Коренной перелом в ходе 2 мировой войны таблица

1. Что означает понятие «коренной перелом в войне»? Составьте синхроническую таблицу «Коренной перелом в ходе войны»
Коренной перелом в войне — радикальное изменение сил в ходе войны, которое характеризуется переходом инициативы от одной враждующей стороны к другой.
Дата | Советско-германский фронт | Северная Африка и Азия |
17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г. | Сталинградская битва | Поражение японского флота у острова Мидуэй, битва под Эль-Аламейном, сражение за Соломоновы острова |
5 июля — 23 августа 1943 г. | Курская битва | Наступление англо-американских войск в Северной Африке (от германской и итальянской оккупации были освобождены Египет, Киренаика, Тунис) |
август — декабрь 1943 г. | Битва за днепровский рубеж |
2. Используя картосхему на с. 108, докажите, что битвы под Сталинградом и Курском привели к коренному перелому в Великой Отечественной войне.
После битвы под Сталинградом и Курском началось изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР и общее наступление Красной Армии.
3. С помощью дополнительных источников приведите примеры героизма советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. В чем вы видите истоки героизма и мужества советских людей в годы войны?
Александр Матросов (1924-1943)
Герой Советского Союза (посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д.Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
Зина Портнова (1926-1944)
Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В 1943 году Зина ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага, попала в плен, ее допрашивали и пытали. На одном из допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.
Андрей Корзун (1911-1943)
Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта. 5 ноября 1943 года его батарея попала под огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня и накрыл его своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни артиллериста.
Истоки героизма и мужества советских людей в годы войны. Истоки героизма и мужества советских людей в годы войны коренились в социалистическом общественном и государственном строе, идеологии марксизма-ленинизма. Люди понимали справедливый, освободительный характер войны со стороны Советского Союза.
4. Существовала ли взаимосвязь между действиями Красной Армии и войск союзников? Приведите факты.
Взаимосвязь между действиями Красной Армии и войск союзников существовала. Когда шла Сталинградская битва, произошло поражение японского флота у острова Мидуэй, битва под Эль-Аламейном, сражение за Соломоновы острова. Когда шла Курская битва — наступление англо-американских войск в Северной Африке (от германской и итальянской оккупации были освобождены Египет, Киренаика, Тунис).
5. Определите историческое значение Тегеранской конференции.
На Тегеранской конференции было решено открыть второй фронт в мае 1944 г. И. В. Сталин, в свою очередь, пообещал союзникам объявить войну Японии после разгрома Германии. Рузвельт и Сталин договорились о создании после войны всемирной организации по поддержанию мира. Сталину удалось добиться согласия Рузвельта и Черчилля на перенос польской восточной границы на «линию Керзона», а западной — на реку Одер.
Источник
2 февраля 1943 г.
Конец операции Кольцо
Общие потери немецких войск в районе Дона, Волги и Сталинграда составили около 1,5 млн человек. Были полностью разгромлены 3-я и 4-я румынские армии (250 тыс.), 8-я итальянская армия (185 тыс.). Потери Красной Армии во время Сталинградской битвы превысили 1,2 млн человек
Операция «Искра» Операция по прорыву блокады Ленинграда. Проводилась 12–18 января 1943 г. В результате советские войска соединились в районе Синявино и сумели создать «коридор» шириной 8–11 км. | ||
Значение: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн. Окрепла антигитлеровская коалиция, а Япония воздержалась от вступления в войну против СССР. | ||
Курская дуга | ||
«Цитадель» 5 июля 1943 г. В феврале 1943 г. в результате наступления советских войск Воронежского фронта на Верхнем Дону были разбиты 3 армии противника, и образовалась Курская дуга, глубоко вклинившаяся в немецкие позиции. План операции «Цитадель» предусматривал «срезать» Курскую дугу ударами немецких войск с севера (группа армий «Центр» генерал-фельдмаршала Г. фон Клюге) и с юга (группа армий «Юг» генерал-фельдмаршала Э. фон Манштейна), окружить советские войска и уничтожить их. | ||
