Гуманитарная наука в россии перелом 1917

Гуманитарная наука в россии перелом 1917 thumbnail

Гуманитарная наука в России и перелом 1917 года: экзистенциальное измерение

Редакционная коллегия:

Е.В. Абдуллаев, О. А. Довгополова, А. А. Каменских (отв. ред.)

Рецензенты:

доктор философских наук Д. Б. Бирюков

доктор философских наук В.М. Лурье

доктор философских наук В. И. Повилайтис

историк русской философии и общественной мысли XX века В.М. Кейдан

Попытка предисловия: страницы путеводителя растерянных

Когда мы задумываемся о событиях, изменивших судьбы целых государств, нам легко оперировать «большими величинами». Неудивительно – ведь кажется, что нигде воля огромных масс людей не становится столь очевидной, чем в описании революций, завоевательных войн, социальных потрясений. Четкие очертания приобретают как волевые усилия побеждающего сообщества, так и катастрофическое разрушение мира тех, кто не смог вписаться в новые контуры вселенной. Чем дальше от нас событие, тем больше искушение видеть именно «большие величины» – ведь иначе невозможно понять, что происходило с каждой отдельной точкой меняющегося пространства. Вопрос о собственном поведении в ситуации цивилизационного слома для честного перед собой человека, как правило, не возникает – невозможно рассчитать собственный выбор в ситуации, которую мы принципиально не способны пережить. Не возникает до тех пор, пока не появляется ощущение приближения чего-то, возможно, совершенно иного по природе, но сопоставимого по масштабам. Это ощущение меняет оптику восприятия далекой эпохи – вопросы, которые определяют ситуацию нашей современности, влекут за собой и то, о чем мы вопрошаем прошлое. Когда теряешься в попытке осознать, что происходящее вокруг значит именно для меня, становится предельно ясно, что другие люди уже вглядывались в мир вокруг себя в поисках ответа. И эти люди много лет назад свой выбор осуществили. Нам сегодня видно, к чему этот выбор привел – иногда это история успеха, иногда – катастрофической ошибки. Эпоха перелома не дает воспользоваться «рецептом», тут человек действует на свой страх и риск, руководствуясь некими предельно значимыми для себя ориентирами. Понять, что именно заставило его сделать тот или иной выбор – тот еще интеллектуальный квест. Особенно если пытаешься найти ответ на собственный вопрос, заданный из собственного времени.

Авторы этой книги в разное время задали себе именно эти вопросы. Сконцентрировав взгляд на переломе 1917 года, несколько гуманитариев из разных стран попытались увидеть разные варианты «экзистенциального жеста» представителей академического гуманитарного знания и художественного пространства. В августе 2015 в пермском филиале национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» эти теоретики смогли поделиться результатами своих поисков. Международный научно-образовательный семинар «Гуманитарная наука в России и перелом 1917 г.: экзистенциальное измерение» открыл некое общее поле мысли, позволившее создать общий текст, представленный в этой книге. Исследовательская группа имела уже опыт анализа феномена «человека исторического» (в августе 2014 года мы собирались в Перми на научно-образовательном семинаре «Человеческое измерение времени», а ранее – на трех семинарах «Эсхатос: философия истории в предчувствии конца истории» в Одессе: все названные мероприятия организовывались авторами этих строк). Постановка вопросов в том виде, в котором они представлены в данном издании, не была бы возможна вне опыта работы в рамках «Краковских встреч», ежегодных конференций по русской философии, организуемых под руководством профессора Университета Иоанна Павла II (Краков, Польша), сестры Терезы Оболевич.

Какова была цель нашего совместного поиска? Мы попытались разработать ту методологическую оптику, которая позволяет анализировать реакцию представителя академического сообщества на слом эволюционного движения истории.

