На переломе эпох 17 век

ВикиЧтение

Русская средневековая эстетика XI?XVII века
Бычков Виктор Васильевич

Глава VIII. На переломе эпох. Вторая половина ХVII века

Никоновская церковная реформа, утвердившая на государственном уровне возможность изменений в веками складывавшемся церковном культе, поставила апологетов Средневековья вце закона и широко открыла ворота (вопреки намерениям самих реформаторов) новаторству во всей русской культуре, западным влияниям и соответственно секуляризации культуры в конечном счете. Правда, сама реформированная церковь достаточно быстро осознала эту опасность и повела борьбу не только с раскольниками, но и с наиболее активными «западниками». Однако остановить или как?либо резко повлиять на ход истории она, естественно, не могла. Внутри религиозного сознания усиливается процесс дифференциации отдельных сфер духовной деятельности, которые начинают приобретать все большую самостоятельность. Этому активно способствует проникновение в Россию западных (а в их составе и античных) наук и форм культурной и художественной деятельности. Россия жаждет широкого и глубокого образования. Наиболее одаренных ее граждан уже не удовлетворяет «Закон Божий» как единственная форма образования. Они с вожделением слушают о европейских университетах, о мирских науках, о художественных училищах и стремятся к введению подобных форм образования в своем отечестве. Этому активно содействуют выходцы из западных славян, ставшие главными посредниками между российской и западноевропейской культурами.

С особой силой новые тенденции проявляются в сфере художественной практики и эстетического сознания. В Россию более активно начинают проникать, хотя и в западной редакции, произведения античных авторов, в том числе и философские, художественные, эстетические трактаты; Россия активно осваивает новые формы и способы художественного мышления, новые виды искусства; под сильным западным влиянием возникают отечественные науки об искусствах, закладываются основы эстетической науки. Внутри и под прикрытием православной идеологии, а нередко и во внутренней борьбе с ней начинается активный процесс секуляризации художественной культуры и эстетического сознания.

В плане духовного и культурно–истори–ческого развития XVII век в России, несомненно, является одним из наиболее интересных периодов по своей напряженности, сложности, принципиальной противоречивости. Перед исследователем встает здесь трудная задача выбора объективной позиции. Кипение страстей в самом исследуемом феномене и социально–культурная установка часто не позволяют и современному ученому остаться в достаточной мере беспристрастным. Православному традиционалисту и консерватору, славянофилу или русскому националисту XVII век в основных своих тенденциях предстает периодом упадка, несомненной утраты лучших достижений русской средневековой культуры. Напротив, ученый новоевропейской ориентации, «западник», видит в русском XVII в. едва ли не первый и очень высокий взлет русской культуры, почти «русский ренессанс» или уж по крайней мере «проторенессанс». По–своему правы и тот и другой. XVII век завершал в России средневековый этап и начинал новый— «новоевропейский». Это культурно–исторический факт, и он и должен изучаться как таковой, т. е. объективно, без привнесения в его анализ всевозможных вкусовых, эмоциональных, классовых, партийных, конфессиональных и тому подобных оценок, которые всегда ведут к искажению объективной картины конкретного культурного феномена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава V. Предчувствие заката. Вторая половина ХVI века

Глава V. Предчувствие заката. Вторая половина ХVI века
1547 год—год венчания на царство Ивана IV—открывал новый этап в истории России—утверждения огромного единого самодержавного государства, в котором уже начинал реально просматриваться, хотя и в видоизмененной форме,

Глава VI. Последний щит Средневековья. Первая половина XVII века

Глава VI. Последний щит Средневековья. Первая половина XVII века
После жестокого многолетнего единодержавия Ивана Грозного Московская Русь вступила в полосу затяжного государственного кризиса, социальных и политических неурядиц. Борис Годунов, не «по правде» занявший

Церковь в московском государстве вторая половина XV-начало XVII века

Церковь в московском государстве вторая половина XV-начало XVII века
Мы с вами прошлый раз остановились на разговоре об отделении от Вселенского православия, которое произошло в московской части Руси в середине 15 века. Вы помните основные даты: 1439 год Московский митрополит

[Вторая половина 1977]

[Вторая половина 1977]
Дорогая Юлия Николаевна! Я не послал Вам I и II частей, т. к. у меня не было под рукой и мне казалось, что у Вас есть. I–я «Богослужение», а II «Как читать Библию. Ветхий Завет»[206]. Первая, по–моему, у Вас есть, а вторая — не знаю. Если нет — постараюсь

[Вторая половина 1978]

[Вторая половина 1978]
Дорогая Юлия Николаевна! Только сейчас смог сесть, чтобы поговорить с Вами о волнующем Вас вопросе: как понимать проблему «избрания» в Библии. Слово это действительно проходит через всё Св. Писание — от рассказа об Аврааме до ап. Павла. По–видимому,

Читайте также:  Лечение сахарного диабета при переломе

[Вторая половина 1984 г.][268]

[Вторая половина 1984 г.][268]
Дорогая Юлия Николаевна! Всё, о чем Вы пишете, я чувствовал сам, но не знаю, как повлиять на это. Здесь есть какой?то уклон в ненужную сторону, хотя на многих людей это поначалу действует хорошо. Но у меня остаются сомнения. Сомнения смутного

[Вторая половина 1985]

[Вторая половина 1985]
Дорогая Юлия Николаевна! Все письма — и Ваше, и Е. Н., и X. — получил. Долго не отвечал из?за того, что мало бывал дома. Еще и еще раз мысленно представляю сейчас Ваше положение и состояние. Многое отрезано. Отрублено. Это как бы преддверие вечности, где мы

Глава двенадцатая ВО ВЛАСТИ СОМНЕНИЙ. ЕВРИПИД Афины, вторая половина V в .

Глава двенадцатая
ВО ВЛАСТИ СОМНЕНИЙ. ЕВРИПИД
Афины, вторая половина V в.

Вдохну ли я когда-нибудь иной воздух, кроме тюремного?
Ф. Кафка
Софокла и особенно Эсхила можно было бы в каком-то смысле назвать учителями жизни. В своих трагедиях они выражали определенное

Глава пятнадцатая ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ Афины, вторая половина V в .

Глава пятнадцатая
ДВУЛИКИЙ ФИЛОСОФ
Афины, вторая половина V в.

Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью.
Гегель
В дохристианском мире немного найдется личностей столь обаятельных и своеобразных, как Сократ, сын Софрониска. Трудно сказать, что имело

Глава 4. Время зрелости, стабилизации, «классицизма». Вторая половина IX–XII века

Глава 4. Время зрелости, стабилизации, «классицизма». Вторая половина IX–XII века
К середине IX в. в Византии достаточно четко наметились как минимум три направления в эстетике главное — патриотическое (или богословско-церковное); сформировавшаяся внутри него, но имевшая

Глава вторая. ИСЛАМ В СРЕДНИЕ ВЕКА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА VIII–XV в.)

Глава вторая. ИСЛАМ В СРЕДНИЕ ВЕКА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

4. Русское Монашество (Х-ХVII века)

4. Русское Монашество (Х-ХVII века)

Не мечем землю нашу наследихом, но десницею Твоею и мыщцею Твоею и просвещением лица Твоего и святых Твоих слезами, подвиги и поты, Кровьми и учении отечество наше утвердися. (Служба всем Русским

Вторая половина XIX в.

Вторая половина XIX в.
В 1849 г. ключарем Казанского собора стал протоиерей Федор Федорович Сидонский (1805–1873), состоявший в штате собора с 1829 г. Свою пастырскую деятельность он сочетал с научно-богословский; его перу принадлежит «Введение в науку философию» (СПб., 1833). В 1834 г.

Вторая половина ХIХ в

Вторая половина ХIХ в
В ноябре 1866 г. император Александр II утвердил избрание духовного пастыря Брусы (территория Турции) Геворга IV католикосом всех армян. От имени императора новоизбранному католикосу были вручены орден св. Александра Невского, бриллиантовый крест для

