К коренному перелому в великой отечественной войне относится битва
В российском сознании Вторая Мировая была выиграна благодаря 3 битвам: под Москвой, под Сталинградом и под Курском. И это – редкий случай! даже правда: три этих битвы действительно вошли в состав «коренного перелома». Однако в реальности Вторая Мировая гораздо более масштабна, и минимум втрое большее количество «переломных» битв ускользают из сферы нашего внимания.
В начале новой серии мы поговорим о первой фазе «коренного перелома»: битвах, в которых наступление Оси было остановлено Союзниками. В том числе и о контрнаступлении под Москвой (дойдем до него через одну заметку).
Когда начался коренной перелом в войне?
Как могли догадаться читатели заметки «Когда началась Вторая Мировая Война?», в реальной истории очень сложно датировать процессы. Легко сказать, «когда Гитлер ввел войска в Польшу», сложно – «когда Гитлер начал готовиться к войне с Польшей». Все зависит от выбранных нами определений. А вот у Коренного Перелома во Второй Мировой, вопреки этой закономерности, есть простая и четкая дата начала. Мы можем выбрать много критериев: первая неудачная стратегическая операция стран Оси; первый случай, когда вооруженные силы стран Оси были разгромлены; первый случай, когда страны Оси получили нерешенную в ходе войны стратегически значимую проблему и т.д. Все эти критерии приведут нас ровно к одной дате.
15 сентября 1940г. Битва за Англию (извините, англичане, привык к этому названию – у них принято «Битва за Британию»), генеральное сражение над Лондоном.
Кто вообще с кем сражался в Битве за Англию?
Поскольку события эти у нас совершенно не известны, опишем общий расклад. В 1940г. Британская Империя осталась практически один на один с Германией. Формально у нее все еще было немало союзников (вся Бельгийская и Голландская колониальные империи, например), но эти союзники лишились метрополий (европейских территорий) и не могли прямо сейчас выставить сколь-нибудь значимые силы (за исключением немногочисленных, но качественных польских вооруженных сил, успевших эвакуироваться). Собственные войска Британской Империи были рассредоточены по всему миру; отозвать их было невозможно – во-первых, долго везти, во-вторых, не на чем везти, в-третьих, они нужны были для сдерживания Японии и контроля над колониями.
У англичан был мощный флот – тоже рассредоточенный, но имеющиеся корабли были достаточно сильны, чтобы противостоять строящемуся немецкому флоту. Однако английская авиация была намного слабее немецкой: немногочисленная и намного менее опытная. Поэтому немцы, планируя вторжение на Британские острова, рассчитывали, что немецкая авиация сможет разбить британский флот. Однако для этого нужно было получить полное превосходство в воздухе, т.е. добить британскую авиацию. Одновременно немцы должны был собрать транспортные корабли со всех немецких рек в захваченные ими порты северной Франции. После этого требовалось высадиться на побережье и продолжать снабжать по морю высаженную армию. Задача непростая, но решаемая, учитывая катастрофическую слабость британской сухопутной армии. По сути, у англичан не было в 1940г. ни единого шанса отразить немецкий десант, если немцам удалось бы высадиться без больших потерь на море.
Немцев ограничивало только время: Ла-Манш – серьезная преграда, там непростая погода, и десант был возможен примерно до 20-х чисел сентября. Впрочем, немцы завершили кампанию против Франции уже 25 июня, а подготовку ко вторжению начали еще раньше. Поэтому активные боевые действия на британском ТВД (театре военных действий) начались уже 10 июля. У немцев и англичан был месяц на подготовку, и далее немцы должны были решить свою задачу за 2 месяца боев.
Изначально Третий Рейх имел что-то вроде 3000 боевых самолетов (не буду морочить голову читателям делением на истребители, тяжелые истребители, самолеты поля боя, тактические и стратегические бомбардировщики: оно здесь несущественно), подавляющее большинство – современных моделей. Экипажи этих самолетов имели за плечами многолетнюю довоенную подготовку и боевой опыт польской и французской кампаний. Это была самая мощная авиационная группа, которая когда-либо имелась у Германии. Англичане, напротив, имели меньше 1000 боевых самолетов, причем в большинстве старых моделей. Основной английский истребитель «Харрикейн» был настолько посредственен, что даже немецкие пикирующие бомбардировщики были для него сложной целью. Знаменитый впоследствии «Супермарин Спитфайр» выпускался малой серией и с кучей «детских болезней» и просчетов, которые были устранены только осенью 1940г. в версии mk.II. Опытных пилотов было только несколько сотен (здесь англичанам очень пригодились, например, польские и французские пилоты).
