Делаем срочные переломы

Делаем срочные переломы thumbnail

2. РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Эта ошибка возникает в наших текстах из-за того, что мы привносим в речь литературную типичный изъян речи устной: разговаривая, мы нередко пропускаем слова, торопясь изъясниться. И в устном общении на это редко обращают внимание: ведь из контекста речи говорящего, как правило, ясно, что он хочет сказать. Но в речи письменной пропуск слов недопустим: он нарушает грамматические и логические связи, затемняет смысл, а часто делает речь просто смехотворной.
Объявление на двери рентгенкабинета: “Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы”. Видимо, здесь подразумеваются срочные рентгенологические снимки переломов!
“Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве”. Наверно, все-таки “увеличения поголовья овец”, а не увеличения размеров самих животных!
Порой речевая недостаточность приводит к рождению этаких фраз-ловушек. В одной статье про известного в неком городе хирурга написано: “За свою жизнь он так многих прооперировал, что когда идет по улице, то на лицах – улыбки”. Чему улыбаются встречные прохожие? Хирурга все знают, это понятно, – но чему смеются люди? Может, помнят врача как чудака-неумеху? Или он постоянно выходит на улицу в неказистой одежде, в клоунском колпаке?
Это неграмотное высказывание погребло в себе целый абзац, в котором нужно было бы написать о том, что в небольшом городе бывшие больные, некогда излеченные врачом, часто встречаются ему на улице; о том, что все они помнят его, знают в лицо и рады видеть; о том, что люди исполнены благодарности хирургу за оказанную когда-то помощь; о том, что их улыбки – выражение этой благодарности, дань его профессионализму и т. д. и т. п. Но – ловушка есть ловушка!
Найдите случаи лексической недостаточности. Сделайте необходимую правку.
— Несмотря на то, что на протяжении всего пути скорпион сидел на ноге Алексея, водитель все же довел автобус.
— Российские читатели за-интересованы в новостях отечественной экономики, тем более существует много информационных поводов.
— В настоящее время в России сложился довольно мощный механизм саморегулирования.
— Приобрести эти знания задача не простая, и требуются серьезные усилия и трудолюбие.
— Книги предлагают рецепты на все основные праздники.

3. РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Речевая избыточность – это многословие. Оно проявляется в различных формах.
— Пустословие, то есть навязчивое объяснение банальностей. Например:
“Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? – Нет! ”
Цените информативность собственных высказываний!
2. Абсурдизм. Пример: “труп был мертв и не скрывал этого”. Такие высказывания называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825 году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: “Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив”. Нелепость ляпалиссиады – в самоутверждении самоочевидной истины.
3. Плеоназм, то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм – это об одном и том же разными словами.
“Вернуться обратно”, “упасть вниз”, “это явление является”, “соединить воедино”, “вместе пели одну песню”, “главная суть”, “ценное сокровище”, “темный мрак”, “повседневная обыденность”, “бесполезно пропадает”, “предчувствовать заранее” – все это плеоназмы. Наверно, излишне объяснять, что, например, “темный мрак” – многословие, потому что одно из значений слова “мрак” – глубокая, непроглядная тьма.
Обратите внимание на плеоназмы, которые рождаются при описании жестов: “топать ногами”, “жестикулировать руками”, “обнимать руками”, “смотреть глазами”.
Из книги Юрия Никитина “Как стать писателем”:
“Есл

Источник

Небрежное отношение к языку может стать причиной речевой
недостаточности
— случайного пропуска слов, необходимых для точного
выражения мысли: Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено
избавиться); Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные).
Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий
торопится и не следит за правильностью высказывания. Речевая недостаточность
может порождать комический эффект. Так, на выставке собак можно услышать
обращения к хозяевам породистых псов:

— Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!

— Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной
системы!

— Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не
будут
.

При речевой недостаточности очень часто возникает
неясность, вот примеры таких ошибок, попавших в протоколы и другие деловые
документы: Гр. Калиновский Л. Л. следовал по улице без номерного знака;
Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого
месяца; Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить
явку своих родителей
.

Вследствие речевой недостаточности нарушаются
грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл.
Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора: Для улучшения
производственных показателей необходимо объединить всех работников,
занимающихся вопросами экономики
(надо: объединить усилия всех работников);
Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы — объявление на
двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные рентгенологические снимки
переломов
).

Читайте также:  Перелом ладони симптомы

Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные
логические ошибки. Так, отсутствие нужного звена в выражении мысли приводит к алогизму:
Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей (можно
сравнивать язык героев Шолохова только с языком героев других писателей);
Условия города отличны от села (допустимо сравнение условий жизни в
городе только с условиями жизни в
селе
).

