Коренной перелом в войне история 9 класс
Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.
Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:
Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.
На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».
Линия 3 ЛР. Историческое мышление.
Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.
Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;
2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;
3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге
4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.
5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны
6.Характеризовать решения Тегеранской конференции
Учебная проблема:
Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА
1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)
Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.
1.Можно ли говорить о внезапности нападения? Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.
2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?
3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?
4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?
5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?
6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.
7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.
-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?
– 19 ноября 1942 (осень) – 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.
– 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.
Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?
Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?
Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).
Итак, тема нашего урока?
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Какие сражения нам предстоит рассмотреть?
План:
1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.
2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.
3. Итоги и значение второго периода в войне.
Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы
Постановка проблемного вопроса:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?
Причины поражения фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.
Немецкие генералы о причинах поражения | Источники о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне? |
| «Главная причина – мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк |
| Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль). |
| Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год |
| Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января. |
Учитель: Какой же будет проблема урока?
Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?
Версии
Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?
Ученики предлагают свои версии.
Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)
Открытие нового знания
- Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
- Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения
предлагал приказ №227?
3. Чем поразил приказ?
4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?
2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.
Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?
Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?
3 группа: Проанализируйте диаграммы.
Какие выводы о причинах победы можно сделать?
- Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.
Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»
Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.
Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».
Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»
Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить – убей немца».
Вопросы:
Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?
Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?
Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.
Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»
Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.
Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.
- Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
- Начало коренного перелома в ходе войны.
II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».
Выделите причины победы на Курской дуге
Задание может быть выполнено в письменной форме.
Ученики:
- Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
- Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
- Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
- Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.
4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).
Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )
Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.
Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?
Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам
Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?
Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.
Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.
Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).
Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?
Ученики: Да.
Применение нового знания
Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?
Ученики делают вывод по проблеме урока.
2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.
Заключительное слово учителя.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.
Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)
- Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).
Тема урока | Какие ключевые понятия и процессы усвоены | Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого | Личная оценка качества усвоения материала | Личная оценка активности, вклада в урок | Конструктивные предложения по уроку |
4. Домашнее задание: § 30,32.
Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?
Проверьте свои предположения – прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.
Источник
Методическая разработка урока истории для учащихся 9 класса
«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Тема урока: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: формирование гражданской позиции учащихся, осознание значения коренного перелома в истории Великой Отечественной и Второй мировой войны
Задачи:
– раскрыть сущность произошедшего на советско-германском фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
-продолжить формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с целью поиска необходимой информации в различных источниках (учебник, статистические данные, дополнительная литература, исторические карты); выполнять проблемные задания версионного характера и задания с ситуацией предположения; делать собственные аргументированные;
– способствовать формированию чувства патриотизма, воспитанию интереса к военной истории, гордости за превосходство советской военной мысли.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-исследование.
Используемые технологии: проблемно – диалогическое обучение, технология исследования
Краткая аннотация урока: Изучение материала данного урока строится по технологии проблемно – диалогического обучения. Изучение материала второго этапа Великой Отечественной войны включает основные события, в частности Сталинградскую битву и Курскую битву. Учащиеся в ходе групповой работы изучают исторический материал и решают поставленную проблему в начале урока. Урок включает семь этапов. На каждом этапе используется мультимедийная презентация. На заключительном этапе применяются задания развивающего типа.
Основные понятия:
– коренной перелом в ходе войны
– стратегическая инициатива
– котёл
– плацдарм
– форсирование
Оборудование урока:
– карта «Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.)»
– атласы по истории России (XXв.)
– набор текстов исторических документов по теме
– мультимедийный проектор и ПК, презентация
– рабочие листы.
Этапы урока | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||
1. Организаци-онный этап. | Подготовка к работе на уроке. | Приветствие учащихся. Формирование групп учащихся для работы на уроке | Учащиеся рассаживаются по группам за парты | |||||||||||||||||||||||||
2. Этап актуализации | 1. Обеспечение мотивации 2. Постановка темы, целей и проблемы урока | Учитель обеспечивает мотивацию урока, осуществляет проверку изученного материала.
Карточка1. Расставьте в хронологическом порядке события.
Ответ: 1 4 3 2 5 Карточка №2. Продолжите предложения.
Составить план ответа на вопрос: Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны. К сожалению, до сих пор в историографии Великой Отечественной войны есть не мало «белых», «черных» и даже «кровавых пятен». Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками, которые были открыты для всеобщего обозрения сравнительно недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей на втором этапе войны. Осуществляется целеполагание Формулируется проблема урока. – Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли? Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войны? | Отвечают на вопросы индивидуально, фронтально Записывают тему урока Принимают участие в целепологании. Выдвигают гипотезы | |||||||||||||||||||||||||
3. Этап изучения новых знаний и способов действий. | Работа в группах по заданиями в рабочих листах Работа в группах | Предлагает работу с учебником, с картой, дополнительными источниками информации о Сталинградской и Курской битвах Группа 1 Проанализируйте данные, помещенные в таблицах. Какие выводы можно сделать о ситуации на советско-германском фронте? (Таблицы «Соотношение сил сторон на советско-германском фронте», «Общее соотношение сил на Сталинградском направлении к моменту начала контрнаступления советских войск»). Группа 2. Прочитайте в учебнике о начале контрнаступления Красной Армии, проанализировать карту, ответить на вопрос об осуществлении операций «Уран» и «Кольцо». Группа 3. Познакомьтесь с документами и сделайте выводы о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы и психологической готовности борьбы советских воинов с врагом. Учитель: Как вы думаете, какие задачи поставят перед собой немецкое и советское командование на лето 1943г.? В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону, были разбиты 3 армии противника и образовалась Курская дуга. (работа с картой). 1 группа: Работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю компанию 1943 г.
2 группа: Выяснить соотношение сил противника к лету 1943 г. (анализ таблицы, см. раздаточный материал)
3 группа: работая с учебником, дайте характеристику крупнейшего танкового сражения Итоги: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской армии Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу групп. Напоминает о необходимости по ходу прослушивания выполнять задание в рабочих листах №1 | Выступление групп Демонстрируют рабочие листы, отвечают у доски. В ходе прослушивания ответов заполняют таблицу «Коренной перелом в ходе войны» Выдвигают гипотезы Заполняют таблицу Анализируют статистические данные Работают с текстом учебника и дополнительным материалом Делают вывод | |||||||||||||||||||||||||
3. Этап закрепления изученного. | 1. Выводы, решение проблемы 2. Контроль и самоконтроль. | Учитель обращает внимание на таблицу «Коренной перелом в ходе войны» – Какие битвы входят в понятие «коренной перелом»? – Каково значение контрнаступления советских войск под Сталинградом, на Курской дуге? Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет за участие в обсуждении. -Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились? -Как вы оцениваете работу в группах? Используется прием «древо предсказаний» предположите, как развивались бы события, если бы контрнаступление у Сталинграда оказалось неудачным? (гипотезы учащихся).
А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания. Выполните задания в ваших рабочих листах № 2(см.Приложение №2) | Отвечают на вопросы учителя Выступают с решением проблемы. Самостоятельно выполняют задание. Оценивают собственную работу на уроке | |||||||||||||||||||||||||
5. Этап информации о домашнем задании. | Домашнее задание: | Сообщает домашнее задание: – §32 + анализ документов к параграфу. – Продолжить работу над исследованием «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». | Записывают домашнее задание в дневник. | |||||||||||||||||||||||||
6. Этап подведения итогов. | Подводит итог, сообщает результат. | Принимают участие в подведении итога урока. | ||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия | Рефлексия Учащиеся заполняют таблицу:
|
Список источников и литературы.
I. Источники.
1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 3 томах. М.:АПН,1988.т.3.
2.Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. М.:Воениздат.1985.
II. Литература.
1. Великая Отечественная война 1941-1945.Военно-исторические очерки в 4-х кн.М.1998.Кн.1,2.
2.Великая Отечественная война.1941-1945.Энциклопедия для школьников.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2005.
3.Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории.- М.:ГИЦ «Владос»,2003.
4.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Учебник Истории России 9 класс
5.Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Е. Рабочая тетрадь
6. История.5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. Гукова В.В. и др.-Волгоград:Учитель,2009.
7.Кадневский К. М. Тесты
8.Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.- М.;ГИЦ «Владос» ,1999.
9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.
Используемые ЦОР:
Интернет-ресурсы:
1. Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев.
https://www.1941-1945.ru
2. Наша Победа. День за днём.
https://www.9may.ru
3. Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны».
https://www.pobediteli.ru
4. Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне.
https://www.iremember.ru
5. Сталинградская битва.
https://battle.volgadmin.ru
Источник