Лфк при переломе костей верхних и нижних конечностей

В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.

I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.

Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.

Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.

Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.

Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:

1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).

2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).

3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).

4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).

5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.

6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.

7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.

II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.

Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.

К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.

Специальные упражнения II периода:

1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).

2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).

3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.

4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).

5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).

6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.

III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.

Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).

Средства ЛФК третьего периода:

1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.

2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.

3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.

5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.

Источник

Îáùèå ïðîÿâëåíèÿ òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíè. Òèïû òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, èõ ñèìïòîìû. Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ, ìåòîäû èõ ëå÷åíèÿ è âîçìîæíûå îñëîæíåíèÿ. Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè òðàâìàõ è âûâèõàõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Компрессионный перелом позвоночника грудного отдела упражнения

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ËÔÊ ïðè òðàâìàõ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé

Òðàâìîé – íàçûâàåòñÿ âíåçàïíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà ôàêòîðîâ âíåøíåé ñðåäû (ìåõàíè÷åñêèõ, ôèçè÷åñêèõ, õèìè÷åñêèõ è äð.), ïðèâîäÿùèõ ê íàðóøåíèþ àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè òêàíåé è ôóíêöèîíàëüíûì íàðóøåíèÿì â íèõ.

Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû òðàâìàòèçìà: ïðîèçâîäñòâåííûé, áûòîâîé, óëè÷íûé, òðàíñïîðòíûé, ñïîðòèâíûé è âîåííûé.

Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ òðàâìû îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà â ðåçóëüòàòå âîçäåéñòâèÿ ìåõàíè÷åñêîé ñèëû: ïåðåëîìû êîñòåé, ðàñòÿæåíèÿ è ðàçðûâû ìûøö èëè ñâÿçîê, âûâèõè.

Ïðè íåçíà÷èòåëüíîì âîçäåéñòâèè ïîâðåæäàþùåãî ôàêòîðà ïðåîáëàäàþò ìåñòíûå ñèìïòîìû òðàâìû: ïîêðàñíåíèå, îòåê, áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè. Ïðè îáøèðíûõ ïîâðåæäåíèÿõ, íàðÿäó ñ ìåñòíûìè ñèìïòîìàìè, âîçíèêàþò íàðóøåíèÿ äåÿòåëüíîñòè öåíòðàëüíîé íåðâíîé, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, îðãàíîâ âûäåëåíèÿ è æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè.

Ñîâîêóïíîñòü îáùèõ è ìåñòíûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ñäâèãîâ, íàñòóïàþùèõ â îðãàíèçìå ïîñëå òðàâìû, íàçûâàåòñÿ òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíüþ.

Îáùèìè ïðîÿâëåíèÿìè òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíè ÿâëÿþòñÿ: îáìîðîê, êîëëàïñ, òðàâìàòè÷åñêèé øîê.

Îáìîðîê – êðàòêîâðåìåííàÿ ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ, îáóñëîâëåííàÿ íåäîñòàòî÷íûì êðîâîîáðàùåíèåì â ãîëîâíîì ìîçãó (â ðåçóëüòàòå ðåôëåêòîðíîãî ñïàçìà åãî ñîñóäîâ). Ïðè îáìîðîêå íàáëþäàþòñÿ ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, çâîí â óøàõ, ïîõîëîäåíèå êîíå÷íîñòåé, ðåçêîå ïîáëåäíåíèå êîæíûõ ïîêðîâîâ, ñíèæåíèå ÀÄ.

Êîëëàïñ – ôîðìà îñòðîé ñîñóäèñòîé íåäîñòàòî÷íîñòè (ñâÿçàííàÿ ñ êðîâîïîòåðåé, áîëüþ, íàðêîçîì, èíòîêñèêàöèåé.) Õàðàêòåðèçóåòñÿ îñëàáëåíèåì ñåðäå÷íîé äåÿòåëüíîñòè â ðåçóëüòàòå ñíèæåíèÿ ñîñóäèñòîãî òîíóñà èëè ìàññû öèðêóëèðóþùåé êðîâè, ÷òî ïðèâîäèò ê óìåíüøåíèþ âåíîçíîãî ïðèòîêà êðîâè ê ñåðäöó, ñíèæåíèþ ÀÄ è ãèïîêñèè ìîçãà. Ñèìïòîìû êîëëàïñà: îáùàÿ ñëàáîñòü, ãîëîâîêðóæåíèå, õîëîäíûé ïîò; ñîçíàíèå ñîõðàíåíî èëè çàòóìàíåíî.

Òðàâìàòè÷åñêèé øîê- òÿæåëûé ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ, âîçíèêàþùèé â îðãàíèçìå êàê îòâåòíàÿ ðåàêöèÿ íà òÿæåëóþ òðàâìó. Ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì óãíåòåíèåì æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé- èç-çà íàðóøåíèÿ íåðâíîé è ãîðìîíàëüíîé ðåãóëÿöèè, äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, âûäåëèòåëüíîé è äð. ñèñòåì îðãàíèçìà.

Ê òðàâìàòè÷åñêèì ïîâðåæäåíèÿì ÎÄÀ, ïðè êîòîðûõ ïðèìåíÿåòñÿ ËÔÊ, îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû êîñòåé, ïîâðåæäåíèÿ òêàíåé ( ìûøö, ñâÿçîê, ñóõîæèëèé), óøèáû ñóñòàâîâ, âûâèõè.

Ïåðåëîì – ýòî ïîëíîå íàðóøåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè êîñòè, âûçâàííîå íàñèëèåì ( ìåõàíè÷åñêèì âîçäåéñòâèåì ) ïðåâûøàþùèì ïðåäåëû åå ïðî÷íîñòè è ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîâðåæäåíèåì îêðóæàþùèõ òêàíåé è íàðóøåíèåì ôóíêöèè ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà òåëà.

Ñèìïòîìû ïåðåëîìà:

– áîëü

íàðóøåíèå ôóíêöèé

äåôîðìàöèÿ è óêîðî÷åíèÿ êîíå÷íîñòè

íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü

êðåïèòàöèÿ ( òðåíèå îäíîãî îòëîìêà î äðóãîé)

èíîãäà áûâàåò øîê

 çàâèñèìîñòè îò ïðîèñõîæäåíèÿ ïåðåëîìû êîñòåé äåëÿòñÿ íà:

Âðîæäåííûå, âîçíèêàþùèå âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå, âñëåäñòâèå íåïîëíîöåííîñòè êîñòíîãî ñêåëåòà ïëîäà.

Ïðèîáðåòåííûå, êîòîðûå â ñâîþ î÷åðåäü äåëÿòñÿ íà: òðàâìàòè÷åñêèå, âîçíèêàþùèå ïîä âëèÿíèåì ìåõàíè÷åñêèõ ôàêòîðîâ. Ïàòîëîãè÷åñêèå, ÿâëÿþùèåñÿ ñëåäñòâèåì ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â êîñòÿõ (îïóõîëè, îñòåîìèåëèò, òóáåðêóëåç).

Ðàçëè÷àþò îòêðûòûå ïåðåëîìû, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîâðåæäåíèåì êîæíûõ ïîêðîâîâ ( åñëè åñòü íàðóæíàÿ ðàíà), è çàêðûòûå, êîãäà öåëîñòíîñòü êîæè ñîõðàíåíà ( åñëè íåò íàðóæíîé ðàíû). Îòêðûòûå ïåðåëîìû áîëåå òÿæåëûå, ò. ê. êðîâü èçëèâàåòñÿ íàðóæó, è èìåþòñÿ îòêðûòûå âîðîòà äëÿ èíôåêöèè.

 çàâèñèìîñòè îò ëîêàëèçàöèè ïåðåëîìû òðóá÷àòûõ êîñòåé äåëÿò íà ýïèôèçàðíûå( âíóòðèñóñòàâíûå)

ìåòàôèçàðíûå ( îêîëîñóñòàâíûå)

äèàôèçàðíûå ( âñå ïðîòÿæåíèå êîñòè).

Îíè äåëÿòñÿ íà âåðõíþþ, ñðåäíþþ è íèæíþþ òðåòü.

Âíóòðèñóñòàâíûå ïåðåëîìû íàèáîëåå òÿæåëûå, îíè äåëÿòñÿ íà:

ïåðåëîìû ñ ñîõðàíåíèåì êîíãðóåíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé;

ïåðåëîìû ñ íàðóøåíèåì êîíãðóåíòíîñòè ñóñòàâíûõ ïîâåðõíîñòåé;

îñêîëü÷àòûå ïåðåëîìû, îïàñíûå óòðàòîé ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå;

ïåðåëîìû-âûâèõè.

 çàâèñèìîñòè îò ìåõàíèçìà ïðîèñõîæäåíèÿ ïåðåëîìû äåëÿòñÿ

ïåðåëîìû îò ñäàâëåíèÿ

ïåðåëîìû îò ñãèáàíèÿ

ïåðåëîìû îò ñêðó÷èâàíèÿ

îòðûâíûå ïåðåëîìû

Ïî íàïðàâëåíèþ ëèíèé èçëîìà ( ïî îòíîøåíèþ ê îñè êîñòè) ðàçëè÷àþò

ïîïåðå÷íûå

ïðîäîëüíûå

êîñûå

âèíòîîáðàçíûå (ñïèðàëüíûå)

Åñëè êîñòü ïîâðåæäåíà ñ îáðàçîâàíèåì îñêîëêîâ, òî âîçíèêàþò îñêîëü÷àòûå ïåðåëîìû.

Ïðè îáðàçîâàíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ìåëêèõ îñêîëêîâ êîñòåé ïåðåëîìû íàçûâàþòñÿ ðàçäðîáëåííûìè.

Ïîä âëèÿíèåì âíåøíåé ñèëû è ïîñëåäóþùåé òÿãè ìûøö áîëüøèíñòâî ïåðåëîìîâ ñîïðîâîæäàþòñÿ ñìåùåíèåì îòëîìêîâ.

Ó äåòåé ïåðåëîìû êîñòåé ïðîèñõîäÿò ïî òèïó çåëåíîé âåòêè, ò.å. îòëîìêè êîñòåé óäåðæèâàþòñÿ óöåëåâøåé íàäêîñòíèöåé êàê â ÷åõëå.

Ïåðåëîìû îäíîãî ñåãìåíòà èëè îäíîé îáëàñòè íàçûâàþòñÿ èçîëèðîâàííûìè.

Òðàâìû íåñêîëüêèõ ëîêàëèçàöèé îðãàíîâ îïîðû è äâèæåíèÿ( ïåðåëîì áåäðà è ãîëåíè, ïëå÷à è áåäðà è ò.ä.) íàçûâàþòñÿ ìíîæåñòâåííûìè.

Òðàâìû íåñêîëüêèõ ðàçëè÷íûõ ñèñòåì è îðãàíîâ ( ïåðåëîì áåäðà ñ ðàçðûâîì ñåëåçåíêè) íàçûâàþòñÿ ñî÷åòàííûìè.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ:

îáåçáîëèâàíèå (ñ ïîìîùüþ øïðèö òþáèêà)

îñòàíîâêà êðîâîòå÷åíèÿ (ñ ïîìîùüþ æãóòà è ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ)

èììîáèëèçàöèÿ (ñ ïîìîùüþ øèíû)

ïðè îñòàíîâêå äûõàíèÿ – èñêóññòâåííîå äûõàíèå

ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà – çàêðûòûé ìàññàæ ñåðäöà

íàïðàâëåíèå â ñòàöèîíàð

Ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ âêëþ÷àåò âîññòàíîâëåíèå àíàòîìè÷åñêîé öåëîñòíîñòè ñëîìàííîé êîñòè è ôóíêöèé ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà. Ðåøåíèå ýòèõ çàäà÷ äîñòèãàåòñÿ çà ñ÷åò:

ðàííåãî è òî÷íîãî ñîïîñòàâëåíèÿ îòëîìêîâ (ðåïîçèöèÿ)

Читайте также:  Что лучше трещина или перелом кости

ïðî÷íàÿ ôèêñàöèÿ ðåïîíèðîâàííûõ îòëîìêîâ – äî ïîëíîãî èõ ñðàñòàíèÿ

ñâîåâðåìåííîå ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå

Ìåòîäû ëå÷åíèÿ ïåðåëîìîâ:

Êîíñåðâàòèâíûé ìåòîä â íåì âûäåëÿþò 2 ýòàïà – ôèêñàöèþ è âûòÿæåíèå. Ñðåäñòâàìè ôèêñàöèè ìîãóò áûòü ãèïñîâûå ïîâÿçêè, ëàíãåòû, êîðñåòû è äð. àïïàðàòû. Äëÿ äîñòèæåíèÿ íåïîäâèæíîñòè è ïîêîÿ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà ôèêñèðóåò 2-3 áëèçëåæàùèõ ñóñòàâà.

Ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå èñïîëüçóþò ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ ñî ñìåùåíèåì, êîñûõ, âèíòîîáðàçíûõ è îñêîëü÷àòûõ ïåðåëîìîâ äëèííûõ òðóá÷àòûõ êîñòåé, íåêîòîðûõ ïåðåëîìîâ êîñòåé òàçà, âåðõíèõ øåéíûõ ïîçâîíêîâ, êîñòåé â îáëàñòè ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà è ïÿòî÷íîé êîñòè.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíî âûòÿæåíèå ñ ïîìîùüþ ñïèöû Êèðøíåðà, ðàñòÿãèâàåìîé â ñïåöèàëüíîé ñêîáå. Ê ñêîáå ñ ïîìîùüþ øíóðà ïðèêðåïëÿþò ãðóç. Ïîñëå ñíÿòèÿ ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ ÷åðåç 20-50 äíåé íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó.

Îïåðàòèâíûé ìåòîä:

À) ìåòàëëîîñòåîñèíòåç- ñîåäèíåíèå îòëîìêîâ êîñòåé ñ ïîìîùüþ ìåòàëëè÷åñêèõ êîíñòðóêöèé (ñïèö, ãâîçäåé, ïðîâîëîêè è ò.ä.)

Á) íàëîæåíèå êîìïðåññèîííî-äèñòðàêöèîííûõ àïïàðàòîâ Èëèçàðîâà, Âîëêîâà…(ïåðåêðåùèâàþùèåñÿ ñïèöû ïðîâîäÿòñÿ ÷åðåç êîñòü, ñîåäèíÿþòñÿ êîëüöàìè, à êîëüöà øòàíãàìè.)

Ïðåèìóùåñòâîì îïåðàòèâíîãî ìåòîäà ëå÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïîñëå ôèêñàöèè îòëîìêîâ ìîæíî ïðîèçâîäèòü äâèæåíèÿ âî âñåõ ñóñòàâàõ ïîâðåæäåííîãî ñåãìåíòà òåëà, ÷òî íåâîçìîæíî äåëàòü ïðè ãèïñîâîé ïîâÿçêå ( áîëüíîé ñ ïåðâûõ äíåé ìîæåò ñåáÿ îáñëóæèâàòü).

Âîññòàíîâèòåëüíûé ìåòîä – ËÔÊ, ìàññàæ, òðóäîòåðàïèÿ, ìåõàíîòåðàïèÿ, ôèçèîòåðàïèÿ, èãëîóêàëûâàíèå è ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ.

Îñëîæíåíèÿ ïðè ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ:

çàñòîéíàÿ ïíåâìîíèÿ

êîíòðàêòóðà – îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ

àíêèëîç – ïîëíîå îòñóòñòâèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå

ãèïîòðîôèÿ ìûøö – óìåíüøåíèå ìûøöû â îáúåìå

àòðîôèÿ ìûøö

Ïåðèîäû ËÔÊ ïðè òðàâìàõ:

èììîáèëèçàöèîííûé èëè ïåðèîä âûíóæäåííîãî ïîëîæåíèÿ

ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé

âîññòàíîâèòåëüíûé

Ïåðâûé ïåðèîä ñîîòâåòñòâóåò êîñòíîìó ñðàùåíèþ îòëîìêîâ, êîòîðîå íàñòóïàåò â ñðåäíåì ÷åðåç 30-90 äíåé ïîñëå òðàâìû.

Ëà íàçíà÷àþò ñ ïåðâûõ äíåé ïîñòóïëåíèÿ áîëüíîãî â ñòàöèîíàð.

Çàäà÷è ËÔÊ:

-íîðìàëèçàöèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî;

-óëó÷øåíèå îáìåíà âåùåñòâ, äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, îðãàíîâ âûäåëåíèÿ;

-ïðîôèëàêòèêà îñëîæíåíèé (çàñòîéíîé ïíåâìîíèè, ìåòåîðèçìà è äð.).

-óñêîðåíèå ðàññàñûâàíèÿ êðîâîèçëèÿíèÿ è îòåêà;

-óñêîðåíèå îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè (ïðè ïåðåëîìàõ);

-óëó÷øåíèå ïðîöåññà ðåãåíåðàöèè ïîâðåæäåííûõ òêàíåé;

-ïðåäóïðåæäåíèå àòðîôèè ìûøö, âîçíèêíîâåíèÿ êîíòðàêòóð è òóãîïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ËÔÊ: îáùåå òÿæåëîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, ñòîéêèé áîëåâîé ñèíäðîì, íàëè÷èå èíîðîäíûõ òåë â òêàíÿõ.

Ñðåäñòâà ËÔÊ:

-ÎÐÓ (äëÿ íåòðàâìèðîâàííûõ ÷àñòåé òåëà);

-äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ: äëÿ ëåæà÷èõ áîëüíûõ – â ñîîòíîøåíèè 1:1; äëÿ õîäÿ÷èõ – 1:2(3);

àêòèâíûå ÔÓ äëÿ ñóñòàâîâ ñâîáîäíûõ îò èììîáèëèçàöèè;

óïð. äëÿ ìûøö æèâîòà â èçîìåòðè÷åñêîì ðåæèìå è ìûøö òåõ ó÷àñòêîâ òåëà, ãäå ìîãóò îáðàçîâàòüñÿ ïðîëåæíè;

ëå÷åíèå ïîëîæåíèåì;

èäåîìîòîðíûå óïð.;

èçîìåòðè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ìûøö ïîä èììîáèëèçàöèåé.

Âòîðîé ïåðèîä (ïîñòèììîáèëèçàöèîííûé) íà÷èíàåòñÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêè èëè âûòÿæåíèÿ. Ó áîëüíûõ îáðàçîâàëàñü ïåðâè÷íàÿ êîñòíàÿ ìîçîëü, íî â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ñíèæåíà ñèëà ìûøö, îãðàíè÷åíà àìïëèòóäà äâèæåíèé â ñóñòàâàõ èììîáèëèçèðîâàííîé êîíå÷íîñòè.

Çàäà÷è ËÔÊ:

óêðåïëåíèå êîñòíîé ìîçîëè

ïðè îïåðàòèâíîì âìåøàòåëüñòâå – îáåñïå÷åíèå ïîäâèæíîñòè ðóáöà, íå ñïàÿííîãî ñ ïîäëåæàùèìè òêàíÿìè;

çàâåðøåíèå ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè ïîâðåæäåííûõ òêàíåé è âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé â îáëàñòè ïîâðåæäåíèÿ;

äàëüíåéøàÿ ïðîôèëàêòèêà àòðîôèè ìûøö è êîíòðàêòóð ñóñòàâîâ;

óêðåïëåíèå ìûøö ïëå÷åâîãî ïîÿñà, òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé.

Ñðåäñòâà ËÔÊ:

ÎÐÓ

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ

Ïàññèâíûå, à çàòåì àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ñóñòàâîâ ïîðàæåííîé ÷àñòè òåëà

Êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ

Óïð. â ðàâíîâåñèè

Ñòàòè÷åñêèå óïð.

Óïð. â ðàññëàáëåíèè ìûøö

Óïð. ñ ïðåäìåòàìè.

Óïðàæíåíèÿ âíà÷àëå ëó÷øå âûïîëíÿòü èç îáëåã÷åííûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé (ëåæà, ñèäÿ).

Àêòèâíûå äâèæåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà âîññòàíîâëåíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâàõ, ÷åðåäóþò ñ óïðàæíåíèÿìè, ñïîñîáñòâóþùèìè êàê óêðåïëåíèþ, òàê è ðàññëàáëåíèþ ìûøö.

Òðåòèé ïåðèîä (âîññòàíîâèòåëüíûé) – ó áîëüíûõ âîçìîæíû îñòàòî÷íûå ÿâëåíèÿ â âèäå íåäîñòàòî÷íîñòè èëè îãðàíè÷åíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèé â ñóñòàâàõ, ñíèæåíèÿ ñèëû è âûíîñëèâîñòè ìûøö ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè.

Îí ïðîõîäèò â ðåàáèëèòàöèîííîì öåíòðå, èëè â ñàíàòîðèè, èëè â ïîëèêëèíèêå ïî ìåñòó æèòåëüñòâà (÷àñòè÷íî – â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ).

Çàäà÷è ËÔÊ:

îêîí÷àòåëüíîå (åñëè âîçìîæíî) âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé;

àäàïòàöèÿ îðãàíèçìà ê áûòîâûì è ïðîèçâîäñòâåííûì íàãðóçêàì;

ôîðìèðîâàíèå êîìïåíñàöèé, íîâûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ.

Ñðåäñòâà ËÔÊ:

ñïîðòèâíî-ïðèêëàäíûå óïðàæíåíèÿ

òðåíèðîâêà íà òðåíàæåðàõ

åñòåñòâåííûå ôàêòîðû ïðèðîäû

Îáùàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà óâåëè÷èâàåòñÿ çà ñ÷åò ïðîäîëæèòåëüíîñòè è ïëîòíîñòè ïðîöåäóðû, êîëè÷åñòâà óïð. è èõ ïîâòîðÿåìîñòè, ðàçëè÷íûõ èñõîäíûõ ïîëîæåíèé. ÎÐÓ äîïîëíÿþòñÿ äîçèðîâàííîé õîäüáîé, ëå÷åáíûì ïëàâàíèåì, ïðèêëàäíûìè óïð., ìåõàíîòåðàïèåé. Øèðîêî èñïîëüçóþò â ýòîò ïåðèîä è òðóäîòåðàïèþ.

Îöåíêà ýôôåêòèâíîñòè ËÔÊ ïðè òðàâìàõ ÎÄÀ.

Ïðîñòåéøèå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò íå òîëüêî äàòü îáúåêòèâíûå çàêëþ÷åíèÿ ïðè äèàãíîñòèêå ïîâðåæäåíèé ÎÄÀ, íî è îöåíèòü ðîëü ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ.

Óãëîâûå èçìåðåíèÿ àìïëèòóäû äâèæåíèÿ â ñóñòàâàõ ïðîâîäÿò ïðè ïîìîùè óãëîìåðîâ.

Ëèíåéíûå èçìåðåíèÿ ïðîâîäÿò ñàíòèìåòðîâîé ëåíòîé, îïðåäåëÿþò äëèíó, êàê ïîâðåæäåííîé, òàê è çäîðîâîé êîíå÷íîñòè. Ïðè ñðàâíåíèè ýòèõ äàííûõ ïîëó÷àþò ïðåäñòàâëåíèå î ñòåïåíè àíàòîìè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ íàðóøåíèé.

Читайте также:  Описание карты перелом ребер

Îáúåìíûå èçìåðåíèÿ èçìåðÿþò îêðóæíîñòü áîëüíîé è çäîðîâîé êîíå÷íîñòè â ñèììåòðè÷íûõ ìåñòàõ.(äëÿ îïðåäåëåíèÿ ãèïîòðîôèè ìûøö).

Ìûøå÷íóþ ñèëó ìîæíî îïðåäåëèòü ñ ïîìîùüþ äèíàìîìåòðèè è äèíàìîãðàôèè.

Î òîíóñå ìûøö ñóäÿò ïî ðåçèñòåíòíîñòè (óïðóãîñòè) ìåòîäîì ïàëüïàöèè.

Î âûíîñëèâîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà ñóäÿò ïî äëèòåëüíîñòè óäåðæàíèÿ ìûøå÷íîãî íàïðÿæåíèÿ èëè âûïîëíåíèþ êàêîé ëèáî äèíàìè÷åñêîé ðàáîòû ñ îïðåäåëåííûì ìûøå÷íûì óñèëèåì.  òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî âðåìåíè ñîâåðøàþò ìàêñèìàëüíîå ÷èñëî äâèæåíèé ñåãìåíòîì êîíå÷íîñòè, à çàòåì ïîêàçàòåëè ñðàâíèâàþò ñ äàííûìè èññëåäîâàíèÿ çäîðîâîé êîíå÷íîñòè.

Ïåðåëîìû äèàôèçà ïðåäïëå÷üÿ ñîñòàâëÿþò 25,6% âñåõ ïåðåëîìîâ êîñòåé âåðõíåé êîíå÷íîñòè. Ðàçëè÷àþò èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû ëó÷åâîé èëè ëîêòåâîé êîñòè è ïåðåëîìû îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ.

Ëå÷åíèå äèàôèçàðíûõ ïåðåëîìîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ðåïîçèöèè îòëîìêîâ (îñîáåííî ïðè èõ ñìåøåíèè),èììîáèëèçàöèè ãèïñîâîé ïîâÿçêîé – îò îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ïëå÷à (ðóêà ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 90°)è óêëàäûâàíèè ðóêè íà øèðîêóþ ìàðëåâóþ êîñûíêó. Äëèòåëüíîñòü èììîáèëèçàöèè îïðåäåëÿåòñÿ õàðàêòåðîì ïåðåëîìà è åãî ëîêàëèçàöèåé: ïðè ïåðåëîìå ëîêòåâîé èëè ëó÷åâîé êîñòè- äî 1 ìåñÿöà; ïðè ïåðåëîìàõ îáåèõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ – 7-9 íåäåëü.

Äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè âñòðå÷àþòñÿ äîâîëüíî ÷àñòî. Ìåõàíèçì ïåðåëîìà ìîæåò áûòü ïðÿìûì (íåïîñðåäñòâåííûé óäàð) è íåïðÿìûì (ïàäåíèå íà ëîêîòü, ìåòàíèå ãðàíàòû è ò.ä.). ÷àùå íàáëþäàþòñÿ ïåðåëîìû â ñðåäíåé òðåòè, ãäå ïîïåðå÷íèê êîñòè íàèáîëåå óçîê. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ êàê îïåðàòèâíûì, òàê è êîíñåðâàòèâíûì ìåòîäîì, îäíàêî îñíîâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ïåðåëîìàìè äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè ÿâëÿåòñÿ êîíñåðâàòèâíûé. Èììîáèëèçàöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷àùå âñåãî ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ñ ôèêñàöèåé âñåõ ñóñòàâîâ ðóêè (ïëå÷åâîãî, ëîêòåâîãî è ëó÷åçàïÿñòíîãî); çàòåì êîíå÷íîñòü óêëàäûâàþò íà îòâîäÿùóþ øèíó – â ñðåäíåì íà 3-6 íåäåëü. Ïðè ìíîãîîñêîëü÷àòûõ ïåðåëîìàõ êîñòåé ïëå÷à èñïîëüçóþò àïïàðàò Èëèçàðîâà.

Ïåðåëîìû êîñòåé êèñòè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïåðåëîìû êîñòåé çàïÿñòüÿ, ïÿñòüÿ è ôàëàíã ïàëüöåâ. òðàâìà ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïåðåëîì

Òðàâìû êîñòåé êèñòè ïðîèñõîäÿò îáû÷íî â ðåçóëüòàòå ïðÿìîãî óäàðà èëè ñäàâëåíèÿ.

Ïåðåëîìû êëþ÷èöû ïðîèñõîäÿò ïðè ïàäåíèè íà áîê èëè íà ñîãíóòóþ ðóêó, à òàêæå íåïîñðåäñòâåííîì óäàðå ïî êëþ÷èöå.

Ïðè êîíñåðâàòèâíîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ â ïîäìûøå÷íóþ âïàäèíó êëàäóò ïëîòíóþ ïîäóøå÷êó îâàëüíîé ôîðìû, ôèêñèðóÿ åå ê òóëîâèùó ÷åðåç çäîðîâîå ïëå÷î êðàõìàëüíûìè èëè ãèïñîâûìè áèíòàìè. Êîíå÷íîñòü, ñîãíóòàÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 35-45°, óêëàäûâàåòñÿ íà êîñûíêó, êîíöû êîòîðîé ñîåäèíÿþòñÿ çà øååé. Èììîáèëèçàöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ â ñðåäíåì 3 íåäåëè.

Ïðè îïåðàòèâíîì ìåòîäå ëå÷åíèÿ îòëîìêè ñêðåïëÿþò ñïèöåé, ãâîçäåì, øóðóïîì, ëàâñàíîâîé èëè êàïðîíîâîé ëåíòîé.

Âûâèõè êëþ÷èöû.  ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ íàáëþäàþòñÿ âûâèõè àêðîìèàëüíîãî êîíöà êëþ÷èöû, êîòîðûå âîçíèêàþò ïðè âîçäåéñòâèè ñèëû íà ïëå÷î, ðåçêî îòâåäåííîå êíèçó è âíóòðü.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îñíîâíûì ìåòîäîì ëå÷åíèÿ âûâèõîâ êëþ÷èöû ÿâëÿåòñÿ îïåðàòèâíûé. Ïîñëå îïåðàöèè ôèêñàöèÿ ïðîèçâîäèòñÿ ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ñðîêîì íà 2-4 íåäåëè èëè îòâîäÿùåé øèíîé äëÿ âåðõíåé êîíå÷íîñòè ñ äàâÿùåé ïîâÿçêîé íà àêðîìèàëüíûé êîíåö êëþ÷èöû.

Òðàâìû ëîêòåâîãî ñóñòàâà.

Òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ëîêòåâîãî ñóñòàâà äåëÿòñÿ íà óøèáû, ïåðåëîìû è âûâèõè. Ïðè òðàâìàõ ëîêòåâîãî ñóñòàâà íàêëàäûâàþò çàäíþþ ãèïñîâóþ ëîíãåòó îò îñíîâàíèÿ ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ïëå÷åâîé êîñòè (ðóêà ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå ïîä óãëîì 90*).

Äèàôèçàðíûå ïåðåëîìû áåäðà – òÿæåëîå ïîâðåæäåíèå. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîì áåäðà â âåðõíåé, ñðåäíåé è íèæíåé òðåòè. Ëå÷åíèå ïðîâîäèòñÿ êîíñåðâàòèâíûì (ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà áóãðèñòîñòü áîëüøåáåðöîâîé êîñòè) èëè îïåðàòèâíûì (ñêðåïëåíèå ìåòàëëè÷åñêèì ãâîçäåì, ïëàñòèíîé èëè àïïàðàòîì Èëèçàðîâà) ìåòîäàìè.

Òðàâìû êîëåííîãî ñóñòàâà âåñüìà ìíîãîîáðàçíû: ïîâðåæäåíèÿ ñâÿçî÷íî-ñóõîæèëüíîãî àïïàðàòà è êàïñóëû ñóñòàâà (ðàñòÿæåíèÿ, ðàçðûâû áîêîâûõ ñâÿçîê, êðåñòîîáðàçíûõ ñâÿçîê), ïåðåëîì íàäêîëåííèêà, ïîâðåæäåíèÿ ìåíèñêîâ, ïåðåëîìû ñóñòàâíûõ êîíöîâ áåäðà èëè áîëüøåáåðöîâîé êîñòè. Ýòè òðàâìû âîçíèêàþò âñëåäñòâèå ïðÿìîãî ïîâðåæäåíèÿ êîëåííîãî ñóñòàâà – óäàð â îáëàñòü ñóñòàâà èëè íåïðÿìîãî – ïðèçåìëåíèå ñ âûñîòû íà ïðÿìûå íîãè è íàñèëüñòâåííîå ïðåâûøåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ãðàíèö îáû÷íûõ äâèæåíèé. Ïðè ëþáîì ïîâðåæäåíèè êîëåííîãî ñóñòàâà îòìå÷àþòñÿ êðîâîèçëèÿíèå â ñóñòàâ, ñãëàæåííûå êîíòóðû ñóñòàâà (îòåê è ïðèïóõëîñòü).

Ïåðåëîìû êîñòåé ñòîïû. Ê òðàâìàòè÷åñêèì ïîâðåæäåíèÿì êîñòåé ñòîïû îòíîñÿò ïåðåëîìû êîñòåé ïðåäïëþñíû, ïëþñíû è ôàëàíã ïàëüöåâ.

Ïåðåëîìû êîñòåé ïðåäïëþñíû (ïÿòî÷íîé è òàðàííîé) îáû÷íî âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè ñ âûñîòû íà ïÿòêè; ïåðåëîìû ïëþñíåâûõ êîñòåé è ôàëàíã ïàëüöåâ – ïðè ïàäåíèè ãðóçà íà ñòîïó. Ïåðåëîìû ôèêñèðóþò ãèïñîâîé ïîâÿçêîé ñî ñòðåìåíåì íà 4-8 íåäåëü.

Ïîâðåæäåíèÿ ñóõîæèëüíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà ãîëåíîñòîïíîãî ñóñòàâà ÷àùå âñåãî áûâàþò â âèäå ðàñòÿæåíèÿ èëè ðàçðûâà íàðóæíîé ñâÿçêè (ïðè÷èíà – ïîäâåðòûâàíèå ñòîïû) è òðàâìû àõèëëîâà ñóõîæèëèÿ (ïðè âûïîëíåíèè ïðûæêîâ èëè ïîäñêîêîâ íà íîñêàõ èç-çà ðåçêîãî ðàñòÿæåíèÿ ñóõîæèëèÿ). Ïðè ëå÷åíèè íàêëàäûâàþò ãèïñîâóþ ïîâÿçêó «ñàïîæîê» îò ïàëüöåâ äî âåðõíåé òðåòè ãîëåíè ñ ìåòàëëè÷åñêèì ñòðåìåíåì.

1. Ðàçìåùåíî íà www.allbest.ru

Источник