Нередко в результате пропуска слова происходит и подмена
понятия
. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех
лет, выкладываются в архив
— речь идет о карточках больных, а из
текста следует, что «в архив сдаются больные». Подобная речевая недостаточность
порождает абсурдность высказывания (Куйбышевский речной порт производит
мужчин на постоянную и временную работу портовыми рабочими
; Она заняла
второе место по гимнастике среди девушек 2-го разряда
; Инспекция
государственного страхования приглашает вас в любой четверг в Госстрах для
получения травмы
).

Речевая недостаточность, возникающая как следствие
стилистической небрежности автора, легко поддается правке: нужно вставить
случайно пропущенное слово или словосочетание. Например:

1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в
хозяйстве.

1. Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья
овец в хозяйстве.

2. Соревнования показали, что в нашем городе
появились сильные шашисты на стоклеточной доске.

2. Соревнования показали, что в нашем городе
появились сильные шашисты, играющие на стоклеточной доске.

3. Изохроны — линии на географических картах,
проходящие через точки земной поверхности, в которых то или иное явление
наступает в один и тот же момент.

3. Изохроны — линии на географических картах,
проходящие через точки, соответствующие точкам земной поверхности, в которых то
или иное явление природы наступает в один и тот же момент.

Если же говорящий «не находит слов» для правильного
выражения мысли и строит предложение кое-как, опуская те или иные звенья в
цепочке логически связанных понятий, фраза становится недостаточно
информативной, сумбурной, и редактору, исправляющему такое высказывание,
приходится много трудиться, чтобы добиться ясности. Например, в рукописи статьи
о восстановлении полиграфического предприятия читаем: На первых порах
устанавливалось оборудование форматом в полпечатного листа
. По этой
«усеченной» информации нелегко догадаться, что при возобновлении работы
полиграфического комбината вначале установили оборудование лишь для
изготовления продукции форматом в половину печатного листа
.

Предложения, в котором опущены важные слова и
словосочетания, страдают недостаточной информативности. Например: В
эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан тысячный миллиард российских
энергетиков
. Из такого сообщения непросто восстановить истину; в
действительности речь идет о том, что энергетики, работавшие в вечернюю
смену, дали тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии
.

Речевую недостаточность как
распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса — стилистической
фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения
для создания особой выразительности. При эллипсисе нет необходимости
«восстанавливать» пропущенные члены предложения, так как смысл эллиптических
конструкций ясен, и введение в них уточняющих слов лишит их экспрессии,
присущей им легкости. При речевой недостаточности, напротив, восстановление
пропущенных слов необходимо, без них предложение стилистически неприемлемо.

(По: Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 1997)

Источник

Небрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточности – случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли: Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено избавиться); Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные). Речевая недостаточность часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Комические ситуации при этом возникают, если «оратор» обращается к присутствующим, пользуясь микрофоном. Так, на выставке собак можно услышать обращения к хозяевам породистых псов:

– Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду!

– Товарищи участники, тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы!

– Призеры, срочно явитесь для награждения. Владельцы без намордников награждаться не будут.

Из подобных призывов администратора следует, что все эти испытания ожидают не собак, а их владельцев, потому что именно им адресована речь. При речевой недостаточности очень часто возникает неясность, вот примеры таких ошибок, попавших в протоколы и другие деловые документы: Гр. Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака; Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца; Интересующих вас лиц вышлем почтой; Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.

Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл. Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора:Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики (надо: объединить усилия всех работников); Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы – объявление на двери рентгенкабинета (имеются в виду срочные рентгенологические снимки переломов).

Читайте также:  Оскольчатые переломы голени и бедра

Вследствие пропуска слова могут возникнуть различные логические ошибки. Так, отсутствие нужного звена в выражении мысли приводит к алогизму: Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей (можно сравнивать язык героев Шолохова только с языком героев других писателей); Условия города отличны от села (допустимо сравнение условий жизни в городе только с условиями жизни в селе).

Нередко в результате пропуска слова происходит и подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив – речь идет о карточках больных, а из текста следует, что «в архив сдаются больные». Подобная речевая недостаточность порождает комизм и абсурдность высказывания [Куйбышевский речной порт производит мужчин на постоянную и временную работу портовыми рабочими («Кр.»); Она заняла второе место по гимнастике среди девушек 2-го разряда («Кр.»); Инспекция государственного страхования приглашает вас в любой четверг в Госстрах для получения травмы (объявление)].

