Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время переломов читать

К огда я только начинала читать данную научную…
К огда я только начинала читать данную научную работу, у меня и мысли не было, что меня настолько затянет тема конфуцианства и его влияния как на конфуцианский культурный регион, так и на отдельно взятые страны (даже на Россию в какой-то мере). После прочтения я осталась в полном восторге, и этому способствовали не только само учение Конфуция и его преемников, оценка влияния конфуцианства, а ещё и тот факт, как это было изложено знаменитым советским китаеведом Леонардом Сергеевичем Переломовым. Да этого момента я мало что знала о конфуцианстве, если только про какие-то отдельные моменты (уважение старших, истории); об остальном я даже не имела понятия. Книга помогла понять, какую роль конфуцианство сыграло в развитии Китая, Сингапура, Японии, Кореи, Тайваня; я даже не могла представить, что конфуцианство такое всеобъемлющее учение о жизни, системе управления и моральных ценностях. И мне кажется, что Переломов отлично справился, рассказывая об истории конфуцианства, смешивая с оценкой влияния, истории в других странах (не только Китая), связывая с развитием России и так далее.
О чём эта книга?
Прежде всего стоит сказать, из чего, собственно, состоит книга, и с чем придётся познакомиться массовому читателю (стоит учитывать то, что это рассчитано на массового читателя, как это и сказано в описании самой книги; но даже поверхностное знание о данном учении полезно, но здесь даже выше поверхностного). Книга поделена на:
§ Начинается с главы «Об авторе», где подробнее останавливаются о жизни, становлении автора — Леонарда Переломова. Его ещё даже называли «московским Конфуцием», что неудивительно, учитывая то, какой вклад он внёс в понимание конфуцианства в России.
§ Раздел I «Конфуцианство — творец китайской цивилизации», который поделен ещё на 6 параграфов (глав). В этом разделе рассказывают о жизни Конфуция, которая была весьма интересна. Основы его учения (его взгляды) были, по мнению автора, заложены ещё в детстве — благодаря его матери, которая рассказывала о подвигах отца, передавала семейные истории, традиции, верования. Интересно и в том плане, что он на протяжении всей осознанной жизни пытался претворить в жизнь свои концепции и свои основные учения. Для него это было очень важно — попытаться показать какому-то правителю то, что он преподает, например, своим ученикам. Он занимал различные должности, даже весьма престижные — например, возглавлял однажды судебное ведомство. Пример Конфуция и его жизни может даже вдохновлять, особенно его учения. Он может забыть о еде, о достатке, о печали, об одежде; много не говорил, всегда по теме и по сути; он допытывался до правды, узнавал о мелочах; но в то же время был вежлив, скромен, учтив и почтителен. Вот какие оценки были приведены в этом разделе. У него есть 4 «магистральные темы» в его учении и преподавании: вэнь (письменные памятники; Конфуций создал так называй культ древности), чжун (преданность учению), синь (правдивость), син (действия в жизни). Особое место у него занимают такие понятия, как сыновняя почтительность (сяо), де (добродетель), жэнь (человеколюбие), хэ (единство), хаос (луань) и некоторые другие. Эти понятия пронизывают все его учение, которое, хоть по-разному впоследствии интерпретировалось различными чиновниками, правителями, политиками, экономистами, успешно использовалось в различных сферах общества и государства. Особенно сыновняя почтительность.
Затем в этом же разделе представляется перевод «Бесед и суждений Конфуция» («Лунь Юй»), который является каноническим историческим памятником в политической, философской, этической культуре Китая. Помимо собственного перевода Переломов вставляет комментарии, где указываются примеры переводов как отечественных интерпретаторов и ученых, так и зарубежных, так как в таком плане проще оценивать то, как различные люди в разное время оценивали те или иные суждения Конфуция, как это в итоге воспринималось и трактовалось. Кроме этого, в комментариях есть моменты, где Переломов объясняет сложные и противоречивые моменты. Стоит учитывать то, что это был перевод с древнекитайского языка, где правила были совершенно иные. Да и тот факт, что сама книга не составлена Конфуцием, а составлена именно его учениками на основе его суждений и суждений его учеников, тоже осложнял процесс перевода и понимания для многих исследователей. Вот такие моменты и объяснял автор данной книги, чтобы читателю было яснее, проще понять смысл каких-то суждений. Ведь они могут быть двусмысленными, благодаря чему впоследствии неправильно цитировались какие-то моменты. Можно сказать, что вся эта часть афоризматична, я могла бы вставить чуть ли не все суждения, потому что многие из них отражают тот или иной период истории Китая, общества, нашей жизни в целом. Приведу несколько из них:
«Учиться и своевременно претворять в жизнь — разве не в этом радость?» (I, 1)
«Сыновняя почтительность и любовь к старшим братьям — это и есть корень человеколюбия». (I, 2)
«Не печалься, если люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей». (I, 16)
«В древности словами не бросались, боясь, что не смогут претворить их». (IV, 22)
«Народ можно принудить делать это, но нельзя принудить осознать, ради чего это». (VIII, 9)
«Будь примером для тех, кто служит, прощай мелкие промахи, выдвигай талантливых». (XIII, 2)
«Не печалься, если люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности». (XIV, 30).
«Не задумываясь о том, что ждет в будущем, человек обрекает себя на скорые неудачи» (XV, 12).
Следующий пункт этого раздела посвящен осмыслению его суждений из этого трактата, объяснению его учений. Здесь пункт сделан из трех составляющих: учение о человеке, об обществе и о государстве. Я не буду останавливаться на каждом из них, но скажу вкратце так: нужно следить за ли (Правилами), за их праведным соблюдением; человеколюбие очень важно (гуманное правление); выдвигается концепция цзюнь цзы (благородного мужа) — концепция идеального человека, его критерии, обязанности; две социальные утопии общества — сяокан (что сейчас китайское государство планирует создать) и датун; выдвигаются основные принципы взаимоотношения общества и природы (внимание, именно здесь говорится об охране Природы, так как у них не действовала западная концепция «Человек — царь природы»); о среднем слое населения; выделения трёх типов государства; важные критерии для чиновников, их обязанности; воспитание народа и его доверие и так далее. Весьма интересный пункт, так как он суммирует и в понятной форме объясняет важнейшие учения Конфуция, которые выполняются и по сей день, хоть и в измененной форме.
И последний пункт в этом разделе — о главном идейном противнике Конфуция — Шан Яне (основатель легизма, основного течения, который больше всего «конфликтовал» с учением Конфуция и его будущих ответвлений). Примат закона, все равны, концепция равных возможностей. Казалось бы, идеально, но, когда вчитываешься в объяснения легизма, то понимаешь, что не все так просто. Именно он, по мнению Переломова, впервые создал деспотическую модель государства. Представлены экономическая и политическая программы.
§ Раздел II «Конфуцианство — официальная идеология императорского Китая…». В этом разделе представлена история всего периода императорского Китая (например, период Хань, Сун и так далее), как видоизменялись учения, концепции, какие были последователи Конфуция (например, появление неоконфуцианства благодаря Чжоу Дуньи); интерпретация и комментарии Чжу Си, которые впоследствии использовались для понимания суждений Конфуция. Читая данный раздел, я иногда даже поражалась тому, какую роль всё же сыграло данное учение. Казалось бы, всего лишь идеология, которая местами называлась религией (Переломов отходит от концепции религии, так как у конфуцианства не было церквей и священнослужителей), но узнавая краткую историю Китая, понимаешь, что всё было намного глубже, сильнее и важнее, чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на сложность некоторых понятий, сложность имён, многое запоминается, так как автор умело апеллирует фактами и примерами, понятиями и объяснениями к ним (для меня всегда была путаница в эпохах и царствах Китая).
§ Раздел III «Судьба конфуцианства в современном Китае». Здесь освещаются эпохи Мао Цзэдуна, Дэна Саопина, кампании «критики Линя Бао и Конфуция» (культурная революция), практики применения концепций Конфуция уже в XX веке (попытка создания сяокана на раннем этапе), курс на модернизацию Сяопина в соответствии с постулатами Учителя на примере успеха Сингапура.
§ Раздел IV «Конфуцианство и некоторые его аспекты в диалоге цивилизаций». Здесь есть пункты о политической культуре Китая, учения в России (с какого времени стали узнавать и говорить о Конфуции, какие есть интерпретации, неловкие моменты при цитировании тех или иных суждений и афоризмов Конфуция). О новом виде «конфуцианского капитализма», который активно используется в постиндустриальных странах. Акцент на человека и его способности, коллективизм, праведную выгоду, главенство клановой системы. Есть и момент, связанный с Ираном, где сравниваются культурные опыты двух древнейших цивилизаций (на основе работы его жены, признанного исследователя Ирана и ученого, — В. Б. Кляшториной). Кроме того, приводятся примеры развитых, развивающихся стран, где используются концепции Конфуция, показывают, как они способствуют развитию страны. Ну и, конечно, заключение.
Выводы:
П рочитав книгу, незнающий человек может подумать о том, что у столь древней цивилизации должен быть какой-то персонаж, который сыграет важную роль в ее истории. Таким персонажем стал Конфуций, который заложил основы во многие сферы общества и государства культурного региона, в частности, Китая. Многие концепции используются и по сей день (культ знаний, истории, древности, традиций), которые успешно интегрированы в социальную политику, внешнюю политику, внутреннюю политику, экономику. Книга дает понимание того, как Китай стал столь мощно и быстро развиваться, понимание того, насколько сильно конфуцианство повлияло на многие страны и продолжает влиять в силу того, что Китай становится той державой, чью историю начинают пристально изучать из-за ее быстрого развития и скачка, способности преодоления кризисов. Естественно, у всего есть минусы, о чем достаточно емко говорил ещё Шан Ян в своем учении. Важно уметь правильно использовать то, что было давно заложено, правильно модернизировать под настоящие условия мира, страну, степень развития, чтобы увидеть какой-то результат. Переломов проделал огромную работу, представив эту книгу для массового читателя, где описываются важные моменты в истории Китая. У вас возникают вопросы (напри мер, о легизме, о критике)? Автор все объяснит — это и радует в этом издании. Я советую эту книгу всем, но подходить к чтению надо с желанием, с пониманием. Здесь есть масса сложных моментов (нужно остановиться и понять), но после осознания — становится даже приятно. Конфуцианство — отдельный пласт в философии, политике, который, как по мне, хотя бы поверхностно надо знать.
Источник
Как уже говорилось в предыдущей статье, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Мифология и вера в богов, была потеснена обожествляемыми культурными героями, и натурфилософскими теориями (в прошлой статье я писала о учении об Ян, Инь и У-син).
В результате, религии, в таком же виде, как в цивилизациях-современниках Древнего Китая, не сформировалось. Религиозные воззрения приобрели характер философских учений, которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.
В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм, получивших статус государственной идеологии, и, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. В этой статье, я кратко расскажу об основных положениях конфуцианства.
Основателем конфуцианства стал философ Кун Фу–Цзы («Учитель Кун»), живший в 551 – 449 годах до н.э. и обожествлённый после смерти (его имя европейцы трансформировали в Конфу́ций).
Кун Фу–Цзы («Учитель Кун») – Конфуций.
Основы философии Конфуция были изложены позже его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
Рукописный текст “Лунь юй”.
Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом.
Чтобы достичь этого идеала в жизни, нужно было не так уж и многое – всем без исключения жителям станы неукоснительно соблюдать «ли»(Установления, Ритуалы, Церемонии) и почитать Прошлое, подчиняя свою жизнь традиции. (Об этих особенностях китайской культуры читайте здесь).
По мнению Конфуция, только знание и соблюдение «ли» делает варвара культурным человеком. «Ли» способны «исправить» несовершенство человеческой натуры – облагородить её, возвысить, придать ей целостность и гармонизовать личность. Кроме того, следование «ли» каждым гражданином необходимо для установления определённого порядка в обществе, то есть имеет важное государственное значение.
Конфуций и его ученики
Не менее важно для личности и государства соблюдение древних традиций, завещанных предками: «Люблю древность и верю в нее!» – говорил Конфуций. Государство лишь тогда может избежать смуты и разрухи, когда в нём будет поддерживаться строгий порядок, основанный на неизменности того, что уже существует. Поэтому нужно избегать всего нового: реформ, новаций и т.п. Лучший правитель, по мнению Учителя – тот, кто ничего не делает и ничего не меняет, а лишь следит за соблюдением уже сложившегося порядка. Страна такого государя неминуемо будет процветать.
Правитель и народ
Соблюдение «ли» и следование традициям неизбежно приводят к созданию жёстких правил для всех проявлений человеческой жизни. Конфуций разрабатывает теорию об иерархическом строении общества, где каждый его член, точно знает «свое место» и соблюдает все положенные ему предписания и правила. Такое идеальное общество должно быть построено по принципу большой семьи, в которой авторитет старших непререкаем. Сын обязан подчиняться отцу, жена – мужу, младший брат – старшему, крестьянин – начальнику, начальник – чиновнику, чиновник – императору. То есть, в основе управления государством заложен принцип сыновней почтительности («сяо»).
Китайская семья.
Какими же должны быть граждане в этом совершенном государстве, по мнению Конфуция? Идеалом гражданина и человека (именно в этой последовательности), в учении философа, выступает «благородный муж» («цзюнь-цзы»), который должен быть наделён следующими качествами:
1. Знать и строго соблюдать«ли»;
2. Обладать «жень». Это слово имеет в китайском языке несколько толкований, чаще его переводят как «гуманность», «человеколюбие». Приведем слова Конфуция: «Случается, что благородный муж негуманен, но не бывает, чтобы гуманный оставался ничтожным человеком, ибо он поднялся к вершинам духа»;
3. Подчинять свою жизнь долгу – несению возложенных на него общественных и личных обязанностей;
4. Думать не о собственном благе, а в первую очередь, стараться быть полезным государству – отдавать все свои знания, умения, силы на его процветание и поддержание порядка, установленного священной Традицией.
5. Культивировать, воспитывать в себе «вэнь». Это понятие можно перевести, как культура, чувство прекрасного, эстетический вкус. Конфуций считал, что без воспитания внутренней культуры, в том числе – путём приобщения к различным искусствам, человек не сможет добиться действительного благородства.
Кроме того, «благородный муж» должен обладать почтительностью, обходительностью, правдивостью, добротой, преданностью, сдержанностью, осторожностью в разговоре, стремлением избегать любых крайностей.
Вот слова Конфуция о том, кто может называться «благородным мужем»:
«Благородный муж думает о девяти вещах – о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу»
Главное же – в своих поступках «благородному мужу» следовало руководствоваться «золотым правилом нравственности»: «не делать другим того, чего не желаешь себе». Конфуций говорил так: «Человек мелкий («сяо-цзы») требователен к другим, благородный муж («цзюнь-цзы») требователен к себе» .
Примечательно, что «благородным мужем» мог стать любой человек вне зависимости от своего происхождения и социального положения.
Конфуций с учениками.
Когда конфуцианство получило статус государственной идеологии (с 59 г. – по 1928 г.), оно словно «законсервировало» китайскую культуру, подчинив абсолютно все стороны жизни строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Образ же «благородного мужа» стал тем эталоном, приближение к которому считалось делом чести для каждого жителя Китая, служило мерилом социального престижа гражданина страны.
Памятник Конфуцию. Китай.
Конфуцианство было направлено на подчинение личной жизни индивида общественной, социальной. Принципиально другую модель предложил старший современник Конфуция – Лао Цзы, ставший основателем другого религиозно-философского учения – даосизм. О нём читайте в следующей статье.
Кстати, не забывайте поставить лайк, если статья понравилась, и подписывайтесь на мой канал, если ещё этого не сделали. 🙂
Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город – Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Источник
- Главная
- Книги
- Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. – XXI в.)
Описание книги
В данном издании, рассчитанном на массового читателя, автор, известный российский китаевед Леонард Сергеевич Переломов, на основании своих предыдущих работ исследует конфуцианство как основу китайской цивилизации. Впервые в мире, подробно анализируется влияние конфуцианства на формирование духовных ценностей народа на протяжении всей истории Китая с древности до нашего времени. Книга особо актуальна, поскольку отражает причину все возрастающей роли политической культуры Китая в сегодняшнем ми…
В данном издании, рассчитанном на массового читателя, автор, известный российский китаевед Леонард Сергеевич Переломов, на основании своих предыдущих работ исследует конфуцианство как основу китайской цивилизации. Впервые в мире, подробно анализируется влияние конфуцианства на формирование духовных ценностей народа на протяжении всей истории Китая с древности до нашего времени.
Книга особо актуальна, поскольку отражает причину все возрастающей роли политической культуры Китая в сегодняшнем мире. Книга «Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. – XXI в.)» автора Леонард Переломов оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.
- Просмотров: 80
- Язык: Русский
- ISBN: 978-5-93712-010-6
Информация об издании
- Переводчики: не указаны
- Серия: не указана
- ISBN (EAN): 978-5-93712-010-6
- Количество страниц: не указано
- Языки: Русский
- Возрастное ограничение: не указано
- Год издания: 2009
- Дата написания: не указана
К этой книге не добавлены цитаты
Эта книга еще не добавлена в подборки
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи
К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ ТЕСТЫ
КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ
Рецензии на книгу
Написано 0 рецензий
реклама
Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех
Книга, которая помогла тысячам людей изменить жизнь за счет правильного начала дня и утренних ритуалов.Что, если завтра любая (или даже каждая) сфера вашей жизни могла бы чудесным образом измениться? Что было бы иначе? Вы стали бы счастливее? Здоровее? Успешнее? Вы были бы в лучшей физической форме? Стали бы богаче? Энергичнее?Что, если существует простой, но не очевидный секрет, который гарантиро…
“Несвятые святые”
Книга архимандрита Тихона (в миру – Георгия Шевкунова), представляет собой сборник реальных историй, иногда – грустных, иногда смешных, иногда – трогательных. Автор не стремится идеализировать своих героев, тем не менее, их человечность, духовность, теплота – эти качества необычайно важны писателю. Недаром эти истории используются отцом Тихоном в проповедях и беседах. Несмотря на то, что книга о л…
На пределе. Неделя без жалости к себе
«Адская неделя» – это спецкурс, который в норвежской армии используется при подготовке бойцов спецназа. Эрик Бертран Ларссен, прошедший такую подготовку, предлагает «гражданскую версию» – 7-дневный продуманный интенсив, на который способен любой человек, независимо от рода его занятий. Зачем? Чтобы ощутить вкус жизни, значение простых вещей и узнать, на что вы в действительности способны, а главно…
Дао Дэ Цзин
“Дао Дэ цзин” – небольшой по объему древний памятник занимает особое место в истории китайской мысли. Основная идея этого произведения – идея о Дао – послужила одним из узловых пунктов борьбы различных идейных течений на протяжении многих веков. Существует большое количество комментариев к “Дао Дэ цзин”, Он был переведен на ряд европейских языков. В 1950 г. Ян Хин-шуном был осуществлен перевод “Да…
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.
В своей книге, известный тибетский мастер Мингьюр Ринпоче, объединяя древнюю мудрость буддизма с последними открытиями западной науки, показывает, как вы можете жить более здоровой и счастливой жизнью при помощи медитации. Нам всем хочется знать, как испытывать больше радости и удовлетворения в повседневной жизни. Одни из нас в этом поиске обращаются к достижениям с…
Исповедь
Аврелий Августин — один из святых Отцов Церкви, главных христианских философов эпохи патристики. Его перу принадлежат многие сочинения, заложившие основы современной богословской науки. Родившийся язычником, Августин уже в зрелом возрасте принял христианское крещение как результат собственных глубоких размышлений об истине и вдохновения свыше. “Исповедь” — самая популярная книга Блаженного Августи…
Флавиан
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… — призывает за каждым богослужением Церковь Христова. Казалось бы просто, только войди… Но путь у каждого свой. Об этом пути, проходящем иногда через скорби и болезни, всегда — через смиренную гордыню и отброшенную суетность, сопровождаемом многими чудесами, рассказывает книга протоиерея Александра Торика «Флавиан».
Забавная Библия
В атеистичната литература книгите, които убедително и същевременно бляскаво и остроумно опровергават безсмислиците на Библията — основната „свещена“ книга на юдеите и християните, не са много. Една от тези бляскави и увлекателни книги е „Забавна библия“, написана от известния френски журналист атеист Лео Таксил. С непресъхващ хумор той разглежда последователно безсмислиците и противоречията на Биб…
Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире
Эта книга — редкая возможность стать свидетелем удивительной встречи величайших духовных лидеров современности Далай-ламы и архиепископа Кейптаунского Десмонда Туту и найти ответ на один из насущных вопросов: как найти в себе силы радоваться жизни, невзирая на неизбежные страдания.
Книгогид использует cookie-файлы для того, чтобы сделать вашу работу с сайтом ещё более комфортной. Если Вы продолжаете пользоваться нашим сайтом, вы соглашаетесь на применение файлов cookie.
Источник