История 9 класс коренной перелом в ходе великой отечественной войны

История 9 класс коренной перелом в ходе великой отечественной войны thumbnail

Конспект урока по истории России ХХ века.

9 класс.

ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Цель: – познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;

– научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);

– показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.

ПЛАН УРОКА.

  1. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
  2. СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
  3. БИТВА ЗА ДНЕПР.

      4.    ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.

  1. Сталинградская битва  19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)

Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?

Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7)                                                                                                                       Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           – командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.

Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.

Задание: – обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.

             – обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.              

Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).

        Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)

Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)

-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;

– в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).

К лету 1943 года  планы сторон были следующими (слайд №13))

Задание: работая с текстом учебника,  выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.

                 ГЕРМАНИЯ

    СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии.

Активная оборона (изматывание сил противника)

Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.)

Переход в наступление

50 дивизий

Активизация деятельности партизан в тылу врага

Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд»

Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.

Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).

                Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве  был произведен первый победный салют (слайд № 15)

Задание: нанесите на контурную карту:

– направление планируемых ударов немецких войск;

– направление контрударов советских войск;

– место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.

  1. Битва за Днепр  сентябрь- ноябрь 1943 года.

Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной.  6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).

        Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.

  1. Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)

Тегеранская конференции ( слайд №17)

А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?

Б) Какие решения были приняты?

В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?

Итоги второго периода.

Заключение урока.

Вопросы для проверки:

  1. В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
  2. Почему он стал возможен?
  3. Как повлиял на дальнейший ход войны?
Читайте также:  Перелом бедренной кости в пожилом возрасте лечение

Работа с тестом по теме урока.

Выберите правильный ответ.

  1. Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:

А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров

Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.

  1. В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:

А) капитуляция немецких войск в Сталинграде

Б) освобождение Орла и Белгорода

В) освобождение Киева.

  1. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6

А) на правом берегу Днепра

Б) на Таманском полуострове

В) на южном берегу Сивашского залива.

Источник

История России 9 класс

Тема урока: КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

      Цель урока: уяснить суть произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки.

Задачи урока:

  • Познакомить с событиями важнейших битв Великой Отечественной войны.

  • Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.

  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Основные понятия: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга.

Опрос домашнего задания:

Тестирование

1. 

Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий (возможны несколько вариантов ответа)?
а) В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.
б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление;
в) это были происки врагов народа.

2. 

Кто возглавлял созданный 24 июля 1941 г. Совет по эвакуации?
а) А. Н. Косыгин; б) А. И. Микоян; в) Н. М. Шверник.

3. 

Как изменился трудовой режим в годы войны (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Были отменены выходные дни;
б) был установлен 10-часовой рабочий день;
в) директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа;
г) была введена трудовая мобилизация населения;
д) был разрешен детский труд с 10-летнего возраста.

4. 

В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции?
а) В конце 1942 г.; б) в середине 1943 г.; в) в начале 1944 г.

5. 

Какие изменения произошли в конфессиональной политике власти во время Великой Отечественной войны (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Восстановлено патриаршество;
б) восстановлены епархии, открыты храмы;
в) отменен закон об отделении церкви от государства;
г) разрешена деятельность священников на фронте.

6. 

Кто является автором знаменитого плаката «Родина-мать зовет!»?
а) А. Дейнека; б) Б. Ефимов; в) И. Тоидзе.

7. 

Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А. Суркова к жене?
а) «Землянка»; б) «Темная ночь»; в) «В лесу прифронтовом».

8. 

Кто является автором знаменитого стихотворения «Жди меня»?
а) А. Твардовский; б) К. Симонов; в) С. Михалков.

9. 

Кто является автором музыки песни «Священная война»?
а) А. Александров; б) Н. Богословский; в) В. Соловьев-Седой.

10. 

Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова была цель этой операции?
а) Массовый выезд в партизанские отряды концертных бригад;
б) подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог;
в) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.

11. 

Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:
а) П. П. Вершигора; б) С. А. Ковпак; в) П. М. Машеров; г) Д. Н. Медведев; д) Ф. И. Толбухин; е) А. Ф. Федоров.

План изучения нового материала

1. Разгром немецких войск под Сталинградом.

2. Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.

3. Битва на Курской дуге.

4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

  1. Разгром немецких войск под Сталинградом.

Рассказ учителя: показывает на карте направления ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна.

Задание:Учащиеся продолжают заполнять таблицу «Коренной перелом в ходе войны»:

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

      В заключение проводится обсуждение логического задания и поясняется суть понятия «коренной перелом».

      2.Начало массового изгнания захватчиков с родной земли.

Рассказ- учитель излагает, опираясь на материал учебника, показывая на карте направления зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга».

3.Битва на Курской дуге.

Рассказ учителя с сочитанием просмотра учебного фильма «Битва под Курской дугой

      В заключение можно обсудить вопрос: как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

      4. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.

Задание: учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника, работая с картой и заполняя таблицу.

      Заключение урока учитель проводит беседу:

  • в чем заключался коренной перелом в ходе войны?

  • Какими факторами он был предопределен? Почему стал возможен?

      Задание на дом. § 26

Источник

                     Урок по истории России  в 9 классе

                                           Тема урока:

« Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Цель урока:

охарактеризовать значение Сталинградской битвы как коренного перелома во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа на Волге.

Задачи урока:

-развитие исторического мышления,  продолжение  формирования навыков   поиска, обработки и анализа  исторических документов, умение общаться, отстаивать свою точку зрения.

– формирование чувства патриотизма, любви к Родине, активной гражданской позиции.

Тип урока:  урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма проведения урока: урок педагогического сотрудничества.

Место урока в учебном плане: урок по теме “ Великая  Отечественная война”.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

Оборудование:

Карта «Сталинградская битва», раздаточный материал: архивные документы.

Ход урока:

 1.Организационный момент.

Проверка подготовки класса к уроку. Распределение учеников на три группы.

 Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война … Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.

В ходе изучения основных сражений Великой Отечественной войны мы особое внимание уделили Сталинградской битве. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, и ее результаты.

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника.

Можем ли мы с этим согласиться?

Ответы учащихся.

Даже в классе у нас разные мнения. Какие вопросы мы сегодня рассмотрим?

Итак, мы на уроке будем искать причины победы под Сталинградом, покажем значение этой битвы и вспомним тех, кто сражался за нашу свободу.

Читайте также:  Какая битва положила начало коренного перелома в ходе вов

Чтобы  ответить на вопросы. Нужны факты и доказательства.  Сегодня вы будете работать в группах, анализируя  исторические документы.

Помогать мне будет группа экспертов. Они будут внимательно слушать и оценивать участие групп в обсуждении и если нужно задавать им вопросы.

2. Работа с документами.

Предлагаю для анализирования следующие документы:

1 группа – высказывание историков США и Великобритании, фрагмент передачи Берлинского радио от 15 .09.1942 года (приложение ).

2 группа – статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль – Аламейне, В Тунисе, под Сталинградом (приложение).

3 группа – таблицы «Состав сил на советско – германском фронте в период контрнаступлении под Сталинградом», «Состав сил в период сражения англо –американских войск под Эль –Аламейном и на Сицилии»(приложение).

Работа с документами – 2минуты.

Отвечают по одному  ученику  от группы.

Учитель.

 Уважаемые эксперты! Задавайте уточняющие вопросы.

После того, как представители всех групп ответят на поставленные вопросы, группа экспертов подводит итог  анализа документов.

Группа экспертов:

Работа групп с документами, их выводы, говорит о том, что Сталинградская битва по своим масштабам, по задействованному количеству войск, боевой технике, кровопролитности превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.

Учитель.

Итак, грандиозность, масштабность Сталинградской битвы не вызывают сомнения. Помните, что вначале урока мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение по данному вопросу.

Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков на основании тех материалов, которые лежат перед вами. Давайте начнем с официальных документов (приложение).

Краткий вывод запишите в рабочую тетрадь.

 3. Подведение итогов.

1 группа – в качестве аргумента использует военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества.

2 группа – в качестве важнейшей причины учащиеся выделяют работу жителей  города: рабочее ополчение, деятельность заводов Сталинграда, госпиталей, городского комитета обороны.

3 группа – доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат.

Группа экспертов: рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа, воли (используют пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий) (приложения).

Учитель.

Итак, мы в первой части урока определили значимость Сталинградской битвы, поговорили о причинах победы советского народа и работников тыла на основе анализа официальных документов.

Кто нашел дополнительные сведения по проблемам нашего урока?

А теперь слово экспертам. Вы можете сделать вывод по выступлениям ребят.

Эксперты делают вывод:

 Причины поражения фашистских войск под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель – принизить значение Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа.

 Мы считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:

военное искусство и талант советских военачальников;

мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;

воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.

Все согласны с данными выводами?

Запишите в рабочие тетради.

Оценивание эффективности работы в группах.

Учитель.

Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотел бы услышать от вас,

что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и подготовки.

Ответы учеников.

4. Выставление оценок  по итогам работы на уроке.

5.Домашнее задание.

П.32 . Вопросы и задания на стр. 237.

                                          Приложения.

                                     Архивные документы.

1. Заместитель премьер – министра Великобритании К. Эттли о Сталинградской битве.

19 января 1943 г.

Вне Сталинграда кажется, что окружённая 6-я немецкая армия разбита и не может выбраться из ловушки. В этих достижениях большая заслуга принадлежит организационной и штабной работе русских.

2. Английский политический деятель лорд  Страболджи  о влиянии победы советских войск на положение британского флота.  

Весна 1943 г.

Если бы кампания 1942 г. прошла в России для немцев успешно.  И они смогли бы освободить занятые там воздушные силы, танки, артиллерию и войска и вовремя послать их в качестве подкреплений маршалу Роммелю в Северную Африку, то Роммель смог бы занять Нижний Египет и продвинуться в Палестину и Сирию, лишив, таким образом, британский флот исходных баз в восточной части Средиземного моря.

3. Американский публицист  М. Уэрнер  о советской победе под Сталинградом.

Весна 1943 г.

19 ноября 1942 г. под тяжёлыми ударами поразительного контрнаступления Красной Армии под Сталинградом рухнуло всё здание германской стратегии. Это событие послужило действительным поворотным пунктом в войне не потому, что германская армия понесла потери и была вынуждена отступать, а потому, что германская стратегия явно обанкротилась. С тех пор русские приобрели стратегическое превосходство…

4. Ф. Рузвельт об итогах борьбы против фашистско – милитаристского блока за 1942 год.

7 января 1943 г.

Наиболее важным достижением во всей стратегической картине 1942 г. были события на протяжённых фронтах России: первое -беспримерная защита Сталинграда и второе – наступление русских армий на разных участках, которое началось в конце ноября с большой силой и эффектом.

5. Премьер – министр Южно- американского Союза фельдмаршал

Я. Смэтс о военном искусстве советской армии в Сталинградской битве.

11 января 1943 г.

Я согласен, что действия русских великолепны и величественны по размаху и замыслу; они осуществляются с таким мастерством, на которые русские, как я думал раньше, были не способны. Продемонстрированы более искусные действия, чем прошлой зимой. Три или четыре крупные немецкие армии поставлены в очень опасное положение, и даже если только одна окончательно разгромлена и пленена, это будет исключительно серьёзное поражение немцев.

                    ИЗ ДНЕВНИКА ГИТЛЕРОВСКОГО СОЛДАТА.

 5 сентября 1942 года.

Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своём русле. Итак, мы достигли желанной цели – Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские упёрлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие ..

Читайте также:  Чем полоскать рот перелом челюсти

14 октября 1942 года.

Русские не похожи на людей, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня. Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем, каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда…

16 ноября 1942 года.

Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до рождества мы вернёмся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов     Сталинград – это ад!

23 ноября 1942 года.

Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я больше не верю… Время перешло на сторону русских.

ОБРАЩЕНИЕ СТАЛИНГРАДСКОГО ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ К ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА

Родные сталинградцы!

Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. Снова, как и 24 года тому назад, наш город переживает тяжёлые дни. Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке – Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны труппами немецко-фашистских захватчиков. Обер-бандит Гитлер бросает в бой всё новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград.

Товарищи сталинградцы!

Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью. Выходите все на строительство баррикад. Организуйте бригады. Баррикадируйте каждую улицу. Для строительства баррикад используйте всё, что имеется под руками – камень, бревно, железо, вагоны трамвая и т. д. Построим баррикады быстро и так, чтобы боец – защитник Сталинграда беспощадно громил врага с баррикад, построенных нами.

Бойцы Красной Армии! Защитники Сталинграда! Мы сделаем для вас всё, чтобы отстоять город. Ни шагу назад. Бейте беспощадно врага. Отомстите немцам за все учинённые ими зверства, за разрушенные очаги, за пролитые слезы и кровь наших детей, матерей и жён.

Защитники Сталинграда!

 В грозный 1918 год наши отцы отстояли Красный Царицын от банд немецких наёмников. Отстоим и мы в 1942 году Краснознамённый Сталинград. Отстоим, чтобы отбросить, а затем разгромить кровавую банду немецких захватчиков.

Все на строительство баррикад! Все, кто способен носить оружие, на баррикады, на защиту родного города, родного дома!

                                                                     23 августа 1942 года

                                 ПИСЬМА С ФРОНТА

 1. Письмо неизвестного солдата.

Дорогой отец, Марфуша, Мария и Таня.

Не знаю, когда будет возможность связаться с вами, да и будет ли такая возможность. Сегодня уезжаю на фронт воевать. Иду защищать родину, освобождать Россию и родное Подгорное. Кто знает, что станется со мною ….

Сентябрь 1942 год

2. Письмо М. Ф. Митюкова для дочери Нади.

Надя, мне теперь нужно бить фашистов, чтобы они не грабили нас и не убивали детей, не кидали бы таких милых девочек, как вы – Надя и Эля – в горячую печку. (Как фашисты в Ростове делали.) Большим дядям и мне, вашему папе, нужно дружными силами вместе бить зверских фашистов. Вот когда мы прогоним всех этих негодяев из нашей страны, тогда, должно быть, мы потанцуем с тобой, Надя, еще. Ну, а пока сыграй третий вальс  Штрауса без меня.

Октябрь 1942 год

3.Письмо А. А. Казнина.

Привет с фронта.

…Сами знаете, что фашисты находятся у Сталинграда в настоящем «кольце», и мы их крепко долбаем. Им попало порядочно. Им верная гибель. Они даже на людей не похожи. Мерзнут и дохнут с голода.        Ноябрь 1942 год.

4. Письмо В. П. Маснева матери Татьяне Ефимовне.

…Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-командиру нашей Красной армии, как подобает погибать.

Декабрь 1942 год.

                        ПАМЯТКА СОВЕТСКОГО БОЙЦА

За наших матерей, жён и детей! За нашу честь, свободу и любимую Родину! Вперёд на полный разгром фашистских захватчиков! Вперёд на Запад! Там ждут нас советские люди, временно оказавшиеся под ярмом фашистов. Там ждет нас решающая победа над немецко-фашистскими захватчиками.

Не давайте фашистам покоя ни днём, ни ночью. Изматывайте их физически и морально. Беспощадно уничтожайте их везде и всюду.

Сила армии – в дисциплине. Крепкая воинская дисциплина – залог победы в бою. Будьте дисциплинированными бойцами. Помните, что приказ командира – закон.

                        ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА

Помни и выполняй:

…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце – для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний.

…У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

…Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты – германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном – о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмёт ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

Источник