Речевая недостаточность, возникающая как следствие стилистической небрежности автора, легко поддается правке: нужно вставить случайно пропущенное слово или словосочетание. Например:

1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве. 1. Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в хозяйстве.
2. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты на стоклеточной доске. 2. Соревнования показали, что в нашем городе появились сильные шашисты, играющие на стоклеточной доске.
3. Изохроны – линии на географических картах, проходящие через точки земной поверхности, в которых то или иное явление наступает в один и тот же момент. 3. Изохроны – линии на географических картах, проходящие через точки, соответствующие точкам земной поверхности, в которых то или иное явление природы наступает в один и тот же момент.

Если же говорящий «не находит слов» для правильного выражения мысли и строит предложение кое-как, опуская те или иные звенья в цепочке логически связанных понятий, фраза становится недостаточно информативной, сумбурной, и редактору, исправляющему такое высказывание, приходится много трудиться, чтобы добиться ясности. Например, в рукописи статьи о восстановлении полиграфического предприятия читаем: На первых порах устанавливалось оборудование форматом в полпечатного листа. По этой «усеченной» информации нелегко догадаться, что при возобновлении работы полиграфического комбината вначале установили оборудование лишь для изготовления продукции форматом в половину печатного листа. Недостаточная информативность предложения, в котором опущены важные слова и словосочетания, особенно часто приводит к абсурдности высказывания, что можно было наблюдать в «застойные времена», когда наши газеты печатали многочисленные репортажи о «победах и завоеваниях» при выполнении пятилетних планов. Например: В эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан тысячный миллиард советских энергетиков. Из такого сообщения непросто восстановить истину; в действительности речь идет о том, что советские энергетики, работавшие в вечернюю смену, дали стране тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамичность движения (Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать. – Чук.). При эллипсисе нет необходимости «восстанавливать» пропущенные члены предложения, так как смысл эллиптических конструкций ясен, и введение в них уточняющих слов лишит их экспрессии, присущей им легкости. При речевой недостаточности, напротив, восстановление пропущенных слов необходимо, без них предложение стилистически неприемлемо.

Источник

Экономное, точное выражение мысли —
важнейшее требование стилистики, которое, к сожалению, так часто не
выполняется. Кажется, что проще — скажи главное и не повторяйся, чтобы была
ясность. На самом же деле, высказаться полно и в то же время кратко не так
просто. Максим Горький признавался: «Крайне трудно найти точные слова и
поставить их так, чтобы немногим было сказано много, «чтобы словам было тесно,
мыслям просторно». Французский учёный, философ и писатель Блез Паскаль заметил:
«Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». В этом
парадоксальном заявлении глубокий смысл, потому что небрежность и беспомощность
автора обычно приводит к многословию, а краткости и точности можно добиться
напряжённой работой со словом.

Многословие является
типичной ошибкой в устной и письменной речи как детей, так и взрослых.
Обратимся к школьным сочинениям.

Силы
«тёмного царства» объединились воедино против бросившей им вызов натуры, стремящейся
вырваться из мира диких и кабановых.

Глаголом объединились уже названо действие, которое не требует уточнения,
поэтому воедино — лишнее слово.

Жители
города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.

Три однокоренных слова — это тавтология.
Очистим предложение: «Калиновцы живут безрадостно, однообразно.» или «Жизнь
калиновцев безрадостна, однообразна.»

Это
явление является признаком…

Это явление — признак…

Безупречный
в деле служения своему делу…

Безупречный в служении делу…

Умножили
во много раз…

Увеличили многократно…

Мы
решили возобновить вновь…

Мы решили возобновить…

Обратим внимание на плеоназм,
разновидность многословия, когда употребление второго слова неуместно вообще,
так как оно по смыслу повторяет первое:

Читайте также:  Когда можно сидеть при переломе шейки бедра

главная суть — суть — это и есть главное;

ценные сокровища — сокровища и есть ценности;

тёмный мрак — мрак и есть темнота;

вернуться
обратно
— вернуться
можно только обратно;

упал
вниз
— падать вверх
невозможно;

топал
ногами
— чем же ещё
топать?

жестикулируя
руками
— чем же
жестикулировать?

страсть к графомании — мания и есть страсть.

Речевую избыточность порождает и
соединение заимствованного слова с русским, дублирующим его значение:

памятный
сувенир

— сувенир — подарок на память; получается: «памятный подарок на память»;

необычный
феномен

— феномен — исключительный, необычный;

движущий
лейтмотив

— лейтмотив — движущая сила;

своя
автобиография

— автобиография — собственная биография;

мизерные
мелочи

— мизерные — очень мелкие;

ведущий
лидер

— лидер — вожак;

ответная
контратака

— контратака — ответная атака;

народный
фольклор

— фольклор — народное творчество.

В художественных произведениях плеоназмы
используются для усиления выразительности речи.

Не
оборачивайся, Эвридика, назад,

в провал
беспамятного сна.

П. Антокольский

Этот же приём наблюдаем и в фольклоре: грусть-тоска, путь-дороженька, море-окиян,
горе горькое, всякая всячина
. Но эти сочетания органично вписываются в
текст произведения, соответствуют стилю.

 В
иронических, сатирических выражениях используют тавтологические сочетания, создавая
комичную ситуацию.

Например, у Н. В. Гоголя: «Позвольте Вам этого не позволить».

У М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Писатель пописывает, а читатель почитывает».

У В. В. Маяковского: «Всё хорошо: поэт поёт, критик занимается
критикой»
.

Или вспомним надпись В. А. Жуковского на
портрете, подаренном А. Пушкину: «Победителю-ученику
от побеждённого учителя»
.

В каждом из этих примеров повтор слова
имеет особое значение, обращает внимание на личность, факт, комизм ситуации.
Это совсем не вызвано небрежностью или бедностью лексики.

Попробуйте найти и исправить ошибки в
предложениях:

В
прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

Я
считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

Сегодня
у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

В
свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

Сочинение
списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать,
даже написал, что дал списать сочинение.

Павел
Власов целеустремлённо стремился к своей цели.

Ниловна
призывает народ бороться за народное дело.

Белинский
направил Некрасова на правильный и верный путь.

Нагульнов
предан партии, но у него есть отрицательные недостатки, и он делает ошибки и
промахи.

Наружная
внешность героини повести очень привлекательна.

Будьте внимательны. У Вас всё получится.

Речевая
недостаточность

— это пропуск слова, который нарушает стилистический и смысловой строй речи,
грамматические и логические связи слов. Иногда это искажает мысль и приводит к
абсурдности высказывания. Как понять объявления, которые мы видим во всех
учреждениях, учебных заведениях, поликлиниках? У кассы цирка: «Дети до пятилетнего возраста проходят в
цирк на руках»
; на двери рентген-кабинета: «Делаем только срочные переломы»; в учреждении: «Страховая компания приглашает вас в любой
четверг для получения травмы»
. Не сразу и догадаешься, что маленьких детей
в цирке родители должны держать на руках, что рентгенологи могут сделать срочно
снимки переломов, а страховая компания готова выплатить деньги по условиям
договора в любой четверг.

Пропуск слова может стать причиной
алогизма — сопоставления несопоставимых понятий. Например: «Язык героев Шукшина резко отличается от других авторов». Язык
можно сравнивать только с языком, а авторов — с авторами. Или такое высказывание:
«Показатели первого исследования не
совпадают со вторым»
. С чем вторым? Показатели сравнивают только с показателями.
Происходит подмена понятий из-за пропуска слова, иногда высказывание выглядит довольно
странно. Например: «На выставке среди
экспонатов был и филателист из Омска»
. Но ведь не экспонировался, конечно,
сам собиратель марок, а представлена была его коллекция, альбом. Как Вам такое:
«Больные, не посетившие амбулаторию в
течение трёх лет, выкладываются в архив»
.

Речевую недостаточность следует отличать
от эллипсиса — стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске слова
для особой выразительности. Чаще всего это глаголы-сказуемые, передающие
движение: я за свечку, свечка — в печку;
зову, зову его, а он — за ворота
. В этом случае нет необходимости
восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен, введение в
него уточняющих слов лишит его лёгкости, выразительности.

Попробуйте найти и исправить ошибки в
предложениях:

В
кабинете литературы висят великие писатели.

Павел
Власов купил гармошку и ходил с накрахмаленной грудью.

Я
уже сдала историю.

Татьяна
заняла первое место среди девушек второго разряда.

Её
голос похож на Тамару Синявскую.

Здесь
у нас висят художники-передвижники.

По
обеим сторонам дороги стояли виселицы, их наказали за бунт.

На
празднике были артисты, который прошёл весело.

На
столе была осетрина, икра, дичь, балык, пироги, они были весьма вкусны.

Будьте внимательны. У Вас всё получится.

Источник