Как избежать переломов у школьников

Как избежать переломов у школьников thumbnail

Медицинская статистика в травматологической практике показывает, что переломы у детей возникает обычно при бытовых обстоятельствах – упал дома, упал с высоты, поскользнулся на улице, прыгал с большой высоты, неудачно приземлился при падении с велосипеда, роликов и прочего.

Самая частая локализация перелома у детей – это кости предплечья и локтевой сустав, на втором месте кости нижних конечностей, в частности, пальцы ног.

В детских костях меньше минеральных солей,чем у взрослых, они тоньше и поэтому менее прочны. Известны случаи, когда малыши в детском саду ломали ноги от простой подножки.

В отличие от травмы взрослого человека, переломы у детей в большинстве случаев протекает без осложнений, что обусловлено анатомическим строением опорно-двигательного аппарата и содержанием в костной ткани большого количества органических веществ, в частности белка оссеина, что позволяет тканям быстрее регенерироваться и срастаться.

Существуют некоторые виды переломов, характерных только для раннего возраста – надломы, при которых кость совсем немного изгибается и ткани её с одной стороны имеют трещину, а с другой целы; эпифизиолизы, апофизеолизы. Их трудно диагностировать, а потому, если малыш жалуется на боль после сильного ушиба, проконсультируйте ребенка у врача ортопеда- травматолога.

Особое внимание нужно уделять профилактике переломов!

Дети группы риска,к которым родители должны присматриваться более пристально:

  • дети с малой мышечной массой,
  • быстрорастущие ребята,
  • малыши, уже имевшие травмы.

Профилактика переломов.

Правильная организация домашнего пространства и подвижности ребенка. Ни в коем случае нельзя оставлять голым пол в ванной и туалете, если только не положена противоскользящая плитка. Обязательно используйте коврики, желательно резиновые или прорезиненные. В комнатах также желательно расстелить дорожки или ковры. Количество проводов на полу необходимо свести к минимуму. В двухэтажных домах, дуплексах, зданиях с мансардами нужны достаточно удобные лестницы, ни в коем случае не скользкие (деревянные лестницы, например).

На улице носить следует соответствующую обувь зимой и летом, избегать гололедицы, аккуратно переходить улицу. Во время катания на велосипеде или роликовых коньках нужно использовать шлем для головы, налокотники и наколенники, светоотражающие элементы. необходимо учить детей безопасности.

Хорошая профилактика переломов – занятия физическими упражнениями , утренней зарядкой, спортом. Во-первых, при этом наращивается мышечная масса, а значит, кости лучше защищены эластичными тканями. Во-вторых, дети выплескивают излишнюю энергию и ведут себя намного спокойнее. Поэтому как минимум нужно ежедневно делать зарядку.

Следующий момент, о котором нужно позаботиться, – это укрепление костей. Обычно дети получают достаточно кальция с едой ( молочные продукты). В холодное время года нужно дополнительно принимать витаминные препараты.

Ребенок и велосипед

Выделяют общие признаки, характерные для перелома или надлома кости:

  • Резкая болезненность.
  • Ограничение подвижности.
  • Припухлость – в месте повреждения кости возникает отек, иногда сопровождающийся гематомой, что обусловлено выливанием крови из полости кости под кожу.

ЧЕМ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С ПЕРЕЛОМОМ?

Если вы подозреваете у ребенка перелом, то необходимо доставить пострадавшего к врачу ортопеду- травматологу – врач оценит серьезность травмы и назначит адекватное лечение с минимальными последствиями для опорно-двигательной функции в будущем.

ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ

Основным аспектом оказания помощи пострадавшему с переломом конечности является обеспечение ее неподвижности, чтобы отломки кости не смещались и не травмировали при этом здоровые участки тканей.

Первая помощь пациентам с закрытым переломом:

Дать пострадавшему обезболивающее средство – так как перелом сопровождается сильной болью, то необходимо снизить болевой порог во избежание развития болевого шока. Для ребенка идеальными являются препараты на основе Ибупрофена.

Надежно зафиксировать поврежденную конечность – это предотвращает смещение кости и травмирование отломками мягких тканей. Если под рукой нет каких-либо специальных приспособлений, то фиксировать сломанную кость можно двумя плоскими дощечками, широкими линейками или фанерками, плотно забинтовав. Важно! Фиксировать и обездвиживать следует не только сломанную кость, но и расположенные рядом суставы, например, при переломе предплечья – лучезапястный и локтевой.

Доставить ребенка к врачу ортопеду- травматологу.

Подготовила заместитель заведующего

филиалом №3 ГУЗ «ГЦГДКП» Н.А.Новик

Источник

Физический детский травматизм – реальный, близкий и опасный. Он бывает бытовой, уличный, спортивный и школьный. Пятая часть всех детских травм приходится на школьное время – и их перечень длинный и грустный: ушибы, растяжения связок, переломы от падений (в несколько раз чаще встречаются переломы рук и ключиц, чем ног), сотрясения мозга, травмы глаз, ожоги кожи и слизистой оболочки.

Три возраста школьника

В каждом возрасте есть свои особенности.

Младший школьный возраст, 7-10 лет: малыши только освободились от родительской опеки. Увеличившиеся возбудимость, активность и эмоциональность толкают их на опасные шалости. Крыши подсобок, заборы, деревья, скученность в коридорах на переменах (три четверти всех случаев травм), заманчивые школьные перила. Подставил ножку, друг влетел головой в батарею, сотрясение, месяц в больнице. Помните, как стреляли на уроке из трубочек жеваной бумагой? А ведь могут быть и скобки из проволоки, и самодельные стрелы. Горе глазам.

Средний школьный возраст, 11-14 лет: пубертат, осознание себя взрослым, нигилизм, эмоциональность, бравада, интерес к приключениям, борьба за первенство в своей группе. Отсюда – паркур, драки, пиротехника, самострелы. В этом возрасте – рекордный процент всех школьных травм.

Старший школьный, 14-17 лет: самый спокойный в смысле школьного травматизма возраст, несмотря на бури переходного периода.

Но для всех без исключения детей существует опасность получить травму на уроках физкультуры (на них приходится четверть всех случаев), а также на уроках труда, физики и химии.

Зона риска

На травматизм влияют склад характера, особенности психики и физического развития. Дети с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания возбудимы и склонны к необдуманным действиям. Дети с низкой сенсомоторной координацией уязвимее остальных. Не вполне интеллектуально развитые не видят опасности и не могут ее избежать.

Веселая методичка

Кто виноват…

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» говорится: «Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса».

Но в первую очередь в школьном травматизме виноваты родители, как бы провокационно это ни звучало. Родители, которые не научили своих детей коммуникации, которые не следят, достаточно ли их дети активны.

Вторая по значимости причина травм – невнимательность или беспечность школьных работников.

Третья – неправильная организация «опасных» уроков, устаревшее оборудование, нарушение техники безопасности и плохая дисциплина. Например, на физкультуре чаще всего случаются ушибы и переломы во время упражнений на спортивных снарядах. Вслед за ними по травмоопасности идут игры с мячом – футбол, волейбол, баскетбол.

…и что делать?

Я поговорила с учителем физкультуры моей дочери – Светланой Угольковой.

– Светлана Петровна, Вы с нами с первого класса. У Вас огромный стаж преподавания.

– Ну, не огромный, но большой. 23 года.

– А как за эти годы менялась программа по физкультуре? Больше или меньше стало травматизма на уроках и связано ли это с изменениями программы?

– Программа в общем не менялась. Но биться дети стали чаще, потому что стали хрупкими и вялыми. Не умеют двигаться, чаще падают, сильнее ушибаются. В спортивных секциях сейчас занимаются немногие.

– А отличаются ли школьные травмы в целом от травм на физкультуре?

– Дети на перемене и во время продленки тоже бегают, шалят и падают. Кроме того, они стали очень агрессивными, драки у них безжалостные. Откуда это идет, вообще непонятно. Говорят, причина – стресс из-за сложной программы, больших домашних заданий. Хотя я думаю, что это скорее вызвано недостатком совместных подвижных игр: энергии просто некуда выплеснуться. Многое тут зависит и от семьи.

– Что Вы можете посоветовать родителям?

– Родителям сейчас некогда. Нужно зарабатывать. Хотя именно они должны выбрать подходящий ребенку режим учебы, требования к оценкам и уровень контроля. Должны научить его жить в школе мирно.

Но физическая подготовка, по-моему, вообще самое главное в жизни.

Вот Вы в детстве как играли?

– О, казаки-разбойники, прятки, войнушки, высокие деревья и много всего такого бурного.

– А нынешние дети приходят с утра на семь уроков. Сидят. И на перемене сидят, кнопки жмут в телефонах! Если есть освобождение от урока физкультуры, они счастливы: опять сидят, кнопки жмут. После школы дойдут до дома – и за компьютер. Поиграть, соцсети, много уроков. Все – сидя. Поэтому родители должны заниматься спортом вместе с детьми, чтобы их, как сейчас говорят, мотивировать. Чтобы ребенок в школьном дворе мог легко залезть на дерево, пробежать с друзьями на скорость и не упасть. Чтобы он принимал мяч на волейболе, не повредив руку…

– Как можно предотвратить школьные травмы?

– Мы делаем все, что от нас зависит. Снаряды в спортзале в порядке, например «конь» прикреплен к полу. На переменах у нас надзор в коридорах, на каждый – по три учителя. Не разрешаем бегать: «Дети, внимание! На шаг перешли!» На уроке физкультуры – два учителя на класс. Один – обязательно в раздевалке, другой – в зале. Очень хорошо, что ввели сдачу нормативов ГТО. Это стимул, прибавляет баллы к ЕГЭ.

* * *

…После того случая я увиделась с родителями обидчика и натолкнулась на полное непонимание. Пришлось сделать выводы: научить дочь избегать ссор и в крайнем случае защищаться – действенно, но нетравматично. Устроить ее в танцевальный коллектив с серьезными нагрузками. Пообщаться со школьным психологом. Предупредить классного руководителя, что конфликт может повториться. Этого оказалось достаточно.

Источник

Травмой (греч. trauma – повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

1. механические (ушибы, переломы, раны и др.);

2. тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);

3. химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);

4. электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением).

Абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11-12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Детский травматизм разделяется на:

– бытовой;

– транспортный;

– школьный;

– спортивный;

– уличный.

При любых видах детского травматизма и при планировании профилактических мероприятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

– Чёткое построение учебного процесса;

– Грамотно организованная воспитательная работа;

– Юридическая грамотность педагогов и администрации.

Актуальность вопроса. Социальное значение проблемы очевидно. Ее решение находится на границе между традиционными медицинскими методами лечения и педагогическими науками. Первые направлены на устранение последствий, которые вызывает детский травматизм. Профилактика же детского травматизма относится к научной педагогической сфере. В ней предусматриваются меры, направленные на предупреждение опасных ситуаций. Гуманистический характер проблемы выражен в формировании ответственного отношения к личной безопасности. Необходимо сказать, что травматизм представляет собой комплексное понятие. Оно не только рассматривается с точки зрения традиционной медицины в узком смысле, но и предполагает нарушения, приводящие к расстройству соматического и психического здоровья.

Травматизм является серьезной проблемой. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, детское учреждение).

3. Семья. Непосредственно личность.

Основные психологические причины травматизма.

Причинами травм могут являться нежелание выполнять требования безопасности, нарушения правил и инструкций по безопасности.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.

2. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

3. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т.д.) требованиям данной работы.

Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.

Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.

Для устранения причин ориентировочной части – обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.

В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в юном возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.

Причины школьного травматизма.

Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой – еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.

Так же современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка.

Следующая причина детских травм – невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.

Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе?

Большинство повреждений (до 80%) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают – травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов, возникшие в период нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из – за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них – на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

У младших учеников повреждения могут быть вызваны другими причинами. Дети в этом возрасте подвижные и несдержанные. Взрослый, является каким – то барьером при травматизме, поэтому дети пытаются лишиться присмотра, чтобы беспрепятственно совершать то, что взрослые запрещают.

Какие бывают травмы у детей?

Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.

Существует ли зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают? Безусловно, определенная зависимость существует. Чаще травмируются дети 8-10 и 14-15 лет. Дети первой возрастной группы – школьники младших классов – отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т.д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда спотыкаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьет твердым предметом и т.д. Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин несчастного случая с учащимися.

1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.

2. Сообщить руководителю ОУ о случившемся.

3. Сообщить родителям пострадавшего лица.

4. Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ.

5. Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.

Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.

Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО.

К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:

– соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процессов в школе;

– организация дежурства педагогов;

– организация подвижных игр на переменах;

– выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;

– организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;

– проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

Рекомендации.

Педагогам с целью воспитания у учащихся качеств личности безопасного типа необходимо использовать на занятиях в классах, секциях «Юный спасатель» и на уроках в традиционных классах следующие методы и средства:

1. Игровое моделирование или имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них.

Для более эффективного обучения навыкам безопасного поведения, обеспечения личной, имущественной и общественной безопасности, прежде всего, необходимо поместить учащихся в ситуацию, близкую к реальной.

2. Интенсивный метод контроля качества знаний.

Способность к быстрой оценке непредвиденных событий определяется качествами оперативного мышления. Навыки этого мышления, умение быстро и правильно реагировать на необычную, непредвиденную обстановку, когда требуется самостоятельное, нестандартное принятие решения, являются важнейшими качествами подготовки к экстремальным ситуациям.

По сути, интенсивный метод проверки знаний является специальной тренировкой мышления для быстрого принятия решения.

Контролирующие вопросы должны быть одновременно и обучающими. На каждый вопрос предлагаются три варианта ответов, среди которых только один правильный.

Вопросы и варианты ответов зачитываются устно. Некоторые педагоги и психологи не согласны с этим, справедливо утверждая, что многие люди плохо воспринимают устную информацию потому, что у них сильнее развито зрительное восприятие и зрительная память. Но к сожалению, при экстремальных ситуациях чаще всего человек вынужден воспринимать и реагировать только на слуховые сигналы об опасности. Другой информации может просто не быть. Поэтому, если мы хотим подготовить ребенка к экстремальным ситуациям, то должны развивать и тренировать его слуховые каналы.

3. Анализ реальных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Ученики часто не умеют выявлять и прогнозировать возможные опасности, не всегда грамотно действуют в критических ситуациях. Поэтому на классных часах, уроках ОБЖ педагоги вместе с учащимися должны восполнить пробелы учебной программы, показав на конкретных примерах причины и последствия необдуманных, спонтанных действий. На уроках можно использовать доступные материалы из прессы своего региона. Как правило, уроки, основанные на активном обсуждении реальных эпизодов, проходят очень живо, оставляя глубокий след в душах учащихся, настраивая их на правильную безопасную стратегию поведения в аналогичных ситуациях.

Профилактика школьного травматизма

Нелишним будет напомнить родителям: в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка – это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими действиями другим детям.

При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие результаты.

Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.

В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка – давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой – на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка).

Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве – привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.

Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.

Список используемой литературы

1. Абрамов Н.Р. Руководство по охране труда. Пособие по обучению отдельных категорий застрахованных. – М.: Изд-во «Безопасность труда и жизни», 2004.

2. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. Учеб. Пособие для студентов средних спец.

3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. – М.: Федеральный центр госсанэпидемнадзора Минздрава России, 2003.

4. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. Методическое пособие / Автор – составитель Огарков А.А. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

5. Сборник нормативных документов по охране труда. – М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

Источник

Читайте также:  Закрытый перелом шиловидного отростка правой лучевой кости