Конспект на тему первая помощь при переломах и ушибах

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

ОБЖ

   
   

Общие правила оказания первой помощи при ушибах

Ушиб — это механическое повреждение мягких тканей без видимого нарушения целостности кожи. Ушиб возникает при ударе тупым предметом или при падении с небольшой высоты на плоскую поверхность. При ушибе обычно повреждаются мелкие кровеносные сосуды, в результате развивается внутритканевое кровоизлияние. Появляются боли в ушибленном месте, образуется кровоподтёк, припухлость, может произойти нарушение функции ушибленного органа и развитие травматического отёка.

Если нет подозрения на перелом костей, на ушибленное место необходимо наложить давящую повязку. Для наложения повязки ушибленную конечность приподнимают.

Затем к ушибленному месту прикладывают холод (пузырь со льдом) или делают холодные примочки (при этом через каждые 1—2 мин нагревшиеся салфетки необходимо менять).

Если на коже в месте ушиба есть ссадины, то в этом случае не следует мочить ушибленное место, а сначала его надо обработать антисептиком и перевязать стерильным материалом и только тогда положить сверху пузырь со льдом, снегом или холодной водой.

Потом ушибленной части тела обеспечивают неподвижность (ушибленную руку необходимо подвесить на перевязь, а ушибленной ноге придать горизонтальное положение). После этого пострадавшему обеспечивают покой и дают тёплое питьё.

Общие правила оказания первой помощи при переломах конечностей

Перелом — это нарушение целостности кости. Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе в кости образуется трещина. Переломы бывают открытые и закрытые. Для открытого перелома характерно наличие раны. Любое повреждение мягких тканей в области предполагаемого перелома является свидетельством открытого перелома.

При закрытом переломе кожный покров остаётся неповреждённым. Открытый перелом более опасен, так как существует риск потери крови или занесения инфекции в рану.

Первая помощь при переломах является началом их лечения.

При оказании первой помощи пострадавшему с открытым переломом в первую очередь необходимо провести профилактику по предупреждению инфицирования раны. Для этого на место перелома необходимо наложить асептическую повязку (основной закон асептики: всё, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно).

При закрытых переломах важно не допустить смещения костных обломков и травмирования ими окружающих тканей с помощью наложения шин, которые прибинтовывают к повреждённой конечности.

Накладывать шины следует только в том случае, когда на место происшествия невозможно прибытие «скорой помощи» или спасательных служб и требуется транспортировка пострадавшего.

Конспект на тему первая помощь при переломах и ушибах

Иммобилизация руки с помощью подручных средств при переломе плечевой кости

Существует ряд общих правил при оказании первой помощи при переломах конечностей.

  1. Для прочной иммобилизации (иммобилизация — создание неподвижности повреждённой части тела с целью обеспечения покоя) костей необходимо применять две шины (шины — специальные устройства и приспособления для иммобилизации повреждённых участков тела). При отсутствии специальных шин следует использовать подручный материал — лыжи, доски, картон, пучки соломы и т. д. Шины или подручный материал необходимо приложить к повреждённой поверхности с двух противоположных сторон.
  2. Шины должны быть надёжно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шины нельзя накладывать непосредственно на обнажённую конечность, она должна быть обложена ватой или тканью.
  3. Чтобы создать неподвижность в зоне перелома, необходимо зафиксировать сразу два сустава выше и ниже перелома в положении, удобном для пострадавшего и для его транспортировки.
  4. Если не оказалось шин и подручного материала, повреждённую конечность прибинтовывают бинтом или косынкой к здоровой части тела: руку — к туловищу, ногу — к здоровой ноге.
  5. Приложить к месту повреждения холод.
  6. Укрыть пострадавшего, особенно при холодной погоде.
  7. Обеспечить доставку в медицинское учреждение.

Первая помощь при травме плечевого сустава

Ушибы плечевого сустава сопровождаются болью, отёком и ограничением амплитуды движений. Нередко наблюдаются кровоизлияния в ткани, окружающие плечевой сустав. Во всех случаях повреждений мягких тканей первая помощь включает создание покоя (применяют косыночную повязку), холод (в первые дни).

Конспект на тему первая помощь при переломах и ушибах

Наложение косыночной повязки на плечо и плечевой сустав: а, б, в – этапы наложения повязки

В качестве косыночной повязки можно использовать треугольный лоскут какой-нибудь материи или платок. При повреждениях плечевого сустава на него накладывают бинтовую повязку. Повязку начинают накладывать от здоровой стороны из подмышечной впадины по груди (1) и наружной поверхности повреждённого плеча сзади через подмышечную впадину на плечо (2), по спине через здоровую подмышечную впадину на грудь. Затем, повторяя ходы бинта, пока не закроют весь плечевой сустав, закрепляют конец бинта на груди булавкой.

Конспект на тему первая помощь при переломах и ушибах

Повязка при травме плечевого сустава

Первая помощь при травме голеностопного сустава

При отсутствии бинта временную повязку на голеностопный сустав можно наложить с помощью косынки. Для этого размещают косынку так, чтобы двумя её концами можно было обернуть средний отдел стопы с подошвы на тыльную поверхность и третий завернуть через пятку на голень. Затем два конца, выведенные на тыл стопы, перекрещивают на передней поверхности голеностопного сустава чуть выше лодыжек. Предварительно третий конец косынки, которым обёрнута пятка, расправляют на боковых поверхностях сустава. Для закрепления повязки два перекрещенных конца косынки оборачивают в надлодыжечной области вокруг голени и завязывают. При необходимости третий конец косынки подтягивают вверх и расправляют складки.

Конспект на тему первая помощь при переломах и ушибах

Наложение косыночной повязки на голеностопный сустав

Читайте также:  Первые шаги после перелома ноги видео

Как правило, при травме голеностопного сустава из бинтовых повязок отдают предпочтение восьмиобразной повязке, так как она даёт возможность хорошо закрыть голеностопный сустав со всех сторон и не сползает при движениях.

Конспект на тему первая помощь при переломах и ушибах

Первая помощь при травме голеностопного сустава

Первый фиксирующий ход бинта делают выше лодыжки (1), далее вниз на подошву (2) и вокруг стопы (3). Затем бинт ведут по тыльной стороне стопы (4) выше лодыжки и возвращаются (5) на стопу, затем на лодыжку (6). Закрепляют конец бинта круговыми ходами (7 и 8) выше лодыжки.

Проверьте себя

  1. Что такое ушибы, из-за чего они возникают и в чём состоит первая медицинская помощь при ушибах?
  2. Каковы общие правила оказания первой помощи при переломах?
  3. Составь короткие рассказы о ситуациях, в которые попали подростки с переломами различных частей тела, изображённые на рисунках. Какие личные правила безопасности были ими нарушены?

После уроков

Потренируйтесь дома со своими одноклассниками в накладывании повязок при различных случаях переломов.

Практикум

Вы обнаружили травмированного человека с признаками перелома. Кроме вас, в данной ситуации никого рядом не оказалось. Ваши действия по оказанию первой помощи до приезда «скорой помощи»?

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОТРОИЦКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

«утверждаю»

Директор гбпоу нсхт

____________

План – конспект открытого урока

по УД ОП 06. Правила безопасности дорожного движения

специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

разработала преподаватель:

________________Шестакова О.Ю.

Ст. Новотроицкая, 2019г.

Раздел:  Доврачебная помощь пострадавшим

Группа № 311 по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Тема урока:  Раны, ушибы, вывихи, переломы. Первая доврачебная медицинская помощь (слайд 1)

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

1.Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися знаний об особенностях повреждений опорно – двигательного аппарата(переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), а также последствия безграмотного оказания или неоказания помощи при подобного рода травмах. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.

2.Развивающая: Развитие у обучающихся навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, содействовать развитию познавательной и исследовательской деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Доказать что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни. Формирование убеждений о необходимости соблюдения правил безопасности дорожного движения.(слайд 2)

Межпредметные связи: биология, ОБЖ, ПДД.

Элементы педагогических технологий:
– личностно-ориентированные технологии;
– технологии содружества;
– игровые технологии;

– информационно-коммуникационные технологии.

Формируемые общие и профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Методы обучения: словесный, наглядно – практический, рассказ, беседа, моделирование ситуации, проблемный метод, групповой, АМО – технологии.

Материально – техническое обеспечение: учебные плакаты, шины, медицинская аптечка, набор для оказания первой медицинской помощи, мультимедийная аппаратура.

Основная литература:

  1. В.Н. Николенко, Г.А. Блувштейн, Г.М. Карнаухов Первая доврачебная медицинская помощь.М: Издательский центр «Академия», 2018

  2. Руководство для врачей скорой медицинской помощи. Под ред. В. А. Михайловича, А. Г. Мирошниченко. – 3-е издание, переработанное и дополненное. Санкт–Петербург , 2015г.

  3. Петров С. В., Бубнов В. Г.(при содействии Объединенной редакции Министерства внутренних дел) Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие. – Москва: Изд-во НЦ ЭНАС 2018 г.

Интернет-ресурсы:

studwood.ru›1576981/meditsina/okazanie…pomoschi…

vajnovsem.ru›2syna.ru›2017/03/27/pervaya-medicinskaya-pomoshh/

studopedia.ru›14_22283_okazanie…pomoshchi…pri

Планурока

I. Организационная часть (3-5 мин.)

1.1. Проверка явки и готовности к уроку (докладывает староста).  

1.2. Организация внимания обучающихся.

II. Проверка домашнего задания

III. Изложение нового материала

IV. Заключительный

Ход урока.

І. Вступительная часть.

Приветствие, проверка внешнего вида и наличия обучающихся.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Сегодня мы с вами познакомимся с правилами оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях, узнаем о способах транспортной мобилизации пострадавшего, научимся накладывать шины, бинтованию, останавливать кровотечения смоделируем различные ситуации, при которых нам пригодятся эти знания и умения.

Читайте также:  Закрытый перелом шейки правой бедренной кости

Для того чтобы начать нашу увлекательную работу, мы с вами должны вспомнить предыдущую тему.

Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях (Опрос). Оценивание.

ІІІ. Мотивация обучения.

Как оказать помощь при чрезвычайных ситуациях?

Постановка проблемной ситуации

– Представьте:

Произошло дорожно – транспортное происшествие: на пешеходном переходе произошел наезд на молодую пару. При первичном осмотре водителем выяснилось, что у женщины, кричащей и плачущей от боли, перелом кости голени. Нарушение кожных и мышечных покровов, видна часть кости + кровотечение. Мужчина также был в сознании, но вял и бледен, крови на одежде и на видимых участках тела не было, только кисть правой верхней конечности находилась в неестественном положении (вывернута).

– И вот теперь попробуйте ответить на такие вопросы. Кому помощь более необходима? Кто больше пострадал при дорожно-транспортном происшествии? Как нужно поступить в данной ситуации? (обучающиеся предлагают варианты решения проблемы).

– Ребята, вы сами видите, что мнения разделились, так вот, чтобы грамотно разобраться в этой нелёгкой проблеме, давайте сначала разберёмся, какие же бывают травмы ОДС, а потом, когда мы изучим тему, мы вернёмся к этой задаче и решим её. Вы согласны со мной?

IV. Формирование новых знаний. Объявление темы и целей урока.

Изложение нового материала.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

  • Понятие о ранах

    • Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

    • Понятие о переломах костей и их признаки.

    • Виды переломов и их осложнения.

    • Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.

Рассказ преподавателя сопровождается презентацией

Рана – это открытое повреждение, называются нарушения целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубжележащих тканей и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия. (слайд 3)

Признаки:

· боль;

· кровотечение;

· зияние краев раны (расхождение краев);

· нарушение функции поврежденного органа.

По характеру повреждения различают:

1. Колотые раны возникают при воздействии колющего предмета (ножа, шила, иглы). Характеризуются небольшим наружным отверстием, обычно большой глубиной раневого канала. Представляют опасность в связи с возможностью повреждения внутренних органов.

2. Резаные раны могут быть нанесены острым режущим предметом (нож, бритва, стекло, скальпель). Имеют ровные края, кровотечение наиболее выражено. Хорошо заживают.

3. Рубленые раны возникают при нанесении повреждения острым, но тяжелым предметом (топор, шашка). Края раны имеют размозженный характер, кровотечение выражено в значительной степени.

4.Ушибленные и рваные раны есть результат воздействия тупого предмета (молоток, камень) на ткани. Края этих ран размозжены, неровные, пропитаны кровью, рана широко зияет.

5. Укушенные раны характеризуются массовой инфицированностью вирулентной флорой рта человека или животного. Осложняются чаще других ран развитием острой инфекции. Укушенные раны могут быть заражены вирусом бешенства.

6. Огнестрельные раны – раны, полученные в результате воздействия пули. При сквозных ранениях наличие входного и выходного отверстий. (слайд 4)

В зависимости от глубины поражения:

1. Поверхностные – характеризуются повреждением кожи и слизистых оболочек.

2. Глубокие – сопровождаются повреждением сосудов, нервов, костей, сухожилий, внутренних органов.

3. Сквозные раны – ранящий предмет проходит насквозь и рана имеет входное и выходное отверстие.

4. Слепые раны – ранящий предмет застревает в теле, в тканях раневого канала.

5. Касательные раны – ранящим предметом нанесено поверхностное повреждение или он прошел рядом с органом, лишь частично его задев.

Правила обработки ран:

1. Обработать рану перекисью водорода;

2. Обработать кожу вокруг раны (от раны к периферии) спиртосодержащим раствором: йода, бриллиантовой зелени, водкой и т.д. Рану нельзя промывать водой, допускать попадание в нее прижигающих антисептических средств

3. Рана накрывается стерильной салфеткой. Далее накладывают давящую или обыкновенную повязку (давящая повязка противопоказана, если в ране находится инородное тело). При отсутствии перевязочного материала используют чистую белую проутюженную с обеих сторон хлопчатобумажную ткань.(слайд 5)

4. Провести противошоковые мероприятия:

• Приложить холод на область раны;

• Обеспечить согревание пострадавшего (укрыть теплыми вещами, дать горячий чай)

• Обезболивающие средства (анальгетики)

• Выполнить иммобилизацию;

• Сердечные и успокаивающие препараты – при остановившемся кровотечении.

• Придать пострадавшему правильное транспортное положение.

5. Во время оказания первой помощи поддерживать словесный контакт с пострадавшим.

6. Если прибытие медицинской помощи ожидается позднее, чем через 30 минут, самостоятельно или попутным транспортом доставить пострадавшего в лечебное учреждение для проведения хирургической обработки раны. Всем раненым вводят противостолбнячную сыворотку. (слайд 6 )

Запрещается:

• рану промывать водой, допускать попадание в нее прижигающих антисептических средств

• вправлять выпавшие органы и накладывать на них давящие повязки;

• удалять из раны инородные тела и торчащие костные отломки;

• поить пострадавшего при травме живота (даже при подозрении на нее), в бессознательном состоянии и при неукротимой рвоте;

• накладывать на рану мазевые повязки, засыпать в рану порошки лекарственных препаратов (антибиотики, стрептоцид и другие), прикладывать вату.(слайд7)

Ушиб  – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа. (слайд 8)

Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.

Читайте также:  При переломе ребра к какому врачу

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс. (слайд 9)

Вывих – повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.(слайд 10)

Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.

Помощь:

  • холод на область повреждённого сустава;

  • обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);

  • иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизуют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;

  • пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.

(слайд 11)

Понятие о переломах костей и их признаки.

Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.

Переломы подразделяются на:

  1. закрытые и открытые;

  2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости). (слайд 12)

Признаки переломов:

  • боль на месте перелома;

  • нарушение функции;

  • укорочение конечности;

  • изменение формы конечности;

  • наличие ненормальной подвижности в области повреждения;

  • иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);

  • повышения температуры тела (до 38 градусов);

  • при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д. (слайд 13)

Первая медицинская помощь при переломах костей. Наложение транспортной шины.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • дать обезболивающее;

  • транспортная иммобилизация с фиксацией травмированной части тела;

  • госпитализация в леч. учреждение.

Открытые переломы требуют особого внимания. Вправлять отломки, касаться раны нельзя. На рану следует наложить стерильную повязку.

(слайд 14)

При кровотечении из артерий наложить жгут. (слайд 15)  Правила иммобилизации:

  • фиксировать не менее двух соседних суставов, при переломах плечевой бедренной костей фиксировать три сустава;

  • правильно готовить, моделировать шины. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватной – марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью;

  • надёжно фиксировать шины, конечности бинтами, косынками и т. д.;

  • при закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду. При этом все складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава;

  • в холодное время надо обеспечить надёжное утепление пострадавшего, повреждённой конечности; ( слайд 16)

  • при открытых переломах все действия должны соответствовать требованиям первой медицинской помощи при проникающих ранах;

  • обезболивание (дать 1-2 таблетки анальгина, пенталгина или другого средства, предварительно раздавив таблетки между двумя чайными ложками, полученный порошок засыпать под язык, пить не давать, но залить его минимальным количеством воды- 1 2 чайной ложки), при массивной кровопотере дать солевой раствор, горячий сладкий чай, кофе;

  • применять надёжные, но достаточно щадящие методы и технические средства эвакуации, учитывая особенности дорог.

Очень важно правильно подготовить шины. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её бинтом. Отмоделировать шины. Использовать вату, бинты, ватно-марлевые подкладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях – вату из подушек, матрацев.

Переломы костей верхних конечностей, плечевого пояса – транспортная иммобилизация заключается в фиксации предплечья под углом 90 град. И придания кисти так называемого физиологического (то есть среднего) положения, при котором второй – пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь валике из мягкой ткани; сама ткань должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону. (слайд17)

Переломы костей нижней конечности – иммобилизировать конечность следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней). Фиксация конечности и шин должна быть надёжной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения. (Слайд 18)

При переломах позвоночника – транспортировка и иммобилизация на щите.

(слайд 19)

При переломе рёбер – наложение тугой циркулярной повязки на грудную клетку. (слайд 20)

V. Закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала рассмотрим следующие ситуации.

1-я группа: В результате ДТП пассажиром было получено ранение (резаная рана)

2-я группа: В результате резкого экстренного торможения, водитель, который не был пристёгнут, сильно ударился плечом.

3-я группа: Пассажир, выходя из транспортного средства, упал и подвернул кисть. (вывих)

4 –ая группа: В результате ДТП – у женщины была повреждена грудная клетка – переломы рёбер.

5-ая группа: пешеход перебегал дорогу в неположенном месте, пренебрегая

требованиями правил дорожного движения, в результате столкновения с ТС

получил серьёзные повреждения бедренной кости – открытый перелом .

Ваши действия?

Оказывают помощь пострадавшему два человека.

Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки .

VІ. Рефлексия.

Работа в парах. Составить синквейн к словам « Милосердие», «Сострадание», «Гуманизм», «Человек», «Помощь».

Например:

1.Милосердие
2. Безвозмездное, терпеливое
3. Сближает, спасает, поддерживает 
4.Готовность прийти на помощь
5. Сострадание

VІІ. Подведения итогов урока, оценивание работы за урок, задание на дом.

Смоделировать нестандартную ситуацию и описать вид доврачебной помощи.

Источник