Куприн на переломе анализ
Александр Куприн «На переломе» (1900)
Александр Куприн готовился к «Поединку». Для шага в сторону откровенного разговора с читателем осталось малое — дождаться первой войны России, на которой, отвыкшая от сражений страна, продемонстрирует неумелое управление человеческими ресурсами. Почему именно так получится? Виной тому сами люди, населявшие страну, плохо представлявшие, зачем они делают то, что делают. Армия начинала разваливаться с основ, то есть с ученических скамей. Куприн знает о чём говорит: он сам был кадетом, пропустив через себя всю важность образовательной системы, не воспитывавшей защитников отечества, а отравлявшей существование вступающим в жизнь. Пока ещё не случилось 1905 года, но обида за годы доставшихся унижений побудила Куприна написать повесть «На переломе», словно Александр знал, какой перелом свершился для него и каким переломом это вскоре грозит самой России.
С чего начинается жизнь для главного героя произведения? Он поступает в учебное учреждение и сразу сталкивается с грубостью: ему отрывают пуговицу. И кто отрывает? Не сверстник и не преподаватель, а переросток, которому по возрасту пора к выпуску готовиться, вместо чего он продолжает оставаться в одном и том же классе. Не раз главного героя в дальнейшем обидят, тем подготавливая к несправедливостям взрослой жизни. С подобным в человеческом обществе всегда проблема. То не стоит чрезмерного к нему внимания. Важно другое. Как относятся к ученикам преподаватели и руководство учебного учреждения.
Действительно. Как? Куприн показывает. Оказывается, будущие защитники страны сызмальства готовятся к невзгодам. Одно дело, когда бьют свои. Другое, когда своим ты совершенно безразличен. Настолько безразличен, что стоит сказать спасибо, если помнят о необходимости преподавать. Всем остальным главный герой вместе со сверстниками обделён: им форму выдали от учеников прежних курсов, без различия размера и удобности, да с прилагающимися к ней вшами. Кого Россия хотела получить из таких людей, чьё достоинство её не интересовало?
В остальном повесть «На переломе» показала будни учеников. Набивший руку на «Киевских типах», Куприн реализовал подобное и в стенах учебного учреждения. Перед читателем открылись существовавшие тогда типы курсантов. Стоит предполагать, что с тех пор ничего не изменилось: остались зазывалы, отчаянные, благородные, силачи, фискалы и прочие, пусть и под другими прозваниями. С этим ничего не поделаешь — люди разные, вместе с тем и схожие по ряду отличий. Их особенности не сказывались на общей ситуации.
Одного Россия не могла забыть — требовать от людей того, чего сама не хотела давать. В стране каждый уважал только себя и тех, кто выше его по чину, всех прочих предпочитая унижать. Если требовалось наказать за дерзость, наказание следовало незамедлительно. Это ломало людей: наносило памятные шрамы, напоминавшие об искалеченной душе. Тем повествование и закончится: Куприн покажет, насколько ожидания способны рассыпаться в прах из-за неспособности людей понять твои чувства.
Повесть «На переломе» принято считать автобиографическим произведением. Много позже её продолжит роман «Юнкера», написанный в более светлых оттенках. Куприн осознает, что хорошо требовать, когда есть от кого требовать, но остаётся сожалеть, ежели некогда чёрное, будь оно хоть худшим из возможного, окрасится в совершенно непроницаемый чёрный цвет, показав, как худшее из возможного являлось не настолько уж плохим. Только тогда окажется, каким прекрасным было твоё прошлое, каким несправедливым ты был к обстоятельствам.
Куприн всё равно оказался прав. Он дал представление о том, почему Россию начинало лихорадить. Читатель сам понял, почему от этой лихорадки царской России предстояло умереть.
Автор: Константин Трунин
Дополнительные метки: куприн на переломе критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Aleksandr Kuprin, analysis, review, book, content
Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Александра Куприна
Источник
человек малодушен, то он легко может предать, опасаясь за свою жизнь, совершить подлый поступок.
В этом и кроется опасность малодушия.
II.
«Дорожка к пониманию фрагмента текста «На переломе. (Кадеты)»
➢ Внимательно прочитайте текст А.И.Куприна
(1)— Эй, как тебя!.. (2)Новичок… как твоя фамилия?
(3) Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4) Перед ним, заложив руки в карманы панталон,
стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.
(5) Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на
курточке Буланина.
(6) — Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, — сказал он, трогая одну из них пальцем.
(7) — О, это такие пуговицы… — суетливо обрадовался Буланин. — (8)Их ни за что
оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка!
(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть
ее. (11)Но пуговица не поддавалась. (12)Воспитанник оставил пуговицу, поглядел на свои
пальцы, где от нажима острых краев остались синие рубцы.
(13)Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая
толпа. (14)Тотчас же установилась очередь. (15)«Чур, я за Базуткой!» — крикнул чей-то голос,
и тотчас же остальные загалдели: «А я за Миллером! (16)А я за Утконосом! (17)А я за тобой!»
— и покамест один вертел пуговицу, другие уже протягивали руки и даже пощелкивали от
нетерпения пальцами.
(18) Но пуговица держалась по-прежнему крепко.
(19) — Позовите Грузова! — сказал кто-то из толпы.
(20) Тотчас же другие закричали: «Грузов! (21)Грузов!» (22)Пришел Грузов, малый лет
пятнадцати, с желтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже
четыре года, — один из первых силачей возраста. (23)Ему объяснили, зачем его звали. (24)Он
самоуверенно взялся за пуговицу и стал ее с ожесточением крутить. (25)Однако, несмотря на
то, что он прилагал все большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на
своем месте. (26)Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от
натуги, он уперся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе.
(27)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на
пол. (28)На этот раз никто не рассмеялся. (29)Может быть, у каждого мелькнула в это
мгновение мысль, что и он когда-то был новичком, в такой же курточке, сшитой дома
любимыми руками.
(30)Буланин поднялся на ноги. (31)Как он ни старался удержаться, слезы все-таки же
покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке.
(32)
— Эх ты, рева-корова! — произнес Грузов презрительно, стукнул новичка ладонью по
затылку, бросил ему пуговицу в лицо и ушел своей разгильдяйской походкой.
(33)
Ночью, когда шум совершенно прекратился, когда отовсюду послышалось глубокое
дыхание спящих, прерываемое изредка сонным бредом, Буланину сделалось невыразимо
тяжело. (34)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнила
сердце Буланина. (35)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел,
несмотря на темноту. (36)«Бедная мама! (37) Как старательно пришивала она эти пуговицы,
откусывая концы нитки зубами. (38)С какою гордостью во время примерки любовалась она
этой курточкой, обдергивая ее со всех сторон…» (39)Буланин почувствовал, что он совершил
сегодня утром против нее нехороший, низкий и трусливый поступок, когда предлагал
старичкам оторвать пуговицу.
(40)Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями… (41)Но и
во сне Буланин долго еще вздыхал прерывисто и глубоко, как вздыхают после слез очень
3
Источник
– На переломе (Кадеты) 156 Кб, 76с. (читать) (скачать fb2) – Александр Иванович Куприн
Общая статистика
Длина текста | 136042 знаков |
Длина диалогов | 24519 знаков |
Слов в произведении (СВП) | 20111 слов |
Приблизительно страниц | 76 стр. |
Средняя длина слова | 5.44 знаков |
Предложений в произведении (ПВП) | 1266 предл. |
Средняя длина предложения (СДП) | 104.63 знаков |
Доля диалогов в тексте | 18.02 % |
Доля авторского текста | 81.98 % |
СДП диалогов | 74.45 знаков |
СДП авторского текста | 133.34 знаков |
Максимальный фрагмент авторского текста – 8945 знаков (в страницах – примерно 5, начинается где-то с 53 страницы) |
Активный словарный запас
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 109433 букв |
Всего знаков препинания | 4491 знаков |
Знак | Кол-во (шт.) | Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 2556 | 127.09 |
. точка | 1130 | 56.19 |
– тире | 275 | 13.67 |
? вопросительный знак | 160 | 7.96 |
! восклицательный знак | 111 | 5.52 |
… многоточие | 0.00 | |
!.. восклицательный знак с многоточием | 28 | 1.39 |
?.. вопросительный знак с многоточием | 8 | 0.40 |
!!! тройной восклицательный знак | 0.00 | |
?! вопросительный знак с восклицанием | 1 | 0.05 |
” кавычка | 0.00 | |
() скобки | 36 | 1.79 |
: двоеточие | 155 | 7.71 |
; точка с запятой | 31 | 1.54 |
Буква | Кол-во (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 8943 | 8.17 |
Б | 1975 | 1.80 |
В | 5019 | 4.59 |
Г | 2062 | 1.88 |
Д | 3322 | 3.04 |
Е-Ё | 8480 | 7.75 |
Ж | 2062 | 1.88 |
З | 1953 | 1.78 |
И-Й | 9456 | 8.64 |
К | 4077 | 3.73 |
Л | 5443 | 4.97 |
М | 3466 | 3.17 |
Н | 7213 | 6.59 |
О | 11788 | 10.77 |
П | 2932 | 2.68 |
Р | 4665 | 4.26 |
С | 5886 | 5.38 |
Т | 6149 | 5.62 |
У | 3440 | 3.14 |
Ф | 234 | 0.21 |
Х | 965 | 0.88 |
Ц | 415 | 0.38 |
Ч | 1842 | 1.68 |
Ш | 922 | 0.84 |
Щ | 347 | 0.32 |
Ь-Ъ | 2084 | 1.90 |
Ы | 2227 | 2.04 |
Э | 296 | 0.27 |
Ю | 600 | 0.55 |
Я | 2115 | 1.93 |
Части речи
Определенных частей речи (ОЧР) | 20078 слов |
Не определенных частей речи (НОЧР) | 33 слов |
Часть речи | Кол-во (шт.) | % в тексте (ОЧР – 100%) |
Существительное | 5440 | 27.094 |
Глагол | 1560 | 16.924 |
Местоимение-существительное | 1560 | 7.770 |
Предлог | 1904 | 10.833 |
Союз | 1828 | 9 |
Прилагательное | 1904 | 9.483 |
Наречие | 1294 | 6.445 |
Местоимение-прилагательное | 978 | 4.871 |
Частица | 896 | 4.463 |
Местоименное наречие | 297 | 1.479 |
Числительное | 180 | 0.897 |
Числительное-прилагательное | 83 | 0.413 |
Междометие | 43 | 0.214 |
Часть композита – сложного слова | 2 | 0.010 |
Биграммы частей речи
В таблице показаны частоты словопар типа «сглагол+уществительное», «предлог+прилагательное» и т.д. Частота выражена в среднем количестве пары на 1000 слов текста. Вертикаль отражает часть речи первого слова биграммы, горизонталь — второго.
Существительное | Глагол | Местоимение-существительное | Предлог | Союз | Прилагательное | Наречие | Местоимение-прилагательное | Частица | Местоименное наречие | Числительное | Числительное-прилагательное | Междометие | Часть композита – сложного слова | |
Существительное | 53.59 | 56.58 | 14.84 | 36.21 | 42.43 | 18.73 | 17.63 | 11.90 | 10.11 | 4.58 | 2.29 | 1.00 | 0.90 | 0.10 |
Глагол | 36.96 | 17.98 | 15.34 | 34.42 | 15.84 | 13.85 | 14.29 | 9.56 | 6.82 | 2.24 | 1.25 | 0.35 | 0.35 | 0.00 |
Местоимение-существительное | 13.30 | 20.12 | 5.48 | 7.27 | 5.33 | 6.52 | 7.62 | 3.19 | 6.28 | 2.34 | 0.25 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Предлог | 50.95 | 1.99 | 17.88 | 0.60 | 1.25 | 17.38 | 0.55 | 13.45 | 0.15 | 0.10 | 2.64 | 1.34 | 0.05 | 0.00 |
Союз | 15.24 | 17.48 | 10.06 | 10.46 | 3.98 | 8.67 | 9.56 | 4.23 | 7.17 | 2.74 | 0.80 | 0.50 | 0.15 | 0.00 |
Прилагательное | 60.22 | 5.08 | 1.49 | 3.79 | 7.37 | 12.60 | 1.59 | 0.70 | 0.95 | 0.40 | 0.15 | 0.20 | 0.30 | 0.00 |
Наречие | 5.73 | 22.91 | 2.79 | 6.28 | 6.57 | 5.73 | 6.23 | 1.94 | 4.98 | 0.55 | 0.45 | 0.20 | 0.10 | 0.00 |
Местоимение-прилагательное | 20.92 | 4.63 | 3.79 | 2.54 | 1.44 | 7.82 | 1.89 | 1.79 | 2.24 | 0.80 | 0.65 | 0.15 | 0.05 | 0.00 |
Частица | 4.58 | 17.93 | 3.88 | 4.13 | 2.99 | 1.49 | 3.14 | 1.44 | 3.98 | 0.65 | 0.20 | 0.05 | 0.15 | 0.00 |
Местоименное наречие | 1.29 | 3.29 | 1.54 | 1.74 | 2.24 | 0.65 | 1.79 | 0.20 | 1.64 | 0.40 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 5.08 | 0.75 | 0.10 | 0.65 | 0.55 | 1.20 | 0.00 | 0.20 | 0.05 | 0.00 | 0.20 | 0.20 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 2.59 | 0.35 | 0.15 | 0.10 | 0.50 | 0.05 | 0.10 | 0.00 | 0.05 | 0.00 | 0.10 | 0.15 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.45 | 0.15 | 0.35 | 0.15 | 0.55 | 0.05 | 0.05 | 0.10 | 0.20 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.10 | 0.00 |
Часть композита – сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.10 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Части речи на позициях в предложении
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах. В каждом столбце максимальное значение отмечено розовым цветом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»
Номер слова в предложении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Существительное | 17.24 | 21.05 | 23.57 | 28.28 | 25.20 |
Глагол | 12.99 | 17.17 | 21.68 | 20.36 | 19.56 |
Местоимение-существительное | 10.29 | 15.27 | 10.04 | 9.52 | 7.06 |
Предлог | 13.48 | 8.80 | 11.02 | 10.18 | 11.19 |
Союз | 16.83 | 5.44 | 6.63 | 6.22 | 8.67 |
Прилагательное | 3.19 | 7.42 | 7.08 | 7.07 | 8.47 |
Наречие | 9.23 | 9.06 | 7.26 | 5.18 | 6.35 |
Местоимение-прилагательное | 5.23 | 4.75 | 3.94 | 5.37 | 6.25 |
Частица | 6.21 | 7.85 | 6.27 | 5.00 | 4.64 |
Местоименное наречие | 3.10 | 1.12 | 1.16 | 1.70 | 1.41 |
Числительное | 1.06 | 1.47 | 0.90 | 0.66 | 0.91 |
Числительное-прилагательное | 0.33 | 0.43 | 0.27 | 0.38 | 0.30 |
Междометие | 0.82 | 0.17 | 0.18 | 0.09 | 0.00 |
Часть композита – сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | 26.47 | 29.74 | 27.62 | 26.54 | 26.74 |
Глагол | 18.54 | 16.91 | 17.01 | 16.98 | 17.51 |
Местоимение-существительное | 6.43 | 6.13 | 7.84 | 5.79 | 7.22 |
Предлог | 10.40 | 11.35 | 10.74 | 10.44 | 10.29 |
Союз | 7.50 | 9.08 | 9.89 | 9.06 | 9.89 |
Прилагательное | 10.83 | 8.85 | 9.89 | 12.96 | 11.10 |
Наречие | 6.86 | 5.90 | 5.19 | 5.03 | 5.61 |
Местоимение-прилагательное | 5.25 | 4.54 | 4.22 | 5.03 | 4.68 |
Частица | 3.86 | 3.97 | 4.10 | 4.65 | 4.14 |
Местоименное наречие | 1.82 | 1.70 | 1.57 | 1.51 | 1.47 |
Числительное | 1.29 | 1.36 | 0.97 | 1.76 | 0.53 |
Числительное-прилагательное | 0.75 | 0.45 | 0.84 | 0.13 | 0.53 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.12 | 0.00 | 0.27 |
Часть композита – сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.13 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Существительное | 24.79 | 27.61 | 30.29 | 26.60 | 27.91 |
Глагол | 16.43 | 17.01 | 14.17 | 16.23 | 13.12 |
Местоимение-существительное | 7.79 | 6.72 | 7.98 | 6.22 | 7.76 |
Предлог | 12.32 | 10.00 | 12.87 | 9.67 | 12.01 |
Союз | 9.49 | 10.45 | 9.45 | 11.40 | 10.17 |
Прилагательное | 10.76 | 11.64 | 8.63 | 12.26 | 10.17 |
Наречие | 8.50 | 6.12 | 5.21 | 5.70 | 5.91 |
Местоимение-прилагательное | 3.97 | 5.07 | 4.56 | 5.01 | 4.25 |
Частица | 2.83 | 2.84 | 4.07 | 3.97 | 4.99 |
Местоименное наречие | 1.42 | 1.64 | 0.98 | 1.21 | 2.22 |
Числительное | 0.99 | 0.60 | 0.98 | 1.21 | 0.37 |
Числительное-прилагательное | 0.57 | 0.15 | 0.65 | 0.17 | 0.92 |
Междометие | 0.14 | 0.15 | 0.16 | 0.35 | 0.18 |
Часть композита – сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Источник
О книге А. И. Куприна Кадеты На переломе
МАЛЬЧИКИ-КАДЕТЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ
Блестяще написанная автобиографическая повесть Александра Куприна «На переломе (Кадеты)» оставила, между тем, весьма тягостное впечатление, так как в ней рассказано о событиях безрадостных и печальных. Мальчика, воспитанного в благополучной семье, очень доброго, домашнего, ранимого, привыкшего доверять людям, отдают на учёбу в кадетский корпус (военную гимназию) – суровое учебное заведение, где царят дикие порядки и законы. Вот тогда-то и происходит крутой перелом в его жизни. Под воздействием обстоятельств Миша Буланин постепенно превращается в злого, отчаянного, затравленного подростка, жизнь которого безжалостно изломана жестокими взаимоотношениями среди кадетов.
Кадетский корпус ничуть не похож на Пушкинский лицей. Здесь царит настоящая «дедовщина», как сказали бы в наше время. Старшие воспитанники издеваются над младшими, отбирают у них гостинцы, всячески унижают, бьют, могут даже покалечить за «фискальство». В заведении царит культ физической силы. Воспитателям и учителям дела нет до того, чем занимаются кадеты в свободное время. У мальчишек нет ни книг, ни развлечений, поэтому подросткам скучно, тоскливо, они не знают, чем себя занять, и придумывают дикие забавы. Многие учителя – с большими странностями или же пьют, как сапожники. Кадеты их ненавидят, боятся и откровенно смеются. Я удивилась, как после подобных учебных заведений юноши могли становиться блестящими офицерами царской армии, людьми долга и чести? (Впрочем, в повести «Поединок» Куприн рассказал и об изнанке офицерской армейской жизни).
За любую провинность кадетов наказывали: оставляли без отпуска, лишали завтраков и обедов, сажали в карцер, а в исключительных случаях и секли. Словом, детей лишали детства.
Мне показалось очень интересным то, как Куприн описал подробности быта в военной гимназии – до мельчайших деталей. Он рассказал, что кадеты делились на группы в соответствии со своим поведением. Там были «форсилы», «забывалы», «отчаянные», «силачи», «зубрилы», «солидные» и прочие. Хуже всего приходилось тихоням и слабеньким.
Очень пронзительно описаны автором злоключения и беды Миши Буланина. Сколько слёз он пролил, сколько потрясений пережил, а история с «волшебным фонарём» привела к настоящей катастрофе: попав «в рабство» к силачу Грузову, он часто оставался без еды, потерял вкус к жизни, перестал учиться. Куприн писал, что Буланину выпало много-много «колотушек, голодных дней, невыплаканных слёз… пока он сам не огрубел и не сделался равноправным человеком в этом буйном мире».
При чтении я часто ловила себя на том, что смахиваю слезу, когда, например, у Миши вырывают узелок с гостинцами, отбирают «волшебный фонарь», обрекают мальчика на «казнь» – телесное наказание розгами. Словом, шок от этой повести я получила по полной программе. Но всё-таки советую её почитать тем, кто взахлёб хвалит жизнь в царской России. И сравнить с нашим многосерийным фильмом «Кадетство»…
Источник статьи: https://proza.ru/2016/01/11/2322
Отзыв: Книга “На переломе” – Александр Куприн – Впечатляющая повесть. Правильнее будет сказать, шокирующая.
И снова Александр Иванович Куприн. На этот раз повесть о нелёгкой судьбе кадетов в те времена, когда военные гимназии реформировались в корпуса. К слову сказать, это автобиографичная повесть. И хотя Куприн не писал в ней конкретно о себе, он показал здесь характеристику нравов, царивших во время обучения будущего писателя в Московском 2-м кадетском корпусе. Нужно отметить, что нравы там в то время (писатель поступил в училище в 1880 году) были впечатляющие — своим равнодушием и своей жестокостью. И если вы планировали почитать что-нибудь романтическое, патриотичное или восторженное, то лучше подыскать для этого что-нибудь другое.
Впервые повесть печаталась в 1900 году под названием «На первых порах» с подзаголовком «Очерки военно-гимназического быта». (Лишь спустя шесть лет повесть обрела нынешнее название). Слово «очерки» из первоначального названия очень точно характеризуют саму повесть: здесь нет какого-то сложного сюжета, хотя Куприн и протаскивает по всей повести историю обучения одного мальчика; здесь описывается быт в кадетском корпусе, и для этой цели писатель хотя иногда и прибегает к конкретным случаям, но большей частью ограничивается общими характеристиками.
В-общем, приступая к чтению этой повести, будьте готовы шокироваться и поражаться. По своей сути, мы будем наблюдать процесс взаимодействия, или лучше будет сказать, столкновение двух «мирков» — воспитанника и воспитателя. С одной стороны, все педагогические старания, методы, ухищрения будут распознаваться кадетами не иначе как ехидное намерение учинить пакость, стеснить, урезать, причинить боль, холод или голод. Взять хотя бы последнее: нередки случаи, когда воспитатель с большим аппетитом ест обед, а рядом с ним сидит воспитанник, оставленный без этого же обеда за какую-то провинность. Точно так же с другой стороны: каковы бы не были первоначальные намерения какого-нибудь свеженького воспитателя — искренними или гуманными, или и теми, и другими, — через пару лет, если он не уходил ранее, он начинал распознавать кадетов как минимум сорванцами, а то и болванами, или даже врагами, — которых нужно стращать, выслеживать, ловить, обыскивать, унижать, наказывать как можно чаще и кормить как можно реже. При этом следует учесть, что среди самих же воспитателей нередко можно встретить и пьяниц — дающим курсантом поводы для насмешек громким храпом и запахом уксусного альдегида прямо на уроках; можно встретить и тихонь — на которых чуть ли не верхом можно ездить; а также можно встретить и грязнуль — которым всегда сопутствовал возмутительный запах грязного белья и никогда не мятого тела.
Но это лишь касательно двух «мирков». А ведь повесть не только об этом. Познав изнутри изнанку кадетского корпуса, Куприн постарался донести до читателя иерархию кадетов. И вот что по-настоящему и шокирует, и поражает. Перечислять все «слои» угнетаемых и угнетателей я не стану. Их будет поболее десятка, а лучше всего это расскажет сама повесть. Упомяну лишь об одной подкасте угнетаемых, называемыми «рыбаками» или «мореплавателями». Кто они такие, понятно станет, лишь узнав об особом внимании к ним — как начальства, так и их товарищей. Во-первых, их селили своеобразным «гетто» поближе к умывалке. Во-вторых, обыкновенные волосяные матрацы у них заменялись соломенными тюфяками. Такие тюфяки не менялись в течение года, а то и вовсе переходили из поколения в поколение — в итоге солома в них сгнивала и превращалась в зловонную, кишащую насекомыми, массу. Просто так пройти мимо такой «рыбацкой слободки» было невозможно — нутро буквально выворачивало наизнанку. Они же там спали. И если начальству до лечения таких «рыбаков» не было никакого дела, то товарищи-курсанты буквально изощрялись в средствах, чтобы те научились контролировать свои невольные отправления — зачастую их попросту секли сапожным голенищем, вытащив перед тем из зловонной «слободки» к порогу.
Я специально рассказал один маленький кусочек нравов кадетского корпуса в таких подробностях, чтобы помочь кому-то определиться, стоит ли читать эту повесть или нет. А таких шокирующих «слоёв» в иерархии курсантов — в особенности угнетателей — было немало. Чего стоят только «отчаянные», которых боялись сами учителя! Думаю, что не я один задавал вопрос: «Неужели это была правда?». И мне кажется, что «да». Не знаю, как вы, а я верю, что такие нравы там существовали. Деление на слабых и сильных, на власть имущих и тех, кто под ними, всегда было — в любом социуме, в любое время. И это наша история, и от этого никуда не деться.
Детская «дедовщина» и презренное отношение учителей к воспитанникам создавали в то время в кадетском корпусе своеобразный социум, в котором не сломаться суждено было далеко не каждому. «На переломе» называется это произведение. И это название как нельзя лучше характеризует нахождение формирующегося характера человека (будущего мужчины) внутри системы — которая, хочешь или нет, но вызывает ассоциации именно с некой зверской алчной машиной, стремящейся подмять под себя трогательную, романтическую душу. И в этой системе, чтобы выжить, нужно обязательно огрубеть, обрести клыки и забыть про какое-там сострадание.
Хотя, может быть, я просто накручиваю? А как думаете вы?
На этом всё! Всем спасибо! Читайте Куприна и делитесь своими мыслями!
Источник статьи: https://otzovik.com/review_9385031.html
Краткое содержание Куприн На переломе (кадеты)
Прекрасно написанная повесть Куприна «На переломе (Кадеты)» оставляет более чем тяжёлое впечатление, рассказанное в безрадостном и печальном событии.
Мальчик по имени Миша Буланин, воспитанный в хорошей семье, добрый, воспитанный и очень ранимый, привыкший верить людям, попадает в кадетский корпус на учёбу. Где присутствуют суровые законы и дикие порядки. В этот момент и произошел тяжелый перелом в жизни Миши.
Из-за жесткого взаимоотношения с кадетами, мальчик превращается в отчаянного и безжалостного подростка. Младших воспитанников обижали старшие, учителя были со странностями, им было все равно чем заняты кадеты. Странно то, что после такого, они каким-то образом становились отличными офицерами армии. За провинности кадеты назывались: лишались отпуска, питания, сажались в карцер, а иногда их даже секли.
Миша Буланин часто ходил с синяками, так как его частенько поколачивали, часто оставался без еды, забросил учёбу. Ему всё это приходилось терпеть. Но всё это прекратилось, как только он огрубел и стал равноправным членом такого буйного общества.
Рассказ нас учит тому, что общество способно изменить людей, а иногда даже и сломать. В каждой ситуации нужно оставаться верным себе и не позволять себя унижать.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Куприн. Все произведения
На переломе (кадеты). Картинка к рассказу
Сейчас читают
Произведение В. Осеевой «Динка» повествует о жизни и приключениях восьмилетней девочки. События, описанные в повести, происходят спустя несколько лет после революции, свершившейся в 1905 году.
Произведение российской писательницы Крюковой Хрустальный ключ повествует об уникальной истории, случившейся с главной героиней Дашей. Она приезжает к своей бабушке на летние каникулы
Главный герой поэмы А. Блока «Соловьиный сад» – бедный рабочий, не видящий в своей жизни ничего , кроме тяжёлого труда, привыкший к своей безрадостной жизни. Всё его имущество составляют старый дом и осёл, верный спутник по жизни.
Автор приводит рассказ некоего монаха первой четверти 14 века, Адсона, записанный в сомнительной книге 17 века, которую обнаружили в 1968 году в Праге. В то время, в 1327 году папа Римский противостоял по нескольким направлениям
В произведении «Стажёры», созданном русскими писателями Аркадием и Борисом Стругацкими, повествуется о далёком будущем. В то время в обществе самой большой ценностью являлась жизнь и здоровье каждого представителя Земли.
Источник статьи: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/kuprin/na-perelome-kadety-chitat-pereskaz
Источник