Масленица четверг разгул перелом
4 день масленицы, или как его еще называют – разгуляй – празднуется с широким размахом. Это время было особенным в проведении мероприятий. Много традиций празднования масленицы сохранились и по сей день. Веселые гулянья, колядки, катания на санках и различного рода соревнования привлекали много людей.
С давних пор масленица праздновалась несколько дней, каждый из которых был отмечен особенными мероприятиями. Последняя неделя перед Великим постом проводилась не только в пышных гуляниях, но и в поедании большого количества блинов, которые пекли на разный манер.Четверг-разгуляй был особенно захватывающим днем.
Празднование 4 дня масленицы
На масленицу в этот день начиналось большое празднование. Все работы прекращались в широкий четверг и народ собирался для торжественного провода зимы. Можно было посмотреть на захватывающие кулачные бои, спектакли, разыгрываемые в забавных костюмах, поучаствовать в перетягивании каната и т.д.
Третий день масленицы назывался лакомкой. По традиции, в это время теще нужно было делать для зятя блины, который приходил к ней вечером. Этот период славился широкими посиделками. Собирались гости за большим столом и ели блины, которые готовились по разным рецептам. Каждый хвастался своим блюдом. Лакомка – день, когда можно было есть все и много, ни в чем себе не отказывая. Зять, как правило, приходил к теще не один, а со своими родственниками.
Лакомка – это день сладостей и долгих посиделок, во время которых пели песни.
Масленичный четверг по традиции считался днем, когда нужно разрешать все конфликты.
Это время перемирия, ведь вступать в Великий пост нужно только после устранения всех обид и разногласий с ближними. Последний день для этого будет воскресенье.
Какой смысл был вложен в широкий четверг, будет интересно знать каждому, ведь проводы масленицы до сих пор актуальны. Этот день был своеобразным выплеском отрицательной энергии, которая имела место и накопилась за зимнее время.
Колядухой назывался четверг не просто так. В этот период пели колядки.
Масленичные традиции в четверг
Разгуляй славился и таким экстремальным развлечением, как прыжки через костер. Такой обычай пришел с языческих времен. Девушки и парни разводили костер и по очереди перепрыгивали через него. Буря эмоций сопровождала данный процесс.
Название “перелом” также вошло в обиход. Этот период считался переломным в праздновании масленицы. Весна вступала в свои законные права. Четверг, называемый колядухой масляной, славился разными развлечениями, одним из которых было переодевание. Многие наряжались в смешные и подчас страшные костюмы, пачкались в саже и пугали прохожих.
По традициям наших предков, разгульный четверг славился веселыми колядками, которые пели парни и девушки.
Они ходили по домам с музыкальными инструментами, прося позволения у хозяев спеть веселую колядку. После задорной песни зачинщиков маленького торжества угощали конфетами, блинами и вином. Этот день был временем настоящего изобилия, когда столы ломились от яств и напитков. Четверг разгул был самым веселым днем в торжественных проводах зимы. Захватывало дух от величия ледяных горок, которые строили в то время.
Четыре дня безудержного веселья плавно переходили в пятницу. В этот день масленица постепенно переходит в завершающую стадию. Тещины вечерки сопровождались посиделками. Зять должен был пригласить мать жены к себе и ответно угостить ее. Пятница – это уютный вечер в семейной обстановке.
Последняя масленница, которая праздновалась народом, приходилась на воскресенье, в которое совершались окончательные проводы зимы. Именно в этот день принято друг у друга просить прощения и сжигать традиционное чучело.
Масленица празднуется с сохранением некоторых традиций и по сей день. Конечно, некоторые новшества имеют место, например, вместо строительства замка строят отель, вместо упряжек лошадей используют обычные санки и т. д.
Видео
Источник
Сегодня, 27 февраля – четвертый день Масленичной недели. Каждый день из семи имеет свое название и традиции. “Местное время” продолжает знакомить с ними:
- понедельник – Встреча;
- вторник – Заигрыш;
- среда – Лакомка;
- четверг – Разгул;
- пятница – Тещины вечерни;
- суббота – Золовкины посиделки;
- воскресенье – Прощеный день.
Четверг – Разгул
Четверг масленичной недели и четвертый день Масленицы всегда был самым разгульным и неистовым из всех семи дней праздника. Есть у него и другие названия: Разгуляй, Перелом, Широкий четверг.
Вся Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица – четыре последние дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня еще можно было заниматься хозяйственными работами. А вот с четверга все хозяйственные работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.
Празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные состязания.
Переломом четвертый день Масленицы называли из-за того, что в этот день весна наконец-то вступала в свои законные права.
Также Разгул считали временем перемирия. Люди старались разрешить все имевшиеся конфликты и споры, чтобы вступить в Великий пост без обид и разногласий. В Широкий четверг выплескивали отрицательную энергию, накопившуюся за зиму.
В деревнях и городах любую работу оставляли с самого утра. При этом никакого значения не имело, выполнена она или нет: начинались безудержные гуляния. И чем безумнее и веселее было на улицах, тем лучше, как считалось, прошла встреа Перелома.
Традиции
В Разгул принято было петь песни и частушки самого разудалого, шуточного и даже непристойного содержания. В них задирали всех подряд – соседей, гостей и просто прохожих.
Нужно было выполнить десятки самых обязательных сумасбродных обрядов и действий, значения которых очень часто не знали и не понимали сами участники. Например, в некоторых деревнях еще заранее делали чучело козы, обливали водой и оставляли промерзнуть. С раннего утра Разгула его ставили на салазки, украшали лентами, разрисовывали яркими красками и целый день возили по улицам, чтобы катать встречных людей и проверять: удержится человек на скользкой спине чучела или свалится в сугроб на радость зрителям.
По улицам ходило множество ряженых в соломенных масках зверей, чертей и птиц, шапках из рогожи, костюмах самой невероятной расцветки. Они пели и плясали, смешили девок и дразнили парней.
Было много драк. В Разгуляй проходили кулачные бои под гармонь и свист дудок. При этом никакой злобы к противникам не проявлялось, все делалось весело и с азартом. Еще проходили самые разные соревнования, после которых шумно и дружно пировали.
Катались на санях, на тройках, по снегу и льду устраивали скачки. Обильно ели и пили, обязательно угощая нищих, старых, больных.
В четверг ходили на погосты – прибирали, украшали могилы родных, оставляли угощение покойным.
Вечером зажигали костры. Водили хороводы вокруг пламени, снова пели и пировали, а после прыгали через огонь.
В.И. Суриков “Взятие снежного городка”
Главное событие Широкого четверга – штурм и взятие снежного городка. Участники сначала перестреливались снежками, а потом шли в рукопашную и рушили высокие белые стены и башни. Победителей и побежденных не было – все оставались в выигрыше.
«Городок» строили на реке, или на площади в центре населённого пункта. Обычно сооружали две стены с воротами. Стены делали из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали фигуры, и чаще всего это были петух, бутылка и рюмка.
В игре участвовали мужчины и молодые парни, которые делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Ворота защищали пешие, атаковали всадники верхом на лошадях. Взять «городок» означало разрушить. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом, закидывали снежками. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Первый, прорвавшийся через ворота, становился победителем. Нередко такая игра заканчивалась переломами и другими травмами, и это становилось поводом для ее запрещения.
Подготовлено на основе информации из открытых источников
Источник
Каждый день масленичной недели имеет своё название.
Первый день Масленицы: Понедельник – «встреча»
Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку,
Недельку!
Вот такие песни распевали девушки, парни, брали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами.
Борис Кустодиев. Масленица. 1919
Дети устраивали снежные горки, катались до упаду, а еще ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».
Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Второй день Масленицы – «заигрыши»
С утра приглашались девицы-молодицы покататься на санках на горах, поесть блины, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки.
Самое любимое дело на Масленицу – кататься на корежках-досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки, салазки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых бревен и жердей. У такой катушки «бег» («разбег») был до трехсот метров, чтобы дух при катании захватывало.
Катались дети и взрослые на обычных санках, на чунках (саночки со стульчиком), на козликах или коньках, или трублях (санки с перильцем и рулем – конек на дощечке, чтобы управлять можно было). Малыши катались на ледянках (ладейках) – это небольшая дощечка, впереди заостренная и выдолбленная вроде корытца. Еще дети катались на снопах соломы и на старых телячьих шкурах целыми экипажами, компаниями.
В народе говаривали: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться. Вот ребята и старались.
Третий день Масленицы – «лакомка»
Тетушка Варвара,
меня матушка послала:
Дай сковороды да сковородничка,
мучки да подмазочки.
Вода в печи, хочет блины печи.
Где блины, тут и мы.
В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет».
На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
Четвертый день Масленицы – «широкий четверг» – «разгул, перелом»
На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади – три дня, впереди – три дня. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался – сталкивали в снег и засыпали их по самую шею…
Выходили в этот день и на «кулачки» – на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести, не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку».
Пятый день Масленицы – тещины вечерки – гостевой день
Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.
Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торопился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.
Шестой день Масленицы – золовкины посиделки
Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.
Ввечеру сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, а затем выносили за околицу и сжигали.
Так исстари весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ зиму, встречал весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь Великий пост.
Седьмой день Масленицы – прощеное воскресенье – проводы, целовник
С утра до обеда кумовья ходят, ездят друг к другу одаривать подарками. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения: «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». За вины свои, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды, утворить лад между собой и не держать на памяти зло. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном.
Источник
О самом разгульном и неистовом дне масленичной недели – четверге – в материале Александра Кудрявцева.
Четверг масленичной недели и четвертый день Масленицы – самый разгульный и неистовый из всех семи дней праздника.
Традиционно в деревнях и в городах уже с самого утра оставляли всякую работу – сделал, не сделал ли, значения не имело. Начинались лютые гуляния. И чем безумнее и веселее было на улице, тем лучше, считалось, встретили Перелом. Так еще называли Разгульный Четверг.
Пели песни и частушки под музыку, наговоры под язык самого разудалого, шуточного и, даже, скабрезного свойства. Задирали соседей, пришлых и прохожих. Хотя, говоря по-хорошему, в этот день на улице все были одного роду-племени.
Исполнялись сотни самых сумасбродных обрядов и действ, значение которых, зачастую, было непонятно и самим их участникам. Так в некоторых деревнях еще с ночи предыдущего дня готовили чучело козы, обливали водой и оставляли хорошенько промерзнуть. С утра пораньше ледяное колченогое ставили на салазки, украшали лентами, малевали яркими красками и весь день возили по улицам – катать всякого встречного-поперечного: удержится ли он на скользкой спине дерезы или свалится в сугроб под смех и прибаутки. Выскользни мы из своего уютного 21 века и спроси этих раскрасневшихся, взмокших людей – какого домового они тут творят, вряд ли бы нам кто ответил что-нибудь вразумительное.
По улицам во множестве бродили ряженые – соломенные маски зверей, чертей и птиц, дикие шапки из рогожи, совершенно несусветные костюмы самой невероятной расцветки. Пели и плясали, приговаривали, смешили девок и задирались к парням.
Дрались много и весело. В этот славный день положено было биться стенка на стенку, под наигрыш гармони и свист дудок. Бои носили характер шуточный, несмотря на то, что приколотить друг-друга участники могли только в путь. Делалось все без злобы – на кураже. Отличный повод выпустить пар после долгих темных месяцев, хороший метод очистить душу тумаками и затрещинами перед подвигом Великого Поста.
Именно в этот день штурмовали и брали с наскоку снежный городок. Перестреливались снежками, а потом шли в рукопашную и рушили высокие белые стены и башни. И не было победителей и побежденных – все оставались в выигрыше.
Катались на санях, на тройках, устраивали скачки – наперегонки по снегу и льду. И много ели и пили. До изумления и паралича. С обязательным угощением нищих, старых, больных, убогих, сидельцев и каторжан.
Не забывали и о предках. В четверг ходили на погосты – прибирались, украшали родные могилы, оставляли угощение для покойных.
К ночи зажигали костры. Водили хороводы вокруг пламени, снова пели, пили и ели, а после прыгали через чистый огонь навстречу новому дню.
Часто в этот же день ставили чучело Масленицы, чтобы после как следует его сжечь.
Самый языческий и самый яркий, Разгульный Четверг четче прочих масленичных дней недели сохранил в себе отпечаток далекого дохристианского прошлого, настоящей сути этого великого праздника. Все вышеперечисленные обряды: песни, пляски масок, прыжки через костер, скачки и кулачные бои – все это непременные атрибуты тризны. Говоря проще – поминки, только масштабные, гигантские, на всю огромную страну проводы отошедшей зимы. С течением времени, правда, утратившие свой изначальный смысл, как и тот самый блин, для самого себя неожиданно из печальной похоронной еды сделавшийся вдруг символом солнца. Да ну и кому какая разница?! Весело, вот и ладно!
Читайте также:
- 7 рецептов блинов для 7 дней Масленицы
- Места ярмарок и массовых гуляний на Масленицу в Подмосковье
- Инструкция по сжиганию чучела Масленицы от МЧС
- Занимательная блинология
- Вся Масленица по дням: Встреча, Заигрыши, Лакомка
- Масленичная неделя в Подмосковье: празднуем в монастыре и городском парке
- Гуляния на Масленицу будут транслироваться онлайн
Уроки кулинарного мастерства:
- Как приготовить тесто для блинов без комочков и что делает такими пышными американские панкейки? Пародистка и звезда Интернета Юля Старикова приготовила блины по новым и необычным рецептам
- Как правильно замешивать тесто и как сделать тонкие пористые, нежные и ажурные блинчики? Актриса и певица Марина Орлова учится секретам “блинного мастерства” вместе со зрителями
Источник
Продолжается Масленичная неделя, и “Местное время” рассказывает о названиях и значении каждого ее дня:
- понедельник – Встреча;
- вторник – Заигрыш;
- среда – Лакомка;
- четверг – Разгул;
- пятница – Тещины вечерни;
- суббота – Золовкины посиделки;
- воскресенье – Прощеный день.
Четверг – разгул
Четверг масленичной недели и четвертый день Масленицы – самый разгульный и неистовый из всех семи дней праздника. Его другие названия: Разгуляй, Перелом, Широкий четверг.
Переломом четвертый день Масленицы называли из-за того, что в этот день весна наконец-то вступала в свои законные права.
Также этот день считали временем перемирия. Люди разрешали все конфликты, чтобы вступить в Великий пост без обид и разногласий. Широкий четверг был своеобразным выплеском отрицательной энергии, которая накопилась за зиму.
Традиционно в деревнях и в городах уже с самого утра оставляли всякую работу – сделал, не сделал ли, значения не имело. Начинались гуляния. И чем безумнее и веселее было на улице, тем лучше, считалось, встретили Перелом.
Традиции
Пели песни и частушки под музыку, наговоры под язык самого разудалого, шуточного и даже скабрезного свойства. Задирали соседей, пришлых и прохожих.
Исполнялись сотни самых сумасбродных обрядов и действ, значение которых, зачастую, было непонятно и самим их участникам. Так в некоторых деревнях еще с ночи предыдущего дня готовили чучело козы, обливали водой и оставляли хорошенько промерзнуть. С утра пораньше его ставили на салазки, украшали лентами, малевали яркими красками и весь день возили по улицам – катать встречных людей: удержится человек на скользкой спине или свалится в сугроб.
По улицам во множестве бродили ряженые – соломенные маски зверей, чертей и птиц, шапки из рогожи, костюмы самой невероятной расцветки. Пели и плясали, приговаривали, смешили девок и задирались к парням.
Дрались много и весело. Именно в Разгуляй проходили кулачные бои под наигрыш гармони и свист дудок. Делалось все без злобы – на кураже. Еще проходили различные соревнования, которые завершались шумными пирушками.
Катались на санях, на тройках, устраивали скачки – наперегонки по снегу и льду. И много ели и пили. С обязательным угощением нищих, старых, больных.
Не забывали и о предках. В четверг ходили на погосты – прибирались, украшали родные могилы, оставляли угощение для покойных.
К ночи зажигали костры. Водили хороводы вокруг пламени, пели, пировали, а после прыгали через огонь.
В.И. Суриков “Взятие снежного городка”
Взятие снежного городка
Главное действо Широкого четверга – штурм и взятие снежного городка. Участники перестреливались снежками, а потом шли в рукопашную и рушили высокие белые стены и башни. И не было победителей и побежденных – все оставались в выигрыше.
«Городок» строился на реке, или на площади населённого пункта (города, местечка, села и так далее). Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок — одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка.
Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом, закидывали снежками. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.
В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь, по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.
Подготовлено на основе информации из свободных источников
Источник