Источник

Ñåãîäíÿ ìû ñ âàìè ïðîéäåì ïî óëèöå, òåñíî ñâÿçàííîé ñ ïîâîðîòîì â íàøåé îòå÷åñòâåííîé èñòîðèè íà ðóáåæå XVI-XVII âåêîâ.
Ïî èðîíèè ñóäüáû çäåñü íàõîäÿòñÿ ïàëàòû, íàõîäèâøèåñÿ òîãäà âî âëàäåíèè áîÿð Ðîìàíîâûõ, êîòîðûì â ñâîå âðåìÿ ñëóæèë Ãðèãîðèé Îòðåïüåâ, ðÿäîì ñ íèìè ñòîÿëè çäàíèÿ, ãäå ðàçìåùàëñÿ êàíöëåð Âåëèêîãî êíÿæåñòâà Ëèòîâñêîãî Ëåâ Ñàïåãà, è íà ýòîé æå óëèöå ïðîèçîøëà âñòðå÷à Ãðèãîðèÿ (áóäóùåãî Ëæåäìèòðèÿ I) ñ Âàðëààìîì ßöêèì 23 ôåâðàëÿ 1602 ãîäà.
Ãðèãîðèé Îòðåïüåâ íà òîò ìîìåíò – äüÿêîí ïðèäâîðíîãî ×óäîâà ìîíàñòûðÿ, â êîòîðîì îêàçàëñÿ ñ ïîìîùüþ ñâîåãî äåäà Çàìÿòíè. Ãðèãîðèåì îí ñòàë íå ñðàçó.
Þðèé Îòðåïüåâ ðîäèëñÿ â Êîñòðîìñêîé âîëîñòè, â Ãàëè÷å. Ðàíî îñòàëñÿ áåç îòöà, òàêæå ðàíî ïîêàçàë ñâîè ñïîñîáíîñòè ê îáó÷åíèþ, òàêèå, ÷òî åãî îòïðàâèëè â ñòîëèöó, ãäå îí ïîñòóïèë íà ñëóæáó ê Ìèõàèëó Íèêèòè÷ó Ðîìàíîâó. Ïîñëå íàïàäåíèÿ íà äâîð, ñïàñàÿñü, ïîñòðèãñÿ â Æåëåçíîáîðêîâñêèé ìîíàñòûðü.  ïîèñêàõ ïðèìåíåíèÿ ñâîèì íåîðäèíàðíûì ñïîñîáíîñòÿì âåðíóëñÿ â Ìîñêâó è óñòðîèëñÿ ñ ïîìîùüþ äåäà, òàì óæå äàâíî ïðåáûâàþùåãî, â ×óäîâîì ìîíàñòûðå. Áûñòðî ñòàë êðåñòîâûì äüÿêîì, ïèñöîì â ãîñóäàðåâîé Äóìå. Òî åñòü îí ñîñòîÿë ïðè êðåñòîâîé-öàðñêîé öåðêâè, ïîëó÷àë öàðñêîå æå æàëîâàíüå, ÷èòàë, ïåë ïñàëìû, ïåë íà êëèðîñå â õîðîìàõ è âåðõîâûõ öåðêâàõ öàðñêîãî äâîðöà. Ïåðåâîäÿ íà ñîâðåìåííóþ ðåàëüíîñòü, îí ÷èñëèëñÿ â àäìèíèñòðàöèè ãëàâû ãîñóäàðñòâà.
Ãðèãîðèé ñàì ïîäîøåë ê Âàðëààìó, ñîòâîðèë ìîëèòâó è çàãîâîðèë, ñïðîñèë –  ïîåò ëè ßöêèé íà êëèðîñå. Ïîñëå óáåæäåíèÿ òîãî â ñâîåì áëàãî÷åñòèè, ïåðåøåë ê âîïðîñó î ïåðåõîäå â äàëåêèé ×åðíèãîâñêèé ìîíàñòûðü. Ñòîëü áûñòðûé ïåðåõîä îáúÿñíÿåòñÿ, ñêîðåå âñåãî, ïðåäâàðèòåëüíîé ïîäãîòîâêîé ê âñòðå÷å Îòðåïüåâà, è òåì, ÷òî, íàâåðíÿêà, îí ñòîðîæèë èìåííî Âàðëààìà, – ßöêèé áûë çíàêîì ñ åãî äåäîì è äÿäåé, ïðîèñõîäèë èç òîé æå ñðåäû, ÷òî è Ãðèãîðèé, êîãäà-òî ñëóæèë â ×óäîâîì ìîíàñòûðå. Åùå äî âñòðå÷è ñ Âàðëààìîì, Þðèé-Ãðèãîðèé Îòðåïüåâ óæå äîãîâîðèëñÿ ñ ïîþùèì íà êëèðîñå Ìèñàèëîì Ïîâàäèíûì (çíàêîìûì ñ ßöêèì).
