Как накладывать шины при вывихах и переломах

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.

Первая помощь при, травмах. Правила наложения шин.

Тра́вма – физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов. В зависимости от вида повреждающего фактора различают механические (ушибы, переломы и т.п.), термические (ожоги, обморожения),химические травмы, баротравмы (под действием резких изменений атмосферного давления), электротравмы, и так далее, а также комбинированные травмы. К травмам относят следующие повреждения тела и органов:раны, ожоги, обморожения, ушибы, вывихи, сотрясения, растяжения, разрывы, переломы. Кроме того, выделяют психические травмы и отравления.

Местная реакция на травму зависит от характера травмирующего агента. Наиболее общими местными симптомами травмы являются боль, отек и повышение температуры в месте повреждения. Проявление общей реакции организма на травму зависит от ее тяжести. Чем тяжелее травма, тем более выражены общие симптомы, к которым относят повышение температуры тела, нарушение обменных процессов, нарушение деятельности со стороны сердечно сосудистой и нервной системы. Тяжелые травмы часто сопровождаются осложнениями, такими как травматический шок, нарушение функционирования травмированного органа, массивная кровопотеря. Осложнением открытой травмы так же является местный или общий инфекционный процесс.

В настоящее время травмы занимают третье место среди причин смертности лиц трудоспособного возраста.

Существует несколько классификаций видов травм.

Основная классификация видов травм

Травмы бывают открытыми с нарушением целостности кожных покровов (раны, ожоги) и закрытыми, при которых кожный покров не нарушен (переломы, вывихи, ушибы, сотрясения).

По виду агента, вызвавшего повреждение, травмы бывают механические, термические, химические, электрические, лучевые, психические, операционные, родовые и др. Механические травмы действием тупого или острого предмета или инструмента. Физические возникают в результате воздействия холода и тепла. Химические травмы обусловлены действием щелочей и кислот. Биологические вызваны бактериями и их ядовитыми выделениями. Психическиевозникают в результате раздражения нервной системы и психической деятельности постоянным ощущением страха, угрозами и пр.

В зависимости от количества повреждающих факторов травмы делят на простые и комбинированные. Простаятравма возникает при действии одного повреждающего фактора. Комбинированная травма образуется при сочетании нескольких повреждающих факторов. Например, перелом и ожог бедра у пострадавшего при пожаре.

По характеру повреждений травмы делят на одиночные (изолированные), множественные и сочетанные. Приизолированной травме поврежден один орган. При множественной травме повреждено два и более органа. При сочетаннойтравме повреждены органы нескольких систем организма. Например, перелом бедра и черепно-мозговая травма у пострадавшего в автомобильной аварии.

В зависимости от степени тяжести травмы делятся на легкие (ушибы, растяжения), средней тяжести (вывихи, переломы пальцев), тяжелые (сотрясение мозга, перелом бедра).

По месту причинения повреждения травмы делят на производственные, непроизводственные и умышленные. Производственные делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К непроизводственным травмам относят транспортные, полученные при пешеходном движении, бытовые, спортивные, военные и прочие. В зависимости от вида деятельности пострадавшего травмы делятся на профессиональные и непрофессиональные.

Правила иммобилизации:

  1. Фиксировать не менее двух соседних с местом перелома суставов. При переломе плечевой, бедренной костей фиксировать три сустава.
  2. При закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду, не снимая обуви. При этом складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава.
  3. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватно-марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью. Также
  4. необходимо обкладывать мягким материалом область открытого перелома. Для этого можно использовать вату, бинты, ватно-марлевые прокладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях – вату из подушек, матрацев и т. д. Шина не должна давить на суставы и травмированную область. В места, куда шина будет упираться, подкладываются валики из ваты, ткани;
  5. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её ходами бинта вокруг шины. Отмоделировать шины – т. е. придать ей форму по здоровой конечности пострадавшего;

Правильно расположить конечность с ориентацией на среднефизиологическое положение:

  • кисть – второй-пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь плотном валике из мягкой ткани; сама кисть должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону;
  • предплечье под углом 90 градусов к плечу;
  • плечо фиксируется в состоянии вытянутой вдоль туловища руки;
  • тазобедренный сустав и коленный сустав 180 градусов.

Возможна фиксация в вынужденном положении, т.е. в таком положении, которое занял сам пострадавший и которое причиняет ему наименьшую боль.

Надежно фиксировать шину к конечности бинтами, косынками, любой тканью. Фиксацию начинать от пальцев к корню конечности. Наложение шин необходимо осуществлять предельно осторожно. Вначале подводится и фиксируется несколькими ходами бинта нижняя шина;

Применение веревок, шпагата, шнуров, проволоки необходимо исключить из-за опасности повреждений тканей конечностей;

В холодное, особенно зимнее время, утеплить пострадавшего и повреждённую конечность;

Транспортировать пострадавшего следует с максимальной осторожностью и под постоянным контролем, т.к. возможно внезапное резкое ухудшение состояние, развитие тяжелого шока, терминальных состояний. Возможно смещение шин, повязок.

Алгоритм действий при наложении шин:

  1. Накладывать шины непосредственно на месте происшествия;
  2. Снимать обувь о одежду не рекомендуется;
  3. При необходимости наложения асептической повязки одежду разрезать;
  4. Обезболивание до наложения шины. Моделировать шину по себе, или по здоровой конечности пострадавшего.
  5. Обернуть шины и суставы ватой;
  6. Начинать шинирование с нижней шины;
  7. Необходимо иммобилизировать два соседних сустава или три (перелом плеча, бедра);
  8. Шина не должна скрывать жгут;
  9. Валики из ваты в подмышечную впадину (во все места, куда упирается шина), в кисть;
Читайте также:  Восстановительное лечение при переломах

Шина фиксируется мягкой повязкой – бинтом, лентами.

Источник

Зачем нужна иммобилизация конечности

Перелом – нарушение целостности костей, которое нуждается в профессиональном лечении. К сожалению, травмы не случаются у входа в лечебные учреждения, а иногда на протяжение часов пострадавший не может получить квалифицированную помощь. Именно в этот период он и нуждается в иммобилизации (обездвиживании) поврежденного участка тела.

Чтобы максимально уменьшить действие этих 2-х факторов, облегчить состояние больного и предупредить более тяжелое смещение отломков, необходимо наложение шины для транспортной иммобилизации.

Дело в том, что к костям прикрепляются мышцы, в результате травмы они рефлекторно сокращаются, тянут за собой отломки кости, увеличивая их смещение. Второй момент – транспортировка в больницу, она всегда сопряжена с движением, изменением положения тела, что также способствует увеличению смещения, усилению болей, нарастанию отека.

Как правильно наложить шину при переломах

Задача иммобилизации шиной – полностью исключить движения в поврежденной конечности или другом участке тела. Существуют общие правила наложения шин, независимо от локализации, которые необходимо знать и соблюдать. Общие правила наложения шин:

  • Шина наложенная при переломе конечности должна надежно фиксировать ее. Если нет стандартной шины, использовать твердый плоский предмет (дощечку, планку, линейку, свернутый картон, пластик и другие подсобные жесткие материалы);
  • Шина на конечности должна быть наложена не только вдоль места перелома, но и захватывать выше и нижележащий от него суставы;
  • Не накладывать шину на голое тело, нужно обмотать ее бинтом, платком, полотенцем;
  • Нельзя пытаться снять одежду с поврежденной части тела, обувь, можно лишь аккуратно разрезать ее в случае, если есть кровоточащая рана, чтобы наложить повязку;
  • Зафиксировать поврежденный участок тела нужно в таком положении, как есть, не пытаясь вправить или выпрямить деформацию, это может усугубить травму;
  • Фиксировать шину нужно достаточно надежно, но не слишком туго, чтобы не было сдавления мягких тканей.

Если нет широкого бинта, подойдут платок, пояс, ремень, лента, галстук, полоска ткани.При отсутствии возможности наложить шину, можно фиксировать поврежденную ногу к здоровой, а руку к туловищу в наиболее удобном для больного положении. Алгоритм наложения шины следующий:

  • Пострадавшего нужно успокоить, дать обезболивающее средство, уложить или усадить в удобное положение лицом к себе;
  • Положить небольшие ватные валики на область выступов костей – локтя, запястья, лодыжек, пятки;
  • Подготовленную шину, обернутую бинтом, тканью приложить к поврежденному месту, на ноге – к задней или боковым поверхностям с 2-х сторон, на руке – вдоль тыльной поверхности;
  • Осторожно прибинтовать шину к конечности, не стараясь выпрямить ее, оставив в таком же положении, бинтовать нужно от периферии к центру;
  • Проверить, чтобы не было сильного сдавления мягких тканей, кожа должна быть теплой, прощупываться пульс на тыльной поверхности стопы, на лучевой артерии.

В таком виде пострадавшего нужно транспортировать в больницу, а если повреждены крупные кости или самочувствие нарушено, необходимо вызвать скорую помощь.

Как правильно проводится иммобилизация

Основные правила наложения транспортных шин обеспечивают безопасность доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Чтобы не навредить пациенту и не усугубить его состояние, необходимо:

  • разрезать одежду на травмированном участке, внимательно его осмотреть;
  • при наличии кровотечения остановить его, обработать рану, наложить асептическую повязку, вколоть обезболивающее;
  • зафиксировать конечность в наиболее удобном анатомическом положении;
  • если перелом закрытый, соблюдать последовательность наложения транспортной шины, осторожно вытягивая конечность по оси;
  • помимо поврежденного участка фиксировать два соседних сустава, расположенных выше и ниже травмированной области;
  • при переломе бедра или плеча закреплять сразу три сустава;
  • при перемещении пациента на носилки поддерживать поврежденную часть тела.

Все манипуляции надо выполнять непосредственно на месте происшествия. Следует соблюдать максимальную осторожность, не пытаться переместить человека, снимать с него одежду или обувь.

Наложение транспортной иммобилизации при различных переломах

Кроме общих правил, наложение транспортной иммобилизации имеет свои нюансы в зависимости от анатомического положения поврежденной области. При этом учитываются особенности строения костей и суставов, мышц, расположение кровеносных сосудов.

Бедра

Перелом бедренной кости – тяжелая травма, сопровождающаяся смещением отломков из-за сокращения мощных мышц, может быть значительной кровопотеря, болевой шок. Пострадавшего нужно уложить на ровную поверхность, дать анальгетик, измерить пульс и давление.

Накладываются 2 параллельные шины: одна от наружной лодыжки до подмышечной впадины, другая – от внутренней лодыжки до паха. Еще лучше, если есть возможность по задней поверхности положить 3-ю шину от стопы до уровня лопатки. Такая фиксация будет надежнее. В случае отсутствия шины поврежденную ногу по всей длине осторожно прибинтовывают к здоровой ноге, слегка приподнимая ее.

Голени

Для наложения шины при переломе костей голени, независимо от внешних ориентиров локализации места перелома, шина накладывается от стопы и до ягодичной складки. Обязательные места ее фиксации – верхняя треть бедра, область коленного и голеностопного суставов. При этом вокруг голеностопного сустава нужно сделать 8-образные туры, чтобы исключить движения в нем.

Читайте также:  Перелом ключицы в пожилом возрасте

Подойдут и боковые шины, проложенные параллельно с обеих сторон от стопы до паха, при этом нижние концы шин должны выступать на 3-4 см от плоскости подошвенной поверхности стопы.

Плеча

Если повреждена плечевая кость, руку осторожно сгибают в локтевом суставе под прямым углом, если это возможно, приводят ее к туловищу. В подмышечную впадину кладут комок ваты или мягкую салфетку. Используют 2 дощечки: одну укладывают с внутренней стороны плеча до подмышки, другую – с наружной стороны, чтобы ее концы выступали за уровень локтя внизу и за уровень плечевого сустава вверху.

Шины фиксируют бинтом, руку подвешивают с помощью косынки, шарфа к шее. Если нет возможности найти или соорудить из подручных материалов шину, руку просто сгибают в локтевом суставе, приводят к туловищу и подвешивают. Дополнительно можно фиксировать поперечными турами к туловищу.

Позвоночника

Переломы позвоночника опасны повреждением спинного мозга и развитием параличей, нарушением функции тазовых органов. Поэтому при подозрении на такую травму пострадавшему ни в коем случае нельзя придавать положение сидя или стоя.

Нужно осторожно уложить его на ровную жесткую поверхность, щит, снятую с петель дверь, носилки. Если они мягкие, нужно повернуть его на живот, и в таком положении транспортировать. Под поясницу нужно положить мягкий валик.

Это касается переломов в грудном и поясничном отделах. Если поврежден шейный отдел, больного кладут на спину, подложив под лопатки валик. Голову нужно фиксировать в центральном положении, обложив ее с обеих сторон подушками, валиками из полотенец или другими мягкими предметами.

Челюсти

Когда сломана нижняя челюсть, нужно осторожно фиксировать ее пращевидной повязкой из бинта, косынки, шарфа, куска ткани, закрепив узел на темени. Если имеется травма верхней челюсти, существует опасность асфиксии. Нужно слегка приоткрыть рот, положить между зубами линейку или узкую пластину из дерева, пластмассы, чтобы концы ее выступали за контуры лица, и за них фиксировать ее бинтом к голове.

Очень важно следить, чтобы при выраженном смещении челюсти не было западения языка и перекрытия дыхания. Поэтому пострадавшему нужно придать положение полусидя с небольшим наклоном головы вперед, следить за дыханием, при необходимости подтянуть язык кнаружи, обернув руку бинтом, марлей.

Общие правила и рекомендации наложения шин

Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи.

Оказывая пострадавшему первую помощь, необходимо соблюдать общие правила наложения шин при переломах:

p, blockquote 21,0,0,0,0 ->

  • закреплять фиксатор не только на саму поврежденную область. Обездвижить надо два ближайших к травме сустава;
  • нельзя снимать одежду с пострадавшего. Когда есть открытая рана, ткань надо осторожно разрезать, чтобы остановить кровотечение, но не стягивать вещи;
  • закреплять конструкцию крепко, но без передавливания мягких тканей;
  • не прикладывать приспособления к голому телу. Предварительно их надо обмотать материей;
  • удерживающие ленты располагать выше либо ниже места травмы, чтобы давлением не усиливать боль;
  • выступающие костные отломки продезинфицировать, наложить стерильную повязку;
  • мышцы больного должны быть расслаблены. Для этого сломанную конечность нужно аккуратно согнуть в крупных суставах под углом 10 градусов (не более);
  • перекладывать пострадавшего надо вдвоем, чтобы место разлома не находилось на весу.

Фиксировать сломанную часть тела надо в исходном положении не распрямляя. Самостоятельно пытаться вправить кости запрещено!

После обездвиживания надо проверить, не слишком ли затянут крепеж. Кожные покровы должны быть теплыми, пульс в местах крупных артерий (на лучевой кости или стопе) хорошо прощупываться. Затем больного следует сразу доставить в больницу или вызвать «Скорую помощь».

Техника наложения шины Крамера

Самое удобное и универсальное приспособление для транспортной фиксации – лестничная шина Крамера. Она представляет собой решетку или лесенку из прочной, но гибкой металлической проволоки, ее можно сгибать, монтировать, придавать нужную форму. Подобные шины бывают различных размеров. Алгоритм действий при наложении шины Крамера:

  • Прежде, чем накладывать шину на поврежденную конечность, нужно «прикинуть» ее на здоровой, предварительно изогнуть – смоделировать.
  • Затем обязательно обернуть ватой и бинтом, или мягкой тканью, приложить к поврежденной конечности и зафиксировать.
  • На концах к проволоке нужно привязать широкие длинные тесемки для фиксации.

Наиболее удобны шины Крамера для надежного обездвиживания суставов. Например, при переломе голени прямая ее часть фиксирует коленный сустав, а изогнутая под углом 90° голеностопный. Наложение шины Крамера при переломе бедра смотрите на видео:

Первая помощь

Можно использовать транспортные шины всегда при серьезных переломах костей, нарушения работы суставов, повреждений нервов, а также при появлениях нарушений мягких тканей, если есть необходимость в обездвиживании конечности. Существуют уникальные шины, которые предназначаются в целях оказания первой помощи пострадавшему. Когда их нет, обездвижить конечность также можно и подручными вещами, которые попадутся под руку: ветки, фанеру, палки или доски.

Шина позволяет не только обездвижить сломанную конечность или вывихнутый сустав, но также поддерживает и обеспечивает надежную защиту для его повреждённой части. С ее помощью можно также:

  • Уменьшить боль;
  • Остановить прогрессирование травмы;
  • Помочь избежать шока.
Читайте также:  Кому делали операцию после компрессионного перелома

Накладывая шину на поврежденную руку или ногу, следует обязательно убедиться, что она будет надежно фиксировать сустав или кость, вместе с областью вокруг места повреждения. Таким образом, шина не допустит лишних движений конечности в области травмы.

Наложение шины Дитерихса

Деревянная шина, предназначенная не только для фиксации нижней конечности, но и для вытяжения, изобретена советским военным хирургом Дитерихсом в 1941 г., в честь которого и получила свое название. Несмотря на множество новых приспособлений, она не утратила своего значения до настоящего времени, входит в комплект средств неотложной помощи медсанчастей, травматологических пунктов, бригад скорой помощи.

Шина состоит из 2-х раздвижных плоских деревянных бранш – длинной и короткой с регуляцией длины, фанерной подошвы с отверстием, палочки-закрутки, ремней. Правила наложения шина Дитерихса:

  • Длинная бранша накладывается по наружной поверхности на всю конечность до подмышечной области;
  • Короткая бранша накладывается – по внутренней стороне ноги до паха;
  • На верхних краях бранш имеются мягкие накостыльники для предупреждения повреждений подмышки и паха, внизу крепится подошва, которая смещается при натяжении закруткой, вытягивая ногу.

Технику наложения шины Дитерихса легко понять, посмотрев видео:

Типы шин и для чего их накладывают

Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.

Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.

Среди них:

  • тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
  • разрывы сухожилий, мускул;
  • травмирование кровеносных сосудов;
  • развитие болевого шока.

Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:

  • пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
  • ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
  • лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
  • шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.

В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.

К выбору предметов для транспортировки больного надо относиться внимательно. У них не должно быть острых углов, которыми можно ранить человека.

В современной медицине чаще всего используют приспособления Дитерихса и Крамера, поскольку они наиболее универсальны.

Шина дитерихса и техника ее наложения

Эта деревянная шина была создана в 1932 году советским, военным хирургом Михаилом Дитерихсом для иммобилизации нижних конечностей. Конструкция широко применялась для транспортировки раненых в годы Великой Отечественной войны. Актуальна она и по сей день. Входит в наборы средств неотложной помощи, предназначенные для бригад «скорой», травматологических пунктов, других медучреждений.

Накладывают шину дитерихса при переломах следующим образом:

  1. Длинную доску располагают вдоль всей ноги и туловища до подмышки.
  2. Короткую, размещают по внутренней части конечности – до паха.
  3. Снизу закрепляют подошву.
  4. Затягивают ее входящей в комплект закруткой, вытягивая ногу.

Верхние края бранш снабжены мягкими прокладками, чтобы конструкция не повреждала паховые и подмышечные области.

Шина Крамера и ее правильно положение

Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.

Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:

  1. Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
  2. Моделируют по изгибам.
  3. Оборачивают ватой и бинтами.
  4. Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.

Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.

Оказание первой помощи при переломах

Открытые переломы крупных костей – бедра, голени, плеча, предплечья – часто сопровождаются сильным кровотечением. Это – первостепенная задача, которую нужно решить при оказании доврачебной помощи. Алгоритм оказания помощи:

  • Больного нужно обязательно уложить на ровную поверхность, осторожно придерживая поврежденную конечность;
  • Кожу вокруг раны нужно обработать йодом, спиртом или другим антисептиком;
  • Наложить многослойную, стерильную давящую повязку;
  • Приступить к наложению шины таким образом, чтобы она не закрывала повязку, и можно было контролировать интенсивность кровотечения.

Если выделение крови обильное, пульсирующей струей, нужно наложить жгут выше места повреждения: на нижней конечности в средней трети бедра, на верхней – посередине плеча. Убедившись, что повязка стала меньше промокать, можно накладывать шину. Под жгут обязательно подложить записку с указанием времени его наложения.

При подобных повреждениях может развиться травматический шок, поэтому необходимо следить за состоянием больного, пульсом, давлением, и быть готовым до приезда «скорой» выполнить реанимационные действия – непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Быстрое и грамотное наложение шины во время оказания первой помощи при переломах имеет большое значение для предупреждения развития осложнений.

Источник