Когда произошел перелом в сознании глуповцев

Когда произошел перелом в сознании глуповцев thumbnail
Город Глупов.

Художники Кукрыниксы

Сатирический роман “История одного города” – это выдающееся произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика глуповцев в “Истории одного города”: описание жителей города Глупова в цитатах.

Смотрите: Все материалы по “Истории одного города”

Образ и характеристика глуповцев в “Истории одного города”: описание жителей города Глупова

Согласно летописи, глуповцы произошли от древнего народа под названием головотяпы. За свою глупость головотяпы были переименованы в глуповцев:

“Глупые вы, глупые! – сказал он, – не головотяпами следует вам по делам вашим называться, а глуповцами!”

Главной чертой глуповцев является их невероятная глупость. Она становится основной причиной их несчастий.

Жители города Глупова – это беспечные, добродушные и веселые люди:

“Глупов, беспечный, добродушно‑веселый Глупов, приуныл.”

Глуповцы – восторженные и легкомысленные люди:

“…вполне выразились: и обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие.”

Глуповцы – “начальстволюбивый” народ. Они страдают “начальстволюбием”, то есть они любят, чтобы ими кто-то руководил:

“…пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие.”

“Начальстволюбие… робкими, но твердыми шагами выступает вперед.”

“…движимые силою начальстволюбия…”

“…по примеру всех начальстволюбивых народов, как нарочно совались ему на глаза.”

Для глуповцев главное, чтобы градоначальник был с ними ласков, даже если он ленив:

“…глуповцы – народ изнеженный и до крайности набалованный. Они любят, чтоб у начальника на лице играла приветливая улыбка, чтобы из уст его по временам исходили любезные прибаутки…”

“Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать*, то имя его никогда не сделается популярным.” (*калякать – то есть приятельстки болтать)

Когда город на время остается без градоначальника, глуповцы чувствуют себя сиротами:

“…весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами…”

Когда глуповцы на 7 дней остаются без градоначальника, они впадают в анархию:

“…едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию.”

Глуповцы – “младенческий”, незрелый народ в гражданском смысле:

“…когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым.”

Глуповцы – “темный”, невежественный народ:

“…глуповцы даже усиленно добивались, чтоб Бородавкин пролил свет в их темные головы, но успеха не получили…”

Глуповцы не отличаются ловкостью:

“…он с изумительною для глуповца ловкостью перебегал от одной партии к другой…”

Глуповцы не отличаются предприимчивостью:

“…А главное, нет предприимчивости.”

Глуповцы – твердый народ, но их твердость не приносит никаких положительных результатов:

“…Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы…”

Жители Глупова – очень живучий, устойчивый народ:

“Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы…”

“Каким образом они нарастали – это была тайна…”

“…несмотря на смертный бой, глуповцы все‑таки продолжают жить, достаточно свидетельствует в пользу их устойчивости…”

В городе Глупове часто происходят фантастические события:

“…история города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще.

“…летописец находится на почве далеко не фантастической и что все рассказанное им о походах Бородавкина можно принять за документ вполне достоверный.”

“…кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова. Чудес этого рода можно найти здесь даже более, чем нужно.”

В целом жизнь глуповцев нельзя назвать нормальной:

“…такой удел не может быть назван ни истинно нормальным, ни особенно лестным…”

Глуповцы настолько глупы, что носят лапти, даже когда могут себе позволить кожаные сапоги:

“…кож оказалось множество, и так как глуповцам за всем тем ловчее было щеголять в лаптях, нежели в сапогах, то и кожи спровадили в Византию полностию и за все получили чистыми ассигнациями.”

Глуповцы живут вполне благополучно при градоначальнике Иванове, который не пользуется своими мозгами:

“…голова его вследствие постепенного присыхания мозгов (от ненужности в их употреблении) перешла в зачаточное состояние.” (об Иванове)

“…глуповцы и во времена Иванова продолжали быть благополучными и что, следовательно, изъян, которым он обладал, послужил обывателям не во вред, а на пользу.”

Самая счастливая эпоха в жизни Глупова – это эпоха, когда городом последовательно правили Микаладзе, Беневоленский, Прыщ, Иванов и Дю Шарио:

“…они сами изнемогали под бременем своего счастья. Они забылись. Избалованные пятью последовательными градоначальничествами, доведенные почти до ожесточения грубою лестью квартальных, они возмечтали, что счастье принадлежит им по праву и что никто не в силах отнять его у них.”

Глуповцы твердо переносят самые ужасные бедствия, потому что все беды они считают чем-то неотвратимым и не зависящим от них:

“Если глуповцы с твердостию переносили бедствия самые ужасные, если они и после того продолжали жить, то они обязаны были этим только тому, что вообще всякое бедствие представлялось им чем‑то совершенно от них не зависящим, а потому и неотвратимым.”

У глуповцев совершенно отсутствует дух исследования. Они не стремятся понять суть и причины событий и разобраться в чем-либо:

“Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию духа исследования.”

Глуповцы не задумываются над тем, почему они терпят мучения из-за плохих градоначальников, как например Брудастый:

“…если допустить глуповцев рассуждать, то, пожалуй, они дойдут и до таких вопросов, как, например, действительно ли существует такое предопределение, которое делает для них обязательным претерпение даже такого бедствия, как, например, краткое, но совершенно бессмысленное градоправительство Брудастого…”

Это был цитатный образ и характеристика глуповцев в “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина: описание жителей города Глупова.

Смотрите: Все материалы по “Истории одного города”

Источник

Происхождение героев

Главные герои повести – глуповцы. Это собирательные образы, прототипами для которых послужило население многих городов России. Салтыков-Щедрин пишет, что когда-то Землю населяли племена людей, которых называли головотяпами. Их главным занятием было стукаться головой о разные предметы. Люди соревновались в этом занятии друг с другом и достигли в нём мастерства. У головотяпов не было правителя, и однажды им это надоело.

Лучшие умы стали думать, что делать. Они решили, что нужно найти того, кто согласится стать князем и управлять народом. Среди местного населения нельзя было кого-то выбрать, так как головотяпы были слишком глупы. В надежде, что всё образуется само, они некоторое время делали бессмысленные вещи:

  • варили кашу в кошеле;
  • согнали щуку с яиц;
  • конопатили острог блинами;
  • пошли за 7 вёрст ловить комара, которые сидел на носу у пошехонца;
  • променяли батьку на кобеля;
  • подпирали небо кольями.

«Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили» – по этой цитате можно понять, насколько неразумными были действия головотяпов. Но из бестолковых дел, которые придумали люди, не произошло ничего хорошего. Тогда они пошли искать себе князя. Они обращались ко всем, кого встречали, но люди отвечали, что им нужно найти того, кто глупее их.

Наконец, управлять бестолковым народом согласился один князь. Он назвал народ глуповцами и повелел построить населённый пункт, для которого выбрали болотистое место. Так возник город Глупов.

Описание головотяпов

Современники Салтыкова-Щедрина возмущались не зря. Автор так реалистично описал русский народ, что нельзя было этого не заметить. Мужчины и женщины ничего не могли решить сами. Всё, что они делали, приводило к убыткам и разорению. Без градоначальника они чувствовали себя сиротами – вот почему им обязательно был нужен руководитель.

В произведении есть эпизод, когда очередной правитель города потерял голову. Когда люди узнали об этом, они так горько плакали, будто остались без отца.

Отношение головотяпов к градоначальникам можно охарактеризовать как безусловно положительное. Они довольны всеми, кто приходит править, даже если это настоящие проходимцы. По мнению глупых горожан, хороший руководитель соответствует такому описанию:

  • приветливый;
  • улыбчивый;
  • всегда в хорошем настроении;
  • складно говорит;
  • любит пошутить.

Когда градоначальник весел, тогда довольны и люди, даже если руководитель при этом делает откровенно бессмысленные вещи и ведёт народ к разорению. Неразумное население не понимает, что главные качества хорошего начальника – компетентность, забота о благе народа, образованность, умение стратегически мыслить. Каждого нового правителя они считают самым лучшим.

Примером безответственного отношения горожан к своей жизни служит эпизод, описанный в главе «Органчик». Когда в Глупов прибывает очередной странный градоначальник, население ликует, даже не видя, кто будет ими править. Люди веселятся, празднуют, устраивают гуляния и ходят по кабакам. Появление нового правителя – вот чем вызвано ликование глуповцев в главе «Органчик». Но скоро наступает прозрение: оказывается, что новый руководитель без мозгов. В его голове стоит органчик, играющий две пьески со словами «Не потерплю!» и «Разорю!».

Расплата за гражданскую незрелость

Михаил Евграфович постарался показать, что все несчастья, преследующие глуповцев, происходят не просто так. Люди получают то, что заслуживают. Они не учатся на ошибках и принимают всё, как должное. Никто не скажет им, что причина бед – неразумное поведение. В результате люди болеют, голодают, умирают по разным причинам.

Феномен заключается в том, что такие люди очень живучи. Их невозможно уничтожить или сломить. Привыкшие к несчастьям, обитатели Глупова стойко терпят лишения и становятся ещё непоколебимее. Глупость помогает им воспринимать всё происходящее как должное. Вообразить, что может быть по-другому, эти люди неспособны.

События, описанные в повести, фантастические. Но если сделать поправку на то, что писатель приукрасил реальность, становится понятно: характер основной части населения таков, каким показал его автор. Население живёт просто и легкомысленно, не думая о будущем и руководствуясь физиологическими потребностями.

Источник

Образ глуповцев – это символ того незрелого, младенческого мировоззрения, которое имеет русский народ. Автор очень тонко иронизирует над глуповским “начальстволюбием”. Образ народа, изображённого в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина, очень своеобразен, самобытен, невероятно невежествен и удивительно живуч.

Как появились глуповцы?

В древние времена это было племя весьма странных людей, которые звались головотяпами. Они искусно соревновались в мастерстве постучать головой обо что-нибудь и в этом не было равных им. Но пришло время, когда головотяпы задумались о порядке в своих рядах, они много дней искали князя, который мог бы согласиться править над ними. Сами головотяпы были настолько недалёкими, что управлять своим народом у них никак не получалось. Они подпирали палками небо, делали откровенные глупости, ничего дельного, никаких умений у головотяпов не было. Один из князей, которых народ уговаривал взять под своё правление, удивившись глупости этих людей назвал их глуповцами, в соответствии с делами жителей племени.

Характеристика глуповцев из “Истории одного города”

Слишком прозрачен намёк автора на русский народ, чтобы не замечать возмутительного сходства глуповцев с исконно русским характером. Эти люди, как малые дети без взрослого, не могут и дня прожить без градоначальника. “Весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. Важнейшими качествами для тех, кто правит городом, глуповцы считают умение говорить складно, прибаутками. Народ искренне радуется, когда глава города приветлив, улыбается, находится в хорошем расположении духа. Каждого нового представителя власти глуповцы принимают безусловно, они довольны заранее, даже проходимцев считают избавителями и спасителями.

Личные качества, образованность, компетентность того, кто находится у власти, для глуповцев не важна. Их совершенно не интересует, каков будет следующий начальник: народ радостно вручает “бразды правления” с верой в лучшее будущее. Леность, глупость, самодурство – ничто не мешает глуповцем считать каждого приходящего к власти правителя, самым лучшим, возлагать на него ответственность за свои судьбы, за будущее города.

Получают то, что заслуживают

Жители города терпят множество бед, несчастий, войн. Главной причиной их горестей является тот факт, что эти люди совершенно не хотят мыслить, анализировать, делать выводы, учиться на своих ошибках. Как слепые котята, глуповцы снова и снова терпят крах, страдают, гибнут от болезней и голода. Они не понимают, что сами являются причиной своих бед. Привыкшие к несчастьям, глуповцы стойко переживают любые события. Их дух невозможно сломить, они удивительно живучи:””Вообще во всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы…”.

Автор заостряет внимание на том, что в жизни этого странного народа много тайн и чудес, а многие события могут казаться фантастическими. Невообразимой, практически нереальной кажется глупость горожан: они живут легкомысленно, просто, руководствуясь какими-то животными инстинктами. Вырисовывается образ гражданской незрелости, отсутствия заинтересованности в собственном благе, безответственное отношение к своему будущему.

В статье рассмотрены основные черты глуповцев в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина. Этот материал будет полезен при подготовке к уроку литературы и написанию творческих работ по теме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • Татьяна Ванюкова

    16/16

  • Эльдар Ладнов

    12/16

  • Юлия Вертиева

    16/16

  • Илюза Сабирова

    16/16

  • Денис Сидоркин

    13/16

  • Eva Ge

    15/16

  • Дмитрий Красный

    14/16

  • Лариса Барилко

    15/16

  • Ольга Федорова

    11/16

  • Паша Лазаренко

    11/16

Источник

Краткий пересказ сюжета

В произведении рассказывается о жителях города Глупов. Автор уделяет немало времени историческим фактам, приведшим к основанию этого населенного пункта:

  1. В истории якобы собраны подлинные сведения от четырех летописцев. По версии автора романа глуповцы стали потомками живших когда-то на Руси головотяпов.
  2. Глупый древний народ решил выбрать себе предводителя, который бы управлял всем их племенем.
  3. В итоге бразды правления получил некий князь, который и стал основателем города Глупов. Всех местных жителей с тех пор начали называть глуповцами.
  4. За неполное столетие (с 1731 г. по 1826 г.) в Глупове сменяется 21 градоначальник. Однако замена правителя не несет за собой положительных изменений.
  5. Каждый из этих людей слишком глуп и ограничен. Если за период их правления случались перемены к лучшему, это было ненадолго. Большинство градоначальников, напротив, сделало жизнь в городе еще более невыносимой.
  6. На голову глуповцев постоянно сваливаются разные проблемы. В Глупове то возникают пожары, то случается неурожай. Не успев разбогатеть, жители городка вновь разоряются. Их настроение столь же переменчиво, как и жизнь. На смену веселью приходит тоска.

В ходе повествования становится понятно, что источником всех проблем являются сами глуповцы. Именно из-за их невежества и беспечности происходят все неприятности в городке. При всем том эти люди не желают брать ответственность за свою жизнь.

Горожане явно страдают «начальстволюбием», не могут и дня прожить без градоначальника. Глуповцы до последнего терпят причуды своего предводителя, а затем устраивают нелепый бунт. Действие повести обрывается на 1826 году. О том, что происходит в Глупове после, читателю неведомо. Скорее всего, жизнь в городе не меняется, так как к этому нет никаких предпосылок.

Тест с ответами: “История одного города” М.Е.Салтыков-Щедрин

1. Произведение является летописью этого города: а) Глупова + б) Балова в) Москвы

2. В каком году было издано произведение: а) 1886 б) 1870 + в) 1864

3. Произведение написано в этом литературном жанре: а) Автобиографическая повесть б) Повесть-воспитание в) Сатирическая повесть +

4. Автор при написании «Истории одного города» использовал этот литературный прием: а) Ирония + б) Поток сознания в) Литературная маска

5. Автор при написании «Истории одного города» использовал этот литературный прием: а) Цитаты б) Антитезы в) Гротеск +

6. Автор при написании «Истории одного города» использовал этот литературный прием: а) Пейзаж б) Эзопов язык + в) Метафоры

7. Автор при написании «Истории одного города» использовал этот литературный прием: а) Диалектную лексику б) Поток сознания в) Иносказание +

8. Народ города в произведение изображен: а) Как безликая масса, способная на бунт только в крайнем случае + б) Как единое целое, умеющее постоять за себя в) Как множество, где каждый сам за себя

9. Летопись города Глупова начинается с: а) Оды городу, написанной неизвестным поэтом б) Описания событий 1731 года в) Описания событий, происходивших в доисторические времена +

10. Одно из племен, которое победили прадеды великого народа представленного города: а) Кочевники б) Моржееды + в) Поляки

11. Одно из племен, которое победили прадеды великого народа представленного города: а) Лукоеды + б) Голопопы в) Чукчи

12. Одно из племен, которое победили прадеды великого народа представленного города: а) Кочевники б) Кособрюхи + в) Топтыгины

13. На заре своего существования, головотяпы искали: а) Князя + б) Графа в) Барона

14. Какое племя со временем было переименовано в «глуповцев» и основало город Глупов: а) Моржееды б) Головоеды в) Головотяпы +

15. Князь послал глуповцам …, чтобы жил с ними: а) Вора-новотора + б) Грабителя-успокоителя в) Собаку

16. Как ушел новотор от петли: а) Улетел на воздушном шаре б) Зарезался огурцом + в) Ускакал на гнедой кобыле

17. С этих слов князя начались исторические времена глуповцев: а) «Даёшь денег в казну!» б) «Хлеба и зрелищ народу!» в) «Запорю!» +

18. Дементий Варламович Брудастый приехал в город в этом году: а) 1800 б) 1750 в) 1762 +

19. Одна из фраз Брудастого: а) «Выпороть!» б) «Помилую!» в) «Не потерплю!» +

20. Одна из фраз Брудастого: а) «Казню!» б) «Разорю!» + в) «Накажу!»

21. Первым увидел градоначальника без головы именно он: а) Письмоводитель + б) Офицер милиции в) Зряпешеход

22. Байбаков был: а) Письмоводителем б) Часовых и органных дел мастером + в) Зряпешеходом

23. Голова Брудастого требовала починки потому, что: а) Вылетели пружинки от перенапряжения б) Перегорел блок питания в) Отсырела +

24. Новую голову Брудастому должны были выслать из: а) Китая б) Санкт-Петербурга + в) Америки

25. Оставшись без градоначальников, глуповцы: а) Подожгли здание мэрии б) Устроили пир в) Устроили анархию +

26. Градоначальник, который положил начало «золотого века Глупова»: а) Фердыщенко б) Бородавкин + в) Негодяев

27. За неделю анархии, в городе сменилось столько градоначальников: а) 6 + б) 7 в) 8

28. При этом градоначальнике город процветал 6 лет подряд: а) Усидчивом б) Петре Первом в) Фердыщенке +

29. Что случилось с мужем Алёнки, Милькой: а) Его отправили в Сибирь + б) Он попал в больницу в) Молодого человека увела другая девушка с соседнего города Любовца

30. Последний градоначальник города был: а) Космонавтом б) Идиотом + в) Самозванцем

Цитаты, характеризующие глуповцев

Известная поговорка гласит, что «рыба тухнет с головы». Так и о глуповцах можно судить по бесславным делам их градоначальников, занесенным в летописи:

  • «Беглый грек, без имени и отчества, и даже без чина… был найден в постели, заеденный клопами». О Ламврокакисе.
  • «Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество». О Пфейфере.
  • «Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни». О Маркизе де Санглоте.
  • «Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер в 1779 году от объедения». О Фердыщенко.
  • «Был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое». О Микаладзе.

«Неокрепшие в самоуправлении» горожане были готовы полюбить очередного градоначальника заранее, не видя в глаза. Они с ходу называли вновь прибывшего «красавчиком» и «умницей», целовали друг друга на радостях и праздновали появление предводителя в кабаках. Вот чем вызвано ликование глуповцев, описанное в главе «Органчик».

Отдельные жители Глупово могли запросто придумать, какой прекрасной будет городская жизнь при новом правителе, предсказывали расцвет торговли, науки и искусства. Автор называл их «опасными мечтателями». По убеждению местных обитателей, новый градоначальник всегда лучше старого уже только потому, что новый.

Счастливыми и довольными глуповцы чувствовали себя только тогда, когда были обласканы милостью своего правителя. Если же тот был строг, улицы пустели, город погружался во тьму. Жители шепотом передавали друг другу ужасные слухи о том, что «новый градоначальник совсем даже не градоначальник, а оборотень».

Складывается впечатление, что Глупов могли населять исключительно недалекие и странные люди, ведь других здесь и не было. Когда в недобрый час их предводитель был обнаружен в своем кабинете обезглавленным, встал вопрос о том «возможно ли допустить предположение, что градоначальник снял с плеч и опорожнил сам свою собственную голову».

После случившегося жители гадали, как такое могло произойти. Многие горожане расплакались, потому что «почувствовали себя сиротами». Члены Городского собрания на заседании всерьез обсуждали тот факт, что градоначальник и раньше иногда отделял свою голову от тела и играл ею, а затем вновь «пристраивал к надлежащему месту».

Странные события привели город к бунту и беспорядкам – «глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан». Дальше события развивались не менее хаотичным образом.

Череда городских начальников была нескончаемой, жители неуклонно деградировали. Люди перестали работать на фабриках и в полях, почему и возник голод. Процветание в Глупов больше не вернулось.

Анализ произведения

С помощью сатиры и гротеска автору удалось осветить важные проблемы общества того времени, в частности, взаимодействие власти с народом. Собирательный образ глуповцев обнажил все недостатки реального человека. В произведении нет положительных героев. Описание каждого персонажа подсвечивает какую-нибудь уродливую черту личности.

Особенно наглядно это продемонстрировано на образах сменявших друг друга градоначальников. Есть у этих персонажей и общее качество – каждый из них был готов всем пожертвовать ради богатства и славы.

Однако конец всех правителей был бесславным и нелепым (одного заели клопы, другому пришлось расстаться со своей головой), и их собственная глупость немало этому способствовала.

Не обошел автор насмешками и простых горожан. Умный правитель им не нужен, они намеренно ищут глупого, а потом за это расплачиваются. Дыры в казне каждый градоначальник латает за счет горожан, ведь это самый простой и понятный ему путь. Однако, глуповцы проявляют бесконечное терпение и верят в справедливость своего главы. В то же время, если жизнь внезапно улучшается, горожан это настораживает.

Чтобы сделать роман более реалистичным, Салтыков-Щедрин показывает читателю периодически вспыхивающие бунты и проявление недовольства среди жителей Глупова, но и здесь проявляется недомыслие горожан. Сцены насилия отличаются бессмысленностью и демонстрируют «слепоту толпы». У автора не было цели унизить своих сограждан, он лишь хотел обратить внимание на проблемы, существующие в обществе.

Власть и народ в «Истории одного города» (Салтыков-Щедрин М. Е.)

Проблема взаимоотношений власти и народа существовала во все времена. Много стихотворений, басен, романов, сатир посвящано данному вопросу. Одним из таких произведений является роман-хроника М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», который стал одной из вершин сатирического творчества писателя. В начале романа мы узнаем, что перед нами летопись города Глупова, места, где и происходят описываемые в произведении события. Стоит обратить внимание на то, что в глуповской летописи нарушена хронология, что нехарактерно для этого жанра. Пространство и время неточны: в одной главе город вырастает до огромного государства, а в другой уменьшается до размеров глухой деревушки. Эти приемы Щедрин использует с целью показать, что речь идет не о каком-то конкретном поселении, а о любом уголке России, быть может, о всей стране в целом. Однако автор сохраняет причинно-следственные связи, поэтому начинает с главы «О корени происхождения глуповцев», сюжет которой похож на историю о призвании варяг на Русь: племя «головотяпов» не в состоянии управлять собой, поэтому находит того, кто будет этим заниматься. То есть в этой части произведения М. Е. Салтыков-Щедрин дает нам понять, что речь пойдет о переосмыслении истории России, начиная с появления страны. После главы «О корени…» идет повествование о всех градоначальниках. Рисуя их портреты, писатель не поскупился на приемы сатирической характеристики: говорящие фамилии и имена, принцип абсурда. Сам факт того, что эти главы романа представлены в виде описи, списка каких-либо вещей, говорит о «расчеловечивании» героев. Некоторые из персонажей людьми и не были. К примеру, Брудастый, в голове которого находится маленький органчик, издающий лишь фразу: «Не потерплю!». Несмотря на это, народ Глупова подчиняется ему, как и всем другим. Это одна из основных черт глуповцев – чрезмерная терпеливость, покорность. Они возлагают ответственность на какую-то личность, которую им присылают на управление. В ожидании нового правителя народ ликует, радуется, даже не зная, кто это будет. В последствии главными чувствами глуповцев по отношению к власти становятся страх, недоумение, ужас. Отношения между народом и властью складываются неравноправные. Градоначальники – «безмозглые» деспоты, которые карают, взыскивают. Властвуют они над неразумным, покорным и наивным народом, который слепо верит в правителя. «Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это взбирается на высоту… Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее.» – это слова М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые точно подчеркивают сущность глуповских градоначальников. Тирания и произвол, а посреди всего этого народ, который не умеет защищать себя, да и не хочет этого делать.

61.2. Народ и власть как центральная тема в произведениях Салтыкова-Щедрина (Салтыков-Щедрин М. Е.)

Проблема народа и власти не перестаёт быть злободневной во все времена. Несмотря на то, что они взаимосвязаны, всё же находятся в постоянном противостоянии из-за социальной несправедливости. Власть возвышается над народом, делает из него рабов, а люди в свою очередь являются безвольными, неспособными противодействовать власти и с недовольством подчиняются ей. Наиболее доступным способом рассмотрения этой проблемы являются произведения о жизни народа в России, которые создавались многими классиками разных эпох. В них описаны различные исторические события в стране, облачающие пороки высших и низших слоёв населения. Размышляя о проблеме народа и власти, читатель не может не обратиться к произведениям Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Самой крупной «мишенью» исторической сатиры является государственная власть в её отношении к человеку. Примером её становится город Глупов в романе «История одного города». Писатель воспроизводит в нём историю российского самодержавия, которая изложена в комической форме. Градоначальники и их методы правления нелепы и бессмысленны: Брудастый в голове имел органчик, Прыщ оказался с фаршированной головой, Угрюм-Бурчеев хотел остановить реку в городе. В их образах Щедрин показывает насколько глупые, лицемерные, ленивые самодуры и тираны стоят у власти в Глупове. Но в то же время народ является послушным стадом, которое лишь подстраивается под безумных правителей, разрушающих город. Центральной темой сказки «Медведь на воеводстве» тоже стала народ и власть. В образе леса в ней представлен мир социальных отношений, который перекликается с Глуповым: для успокоения «лесной челяди» вторгаются Топтыгины – воеводы, назначенные Львом. Первый начальник «не был зол, а так, скотина», что показывает неуклюжий характер власти, неспособной оказывать позитивное влияние на жизнь общества. Их правление автор именует «злодействами» серьёзными и «срамными». Но именно при безучастном Топтыгине 3-ем жители чувствуют себя лучше всего, что показано и в жизни глуповцев при Прыще. Но и последнего медведя в конце «постигла участь всех пушных зверей», что рождает у автора надежду на просветление народа, желание действовать себе во благо. Все приведённые аргументы приводят к осознанию, что пролема народа и власти была актуальна и в 19 веке, остаётся актуальной и в современности и будет актуальна, пока вышестоящие позволяют себе воровать у людей, злоупотреблять своим положением и реализовать безумные идеи. Но для преодоления этого государственного строя народу необходимо подняться с колен, перестать быть подобием глуповцев и лесных жителей и скинуть с себя оковы рабства. И только сами люди могут исправить своё приниженное, бедственное, подневольное положение.

Источник

Читайте также:  Кальций адванс при переломах