Курсовая коренной перелом в великой отечественной войне

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..3

1 Предпосылки коренного перелома 
в Великой Отечественной войне…………………………….5

1.1Обстановка на фронтах летом 
и осенью 1942 года……………………………………………………………5

1.2Планы советского командования.
Подготовка к Сталинградской 
операции………………………..6

2 Коренной перелом в Великой
Отечественной войне………………………………………………………8

2.1 Сталинградская операция……………………………………………………………………………………………8

2.1.1 Наступление немецких войск 
под Сталинградом………………………………………………………….8

2.1.2 Начало битвы. Сражения в 
городе…………………………………………………………………………………9

2.1.3 Контрнаступление советской 
армии. Операция «Уран»……………………………………………….10

2.1.4 Боевые действия в ходе 
операции «Кольцо». Завершение битвы………………………………….11

2.2 Курская операция……………………………………………………………………………………………………….11

2.2.1 Оборонительные действия 5-10 июля  
1943 года…………………………………………………………11

2.2.2Болховская наступательная операция…………………………………………………………………………..13

2.2.3 Белгородско-Харьковская операция 
«Полководец Румянцев»………………………………………14

2.2.4 Орловская наступательная операция 
«Кутузов»…………………………………………………………..16

2.3Битва за Днепр……………………………………………………………………………………………………………….18

3 Значение Сталинградской и 
Курской битв в ходе Великой 
Отечественной войны……..19

3.1 Итоги и значение  Сталинградской 
и Курской битв………………………………………………………..19

3.2Орловский край в период 
коренного перелома в Великой 
Отечественной войне………………21

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………….23

Библиографический список……………………………………………………………………………………………..25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1- Копия фотопортрета
Адольфа Гитлера…………………………………………………..26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2- Копия  фотопортрета
Иосифа Сталина…………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 -Копия карты «Сталинградский 
фронт»………………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4-Таблица «Расстановка
сил в операции «Уран»»………………………………………29

ПРИЛОЖЕНИЕ 5-Копия карты «Операция 
«Уран»……………………………………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ 6-Копия фотопортрета Павла 
Батова………………………………………………………….31

ПРИЛОЖЕНИЕ 7-Таблица «Соотношение
сил  сторон перед Курской битвой»……………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ 8-Копия карты «Курская
битва»…………………………………………………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ 9-Фотография диарамы «Курская
битва. Орловско-курская дуга»………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ 10-Копия карты «Белгородско-харьковское 
направление»………………………….35

Введение

Актуальность.  Великая Отечественная
война уже давно позади. Мы живем в мирное
время, где не слышны залпы орудий, снарядов,
нам не приходится голодать, не приходится
рисковать своей жизнью. С каждым годом
значимость совершенных подвигов становится
полнее, а благодарность ветеранам, обеспечившим
светлое безвоенное будущее, осознаннее
и искреннее. Чуть больше 70 лет прошло
с начала Второй Мировой войны, но до сих
пор идут дебаты о происхождении этой
величайшей трагедии в истории человечества,
об ответственности за нее и исторических
уроках для сегодняшнего мира. К сожалению,
в последние годы идет переоценка многих
исторических фактов, обусловленной сменой
поколений и эволюцией исторической памяти. 

Сталинградская и Курская битвы
были важными событиями Второй Мировой
войны для Советского Союза, который понёс
большие потери в ходе сражения. Победа
в Сталинграде отметила начало освобождения
страны, и победного марша по Европе, приведшего
к окончательному поражению нацистской
Германии в 1945. Историческая победа в битве
под Курском – это свидетельство великой
жизненной силы советского человека, одержавшего
закономерную победу в войне с немецко-фашистскими
оккупантами.

Объектом исследования   является
Великая Отечественная война 1941-1945.

Предметом исследования является
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной
войны.

Целю курсовой работы является исследование
боевых действий в ходе Сталинградской
и Курской операций, а также в битве за
Днепр.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать обстановку на фронтах  летом и осенью 1942 года, летние сражения, предшествующие коренному перелому, создавшие предпосылки коренного перелома в Великой Отечественной войне.
  • Охарактеризовать ход военных действий во время Сталинградской,
    Курской битв и битвы за Днепр.
  • Выявить значение и итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Сталинградская и Курская битвы 
сыграли основную роль в Великой 
Отечественной войне. Именно этой теме
военных лет посвящено множество
книжных изданий.

При написании данной курсовой работы
использовались различные монографии,
статьи из периодических изданий 
и другие источники.

Горбач В. в своей книге «Над
огненной дугой. Советская авиация 
в Курской битве» подробно освещает
ход Курской битвы, акцентируя внимание
на участие авиации в ней. Автор уделяет
большое внимание героизму и самоотверженности
советских летчиков.

 Замулин Н.В. в своей книге 
«Курский излом. Решающая битва» 
стремится донести до читателя 
мотивы решений и поступков ключевых
фигур Курского сражения, раскрыть суть
обстоятельств, в которых они принимались.
Автор, опираясь на богатую базу уникальных
архивных источников, предлагает взглянуть
на ключевые моменты битвы под Курском
глазами ее непосредственных  участников
с обеих противоборствующих сторон.      

Катуков М.Е. в своей книге « 
На острие главного удара» рассказывает
о бойцах, командирах и политработниках
1-й гвардейской танковой бригады,
а затем 1-й гвардейской танковой
армии, о том, как мужала и 
крепла в боях наша танковая гвардия. О
том как  неувядаемой славой покрыли
себя гвардейцы-танкисты в боях на Курской
дуге, на землях Украины и Польши, при форсировании
Днестра, Вислы, Одера, на берегах Балтики,
при штурме Берлина.

При работе над курсовым проектом,
были изучены книги о Сталинградской битве,
Орловско-Курской дуге,  следствием
чего стало полное убеждение в их переломном
значении в ходе Великой Отечественной
войны.

При  исследовании  темы использовались
методы: исторический, хронологический,
аналитический и метод сопоставления.

Практическая значимость работы заключается 
в том, что материалы и выводы
могут быть использованы в процессе
подготовки к занятиям   по дисциплине
«История» и непосредственно 
в ходе защиты курсовой работы.

Структура работы включает в себя: 
введение, основную часть, состоящую из
трёх разделов, заключение, библиографический
список, приложение.

Общий объём работы 35 страниц вместе
с приложением.

1 Причины коренного 
перелома в Великой Отечественной 
войне

1.1 Обстановка на фронтах летом и осенью 1942
года

К весне 1942 г. гитлеровская армия находилась
в 150 км от Москвы. Фашистская Германия
не только восполнила понесенные потери,
но и увеличила свои вооруженные 
силы. Хотя некоторые представители 
германского командования и высказывались
за новое наступление на Москву и за захват
Ленинграда, гитлеровское руководство
решило основной удар нанести на юге. Теперь
главной задачей оно считало захват южных
районов, богатых стратегическим сырьём.
В планируемом наступлении на первое место
выдвигались военно-экономические цели.
Захват кавказской нефти стал необходимым
условием для дальнейшего ведения Германией
войны, так как техника уже начала испытывать
острый недостаток в горючем. Кроме того,
завоевание Кавказа должно было побудить
Турцию к вступлению в войну против СССР.

Планируя боевые действия летом 1942
года, советское руководство исходило
из необходимости перейти к  временной 
обороне. Было очевидно, что противник 
всё еще имел превосходство в 
количестве войск и техники, воинские
части после зимнего наступления нуждались 
в восстановлении сил, а формирование
новых соединений сдерживалось недостаточным
уровнем производства новейших видов
вооружения и необходимостью его освоения.

Не посчитавшись с компетентным
мнением членов ставки, И.В. Сталин
решил, что главные события вновь развернуться
на Московском направлении, и сосредоточил
здесь основные силы. Недостаточное внимание
к Юго-Западному направлению отрицательно
сказалось на дальнейшем ходе военных
действий.

Наступление фашистских войск в мае
1942 года началось на Крымском фронте. Наши
войска, понеся серьёзные поражения, были
вынуждены эвакуироваться из Крыма на
Таманский полуостров. Вслед за этим враг
начал новый штурм Севастополя. Силы оказались
неравны, и 4 июля после 250-дневной героической
обороны советские войска оставили город.

Читайте также:  Незначительный перелом пальца

Еще более неудачно сложилась обстановка
в районе Харькова. Предпринятое в 
середине мая на Юго-Западном фронте
наступление Красной армии не
удалось: войска попали в окружение,
из которого немногие части смогли
вырваться.

Серьёзным поражением являлись окружение 
и гибель 2-й армии Волховского 
фронта, командующий которой А.А.
Власов стал предателем и организатором 
действовавшей совместно с  гитлеровскими 
войсками Русской освободительной 
армии.

Продолжая наступление, немецко-фашистские
войска заняли Донбасс, вышли в большую
излучину Дона и вновь овладели Ростовом.
Гитлеровское командование решило вести
одновременно наступление на Сталинград
и на Кавказ. Оно не сомневалось, что на
этот раз достигнет поставленных целей.

Резкое обострение обстановки на фронте,
вынужденное отступление из богатых 
промышленных и сельскохозяйственных
районов отрицательно повлияло на боеспособность
советских войск. В этих условиях
нарком обороны 28 июля 1942 г. издал приказ,
в котором потребовал усилить сопротивление
врагу. Жёсткие слова приказа — «Ни шагу
назад!» — подкреплялись карательными
мерами по отношению к тем, кто без приказа
отступал.

Битва за Кавказ началась в конце 
июля 1942 г., и в течение пяти месяцев 
советские войска сдерживали натиск
противника.

Гитлеровцы захватили значительную
часть Северного Кавказа. Их остановили
на подступах к Орджоникидзе, у 
перевалов Главного Кавказского 
хребта, на Черноморском побережье 
— у Новороссийска.

1.2 Планы советского 
командования. Подготовка к Сталинградской операции.

В соответствии с военно-политическими 
целями дальнейшего ведения войны 
ранней весной 1942 г., когда активная
вооруженная борьба на советско-германском
фронте почти прекратилась, обе воюющие 
стороны приступили к выработке
стратегических планов военных действий.

Разработка Ставкой Верховного
Главнокомандования и Генеральным 
штабом стратегического плана действий
Советских Вооруженных Сил на
очередной этап войны и проведение
мероприятий по подготовке новой 
военной кампании имели ряд характерных
особенностей. Они определялись своеобразными
условиями военно-политической и стратегической
обстановки, сложившейся к весне 1942 г.
Во-первых, не было твердой уверенности
в том, что второй фронт будет открыт в
сроки, отвечавшие общим интересам борьбы
антифашистской коалиции, то есть в 1942
г. В то же время гитлеровское руководство
было осведомлено, что в ближайшее время
второго фронта не будет. Поэтому оно могло
использовать максимум сил и средств для
развертывания новых активных действий
на Восточном фронте. Во-вторых, союзники
не полностью выполняли свои обязательства
по доставке в СССР военных материалов
по ленд-лизу. Поэтому Советский Союз должен
был рассчитывать только на себя.

В конечном итоге стратегический план
Ставки на 1942 год в целом соответствовал
военно-политической цели Советского
государства на очередной этап войны и
в своей основе носил активный характер.
Наиболее детально была разработана первая
часть этого плана, которая касалась намечаемых
действий Советских Вооруженных Сил на
весну и начало лета 1942 г.. В этот период
Советская Армия должна была оставаться
во временной стратегической обороне
с задачей завершить начатую реорганизацию
войск и переоснащение их новой техникой,
а также накопить резервы, с тем чтобы
с лета 1942 г. развернуть новое наступление.
Чтобы придать обороне активный характер,
план предусматривал также проведение
ряда наступательных операций на отдельных
направлениях фронта от Баренцева до Черного
моря с общей задачей закрепить успехи
минувшей зимней кампании, улучшить положение
войск в определенных районах и упреждающими
ударами сорвать подготовку противника
к летнему наступлению.

Вторая часть плана намечала
переход Советских Вооруженных 
Сил с лета 1942 г. в решительное 
наступление на большей части 
советско-германского фронта с нанесением
главного удара на южном крыле. Одной из
задач стало завершить начатую реорганизацию
войск и переоснащение их новой боевой
техникой, а также пополнить резервы. Для
придания обороне активного характера
план предусматривал проведение ряда
наступательных операций на отдельных
направлениях, прежде всего в Крыму и под
Харьковом, с целью упреждающими ударами
сорвать подготовку противника к летнему
наступлению. Она была разработана в самых
общих чертах, поскольку подробное планирование
крупных наступательных операций могло
быть проведено только с учетом результатов
военных действий весной 1942 г.

Источник

Ðàçðàáîòêà îïåðàöèè “Öèòàäåëü” â ðàìêàõ ëåòíåé íåìåöêîé êîìïàíèè 1943 ãîäà íà Âîñòî÷íîì ôðîíòå. Êðàòêîå îïèñàíèå îñíîâíûõ ýòàïîâ áèòâû íà Êóðñêîé äóãå. Òàíêîâîå ñðàæåíèå ïîä Ïðîõîðîâêîé è êîíòðíàñòóïëåíèå ñîâåòñêèõ âîéñê. Çàâåðøåíèå êîðåííîãî ïåðåëîìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÄÎÊËÀÄ

íà òåìó: «Êîðåííîé ïåðåëîì â ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû»

Îäíîâðåìåííî ñ ëèêâèäàöèåé îñòàòêîâ Ñòàëèíãðàäñêîé ãðóïïèðîâêè â êîíöå ÿíâàðÿ 1943 ã. àêòèâèçèðîâàëèñü äåéñòâèÿ ñîâåòñêèõ âîéñê íà Âåðõíåì Äîíó.  ðåçóëüòàòå Âîðîíåæñêîé íàñòóïàòåëüíîé îïåðàöèè áûëè ðàçãðîìëåíû îñíîâíûå ñèëû 2-é íåìåöêîé àðìèè – 10 äèâèçèé, îñâîáîæäåíû Âîðîíåæ, áîëüøàÿ ÷àñòü Âîðîíåæñêîé è Êóðñêîé îáëàñòåé.  ñåðåäèíå ôåâðàëÿ, ðàçâèâàÿ íàñòóïëåíèå, îíè íàíåñëè ñåðüåçíîå ïîðàæåíèå ãðóïïå àðìèé «À».  îáîðîíå ïðîòèâíèêà îáðàçîâàëàñü 400-êèëîìåòðîâàÿ áðåøü, áûëè îñâîáîæäåíû áîëüøàÿ ÷àñòü Ñåâåðíîãî Êàâêàçà è Ðîñòîâñêàÿ îáëàñòü. Íî çàäà÷à Ñòàâêè – îêðóæèòü è óíè÷òîæèòü íà Ñåâåðíîì Êàâêàçå 24 äèâèçèè ïðîòèâíèêà – íå áûëà ïîëíîñòüþ âûïîëíåíà. Ãèòëåðîâöû ñìîãëè âûâåñòè 1-þ òàíêîâóþ àðìèþ â Äîíáàññ, à 17-þ – â íèçîâüÿ Êóáàíè è çàêðåïèòüñÿ òàì.

Íàñòóïëåíèå íà þãå îòâëåêëî îñíîâíûå ñèëû è ðåçåðâû âåðìàõòà, ÷òî îáëåã÷èëî ïðîðûâ áëîêàäû Ëåíèíãðàäà. Ýòà îïåðàöèÿ, ïîëó÷èâøàÿ êîäîâîå íàçâàíèå «Èñêðà», íà÷àëàñü 12 ÿíâàðÿ 1943 ã. ñèëàìè Ëåíèíãðàäñêîãî è Âîëõîâñêîãî ôðîíòîâ ïðè ïîääåðæêå 13-é âîçäóøíîé àðìèè è àâèàöèè Áàëòèéñêîãî ôëîòà. Ïîñëå ñåìèäíåâíûõ îæåñòî÷åííûõ áîåâ áëîêàäà áûëà ïðîðâàíà, ðàçãðîìëåíî äî 7 äèâèçèé ïðîòèâíèêà, âçÿòî â ïëåí ñâûøå 13 òûñ. ÷åëîâåê.

