 — «Тень императора»
- 1929 — «Скрипка Паганини», «Ольга Сур», «Геро, Леандр и пастух», “Соловей”
- 1931 — «Потерянное сердце»
- 1933 — «Ночная фиалка», “Блондель”
- 1934 — «Последние рыцари», «Ральф»
Очерки[править | править код]
- 1897 — «Киевские типы»
- 1899 — «На глухарей»
- 1895—1897 — цикл очерков
- «Студент-драгун»
- «Днепровский мореход»
- «Будущая Патти»
- «Лжесвидетель»
- «Певчий»
- «Пожарный»
- «Квартирная хозяйка»
- «Босяк»
- «Вор»
- «Художник»
- «Стрелки»
- «Заяц»
- «Доктор»
- «Ханжушка»
- «Бенефициант»
- «Поставщик карточек»
- 1900 — Путевые картинки:
- От Киева до Ростова-на-Дону
- От Ростова до Новороссийска. Легенда о черкесах. Тоннели.
- 1901 — «Царицынское пожарище»
- 1904 — «Памяти Чехова»
- 1905 — «События в Севастополе»; «Сны»
- 1908 — «Немножко Финляндии»
- 1907—1911 — цикл очерков «Листригоны»
- 1909 — «Не трогайте нашего языка». О русскоязычных писателях-евреях. (Письмо А. И. Куприна Ф. Д. Батюшкову от 18 марта 1909 г. Хранится в Отделе рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Фонд 20, ед. хран. 15.125.ХСб 1.)
- 1921 — «Ленин. Моментальная фотография»
Экранизации[править | править код]
- 1910 — Поединок
- 1914 — Трус
- 1915 — Гранатовый браслет
- 1915 — Гувернантка, по рассказу «Впотьмах»
- 1915 — Олеся
- 1915 — Яма, режиссёр М. Мартов
- 1916 — Суламифь
- 1936 — Первый день, режиссёр Александр Такайшвили
- 1955 — Белый пудель, режиссёры Марианна Рошаль, Владимир Шредель
- 1956 — Колдунья — (фр. La Sorcière), режиссёр: Андре Мишель. В гл. роли Марина Влади
- 1957 — Поединок, режиссёр Владимир Петров
- 1960 — Анафема, режиссёр [Гиппиус, Сергей Васильевич|Сергей Гиппиус]]
- 1964 — Гранатовый браслет, режиссёр Абрам Роом
- 1969 — Девочка и слон, режиссёр Леонид Амальрик
- 1970 — Олеся, режиссёр Борис Ивченко
- 1982 — Шурочка, режиссёр Иосиф Хейфиц
- 1984 — И вот пришёл Бумбо…, режиссёр Надежда Кошеверова
- 1985 — Любимец публики, режиссёры Александр Згуриди, Нана Клдиашвили
- 1990 — Яма, режиссёр Светлана Ильинская
- 1990 — Гамбринус, режиссёр Дмитрий Месхиев
- 1991 — Жертва для императора (по рассказу «Штабс-капитан Рыбников»), режиссёр Роза Орынбасарова
- 1993 — Желание любви (по мотивам «Впотьмах»), режиссёр Виктор Георгиев
- 1997 — Брегет, режиссёр Виталий Ованесов
- 2005 — Мелюзга, режиссёр Владимир Морозов
- 2007 — Юнкера, режиссёр Игорь Черницкий
- 2014 — Куприн (телесериал), режиссёры Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков
- 2017 — Яма. Наши дни, режиссёр Виталий Манюков
Литература об Александре Куприне[править | править код]
- Юрий Епанчин. Куприн и война. Беспартийный писатель в событиях 1914—1917 гг. // Военно-исторические исследования в Поволжье. Саратов, 2006. Вып. 7. С. 168—175.
- Александр Карасёв. Завещание поручика Куприна // Новый мир. 2010. № 4.
- Олег Михайлов. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей). — 150 000 экз.
Примечания[править | править код]
Источник
Александр Куприн «На переломе» (1900)
Александр Куприн готовился к «Поединку». Для шага в сторону откровенного разговора с читателем осталось малое — дождаться первой войны России, на которой, отвыкшая от сражений страна, продемонстрирует неумелое управление человеческими ресурсами. Почему именно так получится? Виной тому сами люди, населявшие страну, плохо представлявшие, зачем они делают то, что делают. Армия начинала разваливаться с основ, то есть с ученических скамей. Куприн знает о чём говорит: он сам был кадетом, пропустив через себя всю важность образовательной системы, не воспитывавшей защитников отечества, а отравлявшей существование вступающим в жизнь. Пока ещё не случилось 1905 года, но обида за годы доставшихся унижений побудила Куприна написать повесть «На переломе», словно Александр знал, какой перелом свершился для него и каким переломом это вскоре грозит самой России.
С чего начинается жизнь для главного героя произведения? Он поступает в учебное учреждение и сразу сталкивается с грубостью: ему отрывают пуговицу. И кто отрывает? Не сверстник и не преподаватель, а переросток, которому по возрасту пора к выпуску готовиться, вместо чего он продолжает оставаться в одном и том же классе. Не раз главного героя в дальнейшем обидят, тем подготавливая к несправедливостям взрослой жизни. С подобным в человеческом обществе всегда проблема. То не стоит чрезмерного к нему внимания. Важно другое. Как относятся к ученикам преподаватели и руководство учебного учреждения.
Действительно. Как? Куприн показывает. Оказывается, будущие защитники страны сызмальства готовятся к невзгодам. Одно дело, когда бьют свои. Другое, когда своим ты совершенно безразличен. Настолько безразличен, что стоит сказать спасибо, если помнят о необходимости преподавать. Всем остальным главный герой вместе со сверстниками обделён: им форму выдали от учеников прежних курсов, без различия размера и удобности, да с прилагающимися к ней вшами. Кого Россия хотела получить из таких людей, чьё достоинство её не интересовало?
В остальном повесть «На переломе» показала будни учеников. Набивший руку на «Киевских типах», Куприн реализовал подобное и в стенах учебного учреждения. Перед читателем открылись существовавшие тогда типы курсантов. Стоит предполагать, что с тех пор ничего не изменилось: остались зазывалы, отчаянные, благородные, силачи, фискалы и прочие, пусть и под другими прозваниями. С этим ничего не поделаешь — люди разные, вместе с тем и схожие по ряду отличий. Их особенности не сказывались на общей ситуации.
Одного Россия не могла забыть — требовать от людей того, чего сама не хотела давать. В стране каждый уважал только себя и тех, кто выше его по чину, всех прочих предпочитая унижать. Если требовалось наказать за дерзость, наказание следовало незамедлительно. Это ломало людей: наносило памятные шрамы, напоминавшие об искалеченной душе. Тем повествование и закончится: Куприн покажет, насколько ожидания способны рассыпаться в прах из-за неспособности людей понять твои чувства.
Повесть «На переломе» принято считать автобиографическим произведением. Много позже её продолжит роман «Юнкера», написанный в более светлых оттенках. Куприн осознает, что хорошо требовать, когда есть от кого требовать, но остаётся сожалеть, ежели некогда чёрное, будь оно хоть худшим из возможного, окрасится в совершенно непроницаемый чёрный цвет, показав, как худшее из возможного являлось не настолько уж плохим. Только тогда окажется, каким прекрасным было твоё прошлое, каким несправедливым ты был к обстоятельствам.
Куприн всё равно оказался прав. Он дал представление о том, почему Россию начинало лихорадить. Читатель сам понял, почему от этой лихорадки царской России предстояло умереть.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: куприн на переломе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Kuprin, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
Источник