Духовная жизнь на переломе эпохи

Духовная жизнь на переломе эпохи thumbnail

Цель:
проследить развитие перемен в духовной
жизни советского общества в годы
перестройки, оценить их значение для
будущего России.

План

  1. Гласность
    — свобода мнений.

  2. Утверждение
    политических свобод.

  3. Государство
    и церковь.

  4. Повседневная
    жизнь.

Даты
и события:

1988
г. — празднование 1000-летия Крещения
Руси

1990
г. — принятие закона СССР «О свободе
совести и религиозных организациях»

Понятия:

Гласность;
общественное мнение; политические
свобо­ды; неформальное молодежное
движение.

Работа
с документами

Сформулируйте
основное содержание документов и дайте
им собственную оценку. Что побудило
авторов на­писать эту статью? Интересы
и представления каких час­тей общества
и руководства КПСС они выражали?

ИЗ
СТАТЬИ Н. А. АНДРЕЕВОЙ «НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ
ПРИН­ЦИПАМИ». МАРТ 1988 г.

Наверное,
не одной мне бросилось в глаза, что
призы­вы партийных руководителей
повернуть внимание «разобла­чителей»
еще и к фактам реальных достижений на
разных этапах социалистического
строительства словно бы по ко­манде
вызывают новые и новые вспышки
«разоблачений».

Взять
вопрос о месте И.В. Сталина в истории
нашей страны. Именно с его именем связана
вся одержимость критических атак,
которая, по моему мнению, касается не
столько самой исторической личности,
сколько всей слож­нейшей переходной
эпохи. Эпохи, связанной с беспример­ным
подвигом целого поколения советских
людей, которые сегодня постепенно
отходят от активной деятельности. В
формулу «культа личности» насильственно
втискиваются ин­дустриализация,
коллективизация, культурная революция,
которые вывели нашу страну в разряд
великих мировых держав. Все это ставится
под сомнение. Дело дошло до то­го, что
от «сталинистов» (а в их число можно при
желании зачислять кого угодно) стали
настойчиво требовать «покая­ния»…

Поддерживаю
партийный призыв отстоять честь и
до­стоинство первопроходцев социализма.
Думаю, что именно с этих партийно-классовых
позиций мы и должны оценивать историческую
роль всех руководителей партии и страны,
в том числе и Сталина.

Сторонники
«леволиберального социализма» формируют
тенденцию фальсифицирования истории
социализма. Они внушают нам, что в прошлом
страны реальны лишь одни ошибки и
преступления, замалчивая при этом
величайшие достижения прошлого и
настоящего. Претендуя на полноту
исторической правды, они подменяют
социально-полити­ческий критерий
развития общества схоластикой этических
категорий.

Другая
особенность воззрений «леволибералов»
— яв­ная или замаскированная
космополитическая тенденция, некий
безнациональный «интернационализм».

Как
говорил М.С. Горбачев на февральском
пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной
сфере, а может быть, именно здесь в первую
очередь, действовать, руководству­ясь
нашими марксистско-ленинскими принципами.
Принци­пами, товарищи, мы не должны
поступаться ни под какими предлогами».

На
этом стоим и будем стоять. Принципы не
подарены нам, а выстраданы нами на крутых
поворотах истории Оте­чества.

ИЗ
РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА».
АПРЕЛЬ 1988 г.

Личность
Сталина крайне противоречива. Отсюда
и яростные споры.

Оставаясь
на позициях исторической правды, мы
долж­ны видеть как неоспоримый вклад
Сталина в борьбу за со­циализм, защиту
завоеваний, так и грубые политические
ошибки, произвол, допущенные им и его
окружением, за которые наш народ заплатил
великую цену и которые име­ли тяжелые
последствия для жизни нашего общества.
Нет-нет да и слышатся голоса, что Сталин
не знал об актах беззакония. Не просто
знал — организовывал их, ди­рижировал
ими. Сегодня это уже доказанный факт. И
вина Сталина, как и вина его ближайшего
окружения, перед пар­тией и народом
за допущенные массовые репрессии,
без­закония огромна и непростительна.

Да,
всякий исторический деятель формируется
конкрет­ными социально-экономическими
и идейно-политическими условиями. Но
культ не был неизбежным. Он чужд природе
социализма и возможен лишь из-за
отступлений от его основополагающих
принципов.

Мы
твердо и неуклонно будем следовать
революцион­ным принципам перестройки:
больше гласности, больше демократии,
больше социализма.

Прошлое
жизненно необходимо для сегодняшнего
дня, для решения задач перестройки.
Объективное требование жизни — «Больше
социализма!» — обязывает нас разо­браться,
что мы делали вчера и как делали. От чего
надо отказаться, что взять с собой? Какие
принципы и ценности следует считать
действительно социалистическими? И
если сегодня мы вглядываемся в свою
историю критическим взором, то лишь
потому, что хотим лучше, полнее предста­вить
себе пути в будущее.

Читайте также:  Ребенок получил перелом в детском саду

Замолчать
больные вопросы нашей истории — значит
пренебречь правдой, неуважительно
отнестись к памяти тех, кто оказался
невинной жертвой беззакония и произво­ла.
Правда одна. Нужны полная ясность,
четкость и после­довательность,
нравственный ориентир на будущее.

Комментарии
к ключевым проблемам и понятиям курса

1985
год стал рубежным в духовной жизни СССР.
Про­возглашенный М. С. Горбачевым
принцип
гласности

соз­давал условия для большей открытости
в принятии реше­ний и для объективного
переосмысления прошлого (в этом виделась
преемственность с периодом «оттепели»).
Но главной целью нового руководства
КПСС было созда­ние условий для
«обновления социализма».

Но
удержать гласность в узде, в дозированных
объе­мах оказалось невозможным,
особенно после аварии на Чернобыльской
АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружи­лась
неготовность руководства страны дать
объективную информацию и поставить
вопрос о политической ответ­ственности
за трагедию.

В
обществе гласность стала рассматриваться
как отказ от идеологической цензуры в
освещении текущих событий и в оценках
прошлого. Это рождало, как казалось,
неис­черпаемые возможности для
открытого обсуждения набо­левших
проблем в средствах массовой информации.
В центре общественного внимания первых
лет перестройки оказалась публицистика.
Именно этот жанр печатного слова мог
наиболее остро и оперативно реагировать
на волновавшие общество проблемы.

Огромную
зрительскую аудиторию собирали прямые
трансляции с заседаний Съездов народных
депутатов СССР (1989—1990), даже на работе
люди не выключали радиоприемники, брали
из дома переносные телевизоры. Появилась
убежденность в том, что именно здесь,
на съезде, в противоборстве позиций и
точек зрения решает­ся судьба страны.

Полемический
подход отличал и яркие документаль­ные
ленты публицистического жанра, появившиеся
на ру­беже 90-х гг.

Из
печати, по существу, исчезли «запретные»
имена и темы.

Накал
общественной дискуссии нашел зримое
выраже­ние в перестроечном плакате.
Из привычного для советс­кого времени
средства пропаганды плакат превратился
в орудие разоблачения социальных пороков
и критики эко­номических трудностей.
В качестве изобразительных средств
широко использовались привычные образы
по­вседневной жизни, быстро вытеснившие
советскую симво­лику.

Наличие
общественного мнения, опиравшегося на
средства массовой информации, было
новым для отечест­венной истории
феноменом.

Перемены
в духовном климате в обществе стимулиро­вали
подъем гражданской активности. В годы
перестрой­ки родились и бурно
развивались многочисленные незави­симые
от государства общественные инициативы.
Так называемые неформалы (не организованные
государством активисты) собирались под
«крышей» научных институ­тов, вузов
и таких известных общественных (на деле
государственных) организаций, как
Советский комитет защиты мира.

Происходившие
в общественном сознании перемены привели
к изменению роли литературы в общественной
жизни. Она стала утрачивать монополию
центра общест­венной дискуссии и
главного средства выражения граж­данской
позиции.

Перемены
в политической жизни привели к постепен­ной
нормализации отношений государства и
церкви.

Годы
перестройки граждане России оценивают,
соглас­но данным опросов, как «трудный
период» в истории страны. Волна энтузиазма,
поднявшаяся после прихода к власти
нового руководства, уже через 2—3 года
резко пошла на убыль. Сказалось
разочарование в результатах объявленного
Горбачевым курса на «ускорение социально-
экономического развития». Появились
зримые подтверж­дения того, что страна
быстро идет по пути углубления социального
неравенства.

Советский
человек, привыкший рассчитывать на
соци­альную поддержку государства,
оказывался со своими проблемами один
на один.

Дополнительная
литература

Горбачев
— Ельцин: 1500 дней политического
противостояния. — М., 1992.

Горбачев
М. С.

Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.

Перестройка:
десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М.,
1995.

Политические
партии России: история и современность.
— М., 2000.

Путч:
хроника тревожных дней. — М., 1991.

Практическая
работа 15

«Шоковая
терапия» и кризис двоевластия (1991—1993)

Цель:
оценить роль и значение событий 1992 —
1993 гг. для формирования основ
социально-экономичес­кого и политического
строя современной России.

План

  1. Россия
    на рубеже 1991 —1992 гг.

  2. «Шоковая
    терапия».

  3. Приватизация.

  4. Федеративный
    договор.

  5. Противостояние
    Президента и оппозиции.

  6. События
    21 сентября — 4 октября 1993 г.

Даты
и события:

2
января 1992 г. — либерализация цен

1992
г. — начало ваучерной приватизации

31
марта 1992 г. — подписание Федеративного
договора

Читайте также:  Лечить переломы костей

Понятия:

Дефицит
бюджета; ваучер; приватизация; оппозиция.

Работа
с документами

    1. Чем
      можно объяснить необходимость введения
      сво­бодных цен? Можно ли было иным
      способом обеспечить переход к рынку?
      Почему этот переход обычно называют
      «шоковой терапией»? Составьте план и
      напишите статью на тему «Либерализация
      цен в России в 1992 г.».

ИЗ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО
ЛИБЕРАЛИЗА­ЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.

В
соответствии с постановлением Съезда
народных де­путатов РСФСР от 1 ноября
1991 года «О социально-эконо­мическом
положении в РСФСР» постановляю:

      1. Осуществить
        со 2 января 1992 года переход в основ­ном
        на применение свободных (рыночных)
        цен и тарифов, складывающихся под
        влиянием спроса и предложения, на
        продукцию производственно-технического
        назначения, то­вары народного
        потребления, работы и услуги.

Государственные
закупки сельскохозяйственной продук­ции
также производить по свободным (рыночным)
ценам.

      1. Установить
        со 2 января 1992 года применение
        госу­дарственных регулируемых цен
        (тарифов) предприятиям и организациям,
        независимо от форм собственности,
        только на ограниченный круг продукции
        производственно-техни­ческого
        назначения, основных потребительских
        товаров и услуг по перечням.

      2. Правительству
        РСФСР:

определить
предельный уровень цен и тарифов на
конк­ретные виды продукции
производственно-технического на­значения,
основные потребительские товары и
услуги, по­рядок их регулирования;

ввести
в действие в 1992 году порядок регулирования
цен на продукцию предприятий-монополистов;

осуществить
в 1992 году во взаимодействии с суверен­ными
государствами — бывшими союзными
республика­ми — переход на расчеты
по согласованной межгосудар­ственной
номенклатуре поставок товаров и
продукции, как правило, по мировым ценам.

    1. На
      основании приведенного документа
      дайте оцен­ку ликвидации системы
      Советов в России. Почему это бы­ло
      сделано? Найдите в дополнительной
      литературе и ре­сурсах Интернета
      материал, который отражал бы различ­ные
      точки зрения в обществе на этот процесс.

ИЗ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ПО­ЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ
1993 г.

В
Российской Федерации сложилась
политическая ситу­ация, угрожающая
государственной и общественной
безо­пасности страны.

Прямое
противодействие осуществлению социально-
экономических реформ, открытая и
повседневно осу­ществляемая в Верховном
Совете обструкция политики все­народно
избранного Президента Российской
Федерации, попытки непосредственного
осуществления функций испол­нительной
власти вместо Совета Министров со всей
очевид­ностью свидетельствуют о том,
что большинство в Верхов­ном Совете
Российской Федерации и часть его
руководства открыто пошли на прямое
попрание воли российского наро­да,
выраженной на референдуме 25 апреля 1993
года… Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121
Конституции РФ, ито­гах референдума
25 апреля 1993 года, постановляю:

      1. Прервать
        осуществление законодательной,
        распоря­дительной и контрольной
        функций Съездом народных депу­татов
        РФ и Верховным Советом РФ. До начала
        работы но­вого двухпалатного
        парламента РФ и принятия им на себя
        соответствующих полномочий
        руководствоваться указами Президента
        и постановлениями Правительства
        РФ…

      2. Конституционной
        комиссии и Конституционному со­вещанию
        представить к 12 декабря 1993 года единый
        со­гласованный проект Конституции
        РФ…

5.
Назначить выборы в Государственную
думу Феде­рального Собрания РФ на
11—12 декабря 1993 года…

9.
Заседания Съезда народных депутатов
РФ не со­зываются. Полномочия народных
депутатов РФ прекраща­ются.

10.
Предложить Конституционному Суду РФ
не созывать заседания до начала работы
Федерального Собрания РФ…

17.
Настоящий Указ вступает в силу с момента
подписа­ния.

Прошу
граждан России поддержать своего
Президента в это переломное для судьбы
страны время.

Комментарии
к ключевым проблемам и понятиям курса

Осенью
1991 г. и зимой 1991/92 г. Россия столкнулась
с первостепенно важными задачами
государственного строительства.

Страна
имела не сформированный полностью
админи­стративный аппарат. Началась
долгая и трудная пере­группировка
кадров и целых структур из аппарата
союз­ного уровня. В ряде случаев
пришлось формировать но­вые органы
власти.

У
России не было границ, подтвержденных
договорами с соседними государствами,
не было таможенной и погранич­ной
служб. Бывшие союзные республики, имевшие
когда-то административные границы с
РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали
пересмотреть их в свою пользу.

7
мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин
подпи­сал указ о создании Вооруженных
сил России. До этого момента у России
официально не было армии и флота.

Читайте также:  Что делать если после перелома ноги болит пятка

После
распада СССР не было гарантий, что
Российская Федерация сохранит единство.
Автономные республики РСФСР в 1990—1991
гг. провозгласили свой государ­ственный
суверенитет, принимали участие в
подготовке Союзного договора.

Однако
внимание российского общества и
руководства России было сосредоточено
не на национально-государ­ственном
строительстве, а на экономике.

1
ноября 1991 г. Съезд народных депутатов
предоста­вил Президенту РФ широкие
дополнительные полномочия для проведения
экономических реформ. Он получил пра­во
лично возглавить и сформировать
правительство.

Основными
направлениями программы реформ были:

        1. Либерализация
          цен и торговли. Введение свободных
          цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия
          — установ­ление рыночной стоимости
          товаров, ликвидация товарно­го
          дефицита, запуск механизма конкуренции,
          стимулиро­вание деловой активности,
          ускорение товарооборота, скла­дывание
          новой торговой сети.

        2. Финансовая
          стабилизация. Ожидаемые результа­ты
          — снижение инфляции, установление
          устойчивого курса рубля.

        3. Широкая
          приватизация государственной
          собствен­ности. Ожидаемые итоги —
          превращение граждан в собственников,
          формирование у людей экономических
          стимулов для деловой активности.

Первые
два направления экономической реформы
по­лучили название «шоковая терапия».

Либерализация
цен началась 2 января 1992 г. Около 90%
оптовых и розничных цен стали свободными.
Парал­лельно осуществлялись меры по
сокращению дефицита бюджета. Государство
фактически перестало инвестиро­вать
в промышленность и сельское хозяйство.
Все государ­ственные расходы, особенно
связанные с производством вооружений
и поддержкой дружественных стран, были
резко сокращены или вовсе прекращены.
Была изменена налоговая система —
введен налог на добавленную стои­мость
в размере 28%. В сельском хозяйстве команда
ре­форматоров встала на путь
реорганизации колхозов и сов­хозов
в акционерные общества и товарищества,
поддерж­ки фермерских хозяйств.

Эффект
этих мер был противоречив. Уже к весне
1992 г. произошло насыщение потребительского
рынка товарами. В магазинах появились
сыр, масло, колбаса, уменьши­лись
очереди. Дефицит товаров сменился
дефицитом денег. В результате «заработал»
рубль — именно это реформаторы в тот
момент считали главным условием выхода
из экономического кризиса.

Однако
наполнение прилавков не было достигнуто
за счет роста производства. Напротив,
в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП)
упал на 14,8%, промышлен­ное производство
— на 18% . Потребительский рынок был
восстановлен за счет снижения потребления
и увеличения импорта. Финансовая
стабилизация не состоялась — инфляция
составила фантастические 2509 %.
Потреби­тельские цены за 1992 г. выросли
в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий
обесценились.

Идея
ваучерной приватизации имела черты
социаль­ной справедливости. Балансовую
стоимость предприятий на 1 января 1992 г.
(в ценах 1984 г.) разделили на коли­чество
граждан и выдали им чеки на сумму,
примерно со­ответствовавшую «личной
доле», полученной после этой арифметической
операции, — 10 тыс. рублей. Однако из- за
инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация
за­канчивалась, на эту сумму можно
было купить всего два килограмма колбасы.

В
1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс.
пред­приятий. В 1996 г. в государственной
и муниципальной собственности оставалось
23,1% предприятий и организа­ций.

Угрозу
распада России руководство страны
пыталось устранить подписанием
Федеративного договора.

Причина
конфликта между Президентом и парламентом
состояла не только в расхождениях по
социально-экономи­ческой политике,
но и в проблеме распределения власти.

21
сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400
объ­явил о роспуске Съезда, Верховного
Совета и выборах в новый парламент, а
также о всенародном голосовании по
проекту новой Конституции Российской
Федерации. Мас­совые демонстрации и
попытки захвата ряда стратегичес­ких
объектов в Москве привели к применению
военной силы для ликвидации конфликта.

Действия
Президента Б.Н. Ельцина в этой ситуации
бы­ли незаконны с точки зрения
действовавшей на тот момент Конституции
РСФСР, но легитимны с учетом поддержки
действий Президента на референдуме в
апреле 1993 г.

Дополнительная
литература

Гайдар
Е.

Аномалии экономического роста. — М.,
1997.

Гаман-Голутвина
О. В.

Политические элиты России: вехи
истори­ческой эволюции. — М., 2006.

Горбачев
— Ельцин: 1500 дней политического
противостояния. — М., 1992.

Ельцин
Б. Н.

Записки Президента. — М., 1994.

Ельцин
Б. Н.

Президентский марафон. — М., 2000.

Практическая
работа 16

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник