Чрезмыщелковый перелом локтевого сустава у ребенка разработка

Переломы суставов

Среди травм локтевого сустава, перелом мыщелков плечевой кости у взрослых – не самый распространенный, но очень неприятный недуг с такими последствиями, как ограничение движений в локте, полная потеря функций сустава.

Мыщелками называются утолщенные выступы на костях, к которым крепятся сухожилия мышц. Они же придают суставу определенную геометрию, определяющую возможности сгибания, разгибания, вращения. Мыщелки ограничивают объемы этих движений.

На рисунке показано, что в нижней трети плечевая кость заканчивается утолщениями – надмыщелками, ниже которых находятся мыщелки.

Виды 

Виды переломов локтевого сустава классифицируются по нескольким признакам:

  • есть ли рана в области сустава (открытый или закрытый локтевой перелом);
  • перелом локализован внутри суставной сумки или вне её;
  • целостность кости нарушена полностью или частично (надлом, перелом оскольчатый, со смещением или без смещения и т.п.)

Особенность анатомического строения плечевой кости, находящейся внутри локтевого сустава – истонченность и повышенная ломкость между мыщелками, что способствует повреждениям и сопутствующим нарушениям функций.

В непосредственной близости от места мыщелковых повреждений в суставе находятся артериальные и венозные сосуды. Они легко травмируются, осложняют ход лечения и ухудшают прогноз полного восстановления функций сустава. Локтевые повреждения нервов происходят в 11% нарушения целостности мыщелков.

Внутрисуставные мыщелковые переломы локтевого сустава заживают долго, поскольку травмируются суставные поверхности. Существуют высокие риски возникновения артроза.

К внутрисуставным локтевым переломам относят:

  • чрезмыщелковые переломы;
  • повреждения блока;
  • нарушения целостности головки мыщелка.

Причина мыщелковых повреждений – падение назад на локоть. Головку мыщелка ломают падая лицом вперед (на вытянутые руки). Перелом блока плечевой кости происходит чаще в результате сочетанной травмы. Падения происходят в быту, во время занятий спортом, в результате автомобильной аварии, удара.

Признаки 

Диагностировать открытое повреждение легко: открытая рана, кровотечение, боль.

Мыщелковый перелом локтевого сустава бывает, как правило, закрытым.

В связи с особенностями анатомии (страдают небольшие участки кости), закрытые мыщелковые травмы «маскируются» под тяжелые ушибы и вывихи локтя с отечностью и гематомой. От взгляда опытного врача не ускользнет удлинение или укорочение руки (это помогает ему определить место локализации и характер мыщелковых повреждений).

Пострадавшему больно, заметны и непривычные, приобретенные возможности двигать рукой в направлениях, ранее недоступных. Страдают сосуды, сухожилия и нервы, появляется онемение и снижение чувствительности руки ниже места локтевой травмы, слышится похрустывание. Признак локтевого повреждения сосудов – отек и гематома.

Не дожидайтесь, что боль пройдет сама собой после таблетки анальгина. Обращайтесь в ФАП, травмпункт или в приемное отделение больницы. Там вам окажут необходимую квалифицированную медицинскую помощь.

Диагностика

Для врача диагностировать мыщелковую травму с нарушением целостности мыщелков не составляет большого труда. В этом ему помогает рентгенологическое обследование.

Без рентгена оценить детали травмы и тяжесть локтевых повреждений затруднительно. А неверно поставленный диагноз приводит к выбору ошибочной тактики лечения и осложнениям. Поэтому рентгенограмма делается в двух проекциях: спереди и сбоку. Так можно установить характер разломов кости (прямой, косой, со смещением или без, Т‐ или V‐образный).

При диагностике у ребенка необходимо учитывать ряд особенностей детского организма. В частности, с локтевым переломом на рентгеновском снимке можно спутать хрящ в «зоне роста» кости. В связи с этим проводится сравнительное рентгенологическое исследование здоровой и пострадавшей конечностей.

При диагностике сложных травм могут использоваться УЗИ, компьютерная и магнитно‐резонансная томография.

Особенности травмы у ребёнка

В отличие от взрослых, кости детей все еще растут за счет размножения клеток в удаленных, краевых отделах. Костная ткань там хрупкая, склонная к разрушениям, поэтому мыщелковые повреждения затрудняют и замедляют рост костей.

Утверждение, что мыщелковые травмы встречаются редко, справедливо для взрослых, но не для детей. Подвижные игры, детское стремление к лидерству и неспособность адекватно оценивать свои возможности, позволяют причислять мыщелковые повреждения у детей к одной из наиболее часто встречающихся травм. У мальчиков они встречаются чаще, чем у девочек, в 2 раза.

Как и травма лучевой кости, мыщелковые повреждения у детей называют «привычными» – 35% локтевых переломов приходится на мыщелковые переломы. Локтевая травма, как и перелом лучевой кости, происходит в типичном месте.

Читайте также:  Перелом надколенника статус локалис

Ребенок не всегда способен рассказать об обстоятельствах получения локтевой травмы и травмирующем агенте, поэтому необходимо опрашивать свидетелей произошедшего.

Лечение 

Лечение всегда начинают с оказания пострадавшему доврачебной помощи. Нужно снять боль, остановить кровотечение и обработать рану (при открытом локтевом повреждении), обездвижить руку подручными средствами, приложить к травмированному месту холод. Если боль не проходит – дать обезболивающие таблетки.

После проведения опроса, диагностических исследований и получения полного представления о картине полученной локтевой травмы, врач определяет тактику лечения, решает, будет лечение консервативным (без проведения операции) или оперативным.

Общий принцип лечения – сопоставление (репозиция) мыщелковых отломков для улучшения условий их сращивания и восстановления строения кости.

Консервативное 

Если мыщелковые отломки возможно сопоставить без проведения операции, то проводится консервативное лечение. Репозиция отломков не составляет труда, если не происходит смещения.

Основная задача: после сопоставления отломков костей локтевого сустава провести надежное обездвиживание руки и дать организму самостоятельно завершить работу по восстановлению утраченных в результате локтевой травмы функций.

Консервативное лечение длится 15–20 дней в амбулаторных условиях.

В течение этого времени врач наблюдает больного, контролирует процесс срастания мыщелковых отломков, оценивает состояние костной мозоли и проверяет, не произошло ли смещение, мешающее восстановлению кости в локтевом суставе.

Поскольку успешность репозиции во многом зависит от опыта и искусства врача (отломки соединяют «на ощупь»), и особенностей каждой травмы (степень повреждения сухожилий), она не всегда бывает удачной и вызывает необходимость хирургического вмешательства.

Операция при мыщелковых и чрезмыщелковых переломах

Показания к хирургической операции – открытые травмы и перелом со смещением.

Операцию проводят под местным, но чаще под общим наркозом. Задача, стоящая перед врачом – через операционную рану дойти до травмированной кости и провести внутреннюю фиксацию отломков. Для этого используются различные методики: отломки фиксируются друг к другу спицами, пластинами, соединяются проволокой или винтами.

Фиксация спицами дает лучшие результаты при косой линии разлома.

Иногда надежная репозиция требует скелетного вытяжения (средство выбора при надмыщелковых и чрезмыщелковых переломах), особенно, когда предыдущие попытки ручного совмещения отломков оказались безуспешными, или мыщелковые участки плечевой кости начали по разным причинам срастаться неправильно.

Длительное скелетное вытяжение проводится чаще при чрезмыщелковых, чем при надмыщелковых локтевых повреждениях. Если же не помогает скелетное вытяжение, показано выполнение спицевого остеосинтеза.

У детей операцию проводят в исключительных случаях, при абсолютных показаниях, поскольку репозиция костных отломков в локтевом суставе не представляет больших трудностей.

Для контроля правильности репозиции костных отломков при проведении операции обязательно проводится контрольное рентгенологическое обследование.

В дальнейшем проводится иммобилизация травмированной руки.

Иммобилизация и ее сроки

Для иммобилизации руки при отсутствии смещения (или при минимальном смещении) в результате травмы надмыщелка может использоваться только наложение гипсовой повязки – лангеты или шины (проволочные решетчатые конструкции).

Популярный способ иммобилизации при мыщелковых травмах в случаях отсутствия смещения костных отломков – бандажная повязка, представляющая собой систему ремней и удерживающих конструкций из эластичного материала.

Ношение гипса с бандажом можно совмещать.

Рука обычно фиксируется в согнутом положении. Длительность иммобилизации определяется характером локтевой травмы и временем, которое требуется для образования костной мозоли и восстановления функций.

Сплошная гипсовая повязка используется редко. Среднее время иммобилизации – три – четыре недели.

Методы восстановления 

Реабилитацию при мыщелковых переломах начинают на 2–3 день с момента травмы.

В реабилитационный комплекс входят лечебная физкультура, физиотерапия (УВЧ, магнитотерапия, электрофорез), массаж (только щадящий), лечебные ванны, лечение грязью. Для ускорения образования костной мозоли назначают препараты кальция. Подробнее о методах восстановления локтевого сустава читайте здесь.

Помните, что при вовремя начатом и эффективном лечении, функции локтевого сустава восстанавливаются полностью.

Результаты лечения и восстановления функций сустава зависят также от возраста, образа жизни и состояния здоровья, характера питания во время реабилитации.

Итоги

Осложнения заживления мыщелкового перелома появляются чаще всего в результате дефектов восстановления после консервативного и оперативного лечения.

Типичные осложнения:

  • послеоперационные осложнения мыщелковых травм (чаще случаются в случаях загрязненных ран);
  • контрактура – ограничение движений;
  • замедленное или неправильное срастание костей при мыщелковых переломах;
  • артрит (воспаление сустава), или артроз (воспалительное заболевание, сопровождающееся разрушением тканей сустава и потерей его функций);
  • повреждения нервов и нервных окончаний, артериальных и венозных сосудов, находящих в непосредственной близости от места травмы.
Читайте также:  Перелом позвоночника ощущения

Чтобы избежать этих осложнений, аккуратно выполняйте назначения врача и при необходимости вновь прочитайте эту статью.

Источник

Реабилитация после чрезмыщелкового перелома (ребенок)

Здравствуйте!

Уважаемые доктора, подскажите, пожалуйста эффективный метод реабилитации и восстановления движений в локтевом суставе после чрезмыщелкового перелома.

Ребенок – девочка, 3,5 года, 22.09 упала со стула на вытянутую руку, как результат – вышеописанный перелом со смещением отломка. Путем консультаций в трёх разных лечебных учреждениях было выбрано консервативное лечение – наложена гипсовая повязка, которая была снята 5.10 (на 13-й день после перелома) и заменена на обычный эластичный брейс. С брейсом мы ходили еще неделю, периодически снимая его, в итоге, к концу недели надевали только на ночь. С 11.10 начали ходить к реабилитологу, которого нам порекомендовал лечащий врач на разработку движений в локтевом суставе. Реабилитолог изначально сразу сказал, что в приоритете разработка локтя активными движениями, т.к. ребенок маленький, и может не дать/зажать руку. В итоге, делали мы всякие стандартные упражнения на сгибание-разгибание, руки вверх-вниз, с палочкой и т.д. Сначала очень хорошо пошло на разгибание, а согнуть не могли. Потом достигли неплохого результата на сгибание, а разгибание замерло на отметке градусов 160 (плюс-минус). Это всё только за счёт активной разработки.

Вчера 8.11 были на контрольном осмотре у лечащего врача, сделали очередной снимок – сращение кости произошло. За сгибание похвалил, а за разгибание наоборот, пожурил, сказал недорабатываем мы (при этом, мы руководствовались исключительно рекомендациями реабилитолога, которого он посоветовал, т.е. делали, что он скажет). В итоге, он сказал нам незамедлительно переходить к разработке разгибания пассивными движениями, разгибать через силу. Показал упражнение – рука ложится на стол, один взрослый фиксирует плечевую кость и сустав, второй разгибает руку. Сказал делать это как можно больше. Сегодня на визите к реабилитологу пробовали применить это упражнение – ребенок чужому человеку в руки не даётся (вплоть до истерики, а в таком состоянии эффективно упражнение не сделаешь). Очевидно, что в таком случае для нас единственный выход это разработка разгибания в домашних условиях самим, так как с нами она худо-бедно, но что-то делает, хоть и тоже не без нервов.

Исходя из ситуации, посоветуйте, пожалуйста – какие еще, кроме вышеописанного, полезные и главное эффективные на данном этапе упражнения можно делать, чтоб в итоге таки разогнуть руку? Ситуация усугубляется тем, что ребенок маленький, и ему нельзя объяснить, что нужно сделать через боль. Реабилитолог посоветовал – 1) набирать ванну и пробовать разгибать в воде 2) купить утяжелитель, вешать на руку и сидеть смотреть мультики (или даже не снимать, когда ребенок ходит по комнате).

П.С. Снимки сохранились не все, потому что у нас их изъяли в историю болезни, но я их не прилагаю (если надо, сделаю это), потому что вопрос на данном этапе не в диагнозе, а в том, чтобы определить методы, которыми можно эффективно разработать руку на разгибание. На данный момент на глаз имеем угол градусов 160.

Источник

  • Авторы
  • Файлы

Гарбуз И.Ф.

1

1 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Локтевой сустав у детей является сложной анатомической структурой, в связи с чем, реабилитационное лечение как после оперативного вмешательства, так и после закрытой репозиции костных отломков с транскутаной фиксацией спицами сложен и специфичен. Восстановление функции сустава должно начинаться как можно скорее, после наложения гипсовой повязки. Комплекс восстановительного лечения у этих больных зависит от времени, прошедшего с момента повреждения и характера самого повреждения. В связи с чем, восстановительное лечение условно делится на три периода:

Первый период – период пребывания больной конечности в иммобилизации;

Читайте также:  Перелом головчатого возвышения плеча

Второй период – период после снятия иммобилизации (3 недели);

Третий период – период начала нагрузки травмированной конечности.

Цель исследования – определить оптимальный и эффективный вариант реабилитационного лечения детей после травмы локтевого сустава.

Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением за последние 10 лет находились 88 ребенка различного возраста и пола, перенесших травму локтевого сустава, из которых: чрезмыщелковый перелом плечевой кости – 19; перелом головки мыщелка плечевой кости – 16; надмыщелковый перелом плечевой кости – 13; апофизиолиз медиального надмыщелка плечевой кости – 15; перелом шейки лучевой кости – 10; вывих костей предплечья – 15. Всем больным произведены, в зависимости от диагноза, сложные вмешательства с последующей иммобилизацией до 30 дней.

В первом периоде после наложения гипсовой повязки назначалась лечебная физкультура в виде статического напряжения мышц травмированной конечности, движение пальцами кисти и обязательно как можно больше двигать здоровой конечностью. Параллельно больные дети получали щадящий, отвлекающий массаж в виде поглаживания пальчиков травмированной конечности, рефлекторно-сегментарный массаж здоровой конечности. Эффективность реабилитации повышается при одновременном применении и физиотерапевтических методов, как тепло-, свето- и электролечение.

После снятия гипсовой повязки и после удаления фиксаторов начинался второй период реабилитации. Назначались щадящие лечебные упражнения:

1. Нефорсированные сгибательно-разгибательные движения в локтевом суставе, ротационные движения предплечья, активные движения в лучезапястном суставе и движения пальчиков.

2. Поврхностный массаж мышц предплечья и плеча с максимальной защитой области локтевого сустава с последующим переходом на более глубокий массаж. Процедура всегда начинается с пальчиков и постепенно, незаметно для больного ребенка продвигается в проксимальную сторону. Лечебные упражнения должны проводится нежно, в форме игры, создавая больному ребенку положительные эмоции.

3. Параллельно больной ребенок получает теплые отвлекающие ванны на травмированный локтевой сустав; электрофорез с новокаином на локтевой сустав. Весь этот период у ребенка травмированная рука находится на косынке.

Спустя 3 недели снимается косынка и начинается третий период восстановительного лечения, начинаются более активные движения в локтевом суставе самим ребенком под контролем методиста, и до появления нежных неприятных ощущений, этой рукой больной начинает пользоваться; получает массаж мышц кисти предплечья и плеча. Массаж выполняется в полном объеме, начиная от разминания и кончая тонизирующим этапом массажа. Массаж выполняется в сочетании с лечебными упражнениями для локтевого сустава. Параллельно получает на область локтевого сустава парафиновые аппликации; электрофорез с NaСl или KI. Запрещается насильственное разгибание или сгибание в локтевом суставе, носить этой рукой тяжести.

Обсуждение материалов. Из всех 88 больных детей, которые получали вышеуказанное лечение только 70 (80 %) – функция в локтевом суставе восстановлена в полном объеме уже через 2,5–3 месяца. 13 детей получали с первого дня форсированную разработку с тонизирующим массажем мышц конечности; парафиновые аппликации; электрофорез с раствором лидазы. На контроле через месяц объем движений в пределах 30—40 градусов. Ребенок боится врача, щадит больную руку, при попытке определить объем движений в суставе определяется стойкая психогенная сгибательно-разгибательная контрактура. Произведена коррекция реабилитационного лечения. 4 больных выполнили рекомендации и спустя 4 месяца функция восстановлена на 85–90 %; у 9 больных, которые лечились собственным способом, пренебрегая педиатрической спецификой, функция восстановлена полностью спустя 6 месяцев; у 6 больных сгибание до 45 градусов, разгибание до 170 градусов.

Выводы

– В отличие от взрослых, детский организм не переносит насилия при разработке функции суставов, что необходимо учитывать при назначении реабилитационного лечения;

– Необходимо считаться и с психоэмоциональным фактором ребенка, который играет первостепенную роль при восстановлении функции сустава;

– Разработка функции локтевого сустава должна быть щадящей, нежной, дозированной – лучше всего в форме игры;

– После каждой разработки необходимо показать маленькому пациенту его результативность.

Библиографическая ссылка

Гарбуз И.Ф. РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ТРАВМЫ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 65-66;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8511 (дата обращения: 13.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник