Достоевский перелом в мировоззрении
Â
ÐÐÐ ÐÐÐÐ Ð ÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐ ÐÐСТÐÐÐСÐÐÐÐ.
Свое пеÑвое пÑÑеÑеÑÑвие по РоÑÑии пиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑовеÑÑил под конвоем, в ÐºÐ°Ð½Ð´Ð°Ð»Ð°Ñ . Ð ÐÑи-ÑÑалÑе моÑоз доÑÑигал 40 гÑадÑÑов. Я пÑомеÑзал до ÑеÑдÑа,- ÑаÑÑказÑвал ÐоÑÑоевÑкий. ÐнаменаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð²ÑÑÑеÑа пÑоизоÑла в ÑоболÑÑкой пеÑеÑÑлÑной ÑÑÑÑме: пеÑÑаÑевÑев здеÑÑ Ñнабдили денÑгами и веÑами Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÐºÐ°Ð±ÑиÑÑов. Ðни благоÑловили Ð½Ð°Ñ Ð² новÑй пÑÑÑ,- вÑпоминал позднее пиÑаÑелÑ.
Ðимой 1850 года ÐоÑÑоевÑкий Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑиÑой головой, в двÑÑ ÑвеÑной кÑÑÑке Ñ Ð¶ÐµÐ»ÑÑм ÑÑзом на Ñпине пеÑеÑÑÑпил поÑог-омÑкого каÑоÑжного оÑÑÑога. ÐдеÑÑ Ð±Ñли ÑазнÑе лÑди. ÐÑли гоÑÑдаÑÑÑвеннÑе пÑеÑÑÑпники вÑоде Ñамого ÐоÑÑоевÑкого, бÑли кÑеÑÑÑÑне и ÑолдаÑÑ, в оÑÑаÑнии поднÑвÑие ÑÑÐºÑ Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¼ÑÑиÑелей, бÑли закоÑенелÑе Ñазбойники, бÑли пÑоÑÑо невиннÑе, попавÑие ÑÑда по клевеÑниÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð²ÐµÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑÐ´ÐµÐ±Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоизволÑ.
ÐоÑÑоевÑкий попал в ÑÑÐµÐ´Ñ ÑамÑÑ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð»Ñдей. Ðоложение пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¾ÑÑ Ð¾Ñобенно ÑÑжелÑм: ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑено бÑло занимаÑÑÑÑ ÑÑÑдом, без коÑоÑого он не пÑедÑÑавлÑл Ñебе жизни. Ðа, еÑли бÑÐ´ÐµÑ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑÑ, Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±Ð½Ñ,- жаловалÑÑ Ð¾Ð½.бÑа-ÑÑ. ÐиÑаÑÑ Ð±Ñло нелÑзÑ. Ðо ÐоÑÑоевÑкий ÐºÐ¾Ð¿Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´ жизнÑÑ ÐºÐ°ÑоÑжан, ÑазмÑÑлÑÐµÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо пÑивело ÑÑда лÑдей.
…Ðогибли даÑом могÑÑие ÑилÑ, погибли неноÑмалÑно, незаконно, безвозвÑаÑно,- говоÑил ÐоÑÑоевÑкий о каÑоÑÐ¶Ð°Ð½Ð°Ñ .- РкÑо виноваÑ!.. ÐÑÑаÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ, он ÑÑвеÑждаеÑ: виноваÑо ÑиÑанÑÑво, безгÑаниÑное гоÑподÑÑво над Ñелом, кÑовÑÑ Ð¸ дÑÑ Ð¾Ð¼ Ñакого же, как Ñам, Ñеловека. ÐиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑайÑим гневом говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ÑÐµÑ , кÑо ÑÑÑемиÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑабоÑиÑÑ Ð»Ñдей: Человек и гÑажданин гибнÑÑ Ð² ÑиÑане навÑегда, а возвÑÐ°Ñ Ðº ÑеловеÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð¾ÑÑоинÑÑвÑ, к ÑаÑкаÑниÑ, к возÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑановиÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ñже поÑÑи невозможен. СÑÑеÑÑвование ÑиÑанÑÑва, по мÑÑли ÐоÑÑоевÑкого, ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾ поÑоÑноÑÑи обÑеÑÑва: ÐбÑеÑÑво, ÑавнодÑÑно ÑмоÑÑÑÑее па Ñакое Ñвление, Ñже Ñамо заÑажено в Ñвоем оÑновании.
РСибиÑи пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»ÑÑ ÑÑеди наÑода. ÐÑо ÑÑгÑало огÑомнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² его жизни. Ðн мÑÑиÑелÑно, ÑпоÑно пÑÑалÑÑ ÑазгадаÑÑ ÑÐ°Ð¹Ð½Ñ Ð½Ð°Ñода, пÑоникнÑÑÑ Ð² его дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñй миÑ, понÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ помÑÑÐ»Ñ Ð¸ ÑÑÑÑемлениÑ. УглÑбилаÑÑ Ð²ÐµÑа ÐоÑÑоевÑкого в неиÑÑеÑпаемÑе дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñе ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½Ð°Ñода. Ð ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑоваÑиÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ каÑоÑге он пиÑал позднее: ÐÐµÐ´Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ñод необÑкновеннÑй бÑл наÑод. ÐÐµÐ´Ñ ÑÑо, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, и еÑÑÑ ÑамÑй даÑовиÑÑй, ÑамÑй ÑилÑнÑй наÑод из вÑего наÑода наÑего. ÐовеÑиÑÑ Ð»Ð¸,- делилÑÑ Ð¾Ð½ впеÑаÑлениÑми Ñ Ð±ÑаÑом,-еÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑÑ Ð³Ð»Ñбокие, ÑилÑнÑе, пÑекÑаÑнÑе, и как веÑело бÑло под гÑÑбой коÑой оÑÑÑкаÑÑ Ð·Ð¾Ð»Ð¾Ñо.
ÐоÑÑоевÑкий ÑÑÑемиÑÑÑ ÑблизиÑÑÑÑ Ñ ÐºÐ°ÑоÑжанами, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ поÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑели ÑÑеди Ð½Ð¸Ñ . РвÑе-Ñаки оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа аÑеÑÑанÑов не пÑÐ¸Ð·Ð½Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾, бÑвÑего двоÑÑнина, как и вÑÐµÑ Ð±ÑвÑÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¾ÑÑн, Ñвоим ÑоваÑиÑем. ÐоÑÑоевÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ, ÑÑо Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð²Ð¾ÑÑнÑÑвом и наÑодом, инÑеллигенÑией и наÑодом Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¿ÑопаÑÑÑ.
ÐенавиÑÑÑ Ðº двоÑÑнам пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑÐµÐ»Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ закономеÑной. РпиÑÑме к бÑаÑÑ Ð¾Ð½ пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñлова одного из каÑоÑжан: ÐÑ, двоÑÑне, железнÑе ноÑÑ, Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÐµÐ²Ð°Ð»Ð¸. ÐÑежде гоÑподином бÑл, наÑод мÑÑил…
РоÑноÑении каÑоÑжан к двоÑÑнам ÐоÑÑоевÑкий оÑибоÑно ÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑÑолÑко пÑоÑвление клаÑÑовой вÑаждÑ, ÑколÑко иÑконнÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÐ·Ð½Ñ Ð½Ð°Ñода к полиÑиÑеÑким пÑеÑÑÑпникам, к ÑеволÑÑионнÑм, ÑоÑиалиÑÑиÑеÑким идеÑм, пÑоповедÑемÑм инÑеллигенÑией. ÐаÑод ÑепеÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑеÑÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð¾ÑиÑелем великой пÑавдÑ- Ñелигиозного наÑала, и единÑÑвеннÑй пÑÑÑ ÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½ÑеллигенÑии, ÑÑÑаÑивÑей ÑвÑÐ·Ñ Ñ Ñодной поÑвой, ÐоÑÑоевÑкий Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð² пÑиобÑении к ÑÑой пÑавде. РазмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑÑагиÑеÑком Ñ Ð¾Ð´Ðµ ÑеволÑÑионной боÑÑÐ±Ñ Ð² ÐвÑопе, о ÑазгÑоме декабÑиÑÑов и пеÑÑаÑевÑев в РоÑÑии ÑкÑеплÑÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑÐµÐ»Ñ Ð² Ñом, ÑÑо ÑолÑко пÑÑÑ Ð½ÑавÑÑвенного ÑамоÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² дÑÑ Ðµ Ñ ÑиÑÑианÑÑва Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑеÑиÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ñие вопÑоÑÑ ÑовÑеменноÑÑи. СÑÑемÑÑÑ Ðº доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñелей безÑÑловно пÑогÑеÑÑивнÑÑ , ÐоÑÑоевÑкий оÑвеÑÐ³Ð°ÐµÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑвенно ÑеалÑнÑй пÑÑÑ – пÑÑÑ ÑеволÑÑионного пеÑеÑÑÑÑойÑÑва обÑеÑÑва.