Òåì íå ìåíåå, ãåðìàíñêîå êîìàíäîâàíèå, ïåðåáðîñèâ èç Çàïàäíîé Åâðîïû 8 äèâèçèé, èñïîëüçîâàâ 2 òàíêîâûå àðìèè è äðóãèå ÷àñòè, ïðåäïðèíÿëî 19 ôåâðàëÿ â ðàéîíå Äíåïðîïåòðîâñêà ìîùíûé êîíòðóäàð ïðîòèâ äàëåêî âûðâàâøèõñÿ âïåðåä âîéñê Þãî-Çàïàäíîãî è Âîðîíåæñêîãî ôðîíòîâ.  èòîãå ïëàíèðóåìàÿ Ñòàâêîé çàäà÷à îñâîáîæäåíèÿ Äîíáàññà è ðàçãðîìà äîíáàññêîé ãðóïïèðîâêè ôàøèñòîâ (îïåðàöèÿ «Ñêà÷îê») íå áûëà ðåàëèçîâàíà. Òîëüêî ïîñëå ââîäà ðåçåðâîâ ê êîíöó ìàðòà óäàëîñü ñòàáèëèçèðîâàòü ôðîíò þæíåå Êóðñêà.  õîäå ýòèõ áîåâ îáðàçîâàëñÿ Êóðñêèé âûñòóï. âîñòî÷íûé ôðîíò áèòâà êóðñêàÿ äóãà

Читайте также:  Как правильно держать ногу после перелома

 êîíöå ìàðòà Ñòàâêà ïðèíÿëà ðåøåíèå ïðèîñòàíîâèòü íàñòóïàòåëüíûå îïåðàöèè è èñïîëüçîâàòü âåñåííþþ ðàñïóòèöó äëÿ óêðåïëåíèÿ âîîðóæåííûõ ñèë.  àïðåëå â ðåçåðâå Ñòàâêè íàõîäèëîñü íà óêîìïëåêòîâàíèè 6 îáùåâîéñêîâûõ è 2 òàíêîâûå àðìèè.

Ê áîÿì ãîòîâèëàñü è íåìåöêàÿ ñòîðîíà. Èç Àôðèêè è Çàïàäíîé Åâðîïû íà ñîâåòñêî-ãåðìàíñêèé ôðîíò áûëî ïåðåáðîøåíî äîïîëíèòåëüíî 33 äèâèçèè, áîëüøîå êîëè÷åñòâî àâèàöèè, â Ãåðìàíèè ïðîâåäåíà òîòàëüíàÿ ìîáèëèçàöèÿ, ÷òî ïîçâîëèëî ïðèçâàòü íà âîåííóþ ñëóæáó íà 2 ìëí. ÷åë. áîëüøå, ÷åì â 1942 ã. Âåñíîé è ëåòîì 1943 ã. áûëà ïðîâåäåíà è òîòàëüíàÿ ìîáèëèçàöèÿ ðåñóðñîâ îêêóïèðîâàííîé Åâðîïû, â èòîãå ïðîèçâîäñòâî òàíêîâ, îðóäèé óâåëè÷èëîñü â 2 ðàçà ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäûäóùèì ãîäîì, ñàìîëåòîâ – â 1,7 ðàçà.

15 àïðåëÿ 1943 ã. Ãèòëåð èçäàë ïðèêàç, â êîòîðîì çàÿâèë: «ß ðåøèë, êàê òîëüêî ïîçâîëÿò óñëîâèÿ ïîãîäû, ïðîâåñòè íàñòóïëåíèå «Öèòàäåëü» – ïåðâîå íàñòóïëåíèå â ýòîì ãîäó. Îíî èìååò ðåøàþùå çíà÷åíèå. Íà íàïðàâëåíèè ãëàâíîãî óäàðà äîëæíû èñïîëüçîâàòüñÿ ëó÷øèå ñîåäèíåíèÿ, ëó÷øåå îðóæèå, ëó÷øèå êîìàíäèðû…».

Ñðîêè íà÷àë îïåðàöèè «Öèòàäåëü» íåñêîëüêî ðàç ïåðåíîñèëèñü. Ãèòëåð äåëàë ñòàâêó íà òÿæåëîå âîîðóæåíèå íîâåéøèõ îáðàçöîâ: ñðåäíèå òàíêè «Ïàíòåðà», òÿæåëûå «Òèãð», ñàìîõîäíûå àðòèëëåðèéñêèå óñòàíîâêè «Ôåðäèíàíä», – è æäàë, êîãäà ïðîìûøëåííîñòü èçãîòîâèò èõ äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî. Íàêîíåö, îïðåäåëèëîñü ìåñòî è âðåìÿ íàñòóïëåíèÿ: 5 èþëÿ â ðàéîíå êóðñêîãî âûñòóïà. Ïðåäïîëàãàëîñü ñèëàìè ãðóïï àðìèé «Öåíòð» è «Þã» ñ äâóõ ñòîðîí óäàðèòü â îñíîâàíèå âûñòóïà è, òàêèì îáðàçîì, îêðóæèòü âîéñêà Öåíòðàëüíîãî è Âîðîíåæñêîãî ôðîíòîâ, çàòåì âûéòè â òûë Þãî-Çàïàäíîãî ôðîíòà â ðàéîíå Äîíáàññà. Ñèëû äëÿ óäàðíûõ ãðóïïèðîâîê ñîáèðàëèñü ñî âñåõ ó÷àñòêîâ ñîâåòñêî-ãåðìàíñêîãî ôðîíòà, àâèàöèÿ áûëà óñèëåíà ÷àñòÿìè, âûâåäåííûìè èç Åâðîïû. Çäåñü áûëî ñîñðåäîòî÷åíî 70 % âñåõ òàíêîâûõ äèâèçèé âåðìàõòà è ñâûøå 65 % ñàìîëåòîâ, äåéñòâîâàâøèõ íà Âîñòî÷íîì ôðîíòå, ñîçäàíû ìîùíûå ãðóïïèðîâêè, êóäà âîøëî îêîëî 900 òûñ. ñîëäàò è îôèöåðîâ, 10 òûñ. îðóäèé, 2700 òàíêîâ è ñâûøå 2 òûñ. ñàìîëåòîâ, ïðåèìóùåñòâåííî íîâåéøèõ îáðàçöîâ.

Ïðàêòè÷åñêè âåñü ïëàí íàñòóïëåíèÿ áûë èçâåñòåí Ñòàëèíó áëàãîäàðÿ ñîâåòñêîé ðàçâåäêå óæå â êîíöå àïðåëÿ. Ñîâåòñêîå êîìàíäîâàíèå ïî èíèöèàòèâå Ã.Ê.Æóêîâà èçáðàëî ñëåäóþùóþ ñòðàòåãèþ: ñíà÷àëà èçìîòàòü ïðîòèâíèêà â îáîðîíèòåëüíûõ ñðàæåíèÿõ, çàòåì ïåðåéòè â êîíòðíàñòóïëåíèå, ðàçãðîìèòü åãî, ïîñëå ÷åãî ðàçâåðíóòü îáùåå íàñòóïëåíèå. Íà Êóðñêîì âûñòóïå áûëè ñîñðåäîòî÷åíû áîëüøèå ñèëû, ïðåâîñõîäÿùèå íåìåöêèå â ñðåäíåì ïðèìåðíî â ïîëòîðà ðàçà: 1,3 ìëí. ñîëäàò è îôèöåðîâ, 3600 òàíêîâ è ñàìîõîäíûõ àðòèëëåðèéñêèõ óñòàíîâîê, 19 òûñ. îðóäèé è ìèíîìåòîâ, îêîëî 2500 ñàìîëåòîâ. Êðîìå òîãî, áûë ðàçâåðíóò ðåçåðâíûé, èëè Ñòåïíîé, ôðîíò, èìåþùèé áîëåå ïîëóìèëëèîíà ÷åëîâåê, 1500 òàíêîâ è ÑÀÓ, 7,5 òûñ. îðóäèé è ìèíîìåòîâ. Íà ïðåäïîëàãàåìûõ íàïðàâëåíèÿõ ãëàâíûõ óäàðîâ áûëà ñîçäàíà ñèñòåìà îáîðîíû ãëóáèíîé äî 200-300 êì, âêëþ÷àâøàÿ ìèííûå ïîëÿ, òðàíøåè, ïðîòèâîòàíêîâûå ðâû è ëîâóøêè, ïëîòèíû äëÿ çàòîïëåíèÿ ìåñòíîñòè, ëåñíûå çàâàëû. Íîâûì îáðàçöàì íåìåöêîé âîåííîé òåõíèêè óñïåøíî ïðîòèâîñòîÿëè ìîùíûå òàíêè ÊÂ-2, «áðîíèðîâàííîå ÷óäî» – òàíêè Ò-34, íîâåéøèå ñàìîõîäíûå îðóäèéíûå óñòàíîâêè, «ëåòàþùèå òàíêè» – øòóðìîâèêè ÈË-2, à òàêæå ìîäåðíèçèðîâàííûå èñòðåáèòåëè, áîìáàðäèðîâùèêè, íå óñòóïàþùèå íåìåöêèì ïî òåõíè÷åñêèì õàðàêòåðèñòèêàì.

Áîåâûå äåéñòâèÿ íà Êóðñêîé äóãå íà÷àëèñü 5 èþëÿ óïðåæäàþùèì óäàðîì ñîâåòñêîé àâèàöèè è àðòèëëåðèè, çà íåñêîëüêî ìèíóò äî íàìå÷àåìîãî íà÷àëà îïåðàöèè «Öèòàäåëü». Ïîýòîìó íàñòóïëåíèå ãèòëåðîâöåâ íà÷àëîñü íå â 3 ÷àñà, êàê ïëàíèðîâàëîñü, à â 5 ÷. 30 ìèí. óæå ïîíåñøèìè ïîòåðè ÷àñòÿìè. Ïðàâäà, â íåìåöêîé ìåìóàðíîé ëèòåðàòóðå âñòðå÷àåòñÿ ñóæäåíèå, ÷òî ýòè ïîòåðè áûëè íå ñòîëü áîëüøèìè, ïîñêîëüêó òàíêè áûëè îòâåäåíû íà áåçîïàñíîå ðàññòîÿíèå, à ïåõîòà ðàññðåäîòî÷åíà. Íàèáîëüøèå ïîòåðè ïîíåñëè àðòèëëåðèéñêèå áàòàðåè.

Äâå ìîùíûå ãðóïïèðîâêè ïðîòèâíèêà îäíîâðåìåííî íà÷àëè íàñòóïëåíèå ñ ñåâåðà è þãà â íàïðàâëåíèè Êóðñêà. Óæå ïåðâûé äåíü áèòâû ïîêàçàë, ÷òî òåìïû íàñòóïëåíèÿ áûëè î÷åíü íèçêèìè. Òàíêîâûå äèâèçèè, áðîøåííûå íà çàðàíåå ïîäãîòîâëåííûå ðóáåæè îáîðîíû, íåñëè áîëüøèå ïîòåðè îò ñîâåòñêîé àâèàöèè, òàíêîâ, àðòèëëåðèè, ïîäðûâàëèñü íà ìèííûõ ïîëÿõ, óíè÷òîæàëèñü ãðàíàòàìè. Îæåñòî÷åííûå ñðàæåíèÿ ïðîäîëæàëèñü è â ïîñëåäóþùèå äíè. Íà þæíîì íàïðàâëåíèè, ãäå íàñòóïàëà 4-ÿ òàíêîâàÿ àðìèÿ Ãîòà è âîéñêà îïåðàòèâíîé ãðóïïû «Êåìïô» ïîä îáùèì êîìàíäîâàíèåì ãåíåðàë-ôåëüäìàðøàëà Ý. Ìàíøòåéíà, îñîáåííî æåñòîêèå áîè ïðîèçîøëè 9 èþëÿ. Çäåñü íà äåñÿòèêèëîìåòðîâîì ôðîíòå ãèòëåðîâöû áðîñèëè â áîé ñâûøå 500 òàíêîâ, íî ñìîãëè ïðîäâèíóòüñÿ ëèøü íà 6-8 êì.  èòîãå çàïëàíèðîâàííîãî ê 10 èþëÿ îáúåäèíåíèÿ íàñòóïàþùèõ âîéñê â ðàéîíå Êóðñêà íå ïðîèçîøëî. Çà íåäåëþ ÷àñòè âåðìàõòà ïðîäâèíóëèñü â ïîëîñå Öåíòðàëüíîãî ôðîíòà òîëüêî íà 10 êì, â ïîëîñå Âîðîíåæñêîãî ôðîíòà – íà 30-35 êì.

10 èþëÿ Ìàíøòåéí ïðåäïðèíÿë ïîïûòêó íàíåñòè ðåøàþùèé óäàð â íàïðàâëåíèè Ïðîõîðîâêè, ðàññ÷èòûâàÿ îáõîäíûì ìàíåâðîì ïðîðâàòüñÿ ê Êóðñêó. Òóäà áûëè ñòÿíóòû îñíîâíûå ñèëû áðîíåòàíêîâûõ âîéñê è äîïîëíèòåëüíî èñïîëüçîâàí ðåçåðâ: îòáîðíûå òàíêîâûå äèâèçèè «Ðåéõ», «Ìåðòâàÿ ãîëîâà», «Àäîëüô Ãèòëåð».

Îäíàêî è ñîâåòñêîå êîìàíäîâàíèå çàáëàãîâðåìåííî, åùå ñ 6 èþëÿ, íà÷àëî ïåðåáðàñûâàòü ê êóðñêó èç ðåçåðâà 5-þ òàíêîâóþ àðìèþ. Ñîâåðøèâ 300-êèëîìåòðîâûé ìàðø, îíà ñîñðåäîòî÷èëàñü â ðàéîíå Ïðîõîðîâêè. 12 èþëÿ íà óçêîì ó÷àñòêå ôðîíòà, ìåæäó æåëåçíîäîðîæíîé íàñûïüþ è ðåêîé Ïñ¸ë, ðàçâåðíóëîñü ãðàíäèîçíîå òàíêîâîå ñðàæåíèå, â êîòîðîì ñ îáåèõ ñòîðîí ó÷àñòâîâàëî äî 1500 òàíêîâ è ñàìîõîäíûõ óñòàíîâîê. Ê èñõîäó äíÿ, íå äîáèâøèñü óñïåõà, Ìàíøòåéí îòäàë ïðèêàç îñòàíîâèòü íàñòóïëåíèå. Ýòî áûë ôèíàë îïåðàöèè «Öèòàäåëü». 13 èþëÿ Ãèòëåð ïðèíÿë ðåøåíèå î åå ïðåêðàùåíèè. Íî óæå ñ 12 èþëÿ ñîâåòñêèå âîéñêà ïåðåøëè â ðåøàþùåå êîíòðíàñòóïëåíèå, ñíà÷àëà íà Îðëîâñêîì íàïðàâëåíèè, à ñ 3 àâãóñòà – íà þæíîé ÷àñòè Êóðñêîãî âûñòóïà.  íåé ïðèíÿëè ó÷àñòèå 22 îáùåâîéñêîâûõ, 5 òàíêîâûõ, 6 âîçäóøíûõ ñîâåòñêèõ àðìèé. «Ïî íàñûùåííîñòè òåõíèêè, èíòåíñèâíîñòè äåéñòâèé âîéñê, – ïèñàë âïîñëåäñòâèè Ìàðøàëë Ê.Ðîêîññîâñêèé, – Êóðñêàÿ áèòâà íå èìåëà ñåáå ðàâíûõ». Âî âðåìÿ áîåâ àêòèâèçèðîâàëè ñâîè äåéñòâèÿ ïî ðàçðóøåíèþ êîììóíèêàöèé ïðîòèâíèêà ïàðòèçàíû. Íà Óêðàèíå, â Áåëàðóñè, â äðóãèõ ðåãèîíàõ áûëà ïðîâåäåíà îäíîâðåìåííî ñïëàíèðîâàííàÿ îïåðàöèÿ «Êîíöåðò», â ðåçóëüòàòå êîòîðîé ðåçêî ñîêðàòèëèñü æåëåçíîäîðîæíûå ïåðåâîçêè, ïîäâîç ãðóçîâ è ïîäêðåïëåíèé ê ôðîíòàì.

Читайте также:  Перелом плюсневой кости ложный сустав

Îñîáåííî íåáëàãîïðèÿòíî äëÿ âåðìàõòà ñëîæèëàñü îáñòàíîâêà íà Îðëîâñêîì íàïðàâëåíèè, ãäå ñîâåòñêàÿ ñòîðîíà ñîçäàëà ïåðåâåñ â ëþäÿõ â 2 ðàçà, òàíêàõ è îðóäèÿõ – â 3 ðàçà, â ñàìîëåòàõ – â 2,7 ðàçà. Íåìåöêèå àðìèè âûíóæäåíû áûëè ñ áîÿìè îòñòóïàòü. 5 àâãóñòà ñîâåòñêèå âîéñêà îñâîáîäèëè ãîðîäà Áåëãîðîä è Îðåë.  îçíàìåíîâàíèå ýòîé ïîáåäû âïåðâûå â Ìîñêâå áûë ïðîèçâåäåí àðòèëëåðèéñêèé ñàëþò. 23 àâãóñòà ñîâåòñêèå âîéñêà âñòóïèëè â Õàðüêîâ, íà÷àëîñü îñâîáîæäåíèå ëåâîáåðåæíîé Óêðàèíû è Äîíáàññà.

Ðàçìàõ, íàïðÿæåííîñòü è äîñòèãíóòûå ðåçóëüòàòû ñòàâÿò áèòâó ïîä Êóðñêîì â ðÿä êðóïíåéøèõ ñîáûòèé âòîðîé ìèðîâîé âîéíû.  òå÷åíèå 50 ñóòîê ñðàæàëèñü 2 ìîùíåéøèå ãðóïïèðîâêè, âêëþ÷àâøèå 43 % íåìåöêèõ äèâèçèé, äåéñòâîâàâøèõ íà ñîâåòñêî-ãåðìàíñêîì ôðîíòå, è îêîëî 30 % ñîâåòñêèõ. Çà ýòî âðåìÿ ñîâåòñêèå âîéñêà ïîòåðÿëè 863 òûñ. ÷åëîâåê, â òîì ÷èñëå 254,5 òûñ. óáèòûìè. Îãðîìíûìè áûëè ïîòåðè â òåõíèêå: 6064 òàíêîâ è ÑÀÓ, 5244 îðóäèÿ, 1626 ñàìîëåòîâ. Ïîòåðè íåìåöêèõ âîéñê â êóðñêîé êàìïàíèè, ïî ñîâåòñêèì èñòî÷íèêàì, ñîñòàâèëè îêîëî 500 òûñ. ÷åëîâåê, äî 1500 òàíêîâ, 3000 îðóäèé, 3700 ñàìîëåòîâ. Äðóãèìè ñëîâàìè, çà èñêëþ÷åíèåì ñàìîëåòîâ, ïîòåðè ñîâåòñêèõ âîéñê ïðåâûøàëè íåìåöêèå, îñîáåííî â òàíêàõ. Ñðàæåíèå ïîä Êóðñêîì ïîêàçàëî, ÷òî ïîáåäà áûëà äîñòèãíóòà áëàãîäàðÿ ÷èñëåííîìó ïðåâîñõîäñòâó Êðàñíîé Àðìèè è öåíîé òÿæåëûõ ïîòåðü.  àâãóñòå 1943 ã., àíàëèçèðóÿ åãî èòîãè, Ñòàëèí âûíóæäåí áûë ïðèçíàòü, ÷òî ïîäîáíîå ñîîòíîøåíèè ïîòåðü áðîíåòàíêîâîé òåõíèêè áîëåå íå ìîæåò áûòü òåðïèìûì.

Òåì íå ìåíåå, ïîáåäà ïîä Êóðñêîì èìåëà äàëåêî èäóùèå âîåííûå è ïîëèòè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ. Ñòðàòåãè÷åñêàÿ èíèöèàòèâà ïðî÷íî ïåðåøëà â ðóêè ñîâåòñêîãî êîìàíäîâàíèÿ, ãèòëåðîâñêèå àðìèè ñ ýòîãî âðåìåíè è äî êîíöà âîéíû âûíóæäåíû áûëè òîëüêî îáîðîíÿòüñÿ. Ïîáåäà ïîä Êóðñêîì ïîçâîëèëà ñîâåòñêèì âîéñêàì ïåðåéòè â îáùåå íàñòóïëåíèå è íà÷àòü èçãíàíèå çàõâàò÷èêîâ ñ òåððèòîðèè ÑÑÑÐ. Íà Ñìîëåíñêîì è Ðîñëàâëüñêîì íàïðàâëåíèÿõ äâèíóëèñü âïåðåä âîéñêà Êàëèíèíãðàäñêîãî è Çàïàäíîãî ôðîíòîâ, â ðàéîíå ð. Ìèóñ – Þãî-Çàïàäíîãî è Þæíîãî ôðîíòîâ. 10 ñåíòÿáðÿ íà Òàìàíñêîì ïîëóîñòðîâå àêòèâèçèðîâàë äåéñòâèÿ Ñåâåðî-Êàâêàçñêèé ôðîíò.

Âñåãî â îáùåì íàñòóïëåíèè ëåòîì è îñåíüþ 1943 ã. ïðèíÿëè ó÷àñòèå 9 ôðîíòîâ, âêëþ÷àâøèõ 53 èç 69 èìåâøèõñÿ îáùåâîéñêîâûõ àðìèé, âñå 5 òàíêîâûõ, 9 èç 13 âîçäóøíûõ àðìèé, âñå 37 îòäåëüíûõ òàíêîâûõ è ìåõàíèçèðîâàííûõ êîðïóñîâ, 18 èç 23 àðòèëëåðèéñêèõ äèâèçèé. Îíè íàíîñèëè ìîùíûå óäàðû ïî 3-åì ãðóïïàì àðìèé ïðîòèâíèêà, ñîñòàâëÿâøèõ 2/3 âñåõ âîéñê íà ñîâåòñêî-ãåðìàíñêîì ôðîíòå. ×òîáû èçáåæàòü ïîëíîãî ðàçãðîìà, íåìåöêîå êîìàíäîâàíèå âûíóæäåíî áûëî îòâåñòè âîéñêà ãðóïïû àðìèé «Öåíòð» è «Þã» çà ð. Ñîæ è Äíåïð. Ïîñêîëüêó âñå 5 ñîâåòñêèõ òàíêîâûõ àðìèé ïîíåñëè òÿæåëûå ïîòåðè â îïåðàöèè «Öèòàäåëü», Ñòàâêà íå ðàñïîëàãàëà ñèëüíûìè ïîäâèæíûìè ìåõàíèçèðîâàííûìè ñîåäèíåíèÿìè, ñïîñîáíûìè áûñòðî è ãëóáîêî âòîðãàòüñÿ â òûë. Ïîýòîìó íè íà îäíîì èç íàïðàâëåíèé íå óäàëîñü îòðåçàòü âðàæåñêèå ãðóïïèðîâêè îò ïåðåïðàâ íà Äíåïðå. Íî è ñòàáèëèçèðîâàòü ôðîíò ïî ð. Äíåïð, ñîçäàòü òàê íàçûâàåìûé «Âîñòî÷íûé âàë» ãèòëåðîâñêîìó êîìàíäîâàíèþ íå óäàëîñü. Óæå â ïåðèîä íàñòóïëåíèÿ áûëî çàõâà÷åíî íà Äíåïðå 23 ïëàöäàðìà. Îñåíüþ ïðîäîëæàëèñü áîè çà èõ ðàñøèðåíèå. 6 íîÿáðÿ áûë îñâîáîæäåí Êèåâ, äî äåêàáðÿ âîéñêà 2-ãî è 3-ãî Óêðàèíñêèõ ôðîíòîâ ëèêâèäèðîâàëè çàïîðîæñêèé ïëàöäàðì ïðîòèâíèêà è îñâîáîäèëè ãîðîäà Çàïîðîæüå è Äíåïðîïåòðîâñê.

 êîíöå ñåíòÿáðÿ 1943 ã. âîéñêà Áðÿíñêîãî ôðîíòà âñòóïèëè íà òåððèòîðèþ Áåëàðóñè, íà÷àëèñü áîè îò Íåâåëÿ äî Ïðèïÿòè, ãäå îáîðîíÿëèñü 70 äèâèçèé âåðìàõòà. ×òîáû ñòàáèëèçèðîâàòü ïîëîæåíèå, íåìåöêîå êîìàíäîâàíèå âûíóæäåíî áûëî ïåðåáðîñèòü ñ Çàïàäà íà ñîâåòñêî-ãåðìàíñêèé ôðîíò äîïîëíèòåëüíî 14 äèâèçèé, êðóïíûå ñèëû àâèàöèè, ÷òî îáëåã÷èëî äåéñòâèÿ ñîþçíèêîâ. Ïîðàæåíèå ïîä Êóðñêîì ïðèâåëî ê êðèçèñó â ôàøèñòñêîì áëîêå.  Èòàëèè ïðîèçîøåë ïåðåâîðîò. Áèòâà ïîä Êóðñêîì ïîêàçàëà, ÷òî ïðîèçîøåë îêîí÷àòåëüíûé ïåðåëîì â õîäå Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû, ÷òî ÑÑÑÐ ñàì â ñîñòîÿíèè ñïðàâèòüñÿ ñ ôàøèñòñêèì àãðåññîðîì.

Ëèòåðàòóðà

1. Âåëèêàÿ Îòå÷åñòâåííàÿ âîéíà 1941-1945 ãã. Ýíöèêëîïåäèÿ. – Ì., 1985.

2. Ñîâåòñêèé Ñîþç â ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû. – Ì., 1985.

3. Áåçûìåíñêèé Ë. Óêðîùåíèå «Òàéôóíà». – Ñìîëåíñê, 2001.

4. Êîëåñíèê À.Ä. Ïîäâèã çàùèòíèêîâ Ìîñêâû íå ïîìåðêíåò â âåêàõ. – Ì., 2001.

5. Ìåðíèêîâ À. Áèòâà çà Ñòàëèíãðàä. – Ì., 2001.

6. Àíôèëîâ Â.À. Êðóøåíèå ïîõîäà Ãèòëåðà íà Ìîñêâó. – Ì., 1989.

7. Âåëèêàÿ Îòå÷åñòâåííàÿ âîéíà. Êí. 2. Ïåðåëîì. – Ì., 1988.

8. Ñàìñîíîâ À.Ì. Ñòàëèíãðàäñêàÿ áèòâà. – Ì., 1989.

9. Ìåðíèêîâ À. Êóðñêàÿ áèòâà. – Ì., 2001.

10. Àëôåðîâ Ñ.Ñ. Çàâåðøåíèå êîðåííîãî ïåðåëîìà â õîäå Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû. – Ì.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник