Какой перелом пережил ромашов в повести поединок

Какой перелом пережил ромашов в повести поединок thumbnail

Главная страницаПовесть “Поединок”

Ромашов и Хлебников.
/Художник П. Пинкисевич

Повесть “Поединок” – одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя А. Куприна.

В этой статье представлен образ и характеристика Ромашова в повести “Поединок” Куприна: описание внешности и характера главного героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
– Все материалы по повести

Ромашов в повести “Поединок” Куприна: образ, характеристика, описание 

Главным героем повести “Поединок” является молодой офицер Юрий Алексеевич Ромашов (также его зовут Георгием):

“Здравствуйте, Юрий Алексеич. Новостей нет?”

Ромашов – подпоручик, он командует полуротой солдат в пехотном полку. На службе Ромашов состоит недавно – всего 1,5 года:

“…Бобылев из полуроты Ромашова…”

“…происходят в пехотном армейском полку.”

“…В первый раз за полтора года… он остался наедине сам с собой.”

Возраст Ромашова – 21 год:

“А Ромашову недавно окончился двадцать первый год.”

Ромашов – славный человек и прекрасный офицер:

“Молодой такой, славный, способный мальчик, а без водки не сядете за стол…” 

“Прекрасный офицер… фронтовик и молодчинище…” 

О внешности Ромашова известно следующее:

“Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения…” 

“…он не обладал «представительной фигурой».” 

“…без надобности поправляя очки…”

“…бледное лицо, близорукость…” 

“…глаза у него были вовсе не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком.” 

“…стала… перебирать его мягкие волосы….”

“…тяжелые резиновые калоши в полторы четверти глубиной, облепленные доверху густой, как тесто, черной грязью. Такие калоши носили все офицеры в полку. Потом он посмотрел на свою шинель, обрезанную, тоже ради грязи, по колени, с висящей внизу бахромой, с засаленными и растянутыми петлями, и вздохнул.”

“…с трудом волоча ноги в огромных калошах…”

Подпоручик Ромашов родом из Пензы из Наровчатского уезда:

“Ведь вы, подпоручик, кажется, наш, пензенский? <…> Наровчатского уезда, кажется?”

Ромашов родился в бедной семье. Известно, что у него год назад болела мать. Больше о его семье ничего не известно: 

“…в детстве – из‑за той бедности, в которой жила его семья…”  

“Говорили что‑то такое о болезни вашей матушки, показывали там письмо какое‑то от нее.” 

Ромашов учился в кадетском корпусе в Москве. Всего он провел в военных училищах 9 лет и собирался посвятить жизнь службе. Но его надежды разбились, когда он начал служить:   

“…все эти тактики и фортификации, на которые он убил девять лучших лет своей жизни…”

“Сначала пансион, потом кадетский корпус, военное училище, замкнутая офицерская жизнь…” 

“В Москве, будучи кадетом и потом юнкером…” 

Подпоручик Ромашов разочарован в военной службе. Армейские будни надоели и опротивели ему:

“Ах, я совсем не то ожидал найти, когда стал офицером.” 

“Мне все это до такой степени надоело и опротивело!..” 

Ромашов нередко чувствует себя одиноким среди сослуживцев:

“Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей, – это тоскливое чувство незнания, куда девать сегодняшний вечер.”

“Никому это непонятно. Нет у меня близкого человека…”

“…я сам – несчастный, одинокий, убитый человек.”

Однообразие и скука военной службы убивают Ромашова: 

“Что за жизнь! Что‑то тесное, серое и грязное… эта развратная и ненужная связь, пьянство, тоска, убийственное однообразие службы, и хоть бы одно живое слово, хоть бы один момент чистой радости. Книги, музыка, наука – где все это?”

От скуки Ромашов много пьет:

“…мне известно доподлинно, что вы пьете. Это омерзительно. Мальчишка, желторотый птенец, только что вышедший из школы, и напивается в собрании, как последний сапожный подмастерье.”

Также от скуки он встречается с нелюбимой женщиной, женой своего сослуживца – Раисой Петерсон. В конце концов Раиса надоедает Ромашоу и он разрывает с ней отношения:

“…имеет длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой…”

“Мы оба играли какую‑то гадкую, лживую и грязную игру, какой‑то пошлый любительский фарс.” (Ромашов – Раисе)

При этом Ромашов нежно и безответно влюблен в жену сослуживца, офицера Николаева – Шурочку Николаеву:

“«Шурочка!» – прошептал Ромашов нежно.”

Подпоручик Ромашов – добрый и совестливый офицер:

“Но внимание и доброта офицера понемногу согрели и оттаяли его сердце. С совестливой и виноватой жалостью узнавал Ромашов подробности…”

Ромашов – слабохарактерный, безвольный человек. Он часто сам себя винит за слабость:

“Ромочка, зачем вы такой… слабый! <…> Но зачем вы такой жалкий! <…> О, если бы вы были сильный!”

“И, мысленно браня себя за тряпичное безволие, он вяло поплелся за Веткиным…”

Ромашов – застенчивый, робкий и неуклюжий человек:

“…от большой застенчивости неловок.”

“…свою обычную растерянность и неловкость…”

“Отвечайте же, неуклюжий Ромочка…”  

“И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от внутреннего волнения…”

Ромашов – чистый, нежный молодой человек:

“…вы мне милы всем; своей неловкостью, своей чистотой, своей нежностью.” 

Ромашов – молодой романтик и мечтатель с “неугомонной фантазией”:

“И в нем… закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты.” 

“Обычная, неугомонная фантазия растворила весь ужас этой мысли…”

У Ромашова есть смешная привычка думать о себе в третьем лице, как в романах:

“…у Ромашова была немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о самом себе в третьем лице, словами шаблонных романов…”

Ромашов не терпит несправедливости и жалеет слабых. Он заступается за солдата-татарина и за это получает наказание – домашний арест:

Читайте также:  Лечение компрессионного перелома позвоночника пиявками

“Командир полка делает ему замечание, а он, несчастный прапорщик, фендрик, позволяет себе возражать какую‑то ерундистику.”

“…я подвергаю подпоручика Ромашова домашнему аресту на четверо суток…”

Ромашов против рукоприкладства в армии. Он возмущается, когда офицеры бьют солдат:

“Бить солдата бесчестно. < >Это стыдно!”

Ромашову не нравится грубость и солдафонство в армии. По его мнению, от этого служба превращается в издевательство:

“…это же ведь не служба, это – изуверство какое‑то! – со слезами гнева и обиды в голосе воскликнул Ромашов. – Эти старые барабанные шкуры издеваются над нами! Они нарочно стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство, какое‑то циничное молодечество. < > Ну кому нужно, зачем это подтягивание, орание, грубые окрики?”

Ромашов не понимает, зачем нужна война и зачем люди убивают друг друга:

“А зачем война? Может быть, все это какая‑то общая ошибка, какое‑то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?”

В конце концов Ромашов погибает на поединке. Его убивает офицер Николаев, муж Шурочки:

“…поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота. <…> …скончался от внутреннего кровоизлияния.”

Это был цитатный образ и характеристика Ромашова в повести “Поединок” Куприна: описание внешности и характера главного героя, Юрия Алексеевича Ромашова, в цитатах.

Смотрите: Все материалы по повести “Поединок”

Источник

А.И. Куприн вошел в русскую литературу как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как преемник демократических и гуманистических идей великой русской литературы XIX века. Критический реализм, славные традиции которого воспринял Куприн, был в начале XX века явлением прогрессивным. Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности – вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции В это время Куприн работает над повестью «Поединок», которую он начал писать в 1902 году. Опубликованная в шестом сборнике журнала «Знание» в 1905 году, повесть «Поединок» вызвала широкий отклик. Пафос разоблачения буржуазного общества, высокие художественные достоинства поставили «Поединок» в один ряд с крупнейшими произведениями русской литературы на рубеже двух веков.

Действие повести происходит в 90-е годы XIX века. В «Поединке» автор объясняет причины поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Эта «агония старой России» является основной темой повести. Однако, в этом произведении следует различать несколько тематических линий, которые, переплетаясь, дают целостную картину офицерской среды, казарменной жизни солдат, личных отношений Ромашова и Казанского, Ромашова и Шурочки Николаевой, и наконец, взаимоотношений героя с солдатами.

Главное действующее лицо повести – подпоручик Ромашов. В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя – правдоискателя, гуманиста, одинокого мечтателя. Среди офицеров Ромашов чувствует себя одиноким, так как не разделяет взглядов окружающих его офицеров. Ромашов протестует всей душой против кошмара, именуемого «военной службой», так как приходит к мысли, что «вся военная служба, с ее призрачной доблестью, создана жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением». «Каким образом может существовать сословие, – спрашивал себя Ромашов, – которое в мирное время, не принося ни крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время – идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?»

Человек с тонкой душевной организацией, обладающий чувством собственного достоинства и справедливости, он легко раним, порой почти беззащитен перед злом жизни. Уже в начале повести мы замечаем «неприспособленность» Ромашова к армейской жизни, его непонимание «войсковой дисциплины». Тягостная пустота армейской жизни толкает его к случайной связи с полковой «обольстительницей» Раисой Петерсон, которая вскоре становится невыносимой для него. Гарнизонная жизнь с пьянством, провинциальным убожеством все больше отталкивает Ромашова. Мечта о прекрасной и сказочной любви заставляет Ромашова идеализировать образ молодой, привлекательной женщины – Шурочки Николаевой. Для героя повести она «луч света в темном царстве». С ней связаны его мечты и надежды. Ослепленный любовью, Ромашов не видел, что красота Шурочки, ее обаяние, сила воли, талант – все это предназначено для борьбы за свое личное, маленькое, эгоистическое счастье: любым путем вырваться из мещанской армейской среды и обрести высшее счастье в «блестящей» жизни столичного общества.

Любовная трагедия в «Поединке» вырастает из трагедии социальной. В отношениях Ромашова и Шурочки сталкиваются два характера, два мироощущения, возникшие в рамках буржуазного общества и свидетельствующие о происходящем в нем распаде. Почему невозможно счастье Шурочки и Ромашова? Да только потому, что Шурочка всеми силами стремится упрочить свое положение, а Ромашов постепенно теряет почву под ногами, ибо ему невыносимы духовные и моральные ценности этого общества.

Финалом любовной трагедии Ромашова является ночной приход к нему Шурочки. Она пришла, чтобы обмануть – обмануть подло и бесстыдно, предложить условия дуэли с ее мужем и ценой жизни Ромашова купить свое будущее благополучие и счастье. Ромашов догадывается о цели ее прихода и соглашается на все условия рокового для него поединка с мужем Шурочки. Он говорит об этом спокойно и холодно: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен». В этих простых словах заключена целая история – история трагической любви неприкаянного мечтателя к женщине, в душе которой мораль «жизни для себя» вытравила человеческие чувства. Ромашов все понял, в его твердо произнесенных словах – холодное сознание того, что жизнь потеряла для него свою ценность. И здесь становится очевидным духовное превосходство Ромашова над Шурочкой Николаевой, а также и над другими обитателями окружающего его мещанского мира.

Читайте также:  Аппарат при переломе плеча

Ромашов погибает, так как Шурочка делает неравным^ условия поединка (она обещает Ромашову, что муж, зная условия дуэли, выстрелит в сторону). Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Герой повести не способен существовать в омуте буржуазного общества, построенного на лицемерии и обмане, но он и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это и делает образ Ромашова трагическим. Писатель, не уяснив истинных причин изображаемого им зла, не смог найти пути его преодоления. Не признавая военной службы, отрицая мораль «аристократической» прослойки армейского офицерства, Ромашов чувствовал свое бессилие перед жизнью, так как не мог уйти с военной службы. Честность и тонкость духовной организации заставляют его особенно болезненно ощущать свое бессилие. .Иллюзорное утешение находит он в мире безудержных, наивных мечтаний. В этом мире Ромашов уже не бедный подпоручик, а герой, дерзающий, бесстрашный, прекрасный. Но мечта служит не источником творческого вдохновения, а преимущественно средством ухода, бегства от действительности.

Судьба Ромашова долго еще продолжала волновать Куприна. Уже после опубликования повести автор продолжал мучиться судьбой главного героя и не мог с ним расстаться. Куприн намеревался написать заново сцену дуэли, сохранить жизнь Ромашову и показать своего героя в гуще народной жизни. Из воспоминаний жены Куприна М.К. Куприной-Иорданской можно было узнать о дальнейшей судьбе Ромашова: «И вот он в Киеве. Начинаются дни безработицы, скитаний, свирепой нужды, смены профессий, временами прямо нищенства…» Однако замысел писателя – создать новое произведение «Нищие», являющееся продолжением «Поединка», с Ромашовым в качестве главного героя – остался неосуществленным. История замысла свидетельствовала о том, что Куприн собирался показать в современной ему действительности только мрачное, трагическое. В своих поисках героя создатель «Поединка» пришел к такому рубежу, который ему трудно было перешагнуть. В жизни уже сформировался тип правдоискателя-бойца, а писатель никак не мог расстаться с типом правдоискателя-страдальца. Это и было отмечено А.М. Горьким, который однажды сказал Куприну: «Да что это такое! Что вы все оплакиваете своего Ромашова! Умно он сделал, что догадался наконец умереть и развязать вам руки. Скажите, что бы он делал в вашем романе, зачем бы там существовал этот ни к чему не способный, кроме нытья, интеллигент…» На что Куприн с присущей ему откровенностью отвечал: «Он надеялся сделать из меня глашатая революции, которая целиком владела им. Но я не был проникнут боевым настроением, и по какому руслу пойдет моя дальнейшая работа, заранее предвидеть не мог».

«Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего 

Источник

В данном произведении автор хотел заострить внимание читателя на проблемах, глубоко волновавших его. То, что происходило в царской армии, беспредел офицерского состава, жестокость и насилие проявляемое по отношению к солдатам не могло оставить его равнодушным. Образ и характеристика Ромашова в повести Куприна «Поединок» является центральным. Его персонаж за два года службы так и не смог смириться с грубыми нравами полкового быта.

Ромашов – офицер, подпоручик. Командует полуротой солдат в пехотном полку.

Внешность

Ромашову не так давно исполнился 21 год. Родился и вырос в Пензе. Родом из Наровчатского уезда. Семья Георгия была бедной. Они еле сводили концы с концами. Мать постоянно болела. Про отца ничего не было известно. Роста парень был невысокого, среднего. Телосложение худощавое, но мускулистое. Лицо бледное. На носу сидели очки, которые он постоянно поправлял. У Ромашова была близорукость. Без очков ему никак нельзя было. Весь он был какой-то неуклюжий и скованный. Как будто постоянно чего-то стеснялся или боялся.

«…был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения…»

«…не обладал представительной фигурой…»

«…без надобности поправлял очки…»

«…глаза были не черные, а самые обыкновенные – желтоватые, с зеленым ободком…»

«…перебирать его мягкие волосы…»

Образ. Характеристика

Характер главного героя разительно отличается от остальных. У большинства персонажей свои устоявшиеся понятия и видения жизни, а у него характер формируется на протяжении всего произведения. Ромашов по натуре человек мечтательный, романтичный. Склонен к рефлексии. Он привлекает к себе благородством и душевной чистотой. Эти качества мешают ему в жизни. Ему тяжело чувствовать себя своим в армейской среде.

Добрый и простодушный. У него яркое воображение. Он по-детски мечтателен и наивен. Люди, окружающие его большей частью порочны и ничтожны. Среди них у него создается постоянное ощущение своей никчемности. Мучительное осознание своего одиночества за полтора года службы посещало его не раз. Офицерские гуляния, бесконечные попойки, разврат, азартные игры, издевательства над солдатами это все не для него.

Георгий был очень стеснительным. Он писал книги, но никому их не показывал. Ему было неловко и стыдно. Когда выпадала свободная минутка, он любил прогуливаться вдоль вокзала и мечтать о другой жизни. Ему хотелось совершить какой-нибудь подвиг, чтобы о нем говорили, как о герое.

Не способен пройти мимо чужой беды. Это хорошо видно на примере сцены, когда Ромашов заступается за татарина, ничего не понимающего по-русски, чем вызывает на себя гнев начальства. Помимо татарина Георгию удалось отговорить солдата Хлебникова от самоубийства. Ему удалось укротить безумного Бек-Агамалова, когда он чуть не зарубил женщину шашкой. Для него это не серая масса с однообразными лицами, как для других офицеров. Это живые люди у которых есть право на чувства и переживания. Старшие офицеры именно по этой причине недолюбливают Ромашова. Из-за его неприятия грубости и хамства в ежедневном быту солдатских будней.

Читайте также:  Противопоказания к реабилитации при переломе позвоночника

Огромным авторитетом для Ромашова стал его однополчанин Назанский, большой любитель выпить и пофилософствовать. Георгий заражается его настроением и мыслями. Темы их разговоров: свобода, мир, борьба против царя. Особенно его вдохновила беседа о личной человеческой воле. Георгия не покидали мысли об этом. Переломным моментом в жизни подпоручика стал диалог в защиту свободной воли человека. Благодаря Назанскому он понял свою неповторимость и каждого в отдельности.

Источник

Сила и слабость
натуры подпоручика Ромашова
(по повести А. И. Куприна «Поединок»)

Подпоручик Ромашов — главное
действующее лицо повести «Поединок».

Рассказ о судьбе главного
героя начинается уже после того, как он отслужил в полку полтора года,
поскольку кардинальные, значимые перемены стали происходить с Ромашовым
не с самого начала службы. Когда он только приехал в гарнизон, его обуревали
мечты о славе. Тогда для него «офицерская» и человеческая
честь были синонимами. Новоиспеченный офицер в своих фантазиях видел,
как он усмиряет бунт, своим примером Вдохновляет на бой солдат, получает
награды. Все это — лишь игра воображения. На деле же он участвует в ежедневных
попойках, играет в карты, вступает в длительную и никому не нужную связь
с ничтожной женщиной. Все это делается от тоски, поскольку в гарнизоне
это единственные развлечения, а служба однообразна и не вызывает ничего,
кроме скуки.

Мечтательность и безволие
— это важнейшие черты натуры Ромашова, которые сразу бросаются в глаза.
Затем автор ближе знакомит нас с героем, и читатель узнает, что Ромашову
свойственны душевная теплота, мягкость, сострадание. Однако все эти чудесные
качества не всегда могут проявиться всё из-за той же слабой воли.

В душе у Ромашова постоянно
происходит борьба человека и офицера. Он меняется у нас на глазах. Постепенно
он изгоняет из себя кастовые предрассудки. Он видит, что все офицеры тупы,
озлоблены, но при этом кичатся «честью мундира». Они позволяют
себе бить солдат, и это происходит каждодневно. В результате рядовые превращаются
в безликих, покорных рабов. Будь они умны или глупы, будь они рабочими
или крестьянами, армия делает их неотличимыми друг от друга.

Ромашову никогда не приходилось
поднимать руку на солдат, пользуясь своим положением, превосходством.
Как натура глубоко впечатлительная, он не может остаться безучастным к
происходящему вокруг него. Он учится видеть в солдате друга, брата. Именно
он спасает рядового Хлебникова от самоубийства.

Немалое влияние на Ромашова
оказывает его сослуживец Назанский, спившийся офицер-философ. В уста его
Куприн вложил собственные идеи: о свободе духа, о мирном существовании,
онеобходимостиборьбыгфотив царизма (оплот которого — армия). В то же

время Назанский скатывается
к идеям ницшеанства, к воспеванию индивидуализма и отрицанию коллектива.
Таким образом этот спившийся офицер хоть и передает многие идеи и настроения
автора, но в то же время служит примером пагубного влияния офицерского
быта на умного и подававшего надежды человека. Надо заметить, что в интеллектуальном
плане Назанский гораздо выше Ромашова, и тот считает его своим учителем.

Ромашов как губка впитывает
идеи Назанского о свободном человеке. Он много размышляет об этом. Переломом
в духовном развитии Ромашова стал его внутренний монолог в защиту Личности.
Тогда-то он и осознает не только собственную индивидуальность, но и индивидуальность
каждого человека в отдельности. Видя, что армейский быт подавляет личность,
поручик пытается искать виноватых, не находит и даже начинает роптать
на Бога.

В том, что Ромашов не поддается
влиянию губительной атмосферы, — его сила. У него есть свое мнение, он
внутренне протестует. С другой стороны, Ромашов — человек, подверженный
сомнениям.

Однако семена, посеянные Назанским,
прорастают в душе Ромашова. Все время размышляя о порядках, бытующих в
гарнизоне, он приходит к мысли о полном упразднении армии. Что же касается
опасности возникновения войны, то Ромашов считает, что все люди на земле
могут просто договориться о мире и вопрос отпадет сам собой. Это говорит
лишь о полной оторванности подпоручика от земных реалий. Он живет своими
фантазиями.

В конце концов, герой приходит
к единственно правильному, по его мнению, выводу. Он хочет оставить службу
и посвятить себя либо науке, либо искусству, либо физическому труду. Кто
знает, что произошло бы с подпоручиком Ромашовым дальше, если бы не дуэль,
прервавшая все его мечтания. Он, в принципе, был принесен в жертву карьере
другого офицера. Ромашов так и не су мел ничего сделать, да наверно, и
не сделал бы никогда.

Куприн представил образ главного
героя «Поединка» очень живо, психологически правдоподобно.
Он нисколько не идеализировал Ромашова, несмотря на явную симпатию и сочувствие,
не обошел вниманием ни достоинства, ни недостатки. Ромашов человек слабый
сам по себе, но сильный тем, что сумел противостоять влиянию среды, не
подчинить ей свои ум, мысли, идеи. Не его вина, что это ни к чему не привело.

Источник