Фридрих эрмлер великий перелом
Каннский фестиваль на сегодняшний день является одним из самых престижных кинофестивалей мирового масштаба, а также и самым возрастным. Он берёт своё начало в 1939 году. Но для того, чтобы рассказать о нём, нужно переместиться на год раньше в Венецию. Именно там проходил главный общеевропейский кинофестиваль 1938 года. Присуждение победы фильмам «Олимпия» Лени Рифеншталь и «Пилот Лучано Серра» Витторио Муссолини (сын Бенито Муссолини, по инициативе которого и был создан Венецианский кинофестиваль) вызвало большой скандал в среде европейской элиты.
Впоследствии было принято решение об учреждении нового свободного от политики кинофестиваля, который должен был проходить во Франции. Председателем жюри назначили Луи Люмьера, а сам фестиваль должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года в Каннах, однако из-за начала Второй мировой войны его пришлось отложить на неопределённый срок. В итоге первый международный Каннский кинофестиваль провели только спустя семь лет.
Помимо даты проведения первого фестиваля в Каннах, 1946 год примечателен тем, что является годом начала Холодной войны и первым раундом идеологического противостояния СССР и США. По условиям каждая из стран, имеющих большое кинопроизводство, могла представлять до семи полнометражных кинокартин. Советский Союз был представлен следующими фильмами: продемонстрированный на открытии «Берлин» Юлия Райзмана, «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Здравствуй, Москва!» Сергея Юткевича и «Человек №217» Михаила Ромма.
Каннский кинофестиваль 1946 года. Постер
По итогам первого Каннского фестиваля главный приз «Гран-при» (начиная с 1955 года, высшая награда получит название «Золотая пальмовая ветвь») был присуждён 11 фильмам, среди которых был «Великий перелом» Эрмлера. Также нельзя не отметить знаковую победу отечественной картины «Каменный цветок» в номинации, утверждённой по ходу фестиваля — «Лучшее использование цвета». Руководитель советской делегации Михаил Калатозов впоследствии в официальном письме Андрею Жданову писал по этому поводу следующее:
«Победа советских картин была прежде всего победой советских идей. Подводя итоги фестиваля в Канне, можно сказать, что фестиваль явился своеобразным плацдармом борьбы двух противоположных идеологий — прогрессивно-демократической и буржуазно-реакционной. Эта последняя стремилась увести человечество в область мистики, клинического психоанализа, наркомании и зубоскальства, приправленного порнографией. Это была так называемая развлекательная тенденция, но по существу сугубо пессимистическая по своим настроениям».
Главной особенностью отечественных картин, представленных во Франции в 1946 году, было стремление показать возможность светлого будущего и место человека в нём. Герои и темы, выведенные советскими режиссёрами на экран, были наполнены жизнеутверждающими смыслами, чего не скажешь о всепоглощающем отчаянии и безысходности, ставшими в западном искусстве второй половины ХХ века на передний план.
Для режиссёра Фридриха Эрмлера гран-при Каннского фестиваля не было и не могло быть главной наградой, хоть он и понимал всю важность этого приза для страны. В какой-то степени это событие ознаменовало конец его творческого пути. Конечно, после «Великого перелома» будут ещё фильмы, однако будет видно, что лучшее своё кино режиссёр уже снял.
Постер фильма «Великий перелом»
Родился наш герой 1(13) мая 1898 года в одном из местечек Витебской губернии в бедной многодетной еврейской семье, рано лишившейся кормильца. С 12 лет был вынужден работать в аптеке. Владимир Маркович Бреслав (настоящие имя и фамилия режиссёра) не получил никакого образования, даже начального, у него просто не было возможности сделать это. С детства он мечтал стать актёром и, если бы не начавшаяся революция, то, скорей всего, мечты бы не были воплощены. Революция дала Эрмлеру всё, начиная от псевдонима и заканчивая жизнью, которую ему было суждено прожить.
В 1923 году, после военной службы, Эрмлер поступает на актёра в Петроградский институт экранного искусства, где учится в течение двух лет, но не заканчивает институт. Как оказалось, быть творцом экранного мира куда интересней, чем его героем. Поэтому в 1925 году Эрмлер организовывает киноэксперементальную мастерскую (КЭМ), где начинает делать собственные фильмы.
Фридрих Эрмлер в молодости
Первым фильмом Эрмлера была короткометражка по заказу Ленинградского горздравотдела «Скарлатина» (1924), в которой нельзя не найти влияние Козинцева и Трауберга, которыми восхищался в начале своего пути молодой режиссёр и шёл как бы по пятам. Но уже на съёмках следующей кинокартины «Катька – бумажный Ранет» (1926) Эрмлер становится на свой путь, изобретая вместе с актёрами Эдуардом Иогансоном и Фёдором Никитиним новый жанр комедийной мелодрамы. После этого выходят фильмы «Парижский сапожник» (1927) и «Дом в сугробах» (1927), которые служат своеобразным переходом к новому этапу творчества Фридриха Эрмлера.
Затем следует «Обломок империи» (1929), где впервые в творчестве режиссёра возникает человеческий характер – сложный, а главное живой. Это первый политический фильм Эрмлера, рассказанный глазами бывшего унтер-офицера, потерявшего память в результате контузии в Первой мировой войне и оказавшегося посреди нового времени. Таким образом, Эрмлер показывает обновление страны и достижения советской власти. Исследователи отмечают также в этом фильме влияние Фрейда, идеями которого был увлечён режиссёр, хоть они и шли вразрез коммунистической идеологии.
Стоит выделить картину «Встречный» (1932) о рабочих ленинградского турбинного завода, снятую совместно с Сергеем Юткевичем. Здесь Эрмлер осваивает приёмы музыкального монтажа. Теперь, когда в кино появляется звук, у режиссёра появляется возможность реализовать идею фильма о Бетховене, но судьба и партия распоряжаются так, что приходится снимать другой фильм.
В 1935 году на советские экран выходит фильм «Крестьяне», в котором идёт речь о новой советской деревне и о классовой борьбе внутри неё, продолжающейся после революции. В центре повествования находится кулак Герасим. Он стремится увеличить свиное поголовье, дабы подорвать деятельность колхоза. Жена Герасима, Варвара, искренне верит в коммунистические идеи и мечтает родить героя советской власти. Но, узнав о планах супруга, становится жертвой. После этого разворачивается борьба Герасима против начальника политотдела, которая завершается для Герасима поражением, а для членов колхоза – победой и подтверждением верности выбранного пути. Тем не менее фильм этот не так однозначен, как кажется на первый взгляд, в нём можно увидеть человеческую трагедию, социальное одиночество, на которое обречены некоторые люди эпохи коллективизма. «Крестьяне» пришлись по душе Иосифу Сталину, и на первом Международном московском фестивале 1935 года лента получила главный приз.
После «Крестьян» Эрмлер снимает, наверное, свою главную картину, двухсерийную киноэпопею об убийстве Кирова «Великий гражданин» (1937). В этом фильме режиссёр занимается исследованием природы революции, которая рано или поздно приводит к термидору. Фридрих Эрмлер изучает феномен бесовского в человеке, который приводит к вырождению людской общности. Примечательно, что одним из связующих этого фильма послужил роман Фёдора Достоевского «Бесы». Если же говорить о форме, то «Великий гражданин» является вершиной творчества художника, где можно найти общие точки с фильмами Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Пересматривая этот фильм сегодня — а сделать это определённо стоит — всякий зритель сможет открыть для себя собственный смысл, так как картина этими смыслами переполнена. И если мы заглянем вперёд, то увидим, что после «Великого гражданина» остальные работы Эрмлера выглядят второстепенными и откровенно слабыми.
