Карта коренной перелом в ходе войны

Карта коренной перелом в ходе войны thumbnail

Технологическая карта урока по истории

УУД

Предметные:

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность указывать хронологические рамки Коренного перелома в ВОВ указывать даты важнейших событий в рамках Коренного перелома во Второй мировой войне характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших сражений.

Метапредметные:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия

Личностные:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Оборудование

карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», мультимедийный проектор и ПК, рабочие листы.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

Учебник «История России». Данилов; цифровая историческая карта «Великая Отечественная война Советского Союза (19.01.1942 г. – 09.05.1945 г.), «Разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом», «Разгром немецко – фашистских войск под Курском», презентация.

Основные понятия

Коренной перелом, котёл, плацдарм, форсирование, «Уран», «Кольцо», «Цитадель»

Этапы урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация ЗУН.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий.

4. Этап закрепления изученного.

5. Этап информации о домашнем задании.

6. Этап подведения итогов.

7. Рефлексия.

План урока

  1. Разгром немецких войск под Сталинградом.

  2. Огненная дуга.

  3. Битва за Днепр.

  4. Итоги и значение коренного перелома.

Ход урока

Консультационная работа учителя по алгоритму над презентацией. Знакомство с критериями оценки презентаций учащихся по теме: «Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

(см. Приложение №1)

Подготовка презентаций о Сталинградской и Курской битвах творческими группами школьников.

2.Этап актуализации ЗУН

Учитель обеспечивает мотивацию урока. Называет тему, цели и проблему урока.

– Сейчас мы прослушаем выступления групп, а по ходу выступления ваших товарищей с презентациями вы должны будете выполнить задания в своих рабочих листах №1 (см. Приложение №2,) затем выступить у доски.

Записывают тему урока

Принимают участие в целеполагание.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий.

– Предлагаем вашему вниманию защиту презентаций о Сталинградской и Курской битвах, которые подготовили творческие группы школьников.

Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу групп. Напоминает о необходимости по ходу прослушивания выполнять задание в рабочих листах №1

Творческие группы успешно справились с заданием и смогли проиллюстрировать основные моменты каждой битвы, которые приблизили советский народ к Победе.

Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу микро групп

Выступление творческих групп.

Творческие группа представляет презентации: “Сталинградская битва”, “Курская битва”.

Остальные учащиеся заполняют рабочие листы, готовятся к выступлению.

Демонстрируют рабочие листы, отвечают у доски. В ходе прослушивания ответов заполняют таблицу «Коренной перелом в ходе войны»

(см. Приложение №2)

4. Этап закрепления изученного.

Учитель обращает внимание на таблицу «Коренной перелом в ходе войны»

– Какие битвы входят в понятие «коренной перелом»?

– Каково значение контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курской битвы.

Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет за участие в обсуждении.

– А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания.

Выполните задания в ваших рабочих листах № 2 (см. Приложение №3)

Отвечают на вопросы учителя

Выступают с решением

проблемы.

Самостоятельно выполняют задание.

Производят взаимопроверку оценивают работу своего товарища.

5. Этап информации о домашнем задании.

Сообщает домашнее задание:

– §32 + анализ документов к параграфу.

– Продолжить работу над исследованием “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.

Школьникам раздаются анкеты с вопросами

(см. Приложение №4)

Записывают домашнее задание в дневник.

6. Этап подведения итогов.

Подводит итог, сообщает результат.

Принимают участие в подведении итога урока.

7. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Высказывают свое мнение об уроке.

Приложение 1

Критерии оценки презентаций учащихся по теме: «Основные сражения в холе Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

Содержание:

  • соблюдены исторические факты:

  • указаны хронологические рамки события, его ход, результат, значение;

  • имеются героические примеры или подвиги советского народа, совершенные в ходе данного сражения.

Читайте также:  Внутрисуставной перелом указательного пальца

Корректность текста (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).

Внешний вид:

  • объем презентации – не более 15-20 слайдов:

  • общий дизайн презентации;

  • наличие рисунков, диаграмм, таблиц на слайдах презентации.

Приложение 2

Рабочий лист №1 – I группа.

Проблемный вопрос:

“Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?

Цель окружения?

II. Курская дуга.

Каков был план немецкого командования под Курском?

«Коренной перелом в ходе войны»

Рабочий лист № 1– II группа.

Проблемный вопрос:

“Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Сколько немецких дивизий было уничтожено в ходе Сталинградской битвы?

Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?

II. Курская дуга.

План оборонительных сражений советского командования

«Коренной перелом в ходе войны»

Рабочий лист № 1– III группа.

Проблемный вопрос:

“Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Какова была цель танковой группы генерала Манштейна?

Результат её действий?

II. Курская дуга.

Что показало сражение под Прохоровкой?

«Коренной перелом в ходе войны»

Рабочий лист №1– IV группа.

Проблемный вопрос:

“Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»

I. Сталинградская битва.

Результаты операций группы советских войск «Кольцо».

II. Курская дуга.

В честь каких сражений был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?

«Коренной перелом в ходе войны»

Рефлексия.

  1. Что для меня было самым интересным на уроке –

2. О чём бы я хотел ещё узнать по данной теме –

Приложение 3

Рабочий лист № 2

1 вариант.

1. План наступления советских войск под Сталинградом назывался:

А) «Тайфун», б) «Цитадель», в) «Уран»

2. Значение Сталинградской битвы:

а) развеян миф о непобедимости германской армии,

б) положен конец наступательным операциям вермахта,

в) явилась началом коренного перелома в ходе ВОВ и 2 мировой войны

3. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была создана группа армий «Дон» под руководством

А) Паулюса,

Б) Гота,

В) Манштейна,

Г) Гудериана.

4. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось:

А) 18 декабря 1943г. в районе г.Котельниково,

Б) 12 июля 1943г. в районе пос. Прохоровка

В) 17 августа 1943г. на Сицилии

5. Укажите, какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:

А) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление

Б) опережающее наступление советских войск

В) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом советских войск

2 вариант.

1. Факторами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, были:

А) мужество и героизм советских солдат,

Б) просчеты немецкого командования,

В) внезапность при проведении контрнаступления,

Г) деморализация войск противника,

Д) предательство фельдмаршала Паулюса.

2. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

А) 2 февраля 1942 г.,

Б) 2 февраля 1943 г,

В) 2 января 1942 г,

Г) 2 января 1943 г

3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

А) Гудериан,

Б) Ф. Паулюс,

В) Г. Гот,

Г) В. Лист

4. Главное значение Курской битвы:

А) закреплен окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования

Б) положено начало формированию антигитлеровской коалиции

В) укрепился международный авторитет СССР

5. 5 августа 1943г. в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь:

А) освобождения Харькова

Б) прорыва блокады Ленинграда

В) освобождения Орла и Белгорода

Приложение 4

Вопросы для проведения исследования: “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.

1. Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу?

2. Сколько им было лет?

3. Чем они занимались?

4. Какие события они запомнили как самые важные?

5. Самые радостные?

6. Самые горькие?

7. Какие свидетельства о жизни в тылу сохранились в вашей семье (документы, письма, устные рассказы, вещи…)?

8. Почему вы храните эти свидетельства?

Источник

1. Что означает понятие «коренной перелом в войне»? Составьте синхроническую таблицу «Коренной перелом в ходе войны»

Коренной перелом в войне — радикальное изменение сил в ходе войны, которое характеризуется переходом инициативы от одной враждующей стороны к другой.

ДатаСоветско-германский фронтСеверная Африка и Азия

17 июля 1942 г. — 2 февраля 1943 г.

Сталинградская битваПоражение японского флота у острова Мидуэй, битва под Эль-Аламейном, сражение за Соломоновы острова
5 июля — 23 августа 1943 г.Курская битваНаступление англо-американских войск в Северной Африке (от германской и итальянской оккупации были освобождены Египет, Киренаика, Тунис)

август — декабрь 1943 г.

Битва за днепровский рубеж 
Читайте также:  Сколько ходят в гипсе с переломом

2. Используя картосхему на с. 108, докажите, что битвы под Сталинградом и Курском привели к коренному перелому в Великой Отечественной войне.

После битвы под Сталинградом и Курском началось изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР и общее наступление Красной Армии.

3. С помощью дополнительных источников приведите примеры героизма советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. В чем вы видите истоки героизма и мужества советских людей в годы войны?

Александр Матросов (1924-1943)

Герой Советского Союза (посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д.Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.

Зина Портнова (1926-1944)

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В 1943 году Зина ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага, попала в плен, ее допрашивали и пытали. На одном из допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.

Андрей Корзун (1911-1943)

Артиллерист 3-го контрбатарейного артиллерийского корпуса Ленинградского фронта. 5 ноября 1943 года его батарея попала под огонь противника. Корзун был серьезно ранен. Он увидел, что подожжены пороховые заряды и склад с боеприпасами может взлететь на воздух. Собрав последние силы, Андрей дополз до полыхавшего огня и накрыл его своим телом. Взрыва удалось избежать ценой жизни артиллериста.

Истоки героизма и мужества советских людей в годы войны. Истоки героизма и мужества советских людей в годы войны коренились в социалистическом общественном и государственном строе, идеологии марксизма-ленинизма. Люди понимали справедливый, освободительный характер войны со стороны Советского Союза.

4. Существовала ли взаимосвязь между действиями Красной Армии и войск союзников? Приведите факты.

Взаимосвязь между действиями Красной Армии и войск союзников существовала. Когда шла Сталинградская битва, произошло поражение японского флота у острова Мидуэй, битва под Эль-Аламейном, сражение за Соломоновы острова. Когда шла Курская битва — наступление англо-американских войск в Северной Африке (от германской и итальянской оккупации были освобождены Египет, Киренаика, Тунис).

5. Определите историческое значение Тегеранской конференции.

На Тегеранской конференции было решено открыть второй фронт в мае 1944 г. И. В. Сталин, в свою очередь, пообещал союзникам объявить войну Японии после разгрома Германии. Рузвельт и Сталин договорились о создании после войны всемирной организации по поддержанию мира. Сталину удалось добиться согласия Рузвельта и Черчилля на перенос польской восточной границы на «линию Керзона», а западной — на реку Одер.

Источник

Мужеством и упорным трудом советского народа был достигнут коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Уверенный натиск Красной Армии по всем направлениям – общая победа фронта и тыла.

СССР получил поддержку по всему миру, ведь теперь именно он задавал ход боевых действий. В рядах советского общества зацвела надежда на скорое завершение войны.

10 причин коренного перелома во Второй мировой войне

Дети войны у станков

Перед сокрушительным разгромом немецких войск свершилось немало событий, имеющих непосредственное отношение к решительной смене характера боевых действий:

  1. Трагичное начало ВОВ стоило СССР огромных потерь в людях и территориях. Сгорая в пламени войны, солдаты выигрывали для своей родины драгоценное время. Каждая кровавая битва, каждый день сопротивления срывал сроки немецкого натиска. Бойцы разгромленных полков и дивизий, отдавшие на алтарь победы свои жизни, дали стране шанс подготовить и совершить решающий удар.

  2. У Вермахта на захваченных землях не было безопасного тыла: на лето 1942 года пришелся пик партизанского движения. Сопротивление создавало целые партизанские края и республики, сковывавшие противника, разрушающие его линии снабжения.

  3. План молниеносного удара не оправдался даже год спустя после начала войны: распылив силы по «Синему плану» в два направления (на Кавказ и Сталинград), немцы в конечном итоге оказались истощены. Ни технического, ни человеческого ресурса для повторного натиска не осталось.

  4. Союзники фашистской Германии не оправдали ожиданий: с переменным успехом сражались только венгры. Румыны и итальянцы со слабой моральной и технической подготовкой не сдержали натиска советских солдат, что привело к катастрофе.

  5. Предприятия, вывезенные в тыл силами советского общества, развернули полноценное производство техники, вооружения и обмундирования. Снабжение улучшилось, поставки боеприпасов налаживались – армия получила все необходимое для наступления.

  6. Как и в 1941 году, наступление зимы под Сталинградом тяжело отразилось на силах Вермахта: активно действовать в такое время года 6-я полевая и 4-я танковые армии оказались не в состоянии.

  7. Советское командование усвоило свои ошибки в летних кампаниях 1941-1942 годов. Генералы продумывали свои действия, изучали тактику своих противников. Менялся порядок наступления. Красная Армия тщательно готовила план действий и методично его реализовывала.

  8. Для решающего удара в январе 1943 г. (операция «Уран») и на «Курском выступе» летом того же года ГКО СССР втайне от Вермахта скопило крупные силы, сокрушившие войска противника. Для Германии ударный кулак РККА стал полной неожиданностью: техника и солдаты двигались из тыла на фронт ночью, в строжайшей секретности.

  9. С поражением под Сталинградом Германию ждали тяжелые потери. Уничтожена крупная группа войск. Остатки сил на Кубани спешно отступают на запад, спасаясь от окружения. Стратегия блицкрига потерпела крах. Вермахт надолго потерял атакующую инициативу и мог лишь сохранять агрессивную оборону, что помогло СССР отвоевывать территории.

  10. Советские силы могли вести действия на одном фронте: Япония не вела активных действий на восточных границах Союза, Турция не вмешивалась в войну. Третьему Рейху же приходилось сражаться еще и в Северной Африке и Атлантике, подавлять восстания в Югославии и Словакии. Случался момент, когда готовые к отправке в пустыню или в тыл подкрепления в последний момент разворачивали и слали на Восточный фронт.

Читайте также:  Перелом лодыжки в двух местах последствия

Коренной перелом в ходе войны

Начало периода коренного перелома

К ноябрю 1942 г. Сталинград стал «фабрикой смерти» для воюющих сторон. Одни погибали ради того, чтобы прорваться к Волге, другие – чтобы остановить этот прорыв. Линия действий растянулась, у немцев не хватало сил, чтобы поддерживать наступление.

Сталинградская битва

Подтянув резервы и проведя тщательную подготовку, с 19 ноября два фронта – Юго-Западный и Донской – начали масштабное контрнаступление и соединились в тылу окруженной 6-й армии Вермахта. Её командующему Паулюсу запретили бросать город, приказав стоять до конца. Попытки прорвать блокаду группами Гота и Манштейна потерпели провал.

С победой на Волге произошел перелом: Рейх должен был перегруппировать свои силы. Нацистам пришлось оставить Кубань под угрозой разгрома.

Освобождение Ленинграда

Отчаянные и решительные действия РККА под Ленинградом позволили прорвать блокаду города, пошатнув оборону группы армий «Север».

С успехами на юге завершалась и Ржевская битва. Истекая кровью, советские танки и пехота оттесняли противника на запад. В ходе последних попыток наступления Красная Армия отбила Курск, но потеряла недавно освобожденный Харьков. К концу марта 1943 г. на советско-германском фронте наступило затишье.

Конец периода коренного перелома

В июле 1943 г. враждующие стороны снова начали действия. Все понимали, что после Сталинградского и Ржевского сражений наступил переворот. Теперь же новая битва должна была стать или гибелью ударной мощи Красной Армии, или крахом надежд Вермахта на продвижение на Восток.

Рельсовая война партизан

Советский Союз сделал всё возможное, чтобы в «момент истины» одержать победу. «Рельсовая война» партизан нарушала коммуникации немцев. Планы операции «Цитадель» были прекрасно известны ГКО – секретные службы и войска связи успешно перехватывали данные по радиосвязи.

В ночь наступления 5 июля на головы готовящихся к атаке противников советская артиллерия обрушила град снарядов. Натиск фашистской армии захлебнулся на 1 и 2 линиях обороны Красной Армии.

Тяжелые бои под Прохоровкой и наступление советских сил по всем фронтам позволили освободить Белгород, Орел, Харьков. Почти все контратаки немцев были отражены.

Битва за Днепр

Коренной перелом завершился битвой за Днепр – форсированием могучей реки осенью 1943 г. Говоря кратко: силами пяти фронтов (Южного, Юго-Восточного, Степного, Воронежского и Центрального) советская армия прорвала сеть укреплений по правому берегу Днепра, отвоевала 6 ноября Киев и защитила его от ударов врага. 

Последние попытки Вермахта закрепиться и создать мощный рубеж обороны были сорваны.

Итоги и значение коренного перелома в Великой Отечественной войне

Успехи РККА летом 1943 г. запустили процесс разгрома нацисткой Германии. Организовать стратегическое наступление для Вермахта стало практически невозможным.

Сталин Рузвельт Черчилль в Тегеране

Перехват инициативы на фронте Советским Союзом имеет прямое отношение и к Тегеранской конференции: лидеры западных стран уверенно заговорили о разгроме Третьего Рейха и готовились оказать посильную помощь СССР.

Именно коренной перелом дал впоследствии рождение такому понятию, как «десять сталинских ударов»: тотальное наступление советской армии по всем фронтам, выход на государственную границу и начало освобождения Европы.

Источник