Экзистенциальный жест человека в этой ситуации в значительной мере определяется историчностью его мышления и необходимостью преобразовывать сложившиеся представления о собственной роли в истории под влиянием не зависящих от него обстоятельств. С предельной ясностью варианты подобной реализации экзистенциального жеста раскрываются в контексте жизненного выбора представителей академической среды. Принадлежность к гуманитарному академическому пространству предполагает осознание значимости традиции и одновременно тренированность критического мышления (таким образом, человек не может «автоматически» принимать предложенные обстоятельства и неизбежно рефлексирует по поводу их исторической значимости). Ситуация первой четверти XX века оказывается предельно продуктивной для изучения интересующего нас экзистенциального жеста[1], ибо первые значимые сломы академической традиции произошли именно в это время – первый в 1914 (начало первой мировой войны) и 1917 (дата, значимая в первую очередь для российской университетской жизни). При этом те социальные трансформации, которые стали причиной указанных сломов, воспринимались современниками не как «катастрофа» или случайное сочетание событий, а как действительное творение истории, ориентированное на создание принципиально нового общества (вне зависимости от оценки происходящего).

В этой ситуации с предельной резкостью перед человеком встает задача «перезапуска» собственного проекта жизни в контексте цивилизационного слома. Для гуманитария вопрос самоопределения в исторической ситуации оказывается вопросом выживания – методологическая позиция исследователя могла оказаться пропуском как к карьерным высотам, так и к социальной изоляции (в лучшем случае). Реакция представителей академического пространства как носителей исторического сознания зачастую оказывается «несимметричной». Это чаще всего не политическая деятельность, но методологический выбор, оказывающийся экзистенциальным жестом человека в истории.

Несимметричные реакции интеллектуалов в ситуации обрушения привычного академического уклада кажутся провальными в контексте бурно развивавшихся политических событий. При этом внимательный взгляд на судьбы российских профессоров (и шире – «людей университета»), частично оказавшихся за рубежом, частично действовавших на родине, позволяет убедиться в существовании особой интеллектуальной позиции, являющейся адекватным выбором в ситуации политического взрыва. Убежденность в значимости критического мышления и исторической компетентности в построении политической идентичности создают ту особую экзистенциальную платформу, на которой избравшие её люди оказываются иногда более успешны с точки зрения влияния на «судьбы мира», чем проекты жизни «пламенных революционеров» или отважных воинов (примеры – участие Л.П. Карсавина в разработке основ современной литовской историографии и в целом – в создании литовского академического языка; сходную роль по отношению к болгарской гуманитарной науке сыграли работы П.М. Бицилли; можно вспомнить значимость работ Александра Койре, Георгия Вернадского, Александра Кожева для разработки проблем современной истории и социологии науки, значение П.А. Сорокина для американской социологии и философии истории).

Читайте также:  Лучевой перелом лапы собаки

Необходимость выстраивания индивидуальной жизненной позиции позволяет рассмотреть жизненные проекты российских интеллектуалов за рубежом и на родине как уникальные эксперименты, цели которых выходят далеко за пределы потребностей отдельного человека. Значимо рассмотреть как успешные, так и условно «провальные» проекты, чтобы обозначить данный жест максимально выпукло. Для организаторов семинара значимо соучастие в исследовании представителей тех академических традиций, частью которых стали российские гуманитарии-эмигранты.

Для современного представителя академического мира предлагаемая проблематика оказывается предельно актуальной. Мощные тектонические сдвиги геополитического характера, детектируемые в последние десятилетия, не позволяют нам выстраивать собственную жизненную позицию в контексте представлений об эволюционном развитии мира. Цивилизационная динамика ставит перед гуманитарием вопрос о его собственной ответственности за направленность развития мира, в котором он живет В противном случае гуманигаристика оказывается бесполезной. Тщательный анализ экзистенциальных жестов людей, переживавших типологически сходную ситуацию, является, таким образом, значимым не только в теоретической, но и практической перспективе.

Источник

Люкс Л. Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2017. № 2. С. 5-8.

Споры о причинах и о характере Русской революции, которым посвящена данная рубрика Форума, начались непосредственно после свержения царя и продолжа- ются до сих пор. Казалось бы, что ничего необычного в этом нет. Ведь споры о Великой французской революции длятся намного дольше, и конца им не видно. Однако между французской и русской революцией существует одно принципи- альное различие: революционный цикл завершился во Франции после 25 лет, т.е. в течение одного поколения, реставрацией. В России же свидетелями революци- онного цикла стало несколько поколений. Ни одна из европейских революций не удержалась у власти так долго, как большевистская, ни одна не пустила таких глубоких корней. Но была ли победа большевиков в октябре 1917 г. чем-то неиз- бежным? Являлся ли большевистский переворот логическим завершением «Февраля»? Так считают многие аналитики, которые упоминаются в статьях этой рубрики и которым я хотел бы в этом кратком вступлении уделить некоторое внимание.

Добавлено: 20 марта 2018

Статья посвящена анализу официальных политических решений, связанных с подготовкой к столетию революции 1917 года в России. На основе официальных документов, публичных выступлений политиков и материалов СМИ прослеживается эволюция подходов властвующей элиты постсоветской России к переосмыслению «мифа основания» советского государства и вписыванию его в новый исторический нарратив.

Ключевые слова. Политика памяти, символическая политика государства, официальный исторический нарратив, коммеморация, революция 1917 года в России, Великая российская революция.

Добавлено: 24 декабря 2017

Киселева М. С. Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2017. № 2. С. 57-72.

«Русская весна» 1917 г. принесла в страну революцию. И это – не поэтическая метафора. Кто-то может увидеть своего рода моду в таком эпитете, если вспом- нит «Пражскую весну» 1968 г. или даже современные события на арабском Во- стоке, которые журналисты любят называть «арабской весной». Однако тексты времени первой русской революции столетней давности обнаруживают, что со- бытия в Петрограде и Москве современники называли «мартовской революци- ей», несмотря на столетнюю привычку учебной литературы в СССР, а затем в России, именовать ее «февральской».

Добавлено: 20 марта 2018

Туманова А. С. В кн.: Великая российская революция, 1917: сто лет изучения: материалы Международ. науч. конф. (Москва, 9-11 октября 2017 г.). ИРИ РАН, 2017. С. 209-213.

В сттаье показано, что весной 1917 г. в России были условия для реализации либеральной концепции взаимоотношений власти и организованной в добровольные ассоциации общественности.

Добавлено: 12 октября 2018

В глазах многих современников и историков российской Гражданской войны Белое движение было делом прежних имперских элит, не понявших и не принявших революцию. Белые желали вернуть прежнюю Россию. Это подчеркивал и возвышенный цветаевский образ «белогвардейской рати святой», и совсем не поэтичная белая «контрреволюция», о которой писали советские историки. Но к чему в действительности стремились белые правительства? Как белые управляли подконтрольной им территорией и мобилизовывали свои армии? Как население относилось к белым правительствам и к экспедиционным отрядам Антанты, выступившим в поддержку белых? И почему жители российских окраин нередко воевали вместе с белыми против большевиков? Исследование Людмилы Новиковой, посвященное истории антибольшевистской Северной области, — попытка дать ответы на эти вопросы. Основанная на материалах российских и зарубежных архивов, книга обращает главное внимание на политические парадоксы Белого движения, а также на провинциальный контекст белой борьбы, который в значительной мере определил ход и исход российской Гражданской войны.

Читайте также:  Лечение прополисом при переломе

Добавлено: 11 марта 2013

Поливанов К. М. В кн.: Venok. Studia Stefano Garzonio sexagenario oblata. In Honor of Stefano Garzonio. Т. 2. Вып. 41. Стэнфорд: Berkeley Slavic Specialties, 2012. С. 70-74.

Работа посвящена интерпретации восприятия революции в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака рецензентами редколлегии журнала «Новый мир». На материале газет февраля-марта 1917 года предлагается объяснение одной из ключевых оценочных реплик центрального героя романа.

Добавлено: 30 января 2013

Под науч. редакцией: L. Novikova, S. Badcock, A. Retish. Vol. 1: Russia’s Revolution in Regional Perspective. Bloomington: Slavica Publishers, 2015.

This volume presents a series of essays from leading international scholars that expand our understanding of the Russian Revolution through the detailed study of specific localities. Answering the important question of how locality affected the revolutionary experience, these essays provide regional snapshots from across Russia that highlight important themes of the revolution. Drawing on new empirical research from local archives, the authors contribute to the larger historiographic debates on the social and political meaning of the Russian revolution as well as the nature of the Russian state.  Russia’s Revolution in Regional Perspective highlights several important themes of the period that are reflected in this volume: a multitudinal state, the fluidity of party politics, the importance of violence as an historical agent, individual experiences, and the importance of economics and social forces. We reconceptualize developments in Russia between 1914 and 1922 as a kaleidoscopic process whose dynamic was not solely determined in the capitals.

Добавлено: 16 ноября 2015

Platt K., Polivanov K. M. Literary Studies. WP BRP. Высшая школа экономики, 2016. No. WP BRP 14/LS/2016.

Связь личности и исторических процессов – одна из центральных тем Бориса Пастернака, начиная с ранних поэтических опытов и до романа «Доктор Живаго». Творческое усвоение и переживание переломных событий русской истории стало темой одного из самых загадочных стихотворений поэта «Может статься так, может иначе…». В статье предлагаются  ключи к интерпретации этого текста с опорой на исторический и биографический контекст, с одной стороны, и на выявление и анализ целого ряда возможных аллюзий. Нам представляется, что стихотворение предлагает один из первых опытов авторской «интимизации истории», так Пастернак в конце 1920-х назвал эту черту своей творческой манеры

Добавлено: 1 апреля 2016

ИРИ РАН, 2017.

В сборнике представлены материалы Международной научной конференции, приуроченной к столетию Великой российской революции 1917 года. Основное внимание уделено экономическому положению России накануне и в годы революции, политическому кризису и трансформации властных институтов, деятельности партий и общественых организаций, национальным движения, культурной и духоновй жизни российского общества, проблема историографии революции и исторической памтяи о ней. Среди авторов – ученые из академических учреждений и вузов Москвы, С.-Петербуга и других регионов России, сотрудники ведущих отечественных музеев и архивохранилищ, иностранные исследователи из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Добавлено: 12 октября 2018

Шарова А. В. В кн.: Человек и общество перед судом истории. М.: РГГУ, 2013. С. 322-339.

Данная статья основана на поэтическом наследии известного русского историка А.Н.Савина. На протяжении многих лет он писал стихотворения и вел дневник университетских дел. Опираясь на эти источники, была сделана попытка реконструировать и проанализировать восприятие историком событий революций 1917 г.  и общей атмосферы тех лет.

Добавлено: 15 мая 2013

Margarita Kuleva. Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2015. No. 85.

Добавлено: 3 февраля 2015

Гимпельсон В. Е. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2002. № 01.

Добавлено: 26 марта 2013

Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.

Добавлено: 12 мая 2012

Под науч. редакцией: М. А. Пильгун Вып. 12. М.: АПК и ППРО, 2012.

В сборнике представлены работы, выполненные в  рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими  вопросами организационной, профессиональной и межличностной  коммуникации.

Добавлено: 26 апреля 2012

Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.

Добавлено: 28 мая 2012

Под науч. редакцией: З. М. Саралиева, А. А. Иудин Вып. 1. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2011.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Добавлено: 11 мая 2012

Под редакцией: И. Иванов, Л. Агеева, Д. Дубоделова и др. М.: МИЭМ, 2012.

Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.

Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.

Читайте также:  Перелом шейки плеча время больничного

Добавлено: 28 апреля 2012

Лебедева Н. М. Общественные науки и современность. 2012. № 5. С. 25-40.

Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.

Добавлено: 12 мая 2012

Гимпельсон В. Е. Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2002. № 05.

Добавлено: 26 марта 2013

Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 03.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Добавлено: 3 мая 2012

Татарко А. Н. Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 17. № 1. С. 47-55.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Добавлено: 12 сентября 2012

Таллинн: Таллинн, 2012.

Добавлено: 26 декабря 2012

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Добавлено: 15 декабря 2012

Savelieva I. M. Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2011. No. 02.

This study researches some of the most recent theories (elaborated by historians and social scientists) applied to the practice of historical research. The object of this research includes ideas, concepts, notions, methods of scholarly analysis of past social reality, as well as the emergence of new interdisciplinary fields, mutual borrowings and interventions. In this connection, the opposite process — the historization of some very disparate disciplinary discourses — is briefly addressed. It includes especially historical aspects of anthropology and sociology in the coming century. The research is based on information from journals specialized in history and theory, on leading history journals which demonstrate the state of art in various research areas, on sociological journals publishing material on historical sociology and on monographs from 1995—2010.

Добавлено: 12 апреля 2012

Valletta: ELRA, 2010.

Добавлено: 17 декабря 2012

Скиперских А. В. Свободная мысль. 2005. № 8. С. 119-203.

Добавлено: 28 октября 2014

Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 04.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

Добавлено: 11 мая 2012

Тулякова И. И., Бочкарева Н. С. Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3(1). С. 150-154.

Добавлено: 11 декабря 2014

Источник