Куприн на переломе история создания
Александр Куприн «На переломе» (1900)
Александр Куприн готовился к «Поединку». Для шага в сторону откровенного разговора с читателем осталось малое — дождаться первой войны России, на которой, отвыкшая от сражений страна, продемонстрирует неумелое управление человеческими ресурсами. Почему именно так получится? Виной тому сами люди, населявшие страну, плохо представлявшие, зачем они делают то, что делают. Армия начинала разваливаться с основ, то есть с ученических скамей. Куприн знает о чём говорит: он сам был кадетом, пропустив через себя всю важность образовательной системы, не воспитывавшей защитников отечества, а отравлявшей существование вступающим в жизнь. Пока ещё не случилось 1905 года, но обида за годы доставшихся унижений побудила Куприна написать повесть «На переломе», словно Александр знал, какой перелом свершился для него и каким переломом это вскоре грозит самой России.
С чего начинается жизнь для главного героя произведения? Он поступает в учебное учреждение и сразу сталкивается с грубостью: ему отрывают пуговицу. И кто отрывает? Не сверстник и не преподаватель, а переросток, которому по возрасту пора к выпуску готовиться, вместо чего он продолжает оставаться в одном и том же классе. Не раз главного героя в дальнейшем обидят, тем подготавливая к несправедливостям взрослой жизни. С подобным в человеческом обществе всегда проблема. То не стоит чрезмерного к нему внимания. Важно другое. Как относятся к ученикам преподаватели и руководство учебного учреждения.
Действительно. Как? Куприн показывает. Оказывается, будущие защитники страны сызмальства готовятся к невзгодам. Одно дело, когда бьют свои. Другое, когда своим ты совершенно безразличен. Настолько безразличен, что стоит сказать спасибо, если помнят о необходимости преподавать. Всем остальным главный герой вместе со сверстниками обделён: им форму выдали от учеников прежних курсов, без различия размера и удобности, да с прилагающимися к ней вшами. Кого Россия хотела получить из таких людей, чьё достоинство её не интересовало?
В остальном повесть «На переломе» показала будни учеников. Набивший руку на «Киевских типах», Куприн реализовал подобное и в стенах учебного учреждения. Перед читателем открылись существовавшие тогда типы курсантов. Стоит предполагать, что с тех пор ничего не изменилось: остались зазывалы, отчаянные, благородные, силачи, фискалы и прочие, пусть и под другими прозваниями. С этим ничего не поделаешь — люди разные, вместе с тем и схожие по ряду отличий. Их особенности не сказывались на общей ситуации.
Одного Россия не могла забыть — требовать от людей того, чего сама не хотела давать. В стране каждый уважал только себя и тех, кто выше его по чину, всех прочих предпочитая унижать. Если требовалось наказать за дерзость, наказание следовало незамедлительно. Это ломало людей: наносило памятные шрамы, напоминавшие об искалеченной душе. Тем повествование и закончится: Куприн покажет, насколько ожидания способны рассыпаться в прах из-за неспособности людей понять твои чувства.
Повесть «На переломе» принято считать автобиографическим произведением. Много позже её продолжит роман «Юнкера», написанный в более светлых оттенках. Куприн осознает, что хорошо требовать, когда есть от кого требовать, но остаётся сожалеть, ежели некогда чёрное, будь оно хоть худшим из возможного, окрасится в совершенно непроницаемый чёрный цвет, показав, как худшее из возможного являлось не настолько уж плохим. Только тогда окажется, каким прекрасным было твоё прошлое, каким несправедливым ты был к обстоятельствам.
Куприн всё равно оказался прав. Он дал представление о том, почему Россию начинало лихорадить. Читатель сам понял, почему от этой лихорадки царской России предстояло умереть.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: куприн на переломе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Kuprin, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
Источник
- Краткие содержания
- Куприн
- На переломе (кадеты)
Прекрасно написанная повесть Куприна «На переломе (Кадеты)» оставляет более чем тяжёлое впечатление, рассказанное в безрадостном и печальном событии.
Мальчик по имени Миша Буланин, воспитанный в хорошей семье, добрый, воспитанный и очень ранимый, привыкший верить людям, попадает в кадетский корпус на учёбу. Где присутствуют суровые законы и дикие порядки. В этот момент и произошел тяжелый перелом в жизни Миши.
Из-за жесткого взаимоотношения с кадетами, мальчик превращается в отчаянного и безжалостного подростка. Младших воспитанников обижали старшие, учителя были со странностями, им было все равно чем заняты кадеты. Странно то, что после такого, они каким-то образом становились отличными офицерами армии. За провинности кадеты назывались: лишались отпуска, питания, сажались в карцер, а иногда их даже секли.
Миша Буланин часто ходил с синяками, так как его частенько поколачивали, часто оставался без еды, забросил учёбу. Ему всё это приходилось терпеть. Но всё это прекратилось, как только он огрубел и стал равноправным членом такого буйного общества.
Рассказ нас учит тому, что общество способно изменить людей, а иногда даже и сломать. В каждой ситуации нужно оставаться верным себе и не позволять себя унижать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Куприн. Все произведения
- Allez!
- Анафема
- Барбос и Жулька
- Белый пудель
- В недрах земли
- В цирке
- Впотьмах
- Гамбринус
- Гранатовый браслет
- Завирайка
- Звезда Соломона
- Золотой петух
- Изумруд
- Колесо времени
- Куст сирени
- Листригоны
- Мой полёт
- Молох
- На переломе (кадеты)
- Олеся
- Песочные часы
- Пиратка
- Поединок
- Сапсан
- Святая ложь
- Синяя звезда
- Скворцы
- Слон
- Собачье счастье
- Суламифь
- Тапёр
- Храбрые беглецы
- Четверо нищих
- Чудесный доктор
- Штабс-капитан Рыбников
- Ю-ю
- Юнкера
- Яма
На переломе (кадеты). Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Осеева Отцовская куртка
Главным героем произведения является подросток по имени Ленька, который по воле случая в связи с начавшейся войной остается за старшего в своей многочисленной семье, поскольку отец вынужден уехать на фронт.
- Краткое содержание Пленный рыцарь Лермонтова
Рыцарь сидели в темнице, единственное, что он мог делать – это сидеть под окном темницы, где он был заточен. Из окошка он видел синее небо и вольных, свободных птиц, которые играли друг с другом там. Глядя на них рыцарю было больно
- Краткое содержание Бажов Две ящерки
На Гумешках строили завод по выплавке меди. Сначала этим делом занималось государство, которое наняли немецких мастеров. Но, у тех не все получалось, так как сырьё было в горах не подходящее для немецкого оборудования.
- Краткое содержание Калейдоскоп Голявкина
Произведение представляет собой сборник коротких рассказов, предназначенных для маленькой читательской аудитории, отличающихся юмором и легким повествованием.
- Краткое содержание Куприн Allez!
С самого детства в воспоминаниях Норы всплывало это страшное слово: “Allez!”. С ним одновременно вспоминались холод, запах лошадей и человеческого пота, боль от кнута.
Источник
7 СЕНТЯБРЯ 1870 ГОДА РОДИЛСЯ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН.С давних пор о Куприне ходит байка: будто жена его, заставляя писателя работать более плодотворно, впускала его в дом только с очередной главой новой повести «Поединок». Да и то если считала, что написано достойно. Вкус Марии Карловны оказался отменным. Повесть прославила Александра Ивановича, ею зачитывались не только в России, но и за рубежом.
Дело не только в трагической судьбе подпоручика Ромашова. Куприн, по собственному свидетельству, вёл свой поединок с порядками, сложившимися в армии после либеральных реформ Милютина. Он вёл этот поединок и в повести «На переломе (Кадеты)», посвящённой его учёбе во 2-й Московской военной гимназии, преобразованной во 2-й Московский кадетский корпус, и в романе «Юнкера», где рассказал о годах, проведённых в Александровском юнкерском училище в Москве, и особенно в многочисленных произведениях, посвящённых армейской службе – в повести «Прапорщик армейский», в рассказах «Дознание», «Ночная смена», «В казарме» и других.
Нелёгкой была судьба будущего писателя. Ранняя смерть отца, пансион, о котором остались тягостные воспоминания, да и в военной гимназии жизнь и учеба были не сладкими. Если кадетские корпуса славились четкими армейскими порядками и высоким уровнем образования, то гимназии не отличались ни тем, ни другим. Лишь через два года они были вновь преобразованы в кадетские корпуса, но наладить учебный процесс оказалось не так-то просто. Слава богу, при Царе-Миротворце Александре Третьем Россия не участвовала в крупных войнах…
Порою история удивительным образом повторяется. Сравнительно недавние реформы снова едва не уничтожили созданные в 1943 году суворовские военные училища, созданные на основе традиций русской армии, с использованием опыта кадетских корпусов. В настоящее время всё встало на место.
Мастерство Куприна, прошедшего все этапы обучения и становления офицера, даёт полное представление о порядках в армии, о взаимоотношениях между офицерами и солдатами. Куприн не просто рисовал с натуры, он будто скалывал с себя. И не случайно собственная армейская биография послужила основой для создания лучших военных произведений, а однокашники по кадетскому корпусу, юнкерскому училищу и сослуживцы по пехотному полку стали прототипами героев произведений.
Известно, что в детстве и отрочестве закладываются главные черты характера. У Куприна они сформировались в кадетском корпусе, а потому повесть «На переломе (Кадеты)» столь важна для понимания жизни и судьбы писателя. В 1937 году, вернувшись из эмиграции, он поведал, что главного героя Буланина он писал с себя, припоминая унижения и издевательства, которые терпели младшие от старших, о наказании розгами за любой пустячный проступок. И вдобавок – команды на дьяконский распевный манер…
Со всем своим мастерством Александр Иванович показал быт корпуса, отношение старших к младшим: могли отнять родительские гостинцы или обязать доставлять то, что те приносили из дома с выходных. Как ни странно, в «либеральной» гимназии превыше всего почиталась физическая сила, от чего избавило воспитанников «авторитарное» юнкерское училище. Известно, что и образ юнкера Александрова Куприн писал с себя. Именно поэтому герой получился яркими, а его жизнь и учеба вполне достоверными, что не раз отмечали критики, современники писателя.
Юнкера Александровского училища.
Источник: https://russiahistory.ru/aleksandrovskoe-voennoe-uchilishhe/
Фактическим преемником Алексеевского юнкерского училища стали Первые московские пулемётные курсы, некоторое время размещавшиеся в Кремле и несшие охрану советского правительства. Преподавали там и «спецы» из купринского Александровского училища. А из курсов родилось Московское высшее общевойсковое командное училище. К слову, для его курсантов в 1943 году даже погоны ввели с окантовкой – по образцу юнкерских. Так же были на казарменном положении, так же получали увольнительные по выходным, так же отправлялись на каникулы летние и зимние, разве что новогодние, а не рождественские.
Удивительно достоверно передал Александр Иванович Куприн мысли выпускника. Юнкер Александров рассуждает: профессия офицера выбирается однажды и на всю жизнь, и уж коли выбрал её, должен соответствовать тем порядкам и правилам, которые диктуют суровые военные законы. Тревоги по поводу того, что вот, ещё немного, и придётся не просто командовать солдатами на плацу или даже в бою, но обучать и воспитывать их, доходить до сердца каждого. Он даже предлагал установить несколько иной порядок зачисления в училище – сначала хотя бы год службы солдатом, а потом уже поступление.
В 1890 году подпоручик Александр Иванович Куприн получил назначение в 46-й Днепровский пехотный полк и отправился в малороссийский городок Проскуров. Жизнь и службу в гарнизоне он впоследствии и описал в повести «Поединок». Каково оказаться в таком захолустье молодому офицеру, ещё недавно блестящему юнкеру знаменитого в ту пору Александровского военного училища… Навалилось всё сразу: гарнизонная скука, тяжёлая служба, одиночество. Наступил тот возраст, в котором мало компаний сослуживцев. Рядом должна быть любимая женщина, хотя жениться в ту пору не спешили: нужно было прочно стать на ноги.
Жизнь в гарнизоне – особая. Все на виду, всё и про всех известно. Тайные романы, благодаря сплетням, быстро становятся явными со всеми вытекающими, трагическими порою последствиями. В повести «Поединок» мы видим, что Ромашов влюблён, причём влюблён в женщину старше возрастом и… замужнюю женщину. Жену капитана…
А что же сам автор?
Конечно, и у него были увлечения, была даже попытка жениться ещё во время службы в Проскурове, на обворожительной 17-летней девушке, Верочке, сироте, которая жила у родной сестры. Сестра была замужем за капитаном, считавшимся вполне состоятельным человеком. Узнав о встрече молодого и ещё не вставшего на ноги офицера с сестрой жены, капитан поставил условие. Брак возможен только в том случае, если Куприн окончит Академию Генерального штаба.
Служил Куприн, судя по послужному списку, совсем неплохо.
2 марта 1891 года был утвержден командиром взвода. 15 октября того же года – полуротным. 11 августа 1893 года получил назначение на должность батальонного адъютанта.
Куприн предпринял неудачную попытку выбраться из глуши – поступить в академию, и успешно сдал экзамены. Но по пути в столицу произошел инцидент, изменивший всю жизнь. Проезжая Киев, он заглянул пообедать в плавучий ресторан, где вступился за девушку-официантку, которую оскорбил пристав. Недолго думая, Куприн, как известно, вспыльчивый, резкий, да к тому же обладавший недюжинной физической силой, сгреб обидчика и выбросил за борт. Дело приняло огласку, и несостоявшегося слушателя академии, отправили обратно в полк.
Вместе с надеждой на поступление в академию рухнула и надежда на женитьбу. Верочка осталась прототипом Шурочки Николаевой в «Поединке». К слову, рожденный под пером Куприна подпоручик Ромашов – вовсе на alter ego писателя. Не для него суровая мужская профессия. Чистая, незамутнённая юношеская душа, такому бы заниматься творчеством. Хоть и не прав капитан Слива в своих оскорблениях, но тысячу раз прав, заявляя:
– И на кой мне черт вас в роту прислали? Нужны вы мне, как собаке пятая нога. Вам бы сиську сосать, а не…
Служба – для людей твёрдой воли, а Ромашов, при всех своих достоинствах, слаб духом. И не только в службе, в общении с командирами и с подчинёнными, но и с представительницами прекрасного пола.
А.И. Куприн. 1890-е годы.
Сам Куприн, судя по его послужному списку, судя по воспоминаниям современников, «военной жилкой» обладал в полной мере. И все же после неудачи с поступлением в академию подал рапорт об отставке. В 1894 году прошение было удовлетворено, и Александр Иванович освободился от тягот армейской службы. Армия потеряла в нём будущего отличного офицера – русская литература обрела замечательного писателя.
После захолустного гарнизона, где жизнь полна мелких интриг и сплетен, жизнь, казалось, распахнула ему объятья. И пусть начинать приходилось с нуля, он был готов окунуться в новую гражданскую жизнь.
Он расстался с армией, но остался в душе русским офицером, да ведь бывших офицеров и не бывает. Любовь к Родине, готовность встать на её защиту Куприн доказал в годы Первой мировой войны. Он прямо заявил, что считает её христианской в самом глубоком смысле слова, призванной навсегда покончить с враждой между народами.
Александр Куприн. 1914 год.
Источник: https://ru.wikipedia.org
В конце сентября, желая оказаться ближе к фронту, он выезжает в Вильно, а вскоре надевает мундир поручика. Один из номеров петроградской газеты «Новь» открылся большой фотографией, под которой значилось: «А. И. Куприн, призванный в действующую армию». Сообщалось, что в ноябре 1914 года писатель был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Правда, по состоянию здоровья в июле 1915 года он вынужден демобилизоваться.
Военная карьера Александра Ивановича не сложилась, зато военная тема стала едва ли не главной в его творчестве.
Об авторе: Николай Фёдорович Шахмагонов
Член Союза писателей России, автор более чем ста книг, в том числе: «Светлейший князь Потёмкин-Таврический» и «Екатерина Великая», «Сталин летом сорок первого», «Суворовский алый погон», «Русские государи в любви и супружестве. От Дмитрия Донского до Александра II», «Александр I в любви и супружестве. Судьба победителя Наполеона», «Последние дуэли Пушкина и Лермонтова», «1812. Новые факты Наполеоновских войн и разгром Наполеона в России».
Источник
Ко Дню рождения Александра Ивановича Куприна (7 сентября 1870 г. – 25 августа 1938 г. )
“Мы должны быть благодарны Куприну за всё – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нём способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом”. ( К. Г. Паустовский )
Александр Иванович Куприн
КУПРИН ПЕРЕПРОБОВАЛ ВСЁ, НО ПИСАТЕЛЕМ БЫТЬ НЕ ХОТЕЛ
Александр Куприн неотделим от литературы, но прежде чем выбрать писательский путь он примерил на себя не одну профессию. В их числе: учитель, актер, цирковой борец, боксер, рекламный агент, землемер, рыбак, воздухоплаватель, шарманщик и даже продавец такого странного товара как «Пудерклозет инженера Тимаховича». Однажды Куприн даже попробовал себя в роли пожарного, гася огонь в Одессе. Но, как признался он потом, всё это было не ради денег, а просто из интереса. Куприну хотелось попробовать себя во всем: «Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением, или рыбою, или побыть женщиной и испытать роды». Александр Иванович не остановился на общепринятых профессиях и решил продлить свой интерес дальше, вживаясь в роль санитара в морге, конокрада, шпика и простого вора. А вот писать Куприн начал случайно. Как-то в военном училище он написал небольшой рассказ «Последний дебют» об актрисе, которая покончила с собой на сцене, подписавшись «Ал. К-рин». Естественно, об этом скоро прознали и «презренный писака, затесавшийся в славные ряды будущих героев отечества» был отправлен на двое суток в карцер. После этого у Александра Куприна отпало любое желание что-либо писать. Но встреча с Иваном Буниным помогла ему вновь найти себя в литературе.
ТАТАРСКАЯ КРОВЬ КИПЕЛА В КУПРИНЕ
Мать Александра Куприна была татарской княжной, и он невероятно гордился своим происхождением. А особенно он следил за тем, чтоб его фамилию все произносили правильно. Но, иной раз кто-то мог поставить ударение на первый слог и вот тогда Александр Иванович приходил в ярость: «Я — Купри́н, и всякого прошу это помнить! На ежа садиться без штанов не советую!». А когда к Куприну пришла слава, то своё происхождение он подчеркивал еще и внешним видом: носил расписной халат и цветную тюбетейку. В воспоминаниях Бунина остался образ коллеги на одном из вечеров, когда Куприн пришел в татарском облачении и «садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану, и особенно узко щурил глаза».
Несмотря на то, что с женщинами писатель был застенчив, с мужчинами он никогда не боялся лезть на рожон по любому поводу, хотя нельзя было сказать, что Александр Иванович выделялся какими-то особенными физическими данными. Тэффи вспоминала: «Внешность у Куприна была не совсем обычная. Был он среднего роста, крепкий, плотный, с короткой шеей и татарскими скулами, узкими глазами, перебитым монгольским носом. Но человек — Александр Иванович Куприн был вовсе не простачок и не рыхлый добряк. Он был человек сложный».
Существует история о том, что в 1902 приятель Александра Куприна, Антон Богомолец, рассказал ему о мужчине, который постоянно избивает свою мать. Ни минуты не думая, Александр Куприн поехал на его розыски. И, отыскав обидчика, обругал его так, что тот начал умолять о прощении.
ПИСАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ НЕ ХОТЕЛ ПИСАТЬ
Многим кажется, что у писателей слова сами выходят из-под пера. Но вот с Александром Куприным была совсем другая история. Его первой жене, Марии Карловне Давыдовой-Иорданской, приходилось чуть ли не силой усаживать его за письменный стол. Когда летом 1906 семья Куприных отдыхала на даче, писатель на чердаке оборудовал себе кабинет и проводил там много времени под предлогом работы. Но Марию Карловну было не так то и легко обмануть, ведь она постоянно контролировала писательскую деятельность Александра Ивановича, и не замечала никакого прогресса. Поэтому она просто поднялась к мужу после завтрака и обнаружила, что Куприн натаскал на чердак сена и просто там спит после завтрака. Мария Карловна решила прибегнуть к суровым мерам и перестала кормить Александра Ивановича завтраками. Дело в том, что в 1905 Александр Куприн начал работать над второй редакцией повести «Поединок», но работа стала на середине. Поэтому «любящая» супруга просто перестала впускать его в дом без новой главы. Конечно, Александр Иванович пытался обойти это правило, подсовывая супруге старое, но обмануть её было невозможно.
Мария Карловна Давыдова-Иорданская
” АЛЕКСАНДР ИВАНЫЧ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КОНЬЯК!”
После развода с супругой Марией, Александр Куприн начал заливать горе алкоголем. Газеты наперебой трубили о том, что Куприн кого-то столкнул в ресторане «Норд» в бассейн, или танцевал на столе, или кого-то облил кофе. Постоянным местом времяпрепровождения Александра Ивановича стали рестораны и ипподром. Владимир Крымов как-то вспоминал: «В моем автомобиле оказался спящий человек. Художник Троянский успокаивал меня: «Это Куприн… Пока доедем, он очухается…» Когда приехали, Троянский отворил дверцу и громко сказал: «Александр Иваныч, замечательный коньяк!» Действие этих слов было магическое – Куприн сразу проснулся… пришлось подать коньяк еще до обеда». Кстати, всё это сильно сказалось в пожилом возрасте на его здоровье. Но тогда писателя это вовсе не тревожило. Куприну повезло, что его судьба не была безразлична няне его четырехлетней дочери — Елизавете Гейнрих. Она смогла заставить Александра Ивановича отправиться на лечение в Финлянд ию, подальше от всех соблазнов. Позже, став его женой, именно Гейнрих смогла обеспечить Куприну необходимый уют и покой в доме, который поспособствовал его творческим успехам.
Александр Куприн и Елизавета Гейнрих
КУПРИН БЫЛ ОЧЕНЬ СМЕЛИМ ЧЕЛОВЕКОМ
В Балаклаве летом 1905 Александр Иванович стал свидетелем Севастопольского восстания. Он видел, как пытались спасаться матросы с расстрелянного крейсера «Очаков». Александр Куприн тогда спрятал у себя десять матросов, которым удалось добраться до берега. Он помог им достать штатскую одежду, а также, притворившись пьяным, вломился в полицейский участок, чтобы отвлечь внимание от бегущих из Балаклавы матросов.
Александр Куприн, 1913
КУПРИН МОГ БЫ СТАТЬ ОТЛИЧНЫМ ПАРФЮМЕРОМ
Дело в том, что у Александра Куприна был невероятно тонкий нюх. Из-за этого, некоторые поговаривали, что в нём было что-то «от большого зверя». И вправду, дамы очень обижались, когда Александр Иванович, знакомясь с ними, начинал очень открыто вдыхать их аромат. После такой привычки Фёдор Шаляпин даже представил его однажды гостям как «самый чуткий нос России». Куприн абсолютно безошибочно мог распознать составляющие любого аромата. Один французский парфюмер, увидев этот дар, весьма расстроившись, сказал: «Такой редкий дар, и вы всего лишь писатель!». Своим и вправду редким нюхом Александр Иванович часто пользовался, чтоб удивить друзей на разных вечерах. Существует даже легенда, что однажды он выиграл спор с Буниным и Чеховым одной фразой: «Молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, – горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и – ладаном».
Александр Куприн и Фёдор Шаляпин, 1911
ИСТОРИЮ «ГРАНАТОВОГО БРАСЛЕТА» КУПРИН ПОВТОРИЛ В ЖИЗНИ
После появления «Гранатового браслета» многие коллеги критиковали Александра Ивановича за сентиментальность, а публика была в восторге от безответной любви Желткова к замужней даме. «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе, «Да святится имя твое»…».
Существует легенда, что Александр Куприн изо дня в день повторял эту фразу в письмах к неизвестной даме, которую страстно полюбил в последние годы жизни.
Александр Куприн прожил долгую и насыщенную жизнь, которая была полна различных курьезов. И он никогда не отказывал себе в возможности поступать так, как считает правильным. Александр Куприн обожал цыганщину и различные «душещипательные» истории, что и отразилось в его творчестве. Но при этом лёгкая форма, в которую облекал Александр Иванович свои повести, была и сама не так проста, и несла в себе сокровенный смысл. Писатель до конца своих дней был настоящим романтиком, и это чувство Александр Куприн смог передать всем читающим его поколениям.
Сергей Уточкин и Александр Куприн на воздушном шаре
ОН НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЛ СЕБЕ В ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК СЧИТАЛ ПРАВИЛЬНЫМ
После разгрома революции 1905 года у Куприна падает интерес к политической жизни страны, в его творчестве наступает спад. Не было и прежней близости к М.Горькому. Свои новые произведения Куприн помещает не в выпусках “Знания”, а в “модных” альманахах. Если говорить об известности Куприна – писателя, то она в эти годы продолжает расти, достигая своей высшей точки. В таких условиях работал он над созданием большой повести “Яма”, завершённой в 1915 году. В этой повести Куприн рассказывает о жизни обитательниц публичного дома. “Яма” подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. В предисловии А.И. Куприн написал: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю её матерям и юношеству». Гуманная по своему замыслу, повесть оказалась перегружена натуралистическими подробностями, элементами очерковой описательности, что снижало её художественную значимость.
Борец И. Заикин с А. Куприным и писателем А. Будищевым. Фото из архива М. Золотарева
В эти же годы Куприн выступил с резким протестом против еврейского засилья в русской литературе. «Все мы лучшие люди России, – писал он в марте 1909 года Ф.Д. Батюшкову, – давно уже бежим под хлыстом еврейского галдежа, еврейской истеричности, еврейской повышенной чувствительности, еврейской страсти господствовать, еврейской многовековой спайки, которая делает этот избранный народ столь же страшным и сильным, как стая оводов, способных убить в болоте лошадь. Ужасно то, что все мы сознаем это, но в сто раз ужаснее то, что мы об этом только шепчемся в самой интимной компании только на ушко, а вслух сказать никогда не решимся. Можно печатно и иносказательно обругать царя и даже Бога, а попробуй-ка еврея! Ого-го! Какой вопль и визг поднимется среди всех этих фармацевтов, зубных врачей, адвокатов, докторов и особенно громко среди русских писателей, – ибо каждый еврей родится на свет божий с предначертанной миссией быть русским писателем».
Куприн, призванный в чине поручика на Первую мировую войну, с Елизаветой Морицевной Куприной (в форме сестры милосердия)
С началом Первой мировой войны А.И. Куприн в 1914 году вновь надевает мундир поручика, становится армейским инструктором, а его дом в Гатчине превращается в небольшой госпиталь. Ощущение нарастающего в стране кризиса выражено в некоторых рассказах этого периода (“Папаша”, “Гога Веселов”). Демобилизовавшись по состоянию здоровья, он организует на личные средства в своём гатчинском доме военный госпиталь, пишет ряд патриотических статей. Февральская революция, которую А.И. Куприн встретил восторженно, застала его в Гельсингфорсе. Он немедленно выезжает в Петроград, где вместе с критиком П.Пильским некоторое время редактирует эсеровскую газету “Свободная Россия”. В его художественных произведениях этой поры (рассказы “Храбрые беглецы”, “Сашка и Яшка” (оба – 1917), “Гусеница”, “Звезда Соломона”) нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. К большевистскому перевороту в октябре 1917 года А.И. Куприн отнёсся враждебно. Он работает в буржуазных газетах “Эра”, “Петроградский листок”, “Эхо”, “Вечернее слово”, где выступает с политическими статьями “Пророчество”, “Сенсация”, “У могилы” (памяти видного большевика Володарского, убитого эсером), “Памятники” и т.д. Он не принимает политику военного коммунизма, “красный террор”, критикует планы Ленина по преобразованию России. И все же он пробует сотрудничать с новой властью – в 1918 году он пришёл к В.И. Ленину с предложением издавать газету для крестьян – «Земля», которое принято не было, а в 1917 году работал в издательстве «Всемирная литература», основанном А.М. Горьким.
А. Куприн И. Бунин и А. Куприн в редакции газеты “Возрождение”.
Париж, 1933 г.
Фото из архива М. Золотарева
ЭМИГРАЦИЯ В ЖИЗНИ КУПРИНА
Стечение обстоятельств приводит А.И. Куприна в стан эмиграции. С 1911 года он жил в Гатчине, которая в октябре 1919 года была отрезана от Петрограда войсками Юденича, и Куприну пришлось подчиниться обстоятельствам военного времени. Вместе с разгромленными остатками белых он отступал в направлении Нарвы и в конце концов вынужден был покинуть родину (о драматических событиях того времени А.И. Куприн рассказал в повести «Купол св. Исаакия Далматского», 1928).
31 мая 1937 года Куприн, неизлечимо больной, беспомощный, вернулся с женой на родину, по сути, умирать. Поселили Куприна в подмосковном писательском доме отдыха в Голицыно. В конце 1937 года перевезли в Ленинград. Операция не помогла. 25 августа 1938 года писателя не стало. Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге рядом с могилой Ивана Тургенева.
Могила Александра Куприна
Источник