ÐÑо неÑазÑеÑимое пÑоÑивоÑеÑие опÑеделÑÐµÑ Ð²ÑÑ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð¾ пиÑаÑелÑ, оÑÑÑоÑÑ Ð¸ дÑамаÑизм пеÑеживаемого им внÑÑÑеннего Ñазлада, веÑнÑÑ Ñомнений, Ñложной дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹ боÑÑбÑ. ÐавÑегда оÑÑалÑÑ Ð¾Ð½ гÑманиÑÑом. ÐÐ¾Ð»Ñ Ð·Ð° ÑÑÑадаÑÑего, Ñниженного Ñеловека никогда не ÑÑÐ¸Ñ Ð°Ð»Ð° в его ÑеÑдÑе. ÐеÑÑа о бÑаÑÑÑве, о дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼ ÑовеÑÑенÑÑве и ÑÑаÑÑÑе лÑдей никогда не ÑÑÑкнела. Ðо Ð¸Ð´ÐµÑ Ñелигиозного ÑмиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ могла пÑиблизиÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑво к идеалÑ, коÑоÑÑй пÑедÑÑавлÑлÑÑ Ð¿Ð¸ÑаÑелÑ.
ЧеÑÑÑÐµÑ Ð»ÐµÑнÑÑ ÐºÐ°ÑоÑга ÑменилаÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ ÑолдаÑÑинÑ. Ðз ÐмÑка ÐоÑÑоевÑкого под конвоем пеÑевели в СемипалаÑинÑк, где он ÑнаÑала ÑлÑжил ÑÑдовÑм, поÑом полÑÑил младÑий оÑиÑеÑÑкий Ñин. Ðлавное облегÑение ÑоÑÑоÑло в Ñом, ÑÑо ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñла дана возможноÑÑÑ ÑиÑаÑÑ Ð¸ пиÑаÑÑ. ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°Ðº ÐоÑÑоевÑкий ÑаÑÑказал об ÑÑом: ÐомнÑ, ÑÑо, вÑÐ¹Ð´Ñ Ð² 1854 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð² СибиÑи из оÑÑÑога, Ñ Ð½Ð°Ñал пеÑеÑиÑÑваÑÑ Ð²ÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑаннÑÑ Ð±ÐµÐ· Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð° пÑÑÑ Ð»ÐµÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑÑ. ÐапиÑки Ð¾Ñ Ð¾Ñника… пеÑвÑе повеÑÑи ТÑÑгенева Ñ Ð¿ÑоÑел Ñогда Ñазом, залпом и вÑÐ½ÐµÑ ÑпоиÑелÑное впеÑаÑление. ÐÑавда, Ñогда надо мной ÑиÑло ÑÑепное ÑолнÑе, наÑиналаÑÑ Ð²ÐµÑна, а Ñ Ð½ÐµÐ¹ ÑовÑем Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ ÐºÐ°ÑоÑги, Ñвобода!..
Ð 1859 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñле Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¸Ñ Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð± оÑÑÑавке и о пÑаве жиÑÑ Ð² ÑÑолиÑÐ°Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑÐµÐ»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑилÑÑ Ð² ÐеÑеÑбÑÑг. ÐаÑалÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй пеÑиод его ÑвоÑÑеÑкой деÑÑелÑноÑÑи.
ÐÑе по данной Ñеме::
Источник
Автор: Evgeniuss1985 • Февраль 15, 2018 • Контрольная работа • 3,965 Слов (16 Страниц) • 376 Просмотры
Страница 1 из 16
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Русская и зарубежная литература»
Перелом в мировоззрении Ф.М. Достоевского
Французские классицисты: П. Корнель, Ж. Расин
Преподаватель ____________________С.А.Клименко
Владивосток 2005
План
- Перелом в мировоззрении Ф.М. Достоевского……………….3 – 6 с.
- Французские классицисты: П. Корнель, Ж. Расин …………..7 – 14 с.
Список использованной литературы…………………………15 с.
1. Перелом в мировоззрении Ф.М. Достоевского
Перелом в творчестве Ф.М. Достоевского, на наш взгляд, изучая его биографию, нельзя считать одномоментным и связанным только с тюремным заключением (хотя это и был основной знаковый момент как в судьбе, так и в творчестве).
Принято считать, что началом перелома в творчестве Ф.М. Достоевского являются 40-е гг. XIX века, еще до его заключения по обвинениям в участии в политических кружках петрашевцев.
Для этого периода характерно, что вместе с развитием и усложнением философского взгляда на человека у Достоевского стремительно расширяется социальный кругозор, все далее простирается историческая мысль. Благодаря этому раздвигается внутренний мир героев — он (и произведение целом) становится насыщенней идеями, нравственными коллизиями живыми приметами текущей жизни. Одновременно углубляется и изощряется анализ душевной жизни человека, обогащается психологическая палитра. Эти процессы достигают апогея к 60-м годам и находят выражение в произведениях двух последних десятилетий жизни писателя.
О том, что этот творческий перелом готовился уже в 1840-е годы, свидетельствует работа над романом «Неточка Незванова» (1846— 1849). В нем «особенно заметен переход от «сентиментального натурализма» к социально-психологическому роману, дальнейшая эволюция которого приводит к знаменитому «пятикнижию» Достоевского».1
Социально-философские искания писателя к концу 1840-х годов тесно связываются с деятельностью кружка Петрашевского. Из общения с петрашевцами Достоевский не вынес какого-либо систематического воззрения или четкой политической программы. Но он многое впитал из самой атмосферы кружка, и это отразилось в его творчестве. Прежние поэтические представления, утопические мечтания и новые идеи, отчасти почерпнутые в учениях социалистов-утопистов, постепенно выливались в яркий, чувственно окрашенный образ социальной гармонии — любовно-братского единения людей на лоне природы, образ «золотого века человечества». Этот образ предстает в романе «Подросток» во сне Версилова, в видении героя «Сна смешного человека», в картине облитой солнцем степи за Иртышом, где Раскольникову видится словно остановившееся
время, «века Авраама и стад его». Такие эпизоды — узлы важнейших идейных и эмоциональных мотивов у Достоевского, это «точки, о которых грезит сердце». От них падает свет на многие образы и сцены его произведений, они несут на себе отблески отдаленных этических и социальных идеалов писателя.
В конце апреля 1849 года петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 22 декабря Достоевский вместе с товарищами пережил на Семеновском плацу страшные минуты ожидания казни. Их он помнил всю жизнь и воссоздал в рассказе князя Мышкина с необычайной выразительностью. Тогда, в последние мгновения перед смертью (а позже — ив последние секунды перед началом эпилептических припадков), автор «Идиота» испытывал восторженное и болезненное ощущение неимоверной яркости и духовной полноты каждого мига оставшейся жизни. Таким ощущением пронизаны многие эпизоды в произведениях писателя.
…
Доступно только на Essays.club
Источник
Жизненные испытания и мировоззренческий перелом
Рубеж десятилетий для Достоевского совпал с пересечением рубежа Европы и Азии, с началом труднейшего этапа собственной жизни: ночью того же 24 декабря он был отправлен в оковах из Петербурга, а 10 января прибыл в Тобольск.
И еще одно скрещение эпох суждено было пережить в этот месяц Достоевскому, скрещение эпох исторических. Жены сосланных еще в 1826 г. декабристов П.Е. Анненкова, А.Г. Муравьева и Н.Д. Фонвизина организовали на квартире тобольского смотрителя свидание с ним, словно передавая эстафету одного поколения политических ссыльных другому. Был и такой символический момент: женщины подарили Достоевскому Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С этим подарком Достоевский получил глубокий духовный импульс, толкнувший, может быть, впервые писателя к смене мировоззренческих позиций. Именно в Сибири изменились его убеждения. «Постепенно и после очень-очень долгого времени», — подчеркивал писатель.
Омский острог, в котором провел Достоевский четыре года, был известен страшными условиями; писатель толок алебастр, переносил кирпичи, был занят на самой черной работе. Однако для такого каторжанина, как Достоевский, оказались «нравственные лишения тяжелее всех мук физических». Четыре года были временем духовного одиночества, едва ли не полного отчуждения, когда, по образному выражению писателя, он был «похоронен живым и зарыт в гробу». Осужденные, по большей части вчерашние неграмотные крестьяне, солдаты, отбывающие наказание вместе с Достоевским за злодеяния уголовные, не видели в государственном преступнике «своего», не могли симпатизировать ему как образованному дворянину и тем более разделять высокие идеи, ради которых он совсем недавно рисковал жизнью. Для Достоевского настало время отрезвления. Общественно-политические убеждения, в которых прежде виделся залог «обновления и воскрешения» человечества, оцениваются им теперь как заблуждение, «мечтательный бред». Его он с течением времени отверг «радикально».
Так воссоздавал свой мировоззренческий перелом Достоевский уже в 1873 г. в «Дневнике писателя». В начале же пятидесятых он ощущал себя в состоянии глубочайшего душевного кризиса, в ситуации мучительного поиска новых идеалов, жизненного смысла, общезначимых ценностей. Иногда казалось, что решение найдено: «Если искать братства и благообразия, то их надо искать на божеских религиозных основаниях». Но вновь и вновь, и на каторге, и в семипалатинской ссылке одолевали мучительные думы. Яркое свидетельство тому — знаменитое письмо Н.Д. Фонвизиной в начале 1854 г.: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор, и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». До конца дней жажда веры оставалась в писателе едва ли не сильней самой веры, но это духовное напряжение, возможно, и являлось мощнейшим стимулом художественных поисков писателя.
Достоевский пришел на каторгу как революционер, активный борец за счастье народа, которого не знал; судьба свела его с народом черным, «с разбойниками, с людьми без человеческих чувств, с извращенными правилами» . Рожденные на каторге серьезные разочарования в человеке, ужас перед безднами людского зла породят в дальнейшем творчестве устойчивые мотивы страшных человеческих пороков, художественный анализ труднообъяснимых разрушительных поступков. И все же писатель, переживая, по его словам, «непосредственное соприкосновение с народом», ищет и ощущает «братское соединение с ним в общем несчастье». Природная доброта и христианское человеколюбие, творческая пытливость и, возможно, гуманистические уроки утопических социалистов (при всей их умозрительности и рациональности) помогли Достоевскому справиться с отчуждением. Вот отрывок из письма брату: «Люди везде люди, и в каторге между разбойниками я, в 4 года, отличил наконец людей. Поверишь ли, есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото: иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны».
Так в сознании Достоевского зреют новые убеждения: благородные сословия, разделенные с простонародьем глубокой бездной, должны принять народную правду, «смириться» перед народом, даже «у него поучиться», принять безраздельно его веру. Именно религиозное чувство может, считает теперь Достоевский, стать средством соединения с народом.
Противоречивые впечатления, полученные за 4 страшных года, найдут через несколько лет художественное воплощение в книге, где российская каторга будет названа Мертвым домом.
В марте 1854 г. последовало облегчение участи осужденного: каторга сменилась ссылкой. Служба рядовым, затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске, дружба с местным прокурором, юристом, дипломатом и археологом А.Е. Врангелем, женитьба на вдове М.Д. Исаевой в Кузнецке, периодическое обострение тяжелой болезни, работа над новыми произведениями — таковы события этого времени.
Источник