Лечебная и физическая культура при всех переломах

В соответствии с характером переломов и этапами лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах костей разделяется на три периода: иммобилизации, восстановления функции и тренировки функции.
I период – иммобилизации (общетонизирующий). Он клинически совпадает с формированием первичной костной мозоли. Средствами реабилитации являются: сегментарный массаж, массаж здоровых тканей, массаж нетравмированной конечности; электрофорез, электростимуляция; ЛФК. Лечебная физкультура назначается сразу после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшение болевых ощущений после наложения вытяжки. Ранние сроки назначения ЛФК объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, предупредить возникновение гиподинамии, облегчить приспособление организма к иммобилизации.
Общие задачи ЛФК периода иммобилизации: улучшение течения основных нервных процессов; нормализация эмоционального тонуса больного; улучшение деятельности внутренних органов; активизация общих обменных процессов.
Специальные задачи I периода: а) улучшение трофики иммобилизированной конечности и предупреждение мышечной атрофии; б) предупреждение нарушений функции суставов иммобилизированной конечности, образования тугоподвижности и контрактур, выработка необходимых временных компенсаций.
Общие лечебные задачи решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Они выполняются из всех возможных при иммобилизации исходных положениях и должны охватывать все группы мышц. В занятия ЛФК включают дыхательные упражнения (статические и динамические), на внимание, координацию движений, на растягивание и расслабление мышц, корригирующие упражнения. Темп упражнений – медленный.
Для решения специальных задач I периода включают следующие упражнения:
1. Упражнения для симметричной конечности (способствуют улучшению кровоснабжения и трофики в иммобилизованной конечности).
2. Упражнения в свободных от иммобилизации суставах пораженной конечности (производятся сначала с помощью, а затем самостоятельно).
3. Идеомоторные упражнения для иммобилизированной конечности (сосредоточиться на выполнении движения в пораженном отделе).
4. Упражнения в статическом напряжении мышц иммобилизи-рованной конечности (способствуют сближению костных отломков, стимулируются процессы регенерации в месте перелома, улучшается кровоснабжение и трофика).
5. Упражнения, способствующие формированию компенсации: укрепление здоровой ноги и рук для подготовки к ходьбе при травме нижней конечности; улучшение качества движения здоровой руки при травме верхних конечностей и др.
6. Упражнения в давлении по оси конечности (при переломах костей бедра и голени): на ящик, специальную подставку или спинку кровати.
7. Упражнения в опускании иммобилизированной конечности ниже уровня постели.
II период – период восстановления функции. Клинически в этот период происходит окончательное формирование костной мозоли и может нормализоваться функция пораженной конечности. Для него характерны: атрофия иммобилизированной конечности; ограниченность движения в суставах; недостаточная прочность костной мозоли.
Общие лечебные задачи такие же, как в первый период. Значительно расширяется набор и дозировка общеобразовательных упражнений, добавляются подвижные игры. Темп упражнений – средний.
К специальным задачам II периода относятся: а) окончательное формирование костной мозоли; б) ликвидация мышечной атрофии; в) восстановление движений в суставах пораженной конечности; г) восстановление и нормализация функции пораженной конечности; д) ликвидация ненужных временных компенсаций; е) восстановление осанки, нормализация двигательных навыков, улучшение их качества.
Специальные упражнения II периода:
1. Активные гимнастические упражнения для пораженной конечности из облегчающих исходных положений (такие исходные положения обеспечивают движения в суставах больной конечности при минимальном напряжении мышц).
2. Упражнения в облегченных условиях, где становится меньшей масса тела и снимается напряжение мышц (упражнения в теплой воде).
3. Упражнения с помощью здоровой конечности, упражнения в маховых движениях для увеличения амплитуды движения в суставах на фоне расслабления мышц.
4. Упражнения с сопротивлением (для восстановления силы мышц).
5. Упражнения в ходьбе (при переломах нижних конечностей).
6. Пассивные упражнения (назначаются при хорошей консолидации отломков). Конечность должна быть полностью расслабленна.
III период – период тренировки функции. В этот период ликвидируются возможные остаточные явления. Средства реабилитации: сегментарно-рефлекторный массаж; тренировка на тренажерах; массаж льдом (криомассаж); специальные упражнения; сауна (баня); электростимуляция.
Специальными задачами III периода являются: а) полная реабилитация организма больного; б) восстановление двигательных навыков; в) достижение совершенства функции травмированной конечности; г) формирование наиболее выгодной постоянной компенсации (если полноценность функции не может бить обеспечена).
Средства ЛФК третьего периода:
1. Общеразвивающие упражнения, общая физическая нагрузка в занятиях увеличивается, расширяя возможности организма.
2. Прикладные упражнения, включающие в работу пораженную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты при поражении кисти и т.д.
3. Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
4. Гимнастические упражнения на координацию, равновесие, внимание, упражнения с предметами и простейшими снарядами.
5. Подвижные игры, соответствующие возрасту и возможностям больного.
Источник
Перелом плечевой кости является тяжёлой травмой. Плечевой сустав самый подвижный. Его травмы заметно сказываются на трудоспособности и активности человека. Переломы плеча бывают открытыми и закрытыми, со смещением и без смещения. В зависимости от локализации нарушения целостности костной ткани различают следующие виды переломов плечевой кости:
- перелом головки, хирургической, анатомической шейки, бугорков;
- перелом тела плечевой кости;
- перелом блока, наружного и внутреннего надмыщелков.
Пациент после перелома плеча долгое время воздерживается от любой деятельности, вызывающей боль. Врачи рекомендуют избегать тянущих и толкающих движений, подъёма тяжестей, а также действий, сопряжённых с поднятием рук. Лечебная физкультура позволяет пройти процессу заживления без осложнений. Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают комплекс упражнений, учитывая время и место перелома, состояние пациента и наличие сопутствующих заболеваний. Для ускорения восстановления функции верхней конечности физиотерапевты проводят комплексное лечение, включающее массаж, электропроцедуры.
В Юсуповской больнице созданы все условия для быстрого восстановления пациентов с переломом плечевой кости. ЛФК при переломе плеча начинают как можно скорее. Пациенты выполняют упражнения под руководством старшего инструктора по ЛФК. Во время реабилитации больных консультирует невролог, травматолог. Реабилитологи применяют инновационные методики физической реабилитации.
Лечебная физкультура при переломе плечевой кости
ЛФК после перелома плеча проводят на иммобилизационном этапе лечения, в первые 3 недели после перелома. Реабилитологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают комплекс физических упражнений, которые пациент выполняет по 30 минут 6-8 раз в день. Рука постоянно должна быть в повязке, за исключением занятий. Активные движения (вращения, сгибания и разгибания, повороты внутрь и наружу) в кисти, лучезапястном и локтевом суставах стимулируют кровообращение в руке, уменьшают отёк и снижают риск образования тромбов.
Маятникообразные движения руками отлично помогают снять болевой синдром в любое время. Пациент может вынуть больную конечность из повязки и в положении стоя с наклоном вперед сделать рукой несколько маятникообразных покачиваний. В комплекс ЛФК после перелома плечевой кости реабилитологи включают следующие упражнения:
- отведение и приведение верхней конечности или локтя к туловищу;
- скрещивание рук перед грудью;
- хлопок сначала перед грудью, а затем за спиной;
- повороты туловища с руками, сцепленными в замок перед грудью.
При выписке домой пациент получает список упражнений, которыми необходимо заниматься ежедневно.
Лечебная физкультура после перелома плеча
Функциональный этап реабилитации длится 3-6 недель. Спустя 3-4 недели после травмы плеча пациенту рекомендуют регулярные занятия лечебной физкультурой. Реабилитологи Юсуповской больницы для восстановления функции конечности применяют современные аппараты ведущих европейских производителей. Целью реабилитации на этом этапе является восстановление прежнего объема активных и пассивных движений. Комплекс упражнений постоянно расширяется, но исходное положение остаётся прежним.
Пациенту следует стремиться к постепенному разгибанию руки и выполнению упражнений стоя без наклона вперёд. Он ежедневно должен 4-6 раз выполнять следующие физические упражнения:
- подъём прямой руки перед собой;
- махи руками вперёд, назад и в стороны из исходного положения «стоя с небольшим наклоном вперёд»;
- отведение рук за спину со сведением лопаток (согнутые в локтях руки вначале должны находиться перед грудью).
На этом этапе восстановления реабилитологи используют блочные тренажёры. Пациенты выполняют на них подъём и опускание травмированной конечности, разведение рук в стороны. Лечебная физкультура дополняется водными процедурами. Пациенту рекомендуют в бассейне выполнять разнообразные движения конечностями, скрещивание рук перед грудью, упражнения, имитирующие плавание вольным стилем и брассом. Пребывание в воде повышает эффективность тренировки, даёт дополнительную нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение в них. Физиотерапевты включают в комплекс реабилитации по 10-12 процедур магнитотерапии, бальнеологического лечения.
Тренировочный этап реабилитации
Через 7-8 недель после перелома плечевой кости пациент под наблюдением реабилитологов Юсуповской больницы полностью восстанавливает функциональность травмированного плеча и верхней конечности. Дальнейшие физические упражнения направлены на укрепление мышц и полное восстановление амплитуды движений. Занятия ЛФК должны проходить 3-4 раза в день. Пациенту составляют комплекс упражнений, каждое из которых ему рекомендуют повторять 10-12 раз.
Лечебная физкультура на этом этапе восстановления после перелома плеча состоит из следующих упражнений:
- подъём перед собой рук из положения стоя;
- отведение, приведение, вращение, пронация и супинация верхней конечности;
- упоры на руки и отжимания;
- вис на перекладине или шведской стенке;
- манипуляции гантелями весом не более 5 кг и с медболами.
Эффективны упражнения на растяжку: заведение гимнастической палки или полотенца за спину, «ходьба» пальцами по стене в стороны и вверх. Эти манипуляции позволяют добиться полного восстановления подвижности руки во всех направлениях.
При рационально подобранной схеме реабилитации полное восстановление пациента с переломом плеча происходит через 2-3 месяца. Только после этого реабилитологи назначают упражнения, рассчитанные на развитие растяжки, физической силы, выносливости.
Лечебная физкультура после перелома плечевого сустава
Лечебную физкультуру при переломе плечевого сустава начинают через 10-14 дней после наложения повязки. Сначала пациенты выполняют пассивную гимнастику, а потом и активную с дальнейшим увеличением нагрузки. Задачи ЛФК после перелома плечевого сустава следующие:
- восстановить объём движения травмированной конечности;
- вернуть эластичность тканей;
- укрепить мышечный аппарат.
Реабилитолог составляет комплекс упражнений индивидуально для каждого пациента. Вначале пациент выполняет следующие упражнения:
- покачивание верхней конечности вперёд и назад в плечевом суставе при расслабленных мышцах, наклонив туловище в сторону травмированной руки;
- сжимание и разжимание пальцев;
- сгибание и разгибание конечности в локтевых суставах, взявшись здоровой рукой за нижнюю треть предплечья больной конечности.
В конце второй недели реабилитолог рекомендует выполнять небольшие по амплитуде маятникообразные качательные движения в сторону, небольшие круги прямой рукой. С пятнадцатого дня начинают применяться упражнения, которые подготавливают руку к подниманию до горизонтального уровня: увеличивается амплитуда маятникообразных движений прямой рукой, выполняются качательные движения конечности в сторону, подталкивая короткими толчками больную руку здоровой. Известно много разных упражнений для лечебной физкультуры при переломе плечевого сустава. Видео есть в интернете. Реабилитологи Юсуповской больницы не рекомендуют выполнять их без консультации специалиста.
Пациент может сделать небольшой наклон туловища в сторону больной руки, лёгким маховым движением забросить руку за спину, сгибая её в локте, постепенно увеличивая амплитуду. Рекомендуется выполнять медленное поднимание локтей, уменьшая нагрузку на дельтовидную мышцу за счёт опоры ладонями о туловище. Эффективны вращательные движения в плечевом суставе при наклоне туловища в сторону больной конечности (рука свободно свисает при разогнутом локте). Можно отводить локоть до горизонтального положения при поддержке здоровой конечностью за нижнюю треть предплечья травмированной руки. При выполнении этого упражнения больная рука должна быть согнутой в локтевом суставе под острым углом.
Реабилитологи Юсуповской больницы составят индивидуальный план занятий лечебной физкультурой после перелома плечевой кости. Для эффективного восстановления функции конечности специалисты клиники реабилитации используют современные тренажёры и авторские методики. Звоните по телефону Юсуповской больицы и врач-координатор запишет вас на прием к врачу.
Автор
Логопед-дефектолог, к.м.н.
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
- Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.
Наши специалисты
Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, невролог, рефлексотерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Логопед-дефектолог
Врач-невролог, к.м.н.
Врач-невролог, к.м.н.
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник
ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ
Ïåðåëîì íàðóøåíèå öåëîñòíîñòè êîñòíîé òêàíè â ðåçóëüòàòå âíåøíåãî ïîâðåæäàþùåãî âîçäåéñòâèÿ èëè ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà â êîñòíîé òêàíè. Ïåðåëîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà: îòêðûòûå, çàêðûòûå, ïîëíûå, ÷àñòè÷íûå (òðåùèíû), ñî ñìåùåíèåì, áåç ñìåùåíèÿ, âíóòðèñóñòàâíûå, îêîëîñóñòàâíûå, ïåðåëîìû òðóá÷àòûõ êîñòåé, ïðîäîëüíûå, ïîïåðå÷íûå, êîñûå, âèíòîîáðàçíûå, âêîëî÷åííûå. Ñèìïòîìû ïåðåëîìîâ: áîëü, íàðóøåíèå ôóíêöèè, äåôîðìàöèÿ, íååñòåñòâåííàÿ ïîäâèæíîñòü, îòåê.
Ïðè îêàçàíèè ïåðâîé ïîìîùè ïðè ïåðåëîìàõ ñëåäóåò ïðåäóïðåäèòü øîêîâóþ ðåàêöèþ íà áîëü è òðàâìó (äàòü îáåçáîëèâàþùèé ïðåïàðàò, îáåçäâèæèòü ìåñòî ïåðåëîìà äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ òðàâì ìÿãêèõ òêàíåé). Ïðè îêàçàíèè ñïåöèàëèçèðîâàííîé ïîìîùè íåîáõîäèìî ñîïîñòàâèòü îòëîìêè êîñòåé îäíîìîìåíòíî ïîä íàðêîçîì èëè ïóòåì âûòÿæåíèÿ, óäåðæàòü èõ â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè äî ñðàñòàíèÿ (ãèïñîâàÿ ïîâÿçêà èëè ëîíãåòà) è âîññòàíîâèòü ôóíêöèþ ïîðàæåííîé ÷àñòè òåëà. Âîçìîæíî îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïåðåëîìîâ: ñîïîñòàâëåíèå îòëîìêîâ ñ ïîìîùüþ ìåòàëëè÷åñêîãî, êîñòíîãî èëè äðóãîãî ñòåðæíÿ ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé. Ãèïñîâàÿ ôèêñàöèÿ íàêëàäûâàåòñÿ íà äâà ñìåæíûõ ñ òðàâìîé ñóñòàâà, êðîìå òðàâì ïëå÷à èëè áåäðà, ãäå íåîáõîäèìî ôèêñèðîâàòü òðè ñóñòàâà êîíå÷íîñòè âñëåäñòâèå ìàññèâíîñòè ìûøö. Ìîãóò âîçíèêíóòü îñëîæíåíèÿ: êîíòðàêòóðà (îãðàíè÷åíèå ïîäâèæíîñòè â ñóñòàâå èç-çà óêîðî÷åíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé), òóãî-ïîäâèæíîñòü â ñóñòàâå (èç-çà àòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìûøöàõ), àíêèëîç (ïîòåðÿ ïîäâèæíîñòè èç-çà ñðàñòàíèÿ êîñòåé), ëîæíûé ñóñòàâ â ìåñòå ïåðåëîìà, îñòåîìèåëèò (âîñïàëåíèå êîñòíîãî ìîçãà ñ ðàçðóøåíèåì êîñòè è îòòîðæåíèåì îìåðòâåâøèõ òêàíåé). Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ îñëîæíåíèé â ðåàáèëèòàöèè ïîñòðàäàâøèõ ïðèìåíÿåòñÿ ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîòåðàïèÿ è äðóãèå ñðåäñòâà.
Ìàññàæ ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé êîíå÷íîñòåé ÿâëÿåòñÿ ýôôåêòèâíûì ñðåäñòâîì äëÿ ëå÷åíèÿ çàêðûòûõ ïåðåëîìîâ. Ïðè îòêðûòûõ ïåðåëîìàõ ìàññàæ ïðîòèâîïîêàçàí, ïîòîìó ÷òî îíè ìîãóò îñëîæíÿòüñÿ ìåñòíîé èëè îáùåé èíôåêöèåé.
Ìàññàæ ïðè çàêðûòûõ ïåðåëîìàõ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü íà 23-é äåíü ïîñëå ïåðåëîìà. Ìàññàæ íà ðàííåé ñòàäèè çàæèâëåíèÿ ïåðåëîìà ïîìîãàåò ñíÿòü áîëü, ñïîñîáñòâóåò ðàññàñûâàíèþ êðîâîèçëèÿíèé â îáëàñòè ïåðåëîìà, óëó÷øàåò òðîôèêó òêàíåé â ìåñòå ïåðåëîìà, óìåíüøàåò âðåìÿ îáðàçîâàíèÿ êîñòíîé ìîçîëè è âîññòàíîâëåíèÿ ôóíêöèé òðàâìèðîâàííîé êîíå÷íîñòè, ïðåäóïðåæäàåò àòðîôèþ ìûøö. Ìàññàæ ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè ìîæíî ïðîâîäèòü â ãèïñîâîé ïîâÿçêå èëè ïðè íàëîæåíèè ëþáîãî âèäà âûòÿæåíèÿ. Ïðè ïåðåëîìàõ ðóêè ìàññàæ íóæíî âûïîëíÿòü â îáëàñòè øåéíî-çàòûëî÷íîãî è âåðõíåãðóäíîãî îòäåëîâ, â ìåñòå âûõîäà ñïèííîìîçãîâûõ êîðåøêîâ ñëåâà è ñïðàâà. Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ìàññàæ ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü â îáëàñòè ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîãî è íèæíåãðóäíîãî îòäåëîâ.
Ïîñëå âûïîëíåíèÿ ìàññàæíûõ ïðèåìîâ íà âûøåïåðå÷èñëåííûõ îáëàñòÿõ íåîáõîäèìî äåëàòü ìàññàæ ìûøö íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè è ìàññàæ ÷àñòåé ïîðàæåííîé êîíå÷íîñòè, ñâîáîäíûõ îò ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà âåðõíèõ êîíå÷íîñòÿõ íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæíûå ïðèåìû íà ìûøöàõ âåðõíåé ÷àñòè ñïèíû îò ëèíèè, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåò íèæíèå óãëû ëîïàòîê, äî íàäïëå÷üÿ. Ïðèìåíÿþò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (îñíîâàíèåì ëàäîíè, ðåáðîì ëàäîíè); êðóãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ïðè ìàññàæå ôàñöèè òðàïåöèåâèäíîé ìûøöû (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êîé áîëüøîãî ïàëüöà, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå áóãðîì áîëüøîãî ïàëüöà).
Ïðè ìàññàæå â ìåñòàõ âûõîäà íåðâíûõ êîðåøêîâ ðåêîìåíäóåòñÿ èñïîëüçîâàòü ìåòîäèêó ìàññàæà âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà: ïðÿìîëèíåéíîå ðàñòèðàíèå 2-ì è 3-ì ïàëüöàìè, ìåæäó êîòîðûìè äîëæåí íàõîäèòüñÿ ñòîëá ïîçâîíî÷íèêà (ïðèåì ñëåäóåò âûïîëíÿòü â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ, îò êðåñòöà äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà); øòðèõîâàíèå ïîäóøå÷êàìè 2-ãî è 3-ãî ïàëüöåâ; ñäâèãàíèå (â íàïðàâëåíèè îò ñåáÿ ñëåâà è ñïðàâà îò ïîçâîíî÷íèêà, â íàïðàâëåíèè íà ñåáÿ îò ïîÿñíèöû äî ëîïàòîê); ðàñòèðàíèå (äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå â íàïðàâëåíèè âäîëü ïàðàâåðòåáðàëüíûõ çîí; ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ è êóëàêàìè áîëüøîé ïàëåö ïðàâîé ðóêè, ñæàòîé â êóëàê, ðàçìåñòèòü â êóëàêå ëåâîé ðóêè; ñîåäèíåííûå òàêèì îáðàçîì êóëàêè ðàñïîëîæèòü êîñòÿøêàìè âíèç â îáëàñòè ïîÿñíèöû è ïåðåìåùàòü â íàïðàâëåíèè ââåðõ äî øåè; çàòåì ðàçæàòü êóëàêè è êîí÷èêàìè ïàëüöåâ âûïîëíèòü çèãçàãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ñâåðõó âíèç; çèãçàãîîáðàçíîå îñíîâàíèÿìè ëàäîíåé (îñíîâàíèÿ ëàäîíåé ðàñïîëîæèòü íà ïîÿñíèöå, à ïàëüöû ïðèïîäíÿòü; âûïîëíÿòü óïðàæíåíèå â íàïðàâëåíèè ñíèçó ââåðõ); ïîòðÿõèâàíèå; ëþáîé óäàðíûé ïðèåì; ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå. Íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè øåè ïðîâîäÿò ñëåäóþùèå ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå â íàïðàâëåíèè âíèç îò ìåñòà ðîñòà âîëîñ äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà (ïðÿìîëèíåéíîå, ïîïåðåìåííîå); âûæèìàíèå (êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, ðåáðîì ëàäîíè, ïîïåðå÷íîå); ðàçìèíàíèå êèñòüþ ñ òîé è äðóãîé ñòîðîíû øåè (îðäèíàðíîå, äâîéíîå êîëüöåâîå, äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå, êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ, êðóãîîáðàçíîå êëþâîâèäíîå ëàäîííîé ÷àñòüþ, êðóãîîáðàçíîå ëó÷åâîé ñòîðîíîé êèñòè); ïîãëàæèâàíèÿ; ðàñòèðàíèÿ âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âíèç äî 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà (ïðÿìîëèíåéíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ êàê îäíîâðåìåííî, òàê è ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ ïîïåðåìåííî; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè âñåõ ïàëüöåâ, êðîìå áîëüøîãî ñíà÷àëà îäíîé, à çàòåì îáåèìè ðóêàìè; êðóãîîáðàçíîå ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ ñíà÷àëà îäíîé ðóêîé, à çàòåì îáåèìè; êðóãîîáðàçíîå êîíöåâûìè ôàëàíãàìè ïàëüöåâ òûëüíîé ñòîðîíû îáåèìè ðóêàìè); ïðîäîëüíîå ïîãëàæèâàíèå ÷åòûðå ïàëüöà îäíîé ðóêè íóæíî íàëîæèòü íà øåþ ïàëüöàìè âïåðåä âíèç, áîëüøîé ïàëåö íàëîæèòü íà ïîçâîíî÷íèê.
Ìàññàæ ìûøö âîêðóã 7-ãî øåéíîãî ïîçâîíêà. Ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü ïðèåìû â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ñæàòèå (ìåæäó óêàçàòåëüíûìè è áîëüøèìè ïàëüöàìè ðóê, ìåæäó òûëüíûìè ñòîðîíàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ); ðàñòèðàíèå (êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè áîëüøèõ ïàëüöåâ; êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ ñíà÷àëà îäíîé, à ïîòîì äðóãîé ðóêîé); ðàçìèíàíèå äâîéíîå êîëüöåâîå ùèïöåâèäíîå.
Ìàññàæ ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè. Íà ïåðåäíåé ïîâåðõíîñòè øåè íóæíî ãîëîâó ìàññèðóåìîãî îòêèíóòü íàçàä (ïðè ýòîì ìûøöû øåè äîëæíû áûòü ðàññëàáëåíû). Âñå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü â íàïðàâëåíèè ñâåðõó âíèç. Ñíà÷àëà íóæíî ìàññèðîâàòü áîêîâóþ ÷àñòü øåè: ïîãëàæèâàíèÿ (óêàçàòåëüíûé ïàëåö äâèæåòñÿ ïî âíóòðåííåìó êðàþ ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöû; ñðåäíèé, áåçûìÿííûé, ìèçèíåö ïî áðþøêó ìûøöû äî ùèòîâèäíîãî õðÿùà, ó êîòîðîãî ìàññàæíûé ïðèåì âûïîëíÿåòñÿ ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ êèñòè äî ÿðåìíîé âûðåçêè ãðóäèíû, çàòåì ëàäîíü ðàñïîëàãàåòñÿ ïîä êðàåì íèæíåé ÷åëþñòè è âåäåòñÿ âíèç äî ãðóäèíû); ðàñòèðàíèå êðóãîîáðàçíîå ïîäóøå÷êàìè 2, 3, 4, 5-ãî ïàëüöåâ, ôàëàíãàìè ñîãíóòûõ ïàëüöåâ. Íà ãðóäèíî-êëþ÷è÷íî-ñîñöåâèäíîé ìûøöå, êðîìå ïîãëàæèâàíèÿ â âèäå ùèïêîâ, ìîæíî èñïîëüçîâàòü êðóãîîáðàçíîå ðàçìèíàíèå ïîäóøå÷êàìè ÷åòûðåõ ïàëüöåâ è ùèïöåâèäíîå ðàçìèíàíèå. Ìàññàæ íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè íóæíî ïðîâîäèòü ïî ìåòîäèêå ìàññàæà ìûøö ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè.
Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïàëüöåâ è êèñòè ìàññàæ íóæíî ïðîâîäèòü â òàêîì ïîðÿäêå: ìûøöû ïëå÷à, ïðåäïëå÷üÿ è îáëàñòè, ðàñïîëîæåííîé âûøå ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Ïîñëå ñíÿòèÿ ëîíãåòû ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ïðèåìû: ïîãëàæèâàíèå; ðàñòèðàíèå ðàçìèíàíèå ïàëüöåâ êèñòè; âèáðàöèÿ ïàëüöàìè îáëàñòè ïåðåëîìà.
Ïðè ïåðåëîìàõ êîñòåé ïðåäïëå÷üÿ íóæíî ìàññèðîâàòü ìûøöû ïëå÷à, ëîêòåâîé ñóñòàâ; îáëàñòè, íàõîäÿùèåñÿ âûøå è íèæå ïîâðåæäåííîãî ìåñòà; êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíîé ëîíãåòû ñëåäóåò äåëàòü ìàññàæ ìûøö ïðåäïëå÷üÿ â ñëåäóþùåì ïîðÿäêå: íåæíîå ïîãëàæèâàíèå, ëåãêîå ïóíêòèðîâàíèå, ðàñòèðàíèÿ, ðàçìèíàíèÿ.
Ïðè ïåðåëîìàõ ïëå÷åâîé êîñòè ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññàæ ìûøö íàäïëå÷üÿ, ïðåäïëå÷üÿ, øåè è êèñòè. Ïîñëå íàëîæåíèÿ ñúåìíûõ ãèïñîâûõ ëîíãåò íóæíî âûïîëíÿòü ìàññàæ ìûøö ïëå÷à ñ ïðèìåíåíèåì àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ äâèæåíèé. Ìàññàæ íåîáõîäèìî äåëàòü â òå÷åíèå 15 ìèí. Ïðè íàëè÷èè ìåñòíûõ ïîâðåæäåíèé íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ìàññàæíûå ïðèåìû ñëåäóåò äåëàòü íà íèæíåé ÷àñòè ñïèíû, â òàçîâîé, ïîÿñíè÷íîé îáëàñòÿõ, íà íåïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè, íà ó÷àñòêàõ, íàõîäÿùèõñÿ âûøå è íèæå ìåñòà ïåðåëîìà. Ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà íóæíî ìàññàæèðîâàòü è áîëüíîé ó÷àñòîê.
Источник