Коренной перелом вов конспект
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: – познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
– научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
– показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
- СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
- СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
- БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
- Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
- Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
- Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского – командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: – обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
– обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
– в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
ГЕРМАНИЯ | СОВЕТСКИЙ СОЮЗ |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Силы и средства | Советский Союз | Германия |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
– направление планируемых ударов немецких войск;
– направление контрударов советских войск;
– место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
- Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
- Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
- Почему он стал возможен?
- Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
- Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
- В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
- Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.
Источник
Урок ___
КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
НОЯБРЬ 1942 г. – ЗИМА 1943 г.
Общие цели: дать представление учащимся об основных военных действиях Великой Отечественной войны; определить роль СССР в антигитлеровской коалиции; познакомить с идеологической направленностью, развитием культуры в годы Великой Отечественной войны.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 25, объяснить понятие «коренной перелом в войне» и назвать его хронологические данные; рассказать о контрнаступлении советских войск под Сталинградом, о танковом сражении под Прохоровкой; охарактеризовать взаимоотношения союзников по антигитлеровской коалиции в 1943 г.
Дополнительные цели: сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах; обсудить сущность понятия «коренной перелом»; сравнить, опираясь на материал документов, взгляды К. К. Рокоссовского и Э. Ман-штейна на Сталинградскую битву; сравнить Сталинградскую и Курскую битвы; оценить роль Тегеранской конференции для хода борьбы с фашистской Германией и ее союзниками; проанализировать роль искусства в мобилизации советского народа к отпору фашистским захватчикам.
Основные понятия и термины: коренной перелом в войне, второй фронт, «Окна ТАСС».
Важнейшие даты и события:
19-20 ноября 1942 г. – контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
31 января – 2 февраля 1943 г. – капитуляция немецких войск, окруженных под Сталинградом.
Июль 1943 г. – битва на Орловско-Курской дуге.
Ноябрь 1943 г. – освобождение Красной армией Киева. Встреча глав СССР, США и Великобритании в Тегеране.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1 вариант проверки домашнего задания- Тест.
II вариант проверки домашнего задания
Беседа по вопросам № 1,6, 8, 9.
II. Изучение нового материала.
План
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.
Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.
Идеология, культура и война.
В течение урока обучающиеся продолжают заполнение таблицы (см. домашнее задание уроков 24-25).
1. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом.
Выступление обучающихся с заранее подготовленным сообщением «Контрнаступление советских войск под Сталинградом».
Вариативные задания обучающимся:
Вариант I: объяснить, какую роль сыграли в Сталинградской битве г. Калач на Дону и г. Котельниково.
– Операция по контрнаступлению под Сталинградом получила название «Уран». Объясните, почему только 19 ноября 1942 г. началось наступление Северо-Западного Сталинграда силами Юго-Западного и Донского фронтов?
Вариант II: обучающиеся знакомятся с документальным Мйтсриалом (см. учебник: § 25) и сравнивают взгляды К. К. Рокоссовского и Э. Манштейна на Сталинградскую битву.
Вариант III: сравнить соотношение сил СССР и Германии в Московской и Сталинградской битвах.
Обучающиеся сравнивают данные таблиц «Соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 г.» и «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.».
Вариант IV: в своей книге «Сражение века» В. И. Чуйков задается вопросом, почему А. Гитлер, вопреки заданной тактике и стратегии, стремился завоевать весь город (Сталинград), который уже был разрушен до основания.
2. Орловско-Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне.
Рассказ учителя с опорой на карту.
Сражения на Курской дуге. Этапы сражения:
5 июля 1943 г. – 12 июля 1943 г. – оборонительный этап;
15 июля 1943 г. – 28 августа 1943 г. – наступление Красной армии.
Предоставляется слово обучающимся с подготовленным сообщением «Танковое сражение под Прохоровкой».
Затем характеризуется второй этап Курской битвы:
• контрнаступление Красной армии на Орел (15 июля -23 августа) и Харьков (3 – 23 августа) привело к освобождению этих городов, поражению вермахта;
• освобождение левобережья Днепра.
Организуется беседа:
Внимательно рассмотрите карту’ и определите, в чем преимущество Курской дуги для разворачивания наступления с обеих сторон.
Опираясь на карту, объясните, почему наступление под Курском получило развитие на южном направлении.
Порассуждайте, почему А. Гитлер назвал танковое сражение под Прохоровкой «битвой железа»?
В первом этапе сражения участвовали партизанские отряды, развернувшие «рельсовую войну». Найдите на карте районы их диверсий под Курском. Подумайте, почему они проводились в таком порядке?
Задание: объясните, почему период с осени 1942 г. по осень 1943 г. – время коренного перелома в войне?
3. Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране.
РАССКАЗАТЬ об определяющей роли, которую сыграла в ходе Второй мировой войны Тегеранская конференция (декабрь 1943 г.).
На конференции впервые все вместе встретились главы правительств держав антигитлеровской коалиции: И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль.
Задание обучающимся: начать заполнение таблицы «Конференции антигитлеровской коалиции».
Тегеранская конференция 28. 11. 1943- 01. 12. 1943
Ялтинская конференция 04.02. 1945- 11.02. 1945
Потсдамская конференция
17.07. 1945- 02.08. 1945
Открытие второго фронта
Послевоенное устройство мира
Судьба стран Восточной Европы
Польский вопрос
Репарации
Вопрос о Японии
Судьба Германии
Вопросы:
Какие решения были приняты на Тегеранской конференции?
Соотнесите принятые на Тегеранской конференции решения с военно-стратегической ситуацией того времени и интересами лидеров «Большой Тройки» антигитлеровской коалиции.
4. Идеология, культура и война.
Рекомендуется организовать выступления обучающихся с заранее подготовленными краткими сообщениями по теме изучаемого вопроса.
III. Закрепление изученного материала.
Проверяется заполнение таблицы «Основные события на советско-германском фронте».
Домашнее задание: § 25. Знать новые понятия, даты, события. Письменно ответить на вопросы № 3, 4.
Подготовить сообщение по теме «Мои земляки -герои Великой Отечественной войны».
Основываясь на дополнительном справочном материале, подготовить таблицу «СССР в системе международных отношений в 1941-1945 гг.»
События
Персоналии
Итоги, решения, значение
1941 г.
1942 г.
1943 г.
1944 г.
1945 г.
Источник
История, 10 класс. Урок № 29
Тема – Второй период Великой Отечественной войны.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Какие планы были у немецкого командования;
2. Ход и итоги Сталинградской битвы;
3. Окружение неприятельской группировки под Сталинградом;
4. Наступление на Ржевской направлении;
5. Разгром окружённых под Сталинградом гитлеровцев;
6. Значение Сталинградской битвы.
Тезаурус:
«Коренной перелом» – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.
«Уран» – стратегическая военная операция вооружённых сил СССР по окружению немецкой группировки под Сталинградом, начальная часть Сталинградской битвы.
«Малый Сатурн» – стратегическая военная операция вооружённых сил СССР по расширению внешнего кольца окружения немецкой группировки под Сталинградом, вторая часть Сталинградской битвы.
«Кольцо» – стратегическая военная операция вооружённых сил СССР по уничтожению окруженной немецкой группировки под Сталинградом, заключительная часть Сталинградской битвы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. / М. М. Горинов, А. А. Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2016.
2. Самсонов А. М. Сталинградская битва, 4-е изд., испр. и доп.- М.: Наука, 1989.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
https://www.aif.ru/society/people/oni_srazhalis_za_stalingrad_pyat_istoriy_o_geroyah_legendarnoy_bitvy
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград, важный стратегический пункт и крупный центр оборонной промышленности, носивший имя самого Сталина. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией генерал-полковника Ф. Паулюса.
Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены подтягивать подкрепления. К Сталинграду с других участков фронта были стянуты 3 танковые, 2 моторизованные, 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Ценой больших потерь 6-й армии к середине августа удалось выйти на правый берег Дона. 4-я танковая армия устремилась на юг, в обход группировки советских войск. 23 августа, после ожесточённых боёв, 6-й армии удалось прорвать советскую оборону на узком участке фронта и выйти к Волге севернее Сталинграда. В тот же день немецкая авиация сделала 2 тысячи боевых вылетов для бомбовых ударов по городу.
С начала сентября 1942 г. в Сталинграде завязались уличные бои. Символом мужества, стойкости и героизма стал Дом Павлова, в котором около двух месяцев держала оборону группа советских бойцов под командованием старшего сержанта Я. Ф. Павлова. Особо ожесточённые бои велись за Мамаев курган.
Советским командованием был разработан план «Уран» по окружению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Его разработали под руководством Сталина заместитель Верховного главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.
Ставка намечала нанести удар силами трёх фронтов – Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий К. К. Рокоссовский), Сталинградского (командующий А. И. Еременко) окружить и разгромить войска противника в междуречье Волги и Дона.
На направлениях главного удара было создано двойное, а иногда тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить возможность внезапного перехода в контрнаступление. В 7 часов 30 минут 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта.
Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окружённым армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову.
Окружённая немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта на Верхнем Дону и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум, но участь 6-й армии была решена. Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окружённых немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть.
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу. Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии. Опасаясь нового окружения, гитлеровцы спешно вывели свои войска с Северного Кавказа.
Примеры и разбор решения заданий
1. Бои за Мамаев курган велись в ходе
Варианты ответов:
1) битвы за Москву
2) Сталинградской битвы
3) Курской битвы
4) освобождения Киева
Правильный вариант:
2) Сталинградской битвы.
2. Подстановка элементов в пропуски в тексте:
В ходе ______________ битвы проходила оборона Дома Павлова. Борьба за Дом Павлова – один из многих примеров ________ советских людей в дни битвы за Сталинград.
Варианты ответа: Сталинградской; Московской; Курской; героизма; предательства;
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Сталинградской; героизма.
Источник