Культурный перелом

Культурный перелом thumbnail

§ 89. Культурный перелом.

Мы видели, что тотчас после
прекращения смуты московские люди почувствовали необходимость в общении с
иноземцами. В Московском государстве в большом числе появились
западноевропейские купцы, техники, военные люди, доктора (§79). Для
исправления церковных книг в Москву были призваны ученые богословы — греки с
православного востока и малороссийские монахи, учившиеся в киевских школах
(§87). Эти богословы не ограничивались только работами на Печатном дворе, где
правились книги: они приобретали вообще большое значение при патриаршем и
царском дворах, влияя на церковное управление и н придворную жизнь. Ученые
киевляне становились учителями в царской семье (Симеон Полоцкий), входили в
знакомство и дружбу с придворными людьми, обучали московскую молодежь греческой
латинской «грамоте» и богословским наукам. Так появилось и окрепло в Москве
иноземное влияние, шедшее, с одной стороны,  от «немцев» (то есть западноевропейцев), а с другой стороны
– от греков и малороссов.
  К этому чуждому влиянию московские люди относились не все одинаково. Многие из них
боялись заимствований со стороны и заботились о сохранении старых народных
обычаев. Люди этого национально – охранительного направления руководились
старинным,  вековым московским народным идеалом: «Москва—третий Рим», московский
народ — «новый Израиль», московский царь есть царь «всего поавославия»;
истинное благочестие сохранилось только на Руси, и его необходимо содержать
строго и неприкосновенно, чтобы не поверх свет православия в Русской земле
(§53). Если Русь не удержит чистоте свою веру, свои обряды и благочестивые
обычаи, то, как думали русские люди, она падет так же, как пали прежние
царства, римское и Греческое, сокрушенные ересями. На такой точке зрения
стояли, например, вожаки раскола, не желая Никоновских новшеств и протестуя
против участия в книжных исправлениях чужих людей из Киева и с востока. В
противоположность национально-охранительному направлению, очень многие
московские люди в XVII в. уже перестали верить в то, что Московское царство
было единственным православным и богоизбранным. Смута, едва не погубившая
Москву в начале ХУП в., оказала большое влияние на умы москвичей. Внутренние
раздоры и торжество над Москвою иноземцев – шведов и поляков – московские люди
объясняли как Божие наказание за свои грехи. Ближе познакомясь с иноземцами во
время смуты и после нее, москвичи поняли, что иноземцы образованнее их, богаче
и сильнее. Греки оказались более сведущими в делах веры; «немцы» (то есть западноевропейцы) оказались искуснее в военном деле, ремеслах и торговле.
Ученые киевские выходцы, приезжавшие в Москву, показывали своим примером, как
много значит школьная наука: они оставались русскими и православными людьми,
но, пройдя правильную западнорусскую школу, были много культурнее своих
московских собратьев. Наблюдая новых людей, москвичи стали понимать, что их
прежнее самодовольство и национальная гордость были наивным заблуждением, что
им надо учиться у иноземцев и перенимать у них все то, что может быть
полезным и приятным для московского быта. Так появилось среди московских людей
стремление к реформе, к улучшению своей жизни через заимствованию у более просвещенных народов знаний, полезных навыков и
приятных обычаев.
   Первоначально в московском обществе лишь редкие отдельные лица увлекались западными взглядами и обычаями и отвращались
от московских
порядков и верований. На них смотрели как на отступников  и изменников и
наказывали их. (Так, еще в начале царствия Михаила Федоровича был сослан в
монастырь на покаяние князь Иван Андреевич Хворостинин, который под влиянием поляков,
живших тогда в московском плену, отпал от православия и стал бранить московскую жизнь, говоря, что в Москве «все люд глупый»
и “не с кем жить” – Прим.
авт.) Позднее среди московских людей ось много влиятельных сторонников
культурной реформы.
    Под сильным влиянием греков и малороссов был царский любимец,
сверстник царя Алексея, дворецкий Федор Михайлович Ртищев, человек
необыкновенной доброты, большого ума и благородства. Он учился богословию у
киевских монахов и поддерживал их в Москве.  Знаменитый дипломат того времени,
начальник Посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин, был уже
европейски образованный человек. Он усвоил себе те идеи и правила, которыми
руководились тогда европейские правительства (между прочим,  систему
протекционизма), и хотел в Московском государстве делать все «с примера
сторонних чужих земель». Но он не хотел перенимать у «немцев» всякую мелочь и
сам по себе, в своей личной жизни оставался москвичом старого склада. «Какое
нам дело до иноземных обычаев, — говорил он. — Их платье не по нас, а наше не
по них». Напротив, заместитель его в Посольском приказе, боярин Артамон
Сергеевич Матвеев, был большим поклонником всего «немецкого», он весь свой дом
устроил на «немецкий», «заморский» манер. Будучи близким, «собинным» (дорогим)
другом царя Алексея Михайловича, Матвеев содействовал тому, что и сам царь
стал интересоваться европейскими новинками и привыкать к ним. У Матвеева была
даже своя труппа актеров, и он тешил царя театральными представлениями,
которые до тех пор почитались в Москве грехом. Следующий начальник Посольского
приказа, князь Василий Васильевич Голицын, был еще более передовым человеком,
чем его предшественники, и мечтал о самых широких реформах.
  
По примеру этих высоких лиц и под их покровительством московские люди
постепенно усваивали себе новые обычаи и воззрения. В Москве распространились
иноземные костюмы, вещи, музыкальные инструменты, картины. В Посольском
приказе переводились, по царскому повелению, иностранные книги и делались
выписки из иностранных газет («куранты»). Европейское образование проникало в
разные слои московского общества и увлекало умы московских людей настолько,
что некоторые москвичи даже бегали за границу, желая найти себе лучшие условия
жизни. Так, убежал за границу сын Ордина – Нащокина, чем очень огорчил отца.
Убежал со службы подьячий (мелкий чиновник) Посольского приказа Григорий
Котошихин; он пробрался в Швецию и там для шведского правительства составил
любопытное описание Московского государства (напечатанное под названием «О
России в царствование Алексея Михайловича»). В свою очередь, заметив большое
умственное брожение среди  московских людей, западноевропейцы стремились в
Москву в большем и большем количестве и просились на московскую службу или
желали разрешения торговать в Москве. Даже католики думали о возможности начать
свою пропаганду в Москве. С этою целью явился в Московское государство (1659)
ученый хорват, католический патер Юрий Крижанич. Скрыв свою веру и назвав себя
православным, Крижанич выразил желание быть учителем в Москве. Однако его
заподозрили, и ему едва удалось вернуться домой. Его
сочинения
,
в которых описывались московские порядки, получили впоследствии большую славу: в
них Крижанич указывал те реформы, какие, по его мнению, были необходимы Московскому государству,
чтобы сделать его сильным и просвещенным.

Читайте также:  Перелом лучевой кости в привычном месте

   Так совершался в Московской Руси культурный перелом. Старые
идеалы  отживали и
падали, новые нарождались и крепли. Русский народ понемногу переходил от своей старой национальной замкнутости и исключительности к деятельному общению с культурным
человечеством.

Источник

Культурный перелом

Тотчас после прекращения смуты московские люди почувствовали необходимость в общении с иностранцами. В Московском государстве в большом числе появились западноевропейские купцы, техники, военные люди, доктора. Для исправления церковных книг в Москву были приглашены ученые богословы – греки с православного Востока и малороссийские монахи, учившиеся в киевских школах. Эти богословы не ограничивались только работами на Печатном дворе, где правились книги: они приобретали большое значение при патриаршем и царском дворах, влияя на церковное управление и придворную жизнь. Ученые киевляне становились учителями в царской семье, водили знакомство и дружбу с придворными людьми, обучали московскую молодежь греческой и латинской грамоте и богословским наукам. Так появилось и окрепло в Москве иноземное влияние, шедшее от западноевропейцев с одной стороны и греков и малороссов – с другой. К чуждому влиянию московские люди относились не все одинаково. Одни боялись заимствования со стороны и заботились о сохранении старых народных обычаев. Другие уже перестали верить в то, что Московское царство было единственным православным и богоизбранным. Смута, едва не погубившая Москву в начале XVII века, оказала большое влияние на умы москвичей. Ближе знакомясь с иноземцами во время смуты и после нее, москвичи поняли, что иноземцы образованнее их, богаче и сильнее. Наблюдая новых людей, москвичи начали понимать, что их прежнее самодовольство и национальная гордость были наивным заблуждением, что надо учиться и перенимать у иноземцев все то, что может быть полезным и приятным для московского быта. Так появилось среди московских людей стремление к реформе, к улучшению своей жизни через заимствование у более просвещенных народов знаний, полезных навыков и приятных обычаев. В Москве распространились иноземные костюмы, вещи, музыкальные инструменты, картины. В Посольском приказе переводились, по царскому повелению, иностранные книги и делались выписки из иностранных газет. Европейское образование проникало в разные слои московского общества и увлекало московские умы настолько, что некоторые москвичи убегали за границу, желая найти себе лучшие условия для жизни. В свою очередь, заметив сильное брожение среди московских людей, западноевропейцы стремились в Москву все в большем количестве и просились на московскую службу или желали разрешения на торговлю. Даже католики думали о возможности начать свою пропаганду в Москве.

Так совершился в Московской Руси культурный перелом. Старые идеалы отживали и падали, новые нарождались и крепли. Русский народ понемногу переходил от своей старой национальной замкнутости и исключительности к деятельному общению с культурным человечеством.

Внешние дела

Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны. Предметом борьбы были польские владения на среднем Днепре, в которых русское население отложилось от Польши и само пожелало соединиться с православною Москвою. Война длилась 10лет (1657-1667) и закончилась Андруссовским перемирием на 13 с половиной лет. Царь Алексей возвратил Москве Смоленск и Северные земли, взятые поляками в смутное время, приобрел Левобережную Украину и на правом берегу Днепра Киев (Киев был уступлен полякам на два года, но остался за Москвою навсегда). В связи с польской войной находились и другие войны того времени. Царю Алексею пришлось воевать со шведами, которые вмешались в польские дела. Шведская война (1656-1659) окончилась ничем: воевавшие стороны остались при своих владениях. Так же как и шведы, в польские дела вмешались и турки. Они грозили войной за Украину одинаково и Польше, и Москве (1672). Царь страшился сильной Турции и делал спешные приготовления к турецкому нашествию, ожидая турок под Киевом. Однако дело ограничилось небольшим столкновением на левом берегу Днепра. Мир с турками был заключен уже при его сыне, царе Федоре.

Читайте также:  Отеки пальцев при переломе

Царь Алексей Михайлович Романов умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Источник

царь правление романов алексей

В царствование Алексея Михайловича важно отметить несколько фактов, которые характеризуют настроение общества того времени. Исследователи отмечают, что в культурном движении боролись два общественных направления, и борьба велась во имя «самых задушевных интересов и стремлений, поэтому отличалась полным трагизмом». Культурные новшества спорили тогда с неприкосновенностью старых идеалов; они касались всех сторон жизни и кое-где побеждали.

Стремление к самобытности и довольство косностью развивалось на Руси как-то параллельно с некоторым стремлением подражания чужому. Влияние на Руси западноевропейской образованности возникло на Руси из практических потребностей страны, которые не могли удовлетворить своими средствами.

Нужда заставляла правительство звать иноземцев. Но, призывая их, правительство в то же время ревниво оберегало от них чистоту национальных верований и жизни. Однако знакомство с иностранцами все же было источником «новшеств».

В Москве рядом с культурными западноевропейцами появляются киевские схоластики и оседают византийские ученые монахи. С той поры три чуждых московскому складу влияния действуют на москвичей: влияние русских киевлян, более чужих греков и совсем чужих немцев. Их близкое присутствие стало вопросом дня при Алексее Михайловиче. Все они несомненно влияли на русских, заставляли присматриваться к себе все пристальнее и делили русское общество на два лагеря: людей старозаветных и новых.

Самым полным теоретиком и самой любопытной личностью из людей новых был Крижанич. Родом хорват, он печальным положением своей родины был приведен к мысли о необходимости единения славян против их утеснителей — немцев. Питая панславистские мечты и в то же время служа католичеству, он видел в Московском государстве единую славянскую державу, способную воплотить его мечтания в дело. Но, приехав в Москву, он увидел, как невежественна и расстроена эта держава, и понял, что Москве нужны реформы для того, чтобы стать на должную высоту и быть достойной своей исторической миссии– объединения славянства. Он и стал проповедовать эти реформы, советуя русским учиться у немцев, но учиться, не ограничиваясь подражанием внешним формам жизни (это, по его мнению, лишнее), а заимствуя то, что может поднять умственную культуру и внешнее благосостояние страны. В политических трактатах, написанных Крижаничем частью в Москве, частью в ссылке в Сибири, куда он попал за неправоверие, мы находим большие похвалы природным способностям русского народа, изображение его дурных свойств и невежества и вместе с тем полный план экономических преимущественно реформ, какие были необходимы для Руси, по мнению Крижанича. В некоторых частях этого плана практик Петр Великий сошелся с теоретиком Крижаничем: оба, например, придавали громадное значение в государственном хозяйстве развитию промышленности.

Совсем иного склада человек был другой писатель, Григорий Карпович Котошихин. Он знал вообще немного, но служба в Посольском приказе, который ставил своих деятелей близко к иностранцам, развила в нем культурные вкусы. Еще более увлекся он немецкими обычаями, когда эмигрировал в Швецию. Вспоминая в своих сочинениях московские порядки, к очень многому московскому он относится отрицательно, но это отрицание вытекает у него только из сравнения московских обычаев с западноевропейскими и не является результатом каких-либо определенных общественно-культурных стремлений. Вряд ли их и имел Кото-шихин.

Из названных нами практических деятелей, поборников образования, первое место принадлежит Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину (о нем см. ст. Иконникова в «Русск. Старине» за 1883 г., X и XI). Это был чрезвычайно даровитый человек, дельный дипломат и администратор. Его светлый государственный ум соединялся с редким в то время образованием: он знал латинский, немецкий и польский языки и был очень начитан. Его дипломатическая служба дала ему возможность и практически познакомиться с иностранной культурой, и он являлся в Москве очень определенным западником, таким его рисуют сами иностранцы (Мейерберг, Коллинс), дающие о нем хорошие отзывы. Но западная культура не ослепила Нащокина: он глядел далее подражания внешности, даже вооружался против тех, кто перенимал одну внешность.

Читайте также:  Восстановление после гипса и переломов

Гораздо более Нащокина увлекся Западом Артамон Сергеевич Матвеев, друг царя Алексея и тоже дипломат XVII в. В православной Москве решился он завести домашний театр и обучал своих дворовых людей «комедийному искусству». В доме его была западноевропейская обстановка и появлялись западноевропейские обычаи: знакомые съезжались к нему не для пира и попойки, а для беседы, и встречал гостей не один хозяин, но и хозяйка, чего в Москве еще не водилось. Матвеев и царя убедил выписать из-за границы актеров, и Алексей Михайлович привык забавляться театральными представлениями. В доме Матвеева росла мать Петра Великого Наталья Кирилловна Нарышкина, внесшая в царскую семью привычки «преобразованного», как выражается С. М. Соловьев, дома Матвеева.

Но рядом с «немецким» влиянием развивалось влияние греческого и киевско-богословского образования. Ученые киевляне во второй половине XVII в. стали очень влиятельными при дворе (из них виднее всех сперва был Епифаний Славинецкий, затем Симеон Полоцкий). Всецело под влиянием их находился царский постельничий Федор Михайлович Ртищев, очень друживший с киевлянами. Написанное каким-то его другом «житие» его интересно тем, что отмечает в Ртищеве черты религиозности и высокой гуманности, преимущественно перед его другими качествами. Действительно, Ртищев мало оставил по себе следов в сфере государственной деятельности, хотя предание приписывает ему проект знаменитой операции с медными деньгами. Он нам рисуется более как любитель духовного просвещения, весь отдавшийся богословской науке, благочестивым делам и размышлениям. Это натура созерцательная.

За этими выдающимися по способностям или по положению поклонниками западной жизни и просвещения стояли другие, более мелкие люди, которые проникались уважением к науке и Западу или через непосредственное знакомство с Западом, или под влиянием других знакомясь с наукой. В числе таких можно, например, упомянуть сына Ордина-Нащокина, который до того увлекся Западом, что бежал из России, и сына русского резидента в Польше Тяпкина, который получил образование в Польше и благодарил короля польского за науку в высокопарных фразах на латинском языке. ?

Москва не только присматривалась к обычаям западноевропейской жизни, но в XVII в. начала интересоваться и западной литературой, впрочем, с точки зрения практических нужд. В Посольском приказе, самом образованном учреждении того времени, переводили вместе с политическими известиями из западных газет для государя и целые книги, по большей части руководства прикладных знаний. Любовь к чтению несомненно росла в русском обществе в XVII в.– об этом говорит нам обилие дошедших до нас от того времени рукописных книг, содержащих в себе как произведения московской письменности духовного и мирского характера, так и переводные произведения. Подмечая подобные факты, исследователь готов думать, что культурный перелом начала XVIII в. и культурной своей стороной далеко не был совсем уже неожиданной новинкой для наших предков.

Итак, мы наметили два основных течения общественной мысли при Алексее Михайловиче: одно — национально-консервативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской и одинаково неприязненно относившееся и к грекам, и к немцам как к иноземному, чужому элементу. Другое направление было западническое, шедшее навстречу греческой и киевской науке и западной культуре. Затем мы видели, что столкновение двух начал–самодовольного застоя и подражательного движения — создало много борцов, но тем не менее не успело еще соединить их в определенные группы, не успело выработать определенных мировоззрений и законченных систем, особенно же среди новаторов. Из западников только один Кри-жанич был ясен в своих идеалах, надеждах и стремлениях; остальные личности малоопределенны: видно только, кто из них больше тянет к грекам и киевлянам, как Ртищев, или кто дружит больше с немцами, как Ордин-Нащокин.

Годы правления Алексея Михайловича были весьма неспокойными. Но несмотря на многочисленные государственные потрясения за вторым царем из династии Романовых закрепилось прозвище «Тишайший». Скончался Алексей Михайлович 29 января 1676 г. в возрасте 47 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Трое его детей от первого брака с Марией Милославской сыновья Федор, Иван станут царями, а сын от второго брака с Натальей Нарышкиной — первым Российским императором Петром Великим.

Источник