Культура на переломе 19 20 веков
Модернизм и его течения: символизм, акмеизм, футуризм
Модернизм (от франц. modern – новейший, современный) – направление, совокупность течений в литературе и искусстве на рубеже 19 – 20 веков. Модернизм противопоставляется реализму .
1. Изображает субъективный взгляд автора на действительность.
2. Использует нереалистические образы , нередко – элементы фантастики.
3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.
4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.
5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.
Примеры в целом реалистических произведений, в которых присутствуют и черты модернизма, – пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», рассказы И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание».
Культурно-исторический процесс в России рубежа 19 – 20 веков
На рубеже 19 – 20 вв. новым по сравнению с 19 в. стало мироощущение человека. Эпоху можно определить как пограничную, кризисную. Предшествующая эпоха представлялась исчерпанной: безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, организации общества, пересматривалась система духовных ценностей. О новой эпохе отзывались как о «возрождении», «переломе», «перепутье».
Рубеж 19 – 20 вв. – это радикально новый этап как в мировой, так и в русской культуре. С начала 1890-х гг. до 1917 г. изменились все стороны жизни в России: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство. По темпам изменений, глубине перемен, катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую страну.
Реформа 1861 г. оказалась неудачной, не решила судьбу крестьянства. Как следствие, в России укоренился марксизм – разновидность социализма, философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основа марксизма следующая. В капиталистическом обществе человек отчужден от продуктов собственного труда, лишен возможностей творческого саморазвития и превращен в винтик производственного процесса. Марксизм делает ставку на развитие промышленности и рабочий класс – пролетариат. Этот новый класс должен быть свободен от собственности, объединен общественным трудом в коллективе и готов к организованной борьбе за равенство, свободу и справедливость, к построению коммунистического общества. В новой литературе в связи с этим появляется образ человека бунтующего, бунтарские мотивы – например, в творчестве Горького, в искусстве футуристов.
Другая группа мыслителей после трагических событий (убийства Александра II в 1881 г., «Кровавого воскресенья» и первой русской революции 1905 г.) убедилась в бесчеловечности революционного пути и отстаивала идею совершенствования внутреннего мира человека. Сторонники этих взглядов искали спасение в русском народе, говорили о его великой духовной миссии, о том, что он должен подать пример Европе. Начался расцвет русской религиозно-философской мысли. В 1909 г. группа философов и религиозных публицистов, среди которых были Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков, выпустила философско-публицистический сборник «Вехи», в котором и изложила свою точку зрения: недопустима абсолютная вера в общественный идеал и какие-либо теоретические программы, путь революции гибелен для России.
Участие России в I Мировой войне поставило страну на грань катастрофы, была подорвана экономика страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками.
Начало нового века стало временем фундаментальных научных открытий: изобретения беспроволочной связи (радиосвязи), открытия рентгеновских лучей, определения массы электрона, исследования феномена радиации, создания квантовой теории, специальной и общей теории относительности. Новые открытия резко поколебали прежние представления о строении мира. Кризис классического естествознания выразился в формуле «материя исчезла». То, что раньше считалось стабильным, оказалось неустойчивым и бесконечно подвижным. Люди пришли к выводу, что человеческий разум не всесилен, поставили под сомнение идею познаваемости мира.
Формулой эпохи стала фраза немецкого философа и филолога Ф. Ницше «Бог умер», которая выразила кризис веры, утрату универсальной точки отсчета. Кризис веры, постигший человека начала 20 века, преодолевался активными поисками русской философской мысли, переживавшей в тот период подлинный расцвет. Философы (В. С. Соловьев, Л. И.Шестов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов) оказали определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры, особенно литературы. Мыслители фокусировали свое внимание на внутреннем, духовном мире личности. Человек стал главной проблемой философии и литературы.
Менялись и условия бытования искусства. Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества), увеличение городского населения, изменения в сфере народного просвещения привели к росту зрительской и читательской аудитории. Искусство получило возможность влиять на духовную жизнь страны, быть рупором идей. Культура разделилась на массовую и элитарную.
Усилились контакты русской культуры с мировой. Отныне русская культура не только использовала опыт зарубежной, но и, к концу 19 века, вписывалась в ее контекст (всемирно известными стали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский; благодаря «Русским сезонам» С. П. Дягилева всемирную славу приобрел русский балет).
Изменилась картина художественных направлений и течений; одновременно существовали разные эстетические системы. Самыми крупными литературными направлениями стали реализм и модернизм, но и они были внутренне разнообразны, изменчивы, имели промежуточные формы.
Специфическая примета культуры рубежа веков – синтетизм (взаимодействие разных видов искусства). Расцвет переживает театральное искусство, самое синтетичное по своей природе. Нередки были случаи творческого универсализма: М. А. Кузмин был поэтом и композитором, поэты-футуристы занимались изобразительным искусством. Жанровые обозначения могли заимствоваться из смежных искусств: А. Н. Скрябин свои симфонические произведения называл поэмами, А. Белый свои литературные произведения – симфониями.
Литература рубежа 19 – 20 веков. Понятие «серебряного века»
Свершился переход от эпохи классической литературы к литературе нового времени. Особенно динамично развивалась русская поэзия. Вновь, после пушкинской поры, она стала значимой в общекультурной жизни страны. Позднее поэзия рубежа веков и начала 20 века получила название «поэтического ренессанса», или «серебряного века» (пушкинский период в литературе традиционно обозначался термином «золотой век»). Сначала словосочетание «серебряный век» использовали применительно к вершинам поэзии того времени. Постепенно термин «серебряный век» получил более широкую трактовку и стал синонимом понятия «культура рубежа веков и начала 20 века».
Поэзия «серебряного века». Основные течения модернизма
Символизм – направление конца 19 – начала 20 в., выражающее с помощью символов интуитивно, чувственно постигаемые идеи. Зародилось во Франции (поэзия А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера). Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Соллогуб. Младшие символисты: А. А. Блок, А. Белый.
1. Окружающий мир представляется непознаваемым разумом. Единственными орудиями познания мира считаются чувства, интуиция, духовный опыт человека.
2. Мир говорит с человеком на языке символов. Конкретных вещественных образов в поэзии нет, так как образ-символ многозначен. В минуты озарения через символы за внешней оболочкой предметов и явлений можно разглядеть их глубинную суть. Например, важна символика цвета.
3. Продолжая традиции романтизма, символизм основывается на двоемирии: материальный мир считается вторичным, низшей жизнью, а идеальный – первичным, жизнью высшей.
А.А. Блок. «Запевающий сон, зацветающий цвет…»
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз,
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
Стихотворение Блока из цикла «Распутья», бесспорно, связано с впечатлениями окружающего мира: оно изображает весенний вечер, погасающую зарю, цветущую сирень. Однако мы видим не столько пейзаж, сколько внутреннее состояние лирического героя – ощущение им тихой радости, красоты окружающего мира, присутствия святости и тайны. Об этом говорят мотивы сна, света, образ цветов. Тени от цветов напоминают тени «ликующих риз» (риза – покрывало на престоле в православном храме, верхняя часть облачения священника или святого).
Тоска лирического героя уходит, сменяется предчувствием любви. В финальных строках возникает туманный женский образ, который словно рождается из всего окружающего – весны, дохнувшей в лицо, сгорающей зари, цветущей сирени.
Стихотворение музыкально. Автор использует звукопись, парную рифму. В произведении много ярких эпитетов: например, «запевающий сон», «улетающий день», «ликующих риз».
Акмеизм – литературное течение 1910-х гг. Термин ввел Н. С. Гумилев. «Акме» – от греч. «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина». Акмеисты стремились к ясности образов, языка. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам.
1. Акмеизм противопоставляет символизму ясность (кларизм), предметность, вещественность. Акмеизм освобождает поэзию от туманных символов, возвращается к конкретным образам и точным значениям. Важна художественная деталь – вещественный символ (например, в поэзии Ахматовой – зеркало, лестница, порог, дом, свечи).
2. Адамизм – это способность удивленно и радостно взглянуть на мир глазами первого человека Адама, заново открыть красоту земного мира.
3. Язык поэзии акмеизма также стремится к предельной простоте, ясности, использованию конкретных значений слов, минимального количества выразительных средств.
А. А. Ахматова. «Проводила друга до передней…»
Стихотворение «Проводила друга до передней…» отличают простые, конкретные образы, призванные передать внутреннее состояние героини. Подчеркнута задумчивость женщины, пытающейся осмыслить свою судьбу, перемены в себе: «Постояла в золотой пыли», «А глаза глядят уже сурово в потемневшее трюмо». Поэт использует художественную деталь. Образ зеркала в стихотворении говорит о самопознании, «важные» звуки, текущие с колоколенки – о значимости, исключительности момента.
Новое в освещении темы любви – изображение внутреннего мира женщины, бывшей прежде лишь объектом искусства, к тому же изображение не идеального счастья влюбленной женщины, а ее жизненной, земной драмы. Важно не только расставание героини с возлюбленным, но и то, что, оставшись одна, она обретает мудрость, понимание ценности каждого момента жизни, свободы быть самой собой. В этом проявляется психологизм стихотворения.
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское («идущее впереди», «передовое») литературно-художественное течение начала 20 в., зародившееся в Италии. Футуристы осуществляли художественный бунт, эпатировали публику, экспериментировали с формой произведений, словом. В. В. Маяковский , В. Хлебников. Эго-футуризм И. Северянина.
1. Поэты решительно отрицали традиционную культуру, стремились избавиться от навязываемых культурных штампов.
2. Урбанизм – изображение городской, индустриальной цивилизации.
3. Футуристы практиковали бунтарство, эпатаж (умышленно скандальные выходки или вызывающее, шокирующее поведение), презрение к общественным нормам поведения и морали.
4. Поэты экспериментировали с формой стиха и словом, использовали авторские неологизмы («самовитое слово»): например, «любёночек», «опожаренный» (Маяковский), «любеса», «стыдесный» (Хлебников), «грёзофарс», «фиольно» (Северянин). Применяли рубленую (короткую) строку, записываемую в столбик или лесенкой – графическую подачу стиха, придавали особое значение ритму и рифме, были внимательны к звуковому составу слова, речи.
В. В. Маяковский. «А вы могли бы?»
Уже заголовок стихотворения Маяковского «А вы могли бы?» содержит призыв, даже вызов, эпатирует привыкшего к классике читателя. Образы произведения крайне необычны, авангардны, строятся на смелых ассоциациях, метафорах: плеснул краску – «смазал карту будня», на блюде с едой показал романтический образ океана, чешуя рыбы на уличной вывеске напомнила зовущие губы… Наконец, звучит неожиданное предложение сыграть на «флейте водосточных труб». Лирический герой, как и сам поэт, стремится уйти от всего привычного, стандартного, открыть неизведанные жизненные горизонты, испытать новые ощущения.
Возникает и характерная для поэзии начала 20 века, а особенно для футуризма, тема города: жестяная рыба, водосточные трубы становятся частью нового искусства, выходящего на улицы.
Большое значение в стихотворении имеет ритм. Автор использует рубленую строку, помогающую подчеркнуть смысл отдельных слов. Слово «будень» с легкой руки поэта стало авторским неологизмом, ведь слово «будни» ранее употреблялось только во множественном числе.
О литературных направлениях классицизм , сентиментализм , романтизм , реализм и постмодернизм читайте в других статьях нашего канала.
Если статья оказалась полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!
Источник статьи: https://zen.yandex.ru//id/5ece7dc36412a5768ae788ef/modernizm-i-ego-techeniia-simvolizm-akmeizm-futurizm-5f5818f6653f433539db13ae
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
«Конец века» – «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире..Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи.
Конец XIX – начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. “В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, – писал Н.А.Бердяев. – Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души”. Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. , Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 – 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная – с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Выражение и название “серебряный век” придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: “И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…”.
Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.
Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX – XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет». СИНТЕЗ ИСКУССТВ – органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.
Литература .Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).
Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).
Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду.
Символизм. Русский символизм был тесно связан с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Русский символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали “чистое”, таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления.
Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.
Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г.
Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка ( на стихи Блока, Брюсова, Сологуба, Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы ), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых.. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
Театр . Театр в эти годы – общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества. Работы выдающихся театральных режиссеров.( МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко – основатели психологической актерской школы, считал, что будущее театра – в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения). В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
Кино .Становление русского кино шло сложнее так, как в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Балаганы сменялись стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт. Кинематограф пользовался популярностью всех, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д.
Скульптура Пути развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая пплеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.
Архитектура в России, в условиях монополистического развития капитализма она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные города в монстры цивилизации. Высокие здания превратили внутренние дворы в плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. В тоже время появляются промышленные архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки, кинематографы. На ретроспективно-электрическом фоне возникли новые течения – модерн и неоклассицизм. Первые проявления модерна относятся к последнему десятилетию 19 века, неоклассицизм формируется в 1900-х г. Модерн в России принципиально не отличается от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению модерна с историческими стилями: Ренесанса, Барокко, Рококо, а также древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге были распространены вариации скандинавского модерна. В Москве архитектор модерна Федор Осипович Шехтель (1859-1926), он построил здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900-1902) – произведения наиболее типичные для чистого модерна.
Музыка В конце 19-начале 20 века (до 1917) – период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М.А Балакирев, Ц.А.Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам 19в. и первому десятилетию 20в. На смену им приходят наследники и продолжатели традиций: С.Танев, А.Глазунов, С.Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения и в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла. Дело П.И.Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Глазунов (1865-1936) – автор замечательной “Раймонды” (1897), “Барышни-крестьянки” (1898).
Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин” (1885)1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) сочиняет симфонии, фортепианые трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник