Конспект по биологии переломы кости

Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Абая г.Талгар Алматинская область
Подготовила и провела учитель биологии Мартынова Л.В.
Тема урока: первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов костей.
Цель урока: изучить виды травм опорно-двигательной системы и правилами оказания первой помощи.
Задачи урока:
1.Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.
2. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
Формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Развивать внимание, умение работать в группах.
3.Способствовать формированию правил гигиены опорно-двигательной системы.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: лекция – беседа с демонстрацией, самостоятельная работа, практическая работа
ФОПД: индивидуальная, групповая
Учебник/литература: «Биология» 8класс ,Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева ,«Мектеп» 2016
Оборудование: таблица «Виды травм опорно-двигательной системы», бинты, шины
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
1. Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета
Интерактивное задание: «Из костей восстановить скелет»
2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Из какой ткани состоит кость? Какой химический состав кости?
Демонстрация опыта «Химический состав костей» (декальцинированная и прокаленная кости)
3. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
4. Какие особенности человека связаны с прямохождением? (изгибы позвоночника, строение черепа, кисти, стопы).
Дома вы сделали след ноги. Спикеры каждой группы оцените правильность выполнения задания. У кого обнаружено плоскостопие? (свод стопы уплощается)Можно ли добиться исправления плоскостопия? (сообщение)
6. Каково строение сустава? Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости?
Что обозначено цифрами 1 и 2?
Объяснение нового материала
Проанализируйте ситуацию
Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.
– Что бы вы сделали на месте девочек?
Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему
Тема урока:
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (Запись в тетради)
Кости человека твердые , прочные. Сопоставьте следующие факты:
Большая берцовая кость – 1650 кг .
Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Плечевая кость – 850 кг, коленная чашечка -600 кг.
Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85-110 кг.
Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита –в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна ,как чугун. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе или падении кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность
Статистическая информация. С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время
перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;
– занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;
– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;
– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.
Какие виды травм скелета вы знаете? Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок
Работа в группах
Используя учебник, изучите различные виды травм по плану.
План работы:
1. Дайте определение вида травмы
2. Перечислите симптомы этого вида травмы?
3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему?
4. Практическое задание: окажите первую помощь
1. Группа – специалисты по ушибам ( Растяжение связок голеностопного сустава)
2. Группа – специалисты по вывихам (Вывих плечевого сустава)
3. Группа – специалисты по переломам костей (Закрытый перелом плечевой кости)
4. Группа – специалисты по переломам костей (Открытый перелом локтевой кости предплечья)
5. Группа – специалисты по переломам костей (Перелом костей грудной клетки, черепа и позвоночника)
Выступление представителей групп.
Ученики заполняют таблицу:
1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности.
2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место.
Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
3. Обратиться в травмопункт
1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.
3. Вправлять сустав может только врач
Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг
Обязанность, оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы .Создать покой. Холод .Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 103.
Задание: Оценить представляемый мастер-класс, используя экспертную карту
Закрепление нового материала
1. Перечислите виды повреждений скелета
2. Перелом его симптомы. Какие меры первой помощи при открытом переломе?
3. Другие переломы.
4. Транспортировка пострадавшего.
Тесты
1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.
2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности
3. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав
4. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину
5. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко
Биологические ситуации
1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?
Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.
Биологические ситуации 4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
Дополнительные вопросы на закрепление
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?
2.Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?
Домашнее задание
Пар.24 читать, отвечать на вопросы
Составить 5 тестовых вопросов с вариантами ответов
Составить кроссворд
Подведение итогов урока, оценивание
Источник
— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
|
|
|
Источник