Гимнастика при переломах у детей

Возможности восстановления нарушенной трудоспособности при помощи лечебной физкультуры лучше всего могут быть продемонстрированы на опыте лечения больных с переломами позвоночника. В СССР этот метод детально разработан Е. Ф. Древинг и В.В.Гориневской. Переломы позвоночника относятся к наиболее тяжелым повреждениям. Долгое время считали, что это поражение влечет за собой стойкую потерю трудоспособности и порой полную инвалидность.
Наибольшее число переломов позвоночника протекает без нарушений со стороны нервной системы; к ним относятся так называемые компрессионные переломы, которые чаще всего появляются при падении с высоты на ноги или ягодицы, а также при падении на голову и т.д. Под влиянием сгибающей тяжести удара передняя (вентральная) пластинка одного из позвонков ломается, тело его сплющивается, а лежащий выше позвонок при этом соскальзывает вперед.
Приступая к лечению, следует помнить, что позвоночник является органом опоры, сохраняющим вертикальное положение тела, органом движения (основная ось и место прикрепления мышц туловища, верхнего и нижнего пояса) и органом, окружающим спинной мозг с его оболочками и корешками. Перед лечащим врачом стоит задача восстановить функции позвоночника как органа опоры и движения и предупредить возможное сдавление спинного мозга. Долгое время классическим методом лечения перелома позвоночника считали длительное вытяжение на наклонной плоскости с фиксацией позвоночника круговым гипсовым корсетом; при этом большинство авторов считало необходимым держать больного в поддерживающем аппарате, гипсовом или съемном корсете до года и даже больше. Такой метод лечения имеет большие недостатки: при длительной иммобилизации образование на месте перелома костной мозоли замедлено, возникает резкая атрофия мышц спины и тугоподвижность межпозвонковых суставов. Спина больного после снятия корсета обычно становится плоской без физиологических изгибов, без выпуклостей, соответствующих развитым группам мышц. Такие больные обычно могут передвигаться только на костылях.
При лечении компрессионных переломов позвоночника лечебная физкультура предусматривает следующие задачи:
– восстановление правильной оси и нормальных изгибов позвоночника (положение позвоночника в состоянии разгибания);
– укрепление длинных мышц спины и других мышечных групп туловища, восстановление нормальной подвижности и гибкости позвоночника;
– создание мощного мышечного корсета, способного удерживать позвоночник в правильном положении.
Обычно достаточно 4-5 месяцев применения лечебной физкультуры для восстановления трудоспособности больных.
После первых сообщений об эффективности лечебной физкультуры при переломах позвоночника этот метод широко внедрился в повседневную практику травматологических стационаров.
Методика лечебной гимнастики (по Е. Ф. Древинг). Для подготовки больного к занятиям на наклонную плоскость кровати (головной конец ее поднимают на 15-20 см) кладут щит с плотным матрацем, на который помещают больного. Для того, чтобы больной не сползал с наклонной плоскости, ему под руки подводят мягкие лямки, которые прикрепляют к изголовью кровати. Для сохранения естественных изгибов позвоночника под шейный и поясничный лордозы подкладывают небольшие подушечки (из волоса с небольшим слоем ваты). Подкладывание подушечек под место перелома недопустимо.
При повреждениях шейных и I-III грудных позвонков вытяжение осуществляют при помощи петли Глиссона.
При закрытых травмах позвоночника, если нет противопоказаний, упражнения применяют с 3-5-го дня.
Е. Ф. Древинг предложены серии физических упражнений для применения в различные стадии заболевания.
При применении лечебной гимнастики целесообразно придерживаться общепринятого деления на 3 периода.
Первый период – наиболее ранний. Упражнения этого периода обычно проводят в течение первого месяца лечения. В первые дни занятий производят осторожные движения конечностями и широко используют дыхательные упражнения. Методической особенностью выполнения упражнений является требование производить движения руками и ногами, не отрывая их от плоскости постели. Этим предупреждают возможность напряжения мышц плечевого и тазового пояса, что может вызывать смещения и оказывать другие неблагоприятные влияния на позвоночник. С ослабленными больными такого характера упражнения проводят в течение 6-12 дней. При отсутствии противопоказаний и хорошем общем состоянии многие больные могут переходить к дальнейшим упражнениям. При этом с первых же дней больному рекомендуют проделывать упражнения самостоятельно 2 раза в день; продолжительность упражнений 10-15 минут. Начальные занятия лечебной гимнастикой инструктор (методист) должен проводить индивидуально с каждым больным; в дальнейшем больных можно объединять в группы в зависимости от периодов применения лечебной физкультуры.
Как было указано выше, спустя 6-12 дней от начала занятий лечебной гимнастикой число их постепенно увеличивают, больные могут их выполнять с большей силой и большей амплитудой.
Сначала включают более легкие упражнения, затем переходят к более трудным; также постепенно увеличивают и число их повторений. Для тазового пояса еще не дают большой нагрузки, но зато энергично вовлекают в работу мышцы плечевого пояса и начинают осторожную тренировку мышц – разгибателей спины.
Упражнения проделывают до конца первого месяца пребывания больного в постели. Если нет противопоказаний, с 8-10-го дня больному рекомендуют часть времени проводить лежа на животе. При тяжелых переломах со смещением, даже при отсутствии отклонений со стороны нервной системы, поворот на живот разрешают не ранее 14-го дня после перелома. Поворот проделывают так: больной, лежа на спине, передвигается на край кровати; одной рукой, расположенной вдоль края кровати, он захватывает изголовье, второй, вытянутой вдоль туловища, производит поворот на живот. Первые повороты следует производить с поддержкой и помощью методиста. Под грудь (верхнюю ее часть) подкладывают обычную подушку. В таком положении проделывают специальные упражнения второй серии. При этом основным требованием является безболезненность упражнений. Наклонное положение постели облегчает выполнение упражнений.
Второй период обычно начинается со 2-го месяца лечения. Упражнения, применяемые в этом периоде, уже требуют хорошей координации движений и значительного силового напряжения.
В эту серию включают упражнения на развитие гибкости позвоночника и производят дальнейшую настойчивую тренировку разгибательной спины. К этому времени продолжительность каждого занятия доводят до 45 минут (с интервалами для отдыха после каждой группы упражнений). Организованные занятия проводят не менее 2 раз в день. Кроме того, больной должен 2 раза в день заниматься самостоятельно.
Обычно разрешают вставать спустя 60 дней после перелома, а в тяжелых случаях позже. При подъеме с постели больной не должен садиться. В положении лежа на животе (или стоя на коленях) больной передвигается на край кровати и спускает на пол сначала одну, затем вторую ногу. К этому времени он приступает к выполнению упражнений третьего периода. Кроме того, проводят и занятия в положении лежа.
Разрешая вставать, врач должен руководствоваться следующими показаниями: отсутствие у больного болей в области перелома в покойном положении, отсутствие болей при постукивании в области позвонков на месте перелома, сглаженность выступа в области перелома, отсутствие болей после занятий гимнастикой (или наличие незначительных и непродолжительных).
Вставать для ходьбы и занятий гимнастикой в первые дни разрешают не более 3-4 раз в день и то на короткое время (20-30 минут). К концу 3-го месяца больной должен приучить себя ходить без отдыха 1/2-2 часа. Только научившись свободно ходить (недели через 3 после выписки), больной может приучаться к сидению. Для правильного положения спины во время сидения на стул следует подвешивать круглый валик на уровне поясничного лордоза. После выписки больной должен и дома длительное время заниматься гимнастикой и выполнять рекомендации врача по режиму.
Следует отметить, что у детей при лечении переломов позвоночника хирурги обычно пользуются только этим методом. Обычно сроки выздоровления в результате применения лечебной физкультуры в детской практике по сравнению со взрослыми значительно сокращаются. Нам удалось наблюдать больного Алешу Б., 12 лет, доставленного в хирургическое отделение Московской детской клинической больницы имени Н. Ф. Филатова с компрессионным переломом 3 позвонков, который спустя 3 месяца после лечения функциональным методом был выписан здоровым. Последующее наблюдение за ним в течение ряда лет показало стойкость полученных результатов; он хорошо развивался и в полном объеме занимался физкультурой и спортом.
Наблюдения нашей кафедры (И. Ф. Назарова) дают нам возможность рекомендовать сократить для детей сроки применения лечебной гимнастики по периодам: по первому периоду до 20-22 дней, второму – до 30-35 дней; после 35 дней пребывания на койке детям обычно уже разрешают вставать с постели, и до выздоровления применяют упражнения по третьему периоду.
Некоторые изменения следует вносить также в методику занятий лечебной гимнастикой с больными пожилого возраста. У них необходимо ограничить или полностью исключить статические упражнения с задержкой дыхания, включать в занятия в достаточном количестве дыхательные упражнения, упражнения, активизирующие периферическое кровообращение, а также массаж, применять более ранние повороты в постели и отдых (Т. П. Бумбе).
Источник
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом [1] . К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья – 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте – переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления – в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами – «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, – и диафизами – «трубками» кости с костномозговым каналом – у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» – перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом – сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы – разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы – отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости – апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические . Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые , когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей – чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения , когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением , когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция – нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей – компрессионные переломы позвоночника , которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков – возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома :
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить – это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь-десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным .
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения [2] . Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух-трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный – с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный – с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный – до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации – это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения – мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений – профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия – добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия – противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля – к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы – комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы – сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат – и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики – чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор
Мнение редакции
Реабилитационные центры обязательно должны обеспечивать высокий комфорт проживания маленьких пациентов: жизнеутверждающую эмоциональную атмосферу, игровые комнаты, приветливый персонал, полноценное и разнообразное питание и, конечно, возможность пребывания родителей, бабушек или дедушек на протяжении всего курса реабилитации. Поэтому обязательно контролируйте, какие условия созданы в медучреждении для пребывания ваших детей.
Источник