Личность в эпоху переломов

Личность в эпоху переломов thumbnail

Производитель: “Авторская академия”

Выдающийся хирург, академик РАМН С. С. Юдин жил в эпоху, которую справедливо можно назвать эпохой переломов: не только одно столетие сменялось другим, но и происходили переломы в государственном устройстве, науке, идеологии, сознании людей. В постоянной борьбе за свой талант, мировоззрение и врачебные принципы Юдин не раз оказывался `на лезвии бритвы`. Но и сегодня его достижения в области полостной и военно-полевой хирургии, методик переливания крови, спинномозговой анестезии, а также воспитание целого поколения отечественных хирургов и создание ведущего учреждения скорой помощи – НИИ им. Н. В. Склифосовского – бесценны для отечественной истории. В издании представлены воспоминания учеников, соратников, друзей С. С. Юдина, выдержки из его произведений, писем, тюремных рукописей, архивные фотографии, многие из которых публикуются впервые. ISBN:978-5-91902-035-6

Издательство: “Авторская академия” (2016)

ISBN: 978-5-91902-035-6

См. также в других словарях:

  • Переломов, Леонард Сергеевич – Леонард Сергеевич Переломов Дата рождения: 5 декабря 1928(1928 12 05) (84 … Википедия

  • Медицина – I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы – История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Жанры – К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия

  • Драма – Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

  • КРЕСТЬЯНСТВО – (рус. крестьянин первонач. от христианин ) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… … Советская историческая энциклопедия

  • НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА – Настоящий обзор включает немецкоязычные литературы Германии, Австрии и Швейцарии. За основу принята традиционная периодизация развития немецкого языка древневерхненемецкий, средневерхненемецкий и нововерхненемецкий периоды. Первый период… … Энциклопедия Кольера

  • дхарма – ФА 1. Закон ( образец , правило , метод ). Категория кит. философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. юридич. закон, противостоящий природной… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КОНФУЦИАНСТВО – Кит.: жу [[цзя/цзяо]] (учение) школы ученых интеллектуалов . Древнейшая философская система и одно из трех главных этико религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6 5вв. до н.э. В… … Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО – (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… … Философская энциклопедия

  • КОНФУЦИЙ – (латинизир. форма кит. Кун Фу цзы), имя Кун Цю, прозвище Чжунни (551 479 до н.э.) др. кит. философ, основатель конфуцианства. К. происходил из знатного, но обедневшего рода аристократов чиновников. Его отец прославился воинской доблестью,… … Философская энциклопедия

Источник

Результаты лечения переломов костей десятки тысяч лет назад стали нам известны благодаря археологическим находкам.

Л. П. Николаев (1935) приводит ряд интересных сведений, почерпнутых из литературы, и описания музейных экспонатов, которые демонстрируют отдаленные исходы переломов и позволяют предполагать существование в древности еще очень примитивного, но тем не менее медицинского подхода к лечению повреждений скелета человека.

Рассматривая скелеты доисторических людей с теми или иными повреждениями, некоторые склонны считать, что в лечении переломов существовал известный «ортопедический под­ход». Доказательством этого является хорошее сращение перело­мов при правильном сопоставлении фрагментов костей. Так, у неандертальцев были обнаружены следы сращения костей, а перелом ключицы срастался при абсолютно правильном стоянии отломков. Давая оценку результатам лечения переломов некоторых трубчатых костей в неолитический период, Паэлс приводит сведения о 36 раз­личных переломах, при которых только у 11 скелетов отмечены неудовлетворительные результаты сращения и «сомнительные» у двух. Представляет интерес, что для сращения большинства этих переломов требуется надежная иммобилизация (шейка бедра, средняя треть ключицы). Обнаружение черепов со следами трепана­ций в доисторическом периоде еще раз подтверждает, что приблизи­тельно 10 000 лет назад первобытный человек уже имел представле­ние о хирургическом подходе к лечению повреждений.

О лечении заболеваний костного аппарата у древних людей пока ничего неизвестно, однако большинство заболеваний, наблюдаю­щихся у современного человека, встречалось и в неандертальский период. Так, в неолитический период деформирующий артроз суставов и особенно часто позвоночника достигал, по материалам раскопок, 20% (возможно, причиной являлось пребывание людей в темных и сырых пещерах, скудость и однообразие пищи, неблагоприятный климат). Раскопки показали, что у древних людей встречалось поражение костей и суставов туберкулезом, а также сифи­литическое поражение большеберцовой кости. Довольно частым было поражение костей, характерное для рахитического процесса. Сопоставление данных раскопок в различных частях света свидетель­ствует о неравномерности распределения тех или иных заболеваний костно-суставной системы человека. Так, туберкулез костей был довольно частым заболеванием в Египте в бронзовом веке, а у мумий этого же периода в Южной Америке туберкулезного поражения скелета не отмечено. Возможно, туберкулез был завезен туда позднее из Европы.

Об искусстве лечения переломов задолго до нашей эры свидетельствуют находки мумий за 2500 лет до н. э. Уже тогда переломы лечили, соблюдая принципы иммобилизации отломков костей (рис. 1). О том, что в древности на Ближнем Востоке были искусные врачеватели, свидетельствует бессмертное произведение Гомера «Илиада». В нем говорится об искусстве врачей «вырезывать стрелы» из ран, «выгонять кровь» и рану «врачествами осыпать» и упоминается даже о лекарстве, дающем местный обезболивающий эффект: «…присыпал горьким, врачующим боли, который ему совершенно боль утолил, и кровь унялась, и рана подсохла».

Личность в эпоху переломов

Рис. 1. Фиксация переломов костей пальмовыми листьями а Древнем Египте (мумия).

В этом же произведении Гомер, оценивая значение врача, особенно во время войны, отмечал:

«Опытный врач драгоценней многих других человеков,

Зная вырезывать стрелы и раны лечить врачествами».

В IV веке до н. э. (460-356) изложил свои знания по медицине ве­ликий ученый Гиппократ.

Красной нитью во всех его сочинениях проходит знаменитое положение, ставшее законом для врачей всех времен: «врач должен лечить не болезни, а больного». Наибольший интерес для нас представляют труды Гиппокра­та «О переломах», «О суста­вах», «О рычаге», «Ранение го­ловы».

В трактатах подробно излага­ются симптоматика и методы лечения вывихов и переломов. Многие из них послужили в даль­нейшем прототипами различных аппаратов для репозиции, а ме­тол вправления вывихов по Гип­пократу не утратил своей ценно­сти до настоящего времени.

Гиппократ предложил разли­чные способы вправления выви­хов плеча – рукой, пяткой, пле­чом, круглой палкой по методу рычага (пестом) и посредством планки (рис. 2). После вправле­ния вывихов Гиппократ рекомендовал во избежание рецидива надежную иммобилизацию (подкладывать валик в подмы­шечную ямку, а плечо привязы­вать к телу мягкой повязкой). Много внимания уделял Гиппократ вывихам бедра. Он предложил для вправления их несколько методов с применением специальных устройств. Один из методов с валиком-распоркой между ног и тягой с помощью ворота показан на рис. 3.

Личность в эпоху переломов

Рис. 2. Вправление вывиха плеча при помощи планки по Гиппократу.

Рис. 3. Вправление вывиха бедра. 1 – поврежденная конечность; 2 – валик; 3 – вороты, действующие противоположном направлении

Очень оригинален метод лечения врожденной косолапости, при котором производились манипуляции, аналогичные применяемым в настоящее время. Гиппократ советовал поставить в правильное положение все «отклоненные и неестественно растянутые части, производя выпрямление их руками и повязкой». После редрессации он рекомендовал носить специальный свинцовый башмачок, по идее напоминающий современную ортопедическую обувь.

Для репозиции переломов Гиппократ пользовался аппаратами. При переломе плеча им предложено приспособление, благодаря которому можно было производить вытяжение по оси, а осво­божденными руками врач производил репозицию фрагментов кости. Для репозиции костей голени Гиппократ предложил оригинальную методику, основанную на длительном растяжении отломков посред­ством двух колец, надетых на голень в области лодыжек и мыщелков большеберцовой кости. С целью иммобилизации и постоянного растяжения использовались упругие и эластичные прутья, которые вставлялись в эти кольца как распорки. Кроме того, Гиппократ предложил универсальное устройство (скамья Гиппократа) для вправления переломов любой локализации, рычаговое приспособле­ние для репозиции вывиха позвоночника и многие другие аппараты.

Все переломы Гиппократ делил на простые и осложненные (открытые). Говоря об открытых переломах, он рекомендовал отпиливать выступающий на поверхность раны кусок кости, «если нельзя ее сдвинуть на свое место».

