Лубок на переломе

Лубок на переломе thumbnail

При закрытом переломе кожа не повреждена; однако он может быть осложнен повреждением близрасположенного кровеносного сосуда или органа. При открытом переломе кожа повреждена и так же возможно осложнение.

При наличии одного или нескольких из перечисленных ниже признаков следует предполагать возможность перелома:

  • * затрудненное движение какой-либо частью тела;
  • * усиление боли при попытках движения;
  • *вспухание и посинение травмированного места в сочетании с его ощутимой мягкостью
  • * деформация или укорочение поврежденной части тела;
  • * царапающий звук, издаваемый костью при попытке обследования или шевеления;
  • * шоковые симптомы;
  • * пострадавший слышал или ощутил перелом кости.

Закрытый перелом

Открытый перелом

Осложненный перелом

первая медицинская помощь

При иммобилизации сломанной ноги закрепите шину над и под коленом и вблизи лодыжки.

При травме ступни сделайте мягкую повязку и поднимите ногу, чтобы она меньше распухала.

Единственным лечением переломов в чрезвычайной ситуации является иммобилизация. Если только пострадавшему не грозит немедленная опасность, следует наложить ему шины (лубки) до того, как его будут перемещать. В любом случае обращайтесь с ним с крайней осторожностью, чтобы избежать дополнительной боли и травмы. Если перелом сочетается с ранением, удалите одежду в месте травмы и до наложения лубков обработайте рану.

Шину для обеспечения неподвижности сломанной руки можно сделать даже из свернутой газеты или журнала. В условиях холодного климата никогда не применяйте для этой цели металл.

Лубки (шины) можно изготовить из палок, веток, кусков разбитого транспортного средства или оборудования — на худой конец, из туго свернутой одежды или постельного белья. Подложите что-нибудь мягкое под шину и закрепите ее таким образом, чтобы фиксировались концы кости выше и ниже перелома. Сломанную ногу можно частично иммобилизовать, привязав ее к здоровой ноге (если ничего другого нет под рукой). Сломанная нога может быть деформирована, укорочена или неестественно повернута. В таких случаях до иммобилизации следует предпринять попытку исправления деформации — при условии, что пострадавший не возражает. Для этого аккуратно потяните за конечность и восстановите ее форму или распрямите. После того как все возможное сделано, наложите шины.

Единственная помощь пострадавшему, которая возможна кроме этого, состоит в том, чтобы поднять поврежденную конечность и тем самым уменьшить отек и дискомфорт, кроме этого необходимо бороться с шоковыми симптомами. После всего этого пострадавшему необходим отдых.

Иммобилизацию сломанной руки с целью ускорить заживление и избежать дальнейшей деформации можно выполнить при помощи большого треугольника из ткани. Под перевязь подложите тряпку или траву.

Сотрясение мозга и повреждение головы

Сильный удар по голове может вызвать головокружение, состояние комы и кровотечение из ушей, рта и носа. Уложите пострадавшего, сделайте так, чтобы ему было тепло, не давайте ему вставать и двигаться.

Если пострадавший хотя бы ненадолго терял сознание, если из ушей или носа вытекает бесцветная или окрашенная кровью жидкость либо зрачки у него неодинакового размера или не реагируют на свет, следует подозревать у него наличие перелома черепа или сотрясение мозга. Если он находится без сознания, нужно следить за его дыханием и пульсом. Если они в норме, его следует положить в позу комы. Если он в сознании, посадите его в полулежащее положение с подпертыми головой и плечами. В любом случае сохраняйте пострадавшего в тепле и обращайтесь с ним осторожно.

Источник

Первые такие картинки на Руси появились в XVII веке, их называли «фряжскими», что означало иностранные. Позже переименовали их в «потешные картинки», потому что зачастую на картинках изображали юмористические сюжеты и карикатуры. И только в XIX веке изображения начали называть лубками.

«Мыши кота погребают», 1760

Почему именно так? На этот вопрос однозначного ответа нет. Существует несколько вариантов происхождения этого названия: возможно, от слова липа (лубок в те времена), ведь картинки вырезались из липовых дощечек, а, может, и от лубковых коробочек, в которых продавались эти картинки. Более правдоподобной является, однако, версия о том, что лубки произошли от названия улицы в Москве – Лубянка, на которой жили и рисовали мастера. Образованные богатые слои населения называли картинки Лубочными, так как это определение они давали всему, что имело грубую форму, и было сделано на скорую руку.

Народные картинки рисовали преимущественно простые, бедные люди, необученные живописи умельцы. Богатые вельможи не воспринимали этот вид творчества вероятно из-за того, что лубки рисовал простой, «необтесанный» народ, самоучки, которые часто изображали карикатуры и сатиры на тему политики и жизни высшего светского общества. Также на этих рисунках встречались сатирические сюжеты о православной иерархии, стоявшей на то время практически наравне с правительством. Конечно, никто не мог и подумать тогда, что эти картинки, сохранившиеся до нашего времени, станут настоящим раритетом и будут нести в себе не только историю той эпохи, но и доказательство таланта и умения простого русского народа.

Лубок – это разновидность художественного искусства, графический отпечаток на листке бумаге с подписями и без них. Мастера рисовали сначала рисунок на бумаге, потом переводили его на липовую доску, а потом с помощью зубила делали заглубления мест, которые должны были впоследствии остаться белыми. После на дощечку наносилась черная краска, и сверху прижимали лист бумаги. Отпечаток был готов, оставалось только его высушить. Картинка получалась наподобие современных детских раскрасок. Вначале они были черно-белыми, позже их разрисовывали разноцветными красками. Разукрашиванием, помимо художников, занимались женщины и дети.

Сюжеты народных картинок очень разносторонние. В них изображалось все – от икон до политических карикатур. Часто лубки воспринимали как источник новостей в Руси, потому что основными поставщиками картинок являлись московские умельцы. Произошло какое-либо событие – мастера нарисовали, и отправились лубки по всей глубинке. В таких изображениях никогда не рисовали печальные события. Даже негативные события изображались с чувством юмора. Картинки были на любой вкус. Детям рисовали лубки с буквами и героями народных сказок. Женщинам и девушкам – с одеждой и историями про любовь. Мужское население любило больше изображения на политические темы и карикатуры. Разносили и продавали лубки по всей Руси коробейники. Их ждали повсюду. Было трудно найти дом, в котором не было бы ни одной картинки, они украшали стены наравне с иконами.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Читайте также:  Применение парафина после перелома в домашних условиях

В связи с большим влиянием лубков на мировоззрение простого народа, религиозные и светские вельможи долгое время пытались установить контроль над сюжетами картинок. Специальные люди должны были следить, чтоб на лубках не изображались антирелигиозные сюжеты, и образы царей были несильно искажены. Но такой контроль не всегда успешно срабатывал, и в 1850 году был издан указ о введении на такой вид творчества цензуры. А все лубки, которые были написаны до него, проверялись на сюжетность, и неугодные правительству уничтожались. После этого распоряжения московские полицейские прошли по всем рабочим улицам. Обыскали мастеров и уничтожили огромное количество лубковых картинок. Умельцев заставляли больше никогда не заниматься изготовлением народных картинок. После всех этих событий лубки потеряли свою ценность для народа как источник новостей и сатиры.

Позже похожие картинки, только на угодные правительству темы, начали выпускать на фабриках. И для простого народа они стали неактуальны. Такой вид искусства среди обычных мастеров-художников исчерпал себя.

Василий Корень «Адам и Ева» XVII век

Сейчас лубки, которые были сохранены, по праву размещены в музеях как доказательство природного, врожденного таланта художников-самоучек на Руси. Они несут в себе не только художественную ценность, но и историческую. Многие русские и зарубежные ученые до сих пор изучают этот вид искусства и его влияние на русский народ того периода. Также современные художники пытаются возобновить этот жанр в нынешнем искусстве. Примером этому может служить серия лубков, написанных современной художницей Мариной Русановой на тему: «Пословицы и поговорки для детей».

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Комиксы стали всемирно популярны в середине и конце XX века, мемы стали популярны в 2010-х. А вот яркие картинки с поясняющим текстом, которые обладали чертами как комиксов, так и мемов, появились в России еще в XVII веке. Их называли лубком.

МАРИЯ СЕКИРСКАЯ

Современная вариация на тему традиционного лубка – сцена из фильма “Терминатор 2”. Андрей Кузнецов

Друзья Савоська и Парамошка играют в карты под наблюдением своих прихвостней. Вот проигрывает Савоська и в отчаянии рвёт на себе волосы. Победитель Парамошка насмехается над ним, а приспешник и говорит, показывая фигу проигравшему: «Вот, Савоська не выиграл медный грош у Парамошки». Второй же подбадривает Савоську: «Не плачь дурак, сукин сын Савоська, будет обыгран и Парамошка». 

Эта веселая история типична для русского лубка, средневекового комикса. Насыщенные цвета, простое исполнение рисунка, надписи, рассказывающие сюжет изображения, – вот что такое лубок. 

Лубок «Савоська и Парамошка», XVIII век. «Парамошка с Савоською в карты играл, и Парамошка Савоську обыграл. Савоська в кошелёк воззрился, ажно один грош очутился. И стал его [Парамошка] пересмехать, и он стал на себе волосы рвать». Общественное достояние

Чтобы сделать лубок, художник вырезает картину на дереве, делает с нее оттиски, а позже раскрашивает их от руки. Название происходит от слова «луба» – это внутренняя часть коры липы, которая использовалась для создания гравюры. 

История появления

Способ массового производства лубочных картин был придуман еще в VIII веке в Китае, спустя семь столетий гравюра добралась до Европы. В Россию эта техника пришла через Украину, Белоруссию и Балканские страны.

Лубки методом ксилографии (гравюры по дереву) печатались в типографии Киево-Печерской лавры – одного из первых монастырей Киевской Руси. Естественно, главные сюжеты на тот момент были библейскими – веселые лубки про Савоську и Парамошку тогда еще не создавали. Самой первой гравюрой считается икона «Успение Богородицы» (1614-1624).

Распространение лубочных картинок в Москве началось с царского двора в 1635 году, когда 7-летнему царевичу Алексею Михайловичу купили печатные листы на Красной площади. Позже лубочные картинки появились у бояр, а вскоре распространились и среди крестьян.

«Красная площадь во второй половине XVII века», А.М. Васнецов, 1925. Апполинарий Васнецов

В XVII веке основным жанром лубочных листов все еще был религиозный. Но городские художники, помимо правдоподобного изображения святых на гравюрах, создавали печатные листы увеселительного характера для продажи крестьянам.

В 1653 году после церковной реформы Никона старообрядцы и никониане печатали свои лубки. Все это привело к тому, что в 1674 году патриарх Иоаким запретил изображать святых на лубочных картинках. 

Лубок «Архангел Михаил», неизвестный автор, 1668 год. Общественное достояние

К тому времени в Москве уже были свои мастерские по производству лубков, например, «Печатная слобода» на углу Сретенского и Рождественского бульваров. Там вместе работали печатники и резчики лубочных листов. В слободе в том числе работали мастера из киево-львовской типографской школы, например, Василий Корень, известный созданием первой в России гравированной Библии. 

Лубок «Изгнание из рая», Василий Корень, XVII век. Общественное достояние

В конце XVII и в начале XVIII века в торговых рядах появляются лубки с изображениями народных сказок, былин и легенд. Самыми знаменитыми персонажами фольклора, которые изображались на лубках, были Бова Королевич и Еруслан Лазаревич. Они были известны своей недюжинной силой и храбростью перед полчищами врагов. Их приключения были разными. 

Богатырь Еруслан Лазаревич много путешествовал и побывал в тридесятом царстве, и в Вахрамеевом, где женится на своей  возлюбленной Марфе Вахрамеевой. Он встретил на своем пути храброго богатыря Ивана и стал его другом. Не обошлось и без битвы с трехголовым змеем. 

Лубок «Еруслан Лазаревич», XVIII век. Общественное достояние

Читайте также:  Перелом руки со смещением у пожилого человека

В отличии от Еруслана, который добровольно отправился в путешествие, Бова Королевич сбежал из дворца из-за своей злобной матери Миритрицы и попал в королевство Зензивия Андроновича. Он влюбился в его дочь, Дружевну. Много кто хотел заполучить возлюбленную героя, поэтому Бова Королевич участвовал в битвах и в итоге спас Дружевну из рук короля Маркобруна.

Часто на лубках изображали бой между Бовой Королевичем и Полканом – сильным богатырем, у которого вместо человеческих ног были собачьи. 

Лубок «Бова Королевич и богатырь Полкан», XIX век. Общественное достояние

В XVIII веке Петр I понял, что лубочные листы хорошо работают как внутренняя пропаганда. Поэтому в 1711 году он создал гравировальную палату, где работали лучшие мастера лубочного дела. А уже в 1724 году император издал указ о печати лубков с медных пластин.

Это облегчило работу художникам – медная гравюра получалась выразительной и аккуратной, в отличие от деревянной. На медных пластинах не нужно было прилагать много усилий для создания картин: вместо резца использовали кислоты и иглы, а недочеты в работе можно было исправить с помощью специального лака. 

Лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых», XVIII век. Общественное достояние

Несмотря на попытку государства контролировать производство лубков, деревянные гравюры продолжали продавать в торговых рядах. По стране даже распространились лубочные картинки, высмеивающие императора и его реформы.  

Лубок «О том, как мыши кота хоронили», XVIII век. Это сатира на похороны императора Петра I, которого изображали свирепым котом. Общественное достояние

В XIX веке лубочные картинки показали свою эффективность как средство массовой информации. Во время Отечественной войны 1812 года были востребованы лубки на военную тематику. Точные даты, реальные имена и детали делали лубочные картинки главным информационным источником. Часть событий показывали рисунком, часть – раскрывали в поясняющем тексте. Помимо фактов, художественное изображение определенного эпизода эмоционально окрашивало словесную часть лубочного листа, возбуждало воображение читателя.

Лубок «Куликовская битва», вторая половина XIX века. И.Г. Блинов

Помимо военной славы, библейских сюжетов и фольклора, лубки изображали моменты из жизни крестьянина, например, процесс плетения лаптей.

Лубок «Мужик лапти плетет», XVIII век. Общественное достояние

Во многом лубки заменяли крестьянам художественную литературу. 

Лубок «Конек-горбунок», XIX век. Общественное достояние

Также на лубках изображались «небылицы». Фактически, лубок – это мемы дореволюционной России. 

Лубок «Медведь с козою прохлаждается», XVIII век. «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. И медведь шляпу вздел, да в дудку играл, а коза сива в сарафане синем, с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет и вприсядку пляшет». Общественное достояние

С помощью лубков также высмеивали тщеславие и жадность представителей высших сословий.

Лубок «Франт и продажная франтиха», XVIII век. «Я с малых лет привычки сей держуся: без денег ни с каким красавцем не люблюся; а для прибытка я совсем не дика: за деньги я любить готова хоть быка». Общественное достояние

В XIX веке производство лубочных листов стало дешевым и быстрым, благодаря литографии. Однако это отрицательно повлияло на качество лубка, большинство произведений и сказок повторно перепечатывались – оригинального контента, как сказали бы мы сегодня, было мало. 

Лубок «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке А.С. Пушкина, 1878. Общественное достояние

Переломным моментом в истории лубка стал 1918 год. Печатное дело перешло под контроль государства и попало под идеологический контроль. Несмотря на это, в XX веке традиции лубка продолжали прослеживаться в творчестве советских художников, например, Василия Кандинского. 

Роспись на стекле «Амазонка в горах», 1918. В.В. Кандинский

Лубок сегодня 

Со временем лубок перестал быть массовым видом творчества, найти его можно только в музеях.

Несмотря на это, русские художники пытаются возродить традицию лубка. Знаменитым автором лубочных картин XXI века является Виктор Пензин. Он использует традиционные методы для создания современных лубочных листов – резьба гравюры и последующая раскраска акварелью. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. 

Лубок «Георгий Победоносец», 1967-1980. Виктор Пензин

Еще один современный художник Андрей Кузнецов рисует интернет-лубки на злободневные темы, полные гротеска и аллегорий. На рисунках также можно встретить персонажей из зарубежного кино и советских мультфильмов. 

Лубок: «Бьет, значит любит», 2003. «А вот вам двойной Ван Дамм инда с собой любился, что надвое и раделился. Вдруг же водки напьеца тако сам с собою и дерется». Андрей Кузнецов

Читайте также: Почему все без ума от советского искусства?

Источник

Оперативное вмешательство чрезвычайно опасно.

Болезнь Ходжкина

Эта болезнь проявляется в распухании лимфатических желез и увеличении селезенки. Причина заболевания неизвестна.

Воспаленные лимфатические узлы легко прощупываются. Другие симптомы: учащенное дыхание, анемия, отечность и опухоли в области живота.

Течение болезни очень быстрое. Ветеринары иногда прописывают мышьяковые соединения, чаще всего Sodium cacodilate.

Бородавки

Существует два вида бородавок — твердые и мягкие. Твердые бывают выпукло–круглыми и гладкими и появляются обычно на веках, на спине и на шее собак. Мягкие бородавки — плоские и шершавые, похожие на поверхность цветной капусты. Они вырастают преимущественно в пасти и на половых органах молодых собак.

Бородавки редко причиняют какой–либо вред, хотя, если их очень много в пасти, они могут доставлять неудобства при еде и вызывать обильное слюноотделение. Предрасположенность к бородавкам носит по большей части наследственный характер.

Для удаления бородавок применяется очень много средств, в том числе и хирургическое вмешательство. Среди наиболее распространенных лекарств — углекислый снег, кристаллизованная уксусная кислота, мазь салициловой кислоты, туевое масло и др.

Читайте также:  Перелом шейки бедра чрезвертельный после операции

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ

В зависимости от того, как сломана кость, различают следующие виды переломов:

простой перелом — без повреждения или с незначительным повреждением окружающих тканей;

открытый перелом — кость, порвав кожу, вышла наружу;

сложный или осколочный перелом — кость сломана в нескольких местах;

трещина в кости — этот вид бывает у щенков и молодых собак, кости которых еще полностью не отвердели. Кость не сломалась, а треснула, что обычно сопровождается изменением форм.

СИМПТОМЫ ПЕРЕЛОМА

Боль, потеря способности управлять конечностью, неестественное положение сломанной части, опухоли вокруг этого места, звук трения или ощущение трущихся друг о друга костей при манипуляциях со сломанной костью (это не относится к случаю трещины). Особенно заметен звук трения, когда сломано ребро. Мускулы сокращаются так, что части сломанного ребра заходят друг на друга.

Сломанные части кости надо как можно скорее совместить в их естественном положении и держать так, пока они не срастутся. Если это не сделать, кость может срастись неправильно и у собаки останется, например, кривая или укороченная лапа.

Если с момента повреждения в течение нескольких часов не были приняты никакие меры, поврежденное место может оказаться настолько распухшим, что невозможно будет установить, перелом ли это, вывих или просто ушиб. В таких случаях приходится ждать с лечением несколько дней, пока опухоль не спадет. Однако во избежание дальнейших травм поврежденную часть необходимо оградить временной шиной.

КАК СОВМЕСТИТЬ СЛОМАННЫЕ ЧАСТИ?

Обычно это нетрудно, за исключением случаев, когда кость сильно раздроблена, или перелома лапы у крупных собак, когда требуется большая сила для преодоления сопротивления сокращающихся мышц.

Ветеринары обычно выправляют кость под общим наркозом. Но это делают только после того, как собака выйдет из состояния шока, которым часто сопровождается ранение от несчастного случая. Наркоз при шоке может привести к смерти животного.

Совместив сломанные части кости, обложите поврежденное место гигроскопической ватой в несколько слоев и обвяжите ее бинтом, чтобы она не сбивалась. Это делается для того, чтобы сломанные части сохраняли свое естественное положение. Скрепить их лучше всего клейкой лентой.

Шины можно сделать из липовых дощечек, фанеры, картона, картонных трубок, железных сеток и других жестких или полужестких материалов. Когда спадет опухоль, можно накладывать постоянный лубок. Его чаще всего делают их силиката натрия, гипса или клея.

Силикат натрия (жидкое стекло) легок, водонепроницаем и дешев, но он раздражает кожу и его трудно снимать. Чтобы сделать лубок из силиката натрия, окуните в него ленты из миткаля шириной 5–7 см и обвяжите ими перелом. С клеем поступают так же, однако его труднее накладывать и он медленно засыхает.

Гипсовый лубок

Прежде чем накладывать гипсовый лубок на ногу, обложите перелом гигроскопической ватой в несколько слоев, закрепив ее на месте куском марли. Чтобы нога не соприкасалась с жесткими краями лубка, вата должна выступать с обоих концов гипсовой повязки.

Для гипсовых повязок применяются специальные бинты. Положите бинт и держите его пока он полностью не размокнет, то есть пока из него не перестанут выходить пузыри. Наложив свободный конец бинта на обложенное ватой место и придерживая этот конец одной рукой, начинайте другой рукой осторожно обматывать перелом спиралью вокруг лапы, раскручивая постепенно бинт до конца.

Каждый последующий виток должен примерно на половпну заходить на предыдущий. Если гипс ложится неровно или кусками, разгладьте его мокрой рукой. Как только кончится один рулон, сразу же кладите в воду следующий. Должно быть наложено 4–5 слоев.

Закончив обмотку, смочите повязку, присыпьте ее гипсом и разгладьте мокрой рукой. Через десять минут повязка затвердеет. До этого собаке не разрешают двигаться.

Лубок не должен причинять никакого беспокойства. Если это не так, то либо он плохо наложен, либо части сломанной кости неправильно совмещены. За лапой в лубке нужно постоянно наблюдать, чтобы немедленно принять меры в случае какой–нибудь инфекции.

В зависимости от возраста собаки кость срастается через 3–6 недель. Все это время лубок должен оставаться на месте. Чтобы снять лубок, нужно размягчить его уксусом и разрезать бритвой или ножницами, соблюдая осторожность, чтобы не поранить лапу.

Принципы лечения всех переломов в общем одинаковы. Поставить сломанные части на место, в их естественное положение и держать их так, пока они не срастутся. Редко один перелом бывает похож на другой, поэтому часто приходится проявлять изобретательность, чтобы выбрать подходящие случаю шины и лубки.

ВЫВИХИ

Иногда бывает трудно отличить, вывих от перелома. И в том и в другом случае признаки схожи — боль и деформация. Однако при переломе кость имеет ненормальную подвижность, тогда как при вывихе она более или менее зафиксирована в одном положении.

Если кость сломана, слышен звук трения, когда сломанные части соприкасаются друг с другом. Вывих — это повреждение сустава, поэтому движение кости звука трения не вызывает.

Совмещение сломанной кости можно без вреда отложить на несколько часов и даже на несколько дней, вывихнутый сустав необходимо вправить как можно скорее. Чем дольше задержки, тем тяжелее последствия.

Самый распространенный вывих

Чаще всего вывихи у собак — результат удара автомобиля. Ветеринары называют это Coxotemoral luxation то есть вывих бедра. Самой распространенной формой такого вывиха является выброс круглой верхней части головки бедра из гнезда вперед и вверх.

В этих случаях головка прощупывается впереди сустава. Лапа зафиксирована в откинутом назад положении, и собака на нее не ступает. Иногда головка бедра выбрасывается вверх и назад — тогда она выпирает сзади сустава, а лапа зафиксирована в положении вперед под живот.

Источник