На всякий случай еще раз подчеркну. В воздушном бою важны боевые качества самолета, но еще важнее опыт и способности пилота. Из сотни пилотов-истребителей в годы Второй Мировой только десяток что-нибудь сбивают в своей жизни, и только один становится «асом», способным сбивать цели постоянно. (как следствие: сотня убитых вражеских пилотов-новичков не более важна, чем один убитый вражеский ас). В некоторых случаях отсутствие опыта может быть компенсировано выдающейся мотивацией и способностями… но и они не уберегут пилота от смертельной ошибки по неопытности. У пилотов других типов самолетов зависимость такая же, хоть и не столь очевидная. Поэтому «качественное» превосходство немецкой авиации было подавляющим.
Для сравнения: 22 июня 1941г. вся немецкая авиация на огромном Восточном Фронте насчитывала всего около 2000 слабо подготовленных экипажей боевых самолетов (да, в Википедии про это написана ахинея, полученная методом скрещивания транспортных и разведывательных самолетов с авиацией в Норвегии). (Впрочем, в английской Википедии в статье про Битву за Британию тоже смешано все в кучу.) У СССР было больше 6000 экипажей. И да, к концу этой заметки вы поймете, куда так растратилась немецкая авиация к 1941г. (куда растратилась советская к 1942г. – разговор отдельный).
Короче говоря, на начало июля 1940г. все говорило о том, что британская авиация будет быстро разгромлена, и немцы начнут десант. У них был хорошо продуманный план: сначала разбомбить в потроха аэродромы (сбивая все, что пытается взлететь), затем – порты, затем – железнодорожные станции и т.п. Немцы действовали как всегда хорошо организованно, и снабжению авиационной группировки был отдан главный приоритет по сравнению со всеми другими ТВД.
Почему же Гитлер не взял Лондон? Что-то пошло не так?
«Никогда еще столь многие не были столь многим обязаны столь немногим»
[Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few]
(У. Черчилль, премьер-министр Великобритании)
Наверное, главная сильная сторона британского премьер-министра Уинстона Черчилля (а он – человек исключительно талантливый) – это умение определять приоритеты. После катастрофы во Франции Черчилль мгновенно понял, что главное, от чего зависит выживание страны – это авиация. И предпринял невероятные усилия по ее укреплению. Впервые в истории была организована система противовоздушной обороны. Наблюдательные пункты, диспетчерские центры, дежурящие в воздухе и на земле эскадрильи… невероятно сложная организационно система по защите огромных территорий от немецкого удара. Ведь немцы могли не только использовать свое трехкратное превосходство в численности, но и многократно усиливать его, концентрируя самолеты против одной цели, в то время как англичанам приходилось рассредоточиваться для защиты множества.
Черчилль назначил лорда Бивенбрука министром авиационной промышленности, и тому удалось резко ускорить процесс выпуска новых самолетов (в том числе и современных Спитфайров). Но, конечно, самолеты – это расходный материал, гораздо важнее опытные пилоты – и была создана очень эффективная (хотя и жестокая) система подготовки пилотов. Пилотов-ветеранов регулярно отправляли в отпуск (что само по себе очень важно), но отпуск они должны были проводить, тренируя новичков.
Лорд Бивенбрук – организатор британской авиационной промышленности в Битве за Англию (source: Wiki)
Самое главное преимущество англичан состояло в том, что бои проходили в основном над их территорией. Сбитых английских пилотов спасали и возвращали в строй, а немцы погибали или попадали в плен. Несмотря на это, немцы добились серьезных успехов: к сентябрю им почти удалось подавить английские аэродромы. Времени оставалось критически мало, а численность английской авиации немцы сильно недооценивали. Они не учитывали, что в их донесениях о сбитых английских самолетах есть (стандартное для войны) трехкратное завышение потерь противника. Поэтому немецкое командование решилось на генеральное сражение: выманить всю английскую авиацию, какая оставалась, в небо и разбить ее в один день.
15 сентября. Как заставить англичан бросить все (по мнению немцев, крайне малочисленные) истребительные в бой? Атаковать цель, которую бы англичане были вынуждены защищать всеми силами. Поэтому 15 сентября немцы впервые подвергли ковровой (т.е. невыборочной, по всей территории) бомбардировке Лондон. В результате развернувшегося генерального сражения немцы за один день потеряли 60 самолетов с экипажами – огромные потери для одной авиационной операции. Англичане – менее 30, причем многие самолеты можно было отремонтировать и большинство экипажей спаслись. Через два дня после этого Гитлер отменил вторжение на Британские острова и сменил тактику воздушной войны (теперь немцы проводили ночные бомбежки английских городов, надеясь подорвать готовность англичан воевать). Активные воздушные действия продолжались еще до конца октября, однако стало ясно главное: немцы не успели справиться со своей задачей, и до лета 1941г. их десанта можно было не ждать. А к тому времени британская авиация должна была полностью окрепнуть и отразить любое вторжение.
Британский военный плакат с цитатой из речи Черчилля по случаю победы в четырехмесячной воздушной битве (source: Wiki)
Разумеется, британская авиация вела не только оборонительные бои. До сентября 1940г. она бомбила порты северной Франции, сорвав развертывание там транспортного флота немцев. А после того, как немцы атаковали британские города – начала бомбить Берлин и другие немецкие объекты.
К чему привела победа Союзников в Битве за Англию?
По итогам Битвы за Англию немецкие потери составили порядка 1400 боевых самолетов с экипажами. Англичане – вдвое меньше самолетов и втрое меньше пилотов. Если добавить к этому потери до конца 1940г., то они достигли 3500 пилотов. Такое «кровопускание» оказалось для немецкой авиации фатальным. Конечно, погибали не только ветераны, но и новоприбывшие неопытные пилоты, но можно сказать, что немецкая авиация потеряла практически всех пилотов с боевым опытом и качественной довоенной подготовкой. Этот успех был достигнут англичанами за счет невероятно высокого боевого духа и более быстрого развития тактики, особенно в части применения современных технических средств (радаров и другой электроники) и стратегии – маневрирования крупными авиационными соединениями.
После этого разгрома не было ни одной операции, в которой немецкая авиация показала бы себя хорошо. У нас есть много мифов о «всемогущей немецкой авиации», которые заслуживают отдельного разбора – но все это мифы.
Итак, военно-стратегическим результатом Битвы за Англию был разгром немецкой авиации, а политическим – распад соглашения между Гитлером и Сталиным. Не сумев высадиться на Британские острова, Гитлер понял, что его огромную армию некуда девать, кроме как на восток. В свою очередь, Сталин понял, что немцы не так сильны, как казалось, а Британская Империя достаточно прочна – и отклонил предложение Гитлера совместно разделить ее.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @warisnotagame
Источник
Контрольная работа
по истории по теме
«Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.»
11 класс
Выберите правильный ответ.
1. В годы Великой Отечественной войны высшим органом государственной власти в СССР был:
Верховный Совет
Совет народных комиссаров
Центральный комитет ВКП (б)
Государственный Комитет Обороны
2. К коренному перелому в Великой Отечественной войне относится битва за:
Прибалтику 3) Сталинград
Москву 4) Берлин
3. Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны был:
Г. К. Жуков 3) К. Е. Ворошилов
В. М. Молотов 4) И. В. Сталин
4. Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны произошло:
под Москвой
в боях за Смоленск
в ходе Курской битвы
в ходе Сталинградской битвы
5. Причина победы советских войск над японской армией в 1945 г.:
военно-техническое превосходство Красной Армии
полная деморализация японских войск и их неспособность сражаться
использование советскими войсками ядерного оружия
отсутствие боевого опыта у японской армии.
6. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.
В мае 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о ненападении сроком на 10 лет.
В ноябре 1939 г. СССР начал военные действия против Финляндии.
После поражения Полыни в сентябре 1939 г. в Бресте состоялся совместный парад советских и германских войск.
Всеобщая воинская повинность была введена в СССР в 1939 г.
План «Барбаросса» предусматривал проведение в 1942 г. молниеносной войны против СССР.
Начальником Генштаба РККА к моменту нападения Германии на СССР был К. Е.Ворошилов.
Ленд-лиз — это продажа Соединенными Штатами вооружения и снаряжения своим союзникам в период Второй мировой войны.
Приостановка немецкого наступления на Москву летом 1941 г. была связана с героическим сопротивлением Красной Армии под Ленинградом.
К известным военачальникам в годы Великой Отечественной войны относится И. С. Конев.
10. Потери Красной Армии при штурме Берлина составили 360 тысяч человек.
7. По какому принципу образованы ряды?
а) Тегеран, Ялта, Потсдам
б) С. В. Илюшин, С. А. Лавочкин, В. М. Петляков
8. Что является лишним в ряду?
а) Страны-участницы антигитлеровской коалиции:
США
Франция
Швейцария
Великобритания
б) Территории, присоединенные к СССР в 1939— 1940 гг.:
Литва
Латвия
Бессарабия
Монголия
9. Расположите события в хронологической последовательности:
а) падение Севастополя
б) окружение советских войск под Харьковом
в) начало контрнаступления советских войск под Москвой
г) освобождение советскими войсками Киева
д) окружение немецких войск под Сталинградом
10. Отметьте решения Крымской конференции:
а) раздел Германии на два самостоятельных государства
б) определение новой польско-германской границы
в) подтверждение передачи СССР части Восточной Пруссии
г) перестройка политической жизни Германии на демократических началах
д) передача СССР всей Восточной Пруссии
е) разделение Франции на зоны оккупации
11. Установите правильное соответствие:
1
Сталинградская битва
А
Август-сентябрь 1943
2
Берлинская операция
Б
Сентябрь 1941 – апрель 1942
3
Битва за Москву
В
Январь – февраль 1945
4
Курская битва
Г
Июль 1942 – февраль 1943
Д
Апрель – май 1945
12. О ком (чем) идет речь?
а) Сын железнодорожного машиниста, поляка по национальности, и русской учительницы. Участник Первой мировой войны, заслужил четыре Георгиевских креста. С декабря 1917 г. — в Красной Армии, дважды был награжден орденом Красного Знамени. В 1937—1940 гг. находился под следствием в НКВД, был освобожден в связи с прекращением дела. Войска под его командованием успешно действовали в Смоленском сражении, в Московской, Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской, Восточно-Прусской и Берлинской стратегических операциях. Сильный, волевой и одновременно сдержанный, он создавал вокруг себя атмосферу взаимоуважения. Он был одним из тех, кто неудержим в наступлении. Маршал авиации А. Е. Голованов так оценивал его полководческий дар: «Блестящие операции по разгрому и ликвидации армии, оборона, организованная на Курской дуге с последующим разгромом наступающих войск противника, боевые действия руководимых им войск в Белорусской операции… создали ему мировую известность». Именно ему принадлежит необычное для того времени решение: в ходе наступления Красной Армии в Белоруссии нанести одновременно два главных удара, чтобы противник не смог определить, на каком направлении должен развиваться успех. Несмотря на категорические возражения Генштаба и Сталина, ему удалось убедить своих оппонентов в правильности своего мнения и блистательно выиграть сражение, разгромив основные силы армий «Центр». Маршал СССР, дважды герой Советского Союза. В 1945 г. ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве.
б) Одно из крупнейших сражений в ходе Великой Отечественной войны. Маршал В. И. Чуйков в своих воспоминаниях дал следующее описание событий этой битвы: «Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь центра Волги, центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы… выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».
13. Назовите фамилии маршалов Советского Союза.
2) 3)
14.Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Боевые действия, обозначенные на схеме стрелками, относятся к 1944 году.
Наступление Красной Армии началось в ноябре.
Данная битва начала коренной перелом в войне.
На схеме обозначен город, в честь освобождения которого от фашистов в Москве был произведен первый победный салют с момента начала Великой Отечественной войны.
В ходе наступления советских войск, обозначенного на данной схеме, был освобожден город Смоленск.
На данной схеме обозначены действия советских войск в ходе операции «Уран».
15. Какой из памятников сооружен в честь победы Красной Армии в сражении, о котором идет речь в предыдущем задании?
1) 2) 3)
16. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Военная операция
дата
военачальники
Наступательная операция «Багратион»
___________________(А)
И.Х. Баграмян
И.Д.Черняховский
Сталинградская битва
____________________(Б)
______________________(В)
____________________(Г)
Август-декабрь 1943 г.
Г.К.Жуков
К.К.Рокоссовский
И.С.Конев
Битва за Москву
_____________________(Д)
______________________(Е)
Пропущенные элементы:
М.А.Егоров, М.В.Кантария
Сентябрь 1941 – апрель 1942
Я.Ф.Павлов
Битва на Курской дуге
Битва за Днепр
Июнь – август 1944
Июль 1942 – февраль 1943
И.В.Панфилов
Май 1942
17. Существует следующая точка зрения на характер вторжения Германии на территорию СССР 22 июня 1941 г.: Нападение Германии на СССР в 1941 г. было вынужденным, война носила превентивный характер, так как советское руководство планировало нападение на Германию летом 1941 г.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведенных вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие – опровергают её.
Ответы
«Великая Отечественная война. 1941 — 1945 гг.»
11 класс
4
3
4
3
1.
2, 3, 4, 9, 10
а) – места проведений международных конференций стран антигитлеровской коалиции,
б) — советские авиаконструкторы.
8. а — 3, б — 4
9. в, б, а, д, г
10. б, в, г
11.
1
2
3
4
г
д
б
а
12. а — о К. К. Рокоссовском, б — о Сталинградской битве
13. 1) Жуков Г.К.
2) Рокоссовский К.К.
3) Конев И.С.
14. 2,3,6
15. 1
16.
А
Б
В
Г
Д
Е
6
7
3
5
2
8
17. Аргументы в подтверждение, например:
1) идеи руководства СССР о неизбежности мировой революции, распространения социализма воспринимались как угроза Западу
2) военная доктрина СССР предусматривала наступательный характер боевых действий в возможной войне
3) к концу 1930-х гг. значительно выросла численность Красной Армии
4) во второй половине 1930-х гг. в СССР был создан достаточно мощный индустриальный и военный потенциал
Аргументы в опровержение, например:
в 1940 г. в Германии был разработан план нападения на СССР (план «Барбаросса»)
в середине 1930-х гг. Германия заключила «Антикоминтерновский пакт» с Японией, направленный в значительной степени против СССР
сам факт нападения Германии на СССР остается исторически незыблемым, и он свидетельствует о настоящем виновнике развязывания войны
многочисленные высказывания Гитлера и его сподвижников в предвоенное время свидетельствовали о планах завоевания, о военных приготовлениях к войне на Востоке
Пояснительная записка
к контрольной работе
«Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.»
Контрольная работа предназначена для учащихся 11 класса, рассчитана на один урок. Оригинальностью данной работы является то, что она составлена по примеру вариантов ЕГЭ.
В данной работе представлены все три уровня сложности – базовый, повышенный и высокий уровень сложности.
На базовом уровне предложены вопросы с одним вариантом ответа (1-5 задания). Повышенный уровень предполагает решение заданий на выбор правильных ответов из предложенных вариантов, определение принципа образования рядов, расположение событий по хронологии, определение соответствия.
Также предлагается работа с историческим текстом с цель определения личности, события.
Новшеством является включение в контрольную работу заданий со зрительным рядом – работа с портретами маршалов, памятниками. Одно из заданий требует знание карты одного из сражений Великой Отечественной войны.
Завершающим является задание высокого уровня сложности – умения аргументировать две противоположные точки зрения.
В ходе контрольной работы проверяется знание основных событий Великой Отечественной войны, дат, понятий. Учащиеся также показывают умение работать с текстом, картой, иллюстрациями. Проверяются навыки анализа, синтеза.
Выполнение работы способствует выработке навыков, необходимых на ЕГЭ.
Источник