Много различных консервативных способов предложил Гиппократ для ускорения сращения костей. Особое значение он придавал методу постукивания по отломкам для ускорения сращения. Он использовал также солнечные и водяные ванны, а особенно советовал «растира­ние» поврежденной конечности. Метод «растирания» намного позд­нее был систематизирован арабской школой врачей и получил на­звание массажа (от арабского слова «таяв», что переводится как «нежное давление»).

В I веке нашей эры римский врач Корнелий Цельс написал трактат «О медицине», в котором углубил и дополнил представление Гиппократа о ранах, дал характеристику некоторых заболеваний костей и дополнил понятие об операциях на костях (выскабливание, прижигание, резекция кости до момента появления небольшого количества крови и т. д.). Это уже те советы врачам, которым мы следуем в настоящее время. Цельс предложил ряд инструментов для операции на костях (венечный трепан по типу цилиндрической трубки с острыми зубцами по краю цилиндра, менингофилакс – предохра­нитель мозговой оболочки и т. д.). Кроме того, он значительно обогатил систематику черепно-мозговой травмы: потеря зрения, спутанность сознания и бред, расстройство речи, сна, аппетита, ригидность затылочных мышц и т. д.

Почти в одно время с Цельсом разрабатывал вопросы деформаций и повреждения скелета человека Гален (131-206 гг. н. э.), которому мы обязаны введением таких распространенных по сей день терминов, как «лордоз», «кифоз», «сколиоз».

Гален и Цельс отмечали своеобразие в течении некоторых деформаций и заболеваний у детей, а Цельс, кроме того, указывал, что детей следует лечить иначе, чем взрослых.

Большой вклад в учение о повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата внесли представители греко-римской и араб­ской школ. Так, Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037 гг.) подробно описал переломы, вывихи и предложил способ вправления вывиха плеча посредством давления на его головку. Абулказис (926-1013 гг.) в своих трудах изобразил инструментарий, приме­нявшийся в хирургии, и ряд аппаратов для репозиции костных отломков.

Большой вклад в развитие травматологии и ортопедии внес французский врач Амбруаз Парэ (1510-1590). Он предложил много методов лечения ортопедических заболеваний и повреждений. Основное внимание он сосредоточил на применении различных корригирующих и удерживающих приспособлений. Впервые ввел жестяной корсет для вправления искривления позвоночника, реко­мендовал специальную обувь при косолапости и т. д.

Много внимания Парэ уделял протезированию. Описание протезов дано им в специальном трактате, опубликованном в 1564 г. В этой работе Парэ указывает, что чертежи различных протезных аппара­тов ему удалось сделать совместно со слесарем, вследствие чего приведенные в работе чертежи и схемы понятны каждому слесарю; это позволило изготовлять аппараты-протезы в широких масшта­бах. В его протезах механическое устройство позволяло приводить в движение пальцы и кисть.

Несомненной заслугой Парэ является то, что он впервые делает попытку выделить «науку об искривлениях» как особую отрасль хирургии. Много внимания он уделяет лечению переломов, впервые говорит о переломах надколенника и методах его лечения, отдельно выделяет переломы шейки бедра. Особенно ценным явилось предложение Парэ о накладывании специальных металлических шин с отверстиями при открытых переломах костей конечностей, что позволило производить перевязку, не снимая иммобилизирующих приспособлений.

В лечении больных с различными дефектами опорно-двигательно­го аппарата Парэ исходил из основ консервативного лечения, и непоколебимость его авторитета задержала прогресс ортопедии.

Гаспаром Тальякоцци (1546-1599) предложена кожная пластика на питающей ножке, получившая название итальянского способа. Но еще в VI веке метод пластики на питающей ножке использовался в Индии для закрытия дефектов носа. Классический труд Тальякоцци «О хирургии дефектов всаживанием» вышел в 1597 г. Излагаемые в книге принципы пластической хирургии были истолкованы духовен­ством как попытка вмешаться в дела господа бога. Автор был предан анафеме, останки его изъяты из гроба и захоронены на «неосвящен­ной» земле. Так инквизиция подавляла развитие науки.

В следующем столетии появились работы некоторых ученых (в основном консервативного направления), работающих над исправлением деформации тела человека и лечением переломов.

В 1660 г. вышло сочинение Глиссона (1597-1677) о рахитических изменениях, которые автор предлагал лечить рядом консервативных методов. Одним из предложений Глиссона широко пользуются и в настоящее время для фиксации и растяжения шейного отдела позвоночника – так называемая петля Глиссона.

В доасептический период ограничение числа операций объясняется тем, что тяжелые осложнения удерживали хирургов даже от простых вмешательств.

Травматология и ортопедия. Юмашев Г.С., 1983г.

Источник

Личность в истории – совокупность представлений о месте человека в течение исторического времени и пространства, в частности, о её коллективных, групповых и персональных ролях, общественных, профессиональных, семейных практиках, реальных и возможных жизненных сценариях, связанности конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами и тому подобное.

Первоначальное осознание[править | править код]

Первоначальное осознание места человека в древности опиралось почти исключительно на мифологическую основу, в частности, освящало и фиксировало устоявшиеся социальные практики: божественное назначение фараонов и других правителей государств Древнего Востока; посредничество между богами и людьми, которое отводилось касте или слою жрецов; определение службы властителям должной только чиновникам и воинам (напр., известны древнеегипетские поучения ученикам писцов, в которых обосновывалось привилегированное положение писца в тогдашнем обществе), а несвободного труда – рабам. При этом человек выступал лишь как наименьшая частица неделимого социального целого древневосточных обществ. Впрочем, даже мифологическое сознание наделяло ряд легендарных или полулегендарных персонажей исключительными способностями и особым назначением (Гильгамеш, Прометей), выражало начальное понимание изменчивости человеческих ролей на сцене истории.

Эпоха античности[править | править код]

Существенный перелом в историческом сознании произошел в эпоху античности, в частности во времена Древней Греции. Насыщенная и богатая «пространственная история» более 600 государственных образований в пределах относительно небольшого пространства и времени (считают, что только Аристотель с группой учеников изучал состояние 158 государств), быстротечность политического бытия (от монархии к демократии или, наоборот, от демократии к олигархии), чрезвычайная интенсивность культурной и духовной жизни привели к формированию античного типа человека – гражданина, которому было присуще разнообразие социальных ролей. Поэтому личность, хоть и рассматривалась как часть античного Космоса, однако уже воспринималась как самодеятельное существо. Следовательно предопределенность привычных сценариев бытия заметно трансформировалась, поскольку все больше ассоциировалась с персональными качествами и чертами той или иной личности, её действиями и поступками, которые осуждались или, наоборот, воспевались, признавались образцовыми, достойными подражания в письменной традиции. Например, с деяниями стратега Перикла часто отождествляют всю эпоху высшего расцвета афинской демократии – «времена Перикла» («век Перикла»). В то же время жизненные сценарии личности связывались с определёнными социо- и этнокультурными измерениями, которые отражали конфликты эллинского и варварского миров, политических и культурных традиций, общественных практик и тому подобное. К примеру, известно описание Геродотом убийства скифами своего царя Скила, который позаимствовал древнегреческие обычаи и тем самым попрал местную культуру. Смесь культурных традиций в эпоху эллинизма и римской эпохи заметно изменила привычные жизненные сценарии личности, которая иногда достигала вершин власти с самых низких слоев. Так, будущий римский император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан был сыном вольноотпущенника, то есть раба, которому подарили свободу. В эпоху античности сформировались и определённые каноны освещения деяний выдающихся личностей, как правило, императоров, царей, правителей. Например, Плутарх своими знаменитыми сравнительными жизнеописаниями и Гай Светоний Транквил трудом о жизни цезарей внесли в письменную традицию моралистические рассуждения, поучительные экскурсы, эстетические зарисовки, патетические включения, анекдотические подробности и т. п.

Влияние христианства[править | править код]

Новую систему координат по осмыслению места и роли личности в истории ввело христианство. Собственно, христианство разделило мир истории на Божий и человеческий уровни: сакральное, священное и обыденное, профанное; в частности, трансформировало само историческое сознание, которое стало теоцентричным. Жизненный путь личности рассматривался, толковался и оценивался из сакральных канонов. Поэтому появился особый вид церковной литературы – агиография – жизнеописания канонизированных светских и духовных лиц, сопровождавшиеся христианскими поучениями, молитвами и тому подобное. В частности, на территории Киевской Руси распространялись как переводные византийские и южнославянские агиографии (Феодора Студита, Стефана Сурожского, Иоанна Готского и др.), так и местные жития князей Бориса и Глеба, великого князя киевского Владимира Святославича, великой княгини киевской Ольги, Феодосия Печерского и др. В конце концов, сущность средневекового человека видели в той доле духовного, Божьего огня, которая преодолевает пределы телесной оболочки и освящает её. В эпоху средневековья существенно сузилась версиальность жизненных сценариев тогдашней личности, которая в значительной степени зависела от его места в сословной иерархии. На первый план выдвинулись фигуры европейских монархов, зажиточной аристократии, высшие слои духовенства, деяния которых наиболее полно освещались в летописной традиции. Зато низшие сословия населения заняли положение «молчаливого большинства» (термин российского медиевиста А. Гуревича), имена некоторых представителей которой лишь эпизодически и случайно попадали в анналы, хронографы и летописи.

Эпоха Возрождения[править | править код]

Новый перелом исторического сознания произошел в эпоху Возрождения, которая отличалась становлением индивидуальности в культуре и духовности, которая стремится выразить свое «Я». Заодно распространились рефлективные компоненты социогуманитарного знания, благодаря которым человек стремился постичь индивидуальные действия и коллективные реакции на авансцене истории, в частности их ретроспективность, различие разных исторических эпох (Ф. Бьондо, Л. Валла, Ф. Гвиччардини, Н. Макиавелли и др.). Более того, назначение истории, наряду с философией и риторикой, видели в том, чтобы воспитывать, развивать личность. Поэтому личность предстала как духовная и культурная сущность, логично и рационально мыслящая и занимающая определённое положение в обществе, то есть является человеком социальным. Одновременно возникло групповое сознание интеллектуалов эпохи Возрождения, которое соединяло общие культурные, духовные и мыслительные компоненты сознания. Считают, что само понятие «личность» появилось в Западной Европе не ранее 17 века как следствие осознание социальной и духовной природы человека, точнее, её социальных и культурных практик. В России этот термин ввел историк Н. Карамзин.

Эпоха Просвещения[править | править код]

В эпоху Просвещения человек воспринимался в контексте естественно-правового мышления, в частности универсального Ума и натуралистического Права. Поэтому выдающиеся фигуры прошлого рассматривались с перспективы моралистических примеров или прагматических стратегий поведения, поскольку история должна была стать своеобразной учительницей жизни. Поэтому внимание известных просветительских мыслителей и интеллектуалов сосредотачивалась на проблемах жизни отдельной личности, либо на идеальных задачах всего человечества. Зато неповторимые явления и противоречивые фигуры прошлого в основном оставались вне пределов рационалистического историописания. Однако позднепросвещенческие идеи приподняли вековые устои сословного и иерархического общества. Они привели к дискуссиям относительно конфликта «естественного состояния» с цивилизацией, то есть первобытного человека и развивающейся личности, распространение идеалов персональной автономии, общественной среды человеческого бытования, народоправления (демократии) и др. В целом, просветительская критика была направлена против обскурантизма, невежества, предрассудков, схоластических догматов, с которыми связывались моральные добродетели человека (к примеру чрезмерного аскетизма). Зато поддерживалось мнение о личных заслугах как критерия чести и достоинства человека-гражданина. Собственно, Просвещение взлелеяло идеал «просветительского обладателя». Сторонником таких взглядов был известный украинский церковный деятель Феофан (Прокопович). В конце концов благодаря просветительским идеям средневековый Подданный превратился в Гражданина. И рецепция исторического Человека во времени и пространстве в рамках просветительского миропонимания характеризовалась однообразием и схематизмом представления, например, такой была его идея космополитизма. Впрочем, уже в пределах позднепросветительского рационализма вызревал скептицизм относительно представлений об однородности человеческой природы как части общего универсума, который представляли преромантики Й-Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо и др.

Посленаполеоновское время[править | править код]

В посленаполеоновское время европейской истории распространился романтизм, который продуцировал перенос приоритетов из самодовлеющего культа Разума на своеобразие и множественность культурно-национальных укладов жизни, с апологии неизменности существования исторического человека на повсеместный колорит места и времени, свойственный каждой эпохе, а соответственно и личности. И самое главное – в поле романтических систем миропонимания оказался человек с разнообразными и уникальными проявлениями национального и социального бытия, самобытными, индивидуальными реакциями, который окончательно разрушил логические и универсальные схемы. Следовательно, в европейскую историографию вошел новый тип личности – романтический герой, который часто имел некое мессианское назначение (спасти народ от иностранных захватчиков, побороть несправедливость знати, защитить этнонациональную самобытность и тому подобное). Однако, если в просветительских взглядах циркулировала мысль об осознанности действий личности, то в романтическом представлении довольно часто бытовал тезис о её инстинктивных стремлениях, навязывалась доминация колорита места и времени. Примером такого подхода является «История герцогов Бургундских из дома Валуа» французского историка П. де Баранта. Появилась и ряд исторических концепций, которые толковали роль истории в личности в соответствующем духе, к примеру, известная визия «культа героев» английского философа Т. Карлейля. Встали вопросы о соотнесении ритма бытия, исторического времени не только с массовым, коллективным героем – народом/нацией, а и с жизнью отдельной личности, её сложными мироощущениями и реакциями.

Влияние позитивизма[править | править код]

Основополагающую трансформацию представлений о роли личности в истории связывают с волной первого позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, которая выдвинула тезис о чрезвычайной вере в силу знания и человеческого разума, якобы способного постичь все тайны природы и общественного развития. Следовательно, жизненные сценарии и социальные практики личности в позитивистском мировоззрении подчинялись логике общих общественных законов или детерминизма. Согласно позитивистским стратегиям действия, в конце концов общественные практики личности должны быть сведены к соответствующим тенденциям, факторам и предпосылкам. К примеру, достаточно распространенным является известный тезис О. Конта об «истории без имен», хотя такая мысль была не очень популярной среди историков-позитивистов.

Начало XX века[править | править код]

В конце 19 – начале 20 века европейская социогуманитаристика вернулась к идеалистическим, иррациональным стратегиям объяснения исторического бытия, а по большому счету – к интуитивному способу мышления. Произошла персонификация исторических личностей, которые отныне представляли стихийные желания, инстинкты, коллективную волю, эмоциональные переживания определённых социальных общностей в неоромантических визиях истории, что получили невероятную популярность у «негосударственных» или «обиженных» наций.

В 1-й трети 20 века социогуманитаристика попала в силовые поля неокантианского и социологического ответвлений, которые существенно изменили палитру представлений о личности и её роль на исторических просторах. Противоположные вариации таких представлений обычно воплощались в концепциях сингуляризма («социального атомизма»), то есть трактовки общества как совокупности личностей, и универсализма («коллективизма»), что толковал общества как сообщества, которые невозможно свести к отдельным личностям. С распространением в 1920-х гг. догматов марксизма и марксизма-ленинизма в СССР перешли к концепту «массового человека», включенного в определённые процессы или явления. Во времена сталинского режима общественные практики личности нивелировались до известной модели «социального винтика» общей системы. После 1945 распространились философские течения (экзистенциализм, персонализм и др.), ориентированные на всестороннее раскрытие культурного и духовного потенциала личности, в частности в отношении переоценки её социальных практик, жизненного сценария, в конце концов даже незначительных ролей (т. н. микроролей) на исторических подмостках.

Середина XX века[править | править код]

На рубеже 1950-60-х гг. мощное влияние на западную историческую мысль произвел антропологический поворот, который заставил гуманитариев, в частности историков, рассматривать личность в новейших контекстах: конструирование соответствующих институтов и структур, среды бытования и даже сознания, ментальности, иерархии ценностей. Сейчас в западной социогуманитаристике интенсивно дискутируются вопросы, связанные с дискурсивными практиками, ролевыми моделями, стилями жизни личности в постиндустриальную и глобалистскую эпоху, в частности с постмодернистским поворотом. Ситуация постмодерна предопределяет невиданную доселе синхронизацию исторического времени, по крайней мере его субъективных темпоральных измерений. Примером этого является одновременное сосуществование в едином глобалистическом пространстве личности, включенной в различные временные роли: суд шариата и международных космических миссий, джихада и генетических исследований, кастового разделения и тотального космополитизма, связанных с первобытными ритуалами общественных практик аборигенов и пользования сетью Интернет и т. д.

Источники и литература[править | править код]

  • Гущин А. А. Роль личности в истории // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2013. – № 3 (7). – C. 233-237.
  • О. В. Ясь. Особистість в історії // Енциклопедія історії України : у 10 т. / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України. – К. : Наук. думка, 2010. – Т. 7 : Мл – О. – С. 665. – ISBN 978-966-00-1061-1.
  • С.О. Курбанов. Размышления об исторической науке и роли личности в истории (С примерами из истории Кореи). – СПб.: Издательство РХГА, 2016. – 212 с. – ISBN 978-5-88812-779-7.

Источник

Читайте также:  Перелом лучевой и локтевой кости описание