12 июля 1943 г. контрудар советских войск | ||
5 августа 1943 г. | Освобождены Орел – операция «Кутузов» и Белгород операция «Румянцев». | |
23 августа 1943 г. | Освобожден Харьков. | |
Потери вермахта 30 дивизий (около 500 тыс. солдат). После Курской битвы стратегическая инициатива в ведении войны окончательно перешла к Советскому Союзу. После Курска немецкое командование укрепило оборонительную линию по Днепру – линия «Пантера»+ «Вотан» = Восточный вал | ||
Сентябрь — октябрь 1943 г. Красная Армия сумела в ряде мест форсировать Днепр. (Днепровская операция) | ||
23 сентября 1943 г. советские войска заняли первый районный центр БССР — Комарин. 25 сентября был освобожден Смоленск. 6 ноября — столица Украинской ССР Киев. | ||
В ходе дальнейшего наступления в 1943 г. советские войска освободили около 2/3 оккупированной территории СССР. Перелом в ходе войны был достигнут главным образом усилиями народов Советского Союза и его вооруженных сил. Этому также способствовали успешные действия союзников на других фронтах и помощь США по ленд-лизу. | ||
Военные действия союзников в конце 1942—1943 г. | ||
Успехи союзников. | ||
Англичане – осень 1942-Северная Африка | Битве у Эль-Аламейна (Э.Роммель (итало-германские войска) – против Б. Монтгомери «Армия Нила») Война за Египет. | |
Битва за Тунис Тунис дорога в Италию. Ноябрь 1942 г. Марокко и Алжир | Англо-американский десант – американский генерал Д. Эйзенхауэр. Наступая с двух сторон, войска Англии и США в начале мая 1943 г. окружили в Тунисе большую немецко-итальянскую группировку, которая вскоре капитулировала. | |
Операция «Хаски» июль 1943 г. | В июле 1943 г. союзники высадились на острове Сицилия и начали освобождение Италии. Против Б. Муссолини выступили итальянские военные и некоторые его соратники. 25 июля 1943 г. Большой Фашистский Совет выразил недоверие Б. Муссолини. Смещен со всех постов и арестован. Правительство возглавил маршал П. Бадольо. Новое правительство 8 сентября 1943 г. объявило войну Германии. | |
12 сентября 1943 г. Операция «Дуб» | Немецкие десантники освободили Муссолини, который по указанию Гитлера возглавил «Итальянскую социальную республику» со столицей в г. Сало на севере Италии. Марионеточная «Республика Сало» просуществовала до конца апреля 1945 г. | |
Военные действия на Тихом океане. | Лето 1942 г.- поражение флота Японии от США у острова Мидуэй. Начало 1943 г. японцы проиграли сражение за остров Гуадалканал – (Соломоновы острова). | |
Укрепление антигитлеровской коалиции. | ||
Октябрь 1943 г. | Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. | |
28 ноября — 1 декабря 1943 г. | Тегеранская конференция. 1.Вопрос второго фронта: Сталин убедил Черчилля начать военные действия не со стороны Средиземноморья, а со стороны Ла-Манша. Май 1944. 2.Германский вопрос. Судьба Германии – раздел Рейха на малые государства. Ликвидация милитаризма Пруссии. 3. Польский вопрос. Будущая граница СССР с польшей по линии Керзона. | |
Факт: «Когда Сталин жаловался на затягивание союзниками открытия второго фронта во Франции, Черчилль ему напоминал: «Когда люфтваффе бомбила Лондон и Ковентри, вы снабжали Германию сырьем, использовавшимся в войне против Англии, то есть ваш вклад в победу над Германией надо было брать со знаком минус». Виктор Дэвис Хансон, ведущий сотрудник Гуверовского института в Калифорнии) | ||
Героизм советского народа. | ||
27 февраля 1943 г. деревня Чернушки (Псковская область) Александр Матросов. | ||
Участник Курской битвы летчик А. П. Маресьев | ||
Битва под Курском стала одним из ключевых событий Второй мировой войны. В ходе ее под Прохоровкой состоялось одно из крупнейших танковых сражений, в котором участвовало более 1200 танков с обеих сторон. | Ратный комплекс «Прохоровское поле» |
Источник
Цели:
- образовательные: показать, что
Сталинградская и Курская битвы являются
коренным переломом в ходе Великой Отечественной
войны и Второй мировой войны; - воспитательные: воспитывать качества
патриотизма, любви к Родине, толерантность; - развивающие: формировать
информационно-коммуникативную культуру, умения
работать с компьютером, учебным текстом, решать
проблемный вопрос, выделять главное, делать
обобщение и вывод.
Понятия: антигитлеровская коалиция,
коренной перелом
Тип урока: проблемный.
Оборудование: фильм “От Кремля до
рейхстага”, учебник “Новейшая история 9 класс”
Л.Н. Алексашкиной, рабочие листы для групп,
иллюстрации.
I. Актуализация знаний.
Здравствуйте!
Сегодня у нас гости – поприветствуйте их.
Продолжаем рассмотрение темы “Вторая
мировая война и Великая Отечественная война”.
Сегодня мы рассмотрим вопрос – “Коренной
перелом в ходе Великой Отечественной и Второй
мировой войны”.
Наша работа будет включать следующие вопросы:
- Сталинградская битва.
- Курская дуга.
- Сражения на фронтах Второй мировой войны.
- Тегеранская конференция.
Основные понятия нашего урока:
- коренной перелом;
- антигитлеровская коалиция.
С понятием:
- антигитлеровская коалиция мы знакомы.
Назовите.
Военный союз государств и народов, сражавшихся
во Второй мировой войне (1939 – 1945) против
агрессивного блока гитлеровской Германии,
фашистской Италии, милитаристской Японии и их
сателлитов (союзников).
- коренной перелом – попытайтесь определить.
Перелом в ходе Великой Отечественной войны и
Второй мировой войны, после которого
стратегическая инициатива на
советско-германском фронте перешла к Советской
Армии.
На сегодняшнем уроке мы должны: уяснить
значение Сталинградской и Курской битв в ходе
Великой Отечественной войны и Второй мировой
войны.
Продолжить формировать умения:
- объяснять смысл изученных понятий и терминов –
коренной перелом, антигитлеровская коалиция; - соотносить события Отечественной и всемирной
истории – События Великой Отечественной войны –
Сталинградская и Курская битвы, сражения под
Эль-Аламейном и Сицилийская операция; - использовать учебный фильм, текст,
статистическую таблицу для решения учебной
задачи – проблемного вопроса; - использовать, знать карту для обозначения
происходящих событий: Сталинград, Курская дуга,
Эль-Аламейн, Сицилийская операция; - использовать приобретённые знания для
написания творческих работ (исследовательская
работа Попова Данила).
Использовать в практической жизни –
Историческое значение событий для современности
– Вторая мировая война и Великой Отечественной
войны, так как есть попытки пересмотреть оценки
событий, отдельных лиц, неонацистские притязания
на разгром фашизма.
II. Знакомство с новой темой.
Работаем в группах: рабочие листы – задания,
карты, таблицы.
– Начинаем нашу работу с выяснения ситуации
ноября 1942 г.
1. Основные события 1941 г.
2. Основные события 1942 г.
3. Итог I периода Великой Отечественной войны –
срыв “молниеносного плана войны” – блицкрига,
начало обороны Сталинграда.
В ходе рассмотрения темы мы должны дать ответ –
решение на проблемный вопрос:
Экран
Некоторые из западных историков
сомневаются в приоритете советско-германского
фронта 1942 – 1943 г. Опровергните или докажите это
мнение.
Возвращаемся к плану работы
1вопрос. Сталинградская битва.
Посмотрите задание по группам, старшие в группе
– организуйте работу по решению, определите
участие каждого в работе и оцените.
После падения Ростова-на-Дону положение на юге
России – катастрофическое. Укреплений на этом
участке фронта нет, дорога на Кавказ открыта
—> это нефть для армии Германии.
17 июня 1942 года начинается Сталинградская
битва, которая продолжалась 200 дней.
23 августа немцы вышли к Волге, путь к городу
был открыт.
25 августа – город был объявлен на осадном
положении, его необходимо было удержать во что бы
то ни стало. Город боролся, город восстанавливал
военную технику.
В сентябре – немецкие войска начали
штурмовать город.
Немецкую группировку под Сталинградом
возглавлял генерал Паулюс.
Во главе 62 и 64 советских армий стояли генералы
В.И.Чуйков и М.С.Шумилов. Немецкие дивизии штурмом
захватили город по частям, бои шли за каждый дом,
улицу.
14 октября – наиболее тяжёлый день, когда
захватывают тракторный завод. К этому времени
была разработана операция по разгрому врага.
Задание:
1. Дайте ответ на вопросы рабочего листа.
2. В Сталинградском сражении участвовали с
обеих сторон солдаты, которые по-разному
воспринимали войну, но которые пришли к единому
выводу – о значении Сталинградской битвы.
Об этом в своём исследовании расскажет Попов
Данил, член НОУ “Эрудит”, награждён Грамотой
районного отдела образования за
исследовательскую работу.
Вывод: Сталинградская битва – начало
коренного перелома в войне, стратегическая
инициатива переходит в руки советского
командования.
2 вопрос.
Ситуация, сложившаяся на юге страны, была не в
пользу Советской Армии. В 1943 году началось
освобождение Восточного Донбасса и в результате
мощного наступления войск Воронежского фронта
были разбиты три армии противника и образовался
большой выступ – дуга, вклинившаяся в
немецкие позиции – Курская дуга.
Именно здесь планировали наступление летом обе
стороны – немецкая и советская.
Задания группам.
Вывод: Контрнаступление под Курском создало
условия для освобождения значительной
территории – Харькова, Донбасса, Таманского
полуострова, Брянска, Смоленска.
В середине сентября началась битва за Днепр,
где немцы создали мощную систему укреплений “Восточный
Вал”. Гитлер уверял всех в неприступности
укреплений, но уже 6 ноября был освобождён Киев,
при массовом форсировании Днепра погибло много
солдат с обеих сторон, но было создано 20
плацдармов для развития наступления. 2438
воинов были удостоены звания Героя Советского
Союза. Одновременно в Крыму была зажата немецкая
группировка.
Вывод: Таким образом, коренной перелом в
ходе войны завершён.
3 вопрос.
В 1942 – 1943г. происходили события и на фронтах
Второй мировой войны.
Выполните задание по 3 вопросу:
1. Прочитать текст стр. 147, 154 – 155.
2. Проанализируйте таблицу.
Вывод: Основные силы и сражения Второй
мировой войны проходили на советско-германском
фронте.
4 вопрос.
1943 годоказался непростым в отношениях
между союзниками. Попытка открыть второй фронт в
1942 году не удалась, союзники её перенесли на 1943
год, но и в 1943 году второй фронт не был открыт.
В октябре 1943 года в Москве состоялась
конференция министров иностранных дел СССР, США
и Великобритании, на которой союзники
информировали о планах открытия второго фронта в
мае – июне 1944 г., но на конференции
ощущалась недоговорённость между союзниками, требовалась
личная встреча глав правительств для
разрешения многих вопросов.
За столом переговоров встретились И.В.Сталин,
Ф.Рузвельт, У.Черчилль.
В глазах Запада:
Сталин – олицетворение побед советского
народа;
Рузвельт – крупнейший реформатор XX века;
Черчилль – политик, который упорно отодвигал
закат Британской империи.
Каждый из них преследовал свои цели, но надо
отдать должное Сталину, который уговорил
Рузвельта остановиться в советском посольстве,
тем более было известно об угрозе со стороны
немецкой разведки и спецслужб. Работа
перемежевалась с застольем, тем более что один из
дней совпал с днём рождения Черчилля. Черчилль
настаивал на открытии второго фронта на
Балканах, не хотел впустить СССР в Центральную
Европу; а Сталин даже пригрозил, что покинет
конференцию. Окончательная дата была принята –
май 1944 г.
Также были обсуждены вопросы:
- послевоенное устройство Германии;
- вопрос о Польше (“катынское дело”);
- сотрудничество в рамках ООН;
- обязательство СССР – после разгрома Германии
вступить в войну с Японией.
Так завершился 1943 г. – конец II этапа Великой
Отечественной войны.
Возвращаемся к проблемному вопросу:
Ваше решение?
- Численные данные подтверждают.
- Основные сражения.
- Влияние данных сражений на ход военных действий
всей Второй мировой войны.
Генерал Гудериан: “Немецкая армия с этого
времени (Курская дуга) постоянно отступала”.
Понятие “коренной перелом” – события,
подтверждающие переход стратегической
инициативы в руки советского командования.
III. Рефлексия.
Наша тема закончена.
Посмотрите на вопросы на обратной стороне
рабочего листа.
IV. Домашнее задание.
- История России § 37,
- Новейшая история § 18 – 19.
Приложение
Источник