Ïî÷åìó òàê áûñòðî äîãîâîðèëèñü î ïàëîìíè÷åñòâå? Ïî÷åìó ðåøèëè îòïðàâèòüñÿ âòðîåì? Ïîñëå äîæäëèâîãî ëåòà 1601 ãîäà ïî óðîæàþ óäàðèëè ìîðîçû  – âî âðåìÿ åãî ñáîðà – â àâãóñòå.  ñåíòÿáðå â îòäåëüíûõ ìåñòàõ ëåã ñíåã. Íåñìîòðÿ íà ýòî, êðåñòüÿíå çàíÿëèñü ïîñàäêîé «îçèìîãî» õëåáà, êîòîðûé ïîãèá îò õîëîäîâ âåñíîé. Èç çåìëè âûêàïûâàëè çàìåðçøèé óðîæàé. Íà ñëåäóþùèé ãîä ïðèðîäà ñíîâà íàíåñëà óæå îïðîáîâàííûé óäàð.  ñòðàíó ïðèøåë ãîëîä. Âñå ýòî áûëî ñëåäñòâèåì âòîðîé ôàçû ìàëîãî ëåäíèêîâîãî ïåðèîäà. Êëèìàòè÷åñêèå èçìåíåíèÿ 1600-õ ãîäîâ ñâÿçûâàþò ñ 6-áàëëüíûì èçâåðæåíèåì âóëêàíà Óàéíàïóòèíà â Ïåðó, ñèëüíåéøåãî çà âñþ èñòîðèþ Þæíîé Àìåðèêè.  1602 ãîäó íà÷èíàþòñÿ ïåðåáîè ñ õëåáîì, – ïðèõîäèòñÿ ïðèáåãíóòü ê óñòàíîâëåíèþ òâåðäûõ öåí íà íåãî, ñîçäàíèþ ðÿäà îáùåñòâåííûõ îïëà÷èâàåìûõ ðàáîò, îòêðûòèþ ãîñóäàðñòâåííûõ æèòíèö, óñòðîéñòâó íîâûõ êëàäáèù çà ëè÷íûé ñ÷åò öàðÿ, ÷òî íàòàëêèâàëîñü íà ÷àñòíóþ ñïåêóëÿöèþ, ñêîëà÷èâàíèå ðàçáîéíè÷üèõ áàíä è óòàèâàíèå õëåáà.
Ïóòåøåñòâèå â îäèíî÷êó ãðîçèëî íåìèíóåìîé ãèáåëüþ, îñîáåííî ïðè âûõîäå èç ñòîëèöû, âîêðóã êîòîðîé ñêîíöåíòðèðîâàëèñü îñâîáîæäåííûå îò ëè÷íîé çàâèñèìîñòè êðåñòüÿíå, âìåñòî óñòðîéñòâà ó ñïîñîáíîãî èõ ïðîêîðìèòü ïîìåùèêà, ñáèâøèåñÿ «ïîä êðûëîì» çíàìåíèòîãî Õëîïêà. Ïîþùèå íà êëèðîñå ìîíàõè âñòðå÷àëèñü ñ ðàñïðîñòåðòûìè îáúÿòèÿìè âî âñåõ îáèòåëÿõ, ñëåäîâàòåëüíî, ñ òàêîé ñïåöèàëüíîñòüþ è â êîìïàíèè êîëëåã î ïðîïèòàíèè è áåçîïàñíîñòè ìîæíî áûëî íå áåñïîêîèòüñÿ.
Êàê ñëó÷èëîñü, ÷òî ïîä Ìîñêâîé «ïðîïèñàëèñü» áàíäû ðàçáîéíèêîâ? Ãîëîä âûíóäèë ïðàâèòåëüñòâî èçäàòü óêàçû î êðåñòüÿíñêîì âûõîäå. Çà äâå íåäåëè äî è ÷åðåç äâå íåäåëè ïîñëå Þðüåâà äíÿ (26 íîÿáðÿ) êðåñòüÿíå ìîãëè ïîìåíÿòü ðàáîòîäàòåëÿ, óñïåâ ñíÿòü óðîæàé è ñ âûïëàòîé ðóáëÿ è äâóõ àëòûí çà äâîð – öåíû îäíîé ÷åòâåðòè ðæè (57,33 êã) íà ìîìåíò èçäàíèÿ óêàçà. Îäèí ðàáîòîäàòåëü ìîã îòêðûòü â ñâîåì äâîðå òîëüêî îäíó-äâå âàêàíñèè. Íà ñëåäóþùèé ãîä ê óêàçó ïðèáàâèëèñü óïîìèíàíèÿ î êàðàõ, ãðîçÿùèì îòêàçûâàþùèì â âûõîäå ïîìåùèêàì.
Âàðëààì ñìóòèëñÿ, óñëûøàâ î ïðåäïî÷òåíèè ñêðîìíîé æèçíè ×óäîâîìó ìîíàñòûðþ. Ñðàçó îöåíèâ íîâîãî çíàêîìîãî, çíàÿ, íå ïîíàñëûøêå áûò ïðèäâîðíîé îáèòåëè, îí çàÿâèë, ÷òî Ãðèãîðèé â ñêðîìíîì ×åðíèãîâñêîì ìîíàñòûðå íå ñìîæåò. Òîãäà Îòðåïüåâ ïðèçíàëñÿ â ñòðåìëåíèè äàëüøå ïåðåéòè â Ïå÷åðñêèé ìîíàñòûðü, òàê êàê òàì, ïî óòâåðæäåíèÿì ìíîãèõ, ñïàñëîñü ìíîãî äóø. Èç Ïå÷åðñêîãî ìîíàñòûðÿ îí íàìåðåâàëñÿ èäòè ê Ãðîáó Ãîñïîäíþ. Ïî÷åìó òóäà? Ïðè Ãîäóíîâå âîçðàñòàåò èíòåðåñ ê Ñâÿòîé Çåìëå, ïëàíèðóåòñÿ àðõèòåêòóðíîå ñîîòíåñåíèå Ìîñêîâñêîãî Êðåìëÿ ñ Èåðóñàëèìîì. Èìåííî ñ ýòîãî ïàëîìíè÷åñòâà íà÷íåòñÿ ïóòü Þðèÿ Îòðåïüåâà-äüÿêà Ãðèãîðèÿ ê öàðþ Äìèòðèþ Èâàíîâè÷ó (ïóòü ñîçíàòåëüíûé è õîðîøî ïðîñ÷èòàííûé).
Ñëåäóþùåå íà íàøåé äîðîãå çäàíèå  – Àíãëèéñêèé äâîð. Ïðè Áîðèñå Ãîäóíîâå àíãëèéñêèå êóïöû ïîëó÷àþò â Ðîññèè ïðàâî íà âåäåíèå áåñïîøëèííîé òîðãîâëè. Áëàãîäàðÿ àíãëî-ðóññêèì îòíîøåíèÿì â óñòüå Ñåâåðíîé Äâèíû â 1584 ãîäó ïîÿâèëñÿ ãîðîä-ïîðò Àðõàíãåëüñê. Åëèçàâåòà Òþäîð ïðåäëàãàëà áðà÷íûé ñîþç öàðåâè÷à Ôåäîðà Áîðèñîâè÷à Ãîäóíîâà ñ äî÷åðüþ àíãëèéñêîãî ãðàôà Äýðáè. Ïðåäïîëàãàåìîé íåâåñòîé ìîãëà Äîðîòè Ñòýíëè – âíåáðà÷íàÿ äî÷ü Ãåíðè Ñòýíëè, 4 ãðàôà Äýðáè. Åå ñåñòðà ñ÷èòàåòñÿ ïðîòîòèïîì ãåðîèíè Øåêñïèðîâñêèõ «Ôåíèêñà è ãîëóáêè». Çàìàí÷èâîå ïðåäëîæåíèå áûëî îòêëîíåíî ïî ïðè÷èíå ðàçíèöû  â âîçðàñòå â ïîëüçó æåíèõà, íî Åëèçàâåòà ñðàçó îòïðàâèëà ê ðóññêîìó äâîðó ïîëíûé ñïèñîê ñâîèõ ñâîáîäíûõ ðîäñòâåííèö è ðîäñòâåííèêîâ.  Àíãëèè îáó÷àëàñü ÷àñòü ñòóäåíòîâ, îòïðàâëåííûõ Ãîäóíîâûì íà ñòàæèðîâêó çà ðóáåæ – Ìèêèôîðêî Ãðèãîðüåâ, Àôîíüêà Êîæóõîâ, Êàçàðèíêî Äàâûäîâ, Ôåäüêà Êàñòîìàðîâ. Çà íèõ îòâå÷àë Ïàðôåí Êàøèíöåâ. Ñîïðîâîæäàë Äæîí Ìåððèê. Èõ îáðàçîâàíèå ïðîõîäèëî â êîëëåäæàõ Âèí÷åñòåðà, Èòîíà, Îêñôîðäà è Êåìáðèäæà. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ ó÷åáû 2 ñòóäåíòà óåõàëî â Îñò-Èíäèþ, îäèí æåíèëñÿ è ïîñåëèëñÿ â Èðëàíäèè, Íèêèôîð Ãðèãîðüå⠖ ïðèíÿë àíãëèêàíñêóþ âåðó è ñòàë ïàñòîðîì.  1643 ãîäó îí «ïîñòðàäàë çà âåðó», ïîòåðÿâ ñâîé ïðèõîä â Ãåòòèíãòîíøèðå. Ïðè äâîðå ïðàêòèêîâàëèñü àíãëèéñêèå âðà÷è.
Çà ãîä â Àðõàíãåëüñêèé ïîðò ïðèõîäèëî äî 30 êîðàáëåé èç Àíãëèè, Ãîëëàíäèè, Ôðàíöèè. Îíè ïðèâîçèëè æåì÷óã, èçóìðóäû, ñåðäîëèêè, ñòîÿ÷èå è îòëîæíûå îæåðåëüÿ ìóæñêèå, ñóêíà, øåëêîâûå ìàòåðèè, ìèòêàëü, ñàôüÿí, ïîëîòåíöà àìñòåðäàìñêèå, âèíà, ñàõàð, èçþì, ìèíäàëü, ëèìîíû ñâåæèå, âèííûå ÿãîäû, ÷åðíîñëèâ, ðèñ, ïåðåö, ãâîçäèêó, êîðèöó, àíèñ, êàðäàìîí, èìáèðü, ìóñêàòíûé îðåõ, ñåëüäè, ìåäü, îëîâî, æåëåçî, ñâèíåö, ëàäàí, ïîðîõ, áóìàãó, ñåðó, çåðêàëà, çîëîòî è ñåðåáðî ïðÿäåíîå, ìûëî ãðå÷åñêîå, ñàíäàë, êèíîâàðü, êâàñöû, ïàíèêàäèëà, ïîäñâå÷íèêè, ðóêîìîéíèêè, çàìêè, ïîãðåáöû, ðòóòü, êàìôîðó, ïðîâîëîêó æåëåçíóþ, ëüíÿíûå êèñòè è ìàñëî – äåðåâÿííîå (îëèôó) è áîáîâîå (ðàñòèòåëüíîå).
Ðóññêèå êóïöû âûâîçèëè çåðíî è êðóïû – ðîæü, îâåñ, ãîðîõ, ïøåíî, ãðå÷èõó. Ïðîäàâàëè ìåõà – ñîáîëèíûå, ëèñüè, ïåñöîâûå, êóíè÷üè, áîáðîâûå, ãîðíîñòàåâûå, âîë÷üè, ðûñüè è âûäðû. Ýêñïîðòèðîâàëèñü  – ñàëî, âîëîâüè øêóðû, ðûáèé êëåé, èêðà, âîðâàíü, ëåí, êîíîïëÿ, ñîëü, ñëþäà, ñìîëà.
Ðÿäîì ñ Àíãëèéñêèì äâîðîì è â XVI âåêå áûëè è ñåé÷àñ íàõîäÿòñÿ ïàëàòû áîÿð Ðîìàíîâûõ. Ìû óæå ãîâîðèëè î ñëóæáå Îòðåïüåâà ýòîé ñåìüå è î åãî áåãñòâå ïîñëå îäíîãî èç ðàçãðîìîâ äâîðà â ìîíàñòûðü. Ñåé÷àñ ïðåäëàãàþ îáñóäèòü ïîñëåäíèé ïðèñòóï óñàäüáû, ñîâåðøåííûé Áîðèñîì Ãîäóíîâûì.
Çàêîííî âûáðàííûé öàðü, â óñëîâèÿõ çàêëàäûâàíèÿ íîâîé òðàäèöèè, à íå ïðèâû÷íîãî ñðåäíåâåêîâîìó ÷åëîâåêó ñëåäîâàíèÿ ñòàðèíå, ÷óâñòâîâàë ñåáÿ î÷åíü íåóâåðåííî. Ðåçóëüòàòîì ñòàëî ïîîùðåíèå äîíîñîâ â îáùåñòâå. Ñðåäíåâåêîâîå ñîçíàíèå áûëî îòêðûòî ìíîãî÷èñëåííûì ñóåâåðèÿì, ñëåäîâàòåëüíî, ñêëîííî ê ïîäîçðåíèþ âñåãî íîâîãî èëè ïðîñòî íåïîíÿòíîãî. Îáíàðóæèâøèå «ïðàâäó» ïðåäñòàâèòåëè îáùåñòâåííîñòè ïîëó÷àëè ùåäðûå ïîæàëîâàíèÿ, ÷òî ïðèâîäèëî ê ñîöèàëüíîé êàòàñòðîôå.
Áðàòüÿ Ðîìàíîâû – Ôåäîð, Àëåêñàíäð, Ìèõàèë, Èâàí è Âàñèëèé, ñâÿçàííûå êðîâíûìè óçàìè íå òîëüêî ñ ïðåäûäóùåé äèíàñòèåé, íî è ñî âñåé âûñøåé çíàòüþ, çàíèìàþùèå êëþ÷åâûå ïîñòû â Áîÿðñêîé äóìå, ïðåäñòàâëÿëè óãðîçó äëÿ äèíàñòèè íîâîé. Ïåðâûé âûïàä áûë íàíåñåí ñ ïîìîùüþ ìåñòíè÷åñêèõ òÿæá, – ïðîèãðûø â íèõ îòðàæàëñÿ íå íà îäíîì ÷åëîâåêå, ïðîòèâ êîòîðîãî âûäâèãàëàñü ïðåòåíçèÿ, à íà âñåì åãî ðîäå, îò ïàìÿòè ïðåäêîâ äî äàëåêèõ ïîòîìêîâ, êîòîðûå óæå íå ìîãëè çàíèìàòü ïîñòû âûøå îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ. Þðèäè÷åñêè îôîðìèëè ñòàðóþ òÿæáó ìåæäó Ðîìàíîâûìè è Íîãîòêîâûìè-Îáîëåíñêèìè. Áûëî ïðèçíàíî, ÷òî áîÿðèí Íîãîòêîâ ìíîãèìè ìåñòàìè âûøå Ôåäîðà Íèêèòè÷à è åãî ðîäíè. Äëÿ ýêîíîìèè âðåìåíè è ðåñóðñîâ òóò æå îáúÿâèëè ðîäñòâåííèêîâ Ðîìàíîâûõ- Øåðåìåòåâûõ øåñòüþ ìåñòàìè íèæå êíÿçåé Îáîëåíñêèõ. Ëåòîì 1601 ãîäà Ôåäîð Íèêèòè÷ Ðîìàíîâ îêàçàëñÿ íàçíà÷åí íà ïîãðàíè÷íóþ ñëóæáó âòîðûì âîåâîäîé Ñòîðîæåâîãî ïîëêà (àâàíãàðäà) – è ñòàë íèæå â ñëóæåáíîé èåðàðõèè íå òîëüêî ïåðâûõ âîåâîä ïîëêîâ, íî è âòîðûõ.
Ìàññîâûé àðåñò áûë ñîâåðøåí ïî äîíîñó êàçíà÷åÿ Àëåêñàíäðà Íèêèòè÷à Ðîìàíîâà – íåêîåãî Áàðòåíåâà î õðàíåíèè ìåøî÷êîâ ñ ïîäîçðèòåëüíûìè êîðåíüÿìè. Íå ñóìåâøèå íàéòè îáúÿñíåíèé õðàíåíèþ â ñåìüå çàñóøåííûõ òðàâ áðàòüÿ îòïðàâèëèñü ïîä àðåñò, ãäå ê íèì ïðèñîåäèíèëèñü ñåìüè ðîäñòâåííèêî⠖ Ô. Ä. Øåñòóíîâà, È. Â. Ñèöêîãî, Êàðïîâûõ, ×åðêàññêèõ, Ðåïíèíûõ.
Ôåäîð Íèêèòè÷ Ðîìàíîâ áûë ïîñòðèæåí â ìîíàõè è îòïðàâëåí â Àíòîíèåâî-Ñèéêèé ìîíàñòûðü. Åãî æåíà Êñåíèÿ ñòàëà ìîíàõèíåé Ìàðôîé â îäíîì èç Çàîíåæñêèõ ïîãîñòîâ. Èõ äåòè Òàòüÿíà è Ìèõàèë (åìó åùå íå áûëî è ïÿòè ëåò) îêàçàëèñü óçíèêàìè Áåëîçåðñêîé òþðüìû âìåñòå ñ òåòêàìè Ìàðôîé è Àíàñòàñèåé è ìóæåì Ìàðôû êíÿçåì Á. Ê. ×åðêàññêèì. Ìàòü Êñåíèè, äâîðÿíêà Ìàðüÿ Øåñòîâà ñòàëà ìîíàõèíåé Íèêîëüñêîãî äåâè÷üåãî ìîíàñòûðÿ â ×åáîêñàðàõ. Àëåêñàíäð Íèêèòè÷ Ðîìàíîâ ïîïàë â ññûëêó íà Áåëîå ìîðå â Óñîëüå-Ëóäó è îòðàâèëñÿ óãàðíûì ãàçîì (ïå÷íîå îòîïëåíèå). Ìèõàèë Íèêèòè÷ Ðîìàíîâ áûë îòïðàâëåí â Ïåðìü Âåëèêóþ – â ñåëî Íûðîáà áëèç ×åðäûíè. Åãî ïîñåëèëè â ãëóáîêîé ÿìå â îêîâàõ, – òàêîå ñóùåñòâîâàíèå ïðîäëèëîñü ìåíåå ÷åì íà ãîä. Âàñèëèé Íèêèòè÷ Ðîìàíîâ îòïðàâèëñÿ â ßðàíñê â êàíäàëàõ. Èç-çà áîëåçíè áûëî ðåøåíî ïåðåâåñòè åãî â Ïåëûì ê áðàòó Èâàíó, âûæèâøåìó âïîñëåäñòâèè, êàê è Ôåäîð.  Êîæåîçåðñêîì ìîíàñòûðå çàêîí÷èëèñü äíè âäîâû êíÿçÿ È. Â. Ñèöêîãî.
Ñåé÷àñ íè÷åãî íå îñòàëîñü îò ïàëàò, çàíèìàåìûõ â íà÷àëå XVII âåêà Ëüâîì Ñàïåãîé.  1600 ãîäó îí åäåò â Ìîñêâó äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ ßì-Çàïîëüñêîãî äîãîâîðà, çàêëþ÷åííîãî â 1582 ãîäó íà 10 ëåò è ðåãóëÿðíî îáíîâëÿþùåãîñÿ. Ñàïåãà ïðåäëàãàåò Ðîññèè ïðîåêò ïîëüñêî-ðóññêîé óíèè, íå ñîñòîÿâøåéñÿ èç–çà íåâûãîäíûõ äëÿ íàøåé ñòðàíû ïîñëåäñòâèé ñâîáîäû âûáîðà ôåîäàëà, ó÷ðåæäåíèÿ êîëëåäæåé äëÿ îáó÷åíèÿ ëàòûíè, ìåæêîíôåññèîíàëüíûõ áðàêîâ. Ó÷èòûâàÿ ñëîæíîå ïîëîæåíèå íàøåé ñòðàíû íà ìåæäóíàðîäíîé àðåíå, òàêîé ïðîåêò â òå÷åíèå îäíîãî ïîêîëåíèÿ ñìîã áû èçìåíèòü íàöèîíàëüíûé ìåíòàëèòåò è ïëàâíî ñëèòü â îäèí äâà ðàçíûõ ìåíòàëèòåòà. Ñâîáîäíûé âûáîð ôåîäàëà íà óðîâíå äâîðÿí ñîçäàë áû îäíó åäèíóþ ñòðàíó èç äâóõ, ðàçëè÷íûõ ïî âåðîèñïîâåäàíèþ, ÿçûêó (çäåñü íà ïîäõâàòå áûëè áû êîëëåäæè äëÿ îáó÷åíèÿ ëàòûíè), ìèðîâîñïðèÿòèþ. Îòâåðãíóâ ïîäîáíîå ïðåäëîæåíèå, Áîðèñ Ãîäóíîâ è åãî ïðàâèòåëüñòâî ïðîÿâèëè ïðîíèöàòåëüíîñòü è òâåðäîñòü.
Òàêèì îáðàçîì, íà îäíîé óëèöå ìîæíî óâèäåòü îòðàæåíèå èñòîðèè öåëîãî ïîêîëåíèÿ, æèâøåãî íà ðóáåæå XVI-XVII âåêîâ, îòñòîÿâøåãî íåçàâèñèìîñòü îãðîìíîé ñòðàíû, êîòîðàÿ íàõîäèëàñü â øàãå îò ðàñïàäà, ïîòåðè ñâîåé ñîáñòâåííîé êóëüòóðû è îò ðàñòâîðåíèÿ â Ðå÷è Ïîñïîëèòîé. Ýòî òåì áîëåå âàæíî, ÷òî äàæå ñåé÷àñ íà ïëàíåòå èñ÷åçàþò ìàëûå íàðîäû, èõ ÿçûê è âêëàä â ìèðîâóþ êóëüòóðó è èñòîðèþ çàáûâàþòñÿ, ïîñëåäíèå ïðåäñòàâèòåëè àññèìèëèðóþòñÿ.

Читайте также:  Понятие коренной перелом в ходе

© Copyright: Åëåíà Ãîðèíà 3, 2018
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹218111401017

Источник