Диссертация перелом плеча

При воспалении послеоперационной раны и для профилактики послеоперационных воспалительных процессов применяются антибактериальные препараты.
С этой целью применяются цефазолин или гентамицин при аллергии на b-лактамы или ванкомицин при выявлении/высоком риске наличия метициллин-резистентного золотистого стафилококка. Согласно рекомендациям Scottish Intercollegiate Guidelines и др. антибиотикопрофилактика при данном виде операций настоятельно рекомендована [3,4,5]. Изменение перечня антибиотиков для периоперационной профилактики должно проводиться с учетом микробиологического мониторинга в стационаре.

НПВС в целях обезболивания назначается перорально [6].

Таблица 1. Лекарственные средства, применяемые при переломах плеча (за исключением анестезиологического сопровождения)

Препарат, формы выпуска Дозирование Длительность применения Уровень доказательности
  Местноанестезирующие препараты:
1 Прокаин 0,25%,0,5%, 1%, 2%. Не более 1 грамма. 1 раз при поступлении пациента в стационар или при обращении в амбулаторно-поликлиническую службу  
  Антибиотики
1 Цефазолин 1 г. в/в 1 раз за 30-60 минут до разреза кожных покровов; при хирургических операциях продолжительностью 2 часа и более – дополнительно 0,5-1 г во время операции и по 0,5-1 г каждые 6-8 часов в течение суток после операции. IA
2 Гентамицин 3 мг/кг в/в 1 раз за 30-60 минут до разреза кожных покровов. Менее 300 мг в/в болюсно 3-5 мин
 Более 300 мг – в/в инфузия в 100 мл физ. раствора в течение 20-30 мин
IA
3 Ванкомицин 1 г. в/в 1 раз за 2 часа до разреза кожных покровов. Вводится не более 10 мг/мин; продолжительность инфузии должна быть не менее 60 мин. IA
  Опиоидные анальгетики
4

Трамадол

раствор для инъекций 100мг/2мл по 2 мл в ампулах

50 мг в капсулах, таблетках

Разовая доза для в/в введения составляет 50-100 мг. При необходимости дальнейшие инъекции возможны через 30-60 мин, до максимально возможной суточной дозы (400мг). При пероральном применении дозирование как и при в/в. 1-3 сут. IA
5 Тримеперидинраствор для инъекций 1% в ампулах по 1 мл Вводят в/в, в/м, п/к 1 мл 1% раствора, при необходимости можно повторить через 12-24ч. Дозировка для детей: 0.1 – 0.5 мг/кг массы тела 1-3 сут. IC
  Нестероидные противоспалительные средства
6

Кетопрофен

раствор для инъекций 100 мг/2мл в ампулах по 2 мл

150мг пролонгированный в капсулах

100мг в таб. и капс.

суточная доза при в/в составляет 200-300 мг (не должна превышать 300 мг), далее пероральное применение пролонгированные капсулы 150мг 1 р/д, капс. таб. 100 мг 2 р/д

Длительность лечения при в/в не должна превышать 48 часов.

Длительность общего применения не должна превышать 5-7 дней

IIaB
7

Кеторолак

Раствор для инъекций для внутримышечного и внутривенного введения

30 мг/мл

Таблетки 10 мг

В/м введение

взрослым рекомендуемая начальная доза составляет 10 мг, с последующим повторением доз до 30 мг каждые 6 часов до максимальной суточной дозы 90 мг/день.

В/м и в/в применение не должно превышать 2 дней. При пероральном применении не должна превышать 5 дней. IIaB
8

Парацетамол

500мг таблетки

По 500-1000мг 3-4 раза в день 3-5 дней IIaB
  Витамины
9

Тиамин раствор для инъекций для внутримышечного и внутривенного введения

1 мл

Вводят в/в, в/м, п/к 1 мл раствора 1-10 дней  
10

Пиридоксин

раствор для инъекций для внутримышечного и внутривенного введения

1 мл

Вводят в/в, в/м, п/к 1 мл раствора 1-10 дней  
11

Никотиновая кислота

раствор для инъекций для внутримышечного и внутривенного введения

1 мл

Вводят в/в, в/м, п/к 1 мл раствора 1-10 дней  
  Ингибитор холинэстеразы
12

Неостигмина метилсульфат

раствор для инъекций для внутримышечного и внутривенного введения

1 мл

Вводят в/в, в/м, п/к 1 мл раствора 1-10 дней  

Медикаментозное лечение, оказываемое на амбулаторном уровне


Перечень основных лекарственных средств:

Антибиотики:

1. Цефазолин

2. Гентамицин

Нестероидные противовоспалительные средства:

3. Кетопрофен

4. Парацетамол


Перечень дополнительных лекарственных средств:

Витамины группы В

1. Тиамин

2. Пиридоксин

3. Никотиновая кислота

1. Неостигмина метилсульфат

Медикаментозное лечение, оказываемое на стационарном уровне:


Перечень основных лекарственных средств:

Антибиотики:

1. Цефазолин

2. Гентамицин

3. Ванкомицин

4. Трамадол

5. Тримеперидин

Нестероидные противовоспалительные средства:

6. Кетопрофен

7. Кеторолак

8. Парацетамол


Перечень дополнительных лекарственных средств:

Ирригационные растворы для разведения медикаментов

1. Натрия хлорид

2. Декстроза

1. Тиамин

2. Пиридоксин

3. Никотиновая кислота

1. Неостигмина метилсульфат

Медикаментозное лечение, оказываемое на этапе скорой неотложной помощи:

Опиоидные анальгетики:

1. Трамадол

2. Тримеперидин

Нестероидные противовоспалительные средства:

1. Кетопрофен

Другие виды лечения:

Другие виды лечения, оказываемые на амбулаторном уровне:

• новокаиновые блокады;

• закрытая ручная одномоментная репозиция при переломах со смещением;

• наложение иммобилизационных средств (шины, мягкие повязки, гипсовой лонгеты, циркулярной гипсовой повязки, брейс, ортез) в ранние сроки, срок иммобилизации 1-12 недель. Необходим постоянный контроль за шиной или повязкой для профилактики ишемии дистального отдела конечности и пролежня [8].

Другие виды лечения, оказываемые на стационарном уровне:

• новокаиновые блокады;

• наложение скелетного вытяжения;

• закрытая ручная одномоментная репозиция при переломах со смещением;

• наложение иммобилизационных средств (шины, мягкие повязки, гипсовой лонгеты, циркулярной гипсовой повязки, брейс, ортез) в ранние сроки, срок иммобилизации 1-12 недель. Необходим постоянный контроль за шиной или повязкой для профилактики ишемии дистального отдела конечности и пролежня [8].

Другие виды лечения, оказываемые на этапе скорой неотложной помощи:

• наложение иммобилизационных средств (шины, мягкие повязки, гипсовой лонгеты, циркулярной гипсовой повязки, брейс, ортез) в ранние сроки, срок иммобилизации 1-12 недель. Необходим постоянный контроль за шиной или повязкой для профилактики ишемии дистального отдела конечности и пролежня [8].

Хирургическое вмешательство

Хирургическое вмешательство, оказываемое в амбулаторных условиях:

В амбулаторных условиях оперативные вмешательства на плече не проводятся.

Хирургическое вмешательство, оказываемое в стационарных условиях


При переломах верхнего конца плечевой кости

применяются такие виды операции [9]:

1. Закрытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются стержни и пластины различных модификаций с винтами);

2. Открытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются стержни и пластины различных модификаций с винтами);

Читайте также:  Снимок при переломе скуловой кости

3. Применение внешнего фиксирующего устройства на плечевую кость (для остеосинтеза применяются аппараты внешней фиксации);

4. Другие восстановительные и пластические манипуляции на плечевой кости.

5. Внутренняя фиксация плечевой кости без вправления перелома


При переломах тела [диафиза] плечевой кости:

1. Закрытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются стержни и пластины различных модификаций с винтами);

2. Открытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются стержни и пластины различных модификаций с винтами);

3. Применение внешнего фиксирующего устройства на плечевую кость (для остеосинтеза применяются аппараты внешней фиксации);

4. Внутренняя фиксация плечевой кости без вправления перелома.


При переломах нижнего конца плечевой кости:

1. Закрытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются спицы, винты, пластины различных модификаций с винтами);

2. Открытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются спицы, винты, пластины различных модификаций с винтами);

3. Применение внешнего фиксирующего устройства на плечевую кость (для остеосинтеза применяются аппараты внешней фиксации);

4. Другие восстановительные и пластические манипуляции на плечевой кости.

5. Внутренняя фиксация плечевой кости без вправления перелома.


Перелом других частей плеча:

1. Закрытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются спицы, винты, пластины различных модификаций с винтами);

2. Открытая репозиция костных отломков плечевой кости с внутренней фиксацией (для остеосинтеза используются спицы, винты, пластины различных модификаций с винтами);

3. Применение внешнего фиксирующего устройства на плечевую кость (для остеосинтеза применяются аппараты внешней фиксации);

4. Другие восстановительные и пластические манипуляции на плечевой кости.

5. Внутренняя фиксация плечевой кости без вправления перелома.

Профилактические мероприятия:

Профилактика травматизма

• соблюдение правил техники безопасности в быту и на производстве

• соблюдение правил дорожного движения,

• соблюдение мер по профилактике уличного травматизма (ныряние на мелководье, прыжки с высоты, переход с балкона на балкон и прочие).

• создание безопасной среды на улице, в быту и на производстве (гололедица, установление дорожных знаков и.т.д.).

• проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о мерах профилактики травматизма.

Мероприятия по ранней медицинской реабилитации:

• локальная криотерапия (курс лечения составляет 5-10 процедур);

• ультрафиолетовое облучение (курс лечения составляет 5-10 процедур);

• магнитотерапия (курс лечения составляет 5-10 процедур);

• УВЧ-терапия (курс лечения составляет 5-10 процедур);

• лазеротерапия (курс лечения составляет 5-10 процедур);

• механотерапия;

• в целях предупреждения атрофии мышц и улучшения регионарной гемодинамики поврежденной конечности, применяют:

– изометрическое напряжение мышц плеча и предплечья, интенсивность напряжений увеличивают постепенно, длительность 5-7 секунд, количество повторений 8-10 за одно занятие;

– активные многократные сгибания и разгибания пальцев кистей, а так же упражнения тренирующие периферическое кровообращение (опускание с последующим приданием возвышенного положения поврежденной конечности);

– упражнения на расслабление предусматривают сознательное снижение тонуса различных мышечных групп. Для лучшего расслабления мышц конечности больному придается положение, при котором точки прикрепления напряженных мышц сближены. Для обучения больного активному расслаблению используются маховые движения, приемы встряхивания, сочетание упражнений с удлиненным выдохом;

– упражнения для свободных от иммобилизации суставов оперированной конечности которые способствуют улучшению кровообращения, активизации репаративных процессов в зоне повреждения;

– упражнения для здоровой симметричной конечности, для улучшения трофики оперированной конечности;

– облегченные движения в суставах оперированной конечности выполняют с самопомощью, с помощью инструктора ЛФК.


Рекомендации:

• Контрольные рентгенологические снимки проводятся на 4, 8 и 12 неделе после травмы.

• Проведение иммобилизации сроком 1-12 недель.

Диспансеризации не подлежат.

Индикаторы эффективности лечения и безопасности методов диагностики и лечения:

1. Устранение смещения отломков на контрольных рентгенограммах;

2. Восстановление двигательной функции конечности на 4-10 неделе после операции:

1) Индекс Бартела – выше 85 баллов;

2) MRC- scale – от 3 баллов;

3) Индекс Карновского – 80 баллов;

4) Гониометрия – менее 80% от нормы.

Источник

Ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè, õèðóðãè÷åñêîé øåéêè, äèàôèçà ïëå÷à, äèñòàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè. Âíóòðèñóñòàâíûå è îòêðûòûå ïåðåëîìû. Ðåíòãåíîãðàôèÿ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà è åå çíà÷åíèå äëÿ äèàãíîñòèêè. Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ïåðåëîìàõ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ

×èòèíñêàÿ Ãîñóäàðñòâåííàÿ Ìåäèöèíñêàÿ Àêàäåìèÿ

ôåäåðàëüíîãî àãåíòñòâà ïî çäðàâîîõðàíåíèþ è ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ

Êàôåäðà õèðóðãè÷åñêèõ áîëåçíåé ñ öèêëîì ðåàíèìàöèè

è âîåííî-ïîëåâîé õèðóðãèè

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

Òåìà: Ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè

×èòà – 2009 ã.

Ââåäåíèå

Ïëå÷åâàÿ êîñòü îòíîñèòñÿ ê äëèííûì òðóá÷àòûì êîñòÿì, â êîòîðîé ðàçëè÷àþò: ïðîêñèìàëüíûé è äèñòàëüíûå êîíöû, à ìåæäó íèìè òåëî ïëå÷åâîé êîñòè.

Ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè ñîñòàâëÿþò îò 2,2 äî 7% âñåõ ïåðåëîìîâ. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîìû â âåðõíåé òðåòè (65,0%), äèàôèçàðíûå (20%) è â íèæíåé òðåòè ïëå÷à (15%).

Ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè ìîãóò áûòü âíóòðè- è âíåñóñòàâíûìè. Ê âíóòðèñóñòàâíûì îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû ãîëîâêè è àíàòîìè÷åñêîé øåéêè, ê âíåñóñòàâíûì – ïåðåëîìû áóãîðêîâîé îáëàñòè (÷ðåçáóãîðêîâûå ïåðåëîìû, èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû áóãîðêîâ) è ïåðåëîìû õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷à. Ïåðåëîìû äèàôèçà ïëå÷åâîé êîñòè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ïåðåëîìû â âåðõíåé, ñðåäíåé è íèæíåé òðåòÿõ. Ïåðåëîìû äèñòàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè äåëÿòñÿ íà íàäìûùåëêîâûå ïåðåëîìû è ïåðåëîìû ìûùåëêîâ. Ñðåäè ïîñëåäíèõ ðàçëè÷àþò ÷ðåçìûùåëêîâûå, ìåæìûùåëêîâûå ïåðåëîìû (Ò- è Ó-îáðàçíûå) è èçîëèðîâàííûå ïåðåëîìû ìûùåëêîâ.

1. Ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè

Âíóòðèñóñòàâíûå ïåðåëîìû. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïåðåëîìû ãîëîâêè è àíàòîìè÷åñêîé øåéêè. Âñòðå÷àþòñÿ îíè îòíîñèòåëüíî ðåäêî, ïðåèìóùåñòâåííî ó ëþäåé ïîæèëîãî âîçðàñòà.

Ïðè ïåðåëîìå àíàòîìè÷åñêîé øåéêè äèñòàëüíûé îòëîìîê îáû÷íî âíåäðÿåòñÿ â ãîëîâêó è îáðàçóåòñÿ òàê íàçûâàåìûé âêîëî÷åííûé ïåðåëîì. Ïðè çíà÷èòåëüíîé ñèëå óäàðà ãîëîâêà ìîæåò áûòü ðàçäàâëåíà ìåæäó äèñòàëüíûì îòëîìêîì è ñóñòàâíîé ïîâåðõíîñòüþ ëîïàòêè íà ìåëêèå îòëîìêè.

Ñèìïòîìû è ðàñïîçíàâàíèå. Ïëå÷åâîé ñóñòàâ óâåëè÷åí â îáúåìå çà ñ÷åò îòåêà, êðîâîèçëèÿíèÿ â ïîëîñòü ñóñòàâà (ãåìàðòðîç). Ïðè ðàçäðîáëåííûõ ïåðåëîìàõ ãîëîâêè è ïåðåëîìàõ øåéêè ñî çíà÷èòåëüíûì ñìåùåíèåì îòëîìêîâ àêòèâíûå äâèæåíèÿ íåâîçìîæíû, à ïàññèâíûå äâèæåíèÿ è íàãðóçêà ïî îñè ðåçêî áîëåçíåííû. Îùóùàåòñÿ î÷åíü ñèëüíàÿ áîëü ïðè íàäàâëèâàíèè íà ãîëîâêó.

Читайте также:  Перелом копчика код по мкб 10 у детей

Âíóòðèñóñòàâíûå ïåðåëîìû ïðîêñèìàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè. Ðàçëè÷àþò ïåðåëîì â ðåçóëüòàòå ïðÿìîé òðàâìû è îòðûâíûå ïåðåëîìû.

Ïðè ïðÿìîì ìåõàíèçìå òðàâìû ïðîèñõîäèò ðàçäðîáëåíèå îòëîìêà áåç çíà÷èòåëüíîãî ñìåùåíèÿ. Ïðè îòðûâíîì ìåõàíèçìå òðàâìû îò áîëüøîãî áóãîðêà îòðûâàåòñÿ íåáîëüøîé ôðàãìåíò, êîòîðûé ïîä äåéñòâèåì òÿãè íàäîñòíîé, ïîäîñòíîé èëè ìàëîé êðóãëîé ìûøöû ñìåùàåòñÿ ëèáî ïîä àêðîìèàëüíûé îòðîñòîê, ëèáî êíèçó è êíàðóæè. Ïåðåëîìû áîëüøîãî áóãîðêà ÷àñòî ñî÷åòàþòñÿ ñ âûâèõàìè ïëå÷à.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà. Çíà÷åíèå äëÿ äèàãíîñòèêè èìååò ðåíòãåíîãðàôèÿ ïëå÷åâîãî ñóñòàâà, äåëàåòñÿ íåñêîëüêî ñíèìêîâ â ðàçíûõ ïðîåêöèÿõ.

Ëå÷åíèå. Ïîêàçàíà êîíñåðâàòèâíàÿ òàêòèêà: ðåïîçèöèÿ è ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ ïî Òóðíåðó. Ëàíãåòà äåëàåòñÿ ñúåìíîé, áëàãîäàðÿ ÷åìó ñ 3-ãî äíÿ íàçíà÷àåòñÿ ìàãíèòîòåðàïèÿ, ÓÂ× íà îáëàñòü ïëå÷à, ñ 7-10 äíÿ äîáàâëÿþòñÿ àêòèâíûå äâèæåíèÿ â ëó÷åçàïÿñòíîì è ëîêòåâîì è ïàññèâíûå – â ïëå÷åâîì ñóñòàâå, ýëåêòðîôîðåç ñ íîâîêàèíîì, õëîðèäîì êàëüöèÿ, ÓÔÎ, óëüòðàçâóê, ìàññàæ. ×åðåç 4 íåäåëè ãèïñ çàìåíÿåòñÿ êîñûíî÷íîé ïîâÿçêîé è óñèëèâàåòñÿ âîññòàíîâèòåëüíîå ëå÷åíèå. Ðåàáèëèòàöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ äî 5 íåäåëü. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîññòàíàâëèâàåòñÿ, ïî äàííûì ëèòåðàòóðû, ÷åðåç 1,5-2 ìåñÿöà (äîïóñêàåòñÿ òðóä áåç ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè) èëè 2-2,5 ìåñÿöà (ðàçðåøàåòñÿ ôèçè÷åñêèé òðóä).

2. Ïåðåëîìû õèðóðãè÷åñêîé øåéêè

Äëÿ ïåðåëîìîâ õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷à õàðàêòåðåí íåïðÿìîé ìåõàíèçì òðàâìû, è åñëè â ìîìåíò ïàäåíèÿ ðóêà íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè îòâåäåíèÿ, ïðîèñõîäèò àáäóêöèîííûé ïåðåëîì. Åñëè â ìîìåíò ïàäåíèÿ ðóêà íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè ïðèâåäåíèÿ, âîçíèêàåò àääóêöèîííûé ïåðåëîì. Åñëè ðóêà íàõîäèëàñü â ñðåäíåì ïîëîæåíèè, òî ÷àùå ïðîèñõîäèò âíåäðåíèå äèñòàëüíîãî îòëîìêà â ïðîêñèìàëüíûé è âîçíèêàåò âêîëî÷åííûé ïåðåëîì õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷à. Âíåäðåíèå äèñòàëüíîãî îòëîìêà â ïðîêñèìàëüíûé ìîæåò ïðîèñõîäèòü êàê ïðè àáäóêöèîííîì, òàê è ïðè àääóêöèîííîì ïåðåëîìå.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà. Áîëüíûå îòìå÷àþò áîëåçíåííîñòü ïðè ïàëüïàöèè ìåñòà ïåðåëîìà, ïðè îñåâîé íàãðóçêå ïðè ðîòàöèîííûõ äâèæåíèÿõ ïëå÷à. Ïðè ýòîì áîëüøîé áóãîðîê è ãîëîâêà ïåðåìåùàþòñÿ âìåñòå ñ ïëå÷îì. Íà îñíîâàíèè ýòèõ ñèìïòîìîâ ìîæíî ëèøü çàïîäîçðèòü âêîëî÷åííûé ïåðåëîì õèðóðãè÷åñêîé øåéêè. Ðåíòãåíîâñêèå ñíèìêè, ïðîèçâåäåííûå â ïåðåäíåçàäíåé è â àêñèàëüíûõ ïðîåêöèÿõ, èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå. Ïðè àáäóêöèîííûõ è àääóêöèîííûõ ïåðåëîìàõ ñî çíà÷èòåëüíûì ñìåùåíèåì èçìåíÿåòñÿ îñü êîíå÷íîñòè, â îáëàñòè ïëå÷åâîãî ñóñòàâà èìåþòñÿ ïðèïóõëîñòü è êðîâîèçëèÿíèå. Àêòèâíûå äâèæåíèÿ íåâîçìîæíû, ïàññèâíûå – ðåçêî áîëåçíåííû. Ïðè ýòîì èíîãäà îïðåäåëÿåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü è êðåïèòàöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ. Ïðè àääóêöèîííûõ ïåðåëîìàõ íà ïåðåäíåíàðóæíîé ïîâåðõíîñòè ïëå÷à îïðåäåëÿåòñÿ êîñòíûé âûñòóï, ñîîòâåòñòâóþùèé ìåñòó ïåðåëîìà; ïðè àáäóêöèîííûõ ïåðåëîìàõ â ýòîì ìåñòå îïðåäåëÿåòñÿ çàïàäåíèå. Ïëå÷î óêîðî÷åíî. Ïåðåëîì õèðóðãè÷åñêîé øåéêè ïëå÷à ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ïîâðåæäåíèåì ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ïó÷êà êàê â ìîìåíò òðàâìû, òàê è ïðè íåóìåëîé ðåïîçèöèè.

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Îêàçûâàÿ ïåðâóþ ïîìîùü, íóæíî î÷åíü áåðåæíî, îñòîðîæíî ïðîâîäèòü âñå ìàíèïóëÿöèè, ò. ê. âêîëî÷åííûå îòëîìêè êîñòè ìîãóò ëåãêî ðàçúåäèíèòüñÿ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ íå òîëüêî óñèëåíèåì áîëè, íî è çàòðóäíÿåò äàëüíåéøåå ëå÷åíèå. Ñ òåì ÷òîáû óìåíüøèòü áîëü, ìîæíî äàòü àíàëüãåòèêè, ëèöàì ïîæèëîãî âîçðàñòà ïîìèìî ýòîãî ðåêîìåíäóþòñÿ ñåðäå÷íûå ñðåäñòâà. Äëÿ îáåçäâèæåíèÿ ïîâðåæäåííîé ðóêè èñïîëüçóþò ñòàíäàðòíûå èëè èìïðîâèçèðîâàííûå øèíû, à ïðè èõ îòñóòñòâèè ïðèáåãàþò ê ïðîñòåéøåìó ñïîñîáó — ïðèáèíòîâûâàþò ïîâðåæäåííóþ ðóêó ê òóëîâèùó. Ïîñòðàäàâøåãî íàïðàâëÿþò â áîëüíèöó. Òðàíñïîðòèðîâàòü åãî ëó÷øå â ïîëîæåíèè ñèäÿ. Ïîñòðàäàâøèì ñ ñîïóòñòâóþùèìè òÿæåëûìè çàáîëåâàíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, ñèñòåìû è îðãàíîâ äûõàíèÿ (íàïð., òÿæåëàÿ àðèòìèÿ ñåðäöà, áðîíõèàëüíàÿ àñòìà) øèíèðîâàíèå ïðîâîäèòü íå ñëåäóåò, ò. ê. ýòî ìîæåò óõóäøèòü èõ ñîñòîÿíèå. Äëÿ îáåçäâèæåíèÿ ðóêó óêëàäûâàþò íà øèðîêóþ êîñûíêó è ñëåãêà ïðèáèíòîâûâàþò ê òóëîâèùó.

Ëå÷åíèå. Ëå÷åíèå òàêèõ áîëüíûõ, êàê ïðàâèëî, ñòàöèîíàðíîå: ïðîèçâîäèòñÿ ðåïîçèöèÿ (ðåíòãåíîêîíòðîëü íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ïîñëå âûñûõàíèÿ ãèïñà è ÷åðåç 7-10 äíåé). Èììîáèëèçàöèÿ ãèïñîì ïîêàçàíà íà ñðîêè 6-8 íåäåëü, ïðè÷åì ñ 5-é íåäåëè ïåðåõîäÿò íà îòâîäÿùóþ øèíó. Ñ ïåðâîãî äíÿ áîëüíîìó íåîáõîäèìî àêòèâíî äâèãàòü ïàëüöàìè è êèñòüþ, ÷åðåç 4 íåäåëè ïîäêëþ÷àþòñÿ ïàññèâíûå äâèæåíèÿ â ïëå÷åâîì ñóñòàâå (ñ ïîìîùüþ çäîðîâîé ðóêè), à åùå ÷åðåç íåäåëþ – àêòèâíûå. Îäíîâðåìåííî â ðåàáèëèòàöèè èñïîëüçóþòñÿ ìàññàæ è ìåõàíîòåðàïèÿ, ËÔÊ. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîññòàíàâëèâàåòñÿ, ïî äàííûì ëèòåðàòóðû, ÷åðåç 2 ìåñÿöà (ïåðåëîì áåç ñìåùåíèÿ) – 2,5 ìåñÿöà (â ñëó÷àÿõ ïåðåëîìà ñî ñìåùåíèåì).

3. Ïåðåëîìû äèàôèçà ïëå÷à

ïåðåëîì ïëå÷åâîé êîñòü

Ïåðåëîìû äèàôèçà ïëå÷à ìîãóò áûòü îñêîëü÷àòûìè ïîïåðå÷íûìè, êîñûìè è âèíòîîáðàçíûìè. Åñëè ëèíèÿ ïåðåëîìà íàõîäèòñÿ âûøå ïðèêðåïëåíèÿ áîëüøîé ãðóäíîé ìûøöû, öåíòðàëüíûé îòëîìîê ïîä äåéñòâèåì ìûøö, ïðèêðåïëÿþùèõñÿ ê áîëüøîìó áóãîðêó, îòâîäèòñÿ è ðîòèðóåòñÿ êíàðóæè, à äèñòàëüíûé ïîä äåéñòâèåì áîëüøîé ãðóäíîé ìûøöû ïðèâîäèòñÿ è ðîòèðóåòñÿ êíóòðè. Åñëè ëèíèÿ ïåðåëîìà íàõîäèòñÿ íèæå ïðèêðåïëåíèÿ áîëüøîé ãðóäíîé ìûøöû, íî âûøå ïðèêðåïëåíèÿ äåëüòîâèäíîé ìûøöû öåíòðàëüíûé îòëîìîê ïðèâîäèòñÿ, à äèñòàëüíûé îòâîäèòñÿ. Ïðè ïåðåëîìå ïëå÷à â ñðåäíåé òðåòè, íèæå ïðèêðåïëåíèÿ äåëüòîâèäíîé ìûøöû öåíòðàëüíûé îòëîìîê îòâîäèòñÿ, à äèñòàëüíûé ïîäòÿãèâàåòñÿ êâåðõó.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà. Õàðàêòåðíûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ ïðèïóõëîñòü, äåôîðìàöèÿ è áîëåçíåííàÿ ïîäâèæíîñòü â îáëàñòè ïåðåëîìà, áîëü ïðè îñåâîé íàãðóçêå, íàðóøåíèå ôóíêöèè è óêîðî÷åíèå ïëå÷à. Òàê êàê ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ ïîâðåæäåíèåì ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ðó÷êà, íåîáõîäèìî èñêëþ÷èòü ýòó ïàòîëîãèþ ó ïîñòðàäàâøèõ.

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü. Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ôèêñàöèè ïîâðåæäåííîé êîíå÷íîñòè øèíîé Êðàìåðà ñ îáÿçàòåëüíûì çàõâàòîì âñåõ ñóñòàâîâ. Åå äëèíà äîëæíà áûòü äîñòàòî÷íîé (äî ïðîòèâîïîëîæíîé ëîïàòêè). Ïîñëå îáåçäâèæåíèÿ êîíå÷íîñòè ïîñòðàäàâøåãî îáÿçàòåëüíî íàïðàâëÿþò â áîëüíèöó. Òðàíñïîðòèðîâêà áåç íàäåæíîé èììîáèëèçàöèè ìîæåò ïðèâåñòè ê äîïîëíèòåëüíîé òðàâìå ðàñïîëîæåííûõ â çîíå ïåðåëîìà íåðâîâ.

Ëå÷åíèå. Áîëüíîìó ïîêàçàíî ëå÷åíèå â óñëîâèÿõ ñòàöèîíàðà: ïðîèçâîäèòñÿ ðåïîçèöèÿ ñ ïîñëåäóþùåé èììîáèëèçàöèåé â çàâèñèìîñòè îò óðîâíÿ ïåðåëîìà. Ïðè ïåðåëîìå â âåðõíåé òðåòè äèàôèçà ïîêàçàíà îòâîäÿùàÿ øèíà ñî ñêåëåòíûì èëè êëååâûì âûòÿæåíèåì ïî îñè. Ïåðåëîì â ñðåäíåé è íèæíåé òðåòè ïëå÷à ÷àùå òðåáóåò íàëîæåíèÿ ñêåëåòíîãî âûòÿæåíèÿ è òîðàêî-áðàõèàëüíîé ãèïñîâîé ïîâÿçêè. Èììîáèëèçàöèÿ ñîñòàâëÿåò 2-3 ìåñÿöà ñ ïîñëåäóþùåé ðåàáèëèòàöèåé â òå÷åíèå 4-6 íåäåëü. Òðóäîñïîñîáíîñòü áîëüíûõ âîññòàíàâëèâàåòñÿ, ïî äàííûì ëèòåðàòóðû, ÷åðåç 2,5-3 ìåñÿöà.

Ïðè îïåðàòèâíîì ëå÷åíèè ïåðåëîìîâ äèàôèçà ïëå÷à èñïîëüçóåòñÿ êàê ìåòàëëîîñòåîñèíòåç (ñòåðæíÿìè, ïëàñòèíêàìè, âèíòàìè), òàê è íàëîæåíèå àïïàðàòîâ íàðóæíîé ôèêñàöèè.

Читайте также:  Перелом копчика болит живот

4. Ïåðåëîìû äèñòàëüíîãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè

Âíåñóñòàâíûå (íàäìûùåëêîâûå) ïåðåëîìû. Íàäìûùåëêîâûå ïåðåëîìû áûâàþò ðàçãèáàòåëüíûå è ñãèáàòåëüíûå. Ðàçãèáàòåëüíûå ïåðåëîìû âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, âîçíèêàþò ïðè ïàäåíèè íà ïåðåðàçîãíóòóþ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêó. Ïðè ïàäåíèè íà ñîãíóòóþ â ëîêòåâîì ñóñòàâå ðóêó âîçíèêàåò ñãèáàòåëüíûé ïåðåëîì. Ðàçãèáàòåëüíûå ïåðåëîìû ÷àùå îñëîæíÿþòñÿ ïîâðåæäåíèÿìè ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ïó÷êà è ìàññèâíûì ïîâðåæäåíèåì ìÿãêèõ òêàíåé.

Ïðè ïåðåëîìàõ íèæíåãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè îòìå÷àåòñÿ äåôîðìàöèÿ â îáëàñòè ëîêòåâîãî ñóñòàâà è íèæíåé òðåòè ïëå÷à. Ïðåäïëå÷üå ñîãíóòî, ëîêòåâîé îòðîñòîê âûñòîèò êçàäè, à íàä íèì èìååòñÿ çàïàäåíèå êîæè. Ïðè îùóïûâàíèè íàä ëîêòåâûì ñãèáîì îïðåäåëÿåòñÿ òâåðäûé âûñòóï. Äâèæåíèÿ â ëîêòåâîì ñóñòàâå áîëåçíåííû. Òÿæåëûì îñëîæíåíèåì ýòèõ ïåðåëîìîâ ÿâëÿåòñÿ ñäàâëåíèå ïðîõîäÿùèõ â çîíå ïîâðåæäåíèÿ ñîñóäîâ, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ñèíþøíîñòüþ, îòåêîì ïàëüöåâ, îíåìåíèåì ïðåäïëå÷üÿ è êèñòè. Íåîñëîæíåííûé ïåðåëîì íèæíåãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè îáåçäâèæèâàþò òàê æå, êàê è äðóãèå — øèíîé Êðàìåðà. Ïðè íàðóøåíèè êðîâîîáðàùåíèÿ ôèêñèðóþùèé øèíó áèíò íóæíî îñëàáèòü, ðóêå ïðèäàòü âîçâûøåííîå ïîëîæåíèå — ïîëîæèòü ïîñòðàäàâøåãî íà ñïèíó. Äîñòàâèòü åãî â õèðóðãè÷åñêîå îòäåëåíèå íóæíî â òå÷åíèå áëèæàéøèõ ÷àñîâ.

Ëå÷åíèå. Ïðè íàäìûùåëêîâûõ ïåðåëîìàõ ïëå÷à áåç ñìåùåíèÿ íàêëàäûâàþò çàäíþþ ãèïñîâóþ ëîíãåòó îò ïÿñòíî-ôàëàíãîâûõ ñî÷ëåíåíèé äî ïëå÷åâîãî ñóñòàâà. Ðóêà äîëæíà áûòü ñîãíóòà â ëîêòåâîì ñóñòàâå äî óãëà 90-1000, ïðåäïëå÷üå çàôèêñèðîâàíî â ñðåäíåì ïîëîæåíèè ìåæäó ñóïèíàöèåé è ïðîíàöèåé. ×åðåç 3-4 íåäåëè ëîíãåòó ñíèìàþò è íà÷èíàþò ðàçðàáîòêó ëîêòåâîãî ñóñòàâà. Ïðè íàäìûùåëêîâûõ ïåðåëîìàõ ñî ñìåùåíèåì îòëîìêè íåîáõîäèìî âïðàâèòü. Âïðàâëåíèå ëó÷øå ïðîèçâîäèòü ïîä íàðêîçîì, è ÷åì ðàíüøå îíî îñóùåñòâëÿåòñÿ, òåì ëó÷øå ôóíêöèîíàëüíûå ðåçóëüòàòû. Áóêâàëüíî ñ ïåðâûõ äíåé áîëüíîé äîëæåí äåëàòü äâèæåíèÿ â ïàëüöàõ è ïëå÷åâîì ñóñòàâå. ×åðåç 3-4 íåäåëè ãèïñîâóþ ïîâÿçêó ñíèìàþò è áîëüíîé ïðèñòóïàåò ê ðàçðàáîòêå ëîêòåâîãî ñóñòàâà. Íè â êîåì ñëó÷àå íåëüçÿ ìàññèðîâàòü ýòó îáëàñòü.

5. Âíóòðèñóñòàâíûå ïåðåëîìû

Ïåðåëîì íàðóæíîãî ìûùåëêà âîçíèêàåò ïðè ïàäåíèè íà êèñòü âûòÿíóòîé è îòâåäåííîé ðóêè. Ïåðåëîìû ýòè áûâàþò áåç ñìåùåíèÿ èëè ñ íåçíà÷èòåëüíûì ñìåùåíèåì.

Ïåðåëîìû âíóòðåííåãî ìûùåëêà âñòðå÷àþòñÿ çíà÷èòåëüíî ðåæå. Ìåõàíèçì òðàâìû – ïàäåíèå íà ëîêîòü. Ïðè ýòîì ÷àùå ëîìàåòñÿ è ëîêòåâîé îòðîñòîê. Ïåðåëîì êàê íàðóæíîãî, òàê è âíóòðåííåãî ìûùåëêîâ ìîæåò áûòü ðåçóëüòàòîì ïðÿìîãî óäàðà ïî îáëàñòè ìûùåëêîâ.

Ñèìïòîìû è ðàñïîçíàâàíèå. Ëîêòåâîé ñóñòàâ óâåëè÷åí â îáúåìå çà ñ÷åò îòåêà, ãåìàòîìû è ãåìàðòðîçà. Ñèëüíàÿ áîëü ïðè ïàëüïàöèè îáëàñòè ìûùåëêîâ è îñîáåííî ðåçêàÿ áîëåçíåííîñòü ïðè ðîòàöèè ïðåäïëå÷üÿ. Èíîãäà ïðè ýòîì îïðåäåëÿåòñÿ è êðåïèòàöèÿ êîñòíûõ îòëîìêîâ, òðåóãîëüíèê Ãþòåðà ñòàíîâèòñÿ àñèììåòðè÷íûì. Ïðè ïåðåëîìå âíóòðåííåãî ìûùåëêà ïðåäïëå÷üå íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè ïðèâåäåíèÿ, à ïðè ïåðåëîìå íàðóæíîãî ìûùåëêà ñî ñìåùåíèåì îòëîìêîâ ïðåäïëå÷üå îòêëîíÿåòñÿ êíàðóæè.

×ðåçìûùåëêîâûå ïåðåëîìû. Ýòè ïåðåëîìû ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ ó äåòåé. ìåõàíèçì – ïàäåíèå íà ëîêîòü. Ïåðåëîìû áûâàþò ñãèáàòåëüíûå è ðàçãèáàòåëüíûå. Êëèíèêà ñõîäíà ñ êëèíèêîé èçîëèðîâàííûõ ïåðåëîìîâ ìûùåëêîâ.  îòëè÷èå îò ïîñëåäíèõ ïðè ýòèõ ïåðåëîìàõ íå íàáëþäàåòñÿ îòêëîíåíèÿ ïðåäïëå÷üÿ.

Ïðè îïðåäåëåíèè õàðàêòåðà ïåðåëîìà è ñìåùåíèÿ îòëîìêîâ ïðè ÷ðåçìûùåëêîâûõ ïåðåëîìàõ ó äåòåé íåîáõîäèìî çíàòü ñðîêè ïîÿâëåíèÿ ÿäåð îêîñòåíåíèÿ è ñðîêè èõ ñèíîñòîçèðîâàíèÿ.  ñîìíèòåëüíûõ ñëó÷àÿõ ñðàâíèâàþò ðåíòãåíîãðàììû ñèììåòðè÷íûõ ñóñòàâîâ.

Ìåæìûùåëêîâûå ïåðåëîìû. Îíè áûâàþò Ò- è V-îáðàçíûå. Ïðîèñõîäÿò ïðè ïàäåíèè íà ëîêîòü.  ñëó÷àå ïðèëîæåíèÿ çíà÷èòåëüíîé ñèëû ëîêòåâîé îòðîñòîê ðàñùåïëÿåò ìûùåëêè è âíåäðÿåòñÿ ìåæäó íèìè.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà. Ëîêòåâîé ñóñòàâ ðåçêî óâåëè÷åí â îáúåìå, îñîáåííî åãî ïîïåðå÷íûé ðàçìåð. Ïàëüïàöèÿ ðåçêî áîëåçíåííà. Àêòèâíûå äâèæåíèÿ íåâîçìîæíû, ïðè ïàññèâíûõ – îïðåäåëÿåòñÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ ïîäâèæíîñòü â áîêîâûõ íàïðàâëåíèÿõ.

Ëå÷åíèå. Ïðè âíóòðèñóñòàâíûõ ïåðåëîìàõ áåç ñìåùåíèÿ íàêëàäûâàåòñÿ ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ íà 3-4 íåäåëè. Çàòåì ïðîâîäèòñÿ ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå â òå÷åíèå 4-6 íåäåëü. Òðóäîñïîñîáíîñòü âîññòàíàâëèâàåòñÿ, ïî äàííûì ëèòåðàòóðû, ÷åðåç 2-2,5 ìåñÿöà.

Ïðè ñìåùåíèè îòëîìêîâ ïîêàçàíî ñêåëåòíîå âûòÿæåíèå çà ëîêòåâîé îòðîñòîê íà îòâîäÿùåé øèíå ñ ãèïñîì. Ñïèöû óäàëÿþò ÷åðåç 4-5 íåäåëü. Ãèïñîâàÿ èììîáèëèçàöèÿ ïðîäîëæàåòñÿ äî 8-10 íåäåëü. Ðåàáèëèòàöèÿ ïîñëå ñíÿòèÿ ãèïñà çàíèìàåò 5-7 íåäåëü, òðóäîñïîñîáíîñòü âîññòàíàâëèâàåòñÿ ÷åðåç 2,5-3 ìåñÿöà.

6. Îòêðûòûå ïåðåëîìû

Ïåðåëîìû ìîãóò áûòü îòêðûòûìè. Ïðè îòêðûòûõ ïîâðåæäåíèÿõ îáëàñòè ïëå÷à ïåðâóþ ïîìîùü íà÷èíàþò ñ îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ. Ïðè àðòåðèàëüíîì êðîâîòå÷åíèè íàêëàäûâàåòñÿ æãóò êðîâîîñòàíàâëèâàþùèé. Ïðåäâàðèòåëüíî ïðèæèìàþò ïëå÷åâóþ àðòåðèþ ê ïëå÷åâîé êîñòè â âåðõíåé òðåòè âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïëå÷à, ó êðàÿ äâóãëàâîé ìûøöû. Æãóò íàêëàäûâàþò íà âåðõíþþ òðåòü ïëå÷à. Ïîñëå îñòàíîâêè êðîâîòå÷åíèÿ íà ðàíó íàêëàäûâàþò ñòåðèëüíóþ ïîâÿçêó, ïîñëå ÷åãî êîíå÷íîñòü îáåçäâèæèâàþò ñ ïîìîùüþ øèíû â ñðåäíåì ôèçèîëîãè÷åñêîì ïîëîæåíèè.

Çàêëþ÷åíèå

Òàêèì îáðàçîì, ïåðåëîìû ïëå÷åâîé êîñòè ìîãóò áûòü îòêðûòûìè è çàêðûòûìè. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ïåðåëîìû âåðõíåãî êîíöà ïëå÷åâîé êîñòè íà óðîâíå õèðóðãè÷åñêîé øåéêè, äèàôèçà (ñðåäíÿÿ òðåòü) è íàäìûùåëêîâûå (íèæíÿÿ òðåòü íàä ëîêòåâûì ñóñòàâîì).

Ïðè îñìîòðå îòìå÷àþòñÿ äåôîðìàöèÿ ïëå÷à, íåíîðìàëüíàÿ ïîäâèæíîñòü â òîì èëè èíîì åãî îòäåëå, áîëåçíåííîñòü è ðåçêîå íàðóøåíèå ôóíêöèè.

Ïåðâàÿ ïîìîùü çàêëþ÷àåòñÿ â ïðàâèëüíîé ôèêñàöèè âåðõíåé êîíå÷íîñòè, â ïðèåìå îáåçáîëèâàþùèõ ñðåäñòâ è ñâîåâðåìåííîé ãîñïèòàëèçàöèè.

Ïðè ïðîâåäåíèè âîññòàíîâèòåëüíîãî ëå÷åíèÿ ïîêàçàíû: ãèìíàñòèêà, ýëåêòðîôîðåç, ËÔÊ, ìàññàæ, ôèçèîëå÷åíèå.

Âûâîä

Ïåðåëîìû ïëå÷à ïðèâîäÿò ê äëèòåëüíîé ðåàáèëèòàöèè, âîññòàíîâëåíèþ òðóäîñïîñîáíîñòè (îò íåñêîëüêèõ íåäåëü äî íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ). Òÿæåëûì îñëîæíåíèåì ýòèõ ïåðåëîìîâ ÿâëÿåòñÿ ïîâðåæäåíèå ñîñóäèñòî-íåðâíîãî ïó÷êà. Ïðè íåîêàçàíèè ñâîåâðåìåííîé êâàëèôèöèðîâàííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè â áëèæàéøèå ÷àñû ìîãóò ïðèâåñòè ê ëåòàëüíîìó èñõîäó.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Âîåííî-ïîëåâàÿ õèðóðãèÿ / Ïîä ðåä. Ï.Ã.Áðþñîâà, Ý.À.Íå÷àåâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ, 2009.

2. Æóðíàë «Ãåíèé îðòîïåäèè» ¹2, 2003 ã.

3. Æóðíàë «Âåñòíèê òðàâìàòîëîãèè è îðòîïåäèè èìåíè Í.Í.Ïðèîðîâà» ¹3 2003, ¹4 2004, ¹3 1998, ¹2 2002.

4. Êîòåëüíèêîâ Ã.Ï., Êðàñíîâ À.Ô., Ìèðîøíè÷åíêî Â.Ô. «Òðàâìàòîëîãèÿ». Ì.: Ìåäèöèíà, 2010.

5. Êðàñíîâ À.Ô., Àðøèí Â.Ì., Àðøèí Â.Â. Òðàâìàòîëîãèÿ / Ñïðàâî÷íèê. Ðîñòîâ-íà-Äîíó: èçä-âî «Ôåíèêñ», 1998 – 608 ñ.

6. Íèêîëàåâà Å.Â. Òðàâìû êîíå÷íîñòåé: ìåäèöèíñêàÿ ýêñïåðòèçà. Ì., 2003.

7. Ïåðâàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü. Ïîïóëÿðíàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ãë.ðåä. Â.È.Ïîêðîâñêèé. Ì., 1994.

8. Ïóøêîâ À.À. Ñî÷åòàííàÿ òðàâìà. Ðîñòîâ í/Ä: èçä-âî «Ôåíèêñ», 2008. – 320 ñ.

9. Þìàøåâ Ã.Ñ. Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ. Ì.: Ìåäèöèíà, 2009.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник