Культура на переломе эпох

1
Культура на переломе эпох. Барокко в русской культуре XVII в.
2
ЗОДЧЕСТВО Наиболее распространено деревянное зодчество Усиление светских мотивов. «Дивное узорочье» Сближение культового и гражданского каменного зодчества Нарышкинское или московское барокко:
3
Нарышкинское барокко Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
4
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко.
5
Преображенская церковь в Кижах Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Её высота 17 м. почти с 11-этажный дом, а венчаю храм 22 купола, ярусами уходящими в небо. Преображенская церковь была построена в 1714 году
6
Храм Святителя Николая Чудотворца (в Хамовниках). Церковь построена при царе Федоре Алексеевиче в гг. в Хамовниках поблизости от существовавшего здесь до этого каменного храма святого Николая Чудотворца (известен с 1657 г., его предшественник, деревянный, с 1625 г.).
7
Спасо-Андроников мужской монастырь – один из древнейших в Москве. В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете – одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина
8
Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича) деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Будучи исключительно богато украшен, вызывал восхищение у видевших его иностранцев и заслужил прозвище «восьмого чуда света».
9
Пала́ты Аве́ркия Кири́ллова в Москве редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII самого начала XVIII веков. Расположенная рядом церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с Палатами крытым переходом
10
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Якова Бухвостова.
11
Литература Повести – жития ( Жития Улиании Лазаревской. Жития протопопа Аввакума, им самим написанные.) Литература приключенческого содержания (Сказание про храброго рыцаря про Бову Каралевича. Повесть о Еруслане Лазаревиче) Бытовая повесть (Повесть о Горе- Злосчастии) Демократическая сатира (Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о Шемякинском суде) Рифмованная поэзия
12
Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,) деятель восточнославянской культуры XVII века, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Полоцкий написал множество стихотворений (составивших сборник «Рифмологии»), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя. Поэтический сборник «Ветроград многоцветный»
13
«Гражданство обычаев детских» – рукописный памятник русской педагогики 2-й половины 17 в., содержащий 164 правила поведения детей, написано Епифанием Славинецким (образцом послужило сочинение чешского педагога Я. А. Коменского «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году»). «Гражданство обычаев детских» содержит подробные правила поведения детей за столом, при беседе, при встречах со взрослыми, в школе, в церкви, во время игр и т. д.
14
Впервые царский театр в России принадлежал царю Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева Иоганн (Яган) Готфрид Грегори 1631, 1675) пастор московской немецкой слободы при Алексее Михайловиче, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал на Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать комедию об Эсфири, или так называемое «Артаксерксово действо», разыгранное 17 октября 1672 г. Невиданное дотоле зрелище очаровало царя, следившего за ходом пьесы в продолжение 10 часов непрерывно; он щедро наградил комедиантов и Грегори. В 1673 г. пастор стоял уже во главе целой школы, в которой обучались «комедийному делу» 26 человек мещанских детей. Репертуар Грегори преимущественно «потешные, радостные комедии».
Источник
Ïîÿâëåíèå ñðåäíèõ øêîë â XVII âåêå, îòêðûòèå ïåðâîãî â Ðîññèè âûñøåãî ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ. Ïîÿâëåíèå ïîòðåáíîñòåé â ïðèêëàäíîé ìàòåìàòèêå, íàêîïëåíèå ãåîìåòðè÷åñêèõ çíàíèé. Ðàñïðîñòðàíåíèå ãðàìîòíîñòè ñðåäè íàñåëåíèÿ Ðîññèè. Ðàçâèòèå ðóññêîé æèâîïèñè.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
HTML-âåðñèè ðàáîòû ïîêà íåò.
Cêà÷àòü àðõèâ ðàáîòû ìîæíî ïåðåéäÿ ïî ññûëêå, êîòîðàÿ íàõîäÿòñÿ íèæå.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ðàçâèòèå ïðîñâåùåíèÿ, íàó÷íûõ çíàíèé, êíèãîïå÷àòàíèÿ â XVII â. Ïîÿâëåíèå íîâûõ ëèòåðàòóðíûõ æàíðîâ. Âîçíèêíîâåíèå ïåðâîãî ïðèäâîðíîãî òåàòðà. Èçìåíåíèÿ â ñòðîèòåëüñòâå è àðõèòåêòóðå. Ðàñïðîñòðàíåíèå â æèâîïèñè “ïàðñóííîãî” ïèñüìà – ïîðòðåòíûõ èçîáðàæåíèé.
ïðåçåíòàöèÿ [542,7 K], äîáàâëåí 21.03.2014
Ãðàìîòíîñòü íàñåëåíèÿ Ðîññèè â êîíöå XVII âåêà. Ðàçâèòèå ñåòè ïðàâîñëàâíûõ áðàòñêèõ øêîë â çåìëÿõ Áåëàðóñè è Óêðàèíû. Îòêðûòèå â 1648 ã. øêîëû áîÿðèíà Ðòèùåâà äëÿ äâîðÿíñêèõ äåòåé. Äîñòèæåíèÿ ðîññèéñêîé òåõíèêè â ýòîò ïåðèîä, óñïåõè â ãåîãðàôèè.
ïðåçåíòàöèÿ [3,1 M], äîáàâëåí 05.03.2017
Ðàçâèòèå ðóññêîé êóëüòóðû â XVIII âåêå. Åâðîïåèçàöèÿ ðóññêîé êóëüòóðû ïîä âëèÿíèåì ðåôîðì Ïåòðà I. Ðàçâèòèå ñâåòñêîãî îáðàçîâàíèÿ, ïîÿâëåíèå ó÷åáíèêîâ, ïîäãîòîâêà êâàëèôèöèðîâàííûõ ñïåöèàëèñòîâ. Îòêðûòèå Àêàäåìèè íàóê â 1725 ãîäó. Çàäà÷è ðóññêîé íàóêè.
ðåôåðàò [33,5 K], äîáàâëåí 12.06.2010
Õàðàêòåðèñòèêà è ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè êóëüòóðû ýïîõè Ðåíåññàíñà, åå îñíîâîïîëàãàþùèå èäåè è ÿðêèå ïðåäñòàâèòåëè. Ìåñòî ñòèëÿ áàðîêêî â àðõèòåêòóðå, ñêóëüïòóðå è æèâîïèñè òîãî âðåìåíè, åãî ñóùíîñòü è ïðåäïîñûëêè ðàçâèòèÿ, ðàñïðîñòðàíåííîñòü â Ðîññèè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [23,6 K], äîáàâëåí 26.03.2010
Êëàññîâûå ïðîòèâîðå÷èÿ è êðåñòüÿíñêèå âîéíû â XVII âåêå â Ðîññèè, èõ âëèÿíèå íà èñêóññòâî. Ðàçðóøåíèå èêîíîãðàôè÷åñêèõ êàíîíîâ è ðàñøèðåíèå ñâÿçåé Ðîññèè ñ Çàïàäíîé Åâðîïîé. Ðàçâèòèå êàìåííîãî è äåðåâÿííîãî çîä÷åñòâà, æèâîïèñè è ïðèêëàäíîãî èñêóññòâà.
ðåôåðàò [31,2 K], äîáàâëåí 27.07.2009
Îòëè÷èòåëüíûå ÷åðòû îìèðùåíèÿ ðóññêîé êóëüòóðû XVII â. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ëèòåðàòóðû ýòîãî ïåðèîäà, â êîòîðîé óòâåðäèëèñü äâà òå÷åíèÿ: ïàíåãèðè÷åñêîå (ôåîäàëüíî-îõðàíèòåëüíîå) è íàðîäíî-îáëè÷èòåëüíîå. Èçó÷åíèå àðõèòåêòóðû, çîä÷åñòâà, æèâîïèñè, îáðÿäîâ.
ðåôåðàò [47,1 K], äîáàâëåí 19.06.2010
Ïåðåõîä îò ñðåäíåâåêîâûõ ðåëèãèîçíûõ ôîðì äóõîâíîé æèçíè ê ñâåòñêîé êóëüòóðå è íàóêå â êîíöå XVII âíà÷àëå XVIII â. â ðóññêîé êóëüòóðå. Ðàñöâåò ðóññêîãî çîä÷åñòâà. Òåìàòèêà æèâîïèñè è ñêóëüïòóðû èññëåäóåìîãî ïåðèîäà, îáçîð îñíîâíûõ àâòîðîâ è ïðîèçâåäåíèé.
ðåôåðàò [3,1 M], äîáàâëåí 12.03.2014
Èññëåäîâàíèå òâîð÷åñêîãî íàñëåäèÿ õóäîæíèêà Àíäðåÿ Ðóáë¸âà. Àíàëèç âêëàäà èêîíîïèñöà Äèîíèñèÿ â ðàçâèòèå ðóññêîé æèâîïèñè. Èçó÷åíèå åãî õóäîæåñòâåííîãî ìåòîäà. Ïîÿâëåíèå Ñòðîãàíîâñêîé øêîëû æèâîïèñè. Ìåñòî ñâåòñêîé æèâîïèñè â ðóññêîé æèâîïèñè XVI âåêà.
ïðåçåíòàöèÿ [9,8 M], äîáàâëåí 18.09.2014
Ïðîèçâåäåíèÿ ðóññêîé ïîðòðåòíîé æèâîïèñè. Ïåðâûå ïàðñóíû, èçîáðàæàâøèå èñòîðè÷åñêèõ ëèö. Ïîðòðåòíûå îáðàçû â èêîíå XVII âåêà. Íåîáû÷íûå ïîðòðåòû Ïðåîáðàæåíñêîé ñåðèè. Èñòîðèÿ ðóññêîãî èñêóññòâà XVII-XVIII âåêîâ. Ðàçâèòèå èêîíîïèñè â äðåâíåðóññêîì ñòèëå.
ðåôåðàò [28,0 K], äîáàâëåí 25.07.2009
Èññëåäîâàíèå ýêîíîìè÷åñêèõ, ïîëèòè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ óñëîâèé ðàçâèòèÿ ðóññêîé êóëüòóðû â XVIII âåêå. Õàðàêòåðèñòèêà îñîáåííîñòåé íàóêè, îáðàçîâàíèÿ, ëèòåðàòóðû è òåàòðà. Ðàñöâåò ðóññêîé æèâîïèñè. Íîâûå òåíäåíöèè â àðõèòåêòóðå. Êóëüòóðà Îðëîâñêîãî êðàÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,6 M], äîáàâëåí 14.01.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Утраты и приобретения. Трагические события XIII в. нанесли тяжкий урон культуре Руси. В огне монгольского нашествия погибли бесчисленные памятники зодчества, произведения иконописи и прикладного искусства, библиотеки и архивы — культурные накопления нескольких столетий. По примерным подсчетам, до нашего времени дошла лишь 0,1% рукописных книг, бытовавших в домонгольской Руси. Основную часть этих утрат можно отнести именно к XIII в. После нашествия заглохли многие центры книжности и летописания. Сузилось русло литературной жизни. Почти повсеместно прекратилось каменное строительство. В Суздальской земле первые каменные храмы были сооружены лишь спустя полвека после Батыева нашествия (Спасский собор в Твери — в 1285—1290 гг., Борисоглебская церковь в Ростове — в 1287 г.). В сравнительно благополучном Новгороде это случилось еще позже (церковь Николы-на-Липне — в 1292 г). Такой долгий перерыв привел к утрате многих технологических приемов строительства, о чем красноречиво свидетельствует недолговечность большинства каменных построек конца XIII—ХIV вв.
Однако одними потерями итоги культурного развития Руси в XIII в. не исчерпывались. Именно это столетие явилось временем завершения христианизации страны, когда даже на ее далеких окраинах прекратилась практика языческих захоронений (погребальная практика — весьма чувствительный конфессиональный индикатор). В этническом самосознании книжников (а вместе с ними, очевидно, и более широких слоев общества) произошли важные перемены. На одно из первых мест в их самоидентификации (определении «своих») наряду с общим языком, историей и пространством обитания в XIII в. выходит христианская вера. Без сомнения, это было связано с резким усилением военного давления со стороны соседей-иноверцев (язычников — литовцев и монголов, «латинян» — немцев, шведов и венгров). Именно с этого времени книжники начинают постепенно осознавать Русь как своего рода «остров правой веры», окруженный со всех сторон иноверными народами. Данное представление серьезно повлияет на развитие национальной культуры в последующие столетия.
Военное противоборство с Ордой во второй половине XIII в. было еще невозможно. Но в духовной и культурной жизни первых десятилетий ига уже начали накапливаться силы внутреннего сопротивления, которые выйдут на поверхность в следующем столетии — в эпоху «монастырского возрождения» и Куликовской битвы. Вера отцов и дедов, память о временах свободы, прославление героев и мучеников трагической поры — вот те ценности самосохранения, которые старалась передать потомкам тихая культурная работа той поры.
На вторую половину XIII в. пришлась деятельность митрополита Кирилла II (третьего с момента Крещения митрополита — уроженца Руси) по наведению порядка в области канонического права, руководящего жизнью верующих. Сам митрополит связывал эту работу с установлением господства «безбожных и нечистых поган». Ни один русский книжник XIII в. не сомневался, что все произошедшее с Русью явилось наказанием за грехи, а значит и прощение Всевышнего можно было заслужить, лишь исправляя греховные пороки жизни. Эта мысль была близка владимирскому епископу Серапиону — собеседнику Кирилла II и самому яркому русскому проповеднику XIII в. (сохранилось пять проповедей, написанных его рукой). По мнению епископа, Бог давно уже пытался обратить русских людей на путь покаяния, но те упорно не слышали этих призывов. И тогда он навел «на ны языкъ (народ) немилостив, язык лют». Чтобы гнев Божий прекратился, убеждал свою паству Серапион, необходимо прежде всего побороть грех.
Летописные повести о Батыевом нашествии прославляли героев, погибших, защищая свою землю. Одним из них был ростовский князь Василько Константинович. Захваченный в плен на поле Ситской битвы, он отказался воевать на стороне врагов, обличал их жестокость и был убит. Горьким неприятием реальности наступившего времени полна Галицко-Волынская летопись. В эпические тона окрашены жизнеописания двух самых известных русских князей XIII в. — Александра Невского и Михаила Черниговского. Как повествуют агиографы, оба они смирились перед Божьей волей, отдавшей Русь в руки ордынского хана. Но ради своей земли и веры готовы были идти на смерть: первый — на поле боя, второй — в руках ханских палачей.
Осмысление ига. Литература XIII в. несет на себе отпечаток идейной жизни своего времени и позволяет проследить пути, по которым шло осмысление произошедшего с Русью несчастья. Первое известие о появлении неведомых кочевников, одолевших русских на Калке, породило у летописцев мысль, что в них следует видеть один из тех диких народов, которые, согласно древним пророчествам, должны явиться накануне конца света. Вообще-то нового в этой мысли ничего не было — составители Повести временных лет еще столетие назад смотрели так же на половцев. Однако начало XIII в. было отмечено на Руси ростом эсхатологической тревожности, вызванной волной бедствий и чередой страшных «знамений Божиих» (затмений светил, звездопадов, землетрясений и т.д.). На этом фоне кровавый хаос монгольского нашествия мог действительно казаться неоспоримым доказательством наступления «последних времен».
Впрочем, острота эсхатологических переживаний, видимо, скоро прошла. Мир устоял, но Русь оказалась порабощена иноплеменниками. Такое небывалое в истории страны событие требовало объяснения, и одного указания на грехи многим казалось недостаточно. Литература второй половины столетия отразила поиски решения этой непростой задачи.
Средневековые книжники смотрели на мир через призму Библии и именно в ней искали символические ключи для понимания происходящего. Найти библейскую аналогию означало для них понять сокровенный смысл случившегося, прикоснуться к тайне Промысла Божьего, одинаково действующего во все века. За свои грехи христианская Русь была порабощена ханом-язычником, и теперь русские князья вынуждены служить ему. Некоторым книжникам (к примеру, автору «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского») это напомнило один из центральных эпизодов Ветхого Завета — историю «вавилонского пленения» Иудеи. Также, каки Русь, это богоизбранное царство долго искушало терпение Божие и затем было отдано в руки жестокому царю-язычнику Навуходоносору. Бог заповедал, чтобы иудеи честно служили своему новому владыке, — поскольку служба «царю неправедну» могла доказать их смирение пред лицом карающего Владыки. Но при этом они должны были твердо хранить свою веру. За это Бог обещал не только вывести людей из рабства и вернуть им прежнее благоденствие, но и своими руками покарать их сегодняшних угнетателей. Смысл этой истории был, таким образом, не в апологии рабства, а в указании трудного пути к свободе. Круг этих библейских идей оказывался более чем актуален в тягостное время первых десятилетий ига. Он позволял примириться с вынужденным подчинением чужеземцам и твердо надеяться на грядущее избавление.
Источник