Искусство века перелома

Искусство века перелома thumbnail

Недавно случился у меня разговор с сыном о переломе в изобразительном искусстве. Я даже не помню, с чего все началось. Посмотрели мы с ним сначала Ренуара, очень ему понравилось, затем разговор плавно перетек на импрессионистов и их отличие от традиционного подхода к живописи. Бегло пересмотрели прерафаэлитов, перескочили на русскую живописную школу, долго рассматривали работы передвижников. И как-то так получилось, что с передвижников мы вышли на тему перелома в искусстве в начале 20 века. А перелом был фундаментальный, резкий, жестокий, и в России он напрямую был связан со сменой власти и всеми вытекающими последствиями. Помните, как в Интернационале поется (дети-то наши не знают слов этой песни): «…мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!»

И пришли малевичи, шагалы и кандинские и разгромили мир классической живописи, принеся на смену «новое искусство» беспредметности и «вечного покоя» – термины из теоретических изысканий творца черного квадрата, который он назвал антииконой и концом искусства.

Тут сын совершенно оторопел от удивления. «Зачем? Что за чушь?» – спросил он меня, раздраженно разглядывая супрематическую живопись первых лет становления «нового мира». Вместо ответа я пошла еще дальше и показала ему современные течения концептуального искусства.

Пока мы так общались прямо посреди понедельнишной суеты дня, я все больше испытывала чувство глубокой благодарности к своей преподавательнице Мировой Художественной Культуры, доценту Ольге Николаевне Оболенской, за то, что сформировала у нас цельное представление о взаимосвязи культуры внешней и внутренней, за то, что у меня есть возможность делиться с детьми своими представлениями о прекрасном и безобразном, о добре и зле, о смысле жизни и творчества.

Вместе с этой беседой родилось желание кратко отобразить те процессы, что в полной мере подробно осветила нам Ольга Николаевна во время наших лекций. Однако, пробежавшись по поисковику, я с радостью обнаружила текст, написанный человеком с псевдонимом Marinin, который гораздо острее и глубже, чем это сумела бы я выразил то, что я пыталась донести детям. Нам осталось только щедро снабдить его примерами. В подборке иллюстративного материала мне опять помогала Валечка Рогозянская, моя 15-летняя помощница, за что ей от меня огромная благодарность.

Итак, Очень краткая история искусства с иллюстрациями.

Вначале рисовали, как могли (после это назовут примитивом).

Пещера Шове

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 1

Пещера Ласко

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 2

Пещера Магура

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 3

Потом стали рисовать, как нужно. В зависимости от того, что и кому было нужно, назвали это по-разному: от иконографии…

Устюжское Благовещение

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 4

Святой Пантелеимон в житии. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 5

Андрей Рублев «Святая Троица»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 6

Феофан Грек «Богоматерь Донская»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 7

…до соцреализма.

Константин Юон «Новая планета»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 8

Татьяна Яблонская «Хлеб»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 9

Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 10

Когда появились свободные художники, стали они рисовать все, как видят. А видели они все по-своему.

Одни видели античность,

Никола Пуссен «Эмилия и Танкред»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 11

Эдвард Берн-Джонс «Персей и морские нимфы»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 12

Лоуренс Альма-Тадема «Под сенью голубого ионического неба»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 13

Другие видели романтичность

Уильям Брейкпил «Любовное признание»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 14

Фридрих «Путник над морем тумана»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 15

Вильям Уотерхаус «Срывайте розы поскорей»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 16

Третьи видели реальность

Жан-Франсуа Милле «Собирательницы колосьев»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 17

Архип Архипов «Крестьянка»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 18

Василий Перов «Тройка»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 19

А четвертые научились видеть впечатление. Последние были прозваны импрессионистами. «Мы рисуем так потому, что мы так видим» – говорили импрессионисты.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 20

Пьер Огюст Ренуар «Лягушатник»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 21

Альфред Сислей «Снег в Лувесьенне»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 22

Константин Коровин «Небесные фонари»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 23

После импрессионистов появились постимпрессионисты, которые рисовали не так, как импрессионисты. Они рисовали не так, потому что они так видели.

Поль Гоген «Озорная шутка»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 24

Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и драпировкой»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 25

Винсент Ван Гог «Дорога с кипарисом и звездой»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 26

Вслед за постимпрессионистами в изобразительное искусство пришли фовисты,

Анри Маттисс «Красная комната»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 27

Андре Дерен «Автопортрет»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 28

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 29

кубисты,

Марк Шагал «Влюбленные. Прогулка»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 30

Пабло Пикассо «Три музыканта в масках»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 31

Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 32

Каземир Малевич «Спортсмены»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 33

футуристы

Джино Северини «Натюрморт с куполом собора святого Петра»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 34

Карло Карра «Ожидание»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 35

Шандор Бортник «Красный паровоз»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 36

и другие авангардисты. Которые научились видеть не так как все. И рисовали они соответственно. Они рисовали так, потому что, они не так видели.

Читайте также:  Смещение плечевого сустава после перелома

«Если мы не так все видим, то и рисовать надо не так» – заявили сюрреалисты. И стали они рисовать не так, потому что не так видели.

Сальвадлор Дали «Постоянство памяти» («Текучие часы»)

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 37

Рене Магритт «Счастливый донор»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 38

Рене Магритт «Загадки горизонта»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 39

Хуан Миро «Спасательная лестница»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 40

Ремедиус Варо

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 41

Мерет Оппенгейм «Меховой завтрак»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 42

«ВСЕ надо рисовать, так как оно есть» – объявили абстракционисты. « Если ВСЕ есть НИЧТО, то и рисовать надо НИКАК» – утверждали они. И стали они рисовать никак, потому что так они видели.

Василий Кандинский «Композиция VI»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 43

Пит Мондриан «Композиция в сером, розовом»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 44

Лучше уж никак не рисовать, чем рисовать никак – решили минималисты.

Дональд Джадд

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 45

Фрэнк Стэлла «Harran II»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 46

Эльсуорт Келли «Зеленая клякса»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 47

и концептуалисты.

Джозеф Кошут «Часы и пять часов»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 48

Йозеф Бойс «Стул с жиром»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 49

И стали минималисты делать объекты, а концептуалисты стали сочинять концепты и делать проекты. Для того, чтобы проект был проектом, к нему необходима документация. И стали концептуалисты заниматься бюрократической работой – стали они писать документацию. Будучи по натуре своей бюрократами, концептуалисты успешно вписались во все бюрократические структуры, которые должны заниматься искусством. И стало «серьезное» искусство концептуальным, А концептуальное искусство стало серьезным и для простого народа непонятным.

В отличии от концептуалистов поп артисты и разные пост модернисты поняли, что для достижения успеха, рисовать надо то, что видит народ. А так как народ видит все в основном по телевидению, то и рисовать надо соответственно.

Клас Ольденбург. Скульптура «Волан»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 50

Туфли Charlotte Olympia. Принт Рой Лихтенштейн

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 51

Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл»

Очень краткая история искусства от arinina, с иллюстрациями, скрупулезно подобранными под каждую сентенцию, фото № 52

И стали поп артисты рисовать то, что должно нравится народу, а постмодернисты – Все, что нравится народу, смешивая это Все, подобно кулинарам. И стали они грести деньги лопатой. А там, где деньги – там арт-бизнес. И вписались они успешно во все коммерческие структуры, которые должны заниматься искусством. И стало все коммерческое искусство популярным, а популярное искусство коммерческим.

Вот такой вот занимательный текст мы нашли.

В следующих публикациях я хочу собрать небольшие подборки современных произведений искусства, которые не только не уступают лучшим достижениям мировой классики, но продолжают совершенствовать свою технику и изумляют современников тонкостью, красотой и гармонией линий, цветовых решений, выбором сюжета…

Итак, продолжение следует.

Как всегда всем хорошего настроения, мастерам побольше продаж, а покупателям приятных покупок на Ярмарке Мастеров.

Для вас постарались Marinin, Елена Мармышева и Валентина Рогозянская.

До новых встреч.

Источник

Петровский перелом

За 50 лет 18 века русскому искусству предстояло проделать тот же путь, который страны Западной Европы проделали за 2 – 3 века. Это вызвало своеобразный характер русской культуры, когда одно направление еще не успевало развиться до конца, а уже сменялось другим за 10 – 15 лет. И только с середины 18 века (40-50-ые годы) течение русского искусства станет более ровным.

Первая четверть 18 века

Искусство становится государственным и светским. Теперь уже не царь или церковь заказывают художнику произведение, а заказчик, в соответствии со своим вкусом, с модой эпохи. При этом новое искусство не всегда встречает понимание.

В первое десятилетие работают в основном иностранные мастера, но уже вскоре воспитываются русские художники, которых царь отправил за границу. Петербург становится местом, где формируются вкусы нового времени, он – центр творческих усилий народа, связующее звено между Россией и Западом.

Великий город на берегу Невы

Главной задачей русского зодчества в 18 веке стало приобщение к общим законам античной, ренессансной, барочной и классицистической архитектуры. Рубеж между средневековьем и новым временем Россия преодолевала в начале 18 века. Встали совершенно новые проблемы строительства. Не хаотичное возникновение улиц древних городов, а четко спланированные прямоугольные, лучевые, веерные архитектурные построения. Строго прямолинейные улицы, соблюдение единого типа застройки, понятие фасад улицы, новые типы дворцов, церквей, общественных и промышленных сооружений – вот задачи градостроительства нового времени.

Рождение Санкт-Петербурга

Природные условия среди, которых вырастал новый город: топи, болота, низкие берега, наводнения, отсутствие камня, прочной древесины. Первоначально какой бы то ни было план строительства отсутствовал. Петру нужна была крепость, чтобы не пустить шведов в Неву. Он выбрал для ее строительства место, откуда можно было бы обстреливать фарватер на Неве. Это был Заячий остров. Началом строительства стала закладка 16 мая 1703 года мощной крепости «Санкт-Питер-Бурх, за которой потом укрепилось название Петропавловской по главному собору крепости. Само укрепление города имело простую структуру: многоугольник земляных валов с шестью бастионами, охвативший остров, обрамлял открытое пространство, пересеченное каналом. С 1706 года земляные укрепления стали заменяться каменными.

Читайте также:  К признакам закрытого перелома конечности не относится

Но уже при строительстве первой крепости Петр желал, чтобы собор совершенно новой для страны архитектуры поднялся как можно быстрей.

Композиционный центр крепости – Петропавловский собор (1712 – 1733) гг. Архитектор – Доменико Трезини. Собор стал и образцом для многочисленных церквей будущего города. Собор в плане – трехнефная базилика, а не крестово-купольный храм. Колокольня собора представляет собой единый массив, разделенный на ярусы – этажи. Это традиция западноевропейских колоколен и ратушных башен. Стены собора не орнаментированы. Характерны волюты – чисто барочный элемент. Совершенно новая цветовая гамма – песочный цвет, голубой и белый на фасадах, серебро и золото в кровлях. Шпиль собора стал одной из градостроительных доминант города.

Здание Двенадцати Коллегий (1722 – 1742)

Это здание тоже возвел Доменико Трезини со своим учеником – первым русским архитектором, учившимся за границей – Земцовым. Самостоятельные двенадцать зданий перекрыты каждое сомостоятельной кровлей, но со схожим рисунком орнамента и связаны между собою единым, самым большим в России коридором. На фасадах введены пилястры. Оригинально здание первого русского музея Кунсткамеры. Архитектор Маттарнови.

«Небесная линия» Петербурга.

Город, расположеннный на островах, словно бы весь наполнен водой: это и Большая Нева, и Малая Нева, и Большая Невка, и Малая Невка, Фонтанка, Мойка, Екатерининский канал, Крюков канал. Он выстроен на низком месте, очень ровном, а уровень воды высок. Следовательно, горизонтали преобладают в городе над вертикалями. Таков же и Хельсинки, где береговая линия, в отличие от Петербурга, изрезана, волниста, берег неровен и скалист. Поэтому главный собор Хельсинки поставлен на возвышении, чтобы его выделить.

Похож на Петербург Копенгаген, но в нем нет протяженных набережных, много портовых сооружений. Шпили соборов недостаточно остры и ровны, имеют неправильную барочную форму. В Санкт–Петербурге нет подъемов и спусков, улицы как будто превращены в интерьер города. Сады и бульвары встроены в город. Чтобы подчеркнуть горизонтали, но не превращать город в скучную степь, архитекторы возвели в нем три главных доминирующих вертикали: Петропавловский шпиль, Адмиралтейство и шпиль Михайловского замка.

Это вертикали, перпендикулярные к горизонталям. Им вторили высокие колокольни: Никольского морского собора на Крюковом канале и снесенная на Сенной колокольня Успенской церкви. Следовательно, если перед нами город с сильно выраженными горизонталями, в нем нужно ставить несколько вертикальных доминант. «Небесная линия» означает, что между низким небом и гладью воды и расположена узкая линия берега с несколькими вертикалями. Тем же преобладанием водных стихий продиктована цветовая гамма Петербурга: туманы и дожди заставляют искать яркие сочетания красок. Кирпич в Петербурге штукатурили, а штукатурку красили, Цвета предпочитали яркие, прозрачные – акварельные. Подобные вопросы решались в 16 веке и при формировании ансамбля Венеции.

Перенос центра города

Особенностью раннего этапа строительства Петербурга стало возникновение второго центра, успешно соперничавшего с первым. Полноводная быстрая Нева лежала между Городским островом, где Петр хотел видеть центр нового города, и дорогами, которые вели к главным городам России. Дважды в году, во время ледохода и ледостава, связь надолго нарушалась, поэтому Адмиралтейскую верфь, где строились суда балтийского флота, заложили в 1704 году на Московской стороне – левом берегу Невы. Так возник будущий ансамбль Адмиралтейства, к которому станут постепенно примыкать дома знати, главные лучи города, а затем и сам дворец русских правителей.

Для проектирования нового города была создана специальнаяканцелярия во главе с Доменико Трезини – строителем Петропавловской крепости. В этой канцелярии были разработаны типы зданий для простых, зажиточных и богатых людей. Постепенно строительство нового города стало приобретать все более планомерный характер. На той же стороне Невы, где и Адмиралтейство, появился Летний дворец Петра (1710 – 1714) арх. Трезини. Был посажен Летний сад.

Читайте также:  Двойной перелом задней стопы

Наряду с Петербургом началось строительство в его окрестностях: Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне. В Петергофе был разбит «французский парк» с фонтанами со стороны Финского залива, построены павильоны, установлена скульптура. Во дворце царь принимал послов, проходили приемы.

В 1714 году Петр своим указом запретил каменное строительство по всей стране. Каждый приезжавший в город обязан был привезти с собой несколько кирпичей. Тысячи мужиков сгонялись на низкие берега Невы в невыносимые условия, чтобы новая столица росла быстрей. Трудом этих людей стал подниматься новый город.

Источник

ВЗЯТО ОТСЮДА

Н. Т. Пахсарьян

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭПОХ: ПОНЯТИЕ РУБЕЖА, ПЕРЕХОДА И ПЕРЕЛОМА

(Литература в диалоге культур-2. Материалы международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 12-17)

Литературный журнал геосимволистов “Мой берег”. Библиотека “Символика”

https://moy-bereg.ru/obschee-literaturovedenie/n.-t.-pahsaryan-k-probleme-izucheniya-literaturnyih-epoh-ponyatie-rubezha-perehoda-i-pereloma.html

На вопрос о том, что значит понятие «рубеж эпох», по существу, ответил некогда академик Д. С. Лихачев в своей статье «Два типа границ между культурами». Позволю себе пространную цитату: «Понятие границы в культуре несет в себе нечто таинственное. Что это – полоса общения или, напротив, стена разобщенности? Очевидно – и то, и другое. Как область наиболее интенсивного общения культур, она знаменует собой наиболее творческую сферу, где культуры не только обмениваются опытом, но и ведут диалог, по большей части обогащающий друг друга, но иногда и стремящийся к сохранению собственной обособленности» .

В то же время – это самый общий ответ на вопрос, который в историко-литературном плане требует существенных уточнений. Ведь ни понятие «эпохи», ни понятие «рубежа, границы» не обладают устойчивым и однозначным смыслом, тем более что этими понятиями пользуются и историки, и культурологи, и философы, и литературоведы.

В литературоведческом обиходе мы говорим, например, об эпохе средневековья и эпохе «Серебряного века», об эпохе Возрождения и эпохе романтизма, об античной эпохе и пушкинской эпохе, не всегда отдавая себе отчет в разных объемах, которые приобретает это понятие в данных и им подобных словосочетаниях. Следовало бы обратить внимание и на то, что, даже если признать очевидное метафорическое содержание терминов «пушкинская эпоха» или «Серебряный век» (длительность которого, как известно, гораздо короче века как историко-хронологической единицы), то все же остается значительное различие между такими, например, вполне литературоведчески и исторически строгими понятиями, как «эпоха средневековья» и «эпоха Возрождения», или «XVII век» и «Новое время».

Здесь мы называем, по существу, два типа эпох – цивилизационную, стоящую в ряду «Античность, Средневековье, Новое время» и т. д., и историко-культурную, входящую в ряд понятий «Возрождение, XVII век, Просвещение» и т. п.. Ряды пересекаются: так историко-культурная эпоха Ренессанса являет собой поздний этап большой цивилизационной эпохи Средневековья [2], а «XVII век» – самостоятельная историко-культурная эпоха, входящая, вместе с «эпохой Просвещения» и «XIX веком» в исторически более протяженную эпоху нововременной цивилизации.

Соответственно, различными предстают и рубежи эпох. В самом общем виде их можно дифференцировать по резкости, интенсивности и темпам историко-культурных изменений на «переломные» и «переходные». В данном случае эти понятия предлагается понимать не как синонимичные: перелом – резкое, быстрое, внезапное изменение (сколь бы долго оно подспудно не вызревало в той или иной культуре), переход – постепенная, медленная, порой незаметная эволюция. И рубежи историко-литературных эпох дают нам примеры того и другого: так, граница между Возрождением и XVII веком являет собой образец «перелома», ибо это не только и не просто изменение жанрово-стилевых принципов в литературе под воздействием «внешней эрозии» (М. Фуко), с одной стороны, и внутренней эволюции, с другой, а трансформация картины мира, принципов мышления (научного, но и художественного), изменение концепции человека и мира, уклада жизни отдельного индивидуума и общества и т. д. А, скажем, рубеж между XVII и XVIII веками представляет собой образец «перехода»: сдвиги, происходящие в мироощущении человека в этот период, не меняют кардинально картины мира, Новое время продолжает свое становление, философская и художественная