Коренной перелом в ходе вов конспект

Коренной перелом в ходе вов конспект thumbnail

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: – познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

– научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

– показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           – командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: – обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             – обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

– в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

– направление планируемых ударов немецких войск;

– направление контрударов советских войск;

– место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

Конспект урока по теме: Коренной перелом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Тип урока: Урок проблемного обучение с применением ИКТ.

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, операция «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1.Рассказывать о крупнейших сражениях второго этапа ВОв;

2.Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом;

3.Сравнивать Сталинградскую битву и сражение на Курской дуге

4.Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершавших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе источники, уметь работать с документом.

Читайте также:  Операция при переломе шейки бедра что

5.Подготовить сообщения о сражениях второго этапа войны

6.Характеризовать решения Тегеранской конференции

Учебная проблема:

Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап Проверка домашнего задания (вопросы на стр.214)

Учитель. 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия напала на Советский Союз, на защиту Родины встали все народы нашей страны. Народный комиссар иностранных дел Молотов выступая по радио перед гражданами СССР заявил, что фашисткая Германия напала на СССР внезапно, без объявления войны.

1.Можно ли говорить о внезапности нападения?  Прочитать текст на (стр. 209) Ответы учащихся.

2.Какое ещё утверждение из выступления Молотова можно опровергнуть?

3.Почему Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 года?

4.Какие последствия имела эта позиция Сталина?

5.Каковы были силы сторон в первые месяцы войны?

6.Дайте характеристику плана «Барбаросса», покажите на карте молниеносные удары по этому плану.

 7. Назовите этапы Великой Отечественной войны.

-22 июня 1941-18 ноября 1942. В чём вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?

– 19 ноября 1942 (осень) – 1943. Коренной перелом во Второй мировой войне.

– 1944-1945 (май). Победа над фашистской Германией.

Со взятием каких городов Гитлер связывал престиж Германии и свой личный престиж ?

Каково значение Московской битвы. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

С какого события начинается 2 этап Великой Отечественной войны? Как он называется? (коренной перелом) Почему вы так считаете?

Какие ещё сражения ВОВ входят в коренной перелом? Где эту информацию можно найти? (в учебнике).

Итак, тема нашего урока?

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Какие сражения нам предстоит рассмотреть?

План:

1. Сталинградская битва – начало коренного перелома в Вов.

2. Сражение на Курской дуге завершение коренного перелома.

3. Итоги и значение второго периода в войне.

Краткая характеристика событий Вов накануне Сталинградской битвы.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы

Постановка проблемного вопроса:

Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

Причины поражения  фашистских войск под Сталинградом и на Курской дуге.

Немецкие генералы о причинах поражения

 Источники  о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

  1. Огромная территория СССР.

«Главная причина – мужество и твердость обычного русского солдата». Английский историк А. Кларк

  1. Суровые погодные условия – «генерал Мороз».

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…” (премьер-министр У.Черчилль).

  1. Приказ № 227

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских. Архив Лондон 1943 год

  1. Большая численность советских солдат и офицеров – «масса муравьев против слона».

Каждый солдат американской армии и Великобритании относится с величайшим восхищением к мажеству, отваге и смелости Красной Армии и народов СССР. «Британский союзник, 1943 год, 24 января.

Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель:  Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Предлагаю вашему вниманию краткую историю Сталинградской битвы. (Демонстрации презентации)

Открытие нового знания

  1. Ряд стр. 217 познакомится с содержанием приказа №227 ответить на вопросы. Чем обусловлено появление данного приказа?
  2. Какие меры по исправлению создавшегося тяжелого положения

предлагал приказ №227?

     3. Чем поразил приказ?

     4. Считаете ли вы, что приказ №227 привел нас к Победе?

2 ряд. Стр.220 познакомится с выступлением У.Черчиля.

Что заставило ярого противника коммунизма изменить своё отношение к СССР?

Можно ли считать эти обстоятельства причинами победы СССР?

3 группа: Проанализируйте диаграммы.

Какие выводы о причинах победы можно сделать?

  1. Задания по рядам. Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «…Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду…»

Олейник Г.Н своей сестре пишет:«… В 1942 г. Фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретится. Они должны получить от меня двойную плату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-ого батальона, Лелеко домой пишет: «…Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей…»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области, от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить – убей немца».

Вопросы:

Что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских воинов к отпору врагов?

Докажите, что нашему солдату был присущ патриотизм?

Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом? Свое мнение аргументируйте.

Предлагаем вашем выступления учащихся Выступление «Герои Сталинградской битвы»

Вопросы: Что заставило Михаила Паникаха пойти на смерть.

 Каковы итоги и значение Сталинградской битвы ? Работаем с текстом учебника на стр. 231.

  1. Полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.
  2. Начало коренного перелома в ходе войны.

II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г.II. Битва на Курской дуге 5 июля – 25 августа 1943г. Просмотр видеофильма «Курская дуга».

 Выделите причины победы на Курской дуге

   Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.
  2. Умелая работа советской и английской разведок (получение информации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).
  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).
  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

4. Рассказ учителя о развитии событий после Сталинградской и Курской битв. (одновременно составляется кластер).

Вывод делают учащиеся: в ходе летне-осенней компании 1943г. был завершен коренной перелом в войне против фашистской Германии. (слайд )

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

2. Подведение итогов, оценивания ответов учеников.

Заключительное слово учителя.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Очень важно не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить, а понять. Закончился наш урок, но не завершились наши размышления над ним.

Читайте также:  Узнать есть меня перелом

Рефлексия учебной деятельности (6 мин.)

  1. Самоанализ и самоконтроль (лист самоконтроля).

Тема урока

Какие ключевые понятия и процессы усвоены

Что вызвало трудности и каковы вероятные причины этого

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности, вклада в урок

Конструктивные предложения

по уроку

4. Домашнее задание: § 30,32.

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем следующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения – прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним.

Источник

Тема урока: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Учитель истории и обществознания

Захаров Д. В.

Ц е л и у р о к а:

образовательная:

уяснение сути произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; значение и значимость коренного перелома в ходе войны; познакомить старшеклассников со спорными вопросами Сталинградской битвы.

развивающие:

формирование умения логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его, работать с картой, документами;

совершенствовать умения составлять таблицу;

воспитательные:

формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п у р о к а: урок изучения нового материала.

В и д у р о к а: комбинированный – лекция с элементами дискуссии и работой в группах

Оборудование: настенная карта «Великая Отечественная война Советского Союза», рабочие листы для групп с выдержками документов, бумага, фломастеры, записи на доске «Уран», «Цитадель», д/з

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  1. индивидуальное задание:

Что значат кодовые названия операций:

«Барбаросса», «Тайфун», «Ост».

что такое ГКО?

2) Проверка знания хронологии (индивидуальная карточка)

Назовите хронологические рамки 1 периода Великой Отечественной войны?

Назовите дату начала контрнаступления советских войск под Москвой?

Когда началась блокада Ленинграда?

Дата подписания пакта о ненападении с Германией.

Хронологические рамки оборонительного сражения за Сталинград

3) Фронтальная беседа:

– Охарактеризуйте роль тыла в годы Великой Отечественной войны.

– Приведите факты, свидетельствующие о вкладе советских ученых в обеспечение победы над врагом.

4) тест (индивидуально).

II. Объявление темы и цели урока.

Мы продолжаем изучение раздела Великая Отечественная война советского народа. Тема сегодняшнего урока «Коренной перелом в ходе войны».

Наша задача: выяснить в чем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны? (Проблемное задание)

В ходе моего рассказа необходимо заполнить таблицу «Основные события Великой отечественной войны».

П л а н у р о к а: (записан на доске)

1.Разгром немецких войск под Сталинградом.

2. Наступление Красной Армии летом-осенью 1943 года.

3. Битва на Курской дуге.

4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943г.

III. Изучение нового материала.

1. Лекция о ходе Сталинградской битвы .

Летом 1942 г. катастрофическая ситуация для красной армии сложилась на Северном Кавказе. После падения Ростова –на – Дону дорога для немцев на юг оказалась открыта.

Сталинградская битва

Всередине июля 1942 г. немцы достигли излучины Дона, где он ближе всего подходит к Волге в районе Сталинграда. «Город не должен пасть!» — был приказ Сталина. И отражал он не просто очередную прихоть вождя, а стратегический расчет Ставки Верховного Главнокомандования.

С потерей крупнейшего промышленного центра на Волге снижался и без того скудный оборонный потенциал, страна теряла важнейший стратегиче­ский плацдарм.

Определите, что делало Сталинград и Кавказ стратегическим объектом, от которого зависели судьбы вооруженных сил на других направлениях фронта? ( Захват Северного Кавказа позволял гитлеровскому руководству не только задействовать богатейшие ресурсы этого региона, но и распространить свою гегемонию на все Закавказье, а затем и на Ближний Восток с его огромными запасами нефти.)

Мужественная оборона Сталинграда и Кавказа позволила советскому командованию сосредоточить стратегические резервы для создания коренного перелома в ходе войны.

Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом нача­лось 19 ноября 1942 г. силами Юго-Западного (генерала Н.Ва­тутина), Донского (генерала К.Рокоссовского), а 20 ноября — Сталинградского (генерала А.Еременко) фронтов. План разгрома немцев под Сталинградом получил условное название «Уран». Он предполагал нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. 19 ноября 1942 г. советская артиллерия нанесла мощный удар по противнику, после чего началась танковая атака. На пятый день войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калач. В результате окруженными оказались 6-я армия и 4-я танковая армия немцев.

В военную историю сражение за Сталинград вошло как одно из крупнейших городских сражений. Предположите, какие могли быть трудности ведения боя в условиях города?

8 января 1943 г. окруженной группировке противника (22 дивизии об­щей численностью 330 тыс. человек) был предъявлен ультиматум о капитуляции. Командующий группировкой войск генерал Паулюс по настоянию Гитлера отклонил ультиматум. 10 января советские войска начали разгром противника, а 2 февраля 1943 г. окруженная группировка противника капитулировала. Всего под Сталинградом немцы потеряли 800 тыс. человек, 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолетов.

Гитлер объявил трехдневный траур

Победа на Волге положила начало коренному перелому в ходе всей войны.

Как вы понимаете это понятие – коренной перелом в ходе войны?

(Инициатива ведения военных действий пере­ходила к Красной Армии, боевые действия которой поддержи­вала ударным трудом вся страна.)

2. Сообщение учащегося о героях Сталинградской битвы.

Матвей Путилов— связист штаба 208-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

Михаил Паникаха — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о её броню вторую бутылку и лёг на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.

Яков Павлов— сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение этого дома позволяло вести наблюдение и обстреливать занятую противником часть города на запад, север и юг на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в опорный пункт. Немцы подвергли дом непрерывному артиллерийскому обстрелу, атаковывали, бомбили с воздуха. Но защитники дома стойко держались. 58 дней и ночей они не давали гитлеровцам прорваться на этом участке к Волге и за это время уничтожили солдат противника больше, чем вермахт потерял при взятии Парижа.

Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. Такой героизм был массовым. За подвиги, совершённые в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учреждённой 22 декабря 1942 г. медалью «За оборону Сталинграда»

3. Практическая работа. Работа в группах.

О значении и значимости битвы под Сталинградом говорят и пишут очень много. Например, американский генерал Уокер заявил, что битва на Волге – это пропагандистская выдумка коммунистов. Сейчас мы поработаем в группах и попробуем дать ответ на вопрос о значении Сталинградской битвы и о ее значимости.

Деление на группы.

1 группа – Значение битвы.

На основе высказываний определите значение Сталинградской битвы, запишите на бумаге, чтобы обсудить с товарищами.

Рабочие материалы группы №1.

Цитатный ряд .

Эта славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии.

Ф.Рузвельт, президент США

19 ноября 1942 г. под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным поворотным пунктом в войне не потому, что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать, а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство…

Читайте также:  Отек ноги при переломе шейки бедра причина

М.Уэрнер, американский публицист

Я согласен, что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу, они осуществляются с таким мастерством, на которые русские, как я думал раньше, были не способны.

Я.Смэтс, фельдмаршал,
премьер-министр Южно-американского союза

Битва под Сталинградом — это действительно золотая страница военной истории нашего народа.

А.И.Еременко, советский военачальник

Победа наших войск под Сталинградом знаменовала собой начало перелома в войне в пользу Советского Союза и начало изгнания вражеских войск с нашей территории.

Г.К.Жуков, советский полководец

Хотя в рамках войны в целом событиям в Северной Африке отводят более видное место, чем Сталинградской битве, однако катастрофа под Сталинградом сильнее потрясла немецкую армию и немецкий народ потому, что она оказалась для нее более чувствительной. Там произошло нечто непостижимое…

Г.Типпельскирх, немецкий генерал

Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения могли воочию увидеть всё величие одержанной Вами победы…

У.Черчилль, премьер-министр Великобритании

1 группа формулируют и систематизируют итоги Сталинградского сражения.

Общий вывод:

1. Сорваны планы вермахта разгромить СССР и продолжить войну за мировое господство.

2.  Нанесён огромный ypoн военной мощи вермахта

3. Стратегическая инициатива прочно перешла к советскому командованию. Руководство вермахта вынуждено отказаться от наступательных операций.

4. Возрос международный авторитет СССР и Красной Армии.

5. Очевидной стала решающая роль СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

6. Победа способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.

7. Упал престиж Германии на мировой арене. Подорвана вера в победу.

 2 группа значимость битвы под Сталинградом.

Наиболее распространённым приёмом фальсификации истории Сталинградского сражения являлось стремление поставить его в один ряд с операцией Эль-Аламейн (в Африке), при этом предпочтение отдавалось последнему. Зарубежных читателей пытаются убедить в том, что сражения в Северной Африке уже предопределили перелом в войне, а Сталинград только завершил его.

Группе предлагается сопоставить два сражения и сделать выводы. Устанавливаем линии сравнения (характер сражений, масштабы и результаты, влияние на ход войны).
Школьники заносят краткие результаты сравнения в тетради (или сопоставляют устно).

Сталинградская битва

Происходила на огромной территории (почти 100 тыс. кв. км)

На отдельных этапах битвы с обеих сторон участвовало более 2,1 млн чел., свыше 26 тыс. орудий и миномётов; 2,1 тыс. танков и свыше 2,5 тыс. боевых самолётов. Командование вермахта привлекло под Сталинград 1 млн 11 тыс. человек, 10 290 орудий, 675 танков и 1216 самолётов.

Битва под Сталинградом длилась двести дней и ночей (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.).

Потери фашистских войск были в 10—15 раз больше, чем в Африке. Только пленных было взято около 144 тыс. человек. Была уничтожена 330-тысячная группировка войск. Всего противник потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 800 тыс. солдат и офицеров.

Операция под Эль-Аламейном

Происходила на сравнительно узком африканском побережье.

Под Эль-Аламейном африканский корпус Роммеля имел 80 тыс. чел., 540 танков, 1200 орудий и 350 самолётов.

Сражение под Эль-Аламейном продолжалось 11 суток (с 23 октября по 4 ноября 1942 г.).

Под Эль-Аламейном фашистский блок потерял 59 тыс. человек, 320 танков и около 1 тыс. орудий.

Операция проводилась вдали от жизненных центров Германии. (Начальник штаба армии США генерал Дж.Маршалл называл действия англоамериканских войск «булавочными уколами».)

Бои носили преимущественно оборонительный характер (часть англо-американской стратегии сдерживания).

Составляют таблицу сравнения двух сражений и делают вывод.

Выступление групп. Обсуждение и общий вывод (вывешивается на доске).

4. Продолжение лекции. Битва на Курской дуге.

– Выскажите свою точку зрения, почему Курская битва оказала решающее значение на весь ход Великой Отечественной войны?

Относительное затишье после зимних боёв 1942-43 гг. обе стороны использовали для укрепления своих сил и подготовки к новым операциям.

  Германия провела тотальную мобилизацию и поставила на фронт новую технику: танки «Тигр» и «Пантера», самоходки «Фердинанд», самолёты «Фокке-Вульв-190» и др.

  Советская армия пополнилась танками Т-34 и КВ, истребителями Як-3, штурмовиками Ил-2, «Катюшами» и прочей техникой.

  Особое значение в планах обеих сторон приобрела Курская дуга, удобная и для наступления и для обороны

  Ставка германского командования разработала план «Цитадель» — неожиданные массированные танковые удары из районов Орла и Белгорода с целью прорыва обороны, окружения и уничтожения противника в районе Курска.

  Советская разведка узнала об этих планах и Ставка выработала контрплан.

  На курском направлении были сосредоточены превосходящие противника силы, которые должны были отразить мощное наступление немецких войск, измотать их и перейти в контрнаступление. Для обороны руками солдат и населения была создана глубокоэшелонированная оборона в 8 полос укреплений глубиной до 300 км.

  Зная, что наступление начнется утром 5 июля 1943 г., ночью по немецким позициям на передовой, где сосредоточились наступательные силы, был произведен массированный артобстрел, приведший к потерям немцев ещё до начала операции.

  Курская дуга вошла в историю войны как «огненная дуга».

  Действительно, в истории ещё не было сражения, столь насыщенного техникой. В небе ожесточенный бой за господство в воздухе вела авиация, на земле плотность только одних немецких танков была около 100 на километр.

  Сдержав удар противника, советские войска начали наступление на орловском выступе, заставив немцев часть сил перебросить с Курской дуги к Орлу и ослабить и без того уже захлёбывающееся наступление на главном направлении.

  12 июля в районе Прохоровки развернулось самое крупное в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон одновременно принимало участие более 1200 танков.

  Это сражение стало кульминационным — враг был остановлен и советские войска перешли в контрнаступление.

  Имея перевес в силе и, не позволяя немцам укрепиться на своих рубежах, советские войска стремительно продвигались на Запад, и уже 5 августа 1943 г. освободили Белгород и Орел, в честь чего впервые в Москве был дан торжественный артиллерийский салют.

Выскажите свою точку зрения, почему Курская битва оказала решающее значение на весь ход Великой Отечественной войны?

Почему Курскую битву считают сражением, завершившим коренной перелом в ходе войны?

Победа под Сталинградом и Курском стала началом массового изгнания противника с советской земли. 18 января 1943 г. частично прорвана блокада Ленинграда, в феврале 1943 г. началось освобождение Донбасса. С середины сентября началась битва за Днепр. В середине сентября началась битва за Днепр, где немцы создали мощную систему укреплений “Восточный Вал”. Гитлер уверял всех в неприступности укреплений, но уже 6 ноября был освобождён Киев, при массовом форсировании Днепра погибло много солдат с обеих сторон, но было создано 20 плацдармов для развития наступления. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Одновременно в Крыму была зажата немецкая группировка.

Вывод: Таким образом, коренной перелом в ходе войны завершён.

– Что такое коренной перелом в ходе войны?

В чем же заключался коренной перелом в ходе войны?

Почему вы считаете, что именно Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе войны?

(В ходе обсуждения проблемного задания учащиеся приходят к выводу о том, что в результаты военных действий летом-осенью 1943 года показали полное превосходство военных сил Красной Армии и стало очевидно, что изгнание врага с советской территории является всего лишь делом времени.)

Так завершился 1943 г. – конец II этапа Великой Отечественной войны.

– Дайте оценку итогам второго этапа войны? (Ответ сопровождается показом на карте названных объектов).

5. Проверка заполнения таблицы в тетради.

6. Рефлексия. Составить синквейн. (предлагается в группах или индивидуа