В 1941 году начинается Великая Отечественная война, которая заставляет режиссёра открыть для себя новый жанр военного кино. Таким образом, в 1943 году выходит один из первых отечественных фильмов о войне «Она защищает Родину». На самом деле на протяжении всего своего творческого пути Эрмлер вынашивал идею фильма об армии и даже неоднократно заявлял об этом, однако политическая обстановка складывалась иначе.
Следующим, вышедшим уже на исходе войны, становится фильм «Великий перелом» (1945). Он, как и предыдущий фильм режиссёра, не только военный, но и политический, сделанный на заказ. Но главная особенность фильма заключается в другом. «Великий перелом» представляет собой масштабную картину, в центре которой – роль полководца-победителя, способного принимать верные решения в самых, на первый взгляд, безнадёжных ситуациях. Сюжет фильма рассказывает о Сталинградской битве, при том, что название города не употребляется. До минимума сведены и все батальные сцены, а враги представлены в лице нескольких пленных офицеров. Эрмлер показывает, как судьба войны решается генералами в штабе, а не на поле боя, которое представлено пространством стратегических карт. Перечисленное лишь подтверждает талант режиссёра, сумевшего с помощью ограниченных средств изобразить решимость и величие той силы, что смогла одолеть фашизм.
Фридрих Эрмлер. Гений кинопропаганды
Далее в творчестве Фридриха Эрмлера начинается спад. История, которая до этого столь любезно предоставляла сюжеты, после войны утратит свою динамичность. Молчание продлится пять лет, и в 1950 году режиссёр экранизирует пьесу Бориса Ромашова «Великая сила» про опровержение западной теории наследственности в биологии и опыты над выведением новой породы кур. Затем опять пауза длиной в пять лет, в течение которой Эрмлер будет тщетно пытаться воплотить идею фильма о Бетховене.
В 1955 году выйдет «Неоконченная повесть» – фильм о силе любви, способной вернуть человека к жизни. Это будет и попытка самого Эрмлера вернуться к жизни, так как кинематограф для него с наступлением новой эпохи умер. Он не сможет найти себя в наступившей оттепели. Как вспоминали современники, доклад Хрущёва на ХХ съезде станет для него настоящей трагедией. В 1958 году Эрмлер снимет «День первый» о событиях осени 1917 года и уйдёт в документальное кино.
Последним фильмом режиссёра станет «Перед судом истории» (1965) – интервью противника советской власти и монархиста Василия Шульгина, в котором он должен признать ошибочность своих реакционных идей. После этого, казалось бы, можно будет реализовать идею всей своей жизни и снять «Бетховена». Но 12 июля 1967 года, не пережив четвёртый инфаркт, Фридрих Эрмлер умрёт, оставив после себя несколько несомненных шедевров.
Интересное:
Михаил Калатозов. Предвестник “новой волны”
Фридрих Эрмлер. Гений кинопропаганды
Главные фильмы и сериалы о НЭПе
Фридрих Эрмлер. Гений кинопропаганды
Источник
Подписаться на VATNIKSTAN zen || vk || facebook || telegram
Источник
Решение, окончательно переломившее ход войны
Хороший фильм. В основе фильма, как я могу понять, лежат реальные герои и события происходившие во время Сталинградской битвы. Имена главнокомандующих изменены. Под генерал-полковником Муравьёвым, вероятно, подразумевается Ерёменко, а под генералом Виноградовым, изображён генерал Гордов. Изменение имён связано, наверное, с преследованием Гордова после войны.
Очень хорошо передано напряжение, возникающее в ожидании главного удара. Это напряжение видно и внутри, и между героями фильма. Оно нарастает по мере нарастания сложности ситуации в обороне Сталинграда.
И конечно, кульминацией фильма были кадры о принятии решения начать артиллерийскую подготовку за полчаса до наступления. Фактически генерал Муравьёв (Ерёменко) взял на себя ответственность за судьбу сражения и страны в целом, как минимум сохранив многие жизни тех кто оборонял Сталинград. У него не было времени согласовывать это со ставкой. По сути показан пример того, каким должен быть настоящий полководец.
Несколько уточнений
В фильме, разумеется, нет конкретных прототипов полководцев и операций. Да, в самом общем виде она напоминает оборону Сталинграда – но эпизод с контрартподготовкой взят из Курской битвы. Эрмлер просто хотел показать, как работает высшее командование на абстрактном сражении. Именно поэтому обороняемый Город именно так и называется, без уточнений.
И показал отлично! Виден тяжкий груз ответственности за решение, которое может стоить жизни тысячам бойцов. Видно, как важна информация и разведка – когда за восстановление связи жизни не жаль.
Отражены и зачастую весьма острые отношения между военачальниками. Когда у каждого командира своё понимание того, как надо – заставить их следовать плану бывает весьма непросто.
Личная драма Виноградова – один из самых сильных эпизодов фильма. Видно, как человек в момент трагедии собирает себя в кулак чудовищным усилием воли…
При этом фильм очень лаконичен, воды в диалогах абсолютно нет. Практически весь его можно растащить на цитаты, но не буду спойлить.
В общем, кто хочет иметь представление о внутренней кухне советских штабов в Великую отечественную – очень советую именно этот фильм.
В бой идут одни генералы
Есть три основные категории военных фильмов: 1) герои оказываются в гуще военных действий и становятся вершителями или свидетелями подвига 2) герои не участвуют в боевых действиях, но принимают непосредственное участие в войне тем или иным способом и, конечно, тоже совершают свой подвиг 3) фильмы, где война является фоном, но каким-то образом влияет на героев. ‘Великий перелом’ Эрмлера относится ко второй категории и представляет собой, на первый взгляд, настолько безэмоциональную и камерную картину, что зрителям, привыкшим к разрывам снарядов и демонстрации тягот жизни простого солдата, она может показаться напрочь лишенной патриотизма и героизма. На самом деле режиссер Эрмлер и сценарист Чирсков совершили в своем роде подвиг, сняв редкий фильм, который показывает войну в диалогах высшего военного руководства, раскрывая характеры полководцев, их трудную интеллектуальную работу, ужасную ответственность и тяжелые решения, от которых ни много ни мало зависела судьба всего мира.
В ‘Великом переломе’, где речь идет о Сталинградской битве, одной из тяжелейших и кровопролитнейших битв в истории, практически нет смертей и крови. Вся война – на картах военачальников, на суровых лицах людей, получивших приказ не отступать и не сдаваться, каждый день отправляющих, не моргнув глазом, на смерть тысячи, десятки тысяч людей во имя великой цели, война гремит канонадой, которой мы можем и не увидеть, но ее слышат измученные бессонницей и ожиданием генералы, и в их глазах – и боль за солдат, и уверенность в победе, и важность принятых решений, и груз ответственности, и опыт, и военная смекалка… Разыгрывается смертельная шахматная партия: один из самых известных немецких военных стратегов с огромной армией движется на Сталинград, падение которого может стать началом конца Советского Союза, и несколько человек пытаются обыграть его всеми возможными способами.
Все имена изменены, мы не услышим здесь привычных имен (хотя, конечно, более-менее сведущий зритель будет узнавать, о ком идет речь), просто потому, что у Эрмлера не стояла задаче возвеличить конкретных людей. Его задачей было – создать прижизненный памятник мудрости и правильности действий советского военного руководства, тем людям, которые привели к победе солдат, о подвиге которых говорили, говорят и будут говорить еще очень долго. Со своей задачей он справился блестяще! Какой разительный контраст с нынешними отечественными фильмами, где подвиг простого солдата пытаются чтить (в меру таланта и способностей), но высших офицеров почему-то неизменно выставляют сволочами, карьеристами, садистами и алкашами. Думаю, если б они действительно были такими, как в фильмах Михалкова или, прости господи, в какой-нибудь шляпе, вроде ‘На Париж!’, не видали б мы победы, как своих ушей!
Офицеры из фильма Эрмлера, одного из главных советских киноагитаторов, каким-то немыслимым образом стали напоминать высшее руководство царской белой армии из романа Булгакова. Они благородны, умны и готовы на любые жертвы. Это, возможно, оттолкнуло от ‘Великого перелома’, прекрасно принятого в первые годы после выхода и даже получившего гран-при в Каннах, внимание последующих поколений. ‘Великий перелом’ как будто обесценивает подвиг простого солдата (на самом деле нет – например, одна из самых впечатляющих сцен – подвиг военного шофера Минутки в исполнении Марка Бернеса), не моргнув глазом генералы отправляют в пекло войны тысячи людей, для них это просто пешки, просто числа на картах и в телеграммах с фронта. Это шло вразрез с агитационной советской политикой начиная с ‘оттепели’, и идет вразрез сейчас.
В кадре очень мало военных действий, но мы прекрасно понимаем, о чем идет речь и как развивались события. Советские генералы представлены обычными людьми, хоть и наделенными большой властью и нагруженными грандиозной ответственностью. Они любят, дружат, ссорятся, дают слабину, не верят и верят в победу и друг в друга. В их диалогах – вся война: личные драмы и потери, которые они не имеют права переживать как обычные люди, конфликт с союзниками, определенное уважение к врагу, о котором говорят без ненависти, усталость от войны, трудное положение на острие бритвы между ставкой верховного главнокомандующего, требующего одно и живыми силами, могущими другое, почти фантастическое понимание врага, его стратегии, разгадывание его планов – никакой удачи, бога, молитв и прочей ‘михалковщины’. Война по Эрмлеру – прежде всего ежедневный, тяжелый, интеллектуальный труд, требующий постоянной победы над самим собой.
Очень хорошие актеры с чувством исполняют роли советских военачальников, не посрамив честь их мундиров. Эти люди видели войну своими глазами, некоторые были ее непосредственными участниками, они не врут ни в одном кадре, и, хоть это вполне объяснимо, таких лиц и такой актерской правды в фильмах о войне уже больше никогда не будет. Михаил Державин очень убедителен в образе исполина советского военного искусства Муравьева (‘срисованного’ с Жукова), умеющего не поддаваться эмоциям, идти на риск и брать на себя самую большую ответственность. Это харизматичный лидер и профессионал высшей пробы, за которым всегда пойдут люди. В карьере Державина это была одна из самых заметных ролей: к несчастью, он умер всего через несколько лет после выхода картины еще совсем не старым человеком, успев сыграть всего в десятке картин.
Очень необычным было то, что немцев в фильме играли немецкие военнопленные! Как этого добился Эрмлер, ума не приложу, зато, в отличие от многих других фильмов о войне той поры, немцы здесь не карикатурны и аутентичны.
Единственное, что мне не совсем понравилось – все-таки фильм получился достаточно одномерным, на экране идет борьба хорошего с еще лучшим. Генералы ошибаются в мелочах, но тут же исправляют положение. Несомненно, с точки зрения политики и агитации это верный ход, но это лишает картину интереснейших конфликтов – мы знаем, что далеко не все и не всегда было гладко, сколько было сделано роковых ошибок, сколько было кадровых перестановок, сколько генералов справедливо и не справедливо были расстреляны. В этом смысле ленте не хватает остроты. Но в остальном – это хорошая, честная, глубокая и оригинальная лента, требующая к себе пристального внимания.
Фильм снимался во время войны, был закончен еще до победы, но неугасимая вера авторов в нее горит в каждом кадре! ‘Великий перелом’ представляет вид на битву под Сталинградом ‘за кадром’, из кажущимися уютными кабинетов, в которых совсем не изможденные и не терпящие окопных лишений умудренные мужи тоже творят победу. Тоже каждый день совершают свой подвиг, без которого все солдатские смерти были бы бессмысленными. Это лишь один из пазлов общей картины о войне, которую создавало советское кино, но пазл также важный, нужный, талантливый и совершенно безосновательно сегодня потерянный. А без него картина в любом случае не выглядит полной.
8 из 10
